Научная статья на тему 'Музыкальная жизнь дореволюционного Царицына: к вопросу об истоках филармонических традиций'

Музыкальная жизнь дореволюционного Царицына: к вопросу об истоках филармонических традиций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР "КОНКОРДИЯ" / А.В. ЛАПШИН / А.А. СЕРЕБРЯКОВ / КОНЦЕРТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ" / ХОРОВЫЕ ДУХОВНЫЕ КОНЦЕРТЫ / THEATER "CONCORDIA" / A.V. LAPSHIN / A.A. SEREBRYAKOV / CONCERTS "MUSICAL MEETINGS" / CHORAL SPIRITUAL CONCERTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смагина И.А.

Статья впервые освещает малоизученный вопрос о музыкальной жизни дореволюционного Царицына. Автором рассматриваются формы оркестрового, камерного, хорового концертного исполнительства; приводятся редкие данные о музыкальных событиях и артистических персоналиях. Среди факторов, способствующих активизации концертного дела в Царицыне, особо выделена роль Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества и музыкальных классов при нем. Отмечен проблемный в целом характер развития концертной жизни уездного Царицына.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL LIFE OF PRE-REVOLUTIONARY TSARITSYN: TO THE QUESTION OF THE ORIGINS OF PHILHARMONIC TRADITIONS

The article for the first time covers the little-studied question of the musical life of the prerevolutionary Tsaritsyn. The author considers the forms of orchestral, chamber, choral concert performance; provides rare data on musical events and artistic personalities. Among the factors contributing to the intensification of the concert business in Tsaritsyn, the role of the Tsaritsyn branch of the Imperial Russian musical society and music classes under it was especially highlighted. The problem in general nature of development of concert life of county Tsaritsyn is noted.

Текст научной работы на тему «Музыкальная жизнь дореволюционного Царицына: к вопросу об истоках филармонических традиций»

6. Протоколы заседаний дирекции Саратовского отделения ИРМО за 1880-1881 год. Саратов, 1880.

7. Евдокимов Я.К. Из музыкального прошлого. Москва, 1960.

8. Отчет за 1884-1885 гг. Саратовского отделения ИРМО и состоящих при нем музыкальных классов. Саратов,1886.

9. Отчет за 1889-1890 гг. Саратовского отделения ИРМО и учрежденных при нем Музыкальных классов. Саратов, 1891.

References

1. Essay on the activities of the Saratov branch of the IRMS for a seven-year existence. 1973-1880. Saratov, 1881.

2. Rules for students in the Saratov music classes. Saratov, 1873.

3. Report for 1877-1878 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1879.

4. Report for 1878-1879 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1880.

5. Report for 1880-1881 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1882.

6. Minutes of meetings of the Directorate of the Saratov branch of the IRMS for 18801881. Saratov, 1880.

7. Evdokimov Ya.K. Iz muzykalnogo proshlogo [From the musical past]. Moscow, 1960.

8. Report for 1884-1885 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1886.

9. Report for 1889-1890 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1891.

УДК 7.067.4 И.А. СМАГИНА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЦАРИЦЫНА: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ ФИЛАРМОНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

Смагина Ирина Александровна, главный специалист отдела творческого планирования Волгоградской филармонии (Волгоград, набережная им. 62-й Армии, 4), ismagina34@gmail.com

Аннотация. Статья впервые освещает малоизученный вопрос о музыкальной жизни дореволюционного Царицына. Автором рассматриваются формы оркестрового, камерного, хорового концертного исполнительства; приводятся редкие данные о музыкальных событиях и артистических персоналиях. Среди факторов, способствующих активизации концертного дела в Царицыне, особо выделена роль Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества и музыкальных классов при нем. Отмечен проблемный в целом характер развития концертной жизни уездного Царицына.

Ключевые слова: театр «Конкордия», А.В. Лапшин, А.А. Серебряков, концерты - «музыкальные собрания», хоровые духовные концерты.

UDС 7.067.4 I.A. SMAGINA

MUSICAL LIFE OF PRE-REVOLUTIONARY TSARITSYN: TO THE QUESTION OF THE ORIGINS OF PHILHARMONIC TRADITIONS

Smagina Irina Aleksandrovna, chief specialist of the department of creative planning of the Volgograd philharmonic (4, im. 62-y Armii emb., Volgograd), ismagina34@gmail.com

Abstract. The article for the first time covers the little-studied question of the musical life of the pre-revolutionary Tsaritsyn. The author considers the forms of orchestral, chamber, choral concert performance; provides rare data on musical events and artistic personalities. Among the factors contributing to the intensification of the concert business in Tsaritsyn, the role of the Tsaritsyn branch of the Imperial Russian musical society and music classes under it was especially highlighted. The problem in general nature of development of concert life of county Tsaritsyn is noted. Keywords, theater «Concordia», A.V. Lapshin, A.A. Serebryakov, concerts - «musical meetings», choral spiritual concerts.

Музыкальная жизнь Царицына как объект музыковедческого внимания никогда специально не исследовалась. Лишь некоторыми своими деталями она затрагивалась в научных трудах волгоградских краеведов, публикациях журналистов и очень немногих работах специалистов в области истории музыки, составляя фон для рассматриваемых явлений. А между тем ее составляющие, уклад и векторы развития, рассмотренные с точки зрения региональной специфики, несут в себе ценные данные не только для общего и музыкального краеведения, но также и для исторического музыкознания, поскольку культура Царицына является частью российского культурного наследия. В этой связи отметим, что целью настоящей статьи является рассмотрение особого пласта музыкальной жизни Царицына - ее концертной сферы как среды, в недрах которой откристаллизовались истоки филармонических традиций, сложившихся и реализованных в сталинградский и волгоградский периоды истории города.

Исторические рамки предпринятого анализа охватывают время от последней трети XIX века, когда Царицын, уездный город Саратовской губернии, стал активно развиваться в промышленном и культурном плане после длительного застоя, до середины 1920-х годов1.

Музыкальную жизнь города дореволюционного этапа, как показывает изучение весьма немногочисленных архивных материалов2, характеризуют в целом традиционные формы для российской провинциальной культуры. Но их возникновение в Царицыне, в частности появление регулярных оркестровых, хоровых и камерных концертов, происходило со значительным опозданием в сравнении со многими другими российскими губерниями и уездами. Рассматривая область оркестрового исполнительства, отметим, к примеру, что в Тамбове оркестр появился в 1786-1788 годах, в Екатеринбурге - на рубеже 1880-х - 1890-х годов, в Ростове-на-Дону - в 1897 году, в Царицыне - лишь в 1910 году.

Первые упоминания о регулярных концертах в Царицыне появляются лишь в начале 1900-х годов. Это были музыкальные вечера с участием музыкантов-любителей и немногих профессионалов, проходившие в Общественном собрании, Всесословном клубе3. Сохранились некоторые их имена: Л.И. Вальтер - пианист, В.Е. Воронин - вокалист-баритон, М.Е. Гельфорт - скрипач, А.А. Серебряков - вокалист-тенор, оперный певец4.

Нередко концерты назвались «собраниями» - камерными, музыкальными, экстренными. К примеру, «экстренное» музыкальное собрание в пользу фонда музыкального искусства - Большой концерт-презентация рояля с хрустальной крышкой с участием «знаменитого пианиста Альфреда Меровича» прошло 29 марта 1913 года [5]. В воскресенье 9 октября 1911 года в Царицыне был дан концерт («экстренное камерное собрание») с участием знаменитого квартета Его высочества герцога Г.Г. Мекленбург-

1 Переименование города в Сталинград состоялось в 1925 году.

2 Значительная их часть была утрачена в период гражданской войны и Сталинградской битвы.

3 Объявления о концертах печатаются, главным образом, в газете «Царицынский вестник» начиная с 1902 года.

4 А.А. Серебряков (1869-1920), выпускник Московской консерватории (1892), выступал на оперных сценах Саратова, Екатеринбурга, Житомира, Харбина, Владивостока, Царицына (с 1907 года); отец выдающегося пианиста советского времени - народного артиста СССР П.А. Серебрякова.

Стрелицкого в составе: К. Григоровича, Н. Кранца, В. Бакалейникова, С. Буткеви-ча. В программе были исполнены квартеты А.П. Бородина № 2, Л. ван Бетховена ор. 59, А.К. Глазунова ор. 15 [6].

Событиями в музыкальной жизни Царицына становились редкие концерты выдающихся российских артистов. Так, в 1909 году город посетил выдающийся певец, знаменитый на весь мир бас Ф.И. Шаляпин. 29 сентября он триумфально выступил с единственным концертом на сцене театра В.М. Миллера5, в котором среди прочих произведений исполнил романсы Н.А. Римского-Корсакова «Пророк» и Ф.Ф. Кенемана «Три дороги», а также сатирическую «Песню о блохе» М.П. Мусоргского [1, с. 36].

В апреле 1912 года Царицын принимал еще одного знаменитого певца - Л.В. Собинова. Вместе с ним приехали баритон итальянской оперы В. Аннига и пианист Ф.А. Скляревский. В декабре 1916 года в зале Общественного собрания состоялся вечер старинной классической музыки знаменитого скрипача Иосифа Пресса и пианистки А. Стариковой.

Из именитых иностранных музыкантов, выступавших в дореволюционном Царицыне, выделим также имена скрипача Г. Зэно, лауреата Парижской музыкальной академии, профессора консерватории в городе Ницца6, и солистки брюссельской Королевской оперы Л. Грациани. В их совместном концерте Зэно исполнял сонату Юзефовича-Крейслера, арию Баха, Каприччио П. Сарасате, Элегию и мазурку собственного сочинения. Грациани пела арию из «Тоски» Д. Пуччини, романсы западных и русских композиторов [7]. Известно также о выступлении в Царицыне примадонны Миланской оперной сцены Бьянки Мартинелли [1, с. 46].

В мирные предреволюционные годы в Царицыне гастролировали также С.А. Ку-севицкий со своим оркестром, капелла Д.А. Агренева-Славянского, балерина императорской сцены Е.А. Смирнова. Особо отметим выступление симфонического оркестра под управлением Кусевицкого, состоявшееся в 1910 году: оно произвело настолько сильное впечатление на любителей музыки Царицына, что результатом этого стала организация в городе любительского оркестрового коллектива - духового оркестра имени С. Ку-севицкого. Возможно, еще одним творческим итогом симфонического вечера с участием оркестра Кусевицкого стало возникновение в Царицыне первого в его истории симфонического оркестра. Он состоялся 27 апреля 1910 года в зале мужской Александровской гимназии [8]7. В программе, наряду с инструментальными и вокальными сочинениями разных авторов (Э. Грига, Ф. Шопена, Г. Венявского, И.С. Баха - Ш. Гуно, Д. Верди и других авторов), музыкантами, членами царицынского кружка любителей музыки, были исполнены две первые части Пятой симфонии Бетховена. Дирижировал оркестром А.В. Лапшин - активный член упомянутого кружка, один из первых директоров Царицынского отделения ИРМО, потомственный почетный гражданин города, сын и наследник одного из богатейших купцов-миллионеров Царицына.

Концертная жизнь Царицына заметно оживилась в связи с открытием в 1910 году Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и в 1911 - Музыкальных классов при нем. Преподаватели и учащиеся давали общедоступные концерты хоровой и камерной музыки, нередко выступали с концертным исполнением оперных сцен. Так, 14 февраля 1912 года на сцене театра «Конкордия» царицынской публике были представлены сцены из «Демона» А. Рубинштейна и «Фауста»

5 В театре «Конкордия» богатейшего царицынского купца и антрепренера В.М. Миллера выступали также звезды русской драматической сцены начала XX века, в частности, Мария Савина, Мамонт Дальский.

6 Артист, получивший из рук королевы Англии скрипку Гварнери, известен также своими совместными выступлениями с Ф. Шаляпиным и И. Падеревским.

7 Этот зал был специально возведен и пристроен уже упомянутым В.М. Миллером специально для проведения концертных мероприятий.

Ш. Гуно. 15 февраля исполнялись сцены из «Пиковой дамы» П.И. Чайковского, а также третий акт «Аиды» Дж. Верди. 19 февраля 1912 года исполнялись четыре сцены из «Евгения Онегина» Чайковского, а также квартет из третьего акта «Жизни за Царя» М.И. Глинки [2].

Для характеристики концертной жизни Царицына важными моментами являются выступления православных и лютеранских хоров с духовными концертами. Применительно к православным хорам эта традиция, как пишет волгоградский краевед Г.Н. Андрианова, начала складываться с 1890-х годов [1, с. 196]. В истории остались имена регентов, дирижировавших хорами отдельных храмов и сводными, нередко насчитывающими десятки исполнителей: Федотова, П. Сыромятникова, М.П. Денежкина, И.М. Перегудова, Я.С. Яковлева-Стрельцова. Лютеранской церковью Царицына (кирхой), находившейся в поселении немцев-гернгутеров Сарепте (южной части города), также проводились концерты духовной музыки для горожан. В них звучали хоровые жанры и произведения, исполняемые на фисгармонии.

В целом концертная жизнь дореволюционного Царицына была не слишком богата яркими высокохудожественными событиями. Гораздо более распространенными в жизни города были развлекательные вечера с участием артистов цирка и кафешантана. Чаще всего они устраивались в саду «Конкордия», где в «пестрых» сборных программах выступали так называемые хоровые капеллы - венгерские, цыганские, русские, а также куплетисты, характерные танцовщицы, певцы, солисты-инструменталисты и различного рода ансамбли [1, с. 179].

Подводя итоги сказанному выше, отметим, что, несмотря на известную ограниченность рамок концертной сферы, в музыкальной жизни дореволюционного Царицына сложились различные формы концертного исполнительства, в определенной мере подготовившие формирование филармонических традиций в сталинградский и волгоградский периоды истории города.

Литература

1. Андрианова Г.Н. Это было в нашей истории. Волгоград, 2013. 336 с.

2. Отчет о деятельности Царицынского отделения ИРМО за 1912 год [Библиотека Государственного архива Волгоградской области, здесь и далее сокр. - ГАВО].

3. Царицынский вестник. 1910 г. 16 апреля [Библиотека ГАВО].

4. Царицынский вестник. 1913 г. 29 марта [Библиотека ГАВО].

5. Царицынский вестник. 1911 г. 18 сентября [Библиотека ГАВО].

6. Царицынский вестник. 1917 г. 23 апреля [Библиотека ГАВО].

7. Царицынский вестник. 1910 г. 27 апреля [Библиотека ГАВО].

References

1. Andrianova G.N. Eto bylo v nashey istorii [It was in our history]. Volgograd, 2013. 336 p.

2. Report on the activities of the Tsaritsyn branch of the IRMS for 1912 [Library of the State archive of the Volgograd region (SAVR)].

3. Tsaritsynskiy vestnik. 1910. April 16 [Library of the SAVR].

4. Tsaritsynskiy vestnik. 1913. March 29 [Library of the SAVR].

5. Tsaritsynskiy vestnik. 1911. September 18 [Library of the SAVR].

6. Tsaritsynskiy vestnik. 1917. April 23 [Library of the SAVR].

7. Tsaritsynskiy vestnik. 1910. April 27 [Library of the SAVR].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.