Научная статья на тему 'ВКЛАД Е.А. ГУДКОВОЙ В РАЗВИТИЕ ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ХОРОВОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ВКЛАД Е.А. ГУДКОВОЙ В РАЗВИТИЕ ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ХОРОВОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГ / МУЗЫКАНТ / ТАЛАНТ / МАСТЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамахмудова Барно Валиевна

Хоровое искусство и дирижёрско-хоровое образование в Узбекистане прошло большой путь своего развития. В организации и развитии хорового искусства значительна роль кафедры хорового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана. Много лет кафедрой руководила замечательный музыкант, педагог-методист, общественный деятель, профессор Екатерина Акимовна Гудкова. С чувством глубокой благодарности и любви вспоминаем Екатерину Акимовну, давшей так много для становления молодых музыкантов - хормейстеров и педагогов своим личным примером преданности и любви к хоровому искусству, своей организованностью и ответственностью, принципиальностью и справедливостью, творческим отношением к обучению и воспитанию. Многогранная и талантливая музыкально-педагогическая деятельность Е.А. Гудковой - пример беззаветного служения хоровому искусству и воспитанию профессиональных музыкантов-хормейстеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E.A. GUDKOVA'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF CONDUCTOR-CHORAL EDUCATION AND CHORAL ART IN UZBEKISTAN

Сhoral art and conducting-choral education in Uzbekistan has come a long way of its development. The choral conducting department of the State Conservatory of Uzbekistan plays a significant role in the organization and development of choral art. For many years the department was headed by a wonderful musician, teacher-methodologist, public figure, professor Ekaterina Akimovna Gudkova. With a feeling of deep gratitude and love, we recall Ekaterina Akimovna, who gave so much for the formation of young musicians - choirmasters and teachers with her personal example of dedication and love for the art of choir, her organization and responsibility, integrity and fairness, creative attitude to teaching and upbringing. The multifaceted and talented musical and pedagogical activity of E.A. Gudkova is an example of selfless service to the art of choir and the education of professional musicians-choirmasters.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД Е.А. ГУДКОВОЙ В РАЗВИТИЕ ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ХОРОВОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ»

ВКЛАД Е.А. ГУДКОВОЙ В РАЗВИТИЕ ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ХОРОВОГО

ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ Шамахмудова Б.В. Email: Shamakhmudova17160@scientifictext.ru

Шамахмудова Барно Валиевна - профессор, кафедра хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: хоровое искусство и дирижёрско-хоровое образование в Узбекистане прошло большой путь своего развития. В организации и развитии хорового искусства значительна роль кафедры хорового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана. Много лет кафедрой руководила замечательный музыкант, педагог-методист, общественный деятель, профессор Екатерина Акимовна Гудкова.

С чувством глубокой благодарности и любви вспоминаем Екатерину Акимовну, давшей так много для становления молодых музыкантов - хормейстеров и педагогов своим личным примером преданности и любви к хоровому искусству, своей организованностью и ответственностью, принципиальностью и справедливостью, творческим отношением к обучению и воспитанию. Многогранная и талантливая музыкально-педагогическая деятельность Е.А. Гудковой - пример беззаветного служения хоровому искусству и воспитанию профессиональных музыкантов-хормейстеров.

Ключевые слова: искусство, культура, образование, творчество, педагог, музыкант, талант, мастер.

E.A. GUDKOVA'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF CONDUCTOR-CHORAL EDUCATION AND CHORAL ART

IN UZBEKISTAN Shamakhmudova B.V.

Shamakhmudova Barno Valievna - Professor, DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: скoral art and conducting-choral education in Uzbekistan has come a long way of its development. The choral conducting department of the State Conservatory of Uzbekistan plays a significant role in the organization and development of choral art. For many years the department was headed by a wonderful musician, teacher-methodologist, public figure, professor Ekaterina Akimovna Gudkova.

With a feeling of deep gratitude and love, we recall Ekaterina Akimovna, who gave so much for the formation of young musicians - choirmasters and teachers with her personal example of dedication and love for the art of choir, her organization and responsibility, integrity and fairness, creative attitude to teaching and upbringing. The multifaceted and talented musical and pedagogical activity of E.A. Gudkova is an example of selfless service to the art of choir and the education of professional musicians-choirmasters. Keywords: art, culture, education, creativity, teacher, musician, talent, master.

УДК 078

Екатерина Акимовна Гудкова (1928-2018) - Заслуженный деятель искусств Узбекистана, высококвалифицированный педагог-музыкант, пользовавшаяся большим авторитетом в Узбекистане. Заслуги Е.А. Гудковой в развитии дирижёрско-хорового

образования, хорового исполнительства, хоровой культуры значительны. Важное место в её обширной деятельности занимали вопросы становления и развития детского хорового образования и исполнительства, а также она известна как ведущий педагог-методист, много сделавшая для улучшения профессионального хорового образования, не только в Узбекистане, по её программе обучались хормейстеры всего бывшего Союза, большой объём различных видов деятельности свидетельствует о большом вкладе Екатерины Акимовны в хоровое искусство Республики. Всё она делала с огромным удовольствием, творческим энтузиазмом и энергией.

Музыкой она занималась с детства, в 1942 г. поступила в музыкальное училище имени Хамзы на музыкально-педагогическое отделение (специализация фортепиано), впоследствии (в 1943 г.) преобразованном в дирижёрско-хоровое. По дирижированию занималась в классе Л.С. Лазаревой - выпускницы Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, находящейся в то время в эвакуации в Ташкенте. Ещё будучи студенткой III к., она организовала в школе № 149, где училась параллельно с училищем, хоровой коллектив, с которым выступала в военных госпиталях, на привокзальных площадках перед бойцами отправляющимися на фронт, участвовала в различных смотрах детской художественной самодеятельности, которые несмотря на войну, проводились в Ташкенте. Была отмечена в те годы Дипломом П республиканской олимпиады, Грамотой ЦК комсомола Узбекистана. Была награждена медалью «За доблестный труд в период ВОВ 1941-1945 г.г.». Эта начальная хоровая деятельность и определила будущую профессию Екатерины Акимовны. В 1945 году после окончания трёх курсов училища и общеобразовательной школы, которую окончила с золотой медалью она была принята в Ташкентскую консерваторию на дирижёрско-хоровой факультет. Закончила с отличием в 1950 г. по классу профессора Михаила Николаевича Семёнова. М.Н. Семёнов (1901-1982) - замечательный педагог, талантливый музыкант-хормейстер, выпускник Московской консерватории, был одним из организаторов и первым заведующим кафедрой в Ташкентской консерватории, проработавший в консерватории около 20 лет (с 1936-1955 гг.). «Это был - широко образованный талантливый музыкант, эрудированный человек, одарённый композитор, яркий темпераментный дирижёр, замечательный хормейстер и педагог, воспитавший плеяду высококвалифицированных хоровых дирижёров, музыковедов, композиторов» [1, 83].

Большое значение для хорового искусства и образования Узбекистана имела его музыкально-общественная деятельность, ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Узбекистана». Переехав в Ленинград, ныне Санкт-Петербург, в 1955 году, М.Н. Семёнов возглавил кафедру хорового дирижирования в Ленинградской консерватории (ЛОЛГК) имени Н.А. Римского-Корсакова. Студенты его класса, стали ведущими педагогами кафедры ТГК, это Екатерина Акимовна Гудкова, Алевтина Борисовна Васильева, Эльга Артаваздовна Мелик-Карамян, которые сами впоследствиии внесли большой вклад в развитие профессионального хорового искусства и образования в Узбекистане.

Екатерина Акимовна Гудкова, в послевоенные годы, учась в консерватории, руководила хором во Дворце Пионеров и в качестве хормейстера участвовала в постановке детской оперы Л.Шварца «Джаннат» в театре оперы и балета им.А.Навои (1946-47 гг.), спектакль был поставлен в день Победы - 9 мая. Из этого хора пришёл в хоровое искусство известный хормейстер, Народный артист Узбекистана Б.Умиджанов. Воспитанник детского дома, он впоследствии учился у неё в музыкальном училище, а затем в консерватории. Он всю жизнь преданно любил своего педагога и с благодарностью отзывался о годах учёбы, о той теплоте и заботе, которой окружала его Екатерина Акимовна. В различные периоды Екатерина Акимовна руководила хорами помимо Дворца Пионеров, в детском доме № 22, работала с хором на шорно-седельной фабрике, хором учителей пения в Институте Усовершенствования учителей. Начиная с февраля 1947 г. - педагог в

Муз.училище им. Хамзы (до 1956 г.). Там вела все специальные дисциплины хорового цикла, а также руководила хором вокального отдела и отдела народных инструментов. Проявила большой интерес к методике и опыт работы с детскими хоровыми коллективами стал основой для создания курса «Методика детского музыкального воспитания» (т.к. в то время ещё не было никаких учебных пособий), который она вела в училище имени Хамзы. Впоследствии именно с этого курса Екатерина Акимовна начала вести курсы методики в Ташкентской Государственной консерватории.

Важное место в жизни Екатерины Акимовны занимала деятельность по вовлечению и приобщению масс детей, особенно национальных школ, в хоровое искусство, просто в музыку! Ею было отдано много сил, чтобы в национальных школах ввели уроки пения. Большое содействие в этом оказал известный музыковед Ильяс Акбарович Акбаров. Много лет в училище, а затем в ТГК вела практику студентов по ведению уроков пения в общеобразовательных школах. Кроме того, стремясь к повышению роли учителя пения в общеобразовательных узбекских школах принимала непосредственное участие в создании учебников в качестве автора, писала к ним методические указания по ведению уроков (учебники «Музыка» для 4, 7-8 классов узб. школ в соавторстве с Е.М. Кензер, получивший Диплом ВДНХ), делала специальную редакцию учебников для 3 кл. (И. Акбаров), в соавторстве с А.Б. Васильевой создано учебное пособие «Ашула дарси методикаси». Екатерина Акимовна преподавала на курсах учителей пения в городском и республиканском институте усовершенствования учителей. Выступала с лекциями и докладами по вопросам совершенствования преподавания пения и внеклассной хоровой работы на различных семинарах, совещаниях, в печати и по радио.

Значительна педагогическая деятельность Е.А. Гудковой, в Ташкентской консерватории, с 1953-1989 гг. она прошла путь от преподавателя до заведующего кафедрой. В 1967 г. ей присвоено звание доцента, в 1973 г. проведена по конкурсу на должность профессора, с 1979 г. по 1987 г. заведовала кафедрой хорового дирижирования, в 1989 г. ей присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Узбекистана». За годы работы в консерватории вела хоровой класс, дирижирование, чтение хоровых партитур, хоровую литературу, методику детского музыкального воспитания и образования, более 30 лет читала профилирующий курс «Методика преподавания хоровых дисциплин». Программа, которая разработана Е.А. Гудковой была принята во всесоюзном масштабе для музыкальных вузов страны и издана в Москве в 1987 г., ею написано учебное пособие по данному курсу, опубликованное в 1987 г. Лекции по методике поражали своей стройностью и логичностью, ясностью изложения, точными методическими формулировками, обширным знанием всех предметов специальных хоровых дисциплин, проводились очень интересно, они будили мысль, разносторонне образовывали студентов. По классу дирижирования она воспитала много дирижёров-хормейстеров и педагогов. Среди них Народный артист Узбекистана Б.Х. Умиджанов, доцент консерватории М.Ш. Азимов, заведующая кафедрой Педагогического института в г. Усть-Каменогорск - Л.Ф. Нечаева, председатель Борисоглебского отделения Всероссийского хорового общества Н.Н.Алимова, педагоги музыкального училища им. Хамзы О.Н. Тян и В.И. Переплётчиков, заведующие отделами музыкального училища в г.Ургенч С.А. Каримова, в Гулистане - Л. Шепелёва, Т. Асриянц в Москве, Л. Фитерман в Германии, Л. Бабаханян, И. Быкова, З. Шадманов и многие другие, работающие в различных странах и регионах. Я училась у Екатерины Акимовны в ассистентуре-стажировке и благодарна ей за те знания, полученные в годы учёбы, которые всегда помогают в моей педагогической деятельности. В её классе по дирижированию всегда царила творческая атмосфера, острый ум, глубокие, разносторонние знания, широкая эрудиция позволяли ей найти индивидуальный подход к каждому студенту. Работа над развитием технических навыков

дирижирования, развитием дирижёрского аппарата, чёткостью дирижёрских схем; работа над деталями произведения, фразировкой, логическое выстраивание формы произведений - всё это помогало студентам раскрыть себя, проявить свою индивидуальность на экзаменах. Её методические указания были всегда точны и понятны. Екатерина Акимовна восхищала своей эрудицией, глубокими знаниями литературы, поэзии и искусства, этим расширяла кругозор студентов, способствовала их гармоничному развитию. Требовательная, очень справедливая, и в то же время очень доброжелательная, она относилась ко всем одинаково.

Е.А. Гудкова - лидер по призванию, это особенно проявилось в руководстве кафедрой. Её организаторские качества значительно активизировали деятельность педагогов. Высокий профессионализм, творческая энергия способствовали осуществлению ряда важных мероприятий. На кафедре зародилась традиция проведения ежегодных курсовых дирижёрских конкурсов на лучшее исполнение хоровых произведений, конкурс на лучшую хоровую обработку узбекских песен или сочинений для хора. Много внимания уделялось совершенствованию учебного процесса, повышению уровня преподавателей и качества подготовки специалистов. Было открыто оперно-хоровое отделение в консерватории. Большим успехом пользовались ежегодные весенние хоровые фестивали, на которых принимали участие не только хоровые коллективы г.Ташкента, областей, но и из других регионов, в том числе Армении, Латвии, Украины и др. Фестивали проводились в несколько дней и пользовались большой популярностью у музыкальной общественности. Она занималась изучением состояния и проблем хорового образования в Узбекистане (раздел комплексной темы «Проблемы музыкального образования в Узбекистане»). На основе собранного материала была проведена I Республиканская конференция по проблемам хорового образования в Узбекистане (1981), а также в 1982 г. встреча выпускников к 40-летию организации хорового образования в Республике, на которую приехали свыше 300 человек со всего бывшего Союза. Екатерина Акимовна - инициатор празднования Дня Победы, проведения торжественной церемонии посвящения в студенты и т.д. Организовывались творческие встречи с гастролирующими хоровыми коллективами (с хором «Зартонк» Армения, "Ave Sol" Латвия, Камерным хором В. Полянского и др.), открытые уроки с выдающимися деятелями хорового искусства профессорами А.Б. Хазановым (Москва), Л.Я. Письменной (Рига), П.П. Левандо (Ленинград) и др. В эти годы активизировалась научно-методическая деятельность кафедры. В научно-методических сборниках вышло много статей педагогов кафедры, посвящённых различным проблемам хорового искусства. Под руководством Е.А. Гудковой были созданы в 1981 г. «Хрестоматия по узбекской хоровой литературе» (рук-ль авторского коллектива, редактор-составитель), коллективный труд «История хорового исполнительства в Узбекистане» 1991 г. (научный руководитель, автор ряда разделов). Она автор свыше 30 научно-методических работ, в их числе программы курса по узбекской хоровой литературы (совместно с Л.Х. Джумаевой), по хоровой аранжировке на узбекском языке, учебника «Узбекская хоровая литература» (1974 г.), специальный редактор ряда учебников и хрестоматий по дирижированию, различных программ, автор ряда научных статей, среди них: «Некоторые особенности развития многоголосия в произведениях музыкально-драматического жанра», сделано много докладов, выступлений по радио.

Значительна музыкально-общественная деятельность Е.А.Гудковой, она являлась членом Учебно-методического Совета Министерства просвещения УзССР, членом редакционного совета издательства «Укитувчи», председатель и член секции хорового искусства Методического совета Министерства культуры УзССР, Председатель и член жюри Республиканских, городских смотров-конкурсов, в том числе «Санъат байрами». Оказывала большую методическую помощь СУЗам республики. Её организаторская, музыкально-просветительская, методическая,

педагогическая деятельность внесла большой вклад в развитие хорового образования и искусства Узбекистана. Высокий профессионализм, требовательность к себе, большая работоспособность, организованность, честность и искренность душевная доброта были свойственны Е.А. Гудковой. Всегда доброжелательна, она щедро делилась со студентами и педагогами своим богатым практическим опытом и пользовалась большим авторитетом у коллег и музыкальной общественности. С 1989 года Екатерина Акимовна жила в Москве. Самые тёплые человеческие отношения сохранялись с членами кафедры все годы, до конца своих дней она горячо интересовалась работой и жизнью кафедры и консерватории. Она всех помнила и любила, очень переживала и продолжала жить проблемами кафедры, консерватории и горячо любимого Ташкента.

Список литературы /References 1. История вокально-хорового исполнительства в Узбекистане. Т., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.