Научная статья на тему 'Основные пути формирования театральных коллективов Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953)'

Основные пути формирования театральных коллективов Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / АСТРАХАНСКАЯ / ВОЛГОГРАДСКАЯ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТИ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Ирина Сергеевна

Автор анализирует основные источники пополнения театральных трупп и меры закрепления творческих кадров в театральных коллективах Астраханской, Саратовской и Сталинградской областях в послевоенные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные пути формирования театральных коллективов Нижнего Поволжья в послевоенные годы (1945-1953)»

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (35), 2010

96 —

9. Глотов М. Б. Границы предмета «социология искусства» // Социс. 1999. № 1. С. 127.

10. Еремеева А. Н. Художественная жизнь Юга России в условиях противостояния. 1917-1920 гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Краснодар, 1999.

11. Перов Ю. Ф. Художественная жизнь общества ... С. 146.

12. Куклин А. Я. Введение в социологию искусства (проблема искусства как общезначимой ценности). Л., 1978. С. 17-19.

13. Ветохин Е. А. Развитие художественной жизни Сибири в контексте влияния сибирского областничества: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2008. С. 13.

I. V. USHENKO. ARTISTIC LIFE AND ARTISTIC CULTURE: CORRELATION OF DEFINITIONS

This article is dedicated to the comparison of the concepts «artistic life» and «artistic culture» in their discourse of cultural studies.

Key words: artistic culture, artistic life, consumption of products of artistic production.

и. с. ПЕТРОВА

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1953)

Автор анализирует основные источники пополнения театральных трупп и меры закрепления творческих кадров в театральных коллективах астраханской, Саратовской и Сталинградской областей в послевоенные годы.

Ключевые слова: Нижнее Поволжье, астраханская, волгоградская, Саратовская области, культура, искусство, театр.

Первостепенное значение проблемы формирования театральных коллективов определялось прежде всего тем, что в годы Великой Отечественной войны численность работников искусств в РСФСР снизилась на 94 тысячи человек (64,3%) по сравнению с 1941 годом [1]. Сложности с художественно-руководящим, творческим и техническим персоналом имелись и в Нижневолжском регионе. Не все работники театров возвратились с фронта. Так, из Сталинградского театра музыкальной комедии ушли 22 человека, а вернулись единицы.

Известно, что в истории российской культуры театр всегда занимал особое место. В разные годы актеры и режиссеры рассказывали с театральных подмостков о проблемах прошлого, настоящего и будущего. Послевоенный период стал переломным в развитии общества в целом и в работе театров в частности. В сложных условиях послевоенного восстановления страны, идеологического прессинга, усилившегося в последние годы жизни Сталина, театральная жизнь продолжалась, сочетая в себе элементы социалистического реализма и лучшие традиции русского театра.

Одним из первых шагов по укреплению театральных трупп Нижнего Поволжья стало приглашение творческих работников из других регионов. Одни приезжали по направлениям отделов искусств, другие надеялись на признание творческого таланта в новом городе, третьих привлекали обещанные местной властью материальные блага (квартиры, более высокая зарплата, звания).

В 1945-1948 годах театры Саратова получили значительное пополнение: в драматический театр имени К. Маркса прибыл заслуженный артист РСФСР А. Колобаев, в театр оперы и балета имени Н. Чернышевского - народный артист УзССР Н. Варламов и другие, а в ТЮЗ, находившийся в стадии становления, поступили 14 специалистов [2]. Следует отметить, что во время Великой Отечественной войны Саратовский ТЮЗ был эвакуирован в Актюбинск. В начале 1943 года для организации работы детского театра на базе бывшего Саратовского и Калининского ТЮЗов Комитет по делам искусств СССР перевел в Саратов 29-летнего режиссера и художественного руководителя Ю. Киселева - выпускника театральной студии Московского камерного театра А. Таирова. Он приехал со своими коллегами по Калининскому театру - режиссерами В. Давыдовым и П. Васильевым. Таким образом, в саратовские театры республиканского значения направлялись работники, имевшие профессиональное образование, творческий опыт и высокие звания.

Театры Астрахани в большей степени испытывали нужду в творческих кадрах, но здесь ситуация складывалась иначе. Астраханский отдел по делам искусств поставил вопрос о пополнении театров кадрами перед Комитетом по делам искусств РСФСР. В результате в местный ТЮЗ был направлен режиссер К. Ведерников, в драмтеатр - заслуженный деятель искусств РСФСР Л. Самборская, заслуженный деятель искусств БССР Н. Лойтер и др. [3]. В основном поток творческих работников

№ 1 (35), 2010

"Культурная жизнь Юга России" ^

предназначался в 1945-1946 годах для создания Астраханского театра музыкальной комедии. Его коллектив был сформирован из представителей девяти театров аналогичного профиля, трех оперных и двух драматических театров, передвижного театра г. Ярославля, а также выпускников местного музыкального училища и товарищества художников [4]. Так, из Сталинградского театра музыкальной комедии сюда прибыл художественный руководитель Е. Синицын, из Ижевского театра музыкальной комедии - режиссер Г. Минеев, из Армавирского драматического театра - режиссер Ю. Пажитский [5]. Всего для создания этой труппы было направлено 88 человек, не считая работников технических цехов, сформированных в основном из местных кадров.

Уже в начале 1946 года в деятельности театра музыкальной комедии возникли проблемы, связанные с большим штатом, отсутствием целенаправленного руководства, хорошего современного репертуара. По мнению дирижера театра М. Этингера, все это привело к его расформированию в апреле 1948 года [6]. Астраханский театр музыкальной комедии был не единственным коллективом, прекратившим работу в 1948 году. Кроме него, в СССР было закрыто еще 11 театров этого жанра, не выдержавших перехода на бездотационные условия работы.

Не менее сложная ситуация с квалифицированными кадрами сложилась в Сталинграде. В связи с массированными бомбардировками города в конце августа 1942 года началась эвакуация театров: драматического - в Сызрань, кукольного

- в Камышин - Казань - Омск, ТЮЗа - в Казань. Первым в родной город вернулся коллектив драм-театра (июль 1943 г.), затем музкомедии (август 1946 г.), позднее - театр кукол (1948 г.). Труппа ТЮЗа в Сталинград не возвратилась ввиду отсутствия помещения для работы.

Пополнение театральных трупп Сталинграда кадрами началось вскоре после освобождения города от немецко-фашистских войск. В сентябре 1943 года Комитетом по делам искусств при СНК СССР в Сталинград было направлено 18 актеров [7]. В 1945-1948 годах в драмтеатр имени М. Горького пришли талантливые творческие работники - заслуженный артист АзССР В. Акимов, режиссер Л. Фатин, а в театр музыкальной комедии - народный артист Таджикской ССР Л. Ицков, артист Е. Кушнир и др. Театр кукол возглавил прибывший из Москвы художественный руководитель Донатов.

В 1949-1953 годах руководство театров продолжало политику приглашения артистов. Для пополнения саратовских детских театров прибыли три новых режиссера в ТЮЗ, в театр кукол

- режиссер, художники, актер Ренц. В Астрахани обновился кадровый состав драматического театра имени С. М. Кирова. Сюда были направлены заслуженный артист Казахской ССР, режиссер А. Резинин, заслуженный артист РСФСР Л. Рит-тер и др. В Сталинграде укреплялся новыми творческими работниками театр музыкальной комедии. Среди них - народный артист РСФСР, ре-

жиссер Ю. Хмельницкий, заслуженный деятель искусств РСФСР, дирижер Д. Пекарский и др. Однако число актеров, прибывших в регион в 1949-1953 годах, сократилось в несколько раз по сравнению с предшествующим периодом (19451948). Причиной сокращения была укомплектованность штатов, связанная с улучшением материального положения артистов.

Происходил и отток талантливых актеров театров Нижнего Поволжья в другие регионы. Только из Саратовского театра оперы и балета имени Н. Чернышевского в Москву были переведены четыре актера, в Ленинград - три, в театры Риги и Львова - два [8]. В 1946 году из Сталинграда в Астрахань и в театр Приморской железной дороги отбыли художественные руководители Синицын и Смеянов, а из Астрахани в Вологду, Новочеркасск, Хабаровск - Истомин-Кастровский, Парамонов, Рабичев [9]. По данным Ю. Голуба и Д. Баринова, для оказания организационной и режиссерско-постановочной помощи учреждениям культуры западных регионов РСФСР только в 1945-1947 годах крупные театральные центры Поволжья направили 240 творческих работников [10].

В работе Е. Горфункеля и некоторых других авторов указывается на существование в послевоенный период так называемой «актерской биржи труда»: актеры бросали одни театры и перебирались в другие. По мнению В. Галицкого, главного режиссера Тамбовского областного драматического театра имени А. В. Луначарского, причинами переездов были неудовлетворенность ролями, жилищными условиями, творческие «провалы» [11]. Горфункель отмечает: «Внутри страны шла еще одна война - за руководство искусством» [12]. Позволим себе согласиться и с тем, и с другим.

Большую роль в закреплении кадров играли местные партийные и советские органы власти. Их мнение было решающим при распределении квартир, утверждении кандидатур на звания и премии, надбавок к зарплате. Однако обещания, данные приглашенным артистам, не всегда выполнялись. Жилье получали только высококвалифицированные артисты, да и то не сразу и не все. Так, в период с 1945 по 1953 год в документах профсоюза работников искусств нет сведений о выделении квартир театральным деятелям. В основном им предоставлялись комнаты. Большая же часть артистов проживала в общежитиях и на съемных квартирах. Звания давались за исполнение ролей партийных деятелей и воплощение героического образа советского человека. В Нижневолжском регионе в эти годы лауреатами Сталинской премии стали 24 человека, заслуженными и народными артистами - 22.

Неудовлетворенность молодых актеров размером заработной платы также не способствовала стабилизации творческих коллективов. Зарплата артистов в регионе превышала в 1,5 раза среднемесячный оклад заводских рабочих, но разрыв в оплате труда начинающих и ведущих артистов был значительным. Так, в Сталинградском театре музыкальной комедии заслуженный артист РСФСР В. Г. Соловьев получал в 1949 году 2 тыс.

gg "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (35), 2010

руб. в месяц, а начинающий артист П. А. Шаряев - всего 500 руб. [13].

В целях закрепления молодых актеров в провинциальных театрах и для повышения их квалификации в 1945-1948 годах в стране ежегодно организовывались смотры. За участие в них зарплата повышалась на 50-200 руб. в месяц. Так, в 1945 году на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей благодарностью были отмечены М. Бевза и О. Калинина, актрисы Саратовского театра оперы и балета [14]. За участие в 3-м туре Всероссийского смотра творческой молодежи драматических театров, проходившего с августа 1946-го по март 1947 года, актеру Саратовского ТЮЗа А. Ремянникову и еще семи участникам были повышены оклады, а пять артистов получили премию Саратовского обкома профсоюза работников искусств [15]. В 1946 году в четверку лучших детских театров страны вошли саратовские театры кукол и юного зрителя, по результатам смотра были премированы 10 творческих работников. Следует отметить, что в последующие годы эта форма укрепления театральных трупп утратила свое значение.

Одним из источников пополнения театральных коллективов стала подготовка квалифицированных кадров на местах. К концу войны возобновили работу Астраханское музыкальное училище, Саратовское театральное училище имени И. Слонова, Саратовский заочный институт художественно-технического ученичества, Саратовская консерватория имени Л. Собинова. Эти учебные заведения готовили специалистов не только для местных учреждений искусств, но и для театров всей страны. Однако выпуски были небольшими - шесть-семь человек в год. Незначительный процент этих выпускников оставался в Астрахани, Саратове и Сталинграде. Среди них - Г. И. Сальников (Саратовское театральное училище), М. Н. Ефимова (Саратовская консерватория) и др.

Местной кузницей кадров являлись студии. На рубеже военного и мирного времени в РСФСР было организовано 40 театральных студий, в которых обучалось более полутора тысяч будущих актеров [16]. Возобновившие свою работу студии при драматическом театре, театре оперы и балета, ТЮЗе Саратова, как правило, возглавляли художественные руководители, режиссеры, балетмейстеры. В среднем ежегодно в драматических студиях проходили обучение 25 человек, в хореографических - 30, однако число выпускников было в 2-3 раза меньше - в среднем по 812 человек. Особую известность получила студия Саратовского ТЮЗа, обеспечившая театр собственными кадрами. Из ее стен вышли народная артистка СССР В. Ермакова, заслуженный артист РСФСР В. Начинкин и др.

Иная ситуация сложилась в Астрахани и в Сталинграде. К 1953 году при астраханских театрах студий создано не было, а в Сталинграде действовала только одна - при драмтеатре, где получили образование заслуженный артист УзССР и РСФСР К. Синицын, С. Алоянцев и др.

Таким образом, в 1945-1952 годах лидером театрально-студийной жизни в Нижнем Поволжье был Саратов. Здесь сосредоточивались наиболее профессиональные творческие кадры, имевшие возможность готовить себе смену. К началу 1950-х годов театральные коллективы региона были сформированы из актеров, прибывших по направлению Комитета по делам искусств Совета Министров РСФСР или по приглашению режиссеров и художественных руководителей, и дополнены выпускниками местных учебных заведений и студий. В целом театры Нижнего Поволжья имели высокопрофессиональный состав.

Литература и источники

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-5508. Оп. 2. Д. 277. Л. 14.

2. Государственный архив Саратовской области. Ф. Р-1070. Оп. 2. Д. 63. Л. 9; Ф. Р-1104. Оп. 1. Д. 122. Л. 12; Ф. Р-2865. Оп. 1. Д. 26. Л. 3.

3. Государственный архив современной документации Астраханской области. Ф. 325. Оп. 1. Д. 90. Л. 110-115; Оп. 4. Д. 190. Л. 15-16.

4. ГАРФ. Ф. Р-5508. Оп. 2. Д. 364. Л. 48.

5. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. Р-2075. Оп. 2. Д. 999. Л. 7-8.

6. Этингер М. А. Музыкальная культура Астрахани. Волгоград, 1987. С. 125.

7. Культурное строительство в Волгоградской области. 1941-1980: сб. док. и материалов: в 2 т. Волгоград, 1981. Т. 2. С. 65-66.

8. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 1. Д. 4356. Л. 134а, 135.

9. ГАРФ. Ф. Р-5508. Оп. 2. Д. 364. Л. 46-48.

10. Голуб Ю. Г., Баринов Д. Б. Судьбы российской художественной интеллигенции в условиях сталинского режима. Саратов, 2002. С. 142.

11. Галицкий В. А. Записки периферийного главрежа. Тамбов, 2003. С. 23.

12. Горфункель Е. Иннокентий Смоктуновский. М., 1990. С. 5.

13. Государственный архив Волгоградской области. Ф. Р-6029. Оп. 1. Д. 12. Л. 6.

14. ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4921. Л. 139.

15. ГАРФ. Ф. Р-5508. Оп. 2. Д. 377. Л. 1, 11, 58, 58 об.

16. Голуб Ю. Г., Баринов Д. Б. Судьбы российской художественной интеллигенции ... С. 145.

I. S. PETROVA. FORMING OF THEATER GROUPS IN THE LOWER VOLGA REGION DURING THE POSTWAR YEARS (1945-1953)

The author analyzes the main sources of theater troupes staffing and measures of the retaining of creative staff of theater companies in the Astrakhan, Saratov and Stalingrad regions.

Key words: Lower Volga region, Astrakhan region, Volgograd region, Saratov region, culture, art, theater.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.