Научная статья на тему 'Расширение культурно-воспитательной функции регионального телевидения: исторический опыт советского государства (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской АССР)'

Расширение культурно-воспитательной функции регионального телевидения: исторический опыт советского государства (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской АССР) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
149
47
Поделиться
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ЧУВАШИЯ / МАРИЙ ЭЛ / МОРДОВИЯ / ТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич

Отражены проблемы поддержания, сохранения и развития национальной культуры посредством важнейшего средства массовой информации телевидения. Изучен опыт региональных телевизионных структур советского и постсоветского периода в области расширения их культурно-воспитательной функции.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич,

EXPANSION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL FUNCTION OF REGIONAL TELEVISION: HISTORICAL EXPERIENCE OF THE SOVIET STATE (on materials of Mari, Mordovian and Chuvash Republics)

Problems of maintenance, preservation and development of national culture by means of the major mass media television are reflected. Experience of regional television structures of the Soviet and Post-Soviet period in the field of expansion of their cultural and educational function is studied.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Расширение культурно-воспитательной функции регионального телевидения: исторический опыт советского государства (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской АССР)»

ИСТОРИЯ

УДК 070:654:197]:37.013(470.344)

ББК Ч603.23(2Рос.Чув)

А.А. ДАНИЛОВ

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской АССР)*

Ключевые слова: телевидение, культура, воспитание, советская идеология, советский период, Чувашия, Марий Эл, Мордовия, тематика.

Отражены проблемы поддержания, сохранения и развития национальной культуры посредством важнейшего средства массовой информации - телевидения. Изучен опыт региональных телевизионных структур советского и постсоветского периода в области расширения их культурно-воспитательной функции.

А. DANILOV

EXPANSION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL FUNCTION OF REGIONAL TELEVISION: HISTORICAL EXPERIENCE OF THE SOVIET STATE (on materials of Mari, Mordovian and Chuvash Republics)

Key words: television, culture, education, Soviet ideology, Soviet period, Chuvashia,

Mari El, Mordovia, subject.

Problems of maintenance, preservation and development of national culture by means of the major mass media - television are reflected. Experience of regional television structures of the Soviet and Post-Soviet period in the field of expansion of their cultural and educational function is studied.

В настоящее время телевидение представляет один из самых массовых средств распространения культурной, воспитательной информации. Тема исследования, несомненно, актуальна, что подтверждается активными дискуссиями о повышении культурного уровня аудитории, значении телевидения в воспитательном процессе. Исследование направлено на объективный, комплексный анализ одной из главных проблем жизнедеятельности нашего государства -поддержания, сохранения и развития культуры посредством важнейшего СМИ -телевидения. Актуальность темы подтверждается указом президента РФ, в соответствии с которым 2014 год в стране объявлен Годом культуры. По мнению министра культуры В. Мединского, ключевым моментом Года культуры в РФ станет поворот к регионам. По его мнению, Год культуры позволит «высветить накопившиеся проблемы» и сформулировать задачи на будущее.

Территориальные границы исследования включают Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР, характеризующиеся общим историческим прошлым, естественно-географической близостью, тесными связями в культурной жизни, многонациональным составом населения, наличием общих традиций, что позволяет выявить целостность исследуемого региона. В свою очередь, телевидение Марийской, Мордовской и Чувашской АССР имеет общее и особенное в своем развитии.

Предпосылками возникновения телевидения Марийской, Мордовской и Чувашской АССР как сегмента общесоюзного телевещания стали идеологические, технические и творческие факторы. Национальное телевидение рассматриваемых республик имеет особую значимость, его появление стало шагом вперед в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-11-21003.

их национально-государственном и культурном развитии. В советский период региональное телевидение выполняло функции, которые стояли в целом перед единой государственной системой. В рамках задач, которые компартия ставила перед ним, менялись содержание и формы программ. Главными направлениями его работы являлись выполнение информационной и идеологической функций, популяризация и разъяснение экономических и политических задач, вызванных положением в хозяйственной инфраструктуре страны и географическими особенностями региона. Также важными являлись культурологическая и воспитательная функции.

«Региональное телевидение» подразделялось на местное, республиканское и центральное. Республиканское телевидение включало программы телестудий ССР, распространяющих телепередачи на весь Союз, местное - программы телевизионных студий Союзных республик. Местная телестудия включала общий объем технических аппаратных, съемочных павильонов, необходимых для создания программ. Термин «местное (республиканское) телевидение» существенно шире и включает содержательную сторону программ, которые затрагивают культурные, экономические, общественно-политические и прочие сферы жизнедеятельности. Республиканское телевидение осуществляло организацию трансляции в рамках конкретного региона, акцентируя внимание на главных направлениях его деятельности.

В 1940 - 1950-е гг. государственная политика в области телевидения характеризовалась началом его внедрения в качестве общесоюзного рупора культурного, идеологического воспитания. Руководство страны одним из главных приоритетов развития в области телевидения определило создание организационной формы управления телевещанием, модернизацию материальнотехнической базы телевидения, популяризацию нового вида средства массовой информации, повсеместное расширение территории вещания телевидения. Главные направления совершенствования материально-технической базы телевидения, художественное и идейное содержание телепередач в большинстве случаев определялись решениями Гостелерадио, ЦК КПСС.

В 1953 г. перелом в векторе развития страны, изменение политической обстановки снизили идеологическое давление и привели к административным изменениям: система телевизионного вещания вошла в состав структуры Министерства культуры. Однако идеологические установки телевидения не изменились. Система телевизионного вещания продолжала существовать в рамках жесткой идеологии, выполняла задачу пропаганды положительного опыта в строительстве коммунизма, распространения научных и политических знаний и т.д. Именно в этом направлении государством были предприняты меры с целью создания структуры телевещания в регионах.

29 января 1960 г. Центральным Комитетом КПСС было принято постановление «О дальнейшем развитии советского телевидения», которое обозначило место и роль структуры телевещания в жизни общества, определило задачи и направление его развития. В нем отмечалось, что телевидение дает новые возможности для повсеместного ежедневного культурного, эстетического и политического воспитания населения.

В советский период произошли качественные и количественные изменения в области телевещания, обусловленные политическими, экономическими, социальными процессами. Государственная политика в области телевидения была сконцентрирована в первую очередь на идеологической составляющей, стимулировании научно-технического прогресса, закреплении за телевидением образовательной, информационной, воспитательной, образовательной, культурной функций. Развитие телевидения в данный период характеризовалось определяющей ролью государства в вопросах работы местного телеви-

дения, выступавшего в роли социального института и обладавшего культурологической, воспитательной, образовательной, информационной функциями.

На деятельности телевидения отражалось и то, что зачастую в регионах определенные события и явления общественно-политического, культурного и социально-экономического характера происходили позже, чем в центральных регионах страны. Необходимой предпосылкой для появления телевидения в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР стал процесс развития телевидения в стране и мире. В момент утверждения телевидения в качестве феномена общечеловеческой культуры и средства формирования общественного мнения региональные телеканалы способствовали расширению географии влияния этого нового средства массовой информации. Центральное телевидение было не способно в полной мере освещать жизнь всей страны. Кроме того, лучшее воздействие на телезрителя достигается в первую очередь анализом и освещением фактов, явлений и событий, которые ему ближе. С этим была связана потребность в создании и расширении зоны влияния региональных телеканалов.

В 1960-е гг. для телевидения рассматриваемых республик был характерен выход большинства передач в прямом эфире. В этот период в журналистике появилось понятие «телефильм» - фильм-спектакль с предварительно написанным сценарием. Выход передач телестудий республик в эфире Центрального телевидения становится регулярным. Главным образом они отражали культурную, духовную, экономическую или общественно-политическую жизнь регионов. В дальнейшем выступления местных телестудий в эфире Центрального телевидения стали целенаправленными и регулярными.

В период становления телевидение рассматриваемых республик, помимо основной - идеологической, выполняло просветительскую функцию, создавая культурные ценности телевизионной аудитории через популяризацию художественной культуры с помощью организации при телевизионных студиях драматических театров, создания полнометражных телевизионных спектаклей, разнообразных цикловых передач и т.д. Особенным для телестудий Марийской, Мордовской и Чувашской АССР являлось преобладание передач художественного вещания. Телевизионные редакции пропагандировали достижения в области художественной культуры, знакомили с работой представителей музыки, театра, искусства, создавали телепостановки, основанные на произведениях ведущих писателей региона. Широкий спектр тем имели серии образовательных программ, ряд специальных передач был морально-этической направленности.

В 1970-е гг. средства массовой информации и пропаганды рассматриваемого региона уже представляли сильнейшее идеологическое оружие партии, всесторонне освещавшее процессы духовной жизни и экономики, деятельность советских комсомольских, партийных и профсоюзных организаций. Телевидение играло все большую роль в области пропаганды и культуры. В каждом решении съезда КПСС, каждом постановлении Пленума ЦК, посвященном «идеологическому обеспечению» вопросов развития общества, оценивалась работа телевидения. В постановлении «О дальнейшем улучшении идеологической, политиковоспитательной работы» были «четко определены недостатки в работе средств массовой информации и пропаганды, обозначены основные пути развития и углубления воспитания нового человека» [1]. В документе Центральный комитет КПСС обязал организовать и провести работу по пропаганде марксизма-ленинизма, идейной составляющей телевизионных передач через всестороннее освещение жизни колхозного крестьянства, рабочего класса, интеллигенции, главных достижений в области культуры, науки и экономики.

Во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. (годы правления Генерального секретаря Центрального комитета КПСС Л.И. Брежнева) происходила централизация отечественного телевидения. Идеологическое давление на

телевидение усилилось, что отразилось на содержательной стороне телевизионных передач рассматриваемого региона, которые в основном начали транслироваться в записи, что, в свою очередь, предоставило большие возможности контролирующим органам. Тем не менее именно в данный период зародилось новое художественное телетворчество. В рассматриваемых республиках улучшение содержания телепрограмм позволило сблизить культурные уровни населения сел и городов. Урбанизация страны сопровождалась активным развитием телевидения, выступившего в роли канала приобщения сельских жителей к городской культуре и наоборот. Телевидение большой вклад внесло и в повышение образовательного уровня регионов. Вместе с этим региональные телевизионные студии способствовали сохранению национальной культуры. Для местных телевизионных журналистов одной из важных задач являлась популяризация духовных ценностей народов рассматриваемых республик. Телевизионные студии играли важную роль в организации культурной жизни республик, способствуя ее сохранению, становясь элементом источника знаний и дальнейшего развития национальной культуры, формирования мировоззрения, моральноэстетических ценностей людей, приобщения к лучшим примерам мировой и советской культуры. Телевидение формировало образ национальной литературы, знакомя с творчеством лучших местных писателей. Литературные деятели сотрудничали с телевизионными студиями, помогая в воспитании народов в духе интернационализма. В передачах широко освещалась морально-этическая тематика, велась пропаганда жизни людей труда, основных моральных ценностей - трудолюбия, патриотизма, совести, уважения, гуманизма и т.д.

В первой половине 1980-х гг. недостаточное развитие материально-технической базы телестудий сопровождается трудностями в их творческом развитии. Во второй половине 1980-х гг. процессы коммерциализации Центрального телевидения вытесняют из эфира культурно-просветительские и учебно-образовательные программы. Подобная тенденция, тем не менее, в полной мере не отразилась на работе телевизионных студий Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. Рост национального самосознания сопровождался увеличением интереса народов республик к собственной языку, культуре, историческим корням.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, тематика и содержание передач телестудий определялись в первую очередь изменениями в политической и социально-экономической жизни государства. Телевидение рассматриваемого региона, главным образом, разъясняло и популяризировало конкретные политические, экономические задачи. Следует отметить культурологическую, образовательную и просветительскую функции, которые выполняли телестудии Марийской, Мордовской и Чувашской аСср. Телевидение как элемент политики государства в рассматриваемый период отмечен вертикальной структурой управления. Культурное развитие рассматриваемого региона также занимало большое место в программах телевизионных студий. В телепередачах отражались история титульных наций, развитие национальной культуры. С журналистами сотрудничали лучшие представители ведущих профессий, телестудиями создавались оригинальные спектакли, постановки и инсценировки, проводилась пропаганда музыкальной культуры, произведений местной, русской, зарубежной классической музыки, творчества сообществ художественной самодеятельности. Регулярные передачи знакомили телевизионных зрителей с талантливой молодежью, телестудии создавали передачи для младших школьников и дошкольников, в программах находила отражение пионерская жизнь, создавались общеобразовательные передачи и программы воспитательного характера, проводились телевизионные фестивали художественной самодеятельности. Все это давало возможность удовлетворять различные запросы телевизионной аудитории.

Литература

1. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. П-888. Оп. 1. Д. 54. С. 70.

ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, доцент, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (danilov.andrey@mail.ru).

DANILOV ANDREY - doctor of historical sciences, associate professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 376.5-058.862(470.344)

ББК Ч424.772(2Рос.Чув)

А.Е. ДМИТРИЕВ, Е.К. МИНЕЕВА

ЦИВИЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ГОРОДОК ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА КАК НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОПЕКИ

В ЧУВАШСКОЙ АССР

Ключевые слова: детская беспризорность, детский дом, народное образование, органы опеки.

Рассмотрены предпосылки и процесс создания детского учреждения нового типа -Цивильского детского городка для детей-сирот, полусирот и беспризорников. На основании изучения неопубликованных источников характеризуется внутренняя жизнь данного детского дома и делаются выводы об эффективности его работы.

A. DMITRIEV, E. MINEEVA THE CHILDREN TOWN OF CIVILSK NAMED AFTER V.I. LENIN AS THE INFORMAL CENTRE OF ORPHANAGES AND CHILD PROTECTION SYSTEM IN CHUVASH REPUBLIC

Key words: children's homelessness, orphanages, public education, children protection system.

The article examines the backgrounds and the process of creation of a children's institution of new type - The Children town of Civilsk for orphans, half-orphans and street kids. It bases on unpublished sources and characterizes the inner life of the orphanage, and draws conclusions about the effectiveness of its work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детская беспризорность в советской России, как явление остро социальное и резко негативное, неоднократно становилась предметом исследования психологов, педагогов, врачей, юристов и историков. Исторический аспект данного явления не столь популярен в современной науке, тем не менее можно смело назвать ряд ученых, которые вложили весомый вклад в дело его изучения: А.М. Нечаева [5], А.А. Славко [6], В.Г. Тимофеев [7] и др. Необходимо отметить, что историки при изучении проблемы, как правило, задаются следующими вопросами: Какие меры принимались государством для преодоления беспризорности? Каким образом организовывалась помощь детям, оставшимся без попечения родителей? Какие государственные учреждения были ответственны за будущее этих детей? Насколько успешной была их деятельность? Как функционировала система органов опеки?

Наиболее тяжелой задачей становится изучение непосредственно работы сети детских учреждений (детских домов, приемников-распределителей, школ-коммун и т.п.) и трудностей ее функционирования. Связано это с тем, что каждое из подобных заведений, количество которых менялось из года в год (см. таблицу), имело свою специфику. Охватить их всех, даже в пределах одного региона, кажется задачей неразрешимой.

Тем не менее нужно понимать, что, несмотря на всё разнообразие, в системе органов опеки всегда существовали неформальные центры. Подробное изучение их может оказаться действительно полезным для составления общей картины работы сети детских учреждений.