Е. Н. Хадеева
В объективе — киноконференция
E. N. Khadeyeva
The focus is on the cinema conference
аучная жизнь Казанской консерватории насыщена самыми разными творческими проектами, конференциями и профессиональными дискуссиями. Международная научно-практическая конференция «Музыка в кадре и за кадром», которая состоялась в Казанской консерватории 22—23 ноября, нарушила привычные каноны проведения подобных мероприятий. Посвященная году кино в России и 125-летнему юбилею Сергея Прокофьева, она привлекла внимание специалистов в области киноискусства, музыки и театра, студентов и преподавателей разных специальностей. От традиционных научных собраний ее отличала широта охвата проблематики и разнообразие творческих индивидуальностей — режиссеров, композиторов, актеров, которым были посвящены доклады.
Изучение особенностей киномузыки началось сразу же, как только определилось место, которое она заняла в фильме. Среди тех, кто высказывался по вопросам о функциях киномузыки, были и режиссеры, и композиторы. Однако до настоящего времени многие вопросы еще не разрешены, в силу того что усложнился и стал необыкновенно разнообразным сам язык кино, разветвилась система жанров, умножились амплуа киномузыки в кадре и за кадром.
Все — от дизайна афиш до программы мастер-класса и демонстрации документального фильма «Конкурс» — отвечало поставленным задачам, над решением которых трудился оргкомитет конференции. В программу органично вписались доклады и выступления участников дискуссии.
Заявки на участие в конференции прислали 24 будущих участника, которые представляли консерватории Москвы, Казани, Рос-
68
МуЗыка. Искусство, наука, практика / № 1(17) 2017
сийскую академию музыки им. Гнесиных, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, Казахскую национальную консерваторию им. Курманга-зы, Национальную академию наук Беларуси, Дальневосточный государственный институт искусств, Казанский (Приволжский) федеральный университет, музыкальные колледжи и школы Казани, Курска, Альметьевска. Два доклада были подготовлены представителями Китайской Народной Республики.
В приветственном слове к участникам конференции проректор по научно-исследовательской работе Казанской консерватории им. Н. Г. Жиганова, профессор Юрий Карпов подчеркнул важность рассматриваемой проблематики не только для научного сообщества, но особенно — как средства просвещения и образования — для слушателей.
Целый ряд докладов, заявленных на конференцию, был представлен в необычном формате: показ видеофрагментов и их слуховой анализ (доктор искусствоведения, профессор М. В. Карасёва, МГК им. Чайковского), просмотр короткометражного фильма с последующим комментарием (доктор искусствоведения Т. С. Сергеева, К(П)ФУ), размышления о текстах и подтекстах современного кино (И. Р. Абдуллин, КГК им. Жиганова), знакомство с современным казахским мюзиклом (доцент Д. А. Ахметбекова, КНК им. Курмангазы, Казахстан).
География и тематика стендовых докладов была довольно широкой: Ю. Михеева (ВГИК, Москва) представила результаты междисциплинарных исследований в докладе «Музыка как эле -мент театрализации кинематографического пространства», преподаватель РАМ им. Гнесиных Т. Сапегина сосредоточила свое внимание на специфике анимации концерта как современного зрелища, в докладе Е. Сушко (НАН, Беларусь) раскрыта специфика телевизионных мюзиклов, У Мусяо и Дун Сицзе познакомили с киномузыкой современных композиторов Китая.
В выступлениях преподавателей музыкальных школ Казани и студентов Казани, Аль-
метьевска поднимались темы одиночества музыканта в современном мире (А. Гарифуллина, КГК), правды и вымысла в фильмах о великих музыкантах (А. Шавалиева, Альметьевск), поэтического параллелизма героя вокального цикла и современного фильма (А. Корепано-ва, Ю. Асонова, КГК), путей самосовершенствования и роли наставника в этом процессе (Н. Чохели, КГК). Несмотря на сложность анализа киномузыки, многим студентам, участвовавшим в конференции, удалось подготовить сообщения, которые вызвали не меньший интерес, чем доклады профессоров и преподавателей.
Выступления участников подтвердили: проблематика киномузыки — специфическая область научной деятельности, и для полноценного исследования современных форм существования музыки во всем многообразии аудиовизуальных жанров необходимы знания киноведа, соединенные со знаниями музыковеда и звукорежиссера.
Во второй части программы конференции участников и зрителей ждал сюрприз — публичный показ документального фильма «Конкурс», посвященного XV Международному конкурсу им. П. И. Чайковского (режиссер — Евгений Ховаев, режиссер монтажа — Юрий Малюгин, оператор-постановщик — Сергей Амирджанов, звукорежиссер — Елена Петро-сян, продюсер — Сергей Мирошниченко). Несмотря на то что многие смотрели фильм по каналу «Культура», впечатление от живого показа оказалось совершенно новым, свежим, целостным. Удивительно, как меняется восприятие, когда то, что создано для кино, смотришь не по ТВ, а на большом экране, со стереозвуком, в атмосфере концертного зала, а не за ужином дома. Работа создателей фильма «Конкурс» не оставила равнодушным никого, кто пришел посмотреть или пересмотреть этот действительно уникальный фильм. Главной героиней фильма стала музыка, тонко услышанная и мастерски выстроенная в единую драматургическую линию. А четыре главных героя — самые преданные ей из всех, кто уча-
Е. Хадеева. В объективе — киноконференция
69
ствовал в этом тяжелейшем состязании. Каждый из пианистов — превосходный музыкант, каждый — индивидуальность. И авторы фильма показывают зрителю, насколько каждый из этих молодых людей прекрасен в своей беззаветной любви к музыке.
Закономерно, что последовавшее за показом обсуждение фильма перешло в открытую дружескую беседу зрителей с режиссером. В процессе общения поднимались вопросы, связанные не только с самим фильмом, но и с судьбами документального кино в России и за рубежом, с проблемами музыкальных (и немузыкальных) конкурсов, с послеконкурсной жизнью молодых музыкантов. Успех фильма «Конкурс» во многом связан с тем, что сам режиссер — музыкант по первому образованию, а значит, хорошо знает и понимает специфику деятельности музыканта-исполнителя.
По традиции в рамки конференции были включены и мастер-классы приглашенных специалистов. На этот раз в центре внимания Марины Карасёвой были новейшие технические средства, обеспечивающие использование инновационных форм в работе педагога-музыканта. Выступление Карасёвой наглядно показало, что пресловутое разделение на «физиков и лириков» в достаточной мере условно. Внимательное изучение современных технических средств, их возможностей, программного обеспечения, аудио- и видеоресурсов М. Карасёва обобщила в научной статье [1], которая стала отличным дополнением (а порой и пояснением) к содержанию мастер-класса.
Необычный формат мастер-класса заставил многих слушателей обратиться к словарю за расшифровкой некоторых терминов из области компьютерной техники. Карасёва продемонстрировала приемы работы со специальным контентом на занятиях по сольфеджио, методы организации уроков и лекций в условиях отсутствия удаленного доступа в Интернет, а также специальные программы, позволяющие мобилизовать внимание и включить в работу всех студентов, благодаря полному контролю мобильных устройств в аудитории.
Простота использования представленных средств и программ, их доступность и универсальность убедили в том, что сегодня для работы педагога открыты неограниченные возможности, прежде всего, в плане доступности самого разного контента: разнообразных программ, нотной и книжной литературы, кино- и видеоматериалов, аудиозаписей. Возможность практического применения некоторых из них была реализована прямо в аудитории, при активном участии не только студентов, но и педагогов-слушателей.
Конференция, посвященная киномузыке, открыла для ее участников и слушателей новые, малоизученные, но чрезвычайно интересные области искусства. Многие вопросы оказались «в кадре», но еще больше осталось «за кадром». В будущем хотелось бы, чтобы те формы профессиональной коммуникации, которые впервые были использованы на прошедшей конференции, развивались и дополнялись новыми, еще более современными. Ведь лучше всего запоминается то, что не только услышал и записал, но и обсудил, а главное — самостоятельно попробовал применить на практике.
Список литературы
1. КарасёваМ. В. «Дополненная реальность» в работе педагога-музыканта // Научный вестник Московской консерватории. — 2016. — № 2. — С. 140 — 183. — URL: http://nv.mosconsv.ru/tag/marinakaraseva. Дата обращения: 10.02.2017.
References_
1. Karasyova M. V "Dopolnitelnaya realnost" v rabote pedagoga-muzykanta // Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii. — 2016. — № 2. — S. 140—183. — URL: http://nv.mosconsv.ru/tag/marinakaraseva. 10.02.2017.