Искусствоведение список научных статей
-
Большая русская опера 1830 — 1860-х годов в контексте патриотической темы и «европейского стиля»
В первой половине XIX века в России активно формировалось новое национальное самосознание. В статье рассматривается влияние общественно-политических и художественно-эстетических тенденций на развитие русского музыкального театра в 1830 — 1860-х годах. В этот период сформировалась «большая русская...
2017 / В Р. Дулат-алеевВАК -
Современные формы бытования музыкального фольклора мари
В статье анализируются вопросы бытования традиционного фольклорного наследия мари в современных условиях. Автором последовательно рассматриваются естественная среда обитания фольклорного материала (в песенно-танцевальной сфере и в инструментальном исполнительстве), его вторичные формы...
2017 / О М. ГерасимовВАК -
Музыкальное искусство тюрков Южной Сибири в условиях современной культуры
Статья посвящена современному бытованию этнической музыки тюрков Южной Сибири. С развитием концертной практики формируются новые художественные эталоны, на которые ориентируются молодые музыканты. Активно функционируют учебные творческие коллективы, из них формируются профессиональные фольк-группы. ...
2017 / Е К. КарелинаВАК -
Зеркало истории (Памяти Ласло Викара — лучшего зарубежного знатока музыки народов Поволжья)
Статья посвящена памяти венгерского музыковеда Ласло Викара (1929 — 2017). Он решал важную задачу, сформулированную Б. Бартоком и З. Кодаем: исследование музыкального искусства народов, с которыми исторически была связана венгерская народная музыка. Совместно с лингвистом Г. Берецки он провел ряд...
2017 / М Г. КондратьевВАК -
Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: теория и практика
Крупным центром музыкальной науки в Волго-Уральском регионе является Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова. Новым шагом в освоении региональной этномузыкологической проблематики стала Международная научно-практическая конференция «Традиционная музыкальная культура Поволжья и...
2017 / М Г. КондратьевВАК -
Музыка в научных векторах революционных перемен (о Третьем конгрессе Общества теории музыки-2017)
Статья посвящена деятельности Общества теории музыки России (ОТМ), созданного в 2011 году. Основное внимание уделяется актуальным музыкальным проблемам, рассмотренным на минувшем Международном конгрессе Общества в сентябре 2017 г. Юбилейный вектор проведения научного форума, связанный со столетием...
2017 / А Л. МаклыгинВАК -
О странном клавесинном интересе «русского самобытника» Степана Васильевича Смоленского
В статье рассматривается, на первый взгляд, несколько странное для традиционного спектра интересов С.В. Смоленского обращение к инструментальной музыке ХVIII века, проявившееся в последний год его жизни. На самом деле ракурсы изучения обнаруженных им в Ярославле рукописных источников отражают...
2017 / А Л. МаклыгинВАК -
Бесермянская свадьба: неожиданные открытия
В статье рассматривается свадебный обряд небольшого этноса, проживающего на севере Удмуртии, — бесермян. Сравнительный анализ северно-удмуртской и бесермянской свадьбы выявил принципиальные отличия на уровне структуры и музыкального кода, что позволяет говорить о самобытности бесермянской культуры.
2017 / И М. НуриеваВАК -
Революции и реформы в истории нотации: от Средневековья к нашей современности
В статье кратко рассматриваются средневековые реформы нотации в контексте состояния современной музыкальной нотации (со второй половины XX века). Проводится сравнение причин и механизмов изменений в нотации под влиянием перемен в состоянии самой музыкальной культуры, техниках композиции, а также в...
2017 / Р Л. ПоспеловаВАК -
Семантические коннотации музыки и моделирование жизненных смыслов
В статье рассматриваются эмотивно-психологический (интонационный) и структурно-эстетический (грамматический) подходы к музыкальному произведению в контексте семантических коннотаций музыки. Традиционные драматургические клише «от мрака к свету», «через борьбу к победе» трактуются как моделирование...
2017 / Р Л. ПоспеловаВАК -
Эпос ногайских татар Астраханской области: исполнительский аспект
В статье рассматриваются исполнительские особенности эпических жанров ногайских татар Астраханской области. Хушаваз — оригинальный эпический жанр астраханских ногайцев и жыр, заимствованный ими у соседей-казахов, сегодня находятся в состоянии исчезновения. В работе обобщены личные наблюдения автора ...
2018 / Н Г. АгдееваВАК -
Сюита в эпоху барокко: к истории жанрового наименования
Настоящая статья посвящена тому, каким образом слово «сюита», которое мы давно привыкли считать одним из жанровых наименований, реально использовалось в XVII — первой половине XVIII века, прежде всего — во Франции. Автор приводит различные примеры применения этого слова в источниках того времени и...
2018 / Ю С. БочаровВАК -
Ангемитонное интонирование как одно из системных свойств мелодики вокальных произведений С. Слонимского
В статье рассматриваются примеры использования мелодических построений с преобладанием бесполутоновых соотношений ступеней в вокальных циклах С.М. Слонимского. Ангемитоника трихордного типа органично коррелирует в мелодике композитора с другими ладоинтонационными системами — диатоникой, хроматикой, ...
2018 / Л В. БражникВАК -
А. Касьянов. Шесть песен чувашского народа
В статье прослеживается история обращения старейшего представителя нижегородской композиторской организации А.А. Касьянова к чувашскому фольклору. Анализируется наиболее крупное сочинение композитора в жанре обработки — вокально-инструментальный сборник «Шесть песен чувашского народа». Исследование ...
2018 / Л И. БушуеваВАК -
На каких инструментах в XIX веке играли партии валторн в симфониях Брамса?
С середины XIX века в истории оркестра наступает переходный период: хроматические валторны постепенно сменяют натуральные. Несмотря на то, что хроматические инструменты обладали бесспорными преимуществами, многие исполнители и композиторы отдавали предпочтение чистому и теплому звучанию натуральных ...
2018 / И В. ВисковаВАК -
Гаэтано Греко и зарождение практики partimento
В статье рассматриваются истоки итальянской клавирной практики partimento, развивавшейся со второй половины XVII века до первых десятилетий XIX века в неаполитанских «консерваториях»-приютах. В их систему обучения она была введена композитором Гаэтано Греко. На основе анализа материалов рукописи...
2018 / З З. МитюковаВАК -
«Бакалавр музыки» и «доктор музыки» в университетах Оксфорда и Кембриджа (XVII — XVIII века)
Статья посвящена английскому феномену университетов Оксфорда и Кембриджа в XVII — XVIII веках — степеням в музыке. Учрежденные во второй половине XV века, степени бакалавра музыки и доктора музыки оставались престижными для карьеры музыканта и в XVII — XVIII веках. В статье рассматриваются...
2018 / Н И. НаумоваВАК -
Инструментальный театр Харрисона Биртвистла
В статье рассматривается проявление инструментального театра — одного из магистральных жанров постмодернистской эпохи — в наследии британского композитора Харрисона Биртвистла. Выделяются способы работы композитора с элементами театрализации исполнительского пространства. Анализируются сочинения...
2018 / В О. ПетровВАК -
Циклы клавирных сонат Карла Филиппа Эммануила Баха Wq 52 и Wq 55: прижизненные издания в библиотеке Казанской консерватории
В статье освещается клавирное творчество Карла Филиппа Эммануила Баха, представленное преимущественно собраниями клавирных сонат. Авторы более подробно останавливаются на прижизненном издании первого из сборников «Клавирных сонат для знатоков и любителей» Wq. 55 (Лейпциг, 1779 г.), хранящегося в...
2018 / П И. Пимурзин, М Е. ГирфановаВАК -
Тембровые поиски в творчестве современных азербайджанских композиторов (к вопросу применения народного инструментария)
Обогащение состава академических оркестров и ансамблей за счет привлечения народного инструментария — одна из примет современной музыки. В этот процесс внесли свой вклад и композиторы Азербайджана. Творчески развивая традиции Узеира Гаджибейли, они на новом этапе развития композиторской школы ведут ...
2018 / З А. Ахундова-дадашзадеВАК