Научная статья на тему 'Мария Александровна эйхенвальд-дубровская - педагог Саратовского музыкального училища'

Мария Александровна эйхенвальд-дубровская - педагог Саратовского музыкального училища Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР / ВОКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рудякова Алла Эдуардовна

Статья посвящена проблемам становления методики постановки голоса в Саратовском регионе. На основе рецензий городских газет, а также сохранившихся программ ученических концертов делается попытка реконструкции педагогической деятельности М.А. Эйхенвальд-Дубровской в музыкальном училище, выявляются тенденции, характеризующие саратовскую вокально-педагогическую школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мария Александровна эйхенвальд-дубровская - педагог Саратовского музыкального училища»

№ 2 (69), 2018

"Теория и история искусства" ^ ^

Литература

1. Евсеев С.В. Народные песни в обработке П.И. Чайковского. М., 1973.

2. Стасов В.В. Двадцать пять лет русского искусства // Избранные сочинения в 3 т. М., 1952. Т. 2.

3. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. М., 1953. Т. 2.

4. Асафьев Б.В. Избранные труды. М., 1954. Т. 2.

5. П.И. Чайковский и народная песня. М., 1963. References

1. Evseev S.V. Narodnye pesni v obrabotke P.I. Chaykovskogo [Folk songs in the arrangement of P.I. Tchaikovsky]. Moscow, 1973.

2. Stasov V.V. Dvadtsat pyat let russkogo iskusstva [Twenty five years of Russian art]. Selected works in 3 vol. Moscow, 1952. V. 2.

3. Chaykovskiy P.I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Full composition of writings. Literary works and correspondence]. Moscow, 1953. V. 2.

4. Asafyev B.V. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, 1954. V. 2.

5. P.I. Chaykovskiy i narodnaya pesnya [P.I. Tchaikovsky and the folk song]. Moscow, 1963.

УДК 78.071.4 А.Э. РУДЯКОВА

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЭЙХЕНВАЛЬД-ДУБРОВСКАЯ -ПЕДАГОГ САРАТОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

Рудакова Алла Эдуардовна, кандидат искусствоведения, преподаватель отдела вокального искусства Саратовского областного колледжа искусств (Саратов, ул. Радищева, 22), rudjkowa@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам становления методики постановки голоса в Саратовском регионе. На основе рецензий городских газет, а также сохранившихся программ ученических концертов делается попытка реконструкции педагогической деятельности М.А. Эйхенвальд-Дубровской в музыкальном училище, выявляются тенденции, характеризующие саратовскую вокально-педагогическую школу.

Ключевые слова: музыкальное училище, концертная деятельность, используемый репертуар, вокальные программы, русские композиторы.

UDC 78.071.4 A.E. RUDYAKOVA

MARIYA ALEKSANDROVNA EIKHENWALD-DUBROVSKAYA -TEACHER OF THE SARATOV MUSICAL SCHOOL

Rudyakova Alla Eduardovna, candidate of history of arts, lecturer of the vocal art department of the Saratov regional college of arts (Saratov, Radishcheva str., 22), rudjkowa@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problems of the voice training method formation in the Saratov region. Based on the reviews of city newspapers, as well as the surviving programs of student concerts an attempt to reconstruct the pedagogical activity of M.A. Eikhenwald-Dubrovskaya in the music school is made, the trends that characterize the Saratov vocal pedagogical school are revealed. Keywords, musical college, concert activity, used repertoire, vocal programs, Russian composers.

Немецкая интеллигенция внесла заметный вклад в развитие науки, архитектуры, литературы и искусства Саратова. В Саратовской консерватории преподавали В.Г. Брандт, С.К. Экснер, Л.М. Рудольф, И.А. Розенберг, М.А. Эйхенвальд-Дубровская. Значительна исполнительская и педагогическая деятельность М.А. Эйхенвальд-Дубровской, однако ее методические приоритеты являются совершенно не изученными по сравнению с другими основателями саратовской вокальной школы1.

В статье ставится задача реконструировать педагогическую деятельность певицы в Саратовском музыкальном училище и на основании представленных данных выявить особенности, характеризующие ее школу.

Мария Александровна Эйхенвальд-Дубровская (1872-1926) окончила Московскую консерваторию у Эрнста Осиповича Тальябуэ, была солисткой Большого театра (18981902), где дебютировала в партии Лизы в опере «Пиковая дама» П.И. Чайковского2. Являясь одной из любимых лирико-драматических сопрано С.И. Зимина, работала в его частной опере в 1903-1907 гг. [4, с. 157]. Певица обладала высоким исполнительским авторитетом в музыкальных кругах Москвы и Санкт-Петербурга. Сохранились сведения о ее выступлениях в концертах литературно-художественного кружка в Москве в 1901 году с Ф.И. Шаляпиным, Н.Н. Фигнером [4, с. 157]. С 1912 по 1921 год М.А. Эйхен-вальд-Дубровская преподавала в Саратовской консерватории3.

Одной из страниц артистической жизни певицы было участие в работе различных провинциальных оперных трупп, в том числе в Саратове. В 1910 году руководство Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества приглашает М.А. Эйхенвальд-Дубровскую преподавать в музыкальном училище. Сохранился список состава класса М.А. Эйхенвальд-Дубровской. На основании него можно сделать вывод, что, несмотря на присутствие всех типов певческих голосов, преобладали все же низкие женские и мужские4. Причиной этого, возможно, являлось то, что, обладая драматическим сопрано, она знала хорошо репертуар (как педагогический, так и исполнительский), а также особенности обработки голосов такого типа.

В училище была принята система закрытых и открытых для публики ученических концертов, что давало возможность ученикам набраться сценического опыта. И хотя музыкальная жизнь Саратова была достаточно насыщена, такие мероприятия пользовались популярностью среди различных слоев населения города. Преподаватель Саратовского Мариинского института благородных девиц Э.Я. Гаек в своих воспоминаниях описывает «очень торжественное появление институток в парадной форме на концерте в зале Музыкального училища, вызвавшее значительный прилив творческой энергии исполнителей» [1, с. 4].

Отметим, что городская пресса довольно деятельно освещала такие музыкальные события, видимо, подобная информация была интересна местным меломанам. Так, в «Саратовском Вестнике» приведены данные об училищных концертах 1911-1912 учебного года. Рассмотрим программы учеников класса, что даст нам возможность косвенно выявить педагогические взгляды М.А. Эйхенвальд-Дубровской: 31 октября 1911 года учащимися были исполнены: ария Агаты из оперы К. Вебера «Волшебный стрелок», ария Миньон из одноименной оперы А. Тома, романсы П.И. Чайковского «Серенада» и «Благословляю вас, поля...» [3, с. 21]. 17 ноября 1911 года в ученическом концерте

1 Данных о деятельности певицы в Саратове сохранилось очень мало, а то, что есть, разбросано по крупицам в большом количестве источников.

2 Впоследствии партия Лизы пройдет красной строкой через всю ее исполнительскую и педагогическую деятельность.

3 В 1918 году получила звание профессора.

4 Впоследствии все ученики М.А. Эйхенвальд-Дубровской поступили в открытую в 1912 году Саратовскую консерваторию (их имена встречаются в программах ученических концертов консерватории).

№ 2 (69), 2018 "Теория и история искусства" ^ g

прозвучали камерные произведения А.Н. Гречанинова: «Колыбельная» и «Слезы». В третьем концерте (12 декабря 1911 года) на суд публики представлялись: сложнейший романс Матильды из оперы Дж. Россини «Вильгельм Телль» и «Я все еще его, безумная, люблю» А.С. Даргомыжского. Еще один ученический концерт с участием учеников М.А. Эйхенвальд-Дубровской состоялся 4 февраля 1912 года. В прессе была опубликована программа, включающая в себя как оперные, так и камерные произведения: Ария Князя из оперы А.С. Даргомыжского «Русалка», романсы П.И. Чайковского «Песнь цыганки», «Ты собою воплощаешь» [3, c. 22].

Итак, ученические концерты проводились регулярно (с периодичностью раз в месяц). Но, как мы видим, в публичные концерты выставлялись наиболее сильные учащиеся класса (8 учеников из 15). Исполняемый репертуар был разнообразен и включал в себя как оперные, так и камерные сочинения вокальной литературы. Из оперных сочинений западной классики преобладают итальянские и французские авторы (К. Вебер, Дж. Россини, А. Тома), из русских - П.И. Чайковский и А.С. Даргомыжский. Наибольшее количество камерной литературы представлено романсами П.И. Чайковского (наиболее любимого певицей композитора). Также исполнялся известный романс А.С. Даргомыжского «Я все еще его, безумная, люблю», ставящий перед исполнителем драматические задачи. Отметим присутствие в педагогическом репертуаре непростых для вокального исполнения произведений А.Н. Гречанинова. Это говорит о прогрессивных музыкальных и педагогических вкусах преподавателя. Безусловно, показанные сложные программы требовали определенной вокально-технической подготовки: выработанного legato, полного диапазона, владения звуковой палитрой голоса, техниками portamento, филировки, staccato, а также исполнительской зрелости молодых певцов.

Ученики М.А. Эйхенвальд-Дубровской часто выступали с ученическим симфоническим оркестром. По представленным программам можно отметить их вокальный рост. Так, если в 1911 году Лебедева исполняла арию Агаты, написанную для лирического сопрано, то уже 24 февраля 191 2 года с ученическим симфоническим оркестром она представила каватину Людмилы из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» [5, с. 10], считающуюся одной из самых сложных арий мировой вокальной литературы для легкого сопрано.

Важным направлением подготовки вокалистов в музыкальном училище было обязательное изучение отрывков из опер, что подготавливало молодых певцов к сценической деятельности. Этот предмет вела и М.А. Эйхенвальд-Дубровская. Благодаря своей богатой сценической оперной практике, знанию исполнительских традиций, она осуществляла драматическую постановку без участия режиссера. К тому же ее вокальная школа, по мнению современников, больше подходила к оперному исполнительству [2, с. 424].

Сценические отрывки показывались в открытых концертах. Так, 5 марта 1912 года в городском оперном театре в сопровождении ученического симфонического концерта учащиеся класса М. А. Эйхенвальд-Дубровской исполнили труднейшие произведения вокальной литературы: Ж. Массне - 3 картина из оперы «Вертер»; Ш. Гуно - 3 картина из оперы «Фауст»; 2 картина из оперы «Евгений Онегин»; Л. Делиб - 1 картина из оперы «Лакме» с хором5; Э. Гумпердинк - 1 и 2 картины из оперы «Гензель и Гретель»; А.С. Даргомыжский - сцена в подводном царстве из оперы «Русалка»; Н.А. Римский-Корсаков - пролог к опере «Снегурочка»; Ц.А. Кюи - сцена из оперы «Кавказский пленник» [3, c. 24]. Оценивая приведенные программы, отметим значительное количество отрывков из опер русских композиторов, которые особенно трудны в вокальном плане. Безусловно, такие программы подчеркивают наличие большой вокально-технической классной работы, значительного сценического исполнительского опыта, а также педагогической смелости М.А. Эйхенвальд-Дубровской.

5 Хор состоял из учащихся класса.

Итак, становление педагогических принципов Марии Александровны Эйхенвальд-Дубровской происходило во время ее деятельности в Саратовском музыкальном училище (1910-1912). На основании представленных программ учеников можно сделать вывод о достаточно традиционных взглядах певицы на технику постановки голоса. Об этом говорит используемый вокально-педагогический репертуар, включающий в себя оперную и камерную литературу русских и западных композиторов. Анализ показал, что приоритетными все же были сочинения русских авторов, как в сольных, так и ансамблевых номерах. Подчеркнем, что, по наблюдениям рецензентов саратовских газет, в программах ученических концертов прослеживалась тенденция преобладания русского репертуара -наиболее часто присутствовали сочинения П.И. Чайковского, затем А.Г. Рубинштейна, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова и др. [5, с. 10]. Так формируется основной отличительный признак саратовских вокально-педагогических традиций - преимущественное использование в постановке голоса сочинений русских авторов.

Литература

1. Гаек Э.Я. Воспоминания. Б., 1967.

2. Малышева Т.Ф. Эйхенвальд-Дубровская Мария Александровна // Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова. 1912-2012: энциклопедия. Саратов, 2012.

3. Милованова Е.В. История и развитие театрального искусства в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (1872-1918 гг.). Саратов, 1962.

4. Пружанский А.М. Отечественные певцы. 1750-1917. М., 1991.

5. Таубе Н.Ф. Саратовская консерватория в дореволюционный период (1912-1917 гг.). Саратов, 1965.

References

1. Gaek E.Ya. Vospominaniya [Memory lane]. Belgorod, 1967.

2. Malysheva T.F. Eyкhenvald-Dubrovskaya Mariya Aleksandrovna // Saratov state conservatory of L.V. Sobinov. 1912-2012. Encyclopedia. Saratov, 2012.

3. Milovanova E.V. Istoriya i razvitie teatralnogo iskusstva v Saratovskoy gosudarstven-noy konservatorii im. L.V. Sobinova (1872-1918 gg.) [History and development of theatrical art in the Saratov state conservatory named after L.V. Sobinov]. Saratov, 1962.

4. Pruzhanskiy A.M. Otechestvennye pevtsy. 1750-1917 [National singers. 1750-1917]. Moskow, 1991.

5. Taube N.F. Saratovskaya konservatoriya v dorevolyutsionnyy period (1912-1917 gg.) [Saratov conservatory during the prerevolutionary period (1912-1917)]. Saratov, 1965.

УДК 78.01

Г.В. РЫБИНЦЕВА

ЛАДОВАЯ СИСТЕМА КЛАССИЦИЗМА: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рыбинцева Галина Валериановна, кандидат философских наук, доцент, завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону, Буденновский проспект, 23), gvrib@mail.ru

Аннотация. Расцвет музыкального классицизма во многом обеспечила мажоро-минорная ладовая система, которую Г. Риман трактовал как формальное (структурное) единство зеркально противоположных звукорядов, имеющих естественное происхождение: мажорный звукоряд имеет в основе верхние призвуки исходного тона - обертоны; минорный - его нижние призвуки - унтертоны (зеркальное отображение обертонов). Однако более убедительной представляется иная - мировоззренческая интерпретация. Данная ладовая система может рассматриваться как единство-противоречие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.