Ирина ПОЛОЗОВА
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА*
Провинциальная русская музыкальная культура середины XIX века являет собой самобытный и интересный для исследователей отечественной культуры феномен. Здесь получают развитие те культурные тенденции, которые первоначально были заложены при Императорском Дворе, а затем в кругу петербургской аристократии. Отметим, что подобное положение вещей было характерно не только для отечественной культуры, но и зарубежной (об этом см. [6; 8; 9; 10]). Провинциальная музыкальная жизнь, опираясь на свои часто довольно ограниченные ресурсы, во многом калькировала столичные формы организации досуга: театральные постановки, домашние и публичные концерты, мероприятия с музыкой на пленэре и т. п. Именно здесь в атмосферу музыкального искусства оказываются вовлечёнными разные слои населения: дворяне, купцы, мещане и крепостные крестьяне. Однако эпицентром провинциальной музыкальной культуры губернии в XVШ-XIX веке, на наш взгляд, прежде всего, являлась дворянская усадьба.
Так, в Саратовской губернии в рассматриваемый период в имениях Бахметева, Голицына, Кожина, Куракина, Панчулидзева и других создаются домашние театры с крепостными актёрами. В 1803 году помещик Г.В. Гладков открывает в Саратове общедоступный театр, а в х8хо году губернатор А.Д. Панчулидзев выделяет средства на постройку театра. На сценах саратовских театров ставились спектакли разных жанров (от водевилей и комедий до опер и трагедий), был представлен разнообразный репертуар, во многом аналогичный столичным театрам.
В 1850-х годах в Саратове активно развивается концертная жизнь: «Зимою посещают Саратов известные артисты, бывавшие в Европе: Тиссен, Соломон (Г. Ниссен-Саломан. - И.П.),
братья Венявские, Дулькины, Сеймур-Шиф и другие. В Саратовском обществе есть и свои талантливые певицы. У Цеклинского собираются каждую неделю любители музыки»1. В 1871 году в городе гастролировали такие видные музыканты как виолончелист К.Ю. Давыдов, арфист А.Г. Цабель, скрипач Г. Венявский, корнетист В.В. Вурм, скрипач Л.С. Ауэр, певицы А. Фострем, Д. Арто, М. Падилла, пианист и директор Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн и другие [I, 86].
В этот же период в губернском городе формируется система образования, в том числе и музыкального, например, в Саратовском Мариинском институте благородных девиц к музыкальному обучению складывается самое серьёзное отношение, а в качестве педагогов выступают ведущие музыканты города и регенты храмов [7, 157].
В результате к середине XIX века в Саратове музыкальная жизнь становится неотъемлемой частью быта, прежде всего, дворянского сословия, что приводит в 1873 году к открытию Отделения ИРМО. Грандиозный музыкально-просветительский проект по созданию сети отделений ИРМО, инициатором которого был А.Г. Рубинштейн, нацелен на развитие музыкальной культуры в стране и, в первую очередь, в провинции. Поэтому после организации отделений в Петербурге и Москве такие же отделения открываются в крупных провинциальных городах империи: Варшаве (1861), Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871). В 1873 году формируются сразу три отделения: Нижегородское, Псковское, а также Саратовское.
Открытие Отделения ИРМО в Саратове способствовало серьёзному музыкальному будущему города. Так, уже в сезоне 1877/78 года Саратов посетил член Главной дирекции ИРМО и директор Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн, давший концерт в пользу
* Статья впервые опубликована в журнале «Проблемы музыкальной науки» (2018, № 4. С. 167-172. DOI 10.17674/19970854.2018.4.167-172).
общества «Красного Креста». «Приём Саратовскою публикою, как и следовало ожидать, оказан Николаю Григорьевичу самый радушный. Стечение публики на концерт было громадное, так что сбор достиг небывалых размеров, 1400 руб. чистой выручки. <...> Посещение Н.Г. Рубинштейном Саратова, кроме главной его цели благотворения и кроме доставленного им Саратовскому обществу истинно художественного наслаждения, совершилось ещё не без некоторой, весьма существенной пользы для музыкальной школы, состоящей при Саратовском отделении ИРМО... Наш знаменитый педагог с величайшим терпением прослушал игру на фортепиано всех наличных воспитанников и воспитанниц, и остался по-видимому доволен, как помещением, так и первоначальными задатками, положенными в основание этого, ещё только что возникающего учреждения. При этом г. Рубинштейн высказал полнейшую со своей стороны готовность содействовать успехам правильного насаждения в Саратове музыкальной деятельности, посредством выбора и присылки солистов для квартетных и симфонических собраний; а равно и по назначению опытных преподавателей для струнных инструментов, если таковые для нашей школы потребуются» [3, 3-4].
Открытие ИРМО в Саратове оказало самое благоприятное воздействие на развитие музыкальной культуры в городе. Уже через пять лет после создания ИРМО в городе функционирует симфонический оркестр, музыкальные классы Общества стремительно растут, педагоги и учащиеся систематически дают публичные концерты. В Отчёте ИРМО за 1884/85 год приводятся данные об организации концертов, которых состоялось 7, из них 4 симфонических. «Организация на первых порах, как и можно было ожидать, встретила у нас значительные препятствия. Составить в Саратове оркестр из 45 артистов и любителей, срепетировать этот оркестр настолько, чтобы он был в состоянии точно и верно передавать музыкальные произведения лучших симфонических композиторов, было весьма нелегко, тем более, что составление оркестра требовало значительных денежных расходов. При всем том, устройство симфонических собраний в отчётном году осуществилось блистательно» [3, 2]. В конце 1880-х годов систематически проводятся кон-
церты камерной («квартетной») музыки, на которых звучат произведения прежде всего русских композиторов: А.С. Аренского, А.П. Бородина, М.И. Глинки, К.Ю. Давыдова, А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна и Н.Г. Рубинштейна и других. В сезоне 1892/93 года к 50-летию первой постановки оперы «Руслан и Людмила» Саратовским отделением ИРМО совместно с оперным товариществом на сцене Городского театра был показан спектакль знаменитого сочинения Глинки [3, 3], что косвенно указывает на наличие в городе значительного числа вокалистов и их достаточно высокий профессиональный уровень.
Саратовские музыканты исполняют произведения местных композиторов: в сезоне 1890/91 года к 300-летию Саратова директором музыкальных классов С.К. Экснером была создана «Юбилейная кантата» для солистов, хора и оркестра на слова Полтавина. «Кантата эта вызвала общие одобрения и была с большим успехом исполнена под управлением г. Эксне-ра на торжественном юбилейном акте в Дворянском собрании 9 мая 1891 года, а вечером в тот же день в городском театре перед началом спектакля» [3, 2].
Из года в год растёт число учащихся музыкальных классов при ИРМО, расширяется круг музыкальных инструментов, на которых ведётся обучение. В музыкальные классы стремятся попасть не только жители Саратова и губернии, но и других поволжских городов [3, I].
Музыкальные классы Саратовского отделения ИРМО становятся базой, где преподают опытные музыканты, многие из которых с конца XIX столетия станут педагогами Музыкального училища, а после открытия в 1912 году Саратовской консерватории будут служить искусству и в первом в провинции музыкальном вузе. В 1880 годы в музыкальных классах начинают преподавать будущий основатель и первый директор Саратовской консерватории С.К. Экснер, скрипач Э.И. Цеделер, вока-листка С.Г. Логинова, среди учеников вокального отделения упоминается будущий педагог консерватории А.А. Беренов [3].
Безусловно, деятельность ИРМО в Саратове сыграла решающую роль в активном развитии музыкального искусства в регионе. Формирование и расширение музыкальных классов,
Полозова И. История становления и развития Саратовского отделения.
образование поколений хорошо обученных музыкантов, систематические гастроли выдающихся исполнителей, - всё это способствовало росту профессионализма в среде местных музыкантов. Наглядным примером тому служат афиши концертных программ, репертуар которых представляется весьма разнообразным и современным. Если первоначально на вечерах ИРМО звучала музыка для разных исполнительских составов с преобладанием фортепианного репертуара, то позже, наряду с концертами из фортепианных сочинений, организуются квартетные вечера, а также вечера симфонической музыки. Исполнительский состав также в разные годы варьируется: первоначально преобладали концертные выступления педагогов музыкальных классов, однако уже с 1890 годов в концертную практику активно вовлекаются и учащиеся. В отношении репертуара концерты Саратовского отделения ИРМО, на наш взгляд, органично вписываются в общероссийский контекст. Так, неизменно сохраняется интерес исполнителей и слушателей к музыке Л. Бетховена (фортепианные, камерные и симфонические произведения), в 1870 годы активно исполняются сочинения Р. Шумана и Ф. Мендельсона, чрезвычайно любимые и популярные в середине столетия в России. В 1880-1890 годах часто звучат произведения Ф. Листа и А. Рубинштейна, в это же время организуются и первые тематические концерты, посвящённые творчеству одного композитора (например, А. Рубинштейну или П. Чайковскому в сезоне 1886/87 года). Вокалисты проявляют большой интерес к камерно-вокальному творчеству русских композиторов, прежде всего М. Глинки, А. Даргомыжского, реже - М. Мусоргского и П. Чайковского. Безусловно, в репертуаре всех исполнителей присутствовало достаточно много популярных в XIX веке, но забытых сейчас сочинений композиторов «второго ряда». В целом, следует отметить, что вышеназванный репертуар свидетельствует о неуклонном росте исполнительского мастерства саратовских музыкантов, расширении и усложнении круга произведений, звучащих в концертах.
Естественно, что у истоков основания Саратовского отделения ИРМО стояли подвижники развития отечественного музыкального искусства, среди которых необходимо назвать губер-
натора М.Н. Галкина-Враского, князя Ю. Оболенского и других высокопоставленных лиц.
Исключительное содействие открытию Саратовского отделения оказал Михаил Николаевич Галкин-Враской, внёсший огромный вклад в развитие культуры Саратовской губернии. Его жизнь во многом была посвящена зарождению и реализации многих проектов по развитию науки и искусства в регионе. Великолепно образованный человек, обладатель уникальной библиотеки и собрания произведений искусства, он способствовал открытию первого в провинции общественного музея,ходатайствовал и поддерживал создание Саратовского университета (1909), а позже и Саратовской консерватории (1912). Будучи чиновником высокого ранга в Санкт-Петербурге, Галкин-Враской передал в дар Саратовскому университету свою библиотеку в количестве 8162 томов, «он подарил столько книг, сколько самим учреждением было приобретено за деньги в течение первых 8 лет существования» [2, 103].
Саратовское отделение ИРМО также открыто благодаря личному участию Галкина-Враского. На протяжении первых 20 лет существования отделения он был активным его членом сначала в качестве председателя, а позже, во время службы в Петербурге, -уполномоченного. Будучи уполномоченным представителем Саратова в Главной дирекции ИРМО, он ходатайствовал о преобразовании действующих в Саратове музыкальных классов в музыкальное училище. По этому поводу в ноябре 1893 года Галкин-Враской обращается с письмом к министру финансов С.Ю. Витте: «Дирекция Саратовского отделения ИРМО уполномочила меня, как своего представителя, ходатайствовать перед Вашим Высокопревосходительством об оказании содействия к преобразованию Саратовских музыкальных классов в музыкальное училище с назначением от казны постоянной субсидии в размере 5000 рублей в год» [2, 101]. В 1895 году эта цель оказывается достигнутой, для музыкального училища было возведено в центре города отдельное здание, в котором в 1912 году открылась Саратовская консерватория.
За большие заслуги в деле развития культурной жизни региона М.Н. Галкин-Враской был удостоен звания почётного члена Сара-
товского отделения ИРМО, а также Почётного гражданина города Саратова.
Всей душой за открытие Саратовского отделения ИРМО ратует кн. Ю. Оболенский, проживавший в Петербурге. В письме к Галки-ну-Враскому он приводит информацию о покровителях ИРМО и деятельных его лицах, об организации отделений ИРМО в Киеве, Харькове и Смоленске, пишет, что «тогда Саратов -шестое и самое восточное отделение ИРМО»2.
Существенную роль в открытии Саратовского отделения ИРМО сыграл и бывший предводитель дворянства Саратовской губернии Николай Иванович Бахметев (1807-1891), который, находясь на должности директора Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, с момента организации Отделения ИРМО в Саратове стал его уполномоченным от Главной дирекции ИРМО (до 1880 года), а также являлся почётным членом и членом-посетителем Общества (в 1873-1875 годах). Обладая высоким авторитетом среди саратовского дворянства, Н.И. Бахметев имел значительный вес и в Петербурге, играл определённую роль в культурной и придворной жизни России второй половины XIX века, был в дружеских отношениях с М.И. Глинкой, А.Н. Серовым, А.С. Даргомыжским и другими [5].
Саратовский период в жизни Н.И. Бахме-тева ограничивается 1842-1854 годами, когда он, уйдя в отставку, возвращается в своё родовое поместье, где и разворачивается его деятельность. Бахметев активно внедряется в общественную жизнь Саратовской губернии и с 1846 года трижды избирается губернским предводителем дворянства. В 1850 годы он совмещает эту должность с преподаванием музыки в Саратовском Мариинском институте благородных девиц.
В период своей двадцатилетней жизни в Саратове Н.И. Бахметев получил репута-
цию большого меломана и знатока музыки. Он превосходно владел игрой на скрипке, фортепиано, дирижировал оркестром. В своем имении Бахметев создал музыкальный театр из числа крепостных и наёмных музыкантов, а также оркестр из 28 человек, для руководства которым пригласил из Петербурга капельмейстера Гильмана. По-видимому, исполнительский уровень бахметевского оркестра был довольно высоким, в его концертный репертуар входили произведения западноевропейской классики XVIII-XIX веков: Моцарта, Гайдна, Бетховена, Мендельсона и других композиторов; воспоминания современников сохранили отзывы о достойном исполнении Девятой симфонии Бетховена. Неоднократно Бахметев вывозил свой оркестр в Саратов, где проходили концерты, пользовавшиеся большой популярностью у публики и оказавшие «влияние на развитие музыкальной жизни города» [4].
В 1870 годы, проживая в Петербурге, Бахметев принимает на себя обязанности представителя Главной дирекции ИРМО в Саратове и на протяжении ряда лет, согласно Уставу ИРМО находится в курсе всех волнений и забот Саратовского отделения, являясь проводником чаяний его деятелей в Главной дирекции Общества.
Итак, последовательное и неуклонное развитие музыкальной культуры в российской провинции было определено двумя основными факторами: просветительской ролью ведущих представителей дворянства и формированием и развитием системы профессионального образования в стране. Последний фактор связан преимущественно с деятельностью ИРМО как в столичных городах, так и в провинции, которая способствовала достижению высочайших результатов в развитии отечественного музыкального искусства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Записки Минха А.Н. о г. Саратове, путевые и полковые заметки // ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Ед. хр. 742. Л. 5 об.
2 Письмо Ю. Оболенского к М.Н. Галкину-Враскому // ГАСО. Ф. 1221. Оп. 1. Ед. хр. 401. 3 л.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зима Т.Ю. Развитие провинциальных отделений Императорского русского музыкального общества (на примере Саратовского отделения ИРМО) // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Саратов, 2013. Ч. 1. С. 84-98.
2. Зубов С. Всё, что имел, он подарил Саратову // Православие и современность. 2016. № 38(54). С. 96-105.
Полозова И. История становления и развития Саратовского отделения...
3. Отчёты Саратовского отделения Императорского Русского музыкального общества и состоящих при оном музыкальных классов 1874-1894 гг. Саратов, б/г.
4. Плотникова Н. Бахметев Николай Иванович // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 4. С. 393-394.
5. Полозова И.В. Жизнь и творчество Николая Ивановича Бахметьева в контексте русской культуры XIX века // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры : сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. 21-22 нояб. 2012 г. Саратов, 2013. Ч. 1. С. 98-105.
6. Полозова И.В. Музыкальный быт «малого двора» и оперное творчество Д.С. Бортнянского // Проблемы муз. науки. 2017. № 1(26). С. 6-13.
7. Семёнов В.Н., Семёнов Н.Н. Саратов дворянский. Саратов : Приволжск. кн. изд-во, 2004. 296 с., ил.
8. Everist M. The Music of Power: Parisian Opera and the Politics of Genre, 1806-1864 // Journal of the American Musicological Society. 2014. Vol. 67, № 3, Fall. Р. 685-734.
9. Gur G. Music and "Weltanschaung": Franz Brendel and the Claims of Universal History // Music & Letters. 2012. Vol. 93, № 3, August. P. 350-373.
10. Wang J. Classical Music: a Norm of "Common" Culture Embedded in Cultural Consumption and Cultural Diversity // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. 2016. Vol. 47, № 2. December. Р. 95-205.
REFERENCES
1. Zima T.I. Razvitie provincial'nyh otdelenij Imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshchestva (na primere Saratovskogo otdeleniya IRMO) [The development of provincial departments of Russian imperial musical society (illustrated by Saratov's department of RIMS)]. Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoj hudozhestvennoj kul'tury. Ch. 1 [Saratov conservatory in the context of Russian art. Pt. 1]. Saratov, 2013, pp. 84-98.
2. Zubov S. Vse, chto imel, on podaril Saratovu [He gave everything he had to Saratov]. Pravoslavieisovremennost' [Orthodoxy and modern times]. 2016. No. 38(54), pp. 96-105.
3. Otchety Saratovskogo otdeleniya Imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshchestva i sostoyashchih pri onom muzykal'nyh klassov 1874-1894gg. [Reports by Saratov department of Russian imperial musical society and the musical classes attached to it of 1874-1894]. Saratov.
4. Plotnikova N. Bakhmetyev Nikolay Ivanovich. Pravoslavnayaehnciklopediya [Orthodox encyclopedia]. Moscow, 2002. Vol. 4, pp. 393-394.
5. Polozova I.V. Zhizn' i tvorchestvo Nikolaya Ivanovicha Bahmet'eva v kontekste russkoj kul'tury XIX veka [Nikolay Ivanovich Bakhmetyev's life and work in the context of Russian culture of the 19th century]. Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoj hudozhestvennoj kul'tury: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 21-22 noyab. 2012 [Saratov conservatory in the context of Russian art. Papers of the International scientific conference, 21-22 November 2012]. Saratov, 2013. Pt. 1, pp. 98-105.
6. Polozova I.V. Muzykal'nyj byt «malogo dvora» i opernoe tvorchestvo D.S. Bortnyanskogo [Musical practice of the "small court" and operatic creations by D.S. Bortnyansky]. Problemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship]. 2017. No. 1(26), pp. 6-13.
7. Semyonov V.N., Semyonov N.N. Saratov dvoryanskij [Nobility of Saratov]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo [Privolzhsky publishing house], 2004. 296 p.
8. Everist M. The Music of Power: Parisian Opera and the Politics of Genre, 1806-1864. Journal of the American Musicological Society. 2014. Vol. 67. No. 3, Fall. 2014, рp. 685-734.
9. Gur G. Music and "Weltanschaung": Franz Brendel and the Claims of Universal History. Music &Letters. 2012. Vol. 93. No. 3, August, p. 350-373.
10. Wang J. Classical Music: a Norm of "Common" Culture Embedded in Cultural Consumption and Cultural Diversity. International Review ofthe Aesthetics and Sociology of Music. 2016. Vol. 47. No. 2. December, pр. 195-205.