Научная статья на тему 'Региональное телевидение в партийно-государственной политике советского периода: исторический опыт среднего Поволжья'

Региональное телевидение в партийно-государственной политике советского периода: исторический опыт среднего Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
817
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПОЛИТИКА / РЕГИОН / HISTORY / TELEVISION / POLITICS / REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич

Исследована государственная информационная политика России в области регионального телевидения советского периода. Сделаны выводы о том, что в советский период все существование ТВ было связано с политикой и его главной и определяющей задачей являлось формирование идеологических установок у населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Данилов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TELEVISION IN PARTY-AND-STATE POLICY OF THE SOVIET PERIOD: HISTORIC EXPERIENCE OF THE MIDDLE POVOLJYE

The state information policy of Russia in regional television of the Soviet period is studied in the article. Conclusions of TV existence being connected with the policy and having a main task of forming the public ideological set are drawn.

Текст научной работы на тему «Региональное телевидение в партийно-государственной политике советского периода: исторический опыт среднего Поволжья»

УДК 070:654.197(470.4)

А.А. ДАНИЛОВ

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Ключевые слова: история, телевидение, политика, регион.

Исследована государственная информационная политика России в области регионального телевидения советского периода. Сделаны выводы о том, что в советский период все существование ТВ было связано с политикой и его главной и определяющей задачей являлось формирование идеологических установок у населения.

A.A. DANILOV

REGIONAL TELEVISION IN PARTY-AND-STATE POLICY OF THE SOVIET PERIOD: HISTORIC EXPERIENCE OF THE MIDDLE POVOLJYE

Key words: history, television, politics, region.

The state information policy of Russia in regional television of the Soviet period is studied in the article. Conclusions of TV existence being connected with the policy and having a main task of forming the public ideological set are drawn.

Марийская и Чувашская национально-территориальные автономии были сформированы в 1920 г. В 1930 г. была образована Мордовская автономная область. В дальнейшем рассматриваемые республики приобрели более высокий статус автономии: в 1925 г. была образована Чувашская АССР, в 1934 г. - Мордовская АССР, в 1936 г. - Марийская АССР. Становлению государственности и определению роли ТВ в жизни общества рассматриваемых республик способствовали Конституции Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, разработанные на основе Конституции РСФСР. В 1936 г. была принята Конституция СССР, на основе положений которой в 1937 г. принята Конституция РСФСР. Данные Конституции ориентировали общество на построение в стране социализма, в них определялась руководящая роль коммунистической партии и главы государства. В 1978 г. Верховными Советами Марийской, Мордовской и Чувашской АССР были приняты новые Конституции на основе Конституций СССР от 1977 г. и РСФСР от 1978 г., в целом сохранившие основные принципы предыдущих. Существенным отличием было закрепление значительного расширения прав и свобод граждан.

В советский период ТВ являлось частью правительства, орудием официальной государственной пропаганды. Будучи каналом связи между правительством и народом, оно всегда выступало в поддержку существующей власти, способствовало повышению ее авторитета. По мнению М.Ю. Лесина - бывшего министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, который в 2000 г. дал интервью радио «Свобода», в современных демократических условиях также сохраняется тенденция влияния на общественное мнение, формирование идеологии - пропаганда, как бы не вуалировали данное понятие под информационным противоборством, идеологическими войнами, но суть остается неизменной - «обыкновенная пропаганда собственных действий». Сложно не согласиться с данной точкой зрения, поскольку любой политический строй изначально предполагает в себе пропаганду идеологических установок с целью сохранения существующего положения вещей. Став рупором какой-либо заинтересованной группы, ТВ остается СМИ, но перестает относиться к независимому источнику информации - превращается в орудие пропаганды.

Примечательно, что на начальном этапе становления коммунистического государства (годы НЭПа) в России в форме акционерных обществ существовал самостоятельный, самоокупаемый и доходный новый вид СМИ - радио, позволявший гарантировать финансовую и творческую независимость. Подобная свобода была возможна лишь в период либеральных преобразований, во многом схожих с

современными, когда шло определение взаимоотношений власти, общества и рынка. Появление НЭПа как такового было обусловлено противоречиями и кризисом российского общества, вызванные политикой «военного коммунизма» [3]. Провал либеральных реформ привел к политике формирования монополии государственных органов радиовещания, исчезновение зачатков свободных СМИ.

В СССР господствовала пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни. Об оппозиционных СМИ не могло быть и речи. Попытки противостояния господствующей пропаганде преследовались по закону, в частности, существовала статья Уголовного кодекса СССР «Контрреволюционная агитация и пропаганда», по которой во время сталинских репрессий преследовалось значительное количество людей. Репрессии 1930-х годов не обошли стороной и деятелей культуры, науки, искусства, среди которых первые деятели нового феномена человечества - телевидения. В период репрессий против интеллигенции, в 1931 г. на Север был сослан Б.Л. Розинг - создатель прообраза электронного ТВ, получившего распространение во всем мире.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов произошли централизация и монополизация радио, трансформация во всесоюзное средство пропаганды и агитации, что явилось прообразом государственной информационной политики всего советского периода. 1930-е годы характеризуются бурным развитием телевизионной техники. 18 декабря 1931 г. в Ленинграде состоялась первая Всесоюзная конференция по вопросам развития ТВ. Через месяц было опубликовано постановление Совета народных комиссаров, в котором говорилось о необходимости внедрения ТВ в народное хозяйство и быт. 31 января 1933 г. постановлением Совета народных комиссаров СССР был создан Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР, в который позднее вошла вся система телевещания страны.

С появлением электронного ТВ, началом регулярной трансляции Московского телецентра в 1939 г. начинают строиться специальные телецентры, выпускаться телевизионные приемники. Телевидение стало полноправным средством информации, в результате чего в 1939 г. на XVIII съезде партии было принято решение: «Построить в ряде крупных городов телевизионные центры» [6]. В 1940-1950 гг. партийно-государственное руководство страны в качестве одного из главных приоритетов в своей деятельности выбрало широкое распространение территории вещания ТВ и его популяризацию среди населения. Основные направления развития материально-технической базы ТВ, идейное и художественное содержание передач во многом определялись директивами и постановлениями ЦК КПСС, Гостелерадио.

1950-е годы характеризуются сменой политического руководства. В годы «оттепели» состоялся XX съезд КПСС (1956 г.), на котором было отмечено: «Принять меры к дальнейшему расширению и улучшению радиовещания и телевидения... Создать специальные каналы связи для обмена программами между телевизионными станциями Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик и других крупных городов страны, а также приступить к внедрению цветного ТВ. Увеличить в 1960 г. количество телевизионных станций не менее чем до 75» [1]. Данный съезд характеризуется в отечественной истории как переломный момент, ознаменовавший собой конец сталинской эпохи, ослабление идеологической цензуры. Развенчание культа личности И.В. Сталина замалчивалось в СМИ. Критика его деятельности была озвучена лишь на закрытом заседании ЦК КПСС по окончании съезда.

Во второй половине 1950-х годов Государственным комитетом по РВ и ТВ при Совете Министров СССР был предпринят ряд мер для организации телевещания на региональном уровне. В 1956 г. вышло важное для развития ТВ в регионах по-

становление правительства СССР «О строительстве и развитии телевидения в стране с долевым участием средств заинтересованных министерств». Его выход послужил толчком для бурного развития регионального ТВ по всей стране и возникновения телестудий в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР в 1960-1961 гг.

В 1957 г. вышло постановление ЦК КПСС «О развитии советского телевидения», впервые регламентировавшее курс государства на распространение телевещания в масштабах всей страны. Постановлением Совета Министров СССР от 16 мая 1957 г. на базе Главного управления радиоинформации Министерства культуры СССР был образован Государственный комитет по РВ и ТВ при Совете Министров СССР, осуществлявший руководство телевидением в стране, контролировавший идейно-политический, художественный уровень программ, развитие материально-технической базы ТВ. Контроль за деятельностью местных телестудий осуществляли региональные телерадиокомитеты. Таким образом, ТВ вышло из подчинения союзно-республиканского Министерства культуры СССР, в ведении которого находилось с 1953 г. и обрело собственный статус в государстве. Четырехлетнее пребывание РВ и ТВ в системе Министерства культуры СССР себя не оправдало. Последующая организационная структура была направлена на коренное улучшение деятельности электронных СМИ. Созданный в то же время сектор радио и ТВ в отделе пропаганды и агитации ЦК КПСС был призван всесторонне курировать деятельность электронных средств массовой информации и пропаганды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 апреля 1962 г. комитет был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по РВ и ТВ, в 1965 г. - в Государственный комитет по РВ и ТВ при Совете Министров СССР (указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1965 г.), в 1970 г. -в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по ТВ и РВ (указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1970 г.). В 1978 г. на его базе был создан Государственный комитет СССР по ТВ и РВ (постановление Верховного Совета СССР от 5 июля 1978 г.). Указом Президента СССР от 8 февраля 1991 г. Гостелерадио СССР было преобразовано во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию. Соответственно центральному переименовывались союзно-республиканские госкомитеты. С течением времени государственное управление телевидением стало иметь многоуровневый характер. Верховный Совет СССР определял государственные задания и бюджет органов ТВ. Телерадиокомитет их конкретизировал, распределяя средства между центральным, республиканским и местным ТВ. На всех уровнях государственное руководство ТВ исходило из указаний и решений, которые принимала КПСС.

Руководством страны перед новым ведомством был поставлен ряд ключевых задач, среди которых «пропаганда марксизма-ленинизма, постановлений съездов коммунистической партии Советского Союза и пленумов ЦК КПСС, решений Правительства СССР; агитация населения на выполнение задач, поставленных советским государством, в частности, коммунистического строительства, научно-технического прогресса, народнохозяйственных планов, распространение передового опыта в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства; «разоблачение» буржуазной идеологии, пропагандирование коммунистической идейности и морали; освещение внутренней и внешней политики КПСС и Советского правительства; популяризация лучших произведений советской и «дружественной» зарубежной литературы и искусства, классических произведений отечественной и мировой литературы и искусства; оперативное информирование о событиях в Советском Союзе и за рубежом; развитие ТВ, проведение единой технической политики и внедрение новейших достижений науки и техники в области ТВ».

Образование Государственного комитета по РВ и ТВ при Совете Министров СССР открыло возможность, не нанося ущерба инженерному управлению техникой, способствовать более правильному ее использованию в целях совершенствования программ. Произошло разделение функций создания и распространения в эфире телевизионных программ. Аппаратно-студийные комплексы были переданы в ведение Государственного комитета по РВ и ТВ при Совете Министров СССР, а телевизионные центры стали принадлежать Министерству связи СССР. В конце 1950-х годов были созданы телецентры Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, подчинявшиеся республиканским управлениям Министерства связи РСФСР. В дальнейшем все телецентры страны вместе с персоналом, принадлежавшие некогда Министерству связи, перешли в ведение телерадиокомитета. В рассматриваемых республиках это произошло в 1969 г. на основании распоряжения Совета Министров СССР. В ведении Министерства связи остались только передатчики и ретрансляторы.

9 января 1960 г. было принято постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», определявшее текущие задачи, которые ставила партия перед СМИ: «Повысить идейный уровень... телевидения, передавать... беседы и лекции, посвященные коренным проблемам марксистско-ленинской теории, важнейшим вопросам внутренней и внешней политики партии» [7]. Эти директивы утверждали СМИ как ключевой фактор в деле идеологической пропаганды населения. Это подтверждается и директивами состоявшегося в 1961 г. XXII съезда КПСС, в котором отмечалось, что «главным в идеологической работе является глубокое разъяснение Программы КПСС... Осуществлению этой задачи необходимо подчинить все средства идейного влияния на массы: пропаганду, агитацию, печать, радио, телевидение, кино, культурно-просветительную работу, культуру и искусство» [7]. Последующие съезды партии, выходившие раз в пятилетие (1966 г. - XXIII съезд, 1971 г. - XXIV съезд, 1976 г. - XXV съезд, 1981 г. -XXVI съезд, 1986 г. - XXVII съезд, 1990 г. - XXVIII съезд), все в большей степени утверждали ТВ в качестве главного инструмента в ее идеологической работе.

29 января 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем развитии советского телевидения», которое стало центральным документом, определившим направление, характер и задачи телевещания в стране, обозначило его место и роль в жизни общества. В постановлении отмечалось, что ТВ открывает новые большие возможности для повседневного политического, культурного и эстетического воспитания населения, что оно способно охватить все слои населения. С учетом того, что дальнейшее развитие ТВ требовало съемки программ на кинопленку или записи их на магнитную ленту, ЦК КПСС обязал промышленность обеспечить телестудии соответствующей аппаратурой. Госкомитету по РВ и ТВ было поручено создать для производства телевизионных фильмов собственную киностудию. Постановление предусматривало создание вторых телевизионных каналов в союзных и автономных республиках, а также введение дневного вещания. ЦК КПСС обязал центральную и местную печать регулярно информировать читателей о работе ТВ, публиковать рецензии на телевизионные передачи. Для успешного функционирования ТВ также требовалась квалифицированная телевизионная критика.

В 1960-1961 гг. телестудии были созданы в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. 10 августа 1960 г. Государственной комиссией, утвержденной приказом министра связи РСФСР и на основании приказа начальника Управления связи Марийской АССР Йошкар-Олинская телестудия была принята в эксплуатацию. В сентябре 1961 г. Государственная комиссия Чувашской АССР приняла от строителей и монтажников ТВ-комплекс. 30 октября 1961 г. вышло постановление Совета Министров Мордовской АССР об открытии Саранской телестудии.

6 июня 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения», в котором намечались основные задачи развития ТВ в стране. В постановлении была отражена общая оценка деятельности местных телестудий в период их становления, в том числе и негативная: «Многие передачи... составляются однообразно, по установившемуся стандарту, от них веет скукой, равнодушием... зачастую передаются поверхностные материалы, малосодержательные беседы и репортажи. Сплошь и рядом передачи ведутся казенным, невыразительным языком» [10]. Подобные проблемы выносились на обсуждение и заседаниях бюро местных обкомов КПСС. Так, например, на заседании бюро Марийского обкома КПСС от 4 апреля 1962 г. было отмечено, что сотрудники республиканской телестудии поверхностно относятся к поискам разнообразных форм и средств выражения, механически переносят жанры, приемы печати, кино, театра на ТВ, не учитывая его специфику. С учетом запросов аудитории и в целях дальнейшего развития вещания на национальных и русском языках постановление ЦК КПСС предусматривало создание вторых программ ТВ в союзных и автономных республиках. Важным шагом стало введение дневного вещания. Руководство партии обязало центральную и местную печать регулярно информировать читателей о работе ТВ, публиковать рецензии на телевизионные программы, развивать телевизионную критику. К сожалению, современная журналистика этой традиции не всегда придерживается. Телевизионная критика исчезла со страниц газет и журналов, особенно, местных. Между тем обсуждение работы современного телевидения перед широкой аудиторией могло бы оказать существенную помощь как самим творческим работникам, так и учредителям каналов. Подобные постановления вышли в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР и определили пути дальнейшего развития ТВ в республиках. Например, 23 октября 1962 г. вышло постановление бюро Чувашского обкома КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению радиовещания и телевидения и завершению радиофикации республики».

Партийные и государственные постановления способствовали не только совершенствованию организационной структуры ТВ, но и усилению его идейно-пропагандистской, политической деятельности. Тематика передач местного ТВ определялась программными докладами, которые обнародовались в ходе регулярных съездов КПСС и публиковались в ведущих печатных изданиях страны. Таким образом, задача местных телестудий заключалась в пропаганде решений съездов. Собственно, в советский период, все существование СМИ было связано с политикой, и их главной и определяющей задачей являлось формирование идеологических установок у населения - пропаганда. Совокупность радио, телевидения и печати так и назывались - средствами массовой информации и пропаганды. Обществу, в свою очередь, оставлялась возможность «выражать свое отношение к власти в рамках жесткой централизованной и иерархически выстроенной политической системы с помощью официальных каналов - СМИ, посредством массового участия в соревнованиях, наказов депутатам, жалоб в парткомы, “анонимок”» [2].

В отличие от возникновения центрального ТВ при создании информационного канала в регионах ключевую роль играл идеологический фактор. Руководство страны, осознав, что ТВ стало мощным средством воздействия на сознание масс и увидев его колоссальные возможности в пропагандистской и агитационной работе, сочло необходимым, приняв соответствующие постановления, административными методами организовать местные вещательные телестудии. Это диктовалось задачей упрочения единой информационно-пропагандистской системы отечественного телевизионного вещания в 1960-1970 гг. Процесс централизации исторически был вполне оправдан. Решение технических и кадровых вопросов также решалось централизованно. Партийное руководство тележурналистикой помогло региональным студиям преодолеть стихийность в процессе становления и развития.

7 января 1969 г. вышло закрытое постановление Секретариата ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений искусства и культуры за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара», существенным образом повлиявшее на дальнейший ход событий. 1970-е годы характеризуются деятельностью партийных органов по дальнейшему наращиванию материально-технической базы ТВ, укреплению идейно-политического и художественного уровня телепередач. Престиж ТВ в обществе и в партийно-государственной иерархии к этому времени необычайно вырос. И то, что в названии ведомства ТВ оказалось поставленным впереди РВ, стало констатацией заслуженной победы, приоритета «более молодого и прогрессивного СМИ» [11]. Важно было и то, что работники ТВ стали более самостоятельными и вместе с тем ощутимо приблизились к власти. Жесткий партийный контроль дисциплинировал журналистов и сотрудников техперсонала, придавал их работе больше стройности и организованности. Необходимо было поддерживать авторитет как перед зрителем, так и перед властью. Нередко на съемки выезжали местные партийные руководители. Популярными стали совместные рейды, летучки и обзоры передач. Планомерное и всестороннее освещение производственной тематики стало особенностью советской журналистики 1970-х годов. На экране пропагандировалась работа комбайнеров и доярок, трактористов и овощеводов, рабочих заводов и фабрик. 5 июля 1978 г. из названия Комитета исчезло упоминание Совета Министров. Это означало, что с этого момента Госкомитет по ТВ и РВ подчинялся напрямую руководителю государства [12]. В Конституции СССР 1977 г. он получил новое наименование - Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). В апреле 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР. В связи с этим была разработана, обсуждены и приняты Конституции Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, где также было закреплено новое наименование республиканских телерадиокомитетов.

В марте 1972 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР «О состоянии и перспективах развития телевидения и радиовещания в РСФСР», предусматривавшее обеспечение дальнейшего развития ТВ и РВ на территории РСФСР и повышении их роли. Подобные постановления были приняты в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР. Например, 24 апреля 1972 г. вышло постановление бюро обкома КПСС «О состоянии и перспективах развития телевидения и радиовещания в Мордовской АССР» [4], 3 июля 1972 г. вышло совместное постановление бюро Марийского обкома КПСС и Совета Министров республики. 31 августа 1976 г. вышло постановление Совета Министров Мордовской АССР «О дальнейшем развитии телевизионного вещания в Мордовской АССР», которое определило текущие результаты деятельности местного ТВ и наметило план дальнейшего развития.

Особо остро стояла проблема кадрового дефицита местных телестудий. В 1975 г. было принято постановление ЦК КПСС «О подготовке и переподготовке журналистских кадров», согласно которому предписывалось направлять студентов вузов регионов на факультеты журналистики Московского, Ленинградского, Свердловского государственных университетов. Постановление партии сыграло ключевую роль в организации подготовки кадров для регионов в последующие годы.

В постановлении ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» были «точно сформулированы недостатки и упущения в работе СМИ и пропаганды, обозначены магистральные пути, по которым должно развиваться и углубляться воспитание нового человека». В этом документе ЦК КПСС обязал партийные комитеты, руководителей СМИ и пропаганды провести работу по усилению пропаганды марксизма-ленинизма, идейного содержания телепередач посредством всестороннего освещения жизни рабочего класса, колхозного крестьянства,

интеллигенции, важнейших достижений в области экономики, науки и культуры. Его выход сопровождался зачатками социально-экономического и общественно-политического кризиса, намечавшегося уже к этому времени.

30 августа 1984 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии в 1984-1990 годах материально-технической базы телевизионного вещания в стране», в котором было отражено общее состояние ТВ страны в этот период. В Марийской, Мордовской и Чувашской АССР были приняты схожие постановления, определившие дальнейшее развитие телевещания в этих республиках. Например, в декабре 1984 г. Совет Министров Чувашской АССР принял постановление «О развитии в 1984-1990 годах материально-технической базы телевизионного вещания в республике и улучшении обслуживания населения средствами радио и ТВ». 16 июля 1987 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР «О дополнительных мерах по развитию передающей сети телевизионного вещания в РСФСР».

В условиях системного функционирования в 1980-х годах принципы деятельности местного ТВ должны были претерпеть существенные изменения. Но модернизация местного телевещания, прежде всего, совершенствование его содержательного наполнения, которая была бы уместна уже с конца 1970-х годов, либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, так как не имела сколько-нибудь разработанной, научно обоснованной концепции. В связи с этим местные вещательные каналы были вынуждены создавать передачи «всеохватной» тематики, вступая в ненужную конкуренцию с общесоюзными телепрограммами и, как правило, проигрывая в этой борьбе. Это дало основания сделать поспешные выводы об идеологической «нерентабельности» местного ТВ. Кроме того, этому также способствовали трудоемкость и дороговизна создания ТВ-продукции. Таким образом, руководство Гостелерадио СССР в первой половине 1980-х годов начало сворачивать местное телепроизводство, причем, в основном, административными методами, поскольку подобная политика не нашла поддержки в регионах. По мнению исследователей отечественного ТВ, подобная политика привела к серьезным идеологическим издержкам, о чем свидетельствуют события конца 1980-х - начала 1990-х годов [13]. В этот период состояние региональных программопроизводящих телестудий можно характеризовать как застойное. Например, по словам С.Н. Десяева, положение ГТРК «Мордовия» «было критическим». Существовала угроза закрытия региональной телекомпании в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета. Подобная ситуация наблюдалась на многих региональных телестудиях.

В современной исторической науке достаточно популярно определение «переходного периода» за временем, берущим начало от событий апреля 1985 г. -«пятилетка перестройки». Новым этапом в развитии ТВ в СССР стал март 1985 г. после избрания в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Началась перестройка, которая была призвана сломать препоны, мешавшие поступательному развитию страны. Был взят курс на гласность и широкое обсуждение общественных проблем, прежде всего, в СМИ. Изменилась тематика журналистских выступлений, вместо сухой производственной «цифири» появилась реальная жизнь с указанием на недостатки, усилилась социальная направленность выступлений. Главными «прорабами» перестройки стали журналисты.

В марте 1990 г. была отменена шестая статья Конституции СССР, регламентировавшая руководящую роль КПСС. 1 августа 1990 г. вступил в силу Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», призванный способствовать нивелированию всепоглощающей опеки, диктата партии, общественных движений. В Законе была провозглашена отмена цензуры -ликвидирован Главлит, но его функции фактически стало выполнять Государственное управление по охране государственных тайн в печати и других СМИ при Совете Министров СССР. К этому времени в работе сотрудников ТВ все

большую актуальность стали приобретать такие качества, как честность, смелость, объективность, компетентность и профессиональное мастерство. На состоявшемся в 1990 г. XXVIII съезде КПСС было отмечено, что «взаимоотношения КПСС, ее органов с журналистами - это отношения, строящиеся на уважении закона “О печати и других средствах массовой информации”» [9].

Таким образом, советское право не содержало какого-либо специального законодательного акта в области СМИ, кроме закона, вышедшего в 1990 г. Основу их деятельности составляли Конституция СССР, РСФСР и нормативноправовые акты различных органов и организаций. Непосредственное развитие не только телевизионной журналистики, но и ее материально-технической базы зависело от директив и постановлений ЦК КПСС, Гостелерадио. С конца 1920-х вплоть до середины 1980-х годов партийно-государственное руководство заключалось в трансформации СМИ в инструмент государственной политики воспитания населения в духе построения коммунистического общества, во всесоюзное средство пропаганды и агитации путем централизации и монополизации СМИ. В 1930-е-1940-е годы шел поиск технических возможностей популяризации телевещания в стране, в 1950-е годы с принятием всесоюзной программы развития телевещания началось повсеместное строительство региональных телецентров. 1960-е-1970-е годы характеризуются закреплением за ТВ функции органа широкой пропаганды существующего политического режима. С 1985 по 1991 г. наблюдается переходный период, когда на смену атмосфере идеологического диктата пришли свободомыслие и гласность, информационная открытость общества.

Литература и источники

1. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стеногр. отчет. М.: Госполитиз-дат, 1956. С. 480.

2. Агишев Р.Р. Власть и общество Мордовии в 1970-х - начале 1980-х гг.: дис. ... канд. ист. наук / Р.Р. Агишев. Саранск, 2006. С. 22.

3. Гатауллина И.А. Среднее Поволжье в годы новой экономической политики: социальноэкономические процессы и повседневность: автореф. дис. ... докт. ист. наук / И.А. Гатауллина. Казань, 2009. С. 3.

4. Говорит и показывает Саранск: сборник / ред. кол. В.П. Бочкарев и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. С. 62.

5. Данилов А.А. Эволюция жанрово-тематической составляющей передач телевидения Марийской, Мордовской и Чувашской Республик в советский период / А.А. Данилов // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 45-52.

6. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Юрид. лит.,

1971. Т. 5. С. 353.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Юрид. лит.,

1972. Т. 8. С. 55-56.

8. Материалы XXII съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. С. 316.

9. Материалы XXVIII съезда КПСС. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 178.

10. О мерах по дальнейшему улучшению радиовещания и телевидения. Постановление ЦК КПСС от 6 июня 1962 г. // О партийной и советской печати радиовещания и телевидения. М.: Мысль, 1972. С. 542.

11. Очерки по истории Российского телевидения / под ред. В.В. Егорова и др. М.: Воскресенье, 1999. С. 45.

12. Телевизионная журналистика / редкол. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 76.

13. Трудоемкость телевизионного производства // История советского телерадиовещания. URL: http://www.neuer.ru/journalist6.php (дата обращения: 30.03.2009).

ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры архивоведения и документоведения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

DANILOV ANDREY ANATOLYEVICH - candidate of historic science, associate professor, doctoral candidate of archival and documentation department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.