Научная статья на тему 'Профессиональная культура государственного служащего: методологические и практические аспекты совершенствования'

Профессиональная культура государственного служащего: методологические и практические аспекты совершенствования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5524
753
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СЛУЖЕБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / PUBLIC SERVICE / PUBLIC SERVANT / PROFESSIONAL CULTURE / OFFICIAL BEHAVIOR / ETHICS OF PUBLIC SERVANT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шачнев Сергей Александрович

Обращается внимание на то, что профессиональная культура имеет важное методологическое значение для анализа практически-профессиональной деятельности. Выделены основные подходы к пониманию сущности и специфики профессиональной культуры государственных служащих. Обосновано, что профессиональная культура государственных служащих, будучи социальным запросом, выступает необходимым условием их профессионализма. Показано, что в основе субкультуры бюрократии лежит культура управленческого труда, профессиональные знания и ценности, уровень компетентности, которые в виде образцов и норм регулируют профессиональную деятельность на государственной службе. Выявлены проблемные аспекты в профессиональной культуре государственных служащих, связанные с деформациями служебного поведения и профессиональной этики. Сформулированы рекомендации по совершенствованию профессиональной культуры государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CULTURE OF CIVIL SERVANT: METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF IMPROVING

The author draws attention to the fact that professional culture is of great methodological importance for the analysis of practical and professional activity. The main approaches to understanding the nature and specificity of professional culture of civil servants are highlighted. It is proved that the professional culture of civil servants, being a social request, is a necessary condition for their professionalism. It is shown that the subculture of bureaucracy is based on the culture of managerial work, professional knowledge and values, the level of competence, which in the form of models and norms regulate professional activity in the public service. The problematic aspects in the professional culture of civil servants associated with deformations of official behavior and professional ethics are revealed. Recommendations for improving the professional culture of civil servants are formulated.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура государственного служащего: методологические и практические аспекты совершенствования»

УДК 323

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

С.А. Шачнев

Обращается внимание на то, что профессиональная культура имеет важное методологическое значение для анализа практически-профессиональной деятельности. Выделены основные подходы к пониманию сущности и специфики профессиональной культуры государственных служащих. Обосновано, что профессиональная культура государственных служащих, будучи социальным запросом, выступает необходимым условием их профессионализма. Показано, что в основе субкультуры бюрократии лежит культура управленческого труда, профессиональные знания и ценности, уровень компетентности, которые в виде образцов и норм регулируют профессиональную деятельность на государственной службе. Выявлены проблемные аспекты в профессиональной культуре государственных служащих, связанные с деформациями служебного поведения и профессиональной этики. Сформулированы рекомендации по совершенствованию профессиональной культуры государственных служащих.

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, профессиональная культура, служебное поведение, этика государственного служащего.

В условиях повышенного запроса общества на эффективное государственное управление все более возрастает значимость профессиональной культуры государственных служащих. Это во многом объясняет повышенный интерес исследователей к данной проблематике.

В научной литературе встречается значительное число дефиниций профессиональной культуры, в которых в той или иной мере обозначается этот со-циоинтегральный феномен. У истоков теоретической платформы исследования профессиональной культуры стояли О. Конт, Г. Э. Дюркгейм, Г.Зиммель, М. Вебер, Т. Парсонс.

Согласно О. Конту, прогресс культуры носит кумулятивный характер [1, с. 69]. Г. Зиммель полагал, что объективный аспект культуры - это все богатство и разнообразие культурных форм, которыми обладает общество. Субъективный аспект - это та часть культуры, которую осваивает индивид [2, с. 37]. М. Вебер утверждал, что понятие культуры неразрывно связано с ценностями [3]. Т. Парсонс разработал модель взаимосвязи организационной культуры с результатами деятельности организации. Эта модель включает такие компоненты, как адаптация, достижение целей, интеграция, легитимность [4, с. 84].

В работах И. Акоффа, Т. Питерса, Р. Уотермена профессиональная культура рассматривается в организационно-управленческом контексте, в основном как фактор максимизации эффективности управления организацией [5, с. 16; 6].

Исследования Ф. Тейлора и А. Файоля выступают теоретической рефлексией для понимания профессиональной культуры управленца как уровня его профессионализма [7].

В трудах Р. Мертона и А. Гоулднера, исследовавших причины дисфункций, порождаемых бюрократией, профессиональная культура чиновников интерпретируется как качественная характеристика их деятельности [8]. Р. Мер-тон поднимает вопрос о соотношении целей и способов их достижения в служебной деятельности. А. Гоулднер ставит в зависимость организационную культуру и стабильность организации.

Отечественные исследователи проблематики профессиональной культуры госслужащих обращаются к изучению особенностей бюрократической культуры (Г. Л. Купряшин), организационной культуры (К. Мамедов), специфике личностного и профессионального развития государственных служащих (А.А. Деркач), институциональным факторам формирования профессиональной культуры (Г.В. Атаманчук), инновационным ориентирам развития профессиональной культуры (Э.А. Капитонов), стратегическим аспектам развития персонала (Пономаренко Б.Т.), нравственно-этическим составляющим личности чиновников (В.Ф. Мамонтова), имиджевым характеристикам государственного служащего (Г. Бирюкова, В.В. Огнева, Ю.В. Дорохова) [9-14].

Разброс мнений в понимании профессиональной культуры бюрократии свидетельствует о многообразии данного феномена, наполненного различными смыслами, что требует дальнейшей конкретизации понимания профессиональной культуры данной категории.

Профессиональная культура государственных служащих представляет собой комплекс ценностей и норм служебного поведения, разделяемых государственными служащими, она выступает как качественный показатель состояния государственного управления.

Из ценностей и норм соответственно вытекают стили поведения, коммуникативного общения, складываются соответствующие мировоззренческие установки, образ мышления, стиль поведения и т.п.

Основные требования к государственным служащим сформулированы в законе «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», где зафиксирован важнейший принцип государственной службы (ст. 4, п. 4) - профессионализм и компетентность государственных гражданских служащих [15].

Статья 18 настоящего закона устанавливает императивы служебного поведения гражданского служащего. В соответствии с ними гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо обще-

ственным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких - либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации [15, ст. 18].

Для государственного служащего имеется ряд установленных законом запретов, среди которых, в частности, такие, как: занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (имеются в виду подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения); использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций и др. [15, ст. 17].

Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [15, ст. 20].

К сожалению, в профессиональном поведении государственных служащих имеют место отклонения от этих и других норм, о чем свидетельствуют проведенные социологические опросы. Бюрократизм в среде чиновничества отмечают 52,1 % опрошенных, на коррумпированность указывают 49 %, в пренебрежении к законам госслужащих уличают 21,1 % респондентов. Пренебрежительное отношение к людям со стороны бюрократии фиксируют 47,9 % опрошенных. Среди негативных качеств госслужащих респонденты отмечают такие, как имитация бурной деятельности ((29,1 %), безответственное отношение к своим служебным обязанностям (21,5 %) и др. [16].

Серьезной проблемой для государственной службы продолжает оставаться коррупция. Так, за последние 3 -4 года обвинительные приговоры по коррупционным делам вынесены в отношении более 400 депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня, а также почти 3 тыс. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления [17].

Результаты общественного мнения и печальные данные статистики подтверждают ряд выводов, сделанных Г. Л. Купряшиным и А.И. Соловьевым относительно отечественной бюрократической субкультуры. Во-первых, пренебрежительное отношение к праву, что влечет за собой превышение служебных полномочий, своеволие, волюнтаризм при подготовке и принятии решений. Во-вторых, очевидна решающая установка бюрократии на расширение своих полномочий (стремление к методам скрытого управления, «наличие приоритетов власти по сравнению с влиянием, поддержка групп давления, ориентированных на закулисные способы принятия решений, понимание управления «как формы личного контроля над людьми и др.). В-третьих, это возвышение корпоративных норм и ценностей над общесоциальными установками нравственности и морали, что приводит к снижению порога чувствительности у отдельных чиновников к социально значимым проблемам [18, с. 296-297].

Так случилось, к примеру, с министром труда и занятости Саратовской области, настаивавшей на возможности установления прожиточного минимума размером в три с половиной тысячи рублей в месяц [19], Свердловским министром по делам молодежи, заявившей о том, что государство «ничего не должно» молодым людям, оно не заставляло их родителей рожать детей» [20]. Как оказалось, годовые доходы этих чиновников составляли более двух миллионов рублей в год. Поскольку эти факты стали резонансными в обществе, чиновницам пришлось поплатиться своими должностями.

Как известно, нормы и стандарты культурной мотивации государственных служащих прежде всего задает государство. Именно оно устанавливает правила служебной деятельности, культурные стандарты поведения. Важное значение при этом имеет обеспечение профессиональной компетенции управленческой деятельности, проявление высоких моральных качеств в отношениях с гражданами. К этому обязывает Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Он предписывает, что государственному (муниципальному) служащему в своей деятельности необходимо исходить из конституционных положений о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Государственный служащий должен избегать грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; быть вежливым, доброжелательным, корректным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами» [21].

Особое внимание придается внешнему виду государственного служащего, который «должен соответствовать общепринятому деловому стилю, отличающему официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность» [21].

В целом этический кодекс государственного и муниципального служащего направлен на достойное выполнение ими своих профессиональных обязанностей и уважительное отношение к государственной службе и обществу.

К сожалению, эффективность исполнения этического кодекса, по мнению В.В. Огневой, Ю.В. Дороховой, замедляет отсутствие соответствующих этических комиссий, включающих не только самих госслужащих, но и представителей общественности и СМИ. Задачами комиссии должно стать формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения государственных служащих. При этом результаты проведения этических проверок следовало бы включать в рейтинговую оценку имиджа государственного гражданского служащего. Свободный доступ через сайт к результатам такой оценки в значительной степени повысит чувство ответственности у государственных служащих [22, с. 153].

Автор разделяет точку зрения М.А. Цуциева, что в органах государственной власти должны заработать единые основы современной организационной культуры государственных служащих, включающие в себя правила внутренних и внешних взаимодействий органов власти. Формирование современной организационной культуры предполагает, в том числе, внедрение в деятельность государственных органов механизмов, стимулирующих эффективную профессиональную служебную деятельность гражданских служащих и соблюдение ими единых правил служебного поведения [23].

Представляется важным усовершенствование процедуры аттестации государственных служащих, превращение ее в реальный механизм профессионального развития, с фиксацией профессионально-важных качеств работников в административных регламентах и индивидуальных планах профессионального развития.

Профессиональная культура - это и развитие самого государственного служащего, что предъявляет высокие требования к культуре его труда. Последняя выступает показателем отношения работника к процессу и результатам своего труда. Культура труда дает возможность получить ответ на вопрос: ка-

ким станет человек, насколько он соответствует статусным ожиданиям и требованиям общества, не произойдет ли профессиональная деформация личности и ее психологическое выгорание? Пути решения этих проблем видятся в формировании модели культуры труда государственного служащего, соответствующего эффективному государству и социальному запросу; разработке критериев оценки труда и системы оценивания уровня его сформированности; выявлении факторов, способствующих формированию высокой культы труда; придании культуре труда аксиологической значимости и включении ее в систему лич-ностно-ценностных ориентаций государственного служащего.

Залогом высокой культуры труда и личности госслужащего является также получение им профессионального образования, совершенствующего профессиональную компетентность, дающего прочный запас знаний, развивающего эрудицию человека. При этом на смену традиционному информационному образованию должны прийти проектные, модульные, групповые и игровые технологии, а также технологии интегрированного обучения, что позволит усилить акцент на освоении профессиональных компетенций, приобретении практических умений и навыков управленческой деятельности. Все это направлено и на совершенствование личности государственного служащего - его эрудиции, гибкости и вариативности мышления, творческой активности, способности к осуществлению инновационной деятельности, уверенности (но не самоуверенности) в своих делах и поступках, в целом в служебном поведении.

Список литературы

1. Конт О. Курс позитивной философии. М.: Либроком, 2011. 296 с.

2. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Избранное. Т. 2. М.: Юрист, 1996. 607 с.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // URL: https://knigogid.ru/books/200828-politika-kak-prizvanie-i-professiya/toread (дата обращения: 10.11.2018).

4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 880 с.

5. Акофф Р. О менеджменте / пер. с англ. СПб: Питер, 2002. 448 с.

6. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках успешного управления (опыт лучших кампаний. Гл. 2. Рационалистическая модель) URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/53321/chitat knigu.shtml (дата обращения: 10.11.2018)

7. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Мертон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. 349 с.

8. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.:АСТ, 2006.

880 с.

9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2014. 525 с.

10. Бирюкова Г. Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 12 // URL: http://bmsi.ru/doc/c1e3ad47-ea2e-4dfc-9577-b0535e161cf8 (дата обращения: 08.11.2018)

11. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.3. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2000. 541 с.

12. Купряшин Г.Л. Кризисы государственного управления: неоинституциональный подход // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. № 51. Август 2015 г. С. 56-84.

13. Результаты социологического мониторинга актуальных проблем кадровой политики и управления персоналом предприятий, организаций и учреждений различных направлений деятельности и форм собственности в Российской Федерации / под ред. К. Мамедова // «Аналитический обзор Института государственной службы и управления РАНХиГС. 2016. № 7.

14. Пономаренко Г.Т. Стратегия развития персонала современной организации // Государственное управление и развитие России: выбор приоритетов. М.: Научная библиотека, 2017. С. 205-208.

15. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О

государственной гражданской службе Российской Федерации»_// URL:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 48601/ (дата обращения: 11.11.2018).

16. Социологическое исследование этических проблем государственной службы URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=539432 (дата обращения: 12.11.2018).

17. «Коррупция нанесла РФ ущерб на 130 млрд рублей за 2,5 года»// URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/08/09/10825598.shtml (дата обращения: 17.11.2018 )

18. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Теории и механизмы современного государственного управления. М.: Изд-во МГУ, 2013. С.295-299.

19. В Саратовской области министр труда и социального развития уволена после скандальных высказываний о прожиточном минимуме URL: https://www.1tv.ru/news/2018-10-12/353894- v saratovskoy o

blasti ministr truda i sotsialnogo razvitiya uvolena posle ska ndal nyh vysk azyvaniy _o_p rozhito chno m_ minimume (дата обращения: 17.11.2018).

20. Молодежный министр Глацких договорилась до отставки // URL: https://www.uralinform.ru/news/politics/299988-molodejnyi-ministr-glackih-dogovorilas-do-otstavki/ (дата обращения: 17.11.2018)

21. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Одобрен решением президиума совета при Президенте по противодействию коррупции 23.12.2010 года // URL: http: //legalacts .ru/doc/tipovoi-kodeks-etiki-i-sluzhebno go-povedenija-gosudarstvennykh/ (дата обращения: 18.11.2018)

22. Огнева В.В., Дорохова Ю.В. Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа // Известия

Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып.1. С.152-162.

23. Цуциев М.А. Государственная служба в трехлетней перспективе// URL: http://bujet.ru/magazine/about.php (дата обращения: 11.10.2018)

Шачнев Сергей Александрович, канд. культурологии, доц., зав. кафедрой, ser-alesha@,mail. ru, Россия, Брянск, Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

PROFESSIONAL CULTURE OF CIVIL SERVANT: METHODOLOGICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF IMPROVING

S.A. Shachnev

The author draws attention to the fact that professional culture is of great methodological importance for the analysis of practical and professional activity. The main approaches to understanding the nature and specificity of professional culture of civil servants are highlighted. It is proved that the professional culture of civil servants, being a social request, is a necessary condition for their professionalism. It is shown that the subculture of bureaucracy is based on the culture of managerial work, professional knowledge and values, the level of competence, which in the form of models and norms regulate professional activity in the public service. The problematic aspects in the professional culture of civil servants associated with deformations of official behavior and professional ethics are revealed. Recommendations for improving the professional culture of civil servants are formulated.

Key words: public service, public servant, professional culture, official behavior, ethics of public servant.

Shachnev Sergey Aleksandrovich, candidate of Culturology Sciences, associate professor, manager of kathedra, seralesha@,mail.ru, Russia, Bryansk, Bryansk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.