УДК 070:654.197(470.4)
А.А. ДАНИЛОВ
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
Ключевые слова: история, телевидение, политика, регион.
Исследована государственная информационная политика России в области регионального телевидения советского периода. Сделаны выводы о том, что в советский период все существование ТВ было связано с политикой и его главной и определяющей задачей являлось формирование идеологических установок у населения.
A.A. DANILOV
REGIONAL TELEVISION IN PARTY-AND-STATE POLICY OF THE SOVIET PERIOD: HISTORIC EXPERIENCE OF THE MIDDLE POVOLJYE
Key words: history, television, politics, region.
The state information policy of Russia in regional television of the Soviet period is studied in the article. Conclusions of TV existence being connected with the policy and having a main task of forming the public ideological set are drawn.
Марийская и Чувашская национально-территориальные автономии были сформированы в 1920 г. В 1930 г. была образована Мордовская автономная область. В дальнейшем рассматриваемые республики приобрели более высокий статус автономии: в 1925 г. была образована Чувашская АССР, в 1934 г. - Мордовская АССР, в 1936 г. - Марийская АССР. Становлению государственности и определению роли ТВ в жизни общества рассматриваемых республик способствовали Конституции Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, разработанные на основе Конституции РСФСР. В 1936 г. была принята Конституция СССР, на основе положений которой в 1937 г. принята Конституция РСФСР. Данные Конституции ориентировали общество на построение в стране социализма, в них определялась руководящая роль коммунистической партии и главы государства. В 1978 г. Верховными Советами Марийской, Мордовской и Чувашской АССР были приняты новые Конституции на основе Конституций СССР от 1977 г. и РСФСР от 1978 г., в целом сохранившие основные принципы предыдущих. Существенным отличием было закрепление значительного расширения прав и свобод граждан.
В советский период ТВ являлось частью правительства, орудием официальной государственной пропаганды. Будучи каналом связи между правительством и народом, оно всегда выступало в поддержку существующей власти, способствовало повышению ее авторитета. По мнению М.Ю. Лесина - бывшего министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, который в 2000 г. дал интервью радио «Свобода», в современных демократических условиях также сохраняется тенденция влияния на общественное мнение, формирование идеологии - пропаганда, как бы не вуалировали данное понятие под информационным противоборством, идеологическими войнами, но суть остается неизменной - «обыкновенная пропаганда собственных действий». Сложно не согласиться с данной точкой зрения, поскольку любой политический строй изначально предполагает в себе пропаганду идеологических установок с целью сохранения существующего положения вещей. Став рупором какой-либо заинтересованной группы, ТВ остается СМИ, но перестает относиться к независимому источнику информации - превращается в орудие пропаганды.
Примечательно, что на начальном этапе становления коммунистического государства (годы НЭПа) в России в форме акционерных обществ существовал самостоятельный, самоокупаемый и доходный новый вид СМИ - радио, позволявший гарантировать финансовую и творческую независимость. Подобная свобода была возможна лишь в период либеральных преобразований, во многом схожих с
современными, когда шло определение взаимоотношений власти, общества и рынка. Появление НЭПа как такового было обусловлено противоречиями и кризисом российского общества, вызванные политикой «военного коммунизма» [3]. Провал либеральных реформ привел к политике формирования монополии государственных органов радиовещания, исчезновение зачатков свободных СМИ.
В СССР господствовала пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни. Об оппозиционных СМИ не могло быть и речи. Попытки противостояния господствующей пропаганде преследовались по закону, в частности, существовала статья Уголовного кодекса СССР «Контрреволюционная агитация и пропаганда», по которой во время сталинских репрессий преследовалось значительное количество людей. Репрессии 1930-х годов не обошли стороной и деятелей культуры, науки, искусства, среди которых первые деятели нового феномена человечества - телевидения. В период репрессий против интеллигенции, в 1931 г. на Север был сослан Б.Л. Розинг - создатель прообраза электронного ТВ, получившего распространение во всем мире.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов произошли централизация и монополизация радио, трансформация во всесоюзное средство пропаганды и агитации, что явилось прообразом государственной информационной политики всего советского периода. 1930-е годы характеризуются бурным развитием телевизионной техники. 18 декабря 1931 г. в Ленинграде состоялась первая Всесоюзная конференция по вопросам развития ТВ. Через месяц было опубликовано постановление Совета народных комиссаров, в котором говорилось о необходимости внедрения ТВ в народное хозяйство и быт. 31 января 1933 г. постановлением Совета народных комиссаров СССР был создан Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР, в который позднее вошла вся система телевещания страны.
С появлением электронного ТВ, началом регулярной трансляции Московского телецентра в 1939 г. начинают строиться специальные телецентры, выпускаться телевизионные приемники. Телевидение стало полноправным средством информации, в результате чего в 1939 г. на XVIII съезде партии было принято решение: «Построить в ряде крупных городов телевизионные центры» [6]. В 1940-1950 гг. партийно-государственное руководство страны в качестве одного из главных приоритетов в своей деятельности выбрало широкое распространение территории вещания ТВ и его популяризацию среди населения. Основные направления развития материально-технической базы ТВ, идейное и художественное содержание передач во многом определялись директивами и постановлениями ЦК КПСС, Гостелерадио.
1950-е годы характеризуются сменой политического руководства. В годы «оттепели» состоялся XX съезд КПСС (1956 г.), на котором было отмечено: «Принять меры к дальнейшему расширению и улучшению радиовещания и телевидения... Создать специальные каналы связи для обмена программами между телевизионными станциями Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик и других крупных городов страны, а также приступить к внедрению цветного ТВ. Увеличить в 1960 г. количество телевизионных станций не менее чем до 75» [1]. Данный съезд характеризуется в отечественной истории как переломный момент, ознаменовавший собой конец сталинской эпохи, ослабление идеологической цензуры. Развенчание культа личности И.В. Сталина замалчивалось в СМИ. Критика его деятельности была озвучена лишь на закрытом заседании ЦК КПСС по окончании съезда.
Во второй половине 1950-х годов Государственным комитетом по РВ и ТВ при Совете Министров СССР был предпринят ряд мер для организации телевещания на региональном уровне. В 1956 г. вышло важное для развития ТВ в регионах по-
становление правительства СССР «О строительстве и развитии телевидения в стране с долевым участием средств заинтересованных министерств». Его выход послужил толчком для бурного развития регионального ТВ по всей стране и возникновения телестудий в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР в 1960-1961 гг.
В 1957 г. вышло постановление ЦК КПСС «О развитии советского телевидения», впервые регламентировавшее курс государства на распространение телевещания в масштабах всей страны. Постановлением Совета Министров СССР от 16 мая 1957 г. на базе Главного управления радиоинформации Министерства культуры СССР был образован Государственный комитет по РВ и ТВ при Совете Министров СССР, осуществлявший руководство телевидением в стране, контролировавший идейно-политический, художественный уровень программ, развитие материально-технической базы ТВ. Контроль за деятельностью местных телестудий осуществляли региональные телерадиокомитеты. Таким образом, ТВ вышло из подчинения союзно-республиканского Министерства культуры СССР, в ведении которого находилось с 1953 г. и обрело собственный статус в государстве. Четырехлетнее пребывание РВ и ТВ в системе Министерства культуры СССР себя не оправдало. Последующая организационная структура была направлена на коренное улучшение деятельности электронных СМИ. Созданный в то же время сектор радио и ТВ в отделе пропаганды и агитации ЦК КПСС был призван всесторонне курировать деятельность электронных средств массовой информации и пропаганды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 апреля 1962 г. комитет был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по РВ и ТВ, в 1965 г. - в Государственный комитет по РВ и ТВ при Совете Министров СССР (указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1965 г.), в 1970 г. -в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по ТВ и РВ (указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1970 г.). В 1978 г. на его базе был создан Государственный комитет СССР по ТВ и РВ (постановление Верховного Совета СССР от 5 июля 1978 г.). Указом Президента СССР от 8 февраля 1991 г. Гостелерадио СССР было преобразовано во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию. Соответственно центральному переименовывались союзно-республиканские госкомитеты. С течением времени государственное управление телевидением стало иметь многоуровневый характер. Верховный Совет СССР определял государственные задания и бюджет органов ТВ. Телерадиокомитет их конкретизировал, распределяя средства между центральным, республиканским и местным ТВ. На всех уровнях государственное руководство ТВ исходило из указаний и решений, которые принимала КПСС.
Руководством страны перед новым ведомством был поставлен ряд ключевых задач, среди которых «пропаганда марксизма-ленинизма, постановлений съездов коммунистической партии Советского Союза и пленумов ЦК КПСС, решений Правительства СССР; агитация населения на выполнение задач, поставленных советским государством, в частности, коммунистического строительства, научно-технического прогресса, народнохозяйственных планов, распространение передового опыта в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства; «разоблачение» буржуазной идеологии, пропагандирование коммунистической идейности и морали; освещение внутренней и внешней политики КПСС и Советского правительства; популяризация лучших произведений советской и «дружественной» зарубежной литературы и искусства, классических произведений отечественной и мировой литературы и искусства; оперативное информирование о событиях в Советском Союзе и за рубежом; развитие ТВ, проведение единой технической политики и внедрение новейших достижений науки и техники в области ТВ».
Образование Государственного комитета по РВ и ТВ при Совете Министров СССР открыло возможность, не нанося ущерба инженерному управлению техникой, способствовать более правильному ее использованию в целях совершенствования программ. Произошло разделение функций создания и распространения в эфире телевизионных программ. Аппаратно-студийные комплексы были переданы в ведение Государственного комитета по РВ и ТВ при Совете Министров СССР, а телевизионные центры стали принадлежать Министерству связи СССР. В конце 1950-х годов были созданы телецентры Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, подчинявшиеся республиканским управлениям Министерства связи РСФСР. В дальнейшем все телецентры страны вместе с персоналом, принадлежавшие некогда Министерству связи, перешли в ведение телерадиокомитета. В рассматриваемых республиках это произошло в 1969 г. на основании распоряжения Совета Министров СССР. В ведении Министерства связи остались только передатчики и ретрансляторы.
9 января 1960 г. было принято постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», определявшее текущие задачи, которые ставила партия перед СМИ: «Повысить идейный уровень... телевидения, передавать... беседы и лекции, посвященные коренным проблемам марксистско-ленинской теории, важнейшим вопросам внутренней и внешней политики партии» [7]. Эти директивы утверждали СМИ как ключевой фактор в деле идеологической пропаганды населения. Это подтверждается и директивами состоявшегося в 1961 г. XXII съезда КПСС, в котором отмечалось, что «главным в идеологической работе является глубокое разъяснение Программы КПСС... Осуществлению этой задачи необходимо подчинить все средства идейного влияния на массы: пропаганду, агитацию, печать, радио, телевидение, кино, культурно-просветительную работу, культуру и искусство» [7]. Последующие съезды партии, выходившие раз в пятилетие (1966 г. - XXIII съезд, 1971 г. - XXIV съезд, 1976 г. - XXV съезд, 1981 г. -XXVI съезд, 1986 г. - XXVII съезд, 1990 г. - XXVIII съезд), все в большей степени утверждали ТВ в качестве главного инструмента в ее идеологической работе.
29 января 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем развитии советского телевидения», которое стало центральным документом, определившим направление, характер и задачи телевещания в стране, обозначило его место и роль в жизни общества. В постановлении отмечалось, что ТВ открывает новые большие возможности для повседневного политического, культурного и эстетического воспитания населения, что оно способно охватить все слои населения. С учетом того, что дальнейшее развитие ТВ требовало съемки программ на кинопленку или записи их на магнитную ленту, ЦК КПСС обязал промышленность обеспечить телестудии соответствующей аппаратурой. Госкомитету по РВ и ТВ было поручено создать для производства телевизионных фильмов собственную киностудию. Постановление предусматривало создание вторых телевизионных каналов в союзных и автономных республиках, а также введение дневного вещания. ЦК КПСС обязал центральную и местную печать регулярно информировать читателей о работе ТВ, публиковать рецензии на телевизионные передачи. Для успешного функционирования ТВ также требовалась квалифицированная телевизионная критика.
В 1960-1961 гг. телестудии были созданы в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. 10 августа 1960 г. Государственной комиссией, утвержденной приказом министра связи РСФСР и на основании приказа начальника Управления связи Марийской АССР Йошкар-Олинская телестудия была принята в эксплуатацию. В сентябре 1961 г. Государственная комиссия Чувашской АССР приняла от строителей и монтажников ТВ-комплекс. 30 октября 1961 г. вышло постановление Совета Министров Мордовской АССР об открытии Саранской телестудии.
6 июня 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения», в котором намечались основные задачи развития ТВ в стране. В постановлении была отражена общая оценка деятельности местных телестудий в период их становления, в том числе и негативная: «Многие передачи... составляются однообразно, по установившемуся стандарту, от них веет скукой, равнодушием... зачастую передаются поверхностные материалы, малосодержательные беседы и репортажи. Сплошь и рядом передачи ведутся казенным, невыразительным языком» [10]. Подобные проблемы выносились на обсуждение и заседаниях бюро местных обкомов КПСС. Так, например, на заседании бюро Марийского обкома КПСС от 4 апреля 1962 г. было отмечено, что сотрудники республиканской телестудии поверхностно относятся к поискам разнообразных форм и средств выражения, механически переносят жанры, приемы печати, кино, театра на ТВ, не учитывая его специфику. С учетом запросов аудитории и в целях дальнейшего развития вещания на национальных и русском языках постановление ЦК КПСС предусматривало создание вторых программ ТВ в союзных и автономных республиках. Важным шагом стало введение дневного вещания. Руководство партии обязало центральную и местную печать регулярно информировать читателей о работе ТВ, публиковать рецензии на телевизионные программы, развивать телевизионную критику. К сожалению, современная журналистика этой традиции не всегда придерживается. Телевизионная критика исчезла со страниц газет и журналов, особенно, местных. Между тем обсуждение работы современного телевидения перед широкой аудиторией могло бы оказать существенную помощь как самим творческим работникам, так и учредителям каналов. Подобные постановления вышли в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР и определили пути дальнейшего развития ТВ в республиках. Например, 23 октября 1962 г. вышло постановление бюро Чувашского обкома КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению радиовещания и телевидения и завершению радиофикации республики».
Партийные и государственные постановления способствовали не только совершенствованию организационной структуры ТВ, но и усилению его идейно-пропагандистской, политической деятельности. Тематика передач местного ТВ определялась программными докладами, которые обнародовались в ходе регулярных съездов КПСС и публиковались в ведущих печатных изданиях страны. Таким образом, задача местных телестудий заключалась в пропаганде решений съездов. Собственно, в советский период, все существование СМИ было связано с политикой, и их главной и определяющей задачей являлось формирование идеологических установок у населения - пропаганда. Совокупность радио, телевидения и печати так и назывались - средствами массовой информации и пропаганды. Обществу, в свою очередь, оставлялась возможность «выражать свое отношение к власти в рамках жесткой централизованной и иерархически выстроенной политической системы с помощью официальных каналов - СМИ, посредством массового участия в соревнованиях, наказов депутатам, жалоб в парткомы, “анонимок”» [2].
В отличие от возникновения центрального ТВ при создании информационного канала в регионах ключевую роль играл идеологический фактор. Руководство страны, осознав, что ТВ стало мощным средством воздействия на сознание масс и увидев его колоссальные возможности в пропагандистской и агитационной работе, сочло необходимым, приняв соответствующие постановления, административными методами организовать местные вещательные телестудии. Это диктовалось задачей упрочения единой информационно-пропагандистской системы отечественного телевизионного вещания в 1960-1970 гг. Процесс централизации исторически был вполне оправдан. Решение технических и кадровых вопросов также решалось централизованно. Партийное руководство тележурналистикой помогло региональным студиям преодолеть стихийность в процессе становления и развития.
7 января 1969 г. вышло закрытое постановление Секретариата ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений искусства и культуры за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара», существенным образом повлиявшее на дальнейший ход событий. 1970-е годы характеризуются деятельностью партийных органов по дальнейшему наращиванию материально-технической базы ТВ, укреплению идейно-политического и художественного уровня телепередач. Престиж ТВ в обществе и в партийно-государственной иерархии к этому времени необычайно вырос. И то, что в названии ведомства ТВ оказалось поставленным впереди РВ, стало констатацией заслуженной победы, приоритета «более молодого и прогрессивного СМИ» [11]. Важно было и то, что работники ТВ стали более самостоятельными и вместе с тем ощутимо приблизились к власти. Жесткий партийный контроль дисциплинировал журналистов и сотрудников техперсонала, придавал их работе больше стройности и организованности. Необходимо было поддерживать авторитет как перед зрителем, так и перед властью. Нередко на съемки выезжали местные партийные руководители. Популярными стали совместные рейды, летучки и обзоры передач. Планомерное и всестороннее освещение производственной тематики стало особенностью советской журналистики 1970-х годов. На экране пропагандировалась работа комбайнеров и доярок, трактористов и овощеводов, рабочих заводов и фабрик. 5 июля 1978 г. из названия Комитета исчезло упоминание Совета Министров. Это означало, что с этого момента Госкомитет по ТВ и РВ подчинялся напрямую руководителю государства [12]. В Конституции СССР 1977 г. он получил новое наименование - Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). В апреле 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР. В связи с этим была разработана, обсуждены и приняты Конституции Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, где также было закреплено новое наименование республиканских телерадиокомитетов.
В марте 1972 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР «О состоянии и перспективах развития телевидения и радиовещания в РСФСР», предусматривавшее обеспечение дальнейшего развития ТВ и РВ на территории РСФСР и повышении их роли. Подобные постановления были приняты в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. Например, 24 апреля 1972 г. вышло постановление бюро обкома КПСС «О состоянии и перспективах развития телевидения и радиовещания в Мордовской АССР» [4], 3 июля 1972 г. вышло совместное постановление бюро Марийского обкома КПСС и Совета Министров республики. 31 августа 1976 г. вышло постановление Совета Министров Мордовской АССР «О дальнейшем развитии телевизионного вещания в Мордовской АССР», которое определило текущие результаты деятельности местного ТВ и наметило план дальнейшего развития.
Особо остро стояла проблема кадрового дефицита местных телестудий. В 1975 г. было принято постановление ЦК КПСС «О подготовке и переподготовке журналистских кадров», согласно которому предписывалось направлять студентов вузов регионов на факультеты журналистики Московского, Ленинградского, Свердловского государственных университетов. Постановление партии сыграло ключевую роль в организации подготовки кадров для регионов в последующие годы.
В постановлении ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» были «точно сформулированы недостатки и упущения в работе СМИ и пропаганды, обозначены магистральные пути, по которым должно развиваться и углубляться воспитание нового человека». В этом документе ЦК КПСС обязал партийные комитеты, руководителей СМИ и пропаганды провести работу по усилению пропаганды марксизма-ленинизма, идейного содержания телепередач посредством всестороннего освещения жизни рабочего класса, колхозного крестьянства,
интеллигенции, важнейших достижений в области экономики, науки и культуры. Его выход сопровождался зачатками социально-экономического и общественно-политического кризиса, намечавшегося уже к этому времени.
30 августа 1984 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии в 1984-1990 годах материально-технической базы телевизионного вещания в стране», в котором было отражено общее состояние ТВ страны в этот период. В Марийской, Мордовской и Чувашской АССР были приняты схожие постановления, определившие дальнейшее развитие телевещания в этих республиках. Например, в декабре 1984 г. Совет Министров Чувашской АССР принял постановление «О развитии в 1984-1990 годах материально-технической базы телевизионного вещания в республике и улучшении обслуживания населения средствами радио и ТВ». 16 июля 1987 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР «О дополнительных мерах по развитию передающей сети телевизионного вещания в РСФСР».
В условиях системного функционирования в 1980-х годах принципы деятельности местного ТВ должны были претерпеть существенные изменения. Но модернизация местного телевещания, прежде всего, совершенствование его содержательного наполнения, которая была бы уместна уже с конца 1970-х годов, либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, так как не имела сколько-нибудь разработанной, научно обоснованной концепции. В связи с этим местные вещательные каналы были вынуждены создавать передачи «всеохватной» тематики, вступая в ненужную конкуренцию с общесоюзными телепрограммами и, как правило, проигрывая в этой борьбе. Это дало основания сделать поспешные выводы об идеологической «нерентабельности» местного ТВ. Кроме того, этому также способствовали трудоемкость и дороговизна создания ТВ-продукции. Таким образом, руководство Гостелерадио СССР в первой половине 1980-х годов начало сворачивать местное телепроизводство, причем, в основном, административными методами, поскольку подобная политика не нашла поддержки в регионах. По мнению исследователей отечественного ТВ, подобная политика привела к серьезным идеологическим издержкам, о чем свидетельствуют события конца 1980-х - начала 1990-х годов [13]. В этот период состояние региональных программопроизводящих телестудий можно характеризовать как застойное. Например, по словам С.Н. Десяева, положение ГТРК «Мордовия» «было критическим». Существовала угроза закрытия региональной телекомпании в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета. Подобная ситуация наблюдалась на многих региональных телестудиях.
В современной исторической науке достаточно популярно определение «переходного периода» за временем, берущим начало от событий апреля 1985 г. -«пятилетка перестройки». Новым этапом в развитии ТВ в СССР стал март 1985 г. после избрания в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Началась перестройка, которая была призвана сломать препоны, мешавшие поступательному развитию страны. Был взят курс на гласность и широкое обсуждение общественных проблем, прежде всего, в СМИ. Изменилась тематика журналистских выступлений, вместо сухой производственной «цифири» появилась реальная жизнь с указанием на недостатки, усилилась социальная направленность выступлений. Главными «прорабами» перестройки стали журналисты.
В марте 1990 г. была отменена шестая статья Конституции СССР, регламентировавшая руководящую роль КПСС. 1 августа 1990 г. вступил в силу Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», призванный способствовать нивелированию всепоглощающей опеки, диктата партии, общественных движений. В Законе была провозглашена отмена цензуры -ликвидирован Главлит, но его функции фактически стало выполнять Государственное управление по охране государственных тайн в печати и других СМИ при Совете Министров СССР. К этому времени в работе сотрудников ТВ все
большую актуальность стали приобретать такие качества, как честность, смелость, объективность, компетентность и профессиональное мастерство. На состоявшемся в 1990 г. XXVIII съезде КПСС было отмечено, что «взаимоотношения КПСС, ее органов с журналистами - это отношения, строящиеся на уважении закона “О печати и других средствах массовой информации”» [9].
Таким образом, советское право не содержало какого-либо специального законодательного акта в области СМИ, кроме закона, вышедшего в 1990 г. Основу их деятельности составляли Конституция СССР, РСФСР и нормативноправовые акты различных органов и организаций. Непосредственное развитие не только телевизионной журналистики, но и ее материально-технической базы зависело от директив и постановлений ЦК КПСС, Гостелерадио. С конца 1920-х вплоть до середины 1980-х годов партийно-государственное руководство заключалось в трансформации СМИ в инструмент государственной политики воспитания населения в духе построения коммунистического общества, во всесоюзное средство пропаганды и агитации путем централизации и монополизации СМИ. В 1930-е-1940-е годы шел поиск технических возможностей популяризации телевещания в стране, в 1950-е годы с принятием всесоюзной программы развития телевещания началось повсеместное строительство региональных телецентров. 1960-е-1970-е годы характеризуются закреплением за ТВ функции органа широкой пропаганды существующего политического режима. С 1985 по 1991 г. наблюдается переходный период, когда на смену атмосфере идеологического диктата пришли свободомыслие и гласность, информационная открытость общества.
Литература и источники
1. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стеногр. отчет. М.: Госполитиз-дат, 1956. С. 480.
2. Агишев Р.Р. Власть и общество Мордовии в 1970-х - начале 1980-х гг.: дис. ... канд. ист. наук / Р.Р. Агишев. Саранск, 2006. С. 22.
3. Гатауллина И.А. Среднее Поволжье в годы новой экономической политики: социальноэкономические процессы и повседневность: автореф. дис. ... докт. ист. наук / И.А. Гатауллина. Казань, 2009. С. 3.
4. Говорит и показывает Саранск: сборник / ред. кол. В.П. Бочкарев и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. С. 62.
5. Данилов А.А. Эволюция жанрово-тематической составляющей передач телевидения Марийской, Мордовской и Чувашской Республик в советский период / А.А. Данилов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 45-52.
6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Юрид. лит.,
1971. Т. 5. С. 353.
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Юрид. лит.,
1972. Т. 8. С. 55-56.
8. Материалы XXII съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. С. 316.
9. Материалы XXVIII съезда КПСС. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 178.
10. О мерах по дальнейшему улучшению радиовещания и телевидения. Постановление ЦК КПСС от 6 июня 1962 г. // О партийной и советской печати радиовещания и телевидения. М.: Мысль, 1972. С. 542.
11. Очерки по истории Российского телевидения / под ред. В.В. Егорова и др. М.: Воскресенье, 1999. С. 45.
12. Телевизионная журналистика / редкол. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 76.
13. Трудоемкость телевизионного производства // История советского телерадиовещания. URL: http://www.neuer.ru/journalist6.php (дата обращения: 30.03.2009).
ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры архивоведения и документоведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (jurfak2005@mail.ru).
DANILOV ANDREY ANATOLYEVICH - candidate of historic science, associate professor, doctoral candidate of archival and documentation department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.