Научная статья на тему 'Роль Бориса Андреевича Сосновцева в становлении аналитической школы Саратовской консерватории'

Роль Бориса Андреевича Сосновцева в становлении аналитической школы Саратовской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская консерватория / Борис Андреевич Сосновцев / Леопольд Морицевич Рудольф / анализ музыкальных произведений / вариантная форма / метод целостного анализа. / Saratov Conservatoire / Boris Sosnovtsev / Leopold Rudolf / analysis of musical compositions / variant form / holistic analysis.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вартанова Елена Ивановна, Иванова Наталия Владимировна, Пономарева Елена Владимировна

Предлагаемая публикация посвящена музыкально-аналитической деятельности выдающегося представителя саратовской композиторской и музыковедческой школы Бориса Андреевича Сосновцева. В статье освещаются основные заложенные им научно-методологические (с приоритетом метода целостного анализа Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана) и педагогические подходы в преподавании анализа музыкальных произведений в Саратовской консерватории. Отдельно рассматривается тема преемственности, характеризуются некоторые методические ответвления, которые были развиты учениками Сосновцева (аналитика современной музыки, междисциплинарные проекции, формирование факультативных курсов и пр.) и которые определяют современное состояние аналитической школы кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В статье использованы научные публикации и материалы из личного архива Б. А. Сосновцева, а также воспоминания учеников и коллег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of B. A. Sosnovtsev in the Development of the Analysis School of the Saratov Conservatoire

The article is dedicated to the musical-analytical activity of a prominent member of the Saratov school of composition and musicology B. A. Sosnovtsev. The article gives an insight into his methodological (with priority of the holistic analysis method of L. A. Mazel and V. A. Tsukkerman) and pedagogical approaches to teaching the analysis of musical compositions at the Saratov Conservatoire. Special attention is paid to the issue of continuity characterizing methodological branches that were developed by Sosnovtsev's students and which determine the current state of the analytical school of the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov (analytics of modern music, interdisciplinary projections, formation of elective courses, etc.). The article uses the scientific publications and materials from the Sosnovtsev’s personal archive and the memoires of his students and colleagues.

Текст научной работы на тему «Роль Бориса Андреевича Сосновцева в становлении аналитической школы Саратовской консерватории»

Вартанова Елена Ивановна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Vartanova Elena Ivanovna, PhD (Arts), Professor at the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

Иванова Наталия Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Ivanova Natalia Vladimirovna, PhD (Arts), Professor at the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

Пономарева Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Ponomareva Elena Vladimirovna, PhD (Arts), Professor at the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

РОЛЬ БОРИСА АНДРЕЕВИЧА СОСНОВЦЕВА В СТАНОВЛЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Предлагаемая публикация посвящена музыкально-аналитической деятельности выдающегося представителя саратовской композиторской и музыковедческой школы Бориса Андреевича Сосновцева. В статье освещаются основные заложенные им научно-методологические (с приоритетом метода целостного анализа Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана) и педагогические подходы в преподавании анализа музыкальных произведений в Саратовской консерватории. Отдельно рассматривается тема преемственности, характеризуются некоторые методические ответвления, которые были развиты учениками Сосновцева (аналитика современной музыки, междисциплинарные проекции, формирование факультативных курсов и пр.) и которые определяют современное состояние аналитической школы кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В статье использованы научные публикации и материалы из личного архива Б. А. Сосновцева, а также воспоминания учеников и коллег.

Ключевые слова: Саратовская консерватория, Борис Андреевич Сосновцев, Леопольд Морицевич Рудольф, анализ музыкальных произведений, вариантная форма, метод целостного анализа.

THE ROLE OF B. A. SOSNOVTSEV IN THE DEVELOPMENT OF THE ANALYSIS SCHOOL OF THE SARATOV CONSERVATOIRE

The article is dedicated to the musical-analytical activity of a prominent member of the Saratov school of composition and musicology B. A. Sosnovtsev. The article gives an insight into his methodological (with priority of the holistic analysis method of L. A. Mazel and V. A. Tsukkerman) and pedagogical approaches to teaching the analysis of musical compositions at the Saratov Conservatoire. Special attention is paid to the issue of continuity characterizing methodological branches that were developed by Sosnovtsev's students and which determine the current state of the analytical school of the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov (analytics of modern music, interdisciplinary projections, formation of elective courses, etc.). The article uses the scientific publications and materials from the Sosnovtsev's personal archive and the memoires of his students and colleagues.

Key words: Saratov Conservatoire, Boris Sosnovtsev, Leopold Rudolf, analysis of musical compositions, variant form, holistic analysis.

«Любовь к музыке, преклонение перед ее чудом, перед ее манящей, таинственной и постоянно ускользающей засекреченностью — это важнейшая установка, характеризующая саратовскую аналитическую школу»

Е. И. Вартанова [9, с. 8]

110-летие Саратовской консерватории — замечательный повод вспомнить об историческом значении и роли вуза-юбиляра, о его общественном, культурном и научном наследии. Юбилеи всегда дают значительный импульс продвижению консерваторской среды в меди-апространстве, и вместе с тем усилению ее рефлексии. Объектами этой рефлексии в первую очередь становятся важные исторические вехи, а также главная гордость

любого музыкального вуза — его исполнительские, композиторские и музыковедческие школы. Уже с первых дней существования Саратовской консерватории в ней особенно сильно было заявлено музыкально-теоретическое направление, определяемое научными изысканиями в области гармонии, полифонии и анализа. Аналитической школе Саратовской консерватории, центрированной фигурой композитора и музыковеда

Б. А. Сосновцева, и будет посвящено дальнейшее повествование.

Многозначность употребления в современных исследованиях термина «научная школа» ставит перед необходимостью внесения понятийной ясности. Основываясь на научной конвенциональности, при обозначении этой категории сошлемся на определение, сформулированное Л. Г. Ковнацкой — авторитетным представителем Санкт-Петербургской музыковедческой школы: «Системообразующим фактором школы является личность учителя, сферы его деятельности, методы изучения избранного материала, способы мышления. Более того, это мировоззрение, менталитет, ценностные критерии, которые передаются и через его собственные труды, "из рук в руки", и невербально — атмосферой совместной лабораторной работы, и этосом его личности. Так прокладывает себе путь преемственность — путь сохранения достижений учителя и школы, передачи и строгого или свободного развития идей» [13, с. 66-67]. Следуя этому определению, основными ориентирами в раскрытии темы станут личность учителя, методы и преемственность. Но прежде необходимо сделать небольшой экскурс в историю кафедры теории музыки и композиции и выявить те научно-педагогические традиции (в первую очередь аналитические), которые определяли ее научно-образовательный «облик» до появления Б. А. Сосновцева.

Первая в провинции консерватория на протяжении своей вековой истории постоянно находилась под своеобразным творческим и научно-педагогическим «покровительством» столичной, а в 1941-1943 гг. (во время эвакуации последней в Саратов) даже носила временное наименование «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского». Каждая кафедра в Саратовской консерватории имеет московские «корни» в своей генеалогии. Особым образом это проявилось в судьбе теоретико-композиторской кафедры и ее аналитического крыла. Дважды — в период формирования в начале века и на этапе развития в середине столетия — аналитическое направление кафедры начинало «пышно расцветать» с появлением выпускников Московской консерватории.

Кафедра теории музыки и композиции является одной из старейших, и в 2022 г., вместе с Саратовской консерваторией, она также отмечает свое 110-летие. Стоявшие у истоков кафедры выдающиеся музыканты, теоретики, композиторы Л. М. Рудольф (1877 1938) и Г. Э. Конюс (1862 1933) положили начало преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла и, будучи выпускниками Московской консерватории, постарались сохранить московские академические традиции. Так, изначально, в Саратовской консерватории была мощно заявлена московская музыкально-теоретическая школа.

Семилетний (1912-1919) период пребывания Г. Э. Ко-

нюса в Саратове был в большей мере связан с художественно-просветительской (композитор, дирижер) и административной деятельностью (с 1917-го по 1919-й гг. он занимал пост директора консерватории). И поэтому, в силу тематической специфики данного материала, ни в коей мере не умаляя заслуг такого выдающегося музыковеда-теоретика, как Г. Э. Конюс, более подробно остановимся на научно-педагогической деятельности его младшего коллеги — Л. М. Рудольфа (фото 1). Почти 20 лет (1912-1930) Леопольд Морицевич посвятил служению консерватории. Именно ему суждено было стать бессменным руководителем кафедры и вместе с нею пройти сложные послереволюционные годы различных реорганизаций, но, несмотря на это, удерживать высокую планку подготовки специалистов (прежде всего, композиторов).

Фото 1

Г?

В первые годы преподавания в Саратовской консерватории Л. М. Рудольфом было создано «Руководство к анализу музыкальных форм» (1914) [17]1. Это

1 В 2020 г. в СГК было осуществлено переиздание этого учебника, некоторое время даже считавшегося утерянным. Это переиздание стало кульминационной точкой кафедрального архивно-библиографического цикла «Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции», главной задачей которого является продолжение кафедральных традиций преподавания и изучения музыкально-теоретических дисциплин.

89

о несомненно выстраданной авторской позиции, особенно по части того, как должен быть выстроен весь курс музыкальных форм, чтобы можно было достигнуть максимального педагогического эффекта. Рудольф видит процесс обучения в двуединстве теории (с ее поступательным освоением материала от мотивного синтаксиса к архитектонике крупных форм) и практики (на что указывает отдельно изданная рабочая тетрадь с примерами и заданиями)» [16, с. 94].

От истоков обратимся к периоду научного и педагогического расцвета кафедры, который связан с деятельностью музыковеда и композитора Бориса Андреевича Сосновцева (1921-2007), возглавившего кафедру теории музыки и композиции в 1956 г. Именно он становится подлинным основателем саратовской музыкально-аналитической школы, представленной его учениками и последователями, в ряду которых особую значимость обрели имена Е. Д. Ершовой, Е. В. Лебедевой, И. М. Левиной, Е. И. Вартановой, Л. В. Севостьяновой.

Общая характеристика деятельности Б. А. Сосновцева

Б. А. Сосновцев (фото 2) родился в Самаре и, окон-

Фото 2

пособие, без преувеличения, является абсолютным раритетом, и, по сути, единственным образцом дореволюционного учебного пособия, изданного специально для Саратовской консерватории. На его основе можно составить представление о том, как обстояло дело с музыкально-теоретической подготовкой и преподаванием курса анализа музыкальных форм в первые годы существования консерватории.

Учебное пособие Рудольфа во многом опирается на системную дифференциацию музыкальных форм в учебниках Адольфа Маркса [14] и Людвига Бусслера [3], что вполне объяснимо очевидным влиянием немецкой музыкально-теоретической традиции на становление отечественной школы анализа. На это указывают терминология элементарных структурных единиц («мотив», «предложение», «период», «ход» и пр.), перечень основных типовых форм (от «песенных форм» до «сонатной формы»). В свою очередь структура руководства, содержащего два крупных раздела о «полифонических» и «гомофонических» формах, перекликается с первым известным отечественным учебником А. С. Аренского «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (1893), включающим две соответствующие части2 [1].

В подаче материала, в некоторых терминологических «штрихах» пособия Рудольфа угадывается влияние С. И. Танеева, в классе которого, во время учебы в Московской консерватории, он изучал контрапункт, фугу и анализ музыкальных форм. И речь идет не только о вполне ожидаемых рецепциях в разделах «Контрапункт» и «Полифонические формы». Следует напомнить, что С. И. Танеев осуществил в свое время один из переводов учебника Л. Бусслера и предпочел ввести несколько отличающихся от предыдущих изданий наименований некоторых разделов музыкальных форм. Например, в танеевском изложении предложения в периоде называются «главным» и «придаточным» (а не «предшествующим» и «последующим», как в более ранних переводах), и разделы сонатной формы получают ставшие привычными наименования «экспозиция», «разработка» и «реприза» (в отличие от безлико пронумерованных у предшественников «первой», «второй» и «третьей» частей). Помимо этого, в своем руководстве Л. М. Рудольф, также как и С. И. Танеев, придерживается деления пяти типов рондо на «низшие» и «высшие», а в подвидах сонатной формы сохраняет и «сонатину».

Следует особо подчеркнуть, что, ставя перед собой сугубо практические задачи, Рудольф ни в коей мере не претендовал на научную новизну и методическую самобытность своего пособия, о чем предварительно уведомляет читателя в предисловии: «Предназначая свой труд исключительно для своих собственных учеников, автор воздерживается как от изложения руководивших им педагогических принципов, так и от критики существующих уже по этому предмету руководств» [17, с. 5]. И вместе с тем, «это руководство свидетельствует

2 В 1897-1901 гг. Л. М. Рудольф обучался в Московской консерватории, и наверняка ему был известен учебник А. С. Аренского, изданный в 1893 г.

90

чив с отличием Куйбышевское музыкальное училище, в 1940 г. по совету И. В. Способина поступил на последний курс композиторского отделения музыкального училища при Московской консерватории (наставниками молодого композитора стали И. В. Способин и Г. И. Литинский). Осенью 1944 г. Сосновцев приступил к занятиям в Московской консерватории. Его педагогом по специальности был Ан. Н. Александров. Учился Сосновцев блестяще, ежегодно получал персональную стипендию имени П. И. Чайковского и окончил консерваторию с отличием. В аспирантуре Б. А. Сосновцев обучался под руководством В. А. Цуккермана, в 1954 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию «Симфоническое творчество С. В. Рахманинова в период 1890-1900 годов».

Свою профессиональную деятельность он продолжил в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова с сентября 1953 г. Это было время, когда кафедра теории и истории музыки Саратовской консерватории, как и вся обескровленная войной страна, находилась в трудном положении. Численный состав студентов-музыковедов сильно упал, а композиторское отделение на 10 лет прекратило свое существование после неудачных попыток наладить его работу. Необходимо было приложить немало усилий для восстановления утерянных позиций. Б. А. Сосновцев энергично принялся за работу и добился значительных успехов, что отразилось в его стремительном должностном продвижении: в 1956 г. он становится заведующим кафедрой теории и истории музыки; с 1961 г. — заведующим кафедрой теории музыки и композиции; с 1968 г. — профессором, а в 1970-е гг. — заслуженным деятелем искусств РСФСР и ректором консерватории. На ответственных постах ректора и заведующего кафедрой он проявил себя как успешный администратор и профессионал, которому удалось увеличить прием студентов и выпуск специалистов, повысить уровень преподавания музыкально-теоретических дисциплин и престиж музыковедческой и композиторской специальностей, обеспечить устойчивость и плодотворность работы кафедры теории музыки и композиции и, наконец, возглавить саратовскую музыковедческую и композиторскую школы.

Научно-методическое наследие Б. А. Сосновцева

В 1950-е г. Б. А. Сосновцев активно занимался научными исследованиями. В первых выпусках Научно-методических записок Саратовской консерватории 1957 и 1959 гг. были опубликованы его статьи «Сложный период» [22], «Вариантная форма» [21], «"Утес" С. В. Рахманинова», «Вторая симфония С. В. Рахманинова». Главными их достоинствами являются верность традициям выдающихся музыковедов Б. В. Асафьева, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, тонкое композиторское слышание музыки, свобода и самостоятельность мысли, аналити-

ческое мастерство. Глубина и своеобразие мышления сочетаются в них с простотой и краткостью изложения, что свидетельствует о высоком профессионализме автора. Профессор кафедры Л. В. Севостьянова (ученица Б. А. Сосновцева) отмечала, что «в немногих словах он умел сказать много и при этом оставить читателю пищу для размышлений. Возможно, поэтому научные статьи Б. А. Сосновцева выдержали испытание временем, сохранив свою оригинальность и свежесть» [20, с. 37]. Проявляя постоянный интерес к деятельности своего ученика, В. А. Цуккерман, познакомившись с работами Б. А. Сосновцева, в личной переписке с последним весьма благосклонно отозвался: «Считаю эти статьи интересными, ценными, продвигающими вперед изучение поставленных в них вопросов» (письмо от 19 мая 1958 г. из архива семьи Сосновцевых).

Следует отметить, что, наряду с вкладом в отечественное послевоенное рахманиноведение, Б. А. Соснов-цеву принадлежит, пожалуй, единственное в советском музыкознании второй трети ХХ в. самостоятельное исследование формы «сложного периода», в котором дается оригинальное компактное определениез и предлагается авторская типология4. Но особенно значимым стало введение Борисом Андреевичем в научно-педагогический обиход активно использующегося и в современной аналитической лексикологии понятия «вариантная форма». Появившаяся в середине прошлого века и посвященная разработке теории этой формы одноименная статья «Вариантная форма» вызвала тогда значительный и одобрительный научный резонанс. Высокую оценку этой работе дали В. А. Цуккерман, В. В. Протопопов, В. П. Бобровский, которые в дальнейшем неоднократно ссылались на нее в своих трудах.

Симптоматично, что именно выявление характерных черт вариантной формы стало важным вкладом Б. А. Сосновцева в музыковедческую науку. Ведь в его собственной музыке вариантный тип развития органично вырастает из самой сути лирического тематиз-ма. Не только пристальное изучение музыкального фольклора и произведений русской музыкальной классики, но и собственный композиторский опыт дали ему обширный материал для творчества. Соединение интуитивно-чувственного постижения процессов формообразования с их рациональным аналитическим осмыслением привело исследователя к пониманию особенных, только ей присущих характеристик вариантной формы.

Разумеется, упомянутые статьи Б. А. Сосновцева имели в большей мере прикладной (учебно-методический) характер. Автор не ставил задачу всесторонней разработки проблематики исследуемых музыкальных форм: в них лишь были только намечены дефиниции, определены ориентиры изучения и предложены некоторые аналитические стратегии. Но, вместе с тем, эти работы до сих пор не потеряли своей актуальности и

3 «Сложный период — период, состоящий из двух предложений, подобных простому периоду и сходных по началу развития» [22, с. 104].

4 В этих вопросах автор полемизирует с учениями Г. Л. Катуара и И. В. Способина.

активно используются в современной учебной практике.

Методологические основы и педагогические принципы

Приехав в Саратов после окончания Московской консерватории в 1953 г., Б. А. Сосновцев выступил в роли адепта только что сформировавшегося курса анализа музыкальных произведений, который пришел на смену курсу музыкальных форм и обрел статус науки об интерпретации художественного единства содержания и формы. Новая наука сразу же начала формировать собственный методологический аппарат, в котором, с одной стороны, присутствовали общефилософские методы познания, а с другой — сохранялись эмпирические методики анализа музыкальных сочинений. Между этими полюсами сосредоточился целый комплекс искусствоведческих методов исследования, лидирующее положение в котором занимал и поныне занимает (несмотря на внешние трансформации) метод целостного анализа. Основоположниками данного метода были учителя Б. А. Сосновцева — профессора Московской консерватории Л. А. Мазель и В. А. Цуккерман. Имеющий столь высокое и благородное происхождение, этот метод определил сущностные признаки саратовской аналитической традиции.

Более полувека курс анализа в Саратовской консерватории начинается с лекции, посвященной соавторской концепции целостного анализа и её специальному рассмотрению с позиций В. А. Цуккермана и Л. А. Мазеля. Установочная цель первой лекции курса анализа состоит, по определению профессора Е. И. Вартановой (ученицы Б. А. Сосновцева), «в разъяснении принципиальных отличий между понятиями "целого" и "целостного"» [9, с. 4]. К первому относится цуккермановская версия, связанная с представлениями о суммативном целом, предполагающем процедуру «микроанализа» художественных средств и дальнейшего «макроаналитическо-го» обоснования их единства в художественном целом. Мазелевская версия концепции целостного анализа связана с отношением к музыкальному произведению как органической целостности, обусловленной всякий раз индивидуально-неповторимым первоимпульсом, названным Мазелем «художественным открытием». Выводя его из плана общеэстетического в плоскость музыкально-интонационную, он тем самым невольно спровоцировал и необходимость дальнейшего исследования этого явления. Ведь именно эта теоретическая проблема определяет содержание наиболее серьезных оригинальных концепций таких выдающихся музыковедов (представителей московской аналитической школы), как В. П. Бобровский, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский.

В утверждении научной авторитетности новой аналитической концепции в Саратовской консерватории Борису Андреевичу невероятно способствовала его врожденная музыкальность, всегда вызывавшая чувство уважения и даже восхищения. Заметим, что и учеников

своих он делил, прежде всего, не на умных и не очень умных, но на музыкантов и не музыкантов. В оценке отношения студента к музыке он был очень строг и требователен. Страстная любовь к музыке, требующая особенной бережности и точности в формулировании идей и оценок, стала важнейшим ферментом в формировании профессионализма его учеников, известных теоретиков-аналитиков Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова.

Школа Б. А. Сосновцева в зеркале его учеников

Самой первой ученицей стала Елена Дмитриевна Ершова (1942-2001) (фото 3), всегда проявлявшая активную деятельность, концентрирующая в себе энергию лазерного луча, что очень скоро обеспечило ей авторитет замечательного теоретика и талантливого организатора. Самое мощное ее влияние на деятельность кафедры было связано с особым вектором ее научных и педагогических инициатив — интересом к новому. Новое проявлялось в обращении к проблемам современной музыки, провоцировалось интересом к современной научной мысли. В 1970-е гг. это были теоретические концепции и методологии трудов Ю. Н. Холопова и В. П. Бобровского. Их влияние первоначально отразилось

Фото 3

92

в дипломной работе Елены Дмитриевны, написанной в классе Б. А. Сосновцева и посвященной квартетам Н. Я. Мясковского, а затем — в кандидатской диссертации «Некоторые вопросы музыкально-тематического единства в квартетах Н. Я. Мясковского», выполненной под руководством В. О. Беркова и успешно защищенной в 1975 г. в Ленинградской консерватории. Статьи и исследования Елены Дмитриевны творчества Б. Чайковского, А. Шнитке, Г. Канчели, Б. Бартока, О. Мессиана раздвигали стилевой горизонт музыки ХХв. В лекционном курсе «Анализ музыкальных произведений», который Елена Дмитриевна читала параллельно курсу Бориса Андреевича, появился специальный раздел, посвященный вопросам формообразования в творчестве отечественных и зарубежных композиторов второй половины ХХ в. Возникнув в конце 1970-х гг. и в ряде других консерваторий, он стал зерном, из которого выросла новая дисциплина — «Теория современной композиции»5.

Еще одно яркое имя теоретика-аналитика кафедры — Лилия Васильевна Севостьянова (1949-2019) (фото 4). Она закончила консерваторию в 1974 г. по классу Е. Д. Ершовой, а затем, обучаясь в аспирантуре под руководством Б. А. Сосновцева, написала кандидатскую диссертацию «Проблемы темообразования в симфониях Н. Я. Мясковского». После ее научные интересы сфокусировались на проблеме жанра струнного квартета. Лилия Васильевна создала целую серию работ, посвященных квартетам в творчестве отечественных композиторов, начиная с квартетов А. Бородина и П. Чайковского и кончая квартетами А. Шнитке, Б. Тищенко, Ю. Фалика, В. Сильвестрова. Позже эти статьи были объединены ею в сборник очерков, изданный в 2011 г.6. Параллельно с этим Лилия Васильевна работала над созданием еще одной монографии (к сожалению, не законченной), посвященной квартетам Д. Д. Шостаковича, объединяющей ранее написанные статьи с новыми. Погружение в основную проблему научной деятельности Лилии Васильевны стало причиной создания ею факультативного курса «Анализ квартетного жанра для студентов струнных отделений консерваторий».

Лилия Васильевна была личностью, с божественной щедростью одаренной не только музыкально и интеллектуально, но и литературно, художественно. Тексты ее научных работ совершенны и тонкостью музыкальных характеристик, и богатством ассоциативного мышления, и формульной точностью теоретических суждений, и приближенностью стиля ее научных работ к жанру музыкально-философской эссеистики. Владея всем арсеналом современных методологий (вплоть до синергетики), Лилия Васильевна наиболее ярко обнаруживала свой талант исследователя в склонности к аналитической психологии К.-Г. Юнга. Метод психоанализа стал в ее научной деятельности важнейшим инструментом выхода к глубинным структурам музыкального текста,

которые она интерпретировала с присущей ей корректностью и органичностью7.

Вспоминая педагогов-аналитиков кафедры, следует особо остановиться на деятельности Елены Ивановны Вартановой (р. 1945) (фото 5). Без преувеличения, в плеяде талантливых учеников Б. А. Сосновцева ее имя — одно из главных, с которым ассоциируется современная саратовская аналитическая школа. В 1970 г. она окончила консерваторию по классу А. А. Бренинга, а в 1973-м — теоретическую аспирантуру под руководством Б. А. Сосновцева. В 1988-м ею была успешно защищена кандидатская диссертация «Черты стиля позднего симфонического творчества С. В. Рахманинова». Уже со студенческих лет Е. И. Вартанова начала преподавать на кафедре теории музыки и композиции, которую в дальнейшем, на протяжении 23 лет

5 Разрабатываемые в спецкурсе Е. Д. Ершовой положения легли в основу следующих работ: см.: [11; 12].

6 См.: [18].

7 См.: [19].

(1987-2010), возглавляла. По единодушному мнению всех педагогов кафедры это был настоящий «золотой век» в истории старейшей консерваторской кафедры, время небывалого взлета музыковедческой мысли и композиторских достижений.

Фото 5

Спектр научных интересов Елены Ивановны необычайно широк: фундаментальные проблемы музыкального мышления, музыкальной драматургии и стилеобразования; современные междисциплинарные методологии, среди которых ведущее положение занимают структурно-семиотический анализ, теория сложных самоорганизующихся систем, а в последние годы — философско-антропологический анализ музыки. Особую нишу в трудах ученого занимает музыка С. В. Рахманинова8 и А. Г. Шнитке9. И в области изучения творчества этих композиторов научный авторитет Елены Ивановны (учитывая и такой важный в контексте современных научных реалий показатель, как высокий индекс цитирования) уже давно вышел за пределы локализации отечественной консерваторской науки.

Педагогическая деятельность Е. И. Вартановой была репрезентирована двумя предметными областями: это «Специальный класс» и «Анализ музыкальных произведений». В преподаваемом ею спецкурсе анализа музыкальных произведений Е. И. Вартанова продолжила развивать заложенный Б. А. Сосновцевым системный тип анализа. Именно Еленой Ивановной были существенно расширены и концептуально проработаны в интердисциплинарном ключе разделы, посвященные индивидуально-стилевой эволюции сонатной формы10, а также открывающие курс тематические блоки: «Музыкальная

драматургия» и «Тематизм»11. Кроме того, в прочный «методологический узел» были связаны сразу несколько аналитических «нитей», персонифицированных знаменитыми учеными-музыковедами Московской консерватории (Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман, В. П. Бобровский, Е. В. Назайкинский и В. В. Медушевский, А. С. Соколов). Разработанные Е. И. Вартановой спецкурсы («Анализ музыкальных произведений», «Теория современной композиции», «Введение в специальность») до сих пор продолжают оставаться в «мейнстриме» образовательного процесса, соответствуя всем современным критериям актуальности и методической обоснованности. Вдохновляющий потенциал написанных ею работ поистине неисчерпаем: многие монографии и статьи Е. И. Вартановой легли в основу отдельных обязательных семинарских занятий в дисциплинарных курсах и стали методологическим импульсом для курсовых и дипломных работ, а также ряда кандидатских диссертаций. Несмотря на то что в 2014-м г. Елена Ивановна ушла на заслуженный отдых, она продолжает писать статьи, участвовать в конференциях и давать мастер-классы, продолжает оказывать посильную поддержку (мудрым напутствием, профессиональным советом) научным, творческим, методическим проектам, осуществляемых кафедрой теории музыки и композиции.

Завершая краткое описание своеобразного «генеалогического древа» аналитической школы Саратовской консерватории, следует упомянуть и «научных внуков» Б. А. Сосновцева, продолжающих кафедральную традицию в наши дни и при всей меж- и трансдисциплинарной легитимности сохраняющих преданность принципам целостного анализа. Это кандидат искусствоведения, профессор Е. В. Пономарева (ученица Л. В. Севостьяновой) и кандидат искусствоведения, доцент Н. Б. Бондаренко (ученица Е. И. Вартановой). И это, отнюдь, не пример понимания традиции школы с позиций мемориальной почтительности и педагогической архаики^.

В настоящее время целостный анализ значительно модернизирован и трансформирован влиянием новых методологий, и вместе с тем он продолжает утверждать свою приоритетность, прежде всего потому, что его концептуальным стержнем является требование поиска и определения художественного открытия как высшей ценности музыкального искусства. А это и есть главная цель в воспитании будущих музыковедов-теоретиков, представителей нового подрастающего поколения Саратовской аналитической школы, основанной Б. А. Сосновцевым.

8 См.: [8; 10].

9 См.: [4].

10 См.: [5; 7].

11 См.: [6].

12 Не останавливаясь подробно на сфере научных интересов Е. В. Пономаревой и Н. Б. Бондаренко, в качестве примера верности исследовательскому девизу Л. А. Мазеля (который Б. А. Сосновцев любил излагать в своей версии: «Проверяй новые методологии на изученном, а старые на новом») и, вместе с тем, свидетельства владения актуальным методологическим инструментарием, сошлемся на темы диссертаций этих педагогов: «Мифопоэтика и интертекстуальность в позднем творчестве П. И. Чайковского» (Е. В. Пономарева) [15] и «Онтология жанра мазурки в творчестве Ф. Шопена» (Н. Б. Бондаренко) [2].

94

Литература

1. АренскийА. С. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. М., 1893. 123 с.

2. Бондаренко Н. Б. Онтология жанра мазурки в творчестве Ф. Шопена: дис. ... канд. иск. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2017. 214 с.

3. Бусслер Л. Учебник форм инструментальной музыки, изложенный в 33 задачах / Пер. с нем. под ред. Н. Кашкина и С. Танеева. М., 1884. 186 с.

4. Вартанова Е. И. А. Шнитке. Четвертая симфония (еще один опыт интертекстуального анализа) // Альфред Шнитке: художник и эпоха (К 75-летию композитора): сборник статей по материалам научных чтений 12 декабря 2009 года. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 55-61.

5. Вартанова Е. И. К проблеме типологии романтической сонатной формы в ракурсе философской антропологии // Памяти Марианны Федоровны Гейлиг: сборник научных статей. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 24-31.

6. Вартанова Е. И. Лекции по анализу музыкальных произведений: курс лекций. Часть I. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2011. 36 с.

7. Вартанова Е. И. Логика сонатных композиций Гайдна и Моцарта: учебное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. Саратов: Изд-во СГК им. Л. В. Собинова, 2003. 24 с.

8. Вартанова Е. И. Мифопоэтические аспекты симфонизма С. В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1993): науч. тр. Московской государственной консерватории. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. С. 42-53.

9. Вартанова Е. И. Саратовская музыкально-аналитическая школа // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. II часть. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2013. С. 3-8.

10. Вартанова Е. И. Dies irae в музыке С. В. Рахманинова: опыт онтологического подхода // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 32-37.

11. Ершова Е. Д. Вопросы формы в творчестве современных композиторов. М., 1991. 94 с.

12. Ершова Е. Д. Черты формообразования в современной

музыке: Учебное пособие / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. 72 с.

13. Ковнацкая Л. Г. Учитель и ученики: научные методы М. С. Друскина в проекции на педагогику // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 18622012. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 66-81.

14. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки / Пер. с нем. под ред. А. С. Фаминцина. СПб., 1872. 426 с.

15. Пономарева Е. В. Мифопоэтика и интертекстуальность в позднем творчестве П. И. Чайковского: дис. ... канд. иск. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2012. 181 с.

16. Пономарева Е. В. «Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории» Л. М. Рудольфа: к вопросу о научной и практической ценности // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 3 (13). С. 89-94.

17. Рудольф Л. Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории / Из архивов СГК имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2020. 84 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Севостьянова Л. В. Метаморфозы человеческого духа в квартетном жанре русской музыки ХХ века: Музыкально-теоретические очерки. Саратов: СГК (академия) им. Л. В. Собинова, 2011. 110 с.

19. Севостьянова Л. В. Мифологические константы психологического мира Второго квартета А. П. Бородина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11 (73). С. 165-168.

20. Севостьянова Л. В. Памяти Бориса Андреевича Сосновцева // Б. А. Сосновцев — композитор, исследователь, педагог: сборник статей, воспоминаний и материалов. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2016. С. 34-38.

21. Сосновцев Б. А. Вариантная форма // Научно-методические записки. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 1957. С. 111-116.

22. Сосновцев Б. А. Сложный период // Научно-методические записки. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 1957. С. 100-111.

References

1. Arenskij A. S. Rukovodstvo k izucheniyu form instrumental'noj i vokal'noj muzyki [A guide to the study of forms of instrumental and vocal music]. M., 1893. 123 p.

2. Bondarenko N. B. Ontologiya zhanra mazurki v tvorches-tve F. Shopena [The ontology of the Mazurka genre in the works of F. Chopin]: dis. ... kand. isk. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2017. 214 p.

3. Bussler L. Uchebnik form instrumental'noj muzyki, izlozhen-ny v 33 zadachah [Textbook on forms of instrumental music, set out in 33 tasks] / Per. s nem. pod red. N. Kashkina i S. Taneeva. M., 1884. 186 p.

4. Vartanova E. I. A. Shnitke. Chetvertaya simfoniya (eshche odin opyt intertekstual'nogo analiza) [A. Schnittke. The Fourth Symphony (another experience of intertextual analysis)] // Alfred Shnitke: hudozhnik i epoha (K 75-letiyu kompozitora): sbornik statej po materialam nauchnyh chtenij 12 dekabrya 2009 goda [Alfred Schnittke: The Artist and the Epoch (To the composer's 75 th birthday): collection of articles based on the materials of scientific readings on December 12, 2009]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 55-61.

5. Vartanova E. I. K probleme tipologii romanticheskoj sonatnoj formy v rakurse filosofskoj antropologii [On the problem of the typology of the romantic sonata form in the perspective of Philosophical Anthropology] // Pamyati Marianny Fedorovny Gejlig: sbornik nauchnyh statej [In memory of Marianna Feodorovna Geilig: collection of scientific articles]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 24-31.

6. Vartanova E. I. Lektsii po analizu muzykal'nyh proizvedenij: kurs lektsij. CHast' I [Lectures on the analysis of musical works: a course of lectures. Part I]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2011. 36 p.

7. Vartanova E. I. Logika sonatnyh kompozitsij Gajdna i Motsar-ta: uchebnoe posobie po kursu analiza muzykal'nyh proizvedenij [The logic of Haydn's and Mozart's sonata compositions: a textbook on the course of analysis of musical works]. Saratov: Izd-vo SGK im. L. V. Sobinova, 2003. 24 p.

8. Vartanova E. I. Mifopoeticheskie aspekty simfonizma S. V. Rahmaninova [Mythopoetic aspects of S. V. Rachmaninov's symphonism] // S. V. Rahmaninov. K 120-letiyu so dnya rozhdeniya (1873-1993): nauch. tr. Moskovskoj gosudarstvennoj konserva-

torii [S. V. Rachmaninov. To the 120th anniversary (1873-1993): scientific works of the Moscow State Conservatory]. M.: MGK im. P. I. CHajkovskogo, 1995. P. 42-53.

9. Vartanova E. I. Saratovskaya muzykal'no-analiticheskaya shkola [Saratov Music and Analytical School] // Ispolnitel'skaya interpretatsiya. Muzykal'naya nauka. Muzykal'naya i teatral'naya pedagogika. II chast' [Performing interpretation. Music science. Music and theater pedagogy. Part II]. Saratov: Saratovskaya gosu-darstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2013. P. 3-8.

10. Vartanova E. I. Dies irae v muzyke S. V. Rahmaninova: opyt ontologicheskogo podhoda [Dies irae in S. V. Rachmaninov's Music: the experience of an ontological approach] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 32-37.

11. Ershova E. D. Voprosy formy v tvorchestve sovremennyh kompozitorov [Issues of form in the works of modern composers]. M., 1991. 94 p.

12. Ershova E. D. Cherty formoobrazovaniya v sovremennoj muzyke: Uchebnoe posobie [Features of form formation in modern music: A textbook] / GMPI im. Gnesinyh. M., 1987. 72 p.

13. Kovnatskaya L. G. Uchitel' i ucheniki: nauchnye metody M. S. Druskina v proektsii na pedagogiku [Teacher and students: scientific methods of M. S. Druskin in the projection on pedagogy] // Sankt-Peterburgskaya konservatoriya v mirovom muzykal'nom prostranstve: kompozitorskie, ispolnitel'skie, nauchnye shkoly. 1862-2012 [St. Petersburg Conservatory in the world music space: composing, performing, scientific schools. 1862-2012]. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013. P. 66-81.

14. Marks A. B. Vseobshchij uchebnik muzyki [Universal Music Textbook] / Per. s nem. pod red. A. S. Faminicina. SPb., 1872. 426 p.

15. Ponomareva E. V. Mifopoetika i intertekstualnost v pozdnem tvorchestve P. I. Chajkovskogo [Mythopoetics and intertextuality in the late works of P. I. Tchaikovsky]: dis. ... kand. isk. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2012. 181 p.

16. Ponomareva E. V. «Rukovodstvo k analizu muzykalnyh form dlya klassov Saratovskoj Alekseevskoj konservatorii» L. M. Ru-dol'fa: k voprosu o nauchnoj i prakticheskoj tsennosti [«A guide

to the analysis of musical forms for classes of the Saratov Alek-seevskaya Conservatory» by L. M. Rudolph: on the issue of scientific and practical value] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 3 (13). P. 89-94.

17. Rudolf. L. Rukovodstvo k analizu muzykal'nyh form dlya klassov Saratovskoj Alekseevskoj konservatorii [A guide to the analysis of musical forms for classes of the Saratov Alekseevskaya Conservatory] / Iz arhivov SGK imeni L. V. Sobinova. Nauchno-ped-agogicheskoe nasledie kafedry teorii muzyki i kompozitsii. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. 84 p.

18. Sevostyanova L. V. Metamorfozy chelovecheskogo duha vkvartetnom zhanre russkoj muzyki XX veka: Muzykal'no-teore-ticheskie ocherki [Metamorphoses of the human spirit in the quartet genre of Russian music of the XX century: Musical and theoretical essays]. Saratov: SGK (akademiya) im. L. V. Sobinova, 2011. 110 p.

19. Sevostyanova L. V. Mifologicheskie konstanty psihologichesk-ogo mira Vtorogo kvarteta A. P. Borodina [Mythological constants of the psychological world of the Second Quartet by A. P. Borodin] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice]. 2016. № 11 (73). P. 165-168.

20. Sevostyanova L. V. Pamyati Borisa Andreevicha Sosnovtseva [In memory of Boris Andreevich Sosnovtsev] // B. A. Sosnovtsev — kompozitor, issledovatel, pedagog: sbornik statej, vospominanij i materialov [B. A. Sosnovtsev — composer, researcher, teacher: collection of articles, memoirs and materials]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2016. P. 34-38.

21. Sosnovtsev B. A. Variantnaya forma [Variant form] // Nauch-no-metodicheskie zapiski [Scientific and methodological notes]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 1957. P. 111-116.

22. Sosnovtsev B. A. Slozhnyj period [A difficult period] // Nauchno-metodicheskie zapiski [Scientific and methodological notes]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 1957. P. 100-111.

Информация об авторах

Елена Ивановна Вартанова E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект им. П. А. Столыпина, дом 1

Information about the authors

Elena Ivanovna Vartanova E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

Наталия Владимировна Иванова E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект им. П. А. Столыпина, дом 1

Natalia Vladimirovna Ivanova E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

Елена Владимировна Пономарева E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект им. П. А. Столыпина, дом 1

Elena Vladimirovna Ponomareva E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.