Научная статья на тему 'Региональные традиции и творческая инициатива в динамике развития театрального искусства Волгоградской области'

Региональные традиции и творческая инициатива в динамике развития театрального искусства Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
819
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАРОДНЫЙ ТЕАТР / ИНИЦИАТИВА / CULTURE / DRAMATIC ART / TRADITIONS / WORKS OF ART / FOLK THEATRE / INITIATIVES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комиссарова Елена Васильевна

Расмотрена региональная специфика истории развития театрального искусства в контексте социально-культурной динамики конца XIX начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the regional specificity of the history of development of the dramatic art in the context of the socio-cultural dynamics of the end of the XIX beginning of the XXI centuries.

Текст научной работы на тему «Региональные традиции и творческая инициатива в динамике развития театрального искусства Волгоградской области»

* * *

1. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. F. 133. Kanceljarija. Op. 468.

2. Arhiv Rossijskoj akademii nauk. F. 489 (Semevskij V.I.). Op. 1. D. 33.

3. Bogdanovich M.I. Istorija Otechestvennoj vojny 1812 g. po dostovernym istochnikam. T. 2. SPb., 1859.

4. Bolotova E.Ju. Aktual'nye problemy rossijskoj istorii na stranicah zhurnala «Izvestija VGPU» (obzor publikacij za 2003-2012 gg.) // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 10.

5. Vneshnjaja politika Rossii XIX i nachala XX vv. : Dokumenty Ros. m-va inostr. del. Ser. pervaja. 1801-1815 gg. T. 6. M., 1962.

6. Gorjainov S. 1812 god: Dokumenty Gosudarstvennogo i Sankt-Peterburgskogo glavnogo arhivov. Ch. 2. Podlinnye dokumenty. SPb., 1912.

7. Zapiski grafa L.L. Bennigsena o kampanii 1812 g. // Russkaja starina. 1909. Ijul'.

8. Iz sekretnoj perepiski M.B. Barklaja de Tolli v 1812 godu // Russkaja starina. T. 99. SPb., 1899.

9. Istorija Ukrainskoj SSR. T. 4. Kiev, 1983.

10. Kazakov N.I. Proekt privlechenija narodov Balkanskogo poluostrova k bor'be protiv napo-leonovskoj agressii v 1812 g. // 1812 god: k 150-letiju Otechestvennoj vojny: sb. st. M., 1962.

11. Nikolaj Mihajlovich [Romanov], velikij knjaz'. Imperator Aleksandr I. T. 1. SPb., 1912.

12. Otechestvennaja vojna 1812 g.: materialy Voenno-uchenogo arhiva. T. 12. SPb., 1910; T. 13. SPb., 1911.

13. Pjat' sobstvennoruchnyh pisem imperatora Aleksandra I // Russkaja starina. 1902. № 1.

14. Rossijskij gosudarstvennyj voenno-istoricheskij arhiv. F. Voenno-uchenyj arhiv (VUA). F. 263.

15. Correspondance inédite de l'empéreur Alexandre et de Bernadotte pendant l'année 1812. Paris, 1909.

Project of the Adriatic expedition of the admiral P.V. Chichagov in 1812

There is considered the project of the Adriatic expedition as one of the aspects of preparation of Russia for the Patriotic War of 1812 and Russian and French fightfor confederates, including Austria.

Key words: Patriotic War of 1812, foreign policy of Russia, Russian-Austrian relations.

(Статья поступила в редакцию 14.01.2015)

Е.в. комиссарова

(волгоград)

региональные традиции и творческая инициатива в динамике развития театрального искусства волгоградской области

Расмотрена региональная специфика истории развития театрального искусства в контексте социально-культурной динамики конца XIX - начала XXI в.

Ключевые слова: культура, театральное искусство, традиции, художественное творчество, народный театр, инициатива.

Театр как феномен мировой художественной культуры, формировавшийся на всех стадиях ее развития, характеризуется как общими, так и специфическими национальными и региональными чертами. Театр - это род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. Истоки театра - в древних охотничьих игрищах, аграрных культах, массовых народных обрядах [33]. В ходе исторического развития определились три основных вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности - драматический, оперный и балетный [34].

Развитие русского театрального искусства складывается из двух составляющих, связанных с народной традиционной культурой и проникновением европейских культурных институтов вследствие модернизации XVIII в. XIX век - период интенсивного развития театрального искусства в России [5]. К 18301840-м гг. в России существенно увеличивается число провинциальных театров. В пореформенный период социально-экономическое развитие регионов стимулировало инициативы по созданию культурных институтов в провинции. Периодом расцвета российского драматического театра стал рубеж ХК-ХХ вв. -время становления новой театральной эстетики, которая поначалу соответствовала духу революционных социальных преобразований.

После революции 1917 г., поменявшей весь жизненный уклад России, начался новый этап и в театральной жизни страны: если пре-

© Комиссарова Е.В., 2015

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

жде театры в основном были частными заведениями, то теперь театральное искусство стало делом государственным. 9 ноября 1917 г. был издан декрет Совета народных комиссаров о передаче всех российских театров в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, а 26 августа 1919 г. -декрет «Об объединении театрального дела». В этот период активно развивается направление агитационно-мистериального площадного массового театра. В 1920 г. В.Э.Мейерхольд выдвинул программу «Театральный Октябрь», ратуя за полное разрушение старого искусства и создание нового. В 1932 г. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» провозгласило основным методом в искусстве социалистический реализм. В годы Великой Отечественной войны театры в основном строили репертуар из пьес патриотического содержания [13]. Вследствие общественных перемен конца 1950-х - начала 1960-х гг. в развитии советского театра начался процесс формирования новой театральной эстетики.

Социально-экономический кризис в результате реформ конца 1980-х - начала 1990-х гг. кардинально изменил жизнь российского театра. первоначальные эйфорические ожидания вследствие отмены идеологического контроля и централизации театров сменились пониманием, что рыночный диктат даже более жесткий.

Сегодняшний день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком [5]. Режиссеры традиционных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами [15]. Одной из тенденций современного театра является «осовременивание» классики путем перенесения исторических персонажей в современную среду [36]. В условиях рыночных отношений с особой остротой встает вопрос о социальной миссии современного театра как социокультурного института, призванного воспитывать чувства зрителя и формировать духовно-нравственную атмосферу общества.

развитие провинциального театра в значительной степени обусловлено региональной спецификой комплекса факторов, влияющих на формирование социально-культурной среды [12].

Фольклорные театральные традиции Волго-Донского региона исследовал этнограф-краевед Б.С. Лащилин. По его мнению, в недавнем прошлом на дону народный театр был

широко распространенным зрелищем [23]. Его представления обычно приурочивались к таким праздникам, как Рождество, Святки, Масленица, Пасха. Осуществлялись они коллективами, состав которых не менялся на протяжении ряда лет. традиции постановок народного театра, тексты произведений передавались из поколения в поколение. В этом отношении показательна семья Орлянкиных (ст. Михайловская Урюпинского района) - на протяжении почти 75 лет члены этой семьи принимали участие в представлениях народного театра.

Одной из отличительных особенностей народного театра являлось отсутствие сцены или помоста и каких-либо декораций. действие чаще всего развертывалось на улице или площади, на берегу реки, на лугу или в обычном доме и всегда происходит в кругу зрителей, которые активно вмешивались в действие спектакля. Поэтому актер должен был безукоризненно знать всю роль, умело импровизировать, не нарушая общего хода представления.

Репертуар каждого коллектива включал одну или две драмы, в большинстве случаев посвященные Ермаку или Степану Разину, которым давались вымышленные имена, С. Разина называли то Буря, то Железный Атаман. Ставились также драмы о делах и подвигах безымянных казачьих атаманов, которые вели борьбу с царскими воеводами, боярами и дворянами-помещиками, почти все они заканчивались казнью злодея-помещика и сожжением его усадьбы. Популярностью пользовались известная не только на Дону, но и в других местах России народная драма «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольфий», а также сатирическая комедия «Барин Малый и Ванька удалый». В репертуаре каждого коллектива было несколько комических сценок. По времени исполнение занимало от двух до четырех часов. Весь свой репертуар коллектив мог повторять два-три раза в день. Во время шествия к месту постановки актерами, а иногда зрителями разыгрывались короткие комические сценки, часто касавшиеся жульничества местных богатеев, взяточничества писарей станичного правления, а также неблаговидных поступков служителей церкви. Представления народного театра всегда находили восторженный отклик у большинства зрителей. Другим было отношение к представлениям народных драм со стороны богатого казачества, атаманов и станичного духовенства.

В казачьих хуторах и станицах Б.С. Ла-щилиным записаны тексты народных драм «Ермак», «Степан Разин», «Атаман Буря»,

«Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольфий», «Атаман Чуркин», «Лодка», «Суд атамана Бури» и «конец семьи Преклон-ских». В двух последних отражено восстание под предводительством к. Булавина 17071708 гг. Были также записаны сатирические комедии «Барин Малый и Ванька удалый» и «Лихой барин и его слуга Афонька». как правило, в комических сценках зло высмеивались конкретые явления станичной жизни: жестокость помещика, мошенничество купца, взяточничество и самодурство станичной власти, лицемерие духовенства. Нередко пародировались в них религиозные обряды.

В конце XIX в. представления народного театра на Дону начинают подвергаться преследованию со стороны правительства. Оно вводит целый ряд ограничений, стараясь вытравить из народного спектакля все, что казалось крамольным. В ст-це Правоторовской постановка народных драм была запрещена атаманом в 1905 г. и возобновлена только в 1912 г. Атаман позволил станичному коллективу поставить народную драму «Атаман Буря» после цензуры: по требованию атамана некоторые ее места исключались, а другие переделывались до неузнаваемости. В том же 1912 г. царским правительством народные драмы на Дону были повсеместно запрещены.

В первые годы Советской власти народная драма была востребована, получив распространение в агитационной работе среди населения. так, в ст-це Федосеевской кумылжен-ского района военный комиссар А.П.Аксенов с местными красноармейцами и молодежью поставил драму «Степан Разин» в станичном клубе. Постановка драмы «Ермак» была осуществлена в ст-це Михайловской в 1918 г. красноармейцами местной дружины и показана бойцам и жителям станицы. Представления были организованы в станицах Дурновской, Ярыженской, Преображенской и др. Наряду с народными драмами ставились и комические сценки, в которых высмеивались белые генералы. Значительно позднее народные драмы неоднократно ставились в ряде донских районов. В 1936 - 1937 гг. один из старейших руководителей коллектива народных представлений Г.Е. Орлянкин собрал своих актеров, с которыми разыгрывал народную драму «Ермак» до 1921 г., и дважды с успехом показал ее на районных олимпиадах. В эти же годы коллектив ст-цы Правоторовской показал на районной олимпиаде народную драму «Атаман Буря».

зарождение театрального дела в уездных городах Саратовской губернии, какими явля-

лись Царицын и камышин, приходится на конец XIX в. и связано с изменением социокультурной ситуации в некогда глухой провинции, обусловленным развитием транспорта, промышленности и торговли [10]. К началу ХХ в. Царицын превращается в один из крупнейших индустриальных центров страны. Местные богачи брали иногда на себя роль меценатов.

Роль Царицына в российской истории возросла в годы Гражданской войны, когда он из уездного города превратился в губернский. Это повысило статус учреждений культуры. Присвоение городу имени Сталина в 1925 г., интенсивная социалистическая реконструкция народного хозяйства, осуществление культурной революции привели к развитию образования, науки и культуры. Сталинград накануне Великой Отечественной войны являлся крупным культурным центром [26]. В период Сталинградской битвы немецко-фашистскими оккупантами культуре региона был нанесен невосполнимый урон. На восстановление сети учреждений культуры потребовались долгие годы [16]. Особенности культурно-исторического развития региона обусловили особую актуальность темы защиты Отечества, ратных и трудовых подвигов земляков в художественном творчестве волгоградцев.

Исторические факты возникновения первых театров в Царицыне приведены в публикациях Г.Н. Андриановой, В.В. Апаликова [4] и других волгоградских исследователей. Театр, появившийся в Царицыне в конце XIX в. благодаря инициативе представителей местного купечества и интеллигенции, носил ан-трепризный характер. Датой образования театра в Царицыне можно считать 1 октября 1872 г., когда начались регулярные театральные представления в доме купца Калинина, первые спектакли А.Х. Астапова (Ярослав-цева). за десять лет Царицын стал театральным городом: в доме купца Божескова размещался зимний театр с труппой из 17 актеров, в саду купчихи Шешминцевой был летний деревянный театр. За сезон 1882 г. было поставлено 167 спектаклей, среди них были пьесы А.Н.Островского, А.С.Грибоедова, Ф.Шиллера [2]. Опереточно-драматическая труппа А.П.Лучинской за зимний театральный сезон с 28 сентября по 1 февраля 1904 г. дала 84 увеселительных вечера, в том числе 75 спектаклей в клубе Всесословного общественного собрания [6, с. 241-242]. Популярной в Царицыне была «Конкордия» - так назывались театральное здание и сад на левом берегу р. Царицы. В конце 1880-х гг. арендатор

А. Шусалов построил в саду для театра деревянное здание с земляным полом и керосиновым освещением и открытую эстраду рядом, которые сдавал антрепренерам. В 1894 г. Е.Н. Курочкин построил новое деревянное здание театра и обновил эстраду. В 1906 г. новый хозяин «Конкордии» В.М. Миллер, владелец горчичного завода, с успехом исполнявший оперные партии и романсы [3], построил новое каменное здание театра на 800 мест с электрическим освещением [1]. По инициативе А.А. Репникова на Скорбященской площади был построен и торжественно открыт 20 декабря 1915 г. Дом науки и искусств, в котором разместился и городской театр на 1100 мест.

История театральной жизни в Камышине связана с именем знаменитого актера, режиссера, антрепренера П.М. Медведева [11]. Летом 1862 г. известный в то время антрепренер

A.Х. Астапов (по театру - Ярославцев) пригласил его на полтора месяца в Камышин, где он устроил театр в артиллерийском лагере за городом. Труппа была маленькая, репертуар состоял из одноактных комедий и водевилей. Впоследствии, на рубеже столетий, в Камышине возникла любительская, а затем и профессиональная труппа. Осенью 1905 г. в зале общественного собрания шла пьеса М.И. Семенова (Полянского) «Богатство привалило, а счастье отвалило», в железнодорожном театре - «Весенний поток» Косоротова и «Меблированные комнаты Королева» Крюковского. С 1910 г. два сезона в помещении Народного дома играла труппа, организованная

B.И. Борисовым. В связи со смертью Л.Н.Толстого коллектив поставил «Анну Каренину».

После установления Советской власти в Волго-донском крае, как и во всей стране, осуществлялась культурная революция. В 1919 г. декретом «Об объединении театрального дела» театры отошли в ведение Нарком-проса и стали субсидироваться государством [11]. Царицынским комитетом большевиков еще 10 декабря 1917 г. было принято решение о создании культурно-просветительной комиссии, подразделявшейся на два отдела: агитационный, библиотечный и газетный; хозяйственный, лекторский и театральный [26]. В пору массовой безграмотности населения доступной формой искусства стал агитационный театр. В 1920-е гг. большое распространение получили «живые» газеты, одной из агитационных форм левого театра становятся агитсу-ды. По данным на май 1920 г., в губернии было 24 театра и 28 драматических кружков.

Решением камышинского уездного отдела народного образования (УОТНАРОБ) от 3 июня 1919 г. была организована постоянная театральная труппа в Камышине. В репертуаре театра были спектакли «Двойник» А. Аверченко, «Женитьба» Н. Гоголя и др. В 1920 г. в городе, кроме театра УОТНАРОБа, имел свою платную труппу политотдел гарнизона, был и железнодорожный театр [11, с. 8]. Событием культурной жизни 19271928 гг. стали гастроли в Сталинграде столичных театров: МХАТа с В.Качаловым, театра Революции В. Мейерхольда, московского театра Корша. В Камышин на летние гастроли приезжают театры Украины, Астрахани, Энгельса, Сталинграда. В 1930-е гг. в области действовали 12 стационарных театров, к 1940 г. - 11. В Сталинграде сформировались крупные творческие коллективы артистов, театры драмы, музкомедии, юного зрителя пользовались популярностью у населения [26].

Важную роль в формировании культурного облика региона в ХХ в. играл драматический театр имени А.М.Горького, рожденный в начале ХХ в., в годы Гражданской войны, но не переживший реформ конца столетия. Драмтеатр открылся в Царицыне 26 июля 1918 г. в условиях объявленного в городе военного положения. Первым режиссером театра был Б.А.Борцов, заведующим финансовым отделом - А.А. Репников. Первой постановкой театра стали «Дети Ванюшина» [2]. царицынский государственный музыкально-драматический театр открылся пьесой И.Шпажинского «В старые годы» в 1922 г., труппа была музыкально-драматическая, в последующем - только драматическая. До 1933 г. театр существовал на организационных принципах старого российского театра с ежегодной или сезонной сменой трупп. Репертуар состоял из дореволюционных спектаклей: «Сиротка Хася», «Хорошо сшитый фрак», «Братья Карамазовы» и т.д. В 1924-1925 гг. появились советские пьесы: «Шторм», «Любовь Яровая», «Рельсы гудят» и др. В 1921 и 1924 гг. при театре работала драматическая студия. В 1929 г. театру присвоено имя М. Горького. В 1932 г. он получает статус краевого, начинается работа постоянной труппы с художественным руководителем засл. артистом РСФСР А. Ивановым, а в 1933 г. театр стал государственным драматическим.

В 1930-е гг. формируется ядро труппы, в которую приходят талантливые актеры: А.Н.Стешин, Е.П.Мязина, Н.А.Соколов, М.Ф.Горбатова, В.М.Клюкин, К.А.Синицын,

Е.Я. Евгеньева, А.Д. Красовский, Д.И. Ярский и др. Художественными руководителямии режиссерами были А.А. Сумароков, А.А. Иванов, В.М. Энгель-Крон, Н.А. Медведев, Ю.Д. Ерофеев, Л.С.Фатин и др. Художниками работали H.H. Медовщиков, Н.И. Данилов, Ф.П. Новиков и др. Расцвет довоенного Сталинградского театра драмы им. Горького начинается с назначения в 1935 г. главным режиссером засл. артиста РСФСР В. Энгель-Крона. В довоенное время театр вошел в число ведущих театров страны, лучшими его спектаклями в этот период стали «Отелло» в постановке Н.А.Соколова; «Платон Кречет», «Мещане», «Анна Каренина» - В.М. Энгель-Крона; «Собака на сене» - Ю.Д. Ерофеева, «Человек с ружьем», «Ромео и джульетта», «Машенька» - Л.С.Фатина.

С началом Великой отечественной войны в репертуар были включены пьесы «Мужество», «парень из нашего города», «полководец Суворов». Спектакли шли до массовой бомбардировки города 23 августа 1942 г., после чего театр эвакуировался и работал в Сызрани [19]. В труппе осталось 13 человек. Летом 1943 г. театр возвратился в Сталинград, разместившись в помещении клуба СталГРЭС в Бекетовке. Художественным руководителем театра стал С.А. Майоров. 23 августа, в годовщину варварской бомбардировки города, состоялся первый спектакль - «Русские люди» К.Симонова. Большое общественное звучание получила премьера спектакля «Сталинградцы» по пьесе земляка, участника битвы на Волге, впоследствии лауреата Государственной премии СССР Ю.Чепурина, приуроченная к первой годовщине разгрома немецко-фашистских войск. Спектакль долго жил в репертуаре театра, став его гордостью, он был удостоен диплома I степени на фестивале, посвященном 50-летию образования СССР. В 1946 г. драматический театр перешел в восстановленное здание над Волгой (бывший Дворец физкультуры), а в 1952 г. занял собственное восстановленное здание на пл. павших Борцов [16].

О творческом росте коллектива театра говорили поставленные в 1950-е гг. спектакли «Кремлевские куранты», «Олеко Дундич», «Обрыв», «Варвары» и др., постановки «Сердца должны гореть», «В поисках радости» были премированы на Всероссийском конкурсе на лучшую пьесу к 40-летию Октября. Особенно большой успех имел спектакль А.липовского «Грозное оружие» [24]. Послевоенный расцвет сталинградского драмтеатра связан с деятельностью народного артиста СССР Н.А.Покровского, актера, режиссера, главно-

го режиссера театра. Лучшие постановки этого периода - «Три сестры» А.Чехова, «Варвары» М. Горького, «Бег» М. Булгакова, «Кремлевские куранты» Н.Погодина. Свою лепту в создание спектаклей внесли художник театра Н.Медовщиков - заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии СССР и композитор П. Аедоницкий. В этот период ведущими артистами труппы были народные артисты РСФСР Е. Мязина, К. Синицын, А.Машков, В.Акимов, А. Филиппова, В. Бурэ, заслуженная артистка РСФСР Т. Коновалова [8]. Театр вел активную гастрольную деятельность. Сезон 1959/60 г. - это успешные гастроли в Кремлевском театре, победа на Всесоюзном фестивале горьковских спектаклей (постановка пьесы Горького «Варвары»). В 1987 г. состоялись успешные гастроли театра в Перьми, Калининграде [27, с. 31, 44]. Однако в связи с изменением зрительских потребностей и постоянными конфликтами в труппе Драматический театр им. М. Горького прекратил свое существование в конце 1980-х гг., уступив здание НЭТу.

Помимо документальных источников, публикаций в прессе, ценным источником по истории театрального искусства являются мемуары ветеранов сцены [9]. Среди них основанная на личных воспоминаниях книга заслуженной артистки РСФСР В.П.Семеновой, которая высоко оценивает творческие достижения коллег, анализирует причины гибели театра в конце 1980-х гг.: «В театре драмы всегда была большая, трудоспособная труппа. Быстрая взаимозаменяемость, параллельные спектакли, длительные гастроли. Все было как в крупных театрах периферии - не было лидера, сумевшего бы крепко держать вожжи и управлять этим норовистым организмом, терялся авторитет театра в целом, а действенной, компетентной помощи извне - не было...» [Там же, с. 43]; «Театр им. М. Горького ушел в историю города, а может быть, и страны как уникальный случай. На смену должен был прийти абсолютно новый творческий организм, лишенный нездорового соперничества,... влияния прежних авторитетов на новые поиски и дерзания» [Там же, с. 45]; «... культура и ее служители на театре должны быть современными с широкими границами этого понятия, беря лучшее из прошлого наследия и создавая базу для будущего, чтобы артисту будущего было что взять и от тебя, современный артист» [Там же, с. 321].

В 1920-х - начале 1930-х гг. существовало Нижне-Волжское театральное объединение, которое обслуживало Саратов, Сталинград и

Астрахань. Постоянной труппы оперетты в Сталинграде не было, в 1925 г. были возобновлены спектакли оперной антрепризы [31, с. 214-215]. Но выездной театр уже не удовлетворял вкусы сталинградской публики.

В сентябре 1932 г. началось формирование труппы Сталинградского государственного театра оперетты (музыкальной комедии), и уже 1 ноября театр открылся опереттой Н. Стрельникова «Холопка» [3, с. 112]. В труппе, которую возглавил музыкант и главный дирижер Б. Неймер, первоначально работало 150 человек. В репертуаре - зарубежная классика и советские пьесы. С 1938-го по 1941 г. главным режиссером театра являлся Ю.Д. Ерофеев, погибший на фронте. Новый театр творческую жизнь начал в здании театра «Конкор-дия», разрушенном в 1942 г. В 1941 г. труппа перешла в Сталинградский ТЮЗ, где попеременно давались спектакли ТЮза и музко-медии. Театр музыкальной комедии стал одним из крупных периферийных театров, его гордостью были народные артисты РСФСР А.В. Ильинский и Г.В. Палей [26].

Сталинград в 1930-е гг. становится театральным городом, в котором действовало четыре театра: драматический, музыкальной комедии, кукольный и театр юного зрителя. 7 октября 1938 г. было образовано Сталинградское отделение Всероссийского театрального общества (ВТО), первым председателем которого был Л.С.Фатин - художественный руководитель драмтеатра.

С началом войны многие работники культуры отправились на фронт. В зданиях учреждений культуры размещались госпитали, общежития, штабы, в театре музкомедии расположилась танковая часть. Особая заслуга деятелей отделения ВТО состояла в организации фронтовых бригад артистов. Артисты всех театров и филармонии вошли в культштаб, созданный при областном отделе искусств. Репертуар театров в военные годы включал преимущественно пьесы на военную и патриотическую тематику. ТЮЗ поставил спектакль «Приказ по фронту», театр музкомедии - «На берегу Амура». Проводились концерты, средства от которых шли в фонд обороны. Артисты вместе со всеми жителями города рыли окопы, участвуя в создании оборонительных сооружений, выступали в госпиталях, перед воинами - защитниками города. Каждый творческий коллектив внес вклад в разгром гитлеровских захватчиков. На средства театра музыкальной комедии был построен самолет «Сталинградский артист», переданный в действующую ар-

мию. Многие работники театров были награждены медалью «За оборону Сталинграда». 23 августа 1942 г., когда город подвергся массированной бомбардировке, эвакуация фактически только начиналась, многие деятели культуры погибли, было уничтожено имущество театров. Труппе театра музкомедии удалось вырваться из города лишь 30 августа, имущество театра сгорело у сталинградской пристани вместе с пароходом, на который было погружено.

Показательна попытка создания театра в г. Фролово накануне Сталинградской битвы. Еще в 1920-е гг. здесь с успехом проходили любительские спектакли, однако только 19 мая 1942 г. Фроловский городской Совет депутатов трудящихся принял решение организовать театр. Вероятно, с началом разрушительных бомбардировок города в июне 1942 г. эта идея не была воплощена в жизнь [14].

Восстановление культурной жизни началось вскоре после завершения Сталинградской битвы. В 1950-е гг. большим успехом у сталинградцев пользовались драмтеатр и театр музыкальной комедии, они ежегодно давали сотни спектаклей [37]. Многие спектакли свидетельствовали о творческом росте театров, на гастролях в Москве в 1955 г. центральная печать, столичная публика и театральная общественность высоко оценили спектакли Сталинградского театра музыкальной комедии.

В год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне нельзя не отметить, что Волгоградское отделение ВТО относилось к созданию спектаклей на военно-патриотическую тему особенно ответственно. Приглашались военные консультанты, а на сцене артисты-фронтовики со своими наградами играли самих себя. Примером такого сотрудничества могут служить постановка в драмтеатре спектакля «Я Сталинград» В.Богомолова об ополченцах Сталинграда, в театре музкомедии - «Был такой катер» по пьесе В. Есьмана и К. Крикоряна на музыку В. Семенова. Всероссийское театральное общество учредило для Волгоградского отделения специальную премию за лучший спектакль на военно-патриотическую тему, которая вручалась много лет 2 февраля.

За свою 70-летнюю историю Волгоградский ордена «Знак Почета» драматический театр им. М.Горького внес огромный вклад в патриотическое воспитание нового поколения. В его репертуаре было много спектаклей, посвященных героике войны: «Я любил вас...» В. Дроботова, журналиста, «Сталинградский

дневник» В. Ершова и А. шейнина, «Вихрастые подпольщики» В.Клюкина, артиста театра, заслуженного артиста РСФСР, «Мамаев курган», «Где волны бушуют» В. Николаева, артиста театра, участника Сталинградской битвы, «Дни и ночи» К. Симонова, «Главная высота» Ю. Виноградова, «Любящая тебя» А.Антокольского, «Бои имели местное значение...» В. Кондратьева и др. Работники театра музыкальной комедии также ставили спектакли на военную тему: «Дочь океана», «Страницы любви», «Севастопольский вальс», «Вол-жаночка», «Сталинград-42», «Поют сталинградцы». В 1995 г. театр получил статус музыкального. Театр юного зрителя неоднократно обращался к событиям Сталинградской битвы (постановки баллады о Сталинграде «И помнит мир спасенный» Ю.Мишаткина, «Мальчишки Сталинграда» В.Еремы, «Горячий снег» по роману Ю.Бондарева, «Невесты 42-го» Ю.Виноградова, «Завтра была война» Б.Васильева). Областной театр кукол, воспитывая патриотические чувства в сердцах самых маленьких зрителей, ставил «РВС», «Военную тайну», «Сказание о городе Лебедин-це», «Через всю войну» по пьесе главного режиссера В. Колядича. В репертуаре театров наших дней тема войны, героизма звучит так же актуально, как и 70 лет назад [25].

Государственная культурная политика, ориентированная на всеобщую доступность и идеологическое воздействие художественной культуры, стимулировала развитие театрального дела не только в административном центре, но и в районах области, где также имелись театральные традиции.

Богатые театральные традиции имеет Ка-мышинский драматический театр. В 1934 г. Московский государственный камерный театр под руководством А.Я.Таирова открыл свой филиал в Камышине, начав сезон в декабре спектаклем «Чудесный сплав» Киршона. В начале следующего года театр ставит пьесы «Чапаев» Д.Фурманова (режиссер Ю.Юрьев) и «Женитьба» Н.Гоголя (режиссер Кайданов). Торжественное открытие филиала состоялось 17 октября 1935 г. спектаклем «Бесприданница» А.Н.Островского, а 26 октября театр был утвержден как колхозно-совхозный филиал № 4 Московского государственного камерного театра с включением в сеть гостеатров РСФСР, художественным руководителем был утвержден М.А.Гершт. Театр занимал первые места на ежегодных областных смотрах колхозно-совхозных театров. В 1939 г. на Всесоюзном фестивале колхозно-совхозных теа-

тров в Москве камышане показали спектакли «На дне» и «Терентий Иванович», тепло встреченные столичной прессой. В 1940-1941 гг. театр обращается к героико-патриотической тематике, выпуская прекрасные спектакли «Киквидзе» Доросели, «Две ночи» Симонова, «Овод» Войнич и др.

В 1941-1943 гг. театр находился в эвакуации в Сызрани, труппа восстанавливается в 1945 г. В сезоне 1954/55 г. театр проводит отчетные гастроли в Сталинграде. Ведущий актер И.Н.Гуро становится первым заслуженным артистом РСФСР в театре. В 1958 г. главным режиссером стал заслуженный деятель культуры ДАССР П.В. Джапаридзе, перестроивший работу театра, к нему потянулись интересные актеры и художники. В 1961 г. на базе театра была создана трехгодичная драматическая студия. В 1970 г. Камы-шинский и урюпинский колхозно-совхозные театры были реорганизованы в Волгоградский областной гастрольный драматический театр с базой в г. Камышине. В 1980-е гг. обозначился творческий подъем с приходом главного режиссера А.С.Вершинина. Коллектив театра три года завоевывал третье призовое место среди театров РСФСР (их было 360). В 1991 г. он вновь преобразован в Камышинский драматический театр [11, с. 9-12]. С 1995 г. при нем создан молодежный театр кукол «Калейдоскоп». В 1998 г. спектакль «Варшавская мелодия» по пьесе Л.Зорина был показан в Москве и неоднократно поощрялся на фестивалях [21]. В настоящее время Камышин-ский драматический театр (художественный руководитель В.К.Геворгян) остается единственным классическим театром русской драмы на территории Волгоградской области [32].

Перестройка российского общества на началах рыночной экономики в конце ХХ в. повлекла за собой и изменение театральной политики. По решению руководства области в 1988 г. в историческом здании драматического театра режиссер М.И.Джангишерашвили открыл Новый экспериментальный театр (НЭТ), ориентированный на коммерциализацию культуры и зрителя, сформировавшегося в период первоначального накопления капитала. умело поставленная работа распространителей билетов, грамотная реклама привели к тому, что даже в самые сложные в экономическом отношении времена театр был полон, попасть на спектакль было всегда нелегко.

Репертуар Волгоградского государственного нового экспериментального театра составляют пьесы отечественных и зарубеж-

ных драматургов. Как отмечал театральный критик А. Рувинский в газете «Волгоградская правда», этот театр имеет пристрастие к музыкально-песенно-танцевальному обрамлению спектаклей. Феерия красочности, бурного веселья, пламенных страстей присутствуют на сцене НЭТа всегда. В театре часто играют классические пьесы, отмеченные нетрадиционным режиссерским ходом. Характерен для НЭТа комедийно-водевильный репертуар. Многие актеры получили звания заслуженных, труппа побывала на гастролях в СшА, Германии, Италии. В февральской афише НЭТа 2015 г. спектакли: «Голый король», «Ромео и Джульетта», «Похищение любви», «Хомо эректус, или Обмен женами», «Бал воров» и др.

Создание в Сталинграде Театра юного зрителя началось в марте 1932 г., а 18 октября 1933 г. Сталинградский ТЮЗ открылся в помещении бывшего кинотеатра «Колизей». На премьере труппа показала спектакль «Принцесса Турандот», который после первого же просмотра сняли как не соответствующий требованиям детского театра. Но спустя пять дней, ловко жонглируя текстом произведения, постановщики переделывают пьесу, превращая принцессу и принца в бедняка и служанку. Постановка состоялась, спектакль шел в театре более двух лет и, по воспоминаниям очевидцев, пользовался успехом у зрителей. Все газетные рецензии того времени свидетельствуют о том, что Сталинградский ТЮЗ был любим и посещаем. Жизнь театра была очень активной и разнообразной. В его репертуаре были популярные до настоящего времени пьесы и сказки, такие как «Мещанин во дворянстве», «Плутни Скапена», «Лекарь поневоле» Мольера, «Недоросль» Фонвизина, «Женитьба Бальзаминова», «Бедность не порок» А.Н.Островского, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира. В 1938 г. при театре появились театр кукол и балетная студия. Впоследствии многие юные артисты балета стали профессионалами и работали в Волгоградском музыкальном театре. Последний адрес Сталинградского ТЮЗа: улица Октябрьская, 16 [37]. 23 августа 1942 г., во время налета на город немецких бомбардировщиков, в здание ТЮЗа попала бомба, полностью его разрушившая.

Только через двадцать восемь лет, 22 марта 1970 г., в Волгограде был открыт новый театр юного зрителя. Открывался первый сезон сказкой П.Ершова «Конёк-горбунок», в котором была занята вся труппа [38]. Директором театра стал заслуженный артист России

А.А. Высоцкий, первым главным режиссером - заслуженный деятель искусств и заслуженный артист России В.И. Давыдов. С этими именами связан первый, почти десятилетний, этап жизни волгоградского ТЮЗа, во время которого на сцене театра были поставлены такие замечательные спектакли, как «Город на заре» А. Арбузова, «Три мушкетера» А. Дюма, «Аленький цветочек» С. Аксакова и др. Первая актерская труппа состояла из выпускников театральных вузов и училищ Ленинграда, Саратова, Ростова, Волгограда. Своеобразный период жизни театра связан с именем режиссера Ю. Котова, когда заметно вырос интерес взрослых зрителей к ТЮЗу, особенно к спектаклям классического репертуара. «Банкрот, или Свои люди - сочтемся» А. Островского и «Ромео и Джульетта» В.Шекспира вызывали бурные споры. Для молодых актеров в театре открыли малую сцену, но это не сгладило творческие конфликты. Труппа объединилась, когда театр возглавил заслуженный артист Грузии Е. Басилашвили, поставивший спектакли «Прощай, овраг» и «Али-Баба и сорок разбойников». Характерным явлением тех лет было обилие актерских постановок. Поставили целую обойму ярких спектаклей как на большой, так и на малой сцене: «А со мной как?» Б. Киффа, «Продавец дождя» Р. Нэша, «Одлян, или Воздух свободы» по роману Л. Габышева, ставший первым режиссерским опытом нынешнего директора ТЮЗа А. Авходеева. Театр долго работал в условиях капитального ремонта, не переставая играть спектакли. Основой репертуара ТЮЗа остаются спектакли для детей, но обычными стали и спектакли для взрослых [7].

Кукольный театр, основанный в середине 1930-х гг., вырос на базе самодеятельного кружка кукольников под руководством Ви-гонта при Доме народного творчества. Первой пьесой стала «Марфа-летчица» (1936). В 1937 г. кукольники перешли под начало ТЮЗа. В 1939 г. кукольный театр стал самостоятельным, режиссером был назначен А.А.Хмелев, ставший после войны художественным руководителем Волгоградского театра кукол. Ставились пьесы «Красный флаг», «Золотой петушок», «Кот в сапогах», которые играли на сцене ТЮЗа, в школах, пионерских лагерях, на детских площадках.

Сталинградский кукольный театр вновь открылся в 1958 г. Несмотря на различные проекты, Волгоградский государственный театр кукол так и не получил отдельного здания. Театр известен спектаклями для самых малень-

ких зрителей: «Таинственный гиппопотам», «Цветик-семицветик» и др. Современный театр обращается к серьезной тематике постановкой спектаклей «Через всю войну», «Мальчик у Христа на елке» (по Ф.М.Достоевскому) и др. В театре работают талантливые, увлеченные артисты Л.Березова, А.Вершинин, художник Ф.Новиков. Перемены в работе театра начались с приходом главного режиссера В.Колядича, он разнообразил репертуар, стал инициатором проведения в Волгограде ежегодного международного фестиваля театров кукол «Серебряный осетр» [32].

На рубеже 1980 - 1990-х гг. на волне перестройки, приведшей к плюрализму и децентрализации культуры, наряду с утратами театрального наследия были реализованы инновационные проекты. Творческая инициатива, поиск новых форм театрального искусства, характерные для современного периода развития культуры, нашли проявление в создании различных новых театров в Волгоградском регионе.

Движение за возрождение казачества наш-ло отражение в создании Волгоградского государственного донского казачьего театра, в состав которого вошли бывшие актеры расформированного драматического театра. Основателем и художественным руководителем Донского театра является заслуженный артист Рос-сии В.И.Ляпичев, поставивший на этой сцене более сорока спектаклей классического и современного репертуара. Театр открылся в 1992 г. премьерой спектакля «Я пришел дать вам волю» по одноименному произведению В.М.Шукшина. Были поставлены пьесы Ю.Хмельницкого «Ванька Каин», Ю.Войтова и В.Ляпичева «Чубатые ребяты», А.Серафимовича «Пески» и др., премьерой 22-го сезона стала комедия «Коммуналка» по произведениям М.Зощенко, А.Аверченко, Н.Тэффи. Волгоградский музыкально-драматический казачий театр - один из первых профессиональных театральных коллективов современной России, воплощающий в своем творчестве традиции донского казачества [8], стремящийся поддерживать связь поколений, создающий свой стиль и творческие традиции. Театр неоднократно гастролировал по городам России и ближнего зарубежья.

Бывшая актриса драмтеатра заслуженная артистка России З. Гурова создала Театр одного актера, в репертуаре которого «Душечка», «Медея», «Материнское поле» и другие пьесы.

Инновационные подходы к развитию театрального искусства проявились в создании в 2000-е гг. молодежных театров: Театра сатиры и юмора, муниципального молодежно-

го театра в Волгограде, Волжскго драматического театра. Театральное искусство развивается не только в областном центре, но и в малых городах. Популярны кукольные театры. В г. Калаче-на-Дону А.Г. Рукосуев организовал уникальный театр кукол «Волшебный фонарь» с детской театральной студией и камерным театром «Комната грез». Театр является лауреатом всероссийских театральных фестивалей. В Волжском работает кукольный театр «Арлекин» [35], а в Камышине - муниципальный кукольный театр «Арлекино».

Театральное искусство развивается не только на профессиональной основе, но и как самодеятельное творчество. Для художественной самодеятельности 1930-х гг. характерно искусство больших форм - хор, театр, балет, оркестр и т.д. В заводских дворцах культуры и клубах работали драматические и оперные коллективы, осуществлявшие серьезные постановки: в клубе им. Горького на СТЗ оперная студия к десятилетию завода подготовила спектакль «Евгений Онегин», драматический коллектив - «Свои люди - сочтемся». По инициативе артистов МХАТа практиковалось наставничество над самодеятельностью: артисты драмтеатра А.Н.Стешин и А.А.Смурыгин шефствовали над самодеятельностью тракторного завода, художественным руководителем Красноармейского театра был Н.В.Ладыгин. Лекции по теории и истории театра читали Н.А.Соколов, Л.С.Фатин, А.А.Смурыгин.

После Сталинградской битвы тяга к культуре была огромной, с мая 1943 г. открываются полуразрушенные клубы. К осени в клубах СТЗ и «Красного Октября» появились театры рабочей молодежи - ТРАМы. Продолжалось шефство артистов драматического театра над самодеятельными коллективами. Кукольники «Красного Октября» давали представления в обеденный перерыв.

Одна из тенденций в самодеятельности -стремление к овладению высшими формами искусства, созданию самодеятельных народных театров, которые по уровню своему приближаются к профессиональному искусству. Первыми в Волгограде звание народного получили театральные коллективы домов культуры заводов «Баррикады» [29] и тракторного, который в 1960 г. выступал на сцене Кремлевского театра с пьесой П.Ульева «Дом Павлова» [24].

В наши дни в городских и сельских поселениях на основе домов и центров культуры организуются самодеятельные театры: жир-новский «Театр малых форм», самодеятельный театр юного зрителя «Талант» в Котель-никово, детский народный театр «Три ореш-

ка» Октябрьского районного Дома культуры, арт-клуб «Наш театр» в Михайловке и др. В 1985 г. в Котовском районном Доме культуры режиссер Л.Смирнов создал Камерный самодеятельный театр «Авось», его первой постановкой стала сказка Л.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» [28]. В Кумыл-женском районе в этнокультурном казачьем центре «Кошав-гора» создан кукольный вертепный театр [17].

Таким образом, театр остается востребованным не только как интересное проведение досуга, но и как средство формирования гармонично развитой личности, духовности у детей и молодежи. Театр является художественным институтом, осуществляющим важнейшую социально-коммуникативную миссию, передавая из поколения в поколение нравственные и художественные ценности, опыт и навыки художественного восприятия, понимание психологических механизмов, необходимых человеку в процессе социализации.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что развитие театрального искусства в Волго-Донском регионе шло в общем русле развития отечественной культуры. В то же время в развитии театрального дела Волгоградской области нашла отражение региональная специфика. Местные театры продолжают славные традиции, заложенные ведущими театральными деятелями и энтузиастами культуры. Основная масса театральных коллективов сосредоточенна в областном центре, где существуют театры, имеющие длительную историю развития и ставшие важнейшей составляющей культурного облика региона. Театры Сталинграда - Волгограда играли существенную роль в формировании мировоззрения, духовно-нравственном воспитании многих поколений волгоградцев. Театр является формой развития народного творчества, о чем свидетельствует возникновение новых самодеятельных театральных коллективов. Поиск новых моделей и форм сценического выражения привлекает современного зрителя. Современная социокультурная ситуация в России, в том числе в регионе, характеризуется потерей театрами части зрителей. Это связано с утратой традиций русского классического театра. Инструментом реализации социально-культурного потенциала театра в регионе должна стать эффективная театральная политика. Современный волгоградский театр развивается в русле общих тенденций мирового и отечественного театрального искусства, сочетая традиционную и инновационную театральную эстетику.

список литературы

1. Андрианова Г.Н. Как Царицын развлекался. Волгоград, 2004.

2. Андрианова Г.Н. Летопись театральной жизни Царицына // Стрежень: науч. ежегодник / под ред. М.М.Загорулько. Вып. 6. Волгоград: ГУ «Издатель», 2008. С.318-336.

3. Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына - Сталинграда - Волгограда. Волгоград: Изд-во «Универсал», 1991. С. 21-22.

4. Апаликов В.В. Драматический театр в Царицыне (1872-1917) // Стрежень: науч. ежегодник. Вып. 2. Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. С. 306-311.

5. Арто А. Театр и его двойник. М.: АСТ, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Байкин А.Г. Царицын: путешествие по страницам городской печати. М.: Книга по требованию, 2013. С. 239-244.

7. Беспальцева Г. «Женюсь, женюсь...» // Отчий край. 2006. № 2 (50). С. 161-166.

8. Беспальцева Г. «Но с благодарностью, что были...» // Отчий край. 2003. № 3 (39). С.221-226.

9. Болотова Е.Ю., Липатов А.В. Документальные источники для изучения деятельности учреждений культуры Сталинграда - Волгограда в 19531964 гг.: по материалам ГАВО // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журнал ВГСПУ. 2010. № 4 (9). С. 52-54. URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/217_pub.pdf.

10. Болотова Е.Ю., Савицкая О.Н. Нижнее Поволжье в экономическом, политическом, социокультурном пространстве России XIX-XX вв.: опыт региональных исследований // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 185-191.

11. Ватажко В. История возникновения и развития театрального дела в г. Камышине // Город старый, город новый...: краеведческие чтения. Вып. 2. Камышин: 1997. С. 6-12.

12. Галкова О.В., Комиссарова Е.В., Петрова И.А., Савицкая О.Н. Культурное наследие Волгоградской области (структура и актуальные проблемы охраны памятников культуры). Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013.

13. Дмитриевский Н.Е. Морфология «Театр и зрители». М.: Изд-во «Сова», 2004.

14. Ермольев Н.В. Попытка создания театра в г. Фролово в 1942 г. // Фроловский историко-краеведческий сборник / сост. Н.В. Ермольев. Волгоград, 2003. С. 140-142.

15. Ионин Л. Социология культуры. М.: Изд-во «Дашков и К» , 2005.

16. Комиссарова Е.В. Из истории восстановления учреждений культуры Сталинграда в 1943 -1945 гг.//Окончание войны в Сталинграде и Кельне 1943 - 1945 гг. : материалы Междунар. науч. конф. / под ред. М.М. Загорулько. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997. С. 143-149.

17. Комиссарова Е. В. Креативность провинциальных учреждений культуры как фактор развития российских регионов // Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации: кол. монография: в 2 ч. / под общ. ред. О.Н. Астафьевой СПб. : ЭйДОС, 2014. С. 469-486.

18. Комиссарова Е.В. «Культурный фронт» в дни Сталинградской битвы // История в подробностях. 2012. № 8 (26). С. 78-86.

19. Комиссарова Е.В. Социально-культурная деятельность в Сталинградской области в годы Великой Отечественной войны // Новые направления в решении проблем АПК на основе современных ресурсосберегающих, инновационных технологий: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Волгоград, 26-27 янв. 2010 г. Волгоград: ИПК «Нива», 2010. Т. 4. С. 154-159.

20. Коркия Э.Д. Театр постмодернизма как со-циокоммуникативная система. М.: Прогресс, 1990.

21. Культурное строительство Волгоградской области. 1917 - 1941 гг. : сб. док. и материалов. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1980 Т. 1.

22. Культурное строительство Волгоградской области. 1941-1980. : сб. док. и материалов. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1981. Т. 2.

23. Лащилин Б.С. Народный театр донских казаков // Историко-краеведческие записки. Вып. 3. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1975. С.138-144.

24. Люшин. С.П. Из истории партийных организаций Поволжья. Волгоград: ВГПУ, 1967. С. 216-244.

25. Мельмонт Е. Сталинградцы на сцене // Свет Сталинграда: Творческие организации Волгограда - 60-летию Победы в Сталинградской битве. Волгоград: ГУ «Издатель», 2002. С. 753-754.

26. Петрова И.А., Комиссарова Е.В. Культурная революция в Волго-Донском регионе (19171941 гг.) // Интеграционные процессы в науке, образовании и аграрном производстве - залог успешного развития АПК: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 25-27 янв. 2011 г. Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГСХА», 2011. Т. 4. С. 131-148.

27. Семенова В.П. Встречи и расставания: записки актрисы. Волгоград: ГУ «Издатель», 2004.

28. Смирнов Л. «В Котово на «Авось!» // Отчий край. 2001. № 3 (31). С.193-197.

29. Сталинградская правда. 1957. 10 окт.

30. Театры // Грани культуры. 2013. № 21-22. С. 5,8,14-15.

31. Энциклопедия Волгоградской области. Волгоград / гл. ред. О.В.Иншаков. Волгоград: ГУ «Издатель», 2007. С. 169-170.

32. Волгоградский областной краеведческий музей (ВОКМ). Материалы выставки «Культу-

ра Волгоградской области в начале III тысячелетия: традиции и новаторство». 2000-2009 // Архив

вокм.

33. Большой Энциклопедический словарь. 2000 [Электронный ресурс]. URL: .http://dic.aca-demic. ru/dic.nsf/enc3p/ (дата обращения: 4.02. 2015).

34. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2354/ (дата обращения: 04.02.2015).

35. Елохин А. Театры города Волжского. 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.volzsky. ru/afisha/place/teatr-kukol-arlekin/ (дата обращения: 04.02.2015).

36.URL: http://theatre.helllab.ru/18.html (дата обращения 4.02.2015).

37. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 71. Оп. 15. Д. 34.Л. 36.

38. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 32. Д. 2. Л. 341.

* * *

1. Andrianova G.N. Kak Caricyn razvlekalsja. Volgograd, 2004.

2. Andrianova G.N. Letopis' teatral'noj zhizni Caricyna // Strezhen': nauch. ezhegodnik / pod red. M.M.Zagorul'ko. Vyp. 6. Volgograd: GU «Izdatel'», 2008. S.318-336.

3. Andrianova G.N. Hudozhestvennyj oblik Caricyna - Stalingrada - Volgograda. Volgograd: Izd-vo «Universal», 1991. S. 21-22.

4. Apalikov V.V. Dramaticheskij teatr v Caricyne (1872-1917) // Strezhen': nauch. ezhegodnik. Vyp. 2. Volgograd: GU«Izdatel'», 2001. S. 306-311.

5. Arto A. Teatr i ego dvojnik. M.: AST, 1993.

6. Bajkin A.G. Caricyn: puteshestvie po stranicam gorodskoj pechati. M.: Kniga po trebovaniju, 2013. S. 239-244.

7. Bespal'ceva G. «Zhenjus', zhenjus'...» // Otchij kraj. 2006. № 2 (50). S. 161-166.

8. Bespal'ceva G. «No s blagodarnost'ju, chto byli...» // Otchij kraj. 2003. № 3 (39). S.221-226.

9. Bolotova E.Ju., Lipatov A.V. Dokumental'nye istochniki dlja izuchenija dejatel'nosti uchrezhdenij kul'tury Stalingrada - Volgograda v 1953-1964 gg.: po materialam GAVO // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurnal VGSPU. 2010. № 4 (9). S. 52-54. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/217_ pub.pdf.

10. Bolotova E.Ju., Savickaja O.N. Nizhnee Povolzh'e v jekonomicheskom, politicheskom, socio-kul'turnom prostranstve Rossii XIX-XX vv.: opyt regional'nyh issledovanij // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 8 (62). S. 185-191.

11. Vatazhko V. Istorija vozniknovenija i razvitija teatral'nogo dela v g. Kamyshine // Gorod staryj, gorod

novyj...: Kraevedcheskie chtenija. Vyp. 2. Kamyshin: 1997. S. 6-12.

12. Galkova O.V., Komissarova E.V., Petrova I.A., Savickaja O.N. Kul'turnoe nasledie Volgogradskoj oblasti (struktura i aktual'nye problemy ohrany pamjatnikov kul'tury). Volgograd: Izd-vo VolgGMU, 2013.

13. Dmitrievskij N.E. Morfologija «Teatr i zriteli». M.: Izd-vo «Sova», 2004.

14. Ermol'ev N.V. Popytka sozdanija teatra v g. Frolovo v 1942 g. // Frolovskij istoriko-kraevedcheskij sbornik / sost. N.V. Ermol'ev. Volgograd, 2003. S. 140-142.

15. Ionin L. Sociologija kul'tury. M.: Izd-vo «Dashkov i K», 2005.

16. Komissarova E.V. Iz istorii vosstanovlenija uchrezhdenij kul'tury Stalingrada v 1943 - 1945 gg.// Okonchanie vojny v Stalingrade i Kel'ne 1943 -1945 gg. : materialy Mezhdunar. nauch. konf. / pod red. M.M. Zagorul'ko. Volgograd: Izd-vo VolGU, 1997. S. 143-149.

17. Komissarova E. V. Kreativnost' provincial'nyh uchrezhdenij kul'tury kak faktor razvitija rossijskih regionov // Sovremennaja kul'turnaja politika kak kreativnaja dejatel'nost': upravlenie i innovacii: kol. monografija: v 2 ch. / pod obshh. red. O.N. Astafevoj SPb. : JeJDOS, 2014. S. 469-486.

18. Komissarova E.V. «Kul'turnyj front» v dni Stalingradskoj bitvy // Istorija v podrobnostjah. 2012. № 8 (26). S. 78-86.

19. Komissarova E.V. Social'no-kul'turnaja dejatel'nost' v Stalingradskoj oblasti v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Novye napravlenija v reshenii problem APK na osnove sovremennyh resursosberegajushhih, innovacionnyh tehnologij: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 65-letiju Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne. Volgograd, 26-27 janv. 2010 g. Volgograd: IPK «Niva», 2010. T. 4. S. 154-159.

20. Korkija Je.D. Teatr postmodernizma kak sociokommunikativnaja sistema. M.: Progress, 1990.

21. Kul'turnoe stroitel'stvo Volgogradskoj oblasti. 1917 - 1941 gg. : sb. dok. i materialov. Volgograd: Nizh.-Volzh. kn. izd-vo, 1980 T. 1.

22. Kul'turnoe stroitel'stvo Volgogradskoj oblasti. 1941-1980. : sb. dok. i materialov. Volgograd: Nizh.-Volzh. kn. izd-vo, 1981. T. 2.

23. Lashhilin B.S. Narodnyj teatr donskih kazakov // Istoriko-kraevedcheskie zapiski. Vyp. 3. Volgograd: Nizh.-Volzh. Kn. izd-vo, 1975. S.138-144.

24. S. P. Ljushin. Iz istorii partijnyh organizacij Povolzh'ja. Volgograd: VGPU, 1967. S. 216-244.

25. Mel'mont E. Stalingradcy na scene // Svet Stalingrada: Tvorcheskie organizacii Volgograda -60-letiju Pobedy v Stalingradskoj bitve. Volgograd: GU «Izdatel'», 2002. S. 753-754.

26. Petrova I.A., Komissarova E.V. Kul'turnaja revoljucija v Volgo-Donskom regione (19171941 gg.) // Integracionnye processy v nauke, obrazovanii i agrarnom proizvodstve - zalog uspeshnogo razvitija APK: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Volgograd, 25-27 janv. 2011 g. Volgograd: FGOU VPO «VGSHA», 2011. T. 4. S. 131-148.

27. Semenova V.P. Vstrechi i rasstavanija: zapiski aktrisy. Volgograd: GU «Izdatel'», 2004.

28. Smirnov L. «V Kotovo na «Avos'!» // Otchij kraj. 2001. № 3 (31). S.193-197.

29. Stalingradskaja pravda. 1957. 10 okt.

30. Teatry // Grani kul'tury. 2013. № 21-22. S. 5,8,14-15.

31. Jenciklopedija Volgogradskoj oblasti. Volgograd / gl. red. O.V.Inshakov. Volgograd: GU «Izdatel'», 2007. S. 169-170.

32. Volgogradskij oblastnoj kraevedcheskij muzej (VOKM). Materialy vystavki «Kul'tura Volgogradskoj oblasti v nachale III tysjacheletija: tradicii i novatorstvo» 2000-2009 // Arhiv VOKM.

33. Bol'shoj Jenciklopedicheskij slovar'. 2000 [Jelektronnyj resurs]. URL: .http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc3p/ (data obrashhenija: 4.02.2015).

34. Bol'shoj tolkovyj slovar' po kul'turologii. Kononenko B.I. 2003 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2354/ (data obrashhenija: 04.02.2015).

35. Elohin A. Teatry goroda Volzhskogo.2009 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.volzsky.ru/ afisha/place/teatr-kukol-arlekin/ (data obrashhenija: 04.02.2015).

36.URL: / http://theatre.helllab.ru/18.html (data obrashhenija 4.02.2015).

37. Centr dokumentacii novejshej istorii Volgogradskoj oblasti (ZDNIVO). F. 71. Op. 15. D. 34. L. 36.

38. CDNIVO. F. 71. Op. 32. D. 2. L. 341.

Regional traditions and creative initiative in the dynamics of development of the dramatic art of the Volgograd region

There is considered the regional specificity of the history ofdevelopment of the dramatic art in the context of the socio-cultural dynamics of the end of the XIX -beginning of the XXI centuries.

Key words: culture, dramatic art, traditions, works of art, folk theatre, initiatives.

(Статья поступила в редакцию 10.02.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.