Искусствоведение список научных статей
-
В объективе — киноконференция2017 / Е Н. ХадееваВАК
-
Ритуал как основа сценического действия в спектакле Клауса Гута по опере Моцарта «Дон Жуан»
В статье рассматриваются воплощения «ритуалов перехода» в постановке моцартовского «Дон Жуана» (реж. К. Гут, Зальцбургский фестиваль, 2008). Основной акцент сделан на соотношении нарративных и ритуальных элементов в постановке. Постановщики спектакля используют аналитический и экспрессивный арсенал ...
2017 / О Б. Макарова, А А. СокольскаяВАК -
Исполнительские сложности камерно-вокальных сочинений Антона Веберна
В статье рассматривается один из важных вопросов камерно-вокального творчества Антона Веберна — исполнительские трудности. Проблема анализируется как в общем плане (темповые особенности, метроритмические особенности, динамический план), так и на трех отдельных уровнях: выразительные возможности...
2017 / М В. МелюковаВАК -
Музыкальный мир Беларуси XVII — первой половины XVIII века сквозь призму межкультурных связей
В статье рассматриваются вопросы межкультурного взаимодействия в сфере музыкального искусства между Беларусью, Россией и западноевропейским регионом в эпоху барокко. Отмечается, что для музыкального мира Беларуси было характерно многовекторное взаимодействие с широким геокультурным пространством.
2017 / О В. ДадиомоваВАК -
Музыкально-инструментальная культура татар позднего средневековья
В статье рассматриваются музыкальные инструменты татар Среднего Поволжья, связанные с элитарной культурой Казанского ханства после его вхождения в состав России. В этот период возникло движение татарского кадимизма (позднесредневековый консерватизм), которое было направлено на сохранение старой...
2017 / Г М. МакаровВАК -
Иоганн Себастьян Бах Токката (с фугой) d-moll для органа BWV 565. К вопросу о хоральных истоках и духовных смыслах
В статье предпринимается попытка дать научное обоснование духовному содержанию органной Токкаты (с фугой) d-moll И.С. Бах (BWV 565). Рассматривается связь этой Токкаты с хоральным наследием барокко, в частности с хоралами “Vater unser im Himmelreich” и “Christ lag in Todesbanden”. Проводится...
2017 / Т Ф. ПродьмаВАК -
Поэтические ритмы как фактор выразительности в сарабандах французских композиторов XVII — начала XVIII века
В статье рассматривается метроритмическая организация французской сарабанды XVII столетия, предназначенной для пения и представлявшей собой chanson à danser (песня для танца) либо danse chantée (танец с пением, или спетый танец). Основное внимание уделено так называемым «страстным ритмам»,...
2017 / Л Д. ПылаеваВАК -
The Stabat Cadence
The paper examines Stabat Cadence from the different perspectives: its origin and nature of grammar; its nature as a topic in music by Pergolesi, Mozart and others; and its status as a musical exemplar (model for imitation) in the18th century music.
2017 / G. SanguinettiВАК -
Влияние исторического исполнительства на современных пианистов
В статье рассматриваются специфические способы артикуляции, необходимые для выразительного исполнения музыки барокко на клавесине. Обосновывается необходимость знания этих особенностей для стилистически более точной игры произведений И.С. Баха на современном рояле.
2017 / С М. ШабалтинаВАК -
Особенности жанрового решения современного телемюзикла (на материале телевидения Беларуси 2000-х годов)
В статье выявляются особенности жанрового решения современного телемюзикла, определяются основные композиционно-драматургические и жанрово-стилевые черты музыкальных телефильмов, созданных на Белорусском телевидении в 2000-е годы.
2017 / Е О. СушкоВАК -
Вклад Владимира Добровольского и Николая Бера в изучение и сохранение смоленских песенных традиций
Настоящая статья знакомит с многолетней собирательской деятельностью на Смоленщине выдающегося этнографа, краеведа, фольклориста Владимира Николаевича Добровольского (1856 — 1920) и хормейстера, дирижера московского Большого Императорского театра, выпускника Петербургской консерватории Николая...
2017 / И В. СветличнаяВАК -
О чем поет саз? О жанре сазда сөйләшү («разговор на сазе») астраханских татар
В статье рассматриваются уникальные музыкально-инструментальные наигрыши на саратовской гармошке, распространенные в быту астраханских татар, — сазда сөйләшү («разговор на сазе»), выявляются их музыкально-исполнительские особенности. Прослеживаются параллели с типологически сходными явлениями в...
2017 / Н Г. АгдееваВАК -
Сочинения Геннадия Воробьёва для скрипки и фортепиано (к истории скрипичного искусства Чувашии)
В музыкальном быту чувашей смычковый сěрме купăс с незапамятных времен занимал важное место. В XIX веке его вытеснила скрипка. Кроме того, с распространением школьного просвещения в российской глубинке XIX века именно скрипка стала наиболее распространенным помощником учителей народных школ....
2017 / М Г. КондратьевВАК -
Гармонь в татарской традиционной культуре: к вопросу о происхождении
В статье представлен обзор истории возникновения и развития гармони от ее прототипов — свободно-язычкового инструмента под названием «шэн» и других, оснащенных мехами, до обретения ею современной конструкции. Рассматриваются европейские и российские корни гармони. Приводятся высказывания...
2017 / П У. КуйвиненВАК -
Словесный текст и жанр в церковных хорах Антона Брукнера
В данной статье выявляются источники словесных текстов в церковных хорах Антона Брукнера, а также поднимается проблема определения жанра рассматриваемых произведений, поскольку одни исследователи обозначают хоры жанром «мотет», другие — жанрами церковной католической практики. Автором...
2017 / Д Е. ЛокотьяноваВАК -
Осторожно: антипособие! (или Чему не учит «Школа блюза»)
Статья представляет собой критический анализ «Школы блюза для фортепиано» В. Белинова. Многочисленные недостатки пособия позволяют характеризовать его как «антипособие», а их детальный разбор призван предостеречь от внедрения издания в образовательную практику.
2017 / И А. ПресняковаВАК -
Некоторые особенности увертюр в музыкально-театральных спектаклях на либретто Екатерины II
Статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей увертюр к музыкально-театральным спектаклям на либретто Екатерины II. Их музыка принадлежит как отечественным, так и зарубежным композиторам последней трети XVIII века. Особенности тематизма и формообразования увертюр к екатерининским спектаклям...
2017 / Ю С. СемёноваВАК -
Немецкие прелюдии XVII века? (Обнаружение неизвестного варианта Интонации Андреа Габриели)
Статья посвящена старинной итальянской музыке XVI века, в частности, двум клавирным произведениям Андреа Габриели, названным им Интонация ми и напечатанным в сборнике, изданном в Венеции в 1593 году. Автор рассматривает эти произведения в сравнении с их другим, рукописным вариантом, найденным им в...
2017 / К СтембриджВАК -
Тактовая палка во французском оперном дирижировании XVIII — XIX веков
В статье рассматриваются функции дирижера парижской Королевской академии музыки (театра Opéra), главной из которых была координация музыкального и сценического исполнения. Сложность парижских мизансцен обусловила необходимость «громкого» дирижирования — отбивания такта и других звуковых сигналов,...
2017 / О В. ЖестковаВАК -
Индивидуализация исполнительского стиля в традиционной культуре (на материале татарской народной скрипичной музыки)
В статье поднимается проблема индивидуализации исполнительского стиля, получающей в традиционной культуре своеобычную реализацию в процессе каждого конкретного исполнения произведения – его интерпретации. На материале татарской народной скрипичной музыки автор рассматривает главные стилеобразующие...
2017 / Д А. БулатоваВАК