УДК 070:654.197(470.4)
А.А. ДАНИЛОВ
ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕРЕДАЧ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МАРИЙСКОЙ, МОРДОВСКОЙ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИК В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Ключевые слова: телевидение, регион, история, передача.
Исследованы трансформация жанрово-тематической структуры передач Марийской, Мордовской и Чувашской республик в советский период, роль деятельности местного ТВ в партийной идеологической работе.
A.A. DANILOV
THE EVOLUTION OF GENRE-THEMATIC COMPONENT OF MARIYSKAYA, MORDOVSKAYA AND CHUVASH REPUBLICS’ TV-BROADCAST DURING THE SOVIET PERIOD
Key words: television, region, history, TV-broadcast.
The transformation of the genre-thematic structure of Mariyskaya, Mordovskaya and Chuvash Republics’ TV-broadcast during the soviet period and the role of the local television activities in party ideological duty are studied in the article.
По мере реализации новых достижений в области телевизионной техники получала бурное развитие и тележурналистика. С учетом новых задач в области социально-экономического развития страны телевидение из средства репродуцирования и трансляции произведений искусства постепенно превращалось в средство массовой информации и пропаганды. В соответствии с задачами, которые партия ставила перед ним, изменялись формы и содержание программ [1]. Появлялись жанры, основанные на редком свойстве телевизионной техники передавать изображение реально происходящих событий на расстояние - от телевизионной камеры к телевизионному приемнику. В телевизионной журналистике зародились документальные жанры: репортаж, трансляция событий политического, научного, художественного и спортивного характера. Это еще раз подтверждает то, что первоначально телевидению присущи были большинство функций средств массовой информации. По мере дальнейшего совершенствования, с появлением возможности записи и монтажа передач, оно приобрело черты одного из видов искусств, способного создавать оригинальные спектакли, концерты, фильмы. Важной вехой в истории телевидения стало появление интервью, зарисовки, очерка - сначала описательного, затем и проблемного. Развитие телевизионного очерка способствовало появлению к концу 1960-х годов тематической передачи, предполагающей наличие сценария. Ее особенностью является то, что в основу положен однородный по тематическому, а зачастую и жанровому признаку материал.
Тематика большинства передач во многом определялась решениями партии. В этом были и свои плюсы. Как отмечают историки телевидения, в 1950-х годах первые передачи на промышленные темы рассказывали о новаторах производства, техническом прогрессе, новинках технической литературы, жилищном строительстве. Сельскохозяйственная тематика была представлена значительно беднее. Для этого на телевидении не хватало журналистов-аграриев. Короткометражные киноматериалы на сельскохозяйственные темы, которые демонстрировались в эфире, не могли передать живую атмосферу сельской действительности. «Использование киноматериалов, выступления ученых, обзоры научно-популярных книг, журналов - таковы были характерные формы вещания о науке и технике. Случайный характер носили спортивные передачи. Знакомство телезрителей с новинками советской литературы, искусства, произведениями классиков, монографиями, творческие портреты, пере-
дачи, посвященные юбилейным и памятным датам, выступления мастеров искусств - таким было содержание художественного вещания. Собственные драматические и музыкальные телевизионные постановки только создавались. Передачи для детей шли редко, тематика их еще не сложилась. В связи с этим перед работниками телевидения остро встала проблема разработки педагогически продуманной программы детских передач [2].
Для телевидения 1960-х годов было характерно то, что в этот период большинство передач выходило в прямом эфире. Именно в это время в журналистику вошло понятие «телефильм», представлявший из себя фильм-спектакль по предварительно написанному сценарию. Регулярным становится выход в эфире центрального телевидения передач телестудий республик, краев и областей. По большей части это были передачи, отражающие общественно-политическую, экономическую, культурную или духовную жизнь того или иного региона. Подобная практика в последующие годы получила широкое распространение - выступления по центральному телевидению местных телестудий стали регулярными и целенаправленными.
В повышении эффективности телепрограмм, укреплении связей с аудиторией большое значение сыграло постановление ЦК КПСС от 6 июня 1962 г. «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения». В первую очередь положения данного документа апробировались в деятельности центрального телевидения, после чего внедрялись на региональных телестудиях. Основой многих передач стали письма зрителей. Замечания и предложения учитывались при формировании сетки вещания [3].
С момента зарождения местного телевидения широкое распространение получила практика обмена телепередачами между автономными республиками и областями страны. Обмен происходил путем пересылки или выезда со своими программами в соседние области и автономные республики. Эта практика активно использовалась между телестудиями Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. Во второй половине 1960-х годов на отечественном телевидении остро встал вопрос о необходимости более продуманной организации обмена телевизионными программами, усиления контактов между центральной и местными студиями. Например, в связи с отсутствием телемостов между городами на Йошкар-Олинской телестудии практиковались поездки с собственной телепродукцией в Горький, Казань и выступлением в эфире. Необходимо было совершенствовать выпуск телефильмов, кино- и мониторных съемок, развивать все формы обмена: и пленочного, и ретрансляционного. Были апробированы некоторые эффективные формы обмена программами - организация зональных передач в виде межреспубликанских и межобластных журналов, таких, как «Зори Кавказа», «Между Волгой и Уралом», «Зори Черноморья», «Советская Средняя Азия». Опыт отечественной тележурналистики внедрялся и на телестудиях Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. В 1977 г. в Мордовской АССР были проведены телевизионные дни Чувашии и Горьковской области, журналисты Мордовского телевидения, в свою очередь, подготовили передачи для республики и области [4]. В 1970 г. в эфире Чебоксарской телестудии свои программы продемонстрировали Йошкар-Олинская, Махачкалинская, Куйбышевская, Ярославская телестудии. В свою очередь, Чебоксарская телестудия показала свои программы в Йошкар-Оле, Махачкале, Куйбышеве, Ярославле и получила хорошую оценку телезрителей [5].
Телестудии Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, как и другие региональные студии, начинали свою деятельность с информационных жанров и трансляции произведений основных видов искусства. Таким образом, сугубо телевизионные жанры стали осваиваться с самого начала. Анализ деятельности телестудий рассматриваемых республик позволяет говорить о доминиро-
вании в сетке вещания произведений, создаваемых театром и кинематографией, далее шли литературно-драматические и музыкальные передачи. Мало было оригинальных, сугубо телевизионных передач. Остро стоял вопрос о тематическом расширении программ как в общественно-политическом, так и в художественном вещании. Большинство передач в плане содержания и формы подачи были на низком уровне, что объясняется нехваткой квалифицированных специалистов и отсутствием опыта у большей части сотрудников. Таким образом, общий объем вещания телестудий рассматриваемых республик включал в себя ретрансляцию передач Центрального телевидения, показ местных оригинальных программ и фондовых кино- и телефильмов.
Структурно передачи рассматриваемых республик можно классифицировать так: информационные, аналитические, публицистические, познавательные, развлекательные, культурные, просветительные, детские. Существовали также кобинированные варианты передач, сочетающие в себе несколько видовых признаков. Информационная программа представляла собой регулярное сообщение о текущих событиях. Публицистические произведения (очерк, корреспонденция, проблемный репортаж) ставили перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывали к их решению, открыто апеллируя к общественному мнению. Познавательная и развлекательная программа включала обозрение текущих событий, мультфильмы, полезные советы и пр. Культурные и просветительские передачи показывали духовные ценности, созданные человечеством. Детская программа была адресована зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. В спортивной передаче содержалась информация и комментарии о результатах соревнований, полные трансляции матчей, подробные репортажи об автогонках, теннисных турнирах и т.п. Также в эфире преимущественно транслировались художественные кинопроизведения.
С 1963 г. программный материал телестудий Марийской, Мордовской и Чувашской АССР начал создаваться двумя организационно-творческими структурами. В Главную редакцию общественно-политического вещания входили редакции информационных выпусков новостей, политической пропаганды, промышленности, транспорта и строительства, сельского хозяйства, молодежных и спортивных передач. Главная редакция художественного вещания включала три редакции: литературно-драматических, музыкальных передач и передач для детей и юношества. Также при редакциях существовал отдел писем, который занимался обработкой поступающих в редакции писем. В 1990-х годах анализом писем начали заниматься непосредственно в каждой из редакций, в связи с чем данный отдел был упразднен. При каждой студии существовал производственный отдел, включавший постановочно-производственный, художественно-декораторский, киносъемочный цехи, транспортную группу и прочий производственный персонал.
Входившие в Главную редакцию общественно-политического вещания редакции информационных выпусков новостей занимались подготовкой информации, репортажей, интервью, хроник и других жанров по вопросам общественнополитической, экономической, социальной и культурной жизни республики. Редакция пропаганды освещала вопросы партийного руководства общественнополитической, экономической, социальной и культурной жизни республик; организационной, агитационно-пропагандистской и воспитательной работы партийных организаций; деятельностью Советов депутатов трудящихся; работой органов народного контроля; вопросами развития науки; народным просвещением; здравоохранением; вопросами партийного руководства общественными организациями жителей республики; вопросами органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и суда, правовой пропагандой; вопросами гражданской обороны; вопро-
сами атеистического воспитания населения; антиалкогольной пропагандой. Редакция промышленности, строительства и транспорта освещала вопросы союзной, республиканской и местной промышленности; торговли и общественного питания; бытового обслуживания населения; материально-технического снабжения; использования трудовых ресурсов; капитального строительства; железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, связи; общественных организаций в промышленности, строительстве и транспорте. Редакция сельского хозяйства исследовала вопросы полеводства, животноводства и заготовок сельскохозяйственных продуктов; землепользования, проблемы лесного, водного хозяйства и мелиорации; механизации и химизации сельского хозяйства; сельское строительство и социально-культурное развитие села; охраны природы; общественные организации в области сельского хозяйства.
Главная редакция художественного вещания включала редакцию литературно-драматического вещания, которая занималась вопросами литературы и искусства; работой творческих союзов; театра, кино, радио, телевидения; деятельности культурно-просветительных учреждений; памятников истории и культуры; работы общественных организаций в области литературы, культуры и искусства. Редакция передач для молодежи рассматривала вопросы деятельности комсомольских организаций республики; идейно-политического, трудового и нравственного воспитания молодежи, наставничеством; деятельность студенческих строительных отрядов; работу со студенческой и учащейся молодежью в вузах и техникумах; деятельность профессионально-технических училищ, вопросы профориентации молодежи; военно-патриотическое и интернациональное воспитание молодежи; спортивную и оборонно-массовую работу. Редакция детских передач для детей освещала деятельность пионерских, октябрятских организаций и дошкольных детских учреждений; вопросы коммунистического воспитания детей; роль семьи и школы в трудовом воспитании детей; оказание помощи учащимся в овладении школьными программами. Редакция музыкального вещания занималась организацией передач о музыкальной жизни республики, трансляцией музыкальных спектаклей, концертов, музыкальных обозрений и музыкально-образовательных передач; подготовкой новых произведений, проведением записей и съемок концертных номеров; знакомством с новыми музыкальными произведениями и записями для расширения репертуара передач. Редакция писем производила регистрацию, учет и анализ писем телезрителей; подготовку передач; организацию передач-консультаций на медицинские темы, по советскому законодательству и вопросам социального обеспечения; социологические исследования и встречи с телезрителями.
Период становления телестудий Марийской, Мордовской и Чувашской АССР характеризуется засилием эфира невыразительными по форме и слабыми по содержанию передачами, ограниченной технической базой, несвоевременной сдачей материалов вплоть до срывов выхода в эфир. Небольшой объем съемочного павильона, высокая температура в телестудиях и ряд других неудобств мешали творческому совершенствованию. Постоянная текучесть кадров приводила к возникновению заброшенных телепроектов. Студии не имели квалифицированных сценаристов, вследствие этого почти не готовились киносюжеты для обмена с другими студиями страны. Наиболее уязвимым местом являлось поверхностное отражение, неглубокое изучение поднимаемых проблем и вопросов. В передачах преобладал дикторский текст над изображением. Обилие цифр, серость, языковые погрешности делали передачи неинтересными, скучными; они мало чем отличались от радиокорреспонденций и газетных выступлений. Следует отметить, что властные структуры поначалу редко использовали возможности ТВ. В даль-
нейшем руководящие работники систематически выступали на телеэкране по вопросам общественно-политического и экономического развития республик.
В дальнейшем, помимо трансляции фильмов и подготовки выпусков новостей, создавались полноценные передачи, затрагивающие разнообразную тематику, с привлечением руководителей республик, специалистов различных отраслей, самодеятельных и профессиональных исполнителей. Кроме того, организовывались полнометражные телевизионные спектакли местных и русских драматургов. В сетке вещания преобладали выпуски новостей, различные тематические журналы, кроме того, периодически ставились собственные спектакли, снимались киноочерки, посвященные, в основном, местным передовым труженикам. Отличительной чертой художественной редакции были выступления коллективов - участников художественной самодеятельности, передачи, посвященные литературе и искусству.
В 1970-е годы пропаганда решений партии по-прежнему стояла в центре всей работы телестудий Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. Важнейшей задачей провозглашалось сделать главным героем экрана человека-труженика, передовика и новатора производства [6]. Перед телевидением встали новые задачи: повышение роли телевидения в идеологической работе партии; централизация телевизионного вещания в масштабах страны; координация центрального и местного телевизионного вещания; улучшение подготовки кадров для телевидения, введение конкурсной системы для некоторых категорий творческих работников телевидения; осуществление единой технической политики в области телевидения. Телестудии начали отказываться от отдельных, несистематичных передач и переходить к созданию крупных блоковых программ, рассчитанных на определенную аудиторию. В каждом блоке имелись постоянные циклы, ориентированные на интересы различных категорий граждан.
В этот период телестудии Марийской, Мордовской и Чувашской АССР демонстрировали документальные, научно-популярные, учебные телевизионные и художественные фильмы, передавали телеспектакли и концерты. Была разработана новая сетка вещания, вводились новые передачи и рубрики. Серьезное внимание обращалось на организацию передач для сельских телезрителей на национальных языках. Возросли требования к передачам с технической и профессиональной точки зрения. Вместе с тем на телестудиях по-прежнему наблюдалась тематическая узость, преобладал информационный жанр. Мало было глубины в раскрытии тем, зачастую о человеке говорилось скороговоркой, тогда как зритель хотел видеть на экране по-настоящему интересных людей, крупным планом, чтобы они лучше и полнее раскрывали свой внутренний мир. В этом отношении недостаточно использовались возможности передвижной телевизионной станции. Сохранялась необходимость улучшения контакта между редакторами, режиссерами и операторами.
В 1970-е годы широкое применение нашли новые технологии записи и видеомонтажа, которые существенно упрощали работу телевизионщиков. В это время на телевидении приобрел большую популярность новый жанр - видеофильм. Его развитию способствовало совершенствование технологии видеозаписи и видеомонтажа. Вышедший в 1970-х годах видеофильм Центральной телестудии «Наша биография» стал настоящей телеэпопеей. Еще в 1960-е годы производились телефильмы, снятые на видеопленку. Однако они не были востребованы, поскольку телевизионщики еще не осознавали потенциал нового жанра [7].
В первой половине 1980-х годов вся тематическая направленность передач телестудий Марийской, Мордовской и Чувашской республик сводилась к подготовке к 60-летию СССР. В этой связи во всех редакциях появились новые рубрики, циклы и передачи, посвященные этому юбилею. Передачи отличались жанровым разнообразием и включали обзоры книг, киносюжеты, репор-
тажи. В передачах редакции сельского хозяйства создавались зарисовки, посвященные ветеранам войны и труда. Промышленная редакция в более половины своих передач уделяла внимание состоянию дел в народном хозяйстве сквозь призму подготовки к празднованию юбилея.
С началом перестройки на телестудиях Марийской, Мордовской и Чувашской АССР изменилась тематика передач. Гласность, демократизация, ускорение социально-экономического развития, процессы обновления общества - все эти проблемы стали ведущими в тематических планах телестудий. Изменение редакционной структуры телестудий привело к созданию творческих групп вместо отраслевых редакций. Появилась возможность телеобщения со зрителем. Задав по телефону вопрос, телезрители могли рассчитывать на компетентный, аргументированный ответ с экрана. Постановка актуальных проблем в подобных передачах лучше сочеталась с доступностью изложения материала, что делало их достоянием широкой общественности. К тому же, программы на общественнополитические темы помогли тысячам телезрителей приблизиться ко многим ранее недоступным сферам государственной и партийной деятельности. Отсутствие финансирования не позволяло воплощать в жизнь многие творческие планы. Гласность и перестройка создали все предпосылки для ренессанса прямого эфира. Показательной может служить возникшая в это время передача Йошкар-Олинской телестудии «Приглашаются все», которая заполняла вечерний эфир местной телестудии и включала в себя прямой эфир, телемосты, заранее подготовленные видеосюжеты и музыкальные композиции.
В середине 1980-х годов в деятельность работников местных телестудий были внесены существенные коррективы. Партийное руководство наметило дальнейшие пути развития, обязав сотрудников заниматься поиском новых форм, методов работы с учетом текущих преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества [8], «выработать реалистическую, всесторонне взвешенную программу действий, которая органически соединила бы величие целей и реализм возможностей, планы партии с нуждами и чаяниями каждого человека...» [9]. В этой связи региональные телестудии разработали новые перспективные тематические планы передач, пересмотрели существовавшие рубрики и циклы, изменили их направленность.
В конце 1980-х годов практика организации телемостов центрального телевидения с США была реализована и в рамках регионального телевидения. Например, 15 мая 1987 г. был организован единственный телемост «Йошкар-Ола - Чебоксары». В качестве организатора выступил В. И. Курбатов. В передаче состоялся обмен опытом строителей, в эфире выступили ветераны Великой Отечественной войны, Чувашский фольклорный ансамбль Звениговского Дома культуры, руководители двух республик И. Прокопьев и Г. Посибеев. В газете «Правда» отмечалось, что «телемост впервые связал две соревнующиеся между собой автономные республики Поволжья - Чувашскую и Марийскую... Он послужит развитию экономики двух республик...» [10].
Лицом региональных телестудий являются информационные выпуски новостей, которые восполняют потребность местной аудитории в информации по их региону, области, республике. Информационные программы создавались на телестудиях Марийской, Мордовской и Чувашской аСсР с момента их возникновения. Выпуски новостей выходили на русском и национальных языках. Первоначально передачи выходили 2-3 раза в неделю. Об оперативной телеинформации не могло быть и речи - новости выпускались с задержкой в один день. По мере становления телестудий росли профессиональные навыки корреспондентов, освещавших положительный опыт в работе коллективов и отдельных людей, выявляли недостатки. Негативная информация, касающаяся внутренней жизни страны, как правило, не сообщалась. Показ зарубежных событий нередко иска-
жался в угоду так называемым принципам контрпропаганды. Внутренний цензор сдерживал каждого журналиста. При телестудиях существовали подразделения Главлита, которые отслеживали их работу [11].
В различные периоды существования российского государства информационные выпуски новостей были и будут ключевым фактором в воздействии на мировоззрение и ценности аудитории, помимо главной своей функции - источника новостей. Использование информации в целях воздействия на аудиторию возможно с помощью различных приемов - верстка программы, последовательность сообщений, интонация и мимика ведущего, монтаж и т.д. По мнению А. Архангельского (журналист телевизионного канала «Культура»), две эти задачи - формирование идеологических установок и качественной информационной картины дня -вполне сочетаемые задачи [12]. Помимо идеологической зависимости серьезный недостаток теленовостей советского периода отметил обозреватель С.А. Муратов: «Если бы меня спросили, какое основное ощущение я испытываю, когда мне приходится видеть теленовости, то я бы ответил, что чаще всего это ощущение провинциализма. Разумеется, я имею в виду не территориальное понятие этого слова. Скажем, Таллин находится довольно далеко от Москвы, между тем московские передачи зачастую гораздо провинциальнее таллинских». Один из первых отечественных теоретиков телевидения Р.А. Борецкий утверждал, что «каждое сообщение должно удовлетворять ряду требований... К ним относятся, во-первых, достоверность; во-вторых, новость; в-третьих, полнота сообщения; в четвертых, актуальность» [13]. «Любое сообщение, в широком смысле слова, есть информация. Но понятие «телевизионная информация» сложилось в журналистике как определение раздела телевизионного вещания, который в основном занимается распространением новостей, - пишет известный исследователь отечественного телевидения В.В. Егоров. - Как самостоятельный раздел вещания, информация на телевидении является одной из первых форм его работы, имеет богатые традиции, опыт и историю формирования и развития собственных жанров» [14].
Информационные программы в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР вскоре после создания становятся регулярно организуемыми и были призваны оперативно освещать наиболее важные события, происходящие в республиках. В различных районах и городах республик создавались корреспондентские посты и общественные редакции. Необходимо отметить, что поначалу программы имели определенные трудности с выходом материалов в срок в связи с отсутствием конкретного планирования работы. Кроме того, неравномерно освещалась жизнь районов и городов республик, сюжеты напоминали газетные заметки. Не были созданы условия для сотрудничества с кинолюбителями, использовались фотоснимки плохого качества. Отрицательным моментом являлось обилие текста в сюжетах, заси-лие съемок заседаний, совещаний, большое количество небрежностей, повторов, общих слов. Имели место случаи несоответствия видеоряда с текстом. Событийных материалов было недостаточно, в лучшем случае, передавались устаревшие сведения. В основном использовались материалы штатных авторов.
Верстка программ службы новостей в советский период программировалась на годы вперед. Например, для освещения сельскохозяйственного производства существовал определенный график: в феврале и марте главными новостями были совещания, подведение итогов и вручение Красных знамен за достижения в минувшем году; в апреле и мае - подготовка и проведение весенне-полевых работ; в июне и июле - сенокос, полив, прополка, подготовка к уборке урожая; в августе и сентябре - уборка и сев озимых; в октябре-январе - вывоз удобрений на сельскохозяйственные поля. Кроме, того в течение года освещались вопросы промышленности, строительства, социалистического соревнования, трудовые вахты, бригады коммунистического труда, красные даты календаря.
Переход от централизованной дозированной пропаганды к установлению основ достоверной информации - таким был смысл кардинальных изменений на телевидении во времена перестройки. Стремительно росло прямое вещание, которое возродило контактные передачи с обратной связью: пресс-конференции, телефорумы, телемитинги. В сентябре 1989 г. в эфире I программы центрального телевидения впервые вышел выпуск «Телевизионной службы новостей», ставшая вызовом принципам работы программы «Время». В основе выпусков передач лежала концепция молодых журналистов, которые пытались излагать свои мысли коротко и ясно. Перемены, которые происходили в стране в 1980-х годах, нашли отражение в информационных выпусках телестудий Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. Менялась тональность диалога со зрителями, практиковалась иная степень открытости, правдивости и точности оценок.
С развитием телестудий и формированием тематических редакций Марийской, Мордовской и Чувашской АССР появились разноплановые передачи - в области политики, экономики и культуры, о местных деятелях науки, литературы и искусства. Уровень местных передач позволил транслировать их в эфире центрального телевидения. Обязательное производство программ для центрального телевидения явилось катализатором профессионального роста работников телестудий рассматриваемых республик.
Литература
1. Юровский А.Я. История советской телевизионной журналистики / А.Я. Юровский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 6.
2. Советское радио и телевидение. 1958. № 2. С. 1.
3. Егоров В.В. Телевидение и зритель / В.В. Егоров. М.: Мысль, 1977. С. 23.
4. Говорит и показывает Саранск: сборник / ред. кол. В.П. Бочкарев и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. С. 140.
5. ГАСИ ЧР. Ф. 570. Оп. 1. Д. 43. Л. 14.
6. О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования. Из постановления ЦК КПСС 31 августа 1971 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987. С. 60.
7. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов. 2-е изд. доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 213.
8. Материалы Пленума ЦК КПСС от 23 апреля 1985 г. М.: Политиздат, 1985. С. 21.
9. Материалы XXII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. С. 3.
10. Телемост через Волгу // Правда. 1987. 26 мая. С. 4.
11. Цвик В.Л. Телевизионные новости России / В.Л. Цвик, Я.В. Назарова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 140.
12. Архангельский А. Жить в акционерном обществе и быть свободным от него / А. Архангельский // Известия. 2000. 4 августа. С. 12.
13. Борецкий Р.А. Телевизионная программа: Очерки теории пропаганды. М.: Наука, 1967. С. 22.
14. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика / В.В. Егоров. М.: МнЭПУ, 1992. С. 216.
ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры архивоведения и документоведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (jurfak2005@mail.ru)
DANILOV ANDREY ANATOLYEVICH - candidate of historical sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.