Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО'

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1688
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ЗАПРЕТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЭТИКА / ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ / STATE CIVIL SERVANTS / PROHIBITIONS / RESTRICTIONS / LEGAL STATUS / ETHICS / PRINCIPLES OF ETHICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крутских Дмитрий Александрович

В статье уделяется внимание запретам и ограничениям, связанным с прохождением государственной службы. Наибольшее внимание уделяется их правовому статусу, а также морально-этическому поведению государственно-гражданских служащих. Исследуется зарубежные стандарты, устанавливаемые в отношении поведения государственного служащего. Анализируются основы профессиональной этики государственной службы. Своеобразие этики государственных служащих как формы профессиональной этики определяется разными факторами, которые раскрываются в данном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTIONS AND BANS RELATED TO THE STATE CIVIL SERVICE: THE MORAL AND ETHICAL BEHAVIOR OF THE STATE CIVIL SERVANT

The article focuses on prohibitions and restrictions related to the passage of public service. The greatest attention is paid to their legal status, as well as to the moral and ethical behavior of civil servants. The article examines foreign standards established in relation to the behavior of a civil servant. The bases of professional ethics of public service are analyzed. The originality of the ethics of civil servants as a form of professional ethics is determined by various factors that are revealed in this study.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 35

Крутских Дмитрий Александрович Липецкий государственный технический университет

Экономический факультет Россия, Липецк [email protected] Krutskikh Dmitry Aleksandrovich Lipetsk State Technical University Faculty of Economics Russia, Lipetsk

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО Аннотация: в статье уделяется внимание запретам и ограничениям, связанным с прохождением государственной службы. Наибольшее внимание уделяется их правовому статусу, а также морально-этическому поведению государственно-гражданских служащих. Исследуется зарубежные стандарты, устанавливаемые в отношении поведения государственного служащего. Анализируются основы профессиональной этики государственной службы. Своеобразие этики государственных служащих как формы профессиональной этики определяется разными факторами, которые раскрываются в данном исследовании. Ключевые слова: государственные гражданские служащие, запреты, ограничения, правовой статус, этика, принципы этики.

RESTRICTIONS AND BANS RELATED TO THE STATE CIVIL SERVICE: THE MORAL AND ETHICAL BEHAVIOR OF THE STATE CIVIL

SERVANT

561

Annotation: the article focuses on prohibitions and restrictions related to the passage of public service. The greatest attention is paid to their legal status, as well as to the moral and ethical behavior of civil servants. The article examines foreign standards established in relation to the behavior of a civil servant. The bases of professional ethics of public service are analyzed. The originality of the ethics of civil servants as a form of professional ethics is determined by various factors that are revealed in this study. Key words: state civil servants, prohibitions, restrictions, legal status, ethics, principles of ethics.

В государстве функционирует специально созданный аппарат необходимый для государственного управления, который не может действовать без специальной основы - государственных служащих, являющихся ключевым элементом государственной службы. В тоже время от успешного и эффективного построения системы государственных органов и организации труда государственных служащих зависит успешное развитие государства. Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» установлены определенные ограничения, связанные с прохождением государственной службы [4]. Наличие ограничений и запретов для государственных служащих обусловлены спецификой выполняемых ими задач и функций государства и служебных полномочий. Предметом правового регулирования выше названного закона являются общественные отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу в РФ, ее прохождением и прекращением, а также определением правового статуса федерального государственного гражданского служащего РФ.

Главной целью правоограничений является обеспечение эффективного функционирования органов государственной власти, установления правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих, создание условий для независимого выполнения должностных полномочий и реализации, определенных Конституцией РФ прав и свобод граждан.

562

Основу социально-правового статуса гражданского служащего

составляют восемь групп государственно-служебных норм, определяющих его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник [3].

В соответствии со ст.16 Закона о государственной службе основными ограничениями [1], препятствующими принятию на гражданскую службу, являются: признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным, осуждению к наказанию, отказ от прохождения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, наличие медицинского противопоказания, препятствующего поступлению на государственную службу, близкого родства государственного служащего, связанного с непосредственной подчиненностью, выход из гражданства РФ, предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу. Данный перечень является открытым, поскольку предусматривает, что федеральным законодательством могут быть возложены иные ограничения.

Обращая внимание, что граждане иностранного государства не могут находиться на государственной службе, поскольку необходимой составляющей правового статуса является наличие гражданства РФ, знание государственного языка (ч. 1 п.7 ст.16 Закона о государственной службе). Исходя из смысла данной нормы, наличие гражданства свидетельствует об устойчивой правовой связи гражданина с государством, выражающееся в совокупности прав и обязанностей.

Основным запретом для государственных служащих является запрет на занятие предпринимательской деятельностью, приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход, получать вознаграждения от физических или юридических лиц, разглашать сведения конфиденциального характера, связанные с нахождением на государственной службе, допускать публичные

563

высказывания и оценки деятельности государственного органа, данные запреты предусмотрены ст. 17 Закона о государственной службе.

Существующие ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, имеют легитимный характер, то есть они оправданы и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов гражданина [6].

Ответственность за соблюдение запретов, перечисленных выше, устанавливается Федеральным законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами.

Ограничения и запреты для государственных служащих действуют на протяжении всего срока пребывания на службе и не могут быть отменены или заменены другими положениями. Правоограничения государственных служащих делятся на два вида: ограничения этического содержания; ограничения юридического характера. Последний тип ограничений, в свою очередь, можно разделить на: ограничения, связанные с приемом на государственную службу, и ограничения, связанные с прохождением государственной службы.

На государственных служащих распространяются требования Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 855 [2], в котором утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих. В число, которых входит: добросовестное исполнение должностных обязанностей, при осуществлении которых необходимо руководствоваться равным и беспристрастным отношением ко всем лицам, исключать поступки, порочащих его честь и достоинство, соблюдать корректность при общении с гражданами и не допускать конфликтных ситуаций, которые могут негативно повлиять на репутацию государственного органа.

В Соединенном Королевстве действует полный запрет на участие высокопоставленных государственных служащих в любой форме политической деятельности. Однако этот запрет становится все менее строгим для средних и низших классов службы.

564

Первые элементы международной гражданской службы впервые

появились во Всемирном почтовом союзе (учрежденном в 1874-1875 гг.). Для этого потребовался штат почти в 600 экспертов и подчиненных, который принял форму настоящей международной гражданской службы.

В XIX веке гражданские службы обычно ограничивались поддержанием законности и порядка и незначительными экономическими правилами, такими как меры и весы и фабричные законы.Это вызвало озабоченность, поскольку государственные служащие были освобождены от обычных юридических процедур при выполнении своих служебных функций. В ответ на это были созданы специальные административные суды, в которые частные граждане или корпорации могли подавать апелляции на административные акты. Однако юрисдикция была ограничена, и возмещение ущерба часто происходило медленно. Сами суды оставались специализированными

учреждениями исполнительной власти, а не обычными частями судебной системы.

В зарубежных странах усиление формального регулирования условий службы произошло тогда, когда государственные служащие организовались в профессиональные группы, иногда едва отличимые от профсоюзов. Были разработаны специальные механизмы периодического пересмотра условий службы и урегулирования спорных вопросов. В частности, необходимо было создать должным образом признанную систему регулирования поведения и дисциплины. В Соединенном Королевстве традиционные стандарты дополняются или пересматриваются в соответствии с рекомендациями периодических комиссий по расследованию, которые уделяют особое внимание официальному поведению в связи с политической деятельностью и деловыми отношениями.

Во Франции и Германии эти кодексы поведения основываются главным образом на нормах административного права и судебной практике административных судов, хотя некоторые права и обязанности гражданской службы определены в конституционном праве.

565

Стандарты, устанавливаемые в отношении поведения

государственного служащего, являются отчасти теми, которые следует ожидать от любого компетентного государственного служащего. В идеале государственный служащий должен быть выше любых подозрений в пристрастности и не должен позволять личным симпатиям или интересам влиять на выполнение обязанностей; например, государственный служащий обязан быть осмотрительным в частных финансовых сделках. По общему правилу, государственный служащий не может заниматься предпринимательской деятельностью.

Основным моментом нравственной оценки профессиональной деятельности и личности сотрудника является профессионализм, который включает в себя моральный облик специалиста, понимание и выполнение требований профессиональной этики, умение руководствоваться универсальными и профессиональными моральные стандарты. Сегодня в условиях трансформации общества профессиональные этика становится теоретической основой развития нравственной культуры человека. Общественный интерес к важности моральных вопросов в истории человеческой культуры и к стремлению понять суть морально-этических проблем на уровне современного знания было вполне логичным.

Этика государственной службы представляет собой основу культура обслуживания чиновников на всех уровнях государственной власти, которая кодифицирует этические принципы, нормы, запреты, правила служебного поведения государственных служащих, выступающих в качестве посредников в отношениях между государством и его гражданами.

Главный пункт моральной оценки - основой профессиональной деятельности и личностью работника является профессионализм, что включает в себя моральный облик специалиста, понимание и самореализацию требований профессиональной этики, умение руководствоваться общечеловеческими и профессиональными моральные нормы.

566

Своеобразие этики государственных служащих как формы

профессиональной этики определяется разными факторами.

Во-первых, это особый социально-правовой статус государственных служащих. Государственная служба как социально-правовой институт занимает особое место в достижении национальных целей и играет важную роль в правительственном механизме. Формирование и определение государственной гражданской службы в России, призванной служить обществу и гражданам, является важным условием эффективного функционирования государства.

В-вторых, объем и содержание компетенции, а также уровень и содержание ответственности за качество и социальные последствия своей профессиональной деятельности. Формирование эффективных человеческих ресурсов в профессиональной деятельности государственных служащих является ключевым фактором обеспечения силы и высокой эффективности правительства.

В-третьих, профессиональная служебная деятельность определенного контингента граждан должностных лиц (служащих), выступающая для обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти.

Другими словами, государственная служба играет роль рулевого в практическом исполнении полномочий, помогая государству в достижении целей, определенных политическим руководством страны. Подразумевает достойный поведение, развитое чувство ответственности, чести, честности и долга, поэтому требование для сотрудников очень важно соблюдать нормы морали.

Согласно установленному долгу государственный служащий должен самоотверженно, бескорыстно, добросовестно выполнять профессиональные обязанности и обязанности. Его поведение должно быть таким, чтобы не наносить ущерба уважению и доверию общества и граждан.

Кроме того, в настоящее время высокий уровень осведомленности общественности об управлении требует, чтобы государственная служба

567

соблюдала этический кодекс, который становится неотъемлемой частью самой системы управления.

Кодекс этики государственных служащих - это систематизированный перечень этических принципов, нормы и правила, выражающие моральные требования общества к нравственной личности государственного служащего, социальная цель его деятельности и характер взаимоотношений с обществом, гражданами и государством в своей профессиональной среде.

Основы профессиональной этики государственной службы можно понять и изучить на основе анализа трех уровней:

1) национальный уровень государственной службы как публично-правовые институты и носители специфическая корпоративная культура;

2) уровень государственного органа, стиль работы которого нормируется из набора стабильных

образцы ценностей и правовых норм, накопленные традиции, опыт и современная ориентация;

3) уровень личности государственного служащего, индивидуальная культура которого вмещает совокупность профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и навыки, определенный набор управленческих технологий.

Осуществление власти через правительство, народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации обязывают власти призывать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать условия, которые обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека.

Являясь институтом реализации государственной политики и его обязательств перед общества, а значит, выполняя миссию государственной службы, штат сотрудников заключается в удовлетворении требований и социальных ожиданий граждан, то есть налогоплательщиков, которые обеспечивают свой труд и имеют право требовать от них честности и добросовестности выполнение своего Гражданского и служебного долга.

568

Еще один важный этический принцип российского

государственного служащего - принцип законности верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над всеми другими нормативными актами и должностными инструкциями. Воплощение этого принципа в жизнь и управление им в непосредственной практической работе выступает как определяющая социальная и духовная основа управленческой деятельности.

Принцип беспристрастности и независимости должен, прежде всего, обеспечивать гражданское служить интересам государства и общества в ситуации нравственного выбора в разработке и реализации конкретного решения. Государственные служащие не должны использовать государственную собственность и служебную информацию в неофициальных целях.

Закрепление правил служебной этики в нормативно-правовом порядке способствует унификации требований к поведению государственных служащих. Профессиональная этика государственных служащих на современном этапе имеет государственно-управленческую специфику, а разнообразие выполняемых ими функций требует сложного сочетания морально-этических качеств, в основе которых должны быть четкие этические принципы.

Принцип ответственности подчеркивает, что любой административный орган несет ответственность за негативные последствия решений, неисполнение своих служебных обязанностей, действия, нарушающие права и законные интересы граждан. Государственные служащие, осознают свою ответственность перед обществом и его гражданами, имеют гражданскую совесть, профессиональная честность, повышенное чувство долга, чести и достоинства, проявляющееся в единство слова и дела.

Работа государственного служащего невозможна, если она не основана на принципе правосудия, реализуя себя в эффективной защите прав граждан, а также в законное использование власти и удовлетворение социальных ожиданий общества. Любая несправедливость разрешена чиновником, дискредитирует не только его, но и власть в целом, заставляя их непоправимый моральный ущерб.

569

Требования кодекса должны служить основными критериями этической оценки качества профессиональной деятельности и служебного поведения государственных служащих. Следовательно, неуклонное соблюдение принципов государственной службы, законности, гуманности, беспристрастности, ответственность, справедливость государственных служащих свидетельствует о так называемом нравственном здоровье государства. Поведение государственных служащих должно свидетельствовать о высоком уровне культуры и способствовать авторитету органов государственной власти, поскольку задачи и функции государства становятся при практической реализации их задачами и функциями [5].

Список литературы:

1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

2. Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 855 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»// СПС КонсультантПлюс.

3. Государственная служба: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 340 с.

4. Полетаев, Ю. Н. Правовое регулирование труда государственных гражданских служащих: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Полетаев, М. А. Клочков. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 163 с.

5. Прокофьев, С. Е. Государственная и муниципальная служба: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, Е. Д. Богатырев, С. Г. Еремин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 302 с.

6. Ширяева А.В. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой // Наука и образование сегодня. 2017. №10 (21)

570

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.