Научная статья на тему '1912–2022: научная деятельность в Саратовской консерватории'

1912–2022: научная деятельность в Саратовской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова / научная деятельность / теория музыки / история музыки / научные конференции. / Saratov State Conservatory named L. V. Sobinov / scientific activity / theory of music / history of music / scientific conferences.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозова Ирина Викторовна

Статья посвящена обобщенной характеристике саратовской музыковедческой школы, охватывающей весь период ее развития (с 1912 г. до настоящего времени). Рассматриваются основные направления саратовского музыковедения: теоретические проблемы музыкального искусства, историческое музыкознание, этномузыкология, а также освещаются ведущие научные коллаборации консерватории, конференции и форумы, направленные на изучение фундаментальных проблем музыкознания. В статье выявляются важные признаки саратовской музыковедческой школы: синтез разных региональных исследовательских традиций (возникающий как результат миграции ученых) и интеграция теории и практики в преподавании музыкально-теоретических дисциплин (внедрение в теоретические курсы практики выполнения стилевых задач).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1912–2022: Scientific Activity of Saratov Consrvatory

The article presents a generalized characteristic of the Saratov musicological school, covering the entire period of its development from 1912 up to the present. The main directions of Saratov musicology are considered, namely theoretical problems of musical art, historical musicology, ethnomusicology, as well as the leading scientific collaborations of the conservatory, conferences and forums aimed at studying fundamental problems of musicology. The article reveals such important features of the Saratov musicology school as the synthesis of various regional research traditions (arising as a result of the migration of scientists) and the integration of theory and practice in the teaching of musical and theoretical disciplines (the introduction of the practice of performing stylistic tasks in theoretical courses).

Текст научной работы на тему «1912–2022: научная деятельность в Саратовской консерватории»

Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Polozova Irina Victorovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Music History Department, Vice Rector for Scientific and International Activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: i.v.polozova@mail.ru

1912-2022: НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Статья посвящена обобщенной характеристике саратовской музыковедческой школы, охватывающей весь период ее развития (с 1912 г. до настоящего времени). Рассматриваются основные направления саратовского музыковедения: теоретические проблемы музыкального искусства, историческое музыкознание, этномузыкология, а также освещаются ведущие научные коллаборации консерватории, конференции и форумы, направленные на изучение фундаментальных проблем музыкознания. В статье выявляются важные признаки саратовской музыковедческой школы: синтез разных региональных исследовательских традиций (возникающий как результат миграции ученых) и интеграция теории и практики в преподавании музыкально-теоретических дисциплин (внедрение в теоретические курсы практики выполнения стилевых задач).

Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, научная деятельность, теория музыки, история музыки, научные конференции.

1912-2022: SCIENTIFIC ACTIVITY OF SARATOV CONSRVATORY

The article presents a generalized characteristic of the Saratov musicological school, covering the entire period of its development from 1912 up to the present. The main directions of Saratov musicology are considered, namely theoretical problems of musical art, historical musicology, ethnomusicology, as well as the leading scientific collaborations of the conservatory, conferences and forums aimed at studying fundamental problems of musicology. The article reveals such important features of the Saratov musicology school as the synthesis of various regional research traditions (arising as a result of the migration of scientists) and the integration of theory and practice in the teaching of musical and theoretical disciplines (the introduction of the practice of performing stylistic tasks in theoretical courses).

Key words: Saratov State Conservatory named L. V. Sobinov, scientific activity, theory of music, history of music, scientific conferences.

В 2022 г. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова отмечает юбилей, как и следует, подводя итоги и намечая перспективы и пути развития одного из старейших музыкальных вузов страны. Если современное состояние саратовской музыковедческой науки неоднократно освещалось на страницах журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» [4; 5; 7], то ретроспективное обобщение научно-исследовательской деятельности СГК еще только происходит [1; 2; 3; 6; 8; 10; 11].

Становление и развитие музыковедческой школы СГК имеет богатую историю и заключает в себе как теоретическую (собственно научную) рефлексию, так и практическую (педагогическую) составляющую. Кроме того, саратовское музыковедение основано на взаимодействии с другими музыковедческими школами, так как большинство преподавателей были выпускниками Московской или Петербургской/Ленинградской и других консерваторий, либо приехали в СГК из иных музыкальных центров (Екатеринбург, Казань, Киев, Нижний Новгород, Новосибирск, Рига, Ташкент и т. д.).

В основании саратовского музыковедения стояли такие выдающиеся музыканты-теоретики московской школы, как Л. М. Рудольф и Г. Э. Конюс, заложившие традиции музыковедения, ориентированного не на сугубо технологическое освоение музыкально-теоретических дисциплин, а на их сопряжение с творчеством, изучение стилевых основ гармонии, оркестровки и т. п.

В научной жизни СГК важным и во многом прорыв-

ным этапом оказываются военные и послевоенные годы, как результат эвакуации в 1941-1943 гг. в Саратов ученых МГК. В период объединенного существования СГК и МГК кафедрами теоретико-композиторского факультета заведовали профессора М. С. Пекелис (истории музыки), В. А. Цуккерман (теории музыки), С. Н. Василенко (инструментовки), Н. А. Гарбузов (теории музыки и акустики). В составе преподавателей числились: В. О. Берков, Н. Я. Брюсова, И. И. Дубовский, Я. К. Евдокимов, Б. В. Левик, Г. В. Келдыш, И. И. Мартынов, М. К. Михайлов, В. В. Протопопов, И. Я. Рыжкин, И. А. Тютьманов, Б. Л. Яворский и др. [9, л. 3 об. — 4]. Во многом благодаря тесному сотрудничеству московских и саратовских музыковедов в 1940-х гг. в СГК наблюдается интенсивное развитие музыкально-теоретической мысли, изучение теоретических и исторических вопросов русской музыки.

В послевоенные годы расширение контингента обучающихся и укрепление профессорско-педагогического состава Саратовской консерватории привело к разделению музыковедов на две кафедры: теории музыки и композиции и истории музыки. В Саратовскую консерваторию из других городов приглашаются молодые перспективные исследователи, которые во многом обновляют и обогащают сложившиеся здесь научные и педагогические традиции. Основателем аналитической школы СГК стал профессор Б. А. Сосновцев, воспитавший целый ряд учеников-последователей, среди которых наиболее значимы имена Е. И. Вартановой, Е. Д. Ершовой, И. М. Левиной, Е. В. Лебедевой, Л. В. Севостьяновой.

Эти исследователи развивали концепцию целостного анализа произведения с опорой на системный подход. В области изучения гармонии яркими представителями выступили И. А. Тютьманов, разработавший на примере музыки Римского-Корсакова теорию симметричных ладов, и Р. С. Таубе, один из первых исследователей истории гармонических стилей, подхода, который в 1980-х гг. стал основополагающим в преподавании гармонии в Саратовской консерватории (методические разработки Л. А. Вишневской и Е. В. Гохман). Исследованием проблем современного гармонического языка занималась Е. Д. Ершова, вопросами полифонии — А. А. Бренинг, Т. А. Свистуненко и др.

Первое поколение саратовского исторического музыкознания представлено И. В. Липаевым — знатоком истории музыки, театра, богослужебного пения. С середины 1940-х гг. в саратовском музыкознании появляются работы, посвященные вопросам музыкальной истории края: работы Я. К. Евдокимова, Н. Ф. Таубе, Б. Г. Манжоры, несколько позже — Т. Ф. Малышевой, А. И. Демченко и др. Одной из ключевых фигур саратовского исторического музыковедения является М. Ф. Гейлиг, исследовавшая на примере творчества отечественных композиторов вопросы оперной драматургии и оперной формы. Гейлиг сформировала свою музыковедческую школу, многие из ее выпускников впоследствии работали на кафедре истории музыки Саратовской консерватории: Лид. Л. Хри-стиансен, А. И. Демченко, Т. И. Егорова, Н. С. Аршинова и др. Другим авторитетным исследователем и педагогом-историком стала Т. Ф. Малышева, длительное время возглавлявшая работу кафедры и способствовавшая обновлению и актуализации тем исследований.

Помимо развития теоретического и исторического музыкознания, в СГК значительные исследовательские достижения связаны с этномузыкологией, у истоков которой в Саратове стоял А. М. Листопадов, разработавший проект основания в консерватории отделений игры на народных инструментах и народного пения. Развитие его идей находит продолжение в деятельности Л. Л. Христиансена, заложившего основы системного собирания и изучения фольклора Среднего и Нижнего Поволжья, и А. С. Ярешко, одного из авторитетных исследователей отечественной кампанологии.

Начиная с 1957 г., результаты исследований саратовских музыковедов публикуются в серии «Научные записки СГК».

В последние десятилетия ХХ в. в СГК начинает активно развиваться сфера научных исследований по вопросам исполнительского искусства и музыкальной педагогики, а также в области междисциплинарных исследований. В 2009 г. в целях комплексного изучения видов искусства создан Центр комплексных художественных исследований (руководитель А. И. Демченко), постепенно в его структуру входят научно-творческие структуры: Лаборатория народного творчества имени Л. Л. Христиансена (руководитель А. А. Михайлова), Лаборатория по изучению традиций культовой музыки (руководитель А. Г. Хачаянц), Открытая лаборатория

«Образ и текст» (руководитель Н. И. Девятайкина). В работе Центра сохраняется органичный синтез научных исследований с творческой и практической деятельностью: издание монографий, проведение научных форумов и круглых столов, мастер-классов, концертов, экспедиций, оцифровка и описание архивных записей.

В настоящее время научно-исследовательская деятельность в СГК развивается в следующих направлениях: фундаментальные проблемы музыкознания (история и теория музыки, музыкальные стили и жанры); проблемы музыкального фольклора и этнографии; теория и история исполнительства; музыкальная культура Поволжья; теория, история и практика театра, музыкальная педагогика; проблемы экономики и управления в области культуры; язык и художественная культура (проблемы филологии, лингвистики в контексте художественного исследования). Результаты исследований обсуждаются на научных конференциях, публикуются в монографических изданиях, научной периодике и сборниках статей.

Среди наиболее значимых научных конференций следует отметить ставшие традиционными ежегодные международные конференции: научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества», конференции «История, теория и практика фольклора», «Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика», «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание», форум «Диалог искусств и арт-парадигм»; всероссийские научные конференции «Музыкальный театр: жанры и стили», «Педагогическая практика — путь к индивидуальной педагогике», «Театральный процесс: актуальные проблемы теории и практики», «Слово молодых ученых: актуальные вопросы искусствознания» и др., в которых принимают участие ведущие исследователи и молодые ученые Саратова, России и стран зарубежья.

Важным стимулом развития научно-исследовательской деятельности также стало открытие в 2005 г. Диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора искусствоведения. С 2018 г. в СГК издается научный журнал «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» (главный редактор С. П. Полозов), в котором публикуются результаты научных исследований по специальностям «Музыкальное искусство» и «Теория и история искусства». С 2020 г. журнал входит в Перечень ВАК рецензируемых научных изданий.

Научная жизнь Саратовской консерватории динамично развивается, постоянно обновляется ее проблематика, расширяется поле взаимодействия с ведущими музыковедами-исследователями страны и зарубежья, рождаются новые научные идеи и проекты. Опираясь на традиции в преподавании и изучении музыкально-теоретических дисциплин, применяя разные методологические подходы, саратовские музыковеды последовательно их развивают и прокладывают новые пути в развитии отечественной науки.

Литература

1. Аршинова Н. С., Егорова Т. И. «Эпоха» Марианны Федоровны Гейлиг // Из истории Саратовской консерватории. Сб. ст. и воспоминаний. Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории, 2004. С. 133-139.

2. Вартанова Е. И. Саратовская музыкально-аналитическая школа // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. Ч. II. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л. В. Собинова, 2013. С. 4-7.

3. Вишневская Л. А. Традиции преподавания гармонии в Саратовской консерватории // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. Ч. II. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2013. С. 18-21.

4. Занорин А. Г., Полозова И. В. Подводя итоги — движемся вперед // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 3. С. 3-7.

5. Королевская Н. В. Итоги Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 1 (7). С. 3-8.

6. Полозова И. В. Научная деятельность в Саратовской консерватории в военные и первые послевоенные годы // Саратовская консерватория в годы Великой Отечественной войны. Сб. ст. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. С. 133-144.

7. Полозова И. В. Научная школа Саратовской консерватории: традиции и перспективы // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 2. С. 3-6.

8. Полозова И. В. Традиции музыковедения в Саратовской консерватории: история и современность // Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной он-лайн-конференции 24-27 ноября 2020 года. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. С. 34-42.

9. Сметы и штатное расписание консерватории с 1941 по 1944. Архив Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Ф. Р-2330. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 3 об. — 4.

10. Хачаянц А. Г. Кафедра истории музыки Саратовской консерватории — путь длиною в 60 лет // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. №1(15). С. 3-8.

11. Ярешко А. С. Школа этномузыкознания Саратовской государственной консерватории: история, перспективы развития // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Часть 1: Сборник статей по материалам Международной юбилейной научно-практической конференции к 100-летию СГК им. Л. В. Собинова. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2013. С. 51-57.

References

1. Arshinova N. S., Egorova T. I. «Epoha» Marianny Fedorovny Gejlig [«Stage» of Marianna Feodorovna Geilig] // Iz istorii Sara-tovskoj konservatorii. Sb. st. i vospominanij [From the history of the Saratov Conservatoire. Collection of articles and memoirs]. Saratov: Izd-vo Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii, 2004. P. 133-139.

2. Vartanova E. I. Saratovskaya muzykal'no-analiticheskaya shkola [Saratov Music and Analytical School] // Ispolnitel'skaya interpretatsiya. Muzykal'naya nauka. Muzykal'naya i teatral'naya pedagogika. Ch. II [Performing interpretation. Music science. Music and theater pedagogy. P. II]. Saratov: Saratovskaya gosudarstven-naya konservatoriya (akademiya) imeni L. V. Sobinova, 2013. P. 4-7.

3. Vishnevskaya L. A. Traditsii prepodavaniya garmonii v Saratovskoj konservatorii [Traditions of teaching harmony at the Saratov Conservatoire] // Ispolnitel'skaya interpretatsiya. Muzykal'naya nauka. Muzykal'naya i teatral'naya pedagogika. Ch. II [Performing interpretation. Music science. Music and theater pedagogy. P. II]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) im. L. V. Sobinova, 2013. P. 18-21.

4. Zanorin A. G., Polozova I. V. Podvodya itogi — dvizhemsya vpered [Summing up we are moving forward] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. Saratov. 2021. № 3. P. 3-7.

5. Korolevskaya N. V. Itogi Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma «Dialog iskusstv i art-paradigm» «SCIENCEFORUM PAN-ART» [Results of the International Scientific Forum «Dialogue of arts and art paradigms» «SCIENCEFORUM PAN-ART»] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 1 (7). P. 3-8.

6. Polozova I. V. Nauchnaya deyatel'nost' v Saratovskoj konservatorii v voennye i pervye poslevoennye gody [Scientific activity at the Saratov Conservatoire during the war and the first post-war

years] // Saratovskaya konservatoriya v gody Velikoj Otechestven-noj vojny [Saratov Conservatoire during the Great Patriotic War]. Sb. st. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2021. P. 133-144.

7. Polozova I. V. Nauchnaya shkola Saratovskoj konservatorii: traditsii i perspektivy [Scientific School of the Saratov Conservatoire: traditions and prospects] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 2. P. 3-6.

8. Polozova I. V. Traditsii muzykovedeniya v Saratovskoj konservatorii: istoriya i sovremennost' [Traditions of musicology atthe Saratov Conservatoire: history and modernity] // Nauchnye shkoly v muzykovedenii XXI veka: k 125-letiyu uchebnyh zavedenij imeni Gnesinyh [Scientific schools in musicology of the XXI century: to the 125th anniversary of the Gnessin Educational Institutions]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj onlajn-konferentsii 2427 noyabrya 2020 goda. M.: Izdatel'stvo «Rossijskaya akademiya muzyki imeni Gnesinyh», 2020. P. 34-42.

9. Smety i shtatnoe raspisanie konservatorii s 1941 po 1944 [Estimates and staffing of the Conservatory from 1941 to 1944]. Arhiv Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova. F. R-2330. Op. 1. Ed. hr. 3. L. 3 ob. — 4.

10. HachayantsA. G. Kafedra istorii muzyki Saratovskoj konservatorii — put' dlinoyu v 60 let [The Department of Music History of the Saratov Conservatoire — a 60-year journey] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2022. № 1 (15). P. 3-8.

11. Yareshko A. S. Shkola etnomuzykoznaniya Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii: istoriya, perspektivy razvitiya [The School of Ethnomusicology of the Saratov State Conservatoire: history, prospects of development] // Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoj hudozhestvennoj kul'tury. Chast' 1:

Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj yubilejnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii k 100-letiyu SGK im. L. V. Sobinova [Saratov Conservatory in the context of the national artistic culture. P. 1: Collection of articles based on the materials ofthe International

Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of the L. V. Sobinov Conservatoire]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) im. L. V. Sobinova, 2013. P. 51-57.

Информация об авторе

Ирина Викторовна Полозова E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

Information about the author

Irina Victorovna Polozova E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.