Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: Е. Д. ЕРШОВА (1942-2001)'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: Е. Д. ЕРШОВА (1942-2001) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА ЕРШОВА / ПЕДАГОГИКА / НАУКА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вишневская Л.А.

Содержание статьи обращено к научно-педагогическому наследию Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, в котором выделяется имя Ершовой Елены Дмитриевны - известного музыковеда и яркой личности в современной истории консерватории. Педагогическая, научная, просветительская и организаторская деятельность Е. Д. Ершовой раскрывается в контексте немецких связей Саратовской консерватории, в том числе с творчеством А. Г. Шнитке. Отмечается непреходящее значение архивных, научных и творческих проектов Е. Д. Ершовой, давших «старт» многим современным мероприятиям и структурам консерватории. В их числе «Научные чтения памяти Б. Л. Яворского», с именем которого связано плодотворное содружество Саратовской и Московской консерваторий в период ВОВ. Таков проект научно-информационного и культурно-просветительского «Das Schnittke-Zentrum»: созданного при жизни и согласии композитора, и ставшего мощным «проводником» культурных контактов России и Германии в конце XX - начале XXI века. Таковы издательские проекты, воскрешающие деятельность именитых музыкантов первых десятилетий консерватории, а также современное обновление учебных курсов анализа музыкальных произведений и гармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC HERITAGE OF SARATOV CONSERVATORY: E. D. ERSHOVA (1942-2001)

The article addresses the academic heritage of L. V. Sobinov Saratov state conservatory where the name of Ershova Elena Dmitrievna - a prominent music historian and a vivid personality in the modern history of the conservatory - stands out. E. D. Ershova’s teaching, scientific, educational and executive endeavor is revealed within the framework of the German contacts of Saratov conservatory, A. G. Schnittke’s oeuvre among them. Transcendent significance of E. D. Ershova’s archive, scientific and creative projects is commemorated as having launched many modern events and conservatory structures. Among them there is “Scientific readings in memory of B. L. Yavorsky” whose name is associated with the meaningful cooperation of Saratov and Moscow conservatoires during World War II. The project of science, information, culture and education “Das Schnittke-Zentrum” is cast in the same mould: created while the composer was living and having been approved by him, it became a powerful “mediator” of cultural contacts between Russia and Germany in the end of the 20th - the beginning of the 21st centuries. Such are the publishing projects, reviving the endeavors of eminent musicians of the first decades of the conservatory, as well as the modern update of the educational courses of music work analysis and harmony.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: Е. Д. ЕРШОВА (1942-2001)»

ДЕЯТЕЛИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

УДК 78.01

Лилия Алексеевна Вишневская

Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (Саратов, Россия). E-mail: liliya-vishnevskaya@yandex.ru. SPIN-код: 3947-8170

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: Е. Д. ЕРШОВА (1942-2001)

Содержание статьи обращено к научно-педагогическому наследию Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, в котором выделяется имя Ершовой Елены Дмитриевны - известного музыковеда и яркой личности в современной истории консерватории. Педагогическая, научная, просветительская и организаторская деятельность Е.Д. Ершовой раскрывается в контексте немецких связей Саратовской консерватории, в том числе с творчеством А. Г. Шнитке. Отмечается непреходящее значение архивных, научных и творческих проектов Е.Д. Ершовой, давших «старт» многим современным мероприятиям и структурам консерватории. В их числе «Научные чтения памяти Б. Л. Яворского», с именем которого связано плодотворное содружество Саратовской и Московской консерваторий в период ВОВ. Таков проект научно-информационного и культурно-просветительского «Das Schnittke-Zentrum»: созданного при жизни и согласии композитора, и ставшего мощным «проводником» культурных контактов России и Германии в конце XX - начале XXI века. Таковы издательские проекты, воскрешающие деятельность именитых музыкантов первых десятилетий консерватории, а также современное обновление учебных курсов анализа музыкальных произведений и гармонии.

Ключевые слова: Саратовская консерватория, Елена Дмитриевна Ершова, педагогика, наука, творчество.

Для цитирования: Вишневская Л. А. Научно-педагогическое наследие Саратовской консерватории: Е. Д. Ершова (1942-2001) // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. - 2021. - Вып. 24. - С. 54-62.

6 марта 2022 года исполнится восемьдесят лет со дня рождения Елены Дмитриевны Ершовой, заслуженного деятеля искусств РФ, кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории музыки и компози-

ции, проректора по научной работе Саратовской консерватории в период 19872001 годов. Археологи, имеющие дело с погребёнными фактами истории человеческих цивилизаций, утверждают, что

материальная культура и её ценности уходят быстро и невозвратимо. Не подлежат забвению лишь люди, творящие историю человечества и постоянно живущие в сердцах учеников и последователей, по эстафете передающих свою благодар-

Елена Дмитриевна Ершова

Её музыкальные «университеты» сконцентрировались в Саратове: музыкальная школа, музыкальное училище и консерватория стали ступенями восхождения к педагогическим и научно-творческим вершинам. Написав кандидатскую диссертацию под руководством известного московского музыканта и теоретика В. О. Беркова и защитив её в 1975 году в ГМПИ имени Гнесиных, Елена Дмитриевна достойно поддержала престиж музыковедческой школы Саратова (вспомним, что в 6070-е годы XX века защита диссертаций, при небольшом количестве специализированных советов, была нелёгким делом).

Педагогическое мастерство проявилось сразу и почти в «экстремальной» ситуации, когда, совсем юная, она пришла в класс к студентам, многие из которых были старше неё по возрасту. Уверенность, знания молодого педагога покорили строптивых и одарённых учеников первых лет её работы, среди которых были известные в буду-

ную память и знания новым поколениям. В ряду таких людей в истории Саратовской консерватории - Елена Дмитриевна Ершова, оставшаяся в памяти учеников, коллег и друзей неповторимой и светлой Личностью.

На посту проректора НИР

щем баянист А. Сенин, вокалист В. Щербаков, композитор и дирижёр А. Фельдман. Елена Дмитриевна очень скоро стала ведущим педагогом кафедры теории музыки и композиции, авторитетным специалистом в области формообразования и гармонии музыкальных стилей разных эпох и, прежде всего, современных композиторов.

Одной из первых в отечественном музыкознании она ввела в курс анализа музыкальных произведений новаторскую теорию В. П. Бобровского. В начале 1970-х годов состоялось её знакомство с Бобровским, работавшим в то время над функциональной теорией музыкальной формы. Елена Дмитриевна много рассказывала об этом музыканте, о своих первых поразительных впечатлениях и от новой теории (имевшей, поначалу, много критики в музыковедческой среде), и от человека, светящегося музыкой. Виктор Петрович оценил искренность восхищения своим трудом, подарив Елене две рукописные части ещё

не изданной работы. Так саратовские музыковеды смогли задолго до издания книги узнать о теории, перевернувшей традиционное учение о музыкальной форме.

С её именем связано появление учебного курса современной гармонии. Известно, что не только в Саратовской, но и в других консерваториях, изучение языка современной музыки долгое время было ограничено сочинениями Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Инициативе Е.Д. Ершовой мы обязаны тем, что был введён (сначала факультативно, а затем как основной) курс современной гармонии, обращённый к стилям многих отечественных и зарубежных композиторов XX века. И хотя Елена Дмитриевна специализировалась в области анализа музыкальных произведений, она первой на кафедре стала преподавать курс современной гармонии в теоретическом и прак-тико-стилевом аспектах.

Елену Дмитриевну всегда интересовало композиторское направление в преподавании анализа и гармонии, успешно реализуемое в творческих работах студентов (музыковедов и композиторов) и, особенно, в импровизациях пианистов-лицеистов. Результатом этого многолетнего труда стало учебное пособие «Современная гармония», включившее проблемы теории, истории и разработанную (совместно с композитором Е. В. Гохман) систему практических заданий, образцом выполнения которых стал внушительный том студенческих стилизаций. Благотворным был её педагогический дар выявления творческого потенциала студентов, умение приобщить их к самостоятельной работе. Поэтому многие из студентов и аспирантов Елены Дмитриевны развивались индивидуально как в выборе тематики дипломных и кандидатских исследований, так и в определении своей будущей музыкантской деятельности.

Даром таланта учёного была отмечена научная деятельность Елены Дмитриев-

ны, способность видения и предвидения нового, современного в музыкальном искусстве и музыкознании: «Пожалуй, самое мощное влияние Елены Дмитриевны я связываю с всегда проявлявшимся ею интересом к новому, будь то современная музыка, что воспринималось естественно, или современная научная мысль, что казалось трудным, так как требовало усилий, напряжения и даже бесстрашия перед неизведанностью пути в terra incognito новых теоретических концепций и методологий. Елена Дмитриевна не только подала пример собственными научными изысканиями, она заразила многих из нас „высокой болезнью" творческого отношения к современной науке» [1, 27]. Её дипломная работа и диссертация были посвящены творчеству Мясковского, и вся последующая научная деятельность была связана с изучением формообразующих и стилевых аспектов музыки Стравинского, Бар-тока, Шостаковича, Щедрина, Денисова, Губайдулиной, Шнитке, Канчели, Терте-ряна, Тищенко, Б. Чайковского и многих других композиторов XX века. Результаты научного и практического изучения стиля этих композиторов нашли претворение в монографиях, учебных пособиях [3; 4; 5; 6], множестве научных и учебно-методических статей.

Научная работа Елены Дмитриевны тесно соприкасалась с общественно-организаторской деятельностью, раскрывающей её талант всегда быть в центре музыкальных событий, быть осведомлённой по всем вопросам современного музыкознания и исполнительства, чему способствовали постоянные творческие контакты Елены Дмитриевны с известными музыковедами и исполнителями российских консерваторий.

Для многих музыкантов (не только Саратовской консерватории) она была авторитетом: не своей авторитарностью, а своей личностью, нравственной сущностью. На первое место ставила талант,

профессионализм, работоспособность, что всегда определяло высокую профессиональную и духовную планку в общении с коллегами и студентами. Во многих ситуациях, в том числе в научной работе консерватории, был востребован её авторитет не только музыканта и учёного, но и волевого человека. При всех рефлексиях творческих людей это качество было особенно ценным и необходимым в работе. Вспоминает заслуженный деятель искусств, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской консерватории, профессор Т. Ф. Малышева: «Обликом Елены Дмитриевны была сформирована некая сфера, сопричастие к которой благо для всех нас -и студентов, и педагогов, даже для тех, кто не был с ней знаком. Она занимала ведущие должности - заведовала кафедрами (истории музыки, теории музыки и композиции), была проректором по науке -иначе и быть не могло при её интеллекте, профессиональном и личном авторитете. Но в ней никогда не было ни грамма карьеризма, она ничего не делала, ориентируясь на личную выгоду, не считаясь с интересами вуза и людей, преданных консерватории не корысти ради. Она остаётся средоточием притяжения, мы навсегда в её команде, ощущение общности и родства между нами неизбывно» [7, 36].

Современная музыка стала ведущей сферой научных и творческих интересов Елены Дмитриевны, и наряду с другими саратовскими музыкантами она активно способствовала повышению слушательского интереса к музыке отечественных и зарубежных композиторов XX века. В этом ряду музыка и творчество Альфреда Шнитке стали точкой пересечения исполнительских и исследовательских проектов Елены Дмитриевны в пору заведования кафедрой теории музыки и композиции, работы в должности проректора по научной работе. В 80-е годы XX века музыкальный Саратов был одним из немногих городов бывшего СССР, где открыто исполнялись

сочинения опального композитора, организовывались творческие встречи с Альфредом Гарриевичем и его братом, поэтом Виктором Гарриевичем. В немногочисленную группу консерваторской поддержки входила и Елена Дмитриевна, уже тогда предчувствующая сопричастность саратовских музыкантов к жизни и творчеству нашего земляка и гения XX века. Так родилась идея создания «Das Schnittke-Zen-trum», задуманного как научно-информационная и культурно-просветительская организация при Саратовской консерватории. Открытию «Шнитке-центра» предшествовали многочисленные консультации с ведущими музыкантами Саратова, с представителями «VDA» («Союз поддержки немцев за рубежом») и «Freundschaft» («Саратовский клуб немецкой культуры»). Но самым главным аргументом в пользу открытия Центра стал ответ самого Альфреда Гарриевича на письмо-обращение группы педагогов Саратовской консерватории:

Программа презентации «Шнитке-центра» собрала заинтересованную аудиторию и была представлена конференцией, мастер-классами, концертами, в которых приняли участие профессора Московской, Санкт-Петербургской и Саратовской консерваторий, хоровые ансамбли «Немецкого Дома» г. Саратова и Астраханской консерватории, струнный квартет «Моц-Арт» Саратовской филармонии и хор Саратовской консерватории, солисты Саратовского театра оперы и балета, а также немецкие музыканты Эдит Норт-доф, Мюллер-Лоренц и Мюллер-Блаттау. Сам Альфред Гарриевич горячо поддержал музыкантов Саратова в своём письме Е.Д. Ершовой: «Дорогая Елена Дмитриевна! Большой радостью для меня явилось Ваше письмо от 14.10 с извещением относительно открытия Центра - спасибо! Желаю Вам и Центру удачи! (К сожалению, не знаю, когда попаду в Москву и в Саратов). С сердечным приветом сотрудникам

дсш

<? ¿ОаОшц. ^о^^&ртем, ¿^Ш^ормуис, 'хрсчО-

шал? о/' -/ мо^ ц, -ълм, £ и/яиннасенщ

Ж* (г л ЙА^ « /

щ: не* й* /-а* Фш ******

^ши уьш ш*^

4 С^инс^/

№. о/. /2

Письмо А. Г. Шнитке

«Уважаемые господа Ершова, Бренинг, Вартанова и Малышева! С большим удовлетворением и благодарностью прочёл Ваше письмо от 1 марта и план (в приложении). Извините, что отвечаю так поздно, письмо было прислано по другому адресу и потом только с опозданием переслано мне (а я иногда и не в Гамбурге). Никогда ещё не был так взволнован! Прочёл положение - в целом его план интересен и необходим (удивление вызвало лишь упоминание города, названного именем Маркса). Представляется излишним длительное обоснование причин создания такого центра - вероятно, было бы достаточно одной фразы. Интересен план в целом - с возможными дополнениями. Конечно, я согласен! С уважением Альфред Шнитке. 02.05.93. Гамбург».

и студентам Немецкой-1 консерватории. Ваш Альфред Шнитке. 12. 11. 93, Гамбург».

С самого начала своей работы «Шнитке-центр» завоевал популярность благодаря творческой атмосфере и продуманной политике его руководителя Е.Д. Ершовой. Главная идея «Центра», связанная с исполнением и изучением музыки А. Г. Шнитке, постепенно обросла широким исследовательским и исполнительским контекстом. Мощь, духовная сила и многогранность

личности композитора и его творчества отразилась во всём, что было связано с его именем: «Чем больше культурных слоёв в музыке, тем она тоньше» - это художественное кредо композитора, воплощённое в идее вобрать в себя всю историю музыки, преломилось в деятельности «Шнитке-центра». Семинары немецкой классической музыки, конференции по вопросам истории, этнографии католических и лютеранских песнопений, фольклора российских

и поволжских немцев, участие в праздниках «Weinachten» и «Ostern», проводимых Землячеством немцев Поволжья, организация Всероссийского открытого конкурса юных композиторов имени А. Г. Шнитке -вот далеко не полный перечень мероприятий «Шнитке-центра».

Деятельность «Центра» оказалась невольно втянутой в культурную жизнь России последнего десятилетия XX века, в которой особое значение стало приобретать возрождение российско-немецких связей. Немецкая линия истоков Саратовской консерватории, связанная с именами С. К. Экснера, П. Ю. Эгерта, К. В. Г. Брандта, Л. М. Рудольфа и многих других музыкантов, в конце XX века нашла своеобразное продолжение в различных формах деятельности «Шнитке-центра». В частности, Елена Дмитриевна наладила контакты с открытым в Саратове Генеральным консульством Германии, с обществом немецких культурных связей «VDA» и «Немецким Домом» Саратова, при поддержке которых в Поволжье состоялись Международные фестивали немецкой культу-

ры, в работе которых участвовал «Шнитке-центр». К 65-летию со дня рождения А. Г. Шнитке был издан второй выпуск «Учёных записок Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова», включивший исследования педагогов музыковедческих кафедр и посвя-щённый изучению различных смысловых аспектов музыки композитора. Читательский рейтинг издания был настолько высок, что книга стала уже библиографической редкостью.

По линии «Шнитке-центра» педагоги и студенты консерватории смогли участвовать в приуроченной к 125-летию со дня рождения Томаса Манна научной конференции «Россия - Германия: XX век. Диалог культур», прошедшей под эгидой Федерального консульства Федеративной республики Германии в Саратове, а также в Международном научном симпозиуме «Прошлое, настоящее и будущее музыкальной культуры российских немцев в свете русско-немецких музыкальных связей», прошедшем в мае 1998 года в подмосковной усадьбе «Мамонтовка»:

Члены оргкомитета симпозиума В. Гуревич (Санкт-Петербург), В. Шеппинг (Кёльн), Е. Ершова (Саратов), Е. Шишкина (Астрахань), А. Шваб (Кёльн)

Е. Д. Ершова многое сделала для «оживления» архивов Саратовской консерватории, в анналах которых представлена история последних лет жизни выдающегося музыканта Б. Л. Яворского, который, вместе со многими другими педагогами Московской консерватории, был эвакуирован в Саратов в начале Великой Отечественной войны. В 1942 году в Малом зале Саратовской консерватории Яворский провёл свои знаменитые «Баховские семинары». Пятидесятилетию этих событий и столетию со дня рождения Б. Л. Яворского была посвящена организованная Еленой Дмитриевной первая Всероссийская научно-практическая конференция, приобретшая впоследствии статус ежегодных Научных чтений памяти Б. Л. Яворского.

О Елене Дмитриевне и об этой конференции вспоминала профессор Российской академии музыки им. Гнесиных З. И. Гля-дешкина: «С Еленой Дмитриевной Ершовой я познакомилась в конце 60-х годов. В то время я была аспиранткой в классе В. О. Беркова и уже оканчивала работу над диссертацией, а Лена только что поступила в аспирантуру. Вспоминая те годы, прежде всего, погружаешься в мир надежд, которые сулило будущее, в предвкушение большой работы, которая предстояла каждому из нас, и в то же время - уверенности в своих силах. Такой была и Лена. Прежде всего - это огромная трудоспособность, заслужившая уважение даже Виктора Осиповича. Наградой тому - вовремя оконченная диссертация, блестящая зашита. А далее - работа в Саратовской консерватории. Всегда подтянутая, благожелательная, активная, справедливая, находящаяся в курсе всех дел, Елена Дмитриевна стремилась вывести Саратовскую консерваторию в число передовых учебных заведений нашей страны. Многократно приезжала она в Москву для того, чтобы помочь в продвижении научных сборников, где публиковались статьи её коллег (своего издательства тогда Саратовская

консерватория не имела). Очень многие педагоги консерватории обязаны ей своими публикациями. Елена Дмитриевна всячески стремилась помочь молодым и талантливым ребятам получить столичное музыкальное образование. Зная, что раз в два года в ГМПИ им. Гнесиных проходит Олимпиада теоретиков, поступающих в институт, она помогала своим коллегам найти достойных учеников и прислать их в Москву на пробу сил. Вспоминается прекрасно организованная конференция 1992 года „Наследие Б.Л. Яворского в культуре XX века", посвящённая пятидесятилетию со дня смерти Б. Л. Яворского, на которую были приглашены музыковеды из разных городов. Специально к этому событию по просьбе Е.Д. Ершовой педагоги консерватории разыскали забытую могилу Яворского, который жил в Саратове вместе с другими эвакуированными педагогами Московской консерватории и здесь умер. Прямо на кладбище было сказано много тёплых поминальных слов в адрес этого великого музыканта и учёного. Годы перестройки и „демократических" реформ затруднили общение специалистов разных городов. Однако стиль общения Елены Дмитриевны остался прежним. Она живо интересовалась всеми событиями нашей профессиональной жизни, вникая в самую сущность подчас мучительных проблем. Она всем и всегда желала только добра» [2, 37-38].

Архивное наследие нашло отражение и в задуманной ею серии публикаций о саратовских музыкантах прошлого. Подготовленный Еленой Дмитриевной первый выпуск этой серии был издан в 2004 году. В него вошли воспоминания о С. К. Экс-нере, Л. М. Рудольфе, В. Г. Брандте, Я. Я. и Э.Я. Гаеках, М. И. Султанове, Л. В. Ростро-повиче, А.П. Боначиче, Н.М. Цыгановой, В. Е. Куколеве, С. С. Бендицком, М. Ф. Гей-лиг, И. А. Тютьманове, А. О. Сатановском, Р. С. Таубе, А.А. Бренинге, Л. Л. Христиан-сене и многих других музыкантах.

Е.Д. Ершова была лёгким, открытым и необычайно доброжелательным человеком, умевшим юмором-шуткой разрядить любую «грозовую» ситуацию. Её любили студенты, уважали коллеги педагоги. Обратная связь воплотилась в большем, чем любовь -в неустанном служении искусству и консерватории. М. И. Цветаева (одна из любимых поэтов Елены Дмитриевны) писала о том,

ЛИТЕРАТУРА

что быть современным - это означает не отражать, а творить своё время. В этих словах поэта суммирована правда о жизни, творчестве и роли Елены Дмитриевны Ершовой в современной истории Саратовской консерватории. Никогда и ни в чём она не была отражением. И в памяти учеников, коллег, друзей навсегда останется ярким человеком, личностью и творцом.

1. Вартанова Е. Добрая память - залог бессмертия // Елена Дмитриевна Ершова : музыкант, учёный, педагог. Саратов : Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2012. С. 26-30.

2. Глядешкина З. Несколько слов о коллеге и подруге // Елена Дмитриевна Ершова : музыкант, учёный, педагог. Саратов : Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2012. С. 37-39.

3. Ершова Е. Д. Черты формообразования в современной музыке. Москва : Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1987. 81 с.

4. Ершова Е. Д. Вопросы формы в творчестве современных композиторов. Москва : Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1989. 76 с.

5. Ершова Е. Д. Вопросы формы в творчестве современных композиторов. Москва : Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1991. 73 с.

6. Ершова Е. Д. Современная гармония в стилях. Саратов : Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Рукопись. 98 с.

7. Малышева Т. Озарённая ясным разумом // Елена Дмитриевна Ершова : музыкант, учёный, педагог. Саратов : Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2012. С. 33-37.

Liliya A. Vishnevskaya

The Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov, Saratov, Russia.

E-mail: liliya-vishnevskaya@yandex.ru. SPIN-Kog 3947-8170

ACADEMIC HERITAGE OF SARATOV CONSERVATORY: E. D. ERSHOVA (1942-2001)

Abstract. The article addresses the academic heritage of L. V. Sobinov Saratov state conservatory where the name of Ershova Elena Dmitrievna - a prominent music historian and a vivid personality in the modern history of the conservatory - stands out. E. D. Ershova's teaching, scientific, educational and executive endeavor is revealed within the framework of the German contacts of Saratov conservatory, A. G. Schnittke's oeuvre among them. Transcendent significance of E. D. Ershova's archive, scientific and creative projects is commemorated as having launched many modern events and conservatory structures. Among them there is "Scientific readings in memory of B. L. Yavorsky" whose name is associated with the meaningful cooperation of Saratov and Moscow conservatoires during World War II. The project of science, information, culture and education "Das Schnittke-Zentrum" is cast in the same mould: created while the composer was living and having been approved by him, it became a powerful "mediator" of cultural contacts between Russia and Germany in the end of the 20th - the beginning of the 21st centuries. Such are the publishing projects, reviving the endeavors of eminent musicians of the first decades of the conservatory, as well as the modern update of the educational courses of music work analysis and harmony.

Keywords: Saratov conservatory; Elena Dmitrievna Ershova; pedagogy; science; oeuvre.

For citation: Vishnevskaya L. A. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie Saratovskoy konservatorii: E. D. Ershova (1942-2001) [Academic heritage of Saratov conservatory: E. D. Ershova (1942-2001)], Muzyka v sisteme kul'tury : Nauchnyy vestnik Ural'skoy konservatorii, 2021, iss. 24, pp. 54-62. (in Russ.).

REFERENCES

1. Vartanova E. Dobraya pamyat' - zalog bessmertiya [Kind memory is the guarantee of immortality], Elena Dmitrievna Ershova : muzykant, uchenyy, pedagog, Saratov, Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2012, pp. 26-30. (in Russ.).

2. Glyadeshkina Z. Neskol'ko slov o kollege i podruge [Some words about a colleague and friend], Elena Dmitrievna Ershova : muzykant, uchenyy, pedagog, Saratov, Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2012, pp. 37-39. (in Russ.).

3. Ershova E. D. Cherty formoobrazovaniya vsovremennoy muzyke [Signs of form making in modern music], Moscow, Gosudarstvennyy muzykal'no-pedagogicheskiy institut im. Gnesinykh, 1987, 81 p. (in Russ.).

4. Ershova E. D. Voprosy formy v tvorchestve sovremennykh kompozitorov [Issues of the form in the oeuvre of the modern composers], Moscow, Gosudarstvennyy muzykal'no-pedagogicheskiy institut im. Gnesinykh, 1989, 76 p. (in Russ.).

5. Ershova E. D. Voprosy formy v tvorchestve sovremennykh kompozitorov [Issues of the form in the oeuvre of the modern composers], Moscow, Gosudarstvennyy muzykal'no-pedagogicheskiy institut im. Gnesinykh, 1991, 73 p. (in Russ.).

6. Ershova E. D. Sovremennayagarmoniya vstilyakh [Modern harmony in styles], Saratov, Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V.. Sobinova, manuscript, 98 p. (in Russ.).

7. Malysheva T. Ozarennayayasnym razumom [Illuminated by a bright mind], Elena Dmitrievna Ershova : muzykant, uchenyy, pedagog, Saratov, Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2012, pp. 33-37. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.