6. Doni D.B. Enciclopedia italiana / Treccani.it URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/ giovanni-battista-doni_(Dizionario-Biografico)/
7. Riman G. Glarean // Musical dictionary. Moscow, 1901. V. 1. P. 360-361.
8. Martini G.B. Esemplare o sia saggio fondamentale pratico di contrappunto fugato. Parte 2. Bologna, 1776, P. 385.
УДК 78.071.4 А.Э. РУДЯКОВА
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССАХ САРАТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИРМО
Рудякова Алла Эдуардовна, кандидат искусствоведения, преподаватель отдела вокального искусства Саратовского областного колледжа искусств (Саратов, ул. Радищева, 22), [email protected]
Аннотация. В статье на основании редких документов реконструируется хоровая деятельность музыкальных классов Саратовского отделения ИРМО. Установлено, что основной проблемой формирования полноценных учебных хоров являлась недостаточная укомплектованность хористами, причиной чего можно назвать большое количество хоровых коллективов при городских Обществах и учебных заведениях, а также малая популярность данного вида обучения в среде местных меломанов.
Ключевые слова: Саратовское отделение ИРМО, учебная программа, концертная деятельность, церковное и светское пение, хоровая деятельность.
UDC 78.071.4 A.E. RUDYAKOVA
PECULIARITIES OF THE CHORAL ACTIVITY FORMATION IN MUSIC CLASSES OF THE SARATOV BRANCH OF THE IRMS
Rudyakova Alla Eduardovna, candidate of history of art, lecturer of the department of vocal art of the Saratov regional college of arts (22, Radishcheva st., Saratov), [email protected]
Abstract. Based on rare documents, the article reconstructs the choral activity of the music classes of the Saratov branch of the IRMS. It was established that the main problem in the formation of full-fledged educational choirs was the insufficient staffing of choristers, the reason for which can be called a large number of choir groups at the city Societies and educational institutions, as well as the low popularity of this type of training among the local music lovers.
Keywords. Saratov branch of IRMS, curriculum, concert activities, church and secular singing, choir activities.
Искусство хорового пения сыграло значительную роль в становлении Саратовских вокальных традиций. В губернии оно развивалось по следующим направлениям: бытовое народное хоровое творчество, хоровое музицирование меломанов, пение в церковных хорах (выработавшее особую культуру звука), обучение хоровому пению в образовательных учреждениях, носившее рекомендательный (а впоследствии и обязательный) порядок, и делившееся на церковное и светское.
В 1873 году при деятельной поддержке губернатора М.Н. Галкина-Враского в городе открывается местное отделение Императорского Русского музыкального общества, являвшееся инициатором создания в Саратове профессионального музыкального образования. Первым почином отделения была организация музыкальных классов (1873). Планы просветительской деятельности нового объединения включали в себя проведение не только симфонических, но и хоровых концертов. В то же время испытывался недо-
статок желающих участвовать в хоровых коллективах, что повлекло за собой (с целью привлечения хористов) организацию в музыкальных классах бесплатного обучения: «согласно заявлению заведующего вокальным отделением музыкальных классов директора г. Иордани учреждены раз в неделю для желающих обучаться хоровому пению «даровые» классы», в число которых входил и класс сольфеджио [1, с. 2]1. Для усиления состава хора хорошими голосами были введены обязательные правила для обучающихся сольному пению: «учащиеся в классе пения обязаны петь в хорах ИРМО и участвовать безвозмездно в концертах ИРМО» [2, с. 8-15].
Руководство отделения старалось укреплять и повышать качество хоровой подготовки, осуществляемой в новом учебном заведении - так, на средства общества были приобретены ноты для хорового класса, а также «хор музыкальных классов в составе 65 человек был снабжен достаточным количеством голосов сольфеджий и упражнений для развития голоса» [3, с. 3].
Проблемы и трудности укомплектования хора ИРМО прослеживаются в отчетах местного руководства в Главную дирекцию Санкт-Петербурга, что в выражается в оценке деятельности педагогов музыкальных классов в зависимости от количества посещающих хоровые спевки. Например, в отчетах имеются следующие записи: «в 18771878 класс сольфеджио и хорового пения вел К.Э. Вебер - под его руководством всегда посещало хор 55 чел.» [4, с. 3]; «класс сольфеджио и хорового пения под руководством Т.П. Макаровой был посещаем числом до 10 человек» [5, с. 8] и т.д.
Надо сказать, что руководство музыкальных классов предпринимало попытки привлечь хористов с помощью новых методик. Интересное предложение по упорядочению и расширению программы обучению хоровому пению в учебном заведении поступило в 1880 г. от директора классов К.Э. Вебера. По мнению К.Э. Вебера, занятия хоровым пением должны включать в себя обучение: «русскому церковному пению под руководством опытного регента; классическому пению из опер, ораторий и других сочинений как русских, так и иностранных композиторов; пению русских народных песен; прохождение программы в классе сольфеджий» [5]. Как мы видим, новшеством было предложение введения в хоровой курс церковного пения, до этого не изучавшееся в музыкальных классах. Однако согласно протоколам заседаний дирекции местного отделения, предложение К.Э. Вебера было рассмотрено и отклонено «ввиду ограничения средств» [6, с. 40-42].
Поскольку в своей деятельности Саратовское отделение ИРМО опиралось всего лишь на малочисленный хор музыкальных классов, было принято решение привлекать к музицированию хоры различных учебных заведений - Мариинского института, Мари-инской гимназии, Александровского ремесленного училища и т.д. [7, с. 175]. Одним из примеров такого сотрудничества можно назвать концерт духовной музыки, состоявшийся в апреле 1894 г. в совместном исполнении хоров Музыкальных классов и Александровского училища под управлением Ф.П. Фомичева (сбор предназначался в пользу музыкальных классов и бедных учеников Александровского училища). Прозвучали духовные произведения русских композиторов и оратория И. Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте» [8, с. 17].
Сотрудничество же с образовательными учреждениями ведомства императрицы Марии не было столь успешно. Согласно информации, приведенной в отчете отделения, сформирован был смешанный хор под руководством приглашенного преподавателя хорового пения И.П. Ларионова (из более чем 120 участвующих), который должен был принять участие в вечерах, устраиваемых Саратовским отделением. Но руководство женской гимназии не нашло возможным дозволить ученицам петь в вечерах в зале коммерческого собрания, а так как женская часть хора состояла преимущественно из
1 Здесь и далее приведены данные из материалов, хранящихся в отделе редких книг Саратовской областной научной библиотеки.
учениц этой гимназии, «то вскоре расстроился и самый хор, потерявший главную основу своего существования» [8]. Тут же отделением ИРМО был организован хор под руководством окончившего курс Варшавской консерватории А.К. Попкевича. Хор имел не более 60 человек и принял участие в тех вечерах, которые проходили только в помещении музыкальных классов [8].
Причиной сотрудничества Саратовского отделения ИРМО с хорами из других учебных заведений было то, что их хористы обучались по утвержденной программе, имели стабильные постоянные репетиции и могли обеспечить достаточный уровень исполнения в концертах. В то же время в городе осуществляли деятельность сильные хоровые объединения при различных обществах и кружках меломанов. Так, был популярен хор городского Общества любителей пения «Лира». В 1877 году директор музыкальных классов К.Э. Вебер был приглашен туда устраивать спевки и музыкальные вечера, а также быть руководителем музыкального отдела. Это дало возможность впоследствии исполнять более серьезные и трудные сочинения на собраниях Саратовского отделения ИРМО объединенным хорами музыкальных классов и любителей пения общества «Лира» [7].
Одним из недостатков развития хорового отделения в Саратовских музыкальных классах ИРМО можно также назвать отсутствие в преподавательском составе профессиональных хоровиков-дирижеров. В основном это были музыканты с пианистическим, оркестровым или теоретическим образованием. Так, теоретик И.П. Ларионов вел хоровой класс и класс сольного пения с 1877 по 1888 г. С 1889 г. свободный художник К.К. Горский был приглашен преподавать в классах скрипки, теории, сольфеджио, хорового пения и совместной игры [9, с. 18]. К.К. Горский был скрипач, поскольку в программе Квартетного собрания от 14 апреля 1890 года он значится как исполнитель партии скрипки в Квартете для двух скрипок, альта и виолончели, опус 132 а-то11 Л. Бетховена [9]. К.К. Горский проработал всего год, а вместо него по этим же предметам был принят некто О.И. Чабан [9]. Как мы видим, подбор педагогического состава осуществлялся дирекцией Отделения ИРМО хаотично: вести хоровые дисциплины зачастую приглашались не обладавшие необходимым опытом и образованием музыканты. Впоследствии в открывшемся на базе музыкальных классов музыкальном училище (1895) руководство местного отделения ИРМО старается более продуманно подбирать педагогов, что дает возможность осуществлять профильное обучение дирижеров-хоровиков.
Итак, основной проблемой деятельности хорового отделения Музыкальных классов, на основе которого и формировался хор, задействованный в мероприятиях местного отделения ИРМО, являлась трудность с укомплектованием обучающимися. Возможными причинами этого можно назвать хаотичность подбора преподавательского состава, не представляющие интерес программы обучения, а также большое количество уже имеющихся хоровых коллективов в Саратове в кружках, обществах, учебных заведениях. Несмотря на принятие дирекцией определенных мер, тенденция недостаточного количества желающих пройти хоровое обучение сохраняется вплоть до открытия Саратовского музыкального училища.
Литература
1. Очерк о деятельности Саратовского отделения ИРМО за семилетний период существования. 1973-1880. Саратов, 1881.
2. Правила для обучающихся в Саратовских музыкальных классах. Саратов, 1873.
3. Отчет за 1877-1878 гг. Саратовского отделения ИРМО и состоящих при нем музыкальных классов. Саратов, 1879.
4. Отчет за 1878-1879 гг. Саратовского отделения ИРМО и состоящих при нем музыкальных классов. Саратов, 1880.
5. Отчет за 1880-1881 гг. Саратовского отделения ИРМО и состоящих при нем музыкальных классов. Саратов, 1882.
6. Протоколы заседаний дирекции Саратовского отделения ИРМО за 1880-1881 год. Саратов, 1880.
7. Евдокимов Я.К. Из музыкального прошлого. Москва, 1960.
8. Отчет за 1884-1885 гг. Саратовского отделения ИРМО и состоящих при нем музыкальных классов. Саратов,1886.
9. Отчет за 1889-1890 гг. Саратовского отделения ИРМО и учрежденных при нем Музыкальных классов. Саратов, 1891.
References
1. Essay on the activities of the Saratov branch of the IRMS for a seven-year existence. 1973-1880. Saratov, 1881.
2. Rules for students in the Saratov music classes. Saratov, 1873.
3. Report for 1877-1878 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1879.
4. Report for 1878-1879 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1880.
5. Report for 1880-1881 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1882.
6. Minutes of meetings of the Directorate of the Saratov branch of the IRMS for 18801881. Saratov, 1880.
7. Evdokimov Ya.K. Iz muzykalnogo proshlogo [From the musical past]. Moscow, 1960.
8. Report for 1884-1885 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1886.
9. Report for 1889-1890 of the Saratov branch of the IRMS and its musical classes. Saratov, 1891.
УДК 7.067.4 И.А. СМАГИНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЦАРИЦЫНА: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ ФИЛАРМОНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
Смагина Ирина Александровна, главный специалист отдела творческого планирования Волгоградской филармонии (Волгоград, набережная им. 62-й Армии, 4), [email protected]
Аннотация. Статья впервые освещает малоизученный вопрос о музыкальной жизни дореволюционного Царицына. Автором рассматриваются формы оркестрового, камерного, хорового концертного исполнительства; приводятся редкие данные о музыкальных событиях и артистических персоналиях. Среди факторов, способствующих активизации концертного дела в Царицыне, особо выделена роль Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества и музыкальных классов при нем. Отмечен проблемный в целом характер развития концертной жизни уездного Царицына.
Ключевые слова: театр «Конкордия», А.В. Лапшин, А.А. Серебряков, концерты - «музыкальные собрания», хоровые духовные концерты.
UDС 7.067.4 I.A. SMAGINA
MUSICAL LIFE OF PRE-REVOLUTIONARY TSARITSYN: TO THE QUESTION OF THE ORIGINS OF PHILHARMONIC TRADITIONS
Smagina Irina Aleksandrovna, chief specialist of the department of creative planning of the Volgograd philharmonic (4, im. 62-y Armii emb., Volgograd), [email protected]