Научная статья на тему 'Музыкальная культура довоенного Сталинграда: развитие театральных и филармонических традиий'

Музыкальная культура довоенного Сталинграда: развитие театральных и филармонических традиий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЛИНГРАДСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ / СТАЛИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ / И.М. ВАРЕЙКИС / Ю.Д. ЕРОФЕЕВ / К. МАЗУР / Г.Я. ЮДИН / Б.И. БЕРМАН / STALINGRAD THEATRE OF MUSICAL COMEDY / STALINGRAD BRANCH OF THE STATE PHILHARMONIC / I.M. VAREYKIS / YU.D. EROFEEV / K. MAZUR / G.YA. YUDIN / B.I. BERMAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смагина Е. В., Сиксимова М. В., Смагина И. А.

Статья освещает малоизученный вопрос о становлении профессиональных основ в развитии музыкальной культуры довоенного Сталинграда. Указан ряд проблем историко-культурного развития Царицына, обусловивших сложный путь становления театральных и филармонических традиций. Отмечены важнейшие вехи в развитии музыкального театра, охарактеризована творческая деятельность Сталинградского филармонического оркестра. Особо подчеркнут фактор культурной политики, проводимой государством в 1930-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL CULTURE OF PRE-WAR STALINGRAD: DEVELOPMENT OF THEATRICAL AND PHILHARMONIC TRADITIONS

The article highlights the little-studied question of the formation of professional foundations in the development of musical culture of pre-war Stalingrad. A number of problems of historical and cultural development of Tsaritsyn, which caused a difficult way of formation of theatrical and philharmonic traditions, is specified. The most important milestones in the development of musical theater are marked, the creative activity of the Stalingrad philharmonic orchestra is characterized. The factor of the cultural policy pursued by the state in the 1930s is particularly noted.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура довоенного Сталинграда: развитие театральных и филармонических традиий»

УДК 7.067.4

Е.В. СМАГИНА, М.В. СИКСИМОВА, И.А. СМАГИНА

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОВОЕННОГО СТАЛИНГРАДА: РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ И ФИЛАРМОНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

Смагина Елена Владимировна, доктор искусствоведения, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры (Волгоград, ул. Циолковского, 4), [email protected]

Сиксимова Марина Васильевна, начальник отдела творческого планирования Волгоградской филармонии (Волгоград, набережная им. 62-й Армии, 4), [email protected]

Смагина Ирина Александровна, главный специалист отдела творческого планирования Волгоградской филармонии (Волгоград, набережная им. 62-й Армии, 4), [email protected]

Аннотация. Статья освещает малоизученный вопрос о становлении профессиональных основ в развитии музыкальной культуры довоенного Сталинграда. Указан ряд проблем историко-культурного развития Царицына, обусловивших сложный путь становления театральных и филармонических традиций. Отмечены важнейшие вехи в развитии музыкального театра, охарактеризована творческая деятельность Сталинградского филармонического оркестра. Особо подчеркнут фактор культурной политики, проводимой государством в 1930-е годы.

Ключевые слова: Сталинградский театр музыкальной комедии, Сталинградское отделение Государственной филармонии, И.М. Варейкис, Ю.Д. Ерофеев, К. Мазур, Г.Я. Юдин, Б.И. Берман.

UDC 7.067.4

E.V. SMAGINA, M.V. SIKSIMOVA, I.A. SMAGINA

MUSICAL CULTURE OF PRE-WAR STALINGRAD: DEVELOPMENT OF THEATRICAL AND PHILHARMONIC TRADITIONS

Smagina Elena Vladimirovna, PhD (history of art), professor of the Volgograd state institute of arts and culture (4, Tsiolkovskogo st., Volgograd), [email protected]

Siksimova Marina Vasilyevna, head of the creative planning department of the Volgograd philharmonic (4, im. 62 Armii emb., Volgograd), [email protected]

Smagina Irina Aleksandrovna, chief specialist of the creative planning department of the Volgograd philharmonic (4, im. 62 Armii emb., Volgograd), [email protected]

Abstract. The article highlights the little-studied question of the formation of professional foundations in the development of musical culture of pre-war Stalingrad. A number of problems of historical and cultural development of Tsaritsyn, which caused a difficult way of formation of theatrical and philharmonic traditions, is specified. The most important milestones in the development of musical theater are marked, the creative activity of the Stalingrad philharmonic orchestra is characterized. The factor of the cultural policy pursued by the state in the 1930s is particularly noted.

Keywords. Stalingrad theatre of musical comedy, Stalingrad branch of the State philharmonic, I.M. Vareykis, Yu.D. Erofeev, K. Mazur, G.Ya. Yudin, B.I. Berman.

Вопрос об истории музыкальной культуры довоенного Сталинграда мало изучен современным краеведением. В настоящее время имеются лишь немногие журналист -ские очерки, посвященные отдельным событиям, среди которых выделим публикации волгоградского краеведа Г.Н. Андриановой [1], а также единичные научные статьи, посвященные царицынскому периоду в истории музыкального театра [2, 3].

Настоящая статья является первым опытом обобщения имеющихся и новых, в том числе архивных данных. Ее цель - объективное рассмотрение специфики и основных направлений в развитии музыкальной культуры Сталинграда 1930-х годов, связанных с

2 8

деятельностью ведущих учреждений культуры города: театра музыкальной комедии и филармонии.

1930-е годы - особое время в истории музыкальной культуры Сталинграда (до 1925 года - Царицына, с 1961 года - Волгограда), историко-политическая судьба которого была сложной, во многом драматичной. Целый ряд факторов и обстоятельств препятствовал культурному подъему города. На протяжении ХУ1-ХУШ столетий Царицын (основан в 1589 году) являлся сторожевым пунктом на южных окраинах Российской империи. В XIX столетии (до 70-х годов) - это был небольшой по численности населения провинциальный уездный купеческий городок Саратовской губернии. Отсюда проистекает длительный застой в культуре, отсутствие в Царицыне театра и сколько-нибудь налаженной музыкальной жизни.

В результате активного торгово-промышленного развития в последней трети XIX века в городе появился целый ряд богатых и просвещенных купцов-промышленников (в частности, представители семейств Лапшиных, Серебряковых, Репниковых). На их средства строились не только предприятия, но также православные храмы и учебные заведения, театры и кинотеатры, приглашались известные музыканты и артисты; именно они стояли у истоков музыкального образования и просвещения в уездном городе.

Подъем культуры в Царицыне приходится на 1900-е - 1910-е годы (до 1917). Именно тогда было учреждено Царицынского отделение Императорского Русского музыкального общества (1910) и открыты Музыкальные классы при нем (1911), построен первый в городе постоянно действующий каменный театр «Конкордия» (1905), в котором процветала оперная антреприза купца-миллионера В.М. Миллера (до 1915). На царицынской сцене в эти годы выступали Ф. Шаляпин и Л. Собинов, Н. и М. Фигнеры, нередко звучал симфонический оркестр.

Октябрьская революция 1917 года и гражданская война («белая интервенция» -захват города армиями генерала Краснова и барона Врангеля, 1918-1920), а также смена векторов культурного развития в стране (уничтожение «буржуазной» культуры и доминирование идей пролеткульта) разрушили дореволюционные культурные традиции и ценности.

1920-е годы стали временем восстановления города. Процесс индустриализации проходил настолько активно, что к началу 1930-х годов Сталинград превратился в круп- нейший промышленный центр Поволжья. К примеру, в 1932 году начал функционировать тракторный завод, который в конце 1930-х годов выпустил легендарный танк Т-34, сыг- равший важнейшую роль в сражениях Великой Отечественной войны.

Успехи промышленного развития города резко контрастировали состоянию его культурной жизни. В Сталинграде до начала 1930-х годов действовал лишь один - Первый государственный рабочий драматический театр имени М. Горького; музыкальная жизнь (в отсутствие стационарных концертных площадок) была представлена немногими, главным образом, гастрольными выступлениями различных коллективов и солистов.

Перелом в сфере музыкальной культуры наступает в 1930-е годы, когда в Сталинграде формируются базовые основы отрасли.

В этой связи укажем, что кардинальные сдвиги в культуре в начале 1930-х годов были обусловлены выходом важнейшего для государственной культурной политики документа - постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литера- турно-художественных организаций», открывшего новый этап в развитии советского ис- кусства. Как известно, оно было направлено не только на устранение групповой разоб- щенности творческих организаций, но и на их мобилизацию к решению новых художе- ственных задач, поставленных партией большевиков и обусловленных ходом социалис- тического культурного строительства в стране.

Наряду с данным фактором общегосударственного масштаба отметим также такое важное для культуры Сталинграда событие, как приезд в марте 1930 года в город

А.В. Луначарского, незадолго до того покинувшего пост наркома просвещения (занимал его с 1917 по 1929 год). В этой связи выскажем предположение о том, что в ходе пребывания в Сталинграде Луначарский, общаясь с партийным руководством города, вполне мог затронуть проблемы развития культуры Нижневолжского края и города, входящего на тот момент в его состав. Думается, что высокая образованность Луначарского, его знания и огромный опыт государственного управления1 могли помочь местным властям в их решении.

В свете сказанного представляется показательным, что внимание партийных властей края в рассматриваемый период сосредоточилось на двух основных направлениях в развитии музыкальной культуры, потребовавших принятия серьезных организационных решений и финансовых вложений: о создании в Сталинграде первого в его истории стационарного театра музыкальной комедии (как самого популярного в народных массах этого времени) и симфонического оркестра (для налаживания в городе концертной жизни).

Решение о создании театра отражено в постановлении Нижневолжского крайкома ВКП (б) от 8 декабря 1931 года [4].

Творческой опорой для будущего театра стала деятельность созданного в конце 1920-х годов Нижневолжского театрального объединения, передвижная труппа которого гастролировала по всем округам края, наиболее часто выступая в самых крупных его городах - Саратове, Сталинграде и Астрахани2. В 1931 году передвижная труппа объединения получила в Сталинграде постоянную сцену - бывший театр «Конкордия». Его здание отремонтировали, частично перестроили, расширили зрительный зал (до 1200 мест). Сохранились имена первых руководителей театра: директора Леонида Юрьевича Сагайдачного3, главного дирижера - Бориса Марковича Неймера4. Труппа нового театра включала 150 артистов. Среди них: Нильский, Ушаков, Данильский, Чарская, Габри-элянц, Брянская, Асмолова, Алчевский, Идзинский, Савельев. В балетную труппу вошли артисты Нижинская, Бойко, Зотов, Логинов, Кутузов, Шестаков5.

1 ноября 1932 года Второй Сталинградский государственный рабочий театр музыкальной комедии был открыт премьерой оперетты «Холопка» Н.М. Стрельникова. В первом сезоне театром было поставлено 13 спектаклей. Среди них: классические оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, «Перикола» Ж. Оффенбаха, «Желтая кофта» Ф. Ле-гара; а также более современные образцы жанра: в частности, музыкальная комедия «Роз-Мари» Р. Фримля, одного из основоположников мюзикла. В репертуар первого сезона, наряду с «Холопкой», созданной на сюжет из русской истории начала XIX века о судьбе крепостной актрисы, вошла также оперетта Стрельникова «Черный амулет» (о талантливом негритянском певце, добившемся успеха, но оставшемся бесправным и униженным в обществе, которым правят белые богачи).

Профессиональный путь молодого сталинградского театра складывался непросто: успехи сменялись творческими неудачами, подчас провалами. Его творческое развитие

1 Вспомним лишь некоторые из его работ, посвященных задачам культурного строительства: «Идеализм и материализм. Культура буржуазная, переходная и социалистическая» (1924), «Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян» (1927), доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 года «Итоги решений XV съезда ВКП (б) и задачи культурной революции».

2 Отметим, что передвижные оперные и опереточные труппы были довольно распространены в российской театральной практике в конце 1920-х - начале 1930-х годов.

3 Л.Ю. Сагайдачный был известен в театральных кругах своего времени как умелый организатор и художественный руководитель ряда российских театров оперетты: Иркутского, Горьковского, Пятигорского.

4 Удалось установить, что Б.М. Неймер до своего приезда в Сталинград уже имел большой профессиональный опыт: в 1920-х годах он работал в Харьковском Екатерининском театре как руководитель труппы Малой оперетты, затем служил в Харьковском театре музыкальной комедии.

5 Фамилии членов труппы выявлены из различных публикаций газеты «Поволжская правда», печатном органе Нижневолжского крайкома ВКП (б), крайисполкома и крайсовета, Сталинградского горкома ВКП (б) и горсовета за 1933 год. Библиотека Государственного архива Волгоградской области (ГАВО).

3 0

шло по пути обогащения репертуара как классическими, так и современными произведениями. Наряду с сочинениями Ш. Лекока, Ф. Легара, И. Кальмана, Р. Планкетта, Ф. Эрве, С. Джонса на сталинградской сцене ставились музыкальные комедии и оперетты советских композиторов, отражающие творческий поиск театра 1920-х - 1930-х годов, стремление соединить жанр оперетты с новой идеологией и эстетикой: «Коломбина» и «Сорочинская ярмарка» А. Рябова, «Людовик ...надцатый» Ю. Сахновского, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Золотая долина» И. Дунаевского, «Смертельная любовь» К. Листова, А. Спадавеккиа, Б. Постникова.

С 1938 года главным режиссером театра стал Ю.Д. Ерофеев (ученик К.С. Станиславского), с именем которого связано значительное обновление репертуара театра. Так, за три предвоенных года им был поставлен целый ряд оперетт современных российских композиторов, среди которых выделим такие, как «Сотый тигр» Б. Александрова, «На берегу Амура» М. Блантера, «Соловьиный сад» С. Заславского.

К середине - концу 30-х годов авторитет Сталинградского театра музыкальной комедии значительно укрепился на союзном уровне, свидетельством чему может служить успех гастролей в Горьком (1936, 1937); Сочи, Сухуми, Тбилиси (1940).

В середине 30-х годов в музыкальной жизни Сталинграда произошло событие особой значимости: впервые за всю историю города в нем появился собственный профессиональный симфонический оркестр. В 1935 году по решению и при прямом содействии партийного руководителя края - Иосифа Михайловича Варейкиса, первого секретаря Сталинградского крайкома ВКП (б)6, в Сталинград для создания оркестра приехали замечательные музыканты: дирижеры Лео Морицевич Гинзбург7 и Курт Адлер8, назначенный главным дирижером. Об их прибытии в город и задаче создания «первоклассного симфонического оркестра» общественности сообщила краевая газета «Сталинградская правда» [5, с. 4].

В первый состав оркестра вошло 48 музыкантов, прибывших из Москвы, Ленинграда, Саратова [6, с. 4]. Вторым дирижером был назначен приглашенный из Москвы Гавриил Яковлевич Юдин9. Первое выступление Сталинградского симфонического оркестра состоялось в ноябре 1935 года: под управлением К. Адлера были исполнены Шестая симфония П.И. Чайковского и увертюра к опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В июле 1936 года по решению Президиума Сталинградского крайисполкома и бюро крайкома ВКП (б) в Сталинграде было организовано отделение Государственной филармонии, и симфонический оркестр, находившийся в ведении краевого радиокомитета, был передан ему в подчинение10.

Успешное начало творческой деятельности Сталинградского филармонического оркестра омрачил отъезд К. Адлера в 1937 году (до завершения второго концертного сезона); в том же году оркестр покинул и его второй дирижер - Г. Юдин. В качестве главного дирижера был приглашен Бруно Исидорович Берман11.

6 И.М. Варейкис (1894-1939), возглавлял край с 20.03.1935 по 22.12.1936 года, в 1939 году был расстрелян.

7 Л.М. Гинзбург (1901-1979), один из основателей советской школы симфонического дирижирования.

8 К. Адлер (1907-1977) - известный австрийский дирижер-симфонист, хормейстер и пианист, выпускник Венского университета, ученик Эриха Клайбера (дирижирование). До приезда в Сталинград работал в Зальцбурге, Берлине, Праге, Киеве. В 1938 году переехал в США, где служил в оперных театрах Чикаго, Сан-Франциско, Нью-Йорка (Метрополитен-Опера с 1943 по 1973). URL: http://facecollection.ru/people/ kurtadler

9 Г.Я. Юдин (1905-1991), известный советский дирижер, композитор и педагог. Дирижировал филармоническими оркестрами Архангельска, Горького, Кишинева; оперными оркестрами в театрах Москвы, Перми, Уфы, Самары.

10 Постановление № 1728 от 7 июня 1936 года [4].

11 Б.И. Берман (1898 - после 1958), основатель симфонического оркестра в Ростове-на-Дону (1935).

Концертный репертуар оркестра включал лучшие произведения русской и зарубежной классики. Как показало изучение архивных документов12, основу программ составляли произведения из «золотого фонда» симфонической музыки: увертюры, концерты для скрипки и фортепиано с оркестром, сюиты и оркестровые эпизоды из опер, симфонии Бетховена и Чайковского, Бородина и Римского-Корсакова, Брамса и Сметаны, Глинки и Мусоргского, Берлиоза. Вебера, Шопена. В концертах оркестра выступали лучшие музыканты страны: к примеру, пианисты Л. Оборин и Г. Эдельман, солисты Большого театра (ГАБТ) - заслуженная артистка республики Е. Катульская и Д. Бадридзе.

Несмотря на отсутствие в Сталинграде концертного зала и постоянной репетиционной базы (в этой связи укажем, что оркестр готовил свои концерты и выступал на сцене драматического театра и ТЮЗа, в городском саду и Доме Красной армии), благодаря активной творческой деятельности молодого симфонического коллектива музыкальная жизнь города заметно оживилась.

Но публика Сталинграда, в которой в 1930-е годы преобладали представители рабочих профессий, была плохо подготовлена к восприятию академической музыки. Значительно большим успехом пользовались концерты эстрадных исполнителей и популярных в то время джазовых коллективов, поэтому аудитория слушателей симфонических концертов была весьма немногочисленной. Осенью 1940 года было принято решение о роспуске оркестра.

Подводя итоги сказанному, отметим, что в целом 1930-е годы стали временем формирования театральных и филармонических традиций как основы планомерного культур- ного строительства в Сталинграде.

Литература

1. Андрианова Г.Н. Это было в нашей истории. Волгоград, 2013. 336 с.

2. Арутюнов Д.Р. Музыкальный театр дореволюционного Царицына и его меценаты // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009.

№ 8.С. 144-147.

3. Арутюнов Д.Р., Смагина Е.В. Музыкальный театр дореволюционного Царицына: страницы истории // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 2 (5). С. 165-170.

4. Культурное строительство в Волгоградской области в 1917-1941 гг.: сборник документов и материалов. Волгоград, 1980. Т. 1. 352 с.

5. Сталинграду - первоклассный симфонический оркестр // Сталинградская правда. 21 апреля 1935 г.

6. Симфонический оркестр - существует! // Сталинградская правда. 22 сентября 1935 г.

References

1. Andrianova G.N. Eto bylo v nashey istorii [It was in our history]. Volgograd, 2013. 336 p.

2. Arutyunov D.R. Musical theatre of pre-revolutionary Tsaritsyn and its patrons // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 8. P. 144147.

3. Arutyunov D.R., Smagina E.V. Musical theatre of pre-revolutionary Tsaritsyn: pages of history // Problemy muzykalnoy nauki. 2009. № 2 (5). P. 165-170.

4. Cultural construction in the Volgograd region in 1917-1941: collection of documents and materials. Volgograd, 1980. Vol. 1. 352 p.

5. For Stalingrad - first-class symphony orchestra // Stalingradskaya pravda. April 21, 1935.

6. Symphony orchestra - exists! // Stalingradskaya pravda. September 22, 1935.

12 Главным образом, из объявлений о концертах в местной краевой газете «Сталинградская правда», печатном органе Сталинградского крайкома ВКП (б), крайисполкома и крайсовета, Сталинградского горкома ВКП (б) и горсовета за 1935-1936 годы. Библиотека Государственного архива Волгоградской области (ГАВО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.