Е. О. Сушко
Особенности жанрового решения современного телемюзикла (на материале телевидения Беларуси 2000-х годов)
Аннотация:
В статье выявляются особенности жанрового решения современного телемюзикла, определяются основные композиционно-драматургические и жанрово-стилевые черты музыкальных телефильмов, созданных на Белорусском телевидении в 2000-е годы. Ключевые слова: музыкальное телевидение, телемюзикл, аудиовизуальный текст, контент.
E. O. Sushko
Genre features in contemporary musicals (based on Belarus TV broadcasting in 2000s)
Abstract:
The paper points out main genre features of the contemporary TV musicals, defines its compositional, dramaturgic and stylistic features in the context of Belarusian television in the 2000s.
Keywords: musical television, TV musical, audiovisual text, content.
анровая модель телевизионного мюзикла сформировалась на белорусском телеэкране в середине 1970 — начале 1980-х годов. Ярчайшими образцами этого жанра стали музыкальные телефильмы режиссера Леонида Нечаева, созданные в творческом объединении «Телефильм»
киностудии «Беларусьфильм» совместно с композиторами Максимом Дунаевским, Игорем Ефремовым, Сергеем Кортесом, Алексеем Рыбниковым. Отечественные телемюзиклы «Приключения в городе, которого нет» (1974), «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку. Продолжение
старой сказки» (1977), «Проданный смех» (1981), «Рыжий, честный, влюбленный» (1984), «Питер Пэн» (1987) не только стали классикой музыкального телевидения Беларуси, но и оказали значительное влияние на развитие экранных искусств в СССР.
Изменение парадигмы вещания, произошедшее в 1990-е годы, существенным образом отразилось на жанровой палитре музыкального телевидения Беларуси. Основными принципами новой вещательной стратегии стали зрелищность и развлекательность, с телеэкрана были вытеснены сложные постановочные формы, а на смену высокоинтеллектуальным аудиовизуальным произведениям пришли «проекты-однодневки».
Жанр телевизионного мюзикла в 1990 — 2000-е годы переживает критический период. Накопленный в предыдущие десятилетия богатый режиссерский опыт становится невостребованным, зачастую неактуальным, а современные режиссеры создают исключительно развлекательные музыкальные телефильмы. Размывается жанровая граница между музыкальным игровым телефильмом, телемюзиклом и постановочным телефильмом-концертом: жанры унифицируются, а жанровые определения становятся синонимичными.
Своеобразным художественным ориентиром для режиссеров, работающих на постсоветском пространстве, становятся российские телемюзиклы. После выхода в эфир одного из первых современных музыкальных телефильмов «Старые песни о главном» (1995, режиссер Дмитрий Фикс), созданного по модели постановочного телефильма-концерта, российское телевидение ежегодно начинает выпускать аудиовизуальные произведения в этом жанре. В начале XXI века тиражное производство телемюзиклов налаживается на Украине, причем создаются как собственные, так и совместные с Россией, проекты. Яркими образцами современных телемюзиклов становятся телефильмы «Вечера на хуторе близ Дикань-ки» (2002, режиссер Семён Горов), «Золушка»
(2003, режиссер Семён Горов), «Снежная королева» (2004, режиссер Максим Паперник) и др.
Белорусское же телевидение изначально остается в стороне от существующих тенденций в области производства телемюзиклов, выполняя функцию ретранслятора российских музыкальных телефильмов. Оригинальный телемюзикл появляется на Белорусском телевидении в 2007 году спустя два десятилетия после выхода на экраны музыкального фильма «Питер Пэн» — последнего телемюзикла режиссера Леонида Нечаева, созданного на киностудии «Беларусьфильм».
Современный телемюзикл является малоизученной областью музыкального телевидения Беларуси. Существующие публикации, как правило, имеют публицистическую направленность. В научно-исследовательской литературе отсутствует комплексное освещение проблем телемюзикла, до настоящего времени остаются неизученными типологические характеристики этой жанровой модели.
В связи с вышеизложенным целью данной статьи стало выявление особенностей жанрового решения современного телемюзикла в контексте телевещания Беларуси 2000-х годов.
Первые современные телемюзиклы «Пав-линка NEW» и «Батлейка» режиссера Александры Бутор выходят на белорусском телеэкране в 2007 и 2008 годах соответственно. Появление такого рода проектов на телеканале «ОНТ» обусловлено его политикой в области музыкального вещания — ориентацией на зрелищные развлекательные «продукты» и, прежде всего, массовую музыкальную культуру. Опираясь на композиционно-драматургические и жанро-во-стилевые черты современных музыкальных телефильмов, режиссер создает отечественные телемюзиклы, которые во многом продолжают традиции российских и украинских жанровых моделей.
Композиционно-драматургической основой первого белорусского телемюзикла «Павлинка NEW», созданного по мотивам одноименной пьесы классика белорусской литературы Янки Купалы, становится номерная структура, от-
сылающая к традициям телефильма-концерта. Телемюзикл состоит из различных музыкальных видеоклипов, каждый из которых может существовать самостоятельно, вне фильма. В отличие от российских телемюзиклов, музыка к которым пишется отдельно при тесном сотрудничестве композиторов и режиссеров, музыкальная основа белорусских телемюзиклов, как правило, создается искусственно — компилятивным методом. Именно поэтому сами мюзиклы представляют собой видеоконцерты, состоящие из разрозненных номеров, чередующихся по принципу контрастного сопоставления.
Музыкальный ряд телемюзикла «Павлинка NEW» в основном составляют известные песни из репертуара вокально-инструментальных ансамблей «Песняры», «Сябры» и «Верасы», но отдельные композиции все же пишутся специально для телемюзикла. В телемюзикле отсутствует единая интонационная основа, что приводит к эклектичности и изначальному нарушению композиционной целостности фильма. Относительное единство телефильма создается с помощью отдельных лейтмотивных образований, появляющихся в различных эпизодах. Так, статус лейтмотива придается интонациям из Песни Якима и Павлинки «Рядом с тобою быть», а узнаваемый мелодический оборот из песни «Кашу Ясь канюшыну», периодически появляясь, объединяет между собой различные мизансцены.
Музыкальными характеристиками в этом телемюзикле наделяются не только главные герои, но и второстепенные персонажи, за счет чего в фильме появляется большое количество вставных музыкальных номеров. Своеобразный остов телемюзикла образуют Песня Якима и Павлинки «Рядом с тобою быть», Песня Альжбеты о женщинах, Песня Павлинки и Степана «Трубадурочка», Песня Адольфа Быковского «Бялявая, чарнявая». В качестве вставных номеров выступают музыкальные композиции отдельных белорусских артистов, не имеющие непосредственной связи с сюжетом: в телемюзикле «Павлинка NEW» И. Митько исполняет
песню «Дзед-Барадзед», группа «Мэри Поп-пинс» — песню «Девочки-припевочки», Дмитрий Колдун — "Work your magic", С. Немо — «Бульбаш» и т. д.
В отличие от телемюзиклов 1970 — 1980-х годов, в которых важную композиционно-драматургическую роль играют сольные, ансамблевые и хоровые сцены, современные телемюзиклы испытывают мощное влияние клиповой эстетики и состоят преимущественно из сольных и ансамблевых номеров, имеющих сходные визуально-пластические решения. Хоровое начало как таковое отсутствует в телемюзиклах 2000-х годов, поскольку не соответствует телевизионному формату. Многие видеоклипы, ставшие композиционной основой «Павлинки NEW», снимаются с привлечением «массовки», в результате чего смещаются драматургические акценты: исполнители главных ролей не уделяют должное внимание мимике, жестам, пластике, соответственно недостаточно «вживаются» в свой образ и выступают, в первую очередь, не как актеры, а как представители белорусского шоу-бизнеса.
Музыкальный телефильм «Павлинка NEW», несмотря на определенные недостатки, является первым современным телемюзиклом Беларуси и открывает новый этап в музыкальном телевизионном вещании Беларуси XXI века.
В телемюзикле «Батлейка» (2008) режиссер Александра Бутор развивает основные композиционно-драматургические приемы, найденные в своей предыдущей работе, а также разрабатывает жанрово-стилевые черты современного музыкального телефильма. Кроме того, «Батлейка» становится первым современным белорусскоязычным телемюзиклом.
Телезритель при просмотре телефильма приобщается одновременно к нескольким пластам национальной белорусской культуры — поэзии (басни Кондрата Крапивы), популярной музыке (песни ансамбля «Песняры» в исполнении белорусских артистов), театральному искусству (традиции представлений театра батлейка). Вместе с тем национальная культура преподносится зрителю не в аутентичном
виде, что, на наш взгляд, является основным недостатком этого фильма. Современная телевизионная политика в области музыкального сегмента вещания требует от новых музыкальных телевизионных проектов соответствия развлекательному формату, ориентированному на зрелищность и ненавязчивую подачу материала. Именно потому режиссер А. Бутор не ставит перед собой цель создать серьезный музыкальный телефильм, основанный на достижениях национальной культуры, а выпускает очередной развлекательный аудиовизуальный продукт.
В научной и публицистической литературе встречаются различные жанровые характеристики телефильма «Батлейка», который трактуется как музыкальный телефильм, телемюзикл, а также как музыкальный проект. Учитывая современные тенденции в области музыкального телевизионного вещания и сложные процессы конвергенции жанров, эти характеристики, на наш взгляд, могут использоваться как синонимичные. Более того, белорусская «Батлейка» является своеобразным жанровым «микстом», объединяющим в себе традиции телемюзикла и телефильма-концерта.
Композиционно-драматургической основой музыкального телефильма становятся басни Кондрата Крапивы и музыкальные композиции ВИА «Песняры», перемежающиеся друг с другом и создающие единую форму, основанную на драматургических принципах телефильма-концерта. Номерная структура, изначально заложенная в современных музыкальных телефильмах, в фильме «Батлейка» не претерпевает каких-либо преобразований. Здесь фактически отсутствует сквозное движение материала и так называемое «преодоление» номерной драматургии, а сам фильм воспринимается как масштабный телевизионный концерт постановочного типа. Интонационно-тематические «арки», возникшие за счет вычленения отдельных мелодических оборотов и их неоднократного повторения, объединяют между собой отдельные эпизоды, но не способствуют созданию целостности телефильма. В качестве
«сквозных» используются узнаваемые интонации музыкальных композиций «Завушнщы», «Скажы мне, Ганулька», «Спадчына», «У месяцы верасш».
Событийность сюжета, характерная для телемюзиклов, в «Батлейке» отсутствует. Несмотря на яркую литературную основу телепроизведения — поучительные, мудрые басни Кондрата Крапивы, мастерски инсценированные режиссером и сыгранные профессиональными актерами, — общая сюжетная линия телефильма является достаточно тривиальной. А. Бутор объединяет басни с помощью лирической линии, снимая историю любви Поэта (Д. Олексин) и Княжны (О. Хижинкова), к которой сватаются женихи — «олицетворенные» герои знаменитых белорусских басен. Отдельные динамичные эпизоды фильма — басни «Ганарысты парсюк», «Дзед i баба», «Каршун i цецярук», «Мандат», «Фшосаф i рака» — «поглощаются» общим, достаточно статичным и однообразным, действием телефильма.
Интересной является режиссерская идея, в соответствии с которой герои кукольных представлений превращаются в реальных персонажей, а действие разыгрывается в двух «измерениях» — куклами в старинном театре батлейка и профессиональными актерами возле стен Мирского замка. Театральность, изначально заложенная в телефильме, придает ему черты телевизионного мюзикла.
Главные персонажи телемюзикла «Бат-лейка» являются «безликими», неинтересными, поскольку лишены музыкальных характеристик. Княжна — О. Хижинкова, Поэт — Д. Олексин, Князь — Г. Давыдько выглядят на экране неубедительно, неярко и даже заурядно. Традиции телемюзиклов Леонида Нечаева, в которых главные герои характеризуются в первую очередь музыкально, не находят яркого воплощения как в этом, так и в других современных телефильмах. Многие телемюзиклы XXI века становятся ординарными постановочными концертами из вставных номеров, объединенных между собой неким сюжетом. Музыкальные номера, исполненные белорус-
скими артистами, вносят в телефильм «Бат-лейка» определенную статичность и замедляют общее действие. В более чем двухчасовое аудиовизуальное «полотно» режиссер «вплетает» около двадцати музыкальных композиций, среди которых выделяются песни «Княжна», «Зорка Венера», «Чырвоная ружа», «Спадчы-на», «Рэчанька» и др.
В отличие от достаточно эклектичного телемюзикла «Павлинка NEW», состоящего преимущественно из музыкальных видеоклипов, визуально-пластическое решение телефильма «Батлейка» оказывается более однородным. Визуальный ряд всех музыкальных композиций соотносится с местом действия: в телемюзикле отсутствуют студийные съемки, а режиссер работает непосредственно на съемочной площадке — у стен Мирского замка и на улицах старого белорусского городка Мира.
Массовые сцены телефильма «Батлейка», блестяще поставленные хореографом Е. Чер-нышовой, отсылают к традициям телемюзикла 1970 — 1980-х годов. Большое количество профессиональных танцовщиков задействовано практически в каждом музыкальном номере. Участники Государственного ансамбля танца Беларуси, народно-фольклорного театра танца «Карагод», мастерской эстрадного танца Белорусского государственного университета культуры и искусств создают яркий хореографический рисунок песен, благодаря которому музыкальные номера приобретают особый колорит.
Таким образом, жанр современного телевизионного мюзикла на белорусском телеэкране представлен единичными образцами. Телемюзиклы «Павлинка NEW» и «Батлейка», основанные на национальной драматургии и современной белорусской популярной музыке, в композиционно-драматургическом и жанрово-стилевом аспектах ориентированы на российские модели жанра. Основными композиционно-драматургическими чертами современного белорусского телемюзикла становятся номерная драматургия, непосредственная связь с телефильмом-концертом, объединение сцен и
эпизодов с помощью музыкального материала, наличие различного рода лейтмотивных образований. Событийность сюжета, характерная для телемюзиклов Л. Нечаева 1970 — 1980-х годов, в современном музыкальном телефильме воплощения не находит. Несмотря на обращение к национальной драматургии, сюжеты, созданные по мотивам пьес Я. Купалы и К. Крапивы, становятся чрезвычайно «осовремененными»: в них комическое синонимично развлекательному, а развлекательность нередко граничит с пошлостью. Жанрово-стилевыми признаками телемюзикла становятся хореографическая постановка музыкальных номеров, связь визуально-пластического решения фильма с эстетикой музыкального видеоклипа и эклектичность визуального ряда.
Несмотря на неоднозначную художественную ценность современных телемюзиклов Беларуси и их определенные недостатки, бесспорным является их значение для белорусской культуры в целом. Первые белорусские телемюзиклы, ориентируясь на развлекательный формат современного музыкального телевещания, все же пропагандируют национальную театральную, музыкальную культуру и драматургию Беларуси и являются своеобразным ориентиром для массового зрителя в общем потоке тривиального и нередко примитивного музыкального контента.
Список
литературы
1. Агафонова Н. А. Телевизионный театр Беларуси: становление и тенденции развития: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси. — Минск, 1992. — 20 с.
2. Березовчук Л. Н. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год: Учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации. Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения». Каф. искусствознания. — СПб.: Изд-во СПбГУ-КиТ, 2003. — 92 с.
3. Севастьянова С. С. Проблема синтеза искусств в экранном музыкальном театре: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. — Астрахань, 2004. — 38 с.
eferences
1. Agafonova N. A. Televizionnyi teatr Belarasi: stanovleniye i tendentsii razvitiya: Avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.03 / Institut iskusstvovedeniya, etnografii i folklora im. K. Krapivy NAN Belarusi. — Minsk, 1992. — 20 s.
2. BerezovchukL. N. Zhanrovyi kanon myuzikla v zarubezhnom kino s 1972 po 2002 god: Ucheb. posobiye / Ministerstvo obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii. Feder. gos. obrazovat. uchrezhdeniye vysshego professionalnogo obrazovaniya «Sankt-Peterburgskii gosu-darstvennyi universitet kino i televideniya». Kafedra iskusstvoznaniya. — SPb.: Izda-telstvo SPbGUKiT, 2003. — 92 s.
3. Sevastyanov S. S. Problema sinteza iskusstv v ekrannom muzykalnom teatre: Avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02. — Astrakhan, 2004. — 38 s.