Научная статья на тему 'Научная школа Саратовской консерватории: традиции и перспективы'

Научная школа Саратовской консерватории: традиции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность / Саратовская консерватория / традиции / научные направления / конференции / научные издания. / research activity / Saratov Conservatory / traditions / scientific directions / conferences / scientific publications.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозова Ирина Викторовна

Статья посвящена рассмотрению саратовской музыковедческой школы в ее диахроническом и синхроническом состояниях. В работе отмечаются основные этапы становления саратовской музыковедческой школы, анализируются сложившиеся исследовательские направления, которые охватывают не только проблемы музыкального искусства, но и изучение общих вопросов теории и истории культуры, музыкального краеведения, культуры Поволжья. В статье показано, что на протяжении последних десятилетий в Саратовской консерватории значительно активизировалась научно-исследовательская деятельность, стали системно изучаться профильные темы вуза, связанные с региональным компонентом: творчеством саратовских композиторов, региональных традиций культовой музыки, этномузыкологии и т. п. В работе анализируется сложивший спектр конференций, ежегодно проходящих на базе консерватории, отмечается расширение проблемного поля, которое обсуждается саратовскими музыковедами. Автор предлагает краткое рецензирование основных монографических исследований саратовских ученых, работ, опубликованных в последний год. Эта панорама позволяет охватить весь диапазон научно-исследовательских направлений саратовского музыковедения на современном этапе. Отдельное внимание в работе уделено научно-исследовательской деятельности молодых ученых, в последние годы активно принимающих участие в научных дискуссиях. Многообразие форм научно-исследовательской деятельности в Саратовской консерватории позволяет, с одной стороны, отразить ведущие направления современного искусствознания, с другой — глубоко и последовательно изучать региональные традиции музыкального искусства в его прошлом и настоящем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific School of the Saratov Conservatory: Traditions and Prospects

The article studies the historical development and the current state of Saratov musicology school. The paper notes the main stages of its formation, analyzes the modern research fields, which cover not only the problems of musical art, but general issues of theory and history of culture, local musical history and culture of the Volga region as well. The article shows that over the past decades Saratov Conservatory greatly intensified research activities associated with a regional component: the creativity of Saratov composers, the regional traditions of religious music, ethnomusicology, etc. Analyzing the wide range of conferences, annually held at the Conservatory, the author marks the expansion of the scope of problems, discussed by Saratov musicologists. The article presents a brief review of the main monographic studies of Saratov scientists, published in the last year that allows evaluating the whole range of modern research carried out by Saratov musicologists. Special attention is paid to the research activities of young scientists who have actively participated in scientific discussions of recent years. The variety of research activities of the Saratov Conservatory allows, on the one hand, to reflect the leading trends of modern art, on the other, to study the past and present of regional traditions of musical art.

Текст научной работы на тему «Научная школа Саратовской консерватории: традиции и перспективы»

Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Polozova Irina Victorovna, Doctor of Arts, Professor of the Chair of Music History, Vice rector for scientific and international activities of Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

НАУЧНАЯ ШКОЛА САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена рассмотрению саратовской музыковедческой школы в ее диахроническом и синхроническом состояниях. В работе отмечаются основные этапы становления саратовской музыковедческой школы, анализируются сложившиеся исследовательские направления, которые охватывают не только проблемы музыкального искусства, но и изучение общих вопросов теории и истории культуры, музыкального краеведения, культуры Поволжья. В статье показано, что на протяжении последних десятилетий в Саратовской консерватории значительно активизировалась научно-исследовательская деятельность, стали системно изучаться профильные темы вуза, связанные с региональным компонентом: творчеством саратовских композиторов, региональных традиций культовой музыки, этномузыкологии и т.п. В работе анализируется сложивший спектр конференций, ежегодно проходящих на базе консерватории, отмечается расширение проблемного поля, которое обсуждается саратовскими музыковедами. Автор предлагает краткое рецензирование основных монографических исследований саратовских ученых, работ, опубликованных в последний год. Эта панорама позволяет охватить весь диапазон научно-исследовательских направлений саратовского музыковедения на современном этапе. Отдельное внимание в работе уделено научно-исследовательской деятельности молодых ученых, в последние годы активно принимающих участие в научных дискуссиях. Многообразие форм научно-исследовательской деятельности в Саратовской консерватории позволяет, с одной стороны, отразить ведущие направления современного искусствознания, с другой — глубоко и последовательно изучать региональные традиции музыкального искусства в его прошлом и настоящем.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, Саратовская консерватория, традиции, научные направления, конференции, научные издания.

SCIENTIFIC SCHOOL OF THE SARATOV CONSERVATORY: TRADITIONS AND PROSPECTS

The article studies the historical development and the current state of Saratov musicology school. The paper notes the main stages of its formation, analyzes the modern research fields, which cover not only the problems of musical art, but general issues of theory and history of culture, local musical history and culture of the Volga region as well. The article shows that over the past decades Saratov Conservatory greatly intensified research activities associated with a regional component: the creativity of Saratov composers, the regional traditions of religious music, ethnomusicology, etc. Analyzing the wide range of conferences, annually held at the Conservatory, the author marks the expansion of the scope of problems, discussed by Saratov musicologists. The article presents a brief review of the main monographic studies of Saratov scientists, published in the last year that allows evaluating the whole range of modern research carried out by Saratov musicologists. Special attention is paid to the research activities of young scientists who have actively participated in scientific discussions of recent years. The variety of research activities of the Saratov Conservatory allows, on the one hand, to reflect the leading trends of modern art, on the other, to study the past and present of regional traditions of musical art.

Key words: research activity, Saratov Conservatory, traditions, scientific directions, conferences, scientific publications.

Саратовская консерватория — один из старейших вузов страны в области музыкального образования (дата основания 1912 год) — обладает сложившимися мощными традициями не только в области исполнительского искусства, композиторской школы, но и имеет богатую научно-исследовательскую традицию. Исторический путь длиной в столетие — значительный период, позволяющий рассмотреть основные этапы становления традиции и проанализировать современное состояние развития научной мысли саратовской музыковедческой школы.

У истоков саратовского музыкознания стояли видные представители отечественной культуры: Г. Э. Конюс, Л. М. Рудольф, И. В. Липаев и многие другие теоретики и просветители. СерединаХХ столетия стала первым кульминационным этапом в развитии саратовского музыковедения, когда в консерватории преподавали авторитетные исследователи как в области академического искусства, так и фольклора (М. Ф. Гейлиг,

Б. Г. Манжора, Н. Ф. Таубе, И. А. Тютьманов, Л. Я. Хинчин, Л. Л. Христиансен и др.). Солидный исследовательский потенциал саратовского музыковедения раскрывается и в последующие десятилетия, когда на кафедрах истории музыки, теории музыки и композиции работают яркие и глубоко мыслящие ученые: Е. Д. Ершова, Е. И. Вартанова, А. И. Демченко, Т. Ф. Малышева и др. В настоящее время столетние традиции саратовской музыковедческой школы получают свое развитие как в научной деятельности отдельных ученых, так и в многочисленных вузовских проектах.

В Саратовской консерватории, в 2017 году отметившей свое 105-летие, на протяжении последних десятилетий сложилась практика организации нескольких крупных научно-исследовательских проектов, направлений, формирующих системное и многогранное пространство фундаментальных исследований по истории и теории музыкальной культуры (Л. А. Вишневская, Н. В. Королевская, С. П. Полозов, Е. В. Пономарева, А. С. Ярешко

и др.). Отдельным и важным направлением в научной деятельности вуза является разработка региональной тематики, которая связана с изучением музыкальной культуры Поволжья в целом (исследования А. И. Демченко), творчества саратовских композиторов (Л. А. Вишневская, А. И. Демченко, Н. В. Королевская, Л. В. Севостьянова, И. А. Субботин и др.), традиционных музыкальных культур народов Поволжья (И. Л. Егорова, А. А. Михайлова и др.) и региональной богослужебной певческой практики (И. В. Полозова, А. Г. Хачаянц и др.). Важным исследовательским направлением является область исполнительского искусства и проблема интерпретации музыкального произведения (Д. И. Варламов, С. Я. Вартанов, Н. М. Смирнова и др.). Наконец, междисциплинарные исследования, направленные на изучение культурологических проблем музыкознания в ракурсе комплексного исследования искусства (В. Н. Алесенкова, Н. И. Девятайкина, А. Н. Зорин, Р. Р. Измайлов, С. В. Кекова, З. В. Фомина и др.), также находятся в центре внимания исследователей консерватории.

С конца ХХ века складываются традиции организации крупных научно-практических конференций. Ежегодно в Саратовской консерватории проводятся Всероссийские научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому — ученому, последние годы жизни которого прошли в Саратове. Именно здесь Б. Л. Яворский, находясь в эвакуации в 1941-1942 гг., единственный раз в полном объеме читал свой Баховский семинар, редактировал масштабный труд «Творческое мышление русских композиторов от Глинки до Скрябина». Традиция проведения Научных чтений в дни памяти Болеслава Леопольдовича длится с 1992 года, когда была организована первая конференция, с 2003 г. данные Чтения проводились сначала с периодичностью один раз в два года, с 2013 года — ежегодно. Другим научным форумом, имеющим многолетнюю историю, является ежегодная Международная научно-практическая конференция «Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика», в которой принимают активное участие музыканты исполнительских специальностей, разрабатывая теоретические и исторические аспекты исполнительского мастерства. В 2018 году уже восемнадцатый раз пройдет Всероссийская научно-практическая конференция «Слово молодых ученых: актуальные вопросы искусствознания», которая ориентирована на участие начинающих исследователей — студентов и аспирантов — в области музыкального искусства.

Постепенно проблемное поле научных конференций разрасталось, появлялись новые форматы их проведения. В 2017/18 уч. г. в Саратовской консерватории состоялось 20 конференций самого разного уровня: от кафедральных до Международных. Их тематика весьма разнообразна и отвечает актуальным вопросам исполнительского искусства, истории и теории музыки разных эпох и стилей. Проблемам театрального искусства посвящена интернет-конференция «Музыкальный театр. Жанры и стили», которую также планируется сделать ежегодной. Отдельно выделим Всероссийскую

научно-практическую конференцию, посвященную вопросам педагогического образования: «Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике», проведение которой сопровождается презентациями и мастер-классами опытных педагогов-музыкантов и т.п.

Развитию научной мысли как студенческой аудитории, так и профессуры консерватории способствуют мастер-классы, которые регулярно проводятся в стенах Саратовской консерватории. Так, в 2017/18 уч. г. с мастер-классами выступили авторитетные исследователи, педагоги, чья деятельность неразрывно связана с Саратовской консерваторией (профессор В. Е. Ханецкий, канд. иск., профессор Е. И. Вартанова, канд. иск., профессор Т. А. Свистуненко), а также видные ученые из других городов России (докт. иск., профессора М. И. Мациевский (Москва), О. В. Немкова (Тамбов),

A. С. Рыжинский (Москва), Л. В. Саввина (Астрахнь),

B. М. Щуров (Москва), канд. иск., профессора Ю. С. Карпов (Казань), О. Г. Никитенко (Волгоград) и др.) и зарубежья — Ханна Дис (Польша), Элиза Лефе (Великобритания) и др.

Солидный научный потенциал саратовских исследователей подтверждается их опубликованными работами. Пожалуй, наиболее ожидаемым изданием прошедшего года стал выход объемной монографии профессора кафедры специального фортепиано В. Е. Ханецкого «Отзвучавшее...» [9], которая стала новым и очень серьезным вкладом в развитие музыкального краеведения Саратова. Автор на протяжении 40 лет кропотливо собирал редчайшие архивные документы и материалы, что позволило ему создать полную и яркую панораму музыкального искусства в регионе, начиная с середины XIX столетия. Истории культуры Саратовского края посвящены три части издания доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко «Художественная культура Саратовского края» [3-5], где последовательно анализируются становление и развитие в крае литературы, пластических видов искусства, а также музыки, театра и кино. Этим ученым, плодотворно работающим в области изучения культурного наследия, также издан труд «Избранные страницы исполнительского искусства: певцы, пианисты, хоровые дирижёры» [1] и солидная монография, посвященная 100-летию Октябрьской революции «Иллюзиии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции» [2]. Региональный аспект присутствует в содержательной монографии канд. иск., доцента И. А. Субботина и докт. иск., профессора Л. А. Вишневской «Полистилистика в музыке саратовских композиторов» [8]. Исследователи обратились к рассмотрению одного из актуальных вопросов современного музыковедения, опираясь на изучение творчества представителей саратовской композиторской школы. Проблемы стиля стали предметом пристального рассмотрения в монографии канд. иск., профессора Н. М. Смирновой «Понятие о стиле в фортепианном исполнительском искусстве и музыкальной педагогике» [7], в которой автор обобщает свои теоретические наблюдения и богатый исполнительский опыт. Наконец, хронологически последним, но очень

важным изданием прошедшего года стала монография канд. иск., профессора Т. А. Свистуненко «Эволюция ран-небарочной фуги в клавирном творчестве И. С. Баха» [6], где ученый излагает авторскую концепцию эволюцию жанра в творчестве великого полифониста.

В настоящее время научная деятельность Саратовской консерватории последовательно развивает исследовательские традиции предшествующих поколений музыкантов. Однако музыковеды не только реализуют проекты, имеющие многолетнюю историю (например, проект по сохранению и развитию традиций Саратовской консерватории), но и порождают новые идеи, осваивают новые форматы проведения мероприятий. Так, в 2017 году в консерватории был сформирован Центр по изучению региональных традиций культовой музыки, сотрудники которого на основе изучения певческих рукописей, архивных документов, современной певческой практики воссоздают панораму многообразных церковно-певческих традиций региона. Кроме того, эти изыскания находят воплощение в исполнительской практике Ансамбля древнерусского певческого искусства, действующего на базе Центра, в репертуар которого включены песнопения, зафиксированные в певческих рукописях из саратовских собраний, а также материалы, записанные сотрудниками центра в результате их экспедиционных исследований.

Приобщение к научно-исследовательской деятельности молодого поколения музыкантов происходит благодаря реализации ряда научных проектов, среди которых следует указать XVIII Всероссийскую науч-

но-практическую конференцию «Слово молодых ученых: актуальные вопросы искусствознания», проведение которой состоится 3-5 декабря 2018 года и осуществится при грантовой поддержке. В наступающем учебном году планируется ряд новых масштабных научно-творческих проектов, среди которых следует отметить проект «Год композитора»; в 2019 году он будет посвящен 95-летию А.А. Бренинга — выдающегося композитора, профессора Саратовской консерватории; Всероссийские научные чтения, посвященные памяти А. Г. Шнитке, которые пройдут в рамках XII Всероссийского конкурса молодых композиторов имени А. Г. Шнитке; в ноябре 2018 года состоятся Международные научные чтения памяти безвременно ушедшего из жизни в мае 2018 года доктора искусствоведения, профессора А. С. Ярешко (к 75-летию со дня рождения) «Народная музыкальная культура: традиция и современный мир».

Активное развитие научно-исследовательской деятельности в вузе позволяет музыкантам региона, во-первых, глубже осознать и оценить силу традиций саратовского музыкознания, его опору на лучшие достижения отечественной гуманитарной мысли в области искусствоведения, а во-вторых, системно исследовать историю музыкальной культуры региона, ее общие и локальные признаки, рассмотреть данную традицию в динамике развития. Так, обращаясь к культурному наследию вуза, региона и страны в целом, саратовское музыковедение вписывается в общенациональный культурный контекст.

Литература

1. Демченко А. И. Избранные страницы исполнительского искусства: певцы, пианисты, хоровые дирижёры: эссе. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2018. 148 с.

2. Демченко А. И. Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. Исследование. М.: КОМПОЗИТОР, 2017.488 с.

3. Демченко А. И. Художественная культура Саратовского края. Часть первая: Литературная классика. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. 96 с.

4. Демченко А. И. Художественная культура Саратовского края. Часть вторая: Пластические искусства (Архитектура. Скульптура. Живопись). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. 74 с.

5. Демченко А. И. Художественная культура Саратовского края. Часть третья: Музыка, театр и кино. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова,

2017. 86 с.

6. Свистуненко Т. А. Эволюция раннебарочной фуги в клавирном творчестве И. С. Баха: исследование. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова,

2018. 311 с.

7. Смирнова Н. М. Понятие о стиле в фортепианном исполнительском искусстве и музыкальной педагогике: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2018. 142 с.

8. Субботин И., Вишневская Л. Полистилистика в музыке саратовских композиторов: монография. Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2017. 252 с.

9. Ханецкий В. Е. Отзвучавшее...: монография. / Ред.-сост. Н. В. Королевская. 2-е изд., испр. и доп. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2018. 674 с.

References

1. Demchenko A. I. Izbrannye stranitsy ispolnitel'skogo iskusstva: pevtsy, pianisty, horovye dirizhyory: esse [Selected pages of performing arts: singers, pianists, choral conductors: essays]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L.V. Sobinova, 2018. 148 p.

2. Demchenko A. I. Illyuzii i allyuzii. Mifopoehtika muzyki o Revolyutsii. Issledovanie [Illusions and allusions. Myth poetics of music about the Revolution. Research]. M.: KOMPOZITOR, 2017. 488 p.

3. Demchenko A. I. Hudozhestvennaya kul'tura Saratovskogo

kraya. Chast' pervaya: Literaturnaya klassika [Art culture of Saratov region. Part one: Literary classics]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L.V. Sobinova, 2017. 96 p.

4. DemchenkoA. I. Hudozhestvennaya kul'tura Saratovskogo kraya. Chast' vtoraya: Plasticheskie iskusstva (Arhitektura. Skul'ptura. Zhivopis') [Art culture of Saratov region. Part two: Plastic arts (Architecture. Sculpture. Painting)].Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L.V. Sobinova, 2017. 74 p.

5. DemchenkoA. I. Hudozhestvennaya kul'tura Saratovskogo kraya. Chast' tret'ya: Muzyka, teatr i kino [Art culture of Saratov region. Part three: Music, theatre and cinema]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L.V. Sobinova, 2017. 86 p.

6. Svistunenko T.A. Evolyutsiya rannebarochnoj fugi v klavirnom tvorchestve I. S. Baha: issledovanie [The evolution of the early Baroque Fugue in the clavier works of I. S. Bach: research]. Saratov:

Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L.V. Sobinova, 2018. 311 p.

7. Smirnova N. M. Ponyatie o stile v fortepiannom ispolnitel'skom iskusstve i muzykal'noj pedagogike: monografiya [The concept of style in the piano performing art and music pedagogy: monograph]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L.V. Sobinova, 2018. 142 p.

8. Subbotin I., Vishnevskaya L. Polistilistika v muzyke saratovskih kompozitorov: monografiya [Polystylistics in music of Saratov composers: monograph]. Saratov: SGK imeni L.V. Sobinova, 2017. 252 p.

9. Haneckij V.E. Otzvuchavshee...: monografiya [Sounded...: monograph] / Red.-sost. N.V. Korolevskaya. 2-e izd., ispr. i dop. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L.V. Sobinova, 2018. 674 p.

Информация об авторе

Ирина Викторовна Полозова E-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

Irina Victorovna Polozova E-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirova Avenue, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.