Научная статья на тему 'Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: теория и практика'

Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казанская консерватория / народы Волго-Уральского региона / традиционная музыка / этномузыкология / конференция / сохранение традиций / теория и практика / Kazan Conservatory / peoples of the Volga region and the Urals / traditional music / ethnomusicology / conference / preservation of traditions / theory and practice

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М.Г. Кондратьев

Крупным центром музыкальной науки в Волго-Уральском регионе является Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова. Новым шагом в освоении региональной этномузыкологической проблематики стала Международная научно-практическая конференция «Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: теория и практика» (2017). В статье исследуются основные направления современного регионального этномузыкознания, представленные на этой конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional musical culture in the Volga region and the Urals: theory and practice

A major center of musical science in the Volga-Ural region is the Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov. A new stage in the development of regional ethnomusicology was the International scientific-practical conference «Traditional musical culture in the Volga region and the Urals: theory and practice» (2017). The article examines the main directions of modern regional ethnomusicology presented at this conference.

Текст научной работы на тему «Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: теория и практика»

М. Г. Кондратьев

Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: теория и практика

Аннотация:

Крупным центром музыкальной науки в Волго-Уральском регионе является Казанская государственная консерватория им. Н. Г Жиганова. Новым шагом в освоении региональной этномузыкологической проблематики стала Международная научно-практическая конференция «Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: теория и практика» (2017). В статье исследуются основные направления современного регионального этному-зыкознания, представленные на этой конференции.

Ключевые слова: Казанская консерватория, народы Волго-Уральского региона, традиционная музыка, этномузыкология, конференция, сохранение традиций, теория и практика.

M. G. Kondratiev

Traditional musical culture in the Volga region and the Urals: theory and practice

Abstract:

A major center of musical science in the Volga-Ural region is the Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov. A new stage in the development of regional ethnomusicology was the International scientific-practical conference «Traditional musical culture in the Volga region and the Urals: theory and practice» (2017). The article examines the main directions of modern regional ethnomusicology presented at this conference.

Keywords: Kazan Conservatory, peoples of the Volga region and the Urals, traditional music, ethnomusicology, conference, preservation of traditions, theory and practice.

ыстрый прогресс науки о музыке в республиках Поволжья и Приуралья — один из примечательных феноменов музыкальной культуры постсоветской России. Особенно успешно развивается здесь музыкальная фольклористика (в отечественной традиции, ныне именуемая по-европейски эт-

номузыкологией). Наиболее крупным центром музыкальной науки в Волго-Уральском регионе является Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова. Тема изучения местных культур для нее естественна, поскольку восходит к востоковедению, развивавшемуся здесь с первой половины XIX века

благодаря Императорскому Казанскому университету. Среди разнообразных этнографических публикаций тех времен нередки были и музыкально-этнографические, в том числе нотные. В Казани и в глубоко советские времена проходили встречи композиторов и музыковедов, обсуждавших особенности музыкальных культур автономных республик РСФСР. Первым таким мероприятием стало «Творческое совещание композиторов автономных национальных республик Российской Федерации» в январе 1948 года. Оно предшествовало появлению печально знаменитого Постановления ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» от 10 февраля того же года, после которого по стране прокатилась волна собраний композиторов чисто политического, идеологического характера. Но январское совещание проходило пока еще во вполне конструктивном духе. В нем участвовали крупные профессионалы музыковеды-фольклористы Н. Я. Брюсова (ее доклад «Роль и значение фольклора в творчестве национальных композиторов» значился среди основных) и С. А. Кондратьев, а также композиторы-знатоки народных музыкальных культур — марийской (Я. А. Эшпай), башкирской (М. З. Баширов), дагестанской (Г. А. Гаса-нов).

И в дальнейшем в Казани продолжали заниматься этой областью музыкальной науки. Поскольку особенности традиционных музыкальных систем народов региона связывались преимущественно с проблемой пентатоники, она заинтересованно обсуждалась на различных конференциях: в 1958 году на теоретической конференции композиторов и музыковедов Поволжья, Урала и Сибири, созванной Союзом композиторов СССР [См.: 4], в 1973 и 1993 годах [См.: 3] на музыковедческих конференциях, организованных Казанской консерваторией. Вслед за этим, отмечая полувековой юбилей консерватории, сюда съехались музыковеды на конференцию «Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы»[См.: 2].

Мысль о свойствах музыкальных культур местных народов оттачивалась в дискуссиях

международных научных форумов последних лет «Финно-угорская музыкальная культура и современный мир» (2012) [См.: 5] и «Музыкальная культура татар-кряшен в полиэтническом пространстве Поволжья и Приуралья» (2013) [См.: 1]. В 2015 году прошла Международная научная конференция «Музыка как национальный мир искусства» — одно из юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Казанской консерватории. Традиционные культуры были одной из тем секции «Музыкальное регионоведение».

Новым шагом в освоении региональной музыкологической проблематики стала Международная научно-практическая конференция «Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: теория и практика», состоявшаяся 17 — 18 октября 2017 года. Для участия в ней собрались представители научных и образовательных учреждений Татарстана (кроме Казани, это город Набережные Челны и районный центр Балтаси), Чувашии, Удмуртии, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Амстердама. Были представлены также стендовые доклады из Астрахани, Минска, Орла, Коврова, Далласа (США).

Организаторы нынешней конференции предложили ряд тематических направлений, актуальных как для региональной науки о музыкальном фольклоре, так и для практики функционирования традиционной музыки в современной культуре. В центре внимания оказалась проблема сегодняшнего состояния народных традиций. В XXI веке собиратели фольклора не только в Волго-Уралье — практически повсюду в России наблюдают ускорение процесса их угасания. Соответственно, возрастает роль записей как современных, так и прошлых лет и десятилетий. Об этом говорила Н. Н. Гилярова (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского) в докладе «Современное состояние народных традиций и работа с архивами звукозаписей». Она призвала коллег «бить в колокола» по поводу состояния накапливавшихся много лет бесценных аудиоархивов в Центрах изучения

фольклора. Тема сравнительного изучения динамики традиций, зафиксированных на разных этапах на протяжении десятилетий, не является новой, но ее важность все более возрастает.

Автору доклада «Программа подготовки кадров в области музыкальной этнографии (этно-музыкологии): 90-летний путь» Г. В. Лобковой (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова) был задан из зала вопрос «Как спасти ситуацию с состоянием традиций?» Ответом стал классический афоризм советской эпохи: «Кадры решают все!». Ее же выступление на секции было посвящено непосредственно образованию: «Электронный каталог нематериального культурного наследия как образовательный ресурс». Тема обеспечения кадрами в области этному-зыкологии была поддержана Л. И. Сарваровой (Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова) в докладе «Подготовка эт-номузыкологов в Казанской консерватории».

Оба аспекта сохранения традиций охватил и доклад З. Н. Сайдашевой «Татарская этно-музыкология. Перспективы развития». Тема угасания традиций звучала в выступлениях Э. М. Галимовой (Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан) «Современное бытование традиционной инструментальной культуры татар Оренбургской области», Н. Х. Нургаяно-вой (Казанский (Приволжский) федеральный университет) — «Сохранение этномузыкаль-ных традиций татар-мишарей в современных условиях», хормейстера народного ансамбля песни и танца А. А. Асадуллиной (Балтаси, Республика Татарстан) — «Гусельная традиция татар-кряшен Арского и Балтасинского районов Республики Татарстан: сохранение и практическое применение». В стендовом докладе преподавателя ДМШ Н. А. Закатовой (Ковров) материалы библиографических и архивных источников легли в основу описания музыкального фольклора волго-терешанского междуречья Саратовского Поволжья.

Как сообщил О. М. Герасимов (Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жи-

ганова) в докладе «Архивы открывают свои тайны», опубликовавший нотации фонографических записей пения марийцев, находившихся в лагерях кайзеровской Германии для военнопленных русской армии, работа с архивами уникальных звукозаписей может привести и к оригинальным результатам. Материал был им извлечен из фонотеки НитЬоЫ^ишуеге^ (Берлин).

Аспект сохранения и современного функционирования присутствовал и в исследованиях музыкальных традиций народов, населяющих регион. В их числе татары (наряду с упомянутыми ранее назовем сообщения Л. Х. Зи-ганшиной, Л. П. Мингазовой, Г. Р. Сайфулли-ной, осветившей особый конфессиональный феномен интонационной культуры — азан, а также стендовый доклад о татарской гармонике техасца П. Куйвинена), чуваши (А. П. Кузнецова), удмурты (О. В. Перевозчикова). Чувашская и мордовская культуры фигурировали в докладах М. Г. Кондратьева «Фёдор Павлов (1892 — 1931) как исследователь народной песни» и В. И. Яковлева — о страницах биографии Н. И. Бояркина, ставшего крупным ученым, исследователем традиционной музыкальной культуры мордвы — в связи с его семидесятилетием. О марийцах говорил уже упомянутый О. М. Герасимов. В одном ряду с названными рассматривалась и фольклорная традиция русских, исторически широко представленная в регионе и взаимодействующая с титульными культурами на протяжении столетий. Так, В. Г. Болдырева (Ижевск) познакомила присутствующих с певческими исполнительскими традициями Среднего Прикамья. Сообщения А. К. Смирнова (Казань) и М. В. Бусыгиной (Йошкар-Ола) содержали информацию о деятельности центров русского фольклора по формированию условий для сохранения естественного бытования русской традиционной культуры в Татарстане и Республике Марий Эл. Полиэтническую панораму современной этномузыкологии дополнил стендовый доклад Т. Л. Беркович «Аудиоатлас традиционной музыкальной культуры Беларуси».

В общетеоретическом плане тема регионального своеобразия музыкального фольклора поставлена в стендовом докладе В. И. Юдиной (Орловский государственный институт культуры). Вопрос о региональном подходе к изучению чувашского песенного фольклора затронула в своем сообщении и А. П. Кузнецова (Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова).

Тема межнациональных взаимодействий, казалось бы, напрашивающаяся в силу этнической и конфессиональной многосоставности Волго-Уральского региона, пока не вошла в круг активно изучаемых. Можно предсказать, что по мере развития региональной науки ее время рано или поздно придет. А пока о ее существовании напомнила только А. А. Михайлова (Саратов), выступившая с докладом «Саратовская гармоника в Поволжье: к вопросу о межкультурных взаимовлияниях». Столь же ожидаемой в регионе является тема претворения музыкального фольклора в композиторском творчестве. Она требует от исследователя двойной эрудиции — как в области собственно этномузыкологии, так и в музыкальной композиции. Выполнение такого условия труднодостижимо, о чем можно было судить по сообщениям «Фольклор в творчестве Рафаэля Белялова» (Р. К. Хурматуллина, Казанский (Приволжский) федеральный университет) и «Татарский фольклор в сочинениях Софии Гу-байдулиной: новая жизнь традиции» (Н. В. Ши-риева, Казанский (Приволжский) федеральный университет). Эта же тема была обозначена в стендовом докладе «Особенности формообразования в пьесе Л. Бутакова Аллюзия-фантазия русской народной песни „Запой, соловей"» А. В. Свиридовой (Астраханская государственная консерватория).

С темой функционирования традиционных культурных ценностей связано сообщение А. Б. Софийской (Министерство культуры Республики Татарстан) о проекте создания музея музыкальных инструментов на основе коллекции композитора Р. Ф. Калимуллина. По-своему проблема освоения музыкальных

традиций в детских и юношеских творческих коллективах заботит и педагогов довузовского образования. Она представляется одной из важных граней обеспечения жизнеспособности традиционных ценностей культуры в эпоху эрозии их естественного бытования. Преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств, центров детского творчества Казани (К. М. Саитова, Л. Р. Хафизова, Е. В. Кунгурце-ва), Ижевска (О. В. Перевозчикова), Набережных Челнов (Е. В. Степанова), поселка Балтаси (А. А. Асадуллина), Коврова (М. А. Закатова) делились ценным опытом освоения региональных певческих традиций в детском фольклорном ансамбле, методикой использования в нем традиционных музыкальных инструментов, опытом сотрудничества городской ДШИ и сельского поселения. Этнокультурный аспект работы специалистов по народному творчеству раскрыла А. Р. Еникеева (Казанский государственный институт культуры) в сообщении «Роль этнохудожественного образования в современной жизни многонационального общества». Педагогический аспект превалировал в выступлении Н. Б. Кондратьевой (Казанский филиал Российского фольклорного союза) о повышении профессиональной компетентности педагога в сфере этнокультуры посредством форм непрерывного образования.

***

Этномузыковеды нередко разбиваются по внешним по отношению к музыке этнолингвистическим «интересам», рассматривая отдельно славянские, финно-угорские, тюркские культуры. Казанская консерватория, находясь практически в географическом центре самобытного российского региона, помогает преодолеть эти «центробежные» устремления, объединяя специалистов по региональному принципу, достаточно регулярно предоставляя им площадку для общения. В выступлениях участников конференции 2017 года, наряду с индивидуальными предпочтениями, выявились и общезначимые темы, причем не только регионального, но и общенаучного масштаба.

Более всего тревожит специалистов современная обстановка, заставляющая уделять главное внимание вопросам сохранения и освоения их новыми поколениями. Опыт показывает, что последовательная научная работа этномузы-коведов совместно с культурологами и педагогами приносит плоды, поддерживая знаниями и питая материалом большие и малые очаги народных традиций, в частности, фольклорного исполнительства и других форм досуговой деятельности. Это значит, что и к чисто теоретическим проблемам познания и современного претворения музыкальных традиций народов Поволжья и Приуралья интерес исследователей, сегодня отчасти заслоняемый практическими задачами, возродится.

Список литературы References

1. Кряшенское историческое обозрение. — 2015. — № 1. — С. 131 — 183.

2. Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбилейной научной конференции. Казань, 20 июня 1996 года / Казанская консерватория. — Казань, 1999. — 172 с.

3. Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубликанской научной конференции. Казань, 1 — 2 ноября 1993 года / Казанская консерватория. — Казань, 1995. — 195 с.

4. Теоретическая конференция композиторов и музыковедов Поволжья, Урала и Сибири (27 января — 7 февраля 1958 года). Сокращенная стенограмма творческой дискуссии / Союз композиторов СССР. — М., 1958. — 483 с.

5. Финно-угорская музыкальная культура и современный мир: Материалы Международной научной конференции. Казань, 7—9 ноября 2012 года. — Казань: Казан. гос. консерватория, 2013. — 240 с.

1. Kryashenskoye istoricheskoye obozreniye. — 2015. — № 1. — S. 131 — 183.

2. Muzykalnaya nauka Srednego Povolzhya: Itogi i perspektivy: Materialy yubileynoy nauchnoy konferentsii. Kazan, 20 iyunya 1996 goda / Kazanskaya konservatoriya. — Kazan, 1999. — 172 s.

3. Pentatonika v kontekste mirovoy muzykalnoy kultury: Materialy mezhrespublikanskoy nauchnoy konferentsii. Kazan, 1 — 2 noyabrya 1993 goda / Kazanskaya konservatoriya. — Kazan, 1995. — 195 s.

4. Teoreticheskaya konferentsiya kompozitorov i muzykovedov Povolzhya, Urala i Sibiri (27 yanvarya — 7 fevralya 1958 goda). Sokrashchennaya stenogramma tvorcheskoy diskussii / Soyuz kompozitorov SSSR. — M., 1958. — 483 s.

5. Finno-ugorskaya muzykalnaya kultura i sovremennyy mir: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Kazan, 7 — 9 noyabrya 2012 goda. — Kazan': Kazan. gos. konservatoriya, 2013. — 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.