Музыкальное исполнительство и образование DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-91-111
СТАНОВЛЕНИЕ ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
И. А. Свиридова,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435
А. Г. Труханова,
Московский государственный институт культуры,
Химки (Московская область), Российская Федерация, 141406
Аннотация. В статье рассматриваются истоки формирования и основные черты творческой, педагогической, научной и методической деятельности преподавателей кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Анализируются их исполнительские и педагогические принципы, в которых интегрированы традиции московской и петербургской ди-рижёрско-хоровых школ. Традиции первой из них были заложены Николаем Михайловичем Данилиным, каноны второй нашли отражение в плодотворном вкладе в подготовку хормейстеров Семёна Александровича Заливухина. Результатом паритетного взаимодействия ведущих школ российского дирижёрско-хорового образования стало рождение в Саратовской консерватории кафедры хорового дирижирования, представленной главным её богатством - педагогами нескольких поколений замечательных профессионалов. Показано, что в преддверии 80-летнего юбилея коллектив кафедры, сохраняя и приумножая лучшие традиции, накопленные старшими представителями отечественной хоровой школы, остаётся открытым новаторским тенденциям XXI века, с характерным для него поиском новых путей воплощения художественного содержания средствами вокально-хорового искусства.
Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, дирижёрско-хоровое образование, кафедра хорового дирижирования, Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, К. Б. Птица, С. А. Заливухин, М. В. Тельтев-ская, Л. С. Заливухина, Е. П. Сидорова.
Благодарности. Авторы благодарят профессорско-преподавательский состав кафедры дирижирования Саратовской государственной консерватории имени
© Свиридова И. А., Труханова А. Г., 2022
0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
91
Л. В. Собинова и преподавателей цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» Саратовского областного колледжа искусств за предоставленные материалы. Выражают сердечную признательность редактору журнала «Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education», кандидату педагогических наук, доценту, профессору кафедры музыкально-исполнительского искусства МПГУ Елене Павловне Красовской за детальный многофакторный анализ предложенного к публикации текста статьи, высокопрофессиональные замечания и рекомендации по его доработке.
Для цитирования: Свиридова И. А., Труханова А. Г. Становление дирижёрско-хорового образования в Саратовской консерватории // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. Т. 10. № 3. С. 91-111. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-91-111.
DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-91-111
THE FORMATION OF THE CONDUCTING AND CHORAL EDUCATION AT THE SARATOV CONSERVATORY
Irina A. Sviridova,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435
Alexandra G. Trukhanova,
92 Moscow State Institute of Culture,
Khimki (Moscow region), Russian Federation, 141406
Abstract. The article examines the origins of the formation and the main features of the creative, pedagogical, scientific and methodological activities of teachers of the Choral Conducting Department of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov. Their performing and pedagogical principles are analyzed, in which the traditions of the Moscow and St. Petersburg conducting and choral schools are integrated. The traditions of the first of them were laid down by Nikolai Mikhailovich Danilin, the canons of the second were reflected in the fruitful contribution of Semyon Aleksandrovich Zalivukhin to the training of choirmasters. The result of the parity interaction of the leading schools of Russian conducting and choral education was the birth of the Department of Choral Conducting at the Saratov Conservatory, represented by its main wealth - teachers of several generations of remarkable professionals. It is shown that on the eve of the 80th anniversary, the staff of the department, preserving and multiplying the best traditions accumulated by senior representatives of the national choral school, remains open to innovative trends
of the XXI century, with its characteristic search for new ways of embodying artistic content by means of vocal and choral art.
Keywords: Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov, conducting and choral education, Department of Choral Conducting, N. M. Danilin, G. A. Dmitrevsky, K. B. Bird, S. A. Zalivukhin, M. V. Teltevskaya, L. S. Zalivukhina, E. P. Sidorova.
Acknowledgements. The authors express their gratitude to the teaching staff of the Department of the Directorate of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov and the teachers of the cyclic commission "Choral direction" of the Saratov Regional College of Arts for the materials provided. They express their heartfelt gratitude to the editor of the journal "Musical Art and Education", PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Music and Performing Arts of the Moscow Pedagogical State University Elena Pavlovna Krasovskaya for a detailed multifactorial analysis of the text of the article proposed for publication, highly professional comments and recommendations for its revision.
For citation: Sviridova I. A. Trukhanova A. G. The Formation of the Conducting and Choral Education at the Saratov Conservatory. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10 no. 3, pp. 91-111 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-3-91-111.
Введение
«Память о добрых делах должна жить долго. И ближайшим потомкам надлежит вести точный счёт достойным свершениям своих старших современников, передавать думу о них последующим поколениям. В формировании традиций - не только почтительная дань живых ушедшим, но и большая сила, воспитывающая человека...»
К. Б. Птица [1, с. 285].
В преддверии двух юбилейных дат -110-летия Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (2022) и 80-летия кафедры хорового дирижирования (2023) - авторами настоящего исследования (хормейстерами, выпускниками консерватории) проведён анализ истории её становления и развития. Его
результаты послужили основанием для написания данной статьи с целью раскрытия эволюции представлений о содержании дирижёрско-хорового образования, оформившихся в течение столь солидной временной дистанции, ключевых позиций в подготовке молодых хормейстеров, принципов организации учебного процесса в условиях интеграции московской и петербургской дирижёрско-хоровых школ на саратовской почве.
У истоков становления кафедры хорового дирижирования Саратовской консерватории
В начале XX века в период интенсивного развития системы музыкального образования в России возникла насущная потребность в профессионально подготовленных музыкантах, в результате чего остро встал вопрос об увеличении числа
93
специализированных учебных заведений. Открытие в 1912 году в Саратове Алексеевской консерватории (названной в честь наследника Николая II цесаревича Алексея), третьей по счёту в России и первой в провинции, явилось знаковым событием не только для провинциального волжского города, музыкальная жизнь которого с этого момента начала активно развиваться, но и для страны в целом. Первым директором нового учебного заведения был назначен Станислав Каспарович Экснер - выпускник Лейпцигской и Петербургской консерваторий по классу фортепиано, выдающийся музыкант и общественный деятель, директор музыкального училища, созданного в 1895 году на основе Музыкальных классов Саратовского отделения Императорского русского музыкального общества [2, с. 102].
Процесс становления кафедр Саратовской консерватории происходил в течение нескольких десятилетий и осуществлялся под руководством авторитетных представителей отечественного музыкального искусства.
В первые годы в Саратовской консерватории высокое качество вокальной культуры студентов обеспечивалось преподавателями кафедры сольного пения, одного из её структурных подразделений, сформировавшегося к 1912 году. Особая роль в этом процессе принадлежала Михаилу Ефимовичу Медведеву, выдающемуся российскому тенору, драматическому актёру, руководителю оперного театра, приглашённому в консерваторию в качестве профессора.
Становление системы историко-тео-ретической подготовки обучающихся осуществлялось под руководством Леопольда Морицевича Рудольфа, музыковеда, композитора и педагога, окончившего Московскую консерваторию по классам С. И. Танеева и М. М. Ипполитова-
Иванова. Проведённая им реорганизация образовательного процесса (корректировка планов, отбор учебных предметов, установление последовательности их изучения и т. д.) способствовала улучшению уровня преподавания дисциплин теоретического цикла, что, безусловно, оказало положительное влияние на повышение профессиональной грамотности студентов.
Мощным стимулом для организации в консерватории специализированной подготовки по овладению искусством хорового дирижирования стало проведение в период с 1912 по 1917 годы силами студенческого симфонического оркестра цикла из 20 концертов. Во время выступлений коллектива за дирижёрским пультом, помимо местных капельмейстеров (И. И. Сливинского, Я. Я. Гаека, Г. Э. Ко-нюса, М. Л. Пресмана, Л. М. Рудольфа), стояли столичные маэстро: А. К. Глазунов, Н. Н. Черепнин, К. С. Сараджев, Н. А. Малько, В. И. Сафонов и другие. Пример авторитетных мэтров пробудил интерес обучающихся к овладению дирижёрской профессией, что в свою очередь стимулировало руководство консерватории к созданию специальной кафедры, отвечавшей за соответствующую подготовку, причём не только в области симфонического дирижирования, но и в сфере искусства управления хором.
К 1936 году в Саратовской государственной консерватории (с 1935 года носившей имя Л. В. Собинова) к числу шести функционирующих кафедр добавилась ещё одна, в контексте которой осуществлялась подготовка как музыкально-теоретических, так и хоровых кадров. Хоровой подотдел кафедры был самым малочисленным по количеству обучающихся [3, с. 22-25; 4], но именно он стал предшественником созданной несколькими годами позднее кафедры хорового
дирижирования как самостоятельной структуры вуза.
Важным периодом в её становлении явились годы Великой Отечественной войны, во время которых в Саратов были эвакуированы многие видные специалисты - профессора и доценты высших музыкальных учебных заведений Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза. Наряду с педагогической и научно-методической деятельностью представители столичной консерватории развернули полноценную просветительскую и общественную работу, регулярно выступая с концертами в частях Красной Армии, военных госпиталях, заводах и школах. Одновременно с этим при непосредственном участии московских коллег в городе активизировалась работа по возрождению детской музыкальной самодеятельности, в частности хорового творчества детей. Одним из её вдохновителей и организаторов стал замечательный хормейстер, профессор Московской консерватории Георгий Александрович Дмитревский. Выступления возглавляемого им хора Украинского Радиокомитета, эвакуированного в Саратов вплоть до мая 1943 года, пользуясь большой популярностью, стимулировали поиск преподавателями эффективных и доступных в условиях военного времени форм вокально-хоровой работы с подрастающим поколением.
Приезд в поволжский город Г. А. Дмитревского, а также других выдающихся мастеров хорового искусства - Василия Петровича Мухина, Владислава Геннадьевича Соколова, Ивана Платоновича Пономарькова, их недолгая по времени, но весьма плодотворная по результатам музыкально-педагогическая деятельность послужили импульсом к созданию в 1943 году в Саратовской консерватории кафедры хорового дирижирования [5; 6; 7; 8].
На рисунке 1 представлено «генеалогическое древо» кафедры, которое наглядно демонстрирует преемственность традиций двух школ отечественного ди-рижёрско-хорового образования. Одна из них связана с исполнительской, педагогической и научно-методической деятельностью эвакуированных в годы Великой Отечественной войны представителей блестящей плеяды хоровых дирижёров Московской консерватории, продолжателей традиций Синодального училища. Другая - отражает опыт работы музыкантов-педагогов, окончивших Петербургскую консерваторию и унаследовавших ценностные ориентиры петербургской Певческой капеллы.
Рассмотрим несколько подробнее деятельность представителей каждой из школ, акцентируя внимание на особенностях их творческих подходов к подготовке будущих музыкантов-хормейстеров.
Преемственность традиций московской дирижёрско-хоровой школы в деятельности кафедры хорового дирижирования
Существенная роль в формировании фундамента кафедры Саратовской консерватории принадлежит наследникам и продолжателям исполнительских и педагогических принципов Николая Михайловича Данилина (1878-1945), выдающегося хормейстера, педагога, профессора Московской консерватории. Пройдя великолепную школу обучения в Синодальном училище под руководством С. В. Смоленского и В. С. Орлова, Н. М. Данилин в дальнейшей своей деятельности активно развивал богатейшее наследие русской хоровой культуры. При этом он опирался на лучшие достижения дореволюционной педагогики (в частности, на принцип фундаментального
95
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
кафедры (хорового) дирижирования Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова
СИНОДАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ,
\ ВАСИЛИИ СЕРГЕЕВИЧ ОРЛ.О]
регент Синодального хора директор Синодального училища (1901-1907)
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРЕ
СТЕПАН ВАСИЛЬЕВИЧ СМОЛЕНСКИЙ
Iдиректор Синодального училища (1889—1901) / профессор Московской консерватории I управляющий придворной Певческой капеллой (1901—1903)/
НИКОЛАИ МИХАИЛОВИЧ ДАНИЛИН
профессор Московской консерватории
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШУМСКИЙ
первый заведующий кафедрой хорового дирижирования Саратовской консерватории ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ ЛИНЬКОВ
доцент Саратовской консерватории
МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА ТЕЛЬТЕВСКАЯ
профессор Саратовской консерватории
ГЕОРГИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДМИТРЕВСКИИ
профессор Московской консерватории профессор Ленинградской (СПб) консерватории
- КЛАВДИЙ БОРИСОВИЧ ПТИЦА
<профессор музыкально-педагогического института (РАМ) имени Гнесиных^у профессор Московской консерва/пории
ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВНА СИДОРОВА
профессор Саратовской консерватории
ЛИДИЯ СЕМЕНОВНА ЗАЛИВУХИНА
доцент Саратовской консерватории
Рисунок 1. «Генеалогическое древо» кафедры хорового дирижирования Figure 1. "Family tree" of the Department of Choral Conducting
подхода к подготовке регентов и учительских кадров), которые положительно повлияли на развитие системы профес-л/ сиональной подготовки хормейстеров в советский период.
Система профессиональной подготовки в классе Н. М. Данилина, которую перенимали и его ученики, строилась в соответствии с принципами дидактики. В его работе нашли отражение:
1. Принцип наглядности. Осознавая, что в хормейстерской деятельности внутренне слышимые (представляемые) дирижёром музыкальные звуковые образы становятся понятны хору или оркестру только путём материализации в пространстве через жест, Николай Михайлович уделял внимание зрительной наглядности (зрительным образам), считал её важнейшим условием обретения студентами яркости, отчётливости и полноты
музыкальных представлений. Одним из воплощений данного принципа на его занятиях выступало использование специально подобранных иллюстраций-образов из смежных видов искусства, конкретизирующих и оттачивающих выразительность художественного движения рук, а также исполнение партитур на рояле.
2. Принцип сознательности и активности. Данный принцип подразумевал взаимосвязь педагогического руководства с положительным (позитивным) отношением учащихся к учебному процессу, осознанием ими значимости получаемых знаний, сущности изучаемых проблем, необходимости и важности обучения. Любые действия обучающегося, связанные с постижением музыкального содержания, освоением дирижёрской техники или воплощением партитуры на
фортепиано, строились на глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении осознанно применять знания на практике.
3. Принцип прочного усвоения знаний. Н. М. Данилин не допускал формального, основанного на механическом заучивании, подхода студентов к изучению музыкального материала. Овладение знаниями, умениями и навыками осуществлялось в его классе путём мобилизации всех познавательных процессов учащихся, и прежде всего восприятия, воображения, памяти, внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, логического мышления, основанного на многоапектном анализе. Сохранению и закреплению в сознании обучающегося пройденного материала способствовала продуманная репертуарная политика, при которой новое всегда строилось на основе прочно усвоенного раннее и, закрепляя его, позволяло подняться на более высокую ступень познания.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения. Именно Н. М. Данилину принадлежит заслуга в разработке данного принципа в обучении дирижированию, доказавшего свою эффективность на хоровом факультете Московской консерватории. Суть его заключалась в особой системе преподавания, основанной на логически выстроенной последовательности элементов учебного процесса. Это значит, что преподаваемая информация строго планировалась, состояла из законченных разделов, модулей и шагов. В каждой учебной теме выделялись идейные центры и главные понятия, которым подчинялись остальные части темы, лекций или уроков.
5. Принцип доступности, согласно которому обучение должно соответствовать индивидуальным особенностям учащихся и опираться на уже накопленные
ими знания, подразумевал построение учебного процесса в направлении - «от простого к сложному, от известного к неизвестному». Его реализация осуществлялась Н. М. Данилиным с учётом образовательного уровня обучающихся, их познавательных возможностей, профессиональной подготовки, возрастных особенностей, характера и опыта, потребностей и интересов. Репертуарные планы студентов составлялись в строгом соответствии с программой каждого курса. В преддверии изучения крупных по форме полотен педагог предпочитал задавать учащимся небольшие по объёму произведения с ярко выраженными художественными и техническими задачами [9, с. 128].
Воспитанниками Николая Михайловича, унаследовавшими и развившими впоследствии его исполнительские и педагогические принципы, являются блестящие отечественные хормейстеры Г. А. Дмитревский, В. Г. Соколов, К. Б. Птица и другие. Учениками Данилина, продолжившими его традиции в Саратовской консерватории стали Сергей Александрович Шумский, Петр Дмитриевич Линьков, Мария Васильевна Тель-тевская.
Первый заведующий кафедрой хорового дирижирования С. А. Шумский, имея за плечами большой опыт педагогической и дирижёрской деятельности и став в 1936 году преподавателем Саратовской консерватории, проявил себя как авторитетный музыкант и высококвалифицированный педагог. Помимо проведения занятий по хоровому дирижированию, он долгое время руководил хоровым классом, обеспечив практическую работу студентов в оперном театре. Его активная общественная деятельность проявилась в создании объединённого хорового ансамбля консерватории с привлечением студентов как вокального, так и других
97
факультетов вуза. Наряду с этим в 19401941 годах Сергеем Александровичем был создан хор при Саратовской консерватории из участников городской самодеятельности.
За годы своей многолетней педагогической работы на кафедре С. А. Шумский подготовил целую когорту замечательных выпускников, успешно продолживших хоровые традиции Саратовской консерватории в различных городах нашей страны. Плодотворный труд Сергея Александровича был отмечен присвоением ему званий заслуженный артист РСФСР, а также заслуженный деятель искусств РСФСР. Внеся неоценимый вклад в становление фундамента кафедры, он с 1945 по 1955 годы продолжил свою творческую деятельность на посту хормейстера Большого театра СССР.
Ещё одним наследником и продолжателем традиций Н. М. Данилина был талантливый хоровой дирижёр Пётр Дмитриевич Линьков (выпускник Саратовской и Московской консерваторий) -разносторонне одарённый специалист, получивший образование по трём специальностям (вокальной, теоретико-композиторской и дирижёрско-хоровой). Будучи доцентом кафедры с 1945 по 1960 годы, он сочетал педагогическую деятельность с руководством Хоровой капеллой Саратовской филармонии.
Особая роль в сохранении и развитии достижений школы Н. М. Данилина принадлежит Марии Васильевне Тельтев-ской, сыгравшей одну из ключевых ролей не только в становлении кафедры хорового дирижирования консерватории, но и системы дирижёрско-хорового образования на саратовской земле в целом.
В педагогической деятельности она развивала принципы своего великого Учителя - Н. М. Данилина, под руководством которого изучала в Московской
консерватории «Чтение хоровых партитур» - основной учебный предмет в образовательной программе дирижёра хора в 20-е годы прошлого столетия. Встреча с прославленным дирижёром сыграла судьбоносную роль в её профессиональном становлении. Такие черты личности наставника, как цельность натуры, требовательность, творческое вдохновение, проявляемое в различных видах художественно-творческой и педагогической деятельности, оставили в памяти студентки Марии Тельтевской неизгладимое впечатление, пробуждали желание ассимилировать полученный опыт в собственной исполнительской практике и воплотить его в работе с учениками [11, с. 161].
Переехав из Москвы в Саратов, она начала трудовую деятельность в консерватории в 1945 году, имея за плечами большой исполнительский и педагогический опыт. Приступив к работе в качестве заведующей кафедрой хорового дирижирования, Мария Васильевна столкнулась с многочисленными проблемами в учебном процессе. Их решение потребовало её непосредственного участия в проведении реорганизации работы студенческого хора, совершенствовании учебных планов, разработке содержания программ дисциплин, реализуемых кафедрой. Административные обязанности сочетались с выполнением М. В. Тельтевской объёмной учебной нагрузки, преподаванием таких предметов, как «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хоровая литература», «Методика детского хорового воспитания», «Народное творчество». Значимой сферой в её жизни являлась также исполнительская (просветительская) работа. Выступления студенческого хора под её руководством, неизменно становились яркими страницами культурной жизни Саратова.
По воспоминаниям коллег, Мария Васильевна обладала целым комплексом
качеств педагога-творца, без которых невозможен успех в преподавательской деятельности. Важнейшими из них выступали высокая взыскательность к себе и окружающим, феноменальное трудолюбие, огромная любовь к своей профессии. Она приучала будущих хормейстеров к усердию и систематичности в занятиях, стимулировала познавательную сферу обучающихся, призывала их к неустанному расширению кругозора, овладению продуктивными методами организации самостоятельной работы. Такой подход способствовал воспитанию не только профессиональных, но и личностных качеств студентов её класса, их характера, воли, целеустремлённости [Там же].
Выявление художественного содержания изучаемых сочинений достигалось на уроках по специальности путём углублённого проникновения обучающихся в формо-структуру (движения в направлении от крупных музыкальных построений - к периоду, фразе, интонации), осознания логики развёртывания музыкальной мысли, выявления стилевого своеобразия, особенностей средств музыкальной выразительности.
Наряду с активизацией аналитико-синтетической деятельности студентов М. В. Тельтевская в ходе освоения звукового образа стремилась пробудить воображение обучающихся, применяя такие методы работы как объяснительно-иллюстративный и художественно-эвристический. Помимо перечисленных, ею активно использовался и метод показа. Подобно Н. М. Данилину Мария Васильевна дирижировала без внешних эффектов. Однако её жест при видимой сдержанности обладал мощным внутренним волевым зарядом и всегда оставался гибким, пластичным, выразительным.
В русле традиций школы Н. М. Данилина, великолепно владеющего пианистическим искусством, формировалось и отношение студентов к воплощению изучаемого образа (прежде всего партитур a capel la) на фортепиано. В классе Тельтевской к процессу дирижирования обучающийся допускался только после убедительного, т. е. совершенного в художественном отношении исполнения хоровой партитуры на рояле. Понятие художественное исполнение ассоциировалось в сознании студентов с глубинным пониманием идейно-образного строя изучаемой музыки, эмоционально-выразительным прочтением авторского текста, точным выполнением всех указаний композитора, идеальной передачей в звучании особенностей голосоведения. Достижение художественности осуществлялось на основе неустанного совершенствования мануальной техники, продуманного подхода к выбору конкретного технического приёма, решению технологических задач в целом.
Ярким воплощением идей Данилина, связанных с сохранением преемственности традиций московской хоровой школы, QQ стала инициатива заведующей сделать одним из важнейших направлений работы кафедры оказание методической поддержки учителям образовательных и музыкальных школ города и области. Некоторыми из педагогических объединений, созданных в Саратове в 19501960-е годы, М. В. Тельтевская на протяжении многих лет руководила лично. Работа в этом направлении способствовала повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах организации и проведения учебных занятий, репетиций, открытых уроков, подготовке лекций-концертов. А хор Центральной музыкальной школы, управление которым М. В. Тельтевская наряду
100
с заведованием кафедрой осуществляла с 1946 по 1969 годы, стал для руководителей детских коллективов города и области настоящей творческой «лабораторией» по передаче и усвоению накопленного хормейстером бесценного опыта.
Неотъемлемой составной частью деятельности Марии Васильевны, как продолжателя традиций Данилина, являлась её научно-методическая работа. О широте профессиональных интересов автора можно судить по разноплановости тематики опубликованных работ. Среди более чем 30 публикаций - не только научно-методические статьи, освещающие специфику преподавания конкретных дисциплин учебного плана («Хороведение», «Методика детского музыкального воспитания»), но и материалы, посвящённые различным аспектам хормейстерской работы над репертуаром разнообразной жанровой и стилевой направленности. Значительную историческую ценность представляют также исследования Марии Васильевны о Мастерах русского хорового искусства, учителях и наставниках -Н. М. Данилине, П. Г. Чеснокове [11].
Исполнительские и педагогические традиции московской ветви дирижёрско-хоровой школы, обогащённые творческим вкладом Марии Васильевны Тель-тевской, стали надёжным фундаментом в работе кафедры хорового дирижирования Саратовской консерватории, получив дальнейшее воплощение и развитие в деятельности её многочисленных (более 100!) выпускников. В их числе: доцент В. И. Грицепанова; старший преподаватель Г. Я. Черноморская; народная артистка РФ, доцент А. А. Добромирова; заведующая кафедрой с 1979 по 1986 годы, доцент Н. С. Владимирцева; заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Н. Н. Владимирцева (заведующая кафедрой с 2018 г.), а также
педагогические «внуки»: доцент Н. А. Ко-шелева, преподаватель Е. А. Клищенко.
Преемственность традиций петербургской школы в деятельности кафедры хорового дирижирования
Весомый вклад в становление кафедры хорового дирижирования Саратовской консерватории оказал яркий представитель Петербургской школы отечественного дирижёрско-хорового образования Семён Александрович Заливухин (18931965).
Имя этого прославленного музыканта, профессора, заслуженного деятеля искусств РСФСР по праву золотыми буквами вписано в историю Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Личность огромного творческого потенциала, преемник и продолжатель замечательных традиций русской музыкальной культуры и классического музыкального образования, человек, мыслящий масштабно и перспективно, С. А. Заливухин, исполняя в различные годы обязанности ректора (1948-1959) и заведующего кафедрой хорового дирижирования (1949-1963), значительно активизировал процесс профессиональной подготовки хормейстеров, повысил требования к педагогам и студентам. Важнейшими направлениями его работы стали интеллектуализация образовательного процесса, ориентация на развитие у учащихся активной жизненной позиции, создание условий для максимально полной реализации творческого потенциала студентов, расширение их мотивации к учебной деятельности, определение путей индивидуально-ориентированного обучения, оптимизация методов и форм проведения практики.
Особое внимание уделялось вопросам формирования студенческого хора,
выстраивания системы его репетиционной и концертной работы. Мечтая о создании большого смешанного хора консерватории, отвечавшего всем требованиям учебного коллектива, Семён Александрович обратился в Министерство культуры СССР с просьбой разрешить привлечь к участию в его работе профессиональных иллюстраторов-вокалистов в количестве 20-25 человек. Положительный ответ способствовал приглашению к сотрудничеству солистов хора Саратовского академического театра оперы и балета, а также студентов вокального факультета. Проведённая реорганизация позволила расширить репертуарный багаж коллектива, включив в программы его выступлений произведения значительной степени трудности.
Забота С. А. Заливухина о повышении уровня профессиональной подготовки студентов обрела практико-ориен-тированный характер. Например, уже с первого года обучения они получали возможность оттачивать свои хормейстерские умения и навыки в работе с курсовыми ансамблями, однородными составами, а также смешанным хором. При консерватории был образован детский хор, который явился великолепной базой для проведения практических занятий студентов старших курсов. Широкое распространение получила практическая работа обучающихся с самодеятельными хоровыми коллективами [12].
Интересным нововведением, способствующим активизации творческого потенциала обучающихся, стала инициатива Семёна Александровича включать в программу государственных экзаменов обработки и переложения образцов хорового фольклорного искусства, а также собственные сочинения студентов-дипломников. Наряду с этим важнейшей его заслугой, стимулирующей мотивацию
учащихся к основательному и всестороннему постижению хормейстерской профессии, стало создание и активное функционирование в консерватории научного студенческого общества.
За время работы в качестве заведующего С. А. Заливухиным были созданы условия для повышения интереса преподавателей к научной и учебно-методической деятельности, что нашло отражение в проведении открытых уроков, семинаров. Забота о будущем кафедры проявилась и в пополнении её состава молодыми специалистами. Планомерная работа в этом направлении позволила сформировать педагогический коллектив, обладающий высокой профессиональной квалификацией.
Во всех делах, которыми занимался С. А. Заливухин, проявились незаурядный талант руководителя, обладающего масштабностью и перспективностью мышления, высокий профессионализм, человечность, порядочность, интеллигентность. Огромный авторитет Семёна Александровича способствовал избранию его кандидатуры на должность Председателя Саратовского отделения Всероссийского хорового общества, а позже - члена ревизионной комиссии. Работая на этих постах, сохраняя активную позицию по отношению к творчеству, С. А. Заливухин одной из главных своих задач видел в популяризации и распространении хорового искусства в Саратове и области. С момента организации ВХО хоровые концерты в городе стали проводиться на постоянной основе, отличались разнообразием исполняемого репертуара, привлечением различных составов участников: консерваторский хор, хоры ДМШ, а также самодеятельные коллективы.
Ещё одним организатором дирижёр-ско-хорового образования в саратовской
Фото 1. Кафедра хорового дирижирования, 1964 г. Стоят: Н. С. Владимирцева, В. К. Тыщенко, Ю. И. Датская Сидят: Г. Я. Черноморская, Л. С. Заливухина, С. А. Заливухин, Е. П. Сидорова, М. В. Тельтевская Photo 1. Department of Choral Conducting, 1964. Are standing: N. S. Vladimirtseva, V. K. Tyshchenko, Yu. I. Datskaya Are sitting: G. Y. Chernomorskaya, L. S. Zalivukhina, S. A. Zalivukhin, E. P. Sidorova, M. V. Teltevskaya
102
консерватории был Георгий Александрович Дмитревский (1900-1953) — дирижёр, учёный, педагог, по высказыванию А. Б. Павлова-Арбенина, «Прометей двадцатого века, нёсший в своём пламенном бытии страстную и горячую любовь к людям» [13, с. 4].
В профессиональном становлении Георгия Александровича интегрировались две русские дирижёрско-хоровые
Фото 2. Георгий Александрович Дмитревский Photo 2. Georgy Alexandrovich Dmitrevsky
школы - петербургская, унаследованная от профессора А. В. Александрова (выпускника Придворной певческой капеллы, впоследствии создателя системы обучения хормейстеров в аспирантуре в Московской консерватории), в классе которого он получал профессиональное образование в Московской консерватории, и московская - в лице профессора Н. М. Данилина, руководившего процессом обучения Дмитревского в аспирантуре МГК.
Свои взгляды на образование хорового дирижёра Г. А. Дмитревский впервые сформулировал в 1940 году в учебно-методическом труде «Хороведение и управление хором», а позднее, в 1948 году -в докладе «К вопросу о воспитании хорового дирижёра»: «Хоровой дирижёр должен обладать качествами хорошего педагога, музыкального режиссёра и дирижёра-исполнителя - артиста... Учить произведение с хором - великое
мастерство. Умелый дирижёр делает этот процесс трудной и трудоёмкой работы живым, интересным, увлекательным» [14, с. 16].
Главной установкой в его педагогической деятельности был девиз: «уметь, а не только знать», то есть помимо теоретических знаний хоровому дирижёру необходимо обладать комплексом практических хормейстерских навыков, формирование которых происходит с помощью «триады» учебных дисциплин - «Хорового сольфеджио», «Хорового класса» и «Дирижирования». Важнейшим компонентом урока по специальности выступает дирижирование под фортепиано. Считая данный вид деятельности неотъемлемым звеном профессиональной подготовки хормейстеров, Дмитревский всё же рассматривал его лишь в качестве вспомогательного, несколько формального средства в воспитании дирижёра. Главным условием становления профессионализма он считал выход обучающихся к хору, непосредственное общение с коллективом как живым, динамично реагирующим организмом.
При Г. А. Дмитревском сложилась традиция проводить занятия по дирижированию публично, в виде открытых уроков и мастер-классов, на которых присутствовали не только его ученики, но и студенты, обучающиеся у других преподавателей, а также аспиранты и коллеги по кафедре.
За время работы Георгия Александровича в Саратовской консерватории утвердился следующий алгоритм проведения занятий и последующих контрольных мероприятий (зачёты, экзамены) по дирижированию для студентов-хормейстеров, выработанный в Московской консерватории и ставший впоследствии обязательным для музыкальных училищ и консерваторий страны:
• игра на фортепиано одной из выученных хоровых партитур;
• предоставление краткого анализа партитуры (письменная аннотация);
• дирижирование двумя-тремя хоровыми произведениями;
• коллоквиум (ответы на вопросы) -форма проверки и оценивания знаний учащихся о художественном содержании, истории создания, особенностях формо-структуры и средств музыкальной выразительности исполняемых произведений.
Экзамены проходили в торжественной и строгой обстановке. Дмитревский требовал от студентов безупречного знания партитур (не только голосов отдельных партий, но и строения гармонической вертикали, своеобразия динамического профиля, темпо-ритмических указаний композитора и т.д.), владения инструментом, осуществления историко-стилевого анализа текста и необходимыми навыками воплощения музыкальной ткани на фортепиано [Там же, с. 14].
Важнейшей заслугой Г. А. Дмитревского явилось внедрение в учебный процесс стройной, логичной системы ди-рижёрско-хоровой практики, предложенной и успешно апробированной им ещё в период работы в столичной консерватории. Полноценность постижения студентами «тайн» репетиционной работы обеспечивалась в ходе освоения:
1) «активной практики» в учебных хорах (курсовых, факультетского) с последующим экзаменом-концертом в залах консерватории;
2) «пассивной практики», предусматривающей посещение студентами репетиций и концертов известных хоровых и симфонических дирижёров, с обязательным последующим обсуждением представленных интерпретаций совместно с преподавателями дирижёрских классов;
3) самостоятельной практики в самодеятельных или любительских хоровых коллективах, итогом которой являлись концерты на открытых площадках города или даже на государственном экзамене [13, с. 38].
Именно эти формы, по убеждению Дмитревского, способствовали результативности их будущей самостоятельной творческой деятельности.
Наследниками замечательных традиций Г. А. Дмитревского стали выдающиеся отечественные хоровые дирижёры и педагоги: К. Б. Птица, В. Г. Соколов, которые, как уже отмечалось ранее, оказали большое влияние на развитие хорового образования в Саратовской консерватории. Заметный след в становлении фундамента дирижёрской кафедры оставила одна из учениц Дмитревского Лидия Семёновна Заливухина (фото 1) - выпускница Московской консерватории, продолжатель хоровой династии, замечательный педагог, яркий хоровой дирижёр, музыкально-общественный деятель.
Начав в 1949 году педагогическую деятельность на кафедре хорового дирижирования саратовской консерватории, Лидия Семёновна активно включилась в учебную и творческую атмосферу вуза: преподавала «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», читала лекционный курс по народному творчеству, руководила хоровым классом.
Во многом благодаря деятельности Л. С. Заливухиной активизировалась концертная жизнь студенческого хора. Коллектив принимал участие в постановке опер «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова и «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского на сцене Театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского; исполнил ряд кантатно-орато-риальных произведений отечественных и зарубежных авторов в сопровождении
студенческого симфонического оркестра под управлением главного дирижёра филармонии Н. Г. Факторовича.
Л. С. Заливухина была убеждена, что способность к дирижированию представляет собой один из видов музыкальной одарённости, требующий наличия у обучающегося определённых природных данных. Не может стать дирижёром человек инертный, безвольный, «расхлябанный», с отсутствием яркого темперамента и крепкой воли. Поэтому к ученикам Лидия Семёновна предъявляла особые требования. Учащиеся класса должны были обладать отличным слухом, музыкальной интуицией, эмоциональностью, развитым чувством ритма, физической выносливостью, активностью, способностью к быстрой реакции, темпераментом, хорошими организаторскими данными.
Помимо природного дарования дирижёрская специальность, по мнению Заливухиной, требует профессионального обучения и неустанной работы над собой. В будущих хормейстерах Лидия Семёновна воспитывала решительность, твёрдость характера, те качества, которые позволяли не только организовать коллектив, но и властно нацелить его работу на решение художественных задач. Она считала, что дирижёр должен быть ровен в обращении со всеми, вежлив, спокоен, но в то же время уметь аргументированно и чётко формулировать указания хору. Воля, инициатива и настойчивость, быстрая реакция, находчивость, а также выдержка и самообладание - это те качества, которыми должен обладать настоящий дирижёр-хоровик [15, с. 41-44].
В работе над образом Л. С. Заливу-хина акцентировала внимание на том, что очень важно правильно понять авторскую концепцию, «прочесть между строк», установить согласованность
между нотным и литературным текстом и при этом дать своё собственное, личностное прочтение художественной идеи, не противоречащее композиторскому замыслу.
Большое внимание уделялось Лидией Семёновной овладению техникой дирижирования - очень сложному и длительному процессу, результат которого достигается ежедневной вдумчивой самостоятельной работой. Сама Л. С. За-ливухина блестяще владела искусством дирижирования. Характеризуя её хормейстерское мастерство, коллеги отмечали техническое совершенство исполнения, пластику удивительно мягких и певучих рук, восхищаясь тем, «как эта миниатюрная, хрупкая женщина могла держать своей волей огромную массу исполнителей» [2, с. 41-42]. Выразительные показы Лидии Семёновны являлись для учащихся ориентиром к решению художественных задач. При этом овладение мануальными приёмами дирижёрской техники шло в классе параллельно с формированием методической культуры обучающихся, умением грамотно обосновать необходимость применения того или иного жеста в зависимости от характера музыки.
Вспоминая уроки дирижирования в классе Л. С. Заливухиной, профессор Ю. И. Датская отмечала: «Любимый учитель и друг... Не перестаёшь восхищаться этим прекрасным педагогом -темпераментным, эмоциональным, который стремился каждую встречу со студентами сделать праздником души, познанием чего-то нового, интересного. Этому способствовали обширный кругозор, глубокие знания предмета, теоретических дисциплин, свободное владение фортепиано... Хотелось бы ещё отметить её голос, сопрано, которым она хорошо владела и очень любила петь во время
урока, что нам, студентам очень помогало» [10, с. 109-114].
Особое место в деятельности Л. С. За-ливухиной в консерватории занимали исследования в области методики преподавания дирижирования и народного творчества. Под её руководством функционировало Научное студенческое общество дирижёрско-хорового отделения исполнительского факультета. Одним из знаменательных его достижений стал выпуск издательством «Музыка» в 1959 году первой части учебно-методического пособия «Хрестоматия по технике дирижирования», предназначенного для преподавателей музыкальных училищ. Будучи первым в нашей стране систематизированным учебным нотным изданием такого рода, оно по достоинству было оценено музыкально-педагогическим сообществом и пользовалось большой популярностью.
Педагогические традиции Л. С. За-ливухиной на кафедре хорового дирижирования Саратовской консерватории унаследовали и развили её выпускники: профессор Ю. И. Датская, профессор Б. К. Милютин, доцент И. Ф. Шарац, а ¿лр также ученики учеников - кандидат искусствоведения, преподаватель С. И. Ар-тюшков, доцент И. А. Свиридова (в настоящее время доцент факультета музыкального искусства МПГУ).
Неоценимый вклад в историю кафедры хорового дирижирования Саратовской консерватории внесла Евгения Петровна Сидорова (фото 1), выпускница двух факультетов Музыкально-педагогического института имени Гнесиных - фортепианного (класс профессора В. Р. Шора, окончила в 1949 году) и дирижёрско-хо-рового (класс профессора К. Б. Птицы, 1951 год).
Наибольшее влияние на её профессиональное становление оказал Клавдий
Борисович Птица (1911-1983) - российский хоровой дирижёр, профессор, народный артист СССР, наследник традиций Г. А. Дмитревского, Н. М. Данилина, А. В. Александрова, В. П. Мухина, А. В. Никольского, П. Г. Чеснокова, создатель целой школы первоклассных хормейстеров, педагогов и дирижёров-исполнителей. Принципы обучения и воспитания Учителя легли в основу педагогических воззрений самой Евгении Петровны, обретя со временем неповторимое своеобразие под воздействием её ярких профессиональных и личностных качеств.
Одним из непреложных правил Е. П. Сидоровой являлось ознакомление студентов с основными требованиями к личности музыканта, избравшего своей специальностью хоровое дирижирование. Сформулированные Клавдием Борисовичем в конце сороковых годов XX столетия требования стали для многих выпускников её класса определяющим ориентиром в движении по профессиональному пути. В соответствии с ними, детализируя представление обучающихся о специфике профессии (в первую очередь её многоаспектности), Евгения Петровна акцентировала внимание студентов на ключевых качествах будущего руководителя хорового коллектива, необходимых для успешного осуществления хормейстерской деятельности:
• быть общественным деятелем, всецело посвятившим себя воспитанию и просвещению народных масс;
• педагогом-организатором;
• музыкантом-исполнителем, обладающим ярким артистизмом, способным увлечь коллектив в процессе исполнительского творчества;
• отлично знать музыкальную теорию, специфику вокально-хоровой работы, музыкальную и хоровую литературу;
• иметь развитый интонационный и гармонический слух, владеть фортепиано, дирижёрской техникой, иметь ярко выраженные волевые качества;
• быть широко образованным, эрудированным человеком [16, с. 176-178].
Перечисленные качества Евгения Петровна целенаправленно культивировала в своих учениках, вдохновляя их собственным ярким примером служения музыкально-хоровому исполнительству и педагогике. Все, кто был знаком с ней, отмечали её сильную волю, незаурядный талант, стойкий характер, глубокие морально-нравственные устои. Важнейшей чертой Сидоровой-педагога выступала требовательность, принципиальность и строгость. Она приучала студентов к систематичности, постоянству и «дотошности» в работе, учила творчески мыслить, постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, развивала самоконтроль, формировала умение быть объективным и справедливо оценивать результаты своей работы.
Развивая традиции К. Б. Птицы и ориентируясь на выдвигаемые им требования к процессу подготовки хормейстеров, Е. П. Сидорова опиралась в работе на принцип научности, точно следовала той методической основе преподавания дирижирования, которую переняла от своего учителя. Процесс освоения звукового феномена основывался в её классе на трёх важнейших слагаемых: содержание художественного образа - особенности музыкального языка (средства выразительности) - дирижёрский жест. Указанный подход сочетался в работе Е. П. Сидоровой с другим важнейшим дидактическим принципом, унаследованным ею за годы обучении под руководством К. Б. Птицы: связи теории с практикой. Она считала, что одним из главных условий успешности освоения
обучающимися предмета «Дирижирование», является сочетание теоретического курса с разносторонней практикой хоро-управления. В связи с этим центральной задачей учебного процесса являлось вовлечение обучающихся в атмосферу регулярного общения с хором. Такой подход способствовал постепенному овладению студентами всеми фазами практического руководства управления хоровым коллективом. При этом индивидуальные занятия по специальности всегда служили не целью, а средством, начальным этапом работы дирижёра.
Е. П. Сидорова являла собой образец дирижёра-практика, формировавшего комплексный подход к науке о хоре. Основными направлениями её научных изысканий выступали вопросы техники дирижирования, практический опыт хормейстерской работы, исторические аспекты деятельности выдающихся представителей фундаментальных школ отечественного хорового искусства и т.д. Результаты научно-методической деятельности Евгении Петровны отражены в большом числе публикаций научно-методического характера. Наиболее значительным достижением в этой области стали «Методические разработки по курсу методики преподавания предмета дирижирование в музыкальном училище (с I по IV курсы)», а также «Хоровой класс дирижёрско-хорового отделения музыкального училища», опубликованные в 2017 году [17, с. 107-225].
Педагогические традиции Е. П. Сидоровой в Саратовской консерватории продолжили её выпускники: заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л. А. Лицова (с 1991 по 2017 годы -заведующая кафедрой), профессор Е. П. Мельникова; а также выпускники выпускников - педагогические «внуки» и «правнуки»: доцент Э. А. Абдулаев,
доцент А. В. Николаева (с 2017 года директор Саратовской областной филармонии), профессор А. Г. Занорин (с 2016 года ректор Саратовской консерватории), кандидат искусствоведения, доцент
A. Г. Труханова (до 2017, в настоящее время доцент МГИК), доцент А. А. Балашов; кандидат искусствоведения, доцент
B. П. Терещенко; старший преподаватель Е. О. Дворцова, преподаватель А. Ю. Рыб-
Заключение
Ретроспективный анализ исторического пути становления кафедры хорового дирижирования показал, что фундаментальные основы её деятельности формировались под влиянием двух школ отечественного дирижёрского-хорового образования - московской и петербургской. Традиции первой из них были заложены Николаем Михайловичем Данилиным, каноны второй - нашли отражение в плодотворном вкладе в подготовку хормейстеров Семёна Михайловича Заливухина.
Результатом взаимодействия двух мощных «ветвей» российского дири-жёрско-хорового образования, осуществляемого на паритетных началах, стало рождение в Саратовской консерватории кафедры хорового дирижирования, представленной главным её богатством - педагогами нескольких поколений замечательных профессионалов. Следуя по пути сохранения и приумножения лучших традиций, накопленных старшими представителями отечественной хоровой школы, коллектив кафедры открыт новаторским тенденциям XXI века, с характерными для него жанрово-стилевым многообразием, новейшими достижениями в области композиторского творчества и поиском новых путей воплощения
художественного содержания средствами вокально-хорового искусства.
Начиная с 2000-х годов кафедра хорового дирижирования дважды переименовывалась. Первоначально - в кафедру дирижирования академическим хором, а 2016 году - в кафедру дирижирования. В настоящее время в структуре кафедры объединены все крупные исполнительские коллективы вуза: академический хор, симфонический и духовой оркестры, оркестр народных инструментов.
Сегодня кафедра дирижирования Саратовской государственной консерватории готовится к празднованию своего 80-летия. Замечательный, солидный возраст, время зрелости, обретения огромного музыкально-исполнительского мастерства, педагогического опыта и научно-методического потенциала! Благодаря царящей на кафедре особой атмосфере целеустремлённости и огромной созидательной энергии, неустанному творческому поиску и высокому профессионализму коллектив неизменно добивается успехов в осуществлении масштабных планов и смелых
идей. Организуемые преподавателями конкурсы и фестивали, конференции и творческие проекты, классные концерты и академические вечера вдохновляют нынешнее поколение молодых музыкантов на постижение таинств профессии хорового дирижёра, способствуя, раскрытию их творческого и личностного потенциала.
В жизни каждого человека бывают знаковые события, которые во многом предопределяют дальнейшее развитие его судьбы. Авторам статьи выпало счастье не только учиться под руководством опытных преподавателей кафедры дирижирования академическим хором, но и впоследствии работать в одном коллективе с прославленными хормейстерами, отдающими все свои силы, знания, эрудицию и опыт Служению Музыке и процессу воспитания талантливой молодёжи. В канун юбилейных дат - 110-летия Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова и 80-летия кафедры (хорового) дирижирования - пожелаем нашим великим Наставникам ПРОЦВЕТАНИЯ, МНОГАЯ и БЛАГАЯ ЛЕТА!
108 БИБЛИОГРАФИЯ
1. Птица К. Б. О музыке и музыкантах / сост. Б. Г. Тевлин, Л. М. Ермакова. М.: Изд-во «ИЧП Мистикос Логинов», 1995. 437 с.
2. По страницам истории дирижёрско-хорового образования в Саратове: Статьи. Воспоминания. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2004. 183 с.
3. Евдокимов Я. К. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого: Сб. очерков / ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. М.: Музгиз, 1960. С. 143-233.
4. Первая провинциальная. URL: https://www.nvsaratov.ru/nvrubr/?ELEMENT_ID=11200&ysclid=l 8vs2uiu8p206366664 (дата обращения: 05.05.2022).
5. Московская консерватория 1866-1966 / ред. коллегия: Л. С. Гинзбург и др. М.: Музыка, 1966. 726 с.
6. Московская государственная консерватория. 1966-2016. Энциклопедия в 2 томах. Том 1. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 672 с.
7. Московская консерватория в её историческом развитии (к 150-летию со дня основания): материалы всероссийской научной конференции пятой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования / ред.-сост: В. И. Адищев, К. В. Зенкин]. М.: Московская консерватория, 2016. 190 с.
8. Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866-2006: биографический энциклопедический словарь / редкол.: Е. С. Лотош и др.]. М.: Московская гос. консерватория, 2007. 665 с.
9. Андреева Л. М., Бондарь М. А. В классе Н. М. Данилина // Памяти Н. М. Данилина. Сборник статей / сост.-ред. А. А. Наумов. М.: Сов. композитор, 1986. С. 124-147.
10. Рождённая в лихие фронтовые... Из истории кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (1943-1991) / ред.-сост. Л. А. Лицова, А. Г. Труханова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2016. 260 с.
11. Тельтевская М. В. Воспоминания о Н. М. Данилине // Памяти Н. М. Данилина. Сборник статей / сост.-ред. А. А. Наумов. М.: Сов. композитор, 1986. С. 158-161.
12. Заслуженный деятель искусств РСФСР Семён Александрович Заливухин | сайт «Культура/Рязанская область» (https://culture-rzn.ru). URL: https://culture-rzn.ru/13226-artides-zaslujerimy-deyatel-iskusstv-rsfsr-semen-aleksandr?yscШ=Юh5w7mgmo16574794 (дата обращения: 12.06.2022).
13. Г. А. Дмитревский: дирижёр, учёный, педагог в воспоминаниях и документах / ред.-сост. А. Б. Павлов-Арбенин. СПб., б/и, 2000. 217 с.
14. Дмитревская К. Н. Георгий Александрович Дмитревский: Очерк жизни и творческой деятельности. [1900-1953]. Ленинград: Сов. композитор, 1959. 56 с.
15. Заливухина Л. С. Всё остаётся людям...: сборник статей / ред.-сост. Л. А. Лицова, И. А. Свиридова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2018. 320 с.
16. Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. 2-е изд., испр., доп. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. 188 с.
17. Сидорова Е. П. Учитель - человек, которому надо подражать: сборник статей / ред.-сост. Лицова Л. А., Мельникова Е. П. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2017. 260 с.
Поступила 17.07.2022; принята к публикации 26.09.2022.
Об авторах: л лл
Свиридова Ирина Александровна, доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (улица Малая Пироговская, 1, строение 1. Москва, Российская Федерация, 119435), кандидат искусствоведения, [email protected]
Труханова Александра Геннадиевна, доцент кафедры хорового дирижирования и академического пения факультета искусств Московского государственного института культуры (Библиотечная ул., д. 7, Химки, Московская обл., 141406), кандидат искусствоведения, [email protected]
Авторами прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Ptitsa K. B. O muzyke i muzykantakh [About Music and Musicians]. Comp. B. G. Tevlin, L. M. Ermakova. Moscow: Publishing House "Individual Private Entrepreneur Mystikos Loginov", 1995. 437 p. (in Russian).
110
2. Po stranitsam istorii dirizhyorsko-xorovogo obrazovaniya v Saratove [Through the Pages of the History of Conducting and Choral Education in Saratov]. Articles. Memories. Saratov: Saratov State Conservatory, 2004. 183 p. (in Russian).
3. Evdokimov Ya. K. Muzykal'noe proshloe Saratova (do 1917 goda) [The Musical Past of Saratov (before 1917)]. Iz muzykal'nogo proshlogo [From the Musical Past]. Collection of Essays. Ed.-comp. B. S. Shteynpress. Moscow: State Musical Publishing House (MuzGiz), 1960, pp. 143233 (in Russian).
4. Pervaya provincial'naya [The First Provincial]. Available at: https://www.nvsaratov.ru/nvrubr/ ?ELEMENT_ID=11200&ysclid=l8vs2uiu8p206366664 (accessed: 05.05.2022) (in Russian).
5. Moscow Conservatory 1866-1966. Editorial Board: L. S. Ginzburg et al. Moscow: State Publishing House "Muzyka", 1966. 726 p. (in Russian).
6. Moscow State Conservatory. 1966-2016. Encyclopedia in 2 volumes. Volume 1. Moscow: Publishing House "Progress-Tradition", 2016. 672 p. (in Russian).
7. Moskovskaya konservatoriya v eyo istoricheskom razvitii (k 150-letiyu so dnya osnovaniya) [Moscow Conservatory in Its Historical Development (to the 150th Anniversary of Its Foundation)]. Materials of the All-Russian Scientific Conference of the Fifth Session of the Scientific Council on the Problems of the History of Music Education. Ed.-comp.: V. I. Adishchev, K. V. Zenkin. Moscow: Moscow Conservatory, 2016. 190 p. (in Russian).
8. Moskovskaya konservatoriya ot istokov do nashikh dnej, 1866-2006 [Moscow Conservatory from its Origins to the Present Day, 1866-2006]. Biographical Encyclopedic Dictionary. Editorial board: E. S. Lotosh et al. Moscow: Moscow State Conservatory, 2007. 665 p. (in Russian).
9. Andreeva L. M., Bondar M. A. V klasse N. M. Danilina [In the Class of N. M. Danilin]. Pamyati N. M. Danilina [In Memory of N. M. Danilin]. Collection of Articles. Comp.-ed. A. A. Naumov. Moscow: State Publishing House "Soviet Composer", 1986, pp. 124-147 (in Russian).
10. Rozhdyonnaya v likhie frontovye... Iz istorii kafedry khorovogo dirizhirovaniya Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova (1943-1991) [Born in the Dashing Frontline... From the History of the Department of Choral Conducting of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov (1943-1991)]. Ed.-comp. L. A. Litsova, A. G. Trukhanova. Saratov: Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov, 2016. 260 p. (in Russian).
11. Teltevskaya M. V. Vospominaniya o N. M. Daniline [Memoirs about N. M. Danilin]. Pamyati N. M. Danilina [In Memory of N. M. Danilin]. Collection of Articles. Comp.-ed. A. A. Naumov. Moscow: State Publishing House "Soviet Composer", 1986], pp. 158-161 (in Russian).
12. Honored Artist of the RSFSR Semyon Aleksandrovich Zalivukhin. Website "Culture/Ryazan region" (https://culture-rzn.ru). Available at: https://culture-rzn.ru/13226-articles-zaslujenniy-deyatel-iskusstv-rsfsr-semen-aleksandr?ysclid=l8h5w7mgmo16574794 (accessed: 12.06.2022) (in Russian).
13. G. A. Dmitrevsky: dirizhyor, uchyonyj, pedagog v vospominaniyakh i dokumentakh [Dmitrevsky: Conductor, Scientist, Teacher in Memoirs and Documents]. Ed.-comp. A. B. Pavlov-Arbenin. St. Petersburg: sine publ. 2000. 217 p. (in Russian).
14. Dmitrevskaya K. N. Georgy Aleksandrovich Dmitrevsky: Ocherk zhizni i tvorcheskoj deyatel'nosti. [1900-1953] [Georgy Alexandrovich Dmitrevsky: An Essay on Life and Creative Activity [19001953]]. Leningrad: State Publishing House "Soviet Composer", 1959. 56 p. (in Russian).
15. Zalivukhina L. S. Vsyo ostayotsya lyudyam... [Everything Remains to People...]. Collection of Articles. Ed.-compiled by L. A. Litsova, I. A. Sviridova. Saratov: Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov, 2018. 320 p. (in Russian).
16. Ptitsa K. B. Ocherki po tekhnike dirizhirovaniya khorom [Essays on the Technique of Conducting the Choir]. 2nd ed., rev., add. Moscow: Scientific and Publishing Center "Moscow Conservatory", 2010. 188 p. (in Russian).
17. Sidorova E. P. Uchitel'- chelovek, kotoromu nado podrazhat' [The Teacher Is a Person Who Has to Be Imitated]. A Collection of Articles. Ed.-compilers Litsova L. A., Melnikova E. P. Saratov: Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov, 2017. 260 p. (in Russian).
Received 17.07.2022; accepted for publication 26.09.2022.
About the authors:
Irina A. Sviridova, Associate Professor at the Department of Music Performing Art of Institute of Fine Arts at Moscow Pedagogical State University (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), PhD in Arts, [email protected]
Alexandra G. Trukhanova, Associate Professor of the Department of Choral Conducting and Academic Singing of the Faculty of Arts of the Moscow State Institute of Culture (Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region, 141406), PhD in Art History, [email protected]
The authors have read and approved the final version of the manuscript.
111