Искусствоведение список научных статей
-
Религиозный колорит в европейских операх на русскую тематику
В центре внимания данной статьи — церковные сцены в операх европейских композиторов на сюжеты о России: «Иван IV» Ж. Бизе, «Димитрий» А. Дворжака, «Димитрий» В. Жонсьера, «Сибирь» У. Джордано, «Иван Грозный» Р. Гюнсбурга. Все эти авторы не стремились к точному отображению музыкального стиля...
2020 / Е.Ю. ШигаеваВАК -
Духовная тематика в творчестве Виталия Харисова
В статье раскрываются вопросы претворения духовной тематики в творчестве композитора Виталия Харисова. В работе представлен музыкально-поэтический анализ кантатыэлегии «Душа», а также анализируется его Симфония-реквием. В произведениях, связанных с духовной тематикой, проявляется индивидуальный...
2020 / Г.Н. АкбароваВАК -
Liedertafel Карла Фридриха Цельтера: от проекта к воплощению
В статье на основе документов, исторических свидетельств и с учётом последних зарубежных исследований реконструируется процесс становления Лидертафеля — мужского певческого любительского общества, созданного Карлом Фридрихом Цельтером в Берлине в 1809 году. Подробно рассматривается проект Устава...
2020 / М.Е. Гирфанова, Ю.С. Карпов, А.К. НурутдиноваВАК -
Струнные квартеты А.Б. Луппова: драматургия и особенности инструментального стиля
Статья посвящена струнным квартетам крупного отечественного композитора Анатолия Луппова, развивающего в своём творчестве традиции русской, татарской и марийской музыки. Произведения композитора рассматриваются в плане их драматургии, тематики и инструментального стиля, воплощающего современные...
2020 / Г.Ш. МонасыповВАК -
Александр Сергеевич Соколов: «…Студенты — та “причина”, которая не даёт расслабиться»
Во время встречи со студентами Казанской консерватории, состоявшейся в октябре 2019 года, ректор Московской консерватории А.С. Соколов рассказал о новых тенденциях в учёбе и жизни студенчества Московской консерватории. В этом доверительном и откровенном разговоре были затронуты и вопросы...
2020 / Александр Сергеевич СоколовВАК -
Оркестровые «развлечения» Н.Я. Мясковского
Статья посвящена оркестровым сюитам ор. 32 Н.Я. Мясковского, созданным в период поисков нового музыкального языка, возможности выражаться более просто и ясно, но не упрощённо. Сохраняя связь с сонатно-симфоническим циклом, сюиты обнаруживают более концентрированный тематизм, компактную разработку,...
2020 / Е.Н. ХадееваВАК -
На уроках Веры Дуловой. Основы педагогического мастерства
В статье представлен анализ принципов преподавания великой русской арфистки Веры Дуловой, чья педагогическая деятельность более полувека была тесно связана с Московской консерваторией (1943–2000). Период её работы, остающийся непревзойдённым до сих пор, ознаменован небывало высоким уровнем...
2020 / А.А. БарановВАК -
Музыкальный язык инструментальных произведений Ф. Ахметова: к 85-летию композитора
В статье рассматривается музыкальный язык инструментальных произведений Ф.А. Ахметова. Выявляются закономерности мелодики как тематического компонента произведений, в том числе мелодика с ладоинтонационной организацией, включающей пониженные ступени, а также мелодика на основе ладов трихордной...
2020 / Л.В. БражникВАК -
Хоральная партита в творчестве И.С. Баха и его предшественников
Статья посвящена жанру хоральной партиты в творчестве западноевропейских композиторов, начиная с Я.П. Свелинка и заканчивая И.С. Бахом. Наибольшее внимание уделено баховской партите на тему хорала “Sei gegrüßet Jesu gütig”, являющейся вершиной жанра.
2020 / Е.В. БурундуковскаяВАК -
Контрабас и смычок Доменико Драгонетти
В статье рассматривается строй контрабасов, на которых играл Доменико Драгонетти, и конструкция его смычка; приводятся высказывания Драгонетти и его современников, свидетельствующие о преимуществах квартового строя контрабаса, итальянского смычка и связанной с ним смычковой техники.
2020 / О.В. ЖестковаВАК -
ГАРМОНИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ. Эссе систематизации гармонических прогрессий
Теория гармонических векторов Николя Меюса является новой теорией в области тональности и гармонического анализа. Первый перевод основополагающей статьи Меюса на русский язык может способствовать новой динамике исследований в российском музыковедении.
2020 / Н. Меюс, С. КасьянВАК -
Новые формы композиторской работы со словом в хоровом цикле “Homo cantans” Ольги Викторовой
Статья посвящена одной из актуальных тенденций в современной музыке, связанной с областью взаимодействия вербального и музыкального начал. В центре рассмотрения — ярко отражающее данную тенденцию произведение: хоровой цикл Ольги Викторовой “Homo cantans” (2002), который демонстрирует новые формы...
2020 / Е.В. Мельникова, А.Г. КоробоваВАК -
Вокруг отечественных споров 60-х годов по поводу «бранного слова» в советской музыке
В статье рассматривается проблема художественной оценки авангардных техник письма в творчестве композиторов национальных республик Советского Союза. 1960-е годы стали временем постепенной трансформации взглядов и установок на западные средства выразительности — от жёсткой критики к более...
2020 / М.В. ШатрашановаВАК -
Песенная традиция закамских удмуртов (по результатам полевых экспедиций 2017–2018 годов)
В статье осуществляется характеристика песенной системы закамских удмуртов — локальной группы удмуртов, проживающих на северо-западе Башкортостана. Её стилевая и стадиальная неоднородность, определяемая взаимодействием этнически характерной и заимствованной (прежде всего, кряшенской) составляющих,...
2020 / М.В. Бочкарёва, Е.М. СмирноваВАК -
О дореволюционных церковно-певческих переводах для удмуртов
Статья посвящена важнейшей части музыкальной культуры удмуртов — практике православного пения на родном языке. Объектом внимания впервые становятся дореволюционные сборники церковных песнопений, анализ которых позволяет выявить ряд особенностей певческой традиции.
2020 / А.Т. ГумероваВАК -
Начальный этап работы Р.М. Глиэра над программами класса специальной теории в Киевской консерватории: по архивным материалам (1913–1915)
Статья посвящена начальному периоду работы Р.М. Глиэра в Киевской консерватории. Рассматривается важный и малоизученный этап подготовки программ класса специальной теории в новой консерватории. Материалом к работе служат неопубликованные архивные документы (выявленные в Российском государственном...
2020 / Я.А. ГурецкаяВАК -
Опера До Хонг Куана «Красные листья» в аспекте взаимодействия культур
В статье рассматриваются некоторые национальные приёмы исполнения, использованные вьетнамским композитором До Хонг Куаном в опере «Красные листья», их взаимодействие с западноевропейскими.
2020 / Д. . ЗагидуллинаВАК -
Musique concrète Янниса Ксенакиса
В статье рассматриваются электроакустические сочинения Я. Ксенакиса (Diamorphoses, Concret PH, Orient-Occident и Bohor ), написанные им в студии GRM в 1957–1962 годах, с позиции их соответствия эстетике конкретной музыки. Сделан вывод, что, несмотря на общее неприятие серийной и электронной музыки, ...
2020 / А.В. КлёповаВАК -
Сохранение и трансляции локальной певческой традиции на примере творчества Ю.Т. Ерёмкиной
Статья посвящена проблемам сохранения и развития народной певческой традиции чувашей на примере индивидуального творчества современного мастера народного пения Ю. Т. Ерёмкиной. Автор рассматривает специфические закономерности её исполнительского стиля, обусловленные фонетикой языка, диалекта и...
2020 / Л.В. ПетуховаВАК -
С.С. Прокофьев. Несколько страниц о театре
Прокофьев создал свой музыкальный театр. Он сотрудничал с режиссёрами, артистами, драматургами. Новый фактологический материал статьи дополняет эту сторону его натуры в связях с людьми, посвятившими себя театру, в деталях работы над музыкой к «Египетским ночам», в контактах с В. Мейерхольдом и С....
2020 / Н.П. СавкинаВАК