Научная статья на тему 'ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА: ТВОРЧЕСТВО, ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИКА'

ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА: ТВОРЧЕСТВО, ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
мелодия / чувство / хор / культура / голос / музыкальное наследие / дирижирование / композитор. / melody / feeling / choir / culture / voice / musical heritage / conducting / composer.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шахноза Ахмедова

В данной статье представлена эволюция хорового творчество от эпохи Возрождения до ХХ в. Изучается история, деятельность и особенности хорового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOIR CULTURE: CREATIVITY, PERFORMANCE AND PEDAGOGY

This article presents the evolution of choral art from the Renaissance to the twentieth century. The history, activities and features of choral art are studied.

Текст научной работы на тему «ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА: ТВОРЧЕСТВО, ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИКА»

ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА: ТВОРЧЕСТВО, ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И

ПЕДАГОГИКА

Шахноза Ахмедова

Студентка Государственной Консерватории Узбекистана, кафедра «Хорового

дирижирования»

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлена эволюция хорового творчество от эпохи Возрождения до ХХ в. Изучается история, деятельность и особенности хорового искусства.

Ключивые слова: мелодия, чувство, хор, культура, голос, музыкальное наследие, дирижирование, композитор.

CHOIR CULTURE: CREATIVITY, PERFORMANCE AND PEDAGOGY

Shakhnoza Akhmedova

Student of the State Conservatory of Uzbekistan, department of "Choral conducting"

ABSTRACT

This article presents the evolution of choral art from the Renaissance to the twentieth century. The history, activities and features of choral art are studied.

Keywords: melody, feeling, choir, culture, voice, musical heritage, conducting, composer.

ВВЕДЕНИЕ

Хоровое пение-«коллективное исполнение вокальной музыки»- относится к древнейшим видам искусства. В древности в виде церковного культового пения оно было единственной формой профессиональной хоровой культуры. До Х века хоровое пение было преимущественно унисонным (одноголосным). В Х-ХП вв. с разделением хоровых голосов на высокие и низкие появляются зачатки многоголосного пения. В эпоху Возрождения в хоровой музыке ощущается усиление светского начала. Наряду с развитыми формами хоровой полифонии появляются крупные жанры вокально-хоровой музыки эпохи Возрождения связан с творчеством Дж. Палестрины, О.Лассо, Дж.Перголези и других композиторов. В процессе дальнейшего развития музыкального искусства хор становится неотъемлемым участником не только ораторий и кантат, но и опер(Ж.Бизе,

Дж.Верди, М.Глинка, К.Глюк, В.Моцарт, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. П.Чайковский и др.).

МЕТОДОЛОГИЯ

Период Романтизма обогатил хоровую культуру разнообразными жанрами камерной хоровой музыки, в том числе и акапельной (без сопровождения). Подлинными шедеврами являются хоровые миниатюры Ф.Шуберта, Р,Шумана, Ф.Мендельсона. Большой вклад за развитие пения без сопровождения внесли хоровые произведения русских композиторов В. Калинникова, Ц.Кюи, М.Ипполитова-Иванова, С.Танеева, П.Чайковского и др. С появлением в Х1Х-начале ХХ в. композиторских школ Восточной Европы и Америки хоровая культура постоянно обогащается произведениями новых жанров и стилистических направлений. С середины ХХ в. помимо традиционных-кантата, оратория, месса, реквием, поэма, сюита, концерт, появляются синтетические жанры хоровой музыки: симфония-кантата, опера-оратория, поэма-кантата и др. Хоровое пение как вид музыкального искусства имеет свои отличительные особенности. Это синтетический вид искусства, основанный на взаимосвязи поэзии и музыки. Поэтический текст хорового произведения помогает понять его содержание, глубже проникнуть в смысл сказанного. Музыкальный текст, дополняя смысловое содержание , тонко воспроизводит все оттенки эмоционально-психологического состояния человека, его переживания, чувства, настроения. Эмоционально- смысловое содержание произведения одновременно анализируется не только тем, кто его слушает, но и тем, кто его исполняет. Раскрыть в полной мере музыкальный образ произведения- главная задача дирижера-хормейстера, что возможно лишь при активном заинтересованном отношении певцов хора к исполняемой музыке. При этом возникает процесс сотворчества между дирижером, певцами хора, слушателями.

Определяющим направлением в повышении общей и музыкальной культуры народа является хоровое пение. Оно выступает также в качестве ведущей деятельности учащихся на уроке музыки в школе. Научить детей правильно и красиво петь, доставляя при этом радость себе и окружающим,- одна из задач будущего учителя-музыканта. Из вышеизложенного следует, что большое значение в профессиональной подготовке учителя музыки имеют предметы дирижёрско-хорового цикла.

Предметы дирижёрско-хорового цикла, изучаемые студентами на музыкально-педагогическом факультете, включают шесть основных учебных лекционных и практических курсов: хороведение, дирижирование, хоровой класс и практикум работы с хором, методику работы с детским хором , хоровую

аранжировку, хормейстерскую практику с учебными и детскими хоровыми коллективами. Данный выбор перечисленных учебных дисциплин обусловлен задачами всесторонней вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки и заключается в системности и последовательности изучения теоретических и практических знаний, формировании профессиональных умений общения и управления хоровыми коллективами различных составов и возрастов. Отвечая общей цели профессиональной подготовки учителя музыки, руководителя хорового коллектива, каждый из предметов занимает в этой системе строго определенное место и решает вполне конкретные задачи.

ОБСУЖДЕНИЕ

Так, в процессе работы на хоровом классе студенты обучаются навыкам общения с хоровым коллективом в двух качествах- певца и дирижера, приобретают профессиональные умения петь в хоре, постигают общественную и личную значимость хорового пения как средства воспитания духовной культуры. В классе дирижирования студенты приобретают знания об истории становления и развития дирижерского искусства. На практических занятиях учатся овладевать приемами собственной дирижерской техники. Под руководством преподавателя проводится работа по изучению, осмыслению и воспроизведению на инструменте приемов исполнения хоровых партитур, составлению и оформлению устных и письменных аннотаций и анализов курсовых и дипломных хоровых произведений. В курсе хоровой аранжировки студенты учатся приемам и способам переложения хоровых произведений с одного состава хора на другой. На практических занятиях по хоровой аранжировке студентами осмысляются и закрепляются знания о художественных возможностях и специфике звучания каждого типа и вида хора. Содержанием хормейстерской практики является живая практическая работа студентов с детскими хоровыми коллективами средних общеобразовательных школ и учебными курсовыми хорами факультета. В процессе практики студентам предоставляется возможность попробовать себя в качестве руководителя хора, увидеть и ощутить свои организаторские, педагогические и музыкально-исполнительские возможности. Во время самостоятельной работы с детским или учебным курсовым хором они смогут оценить весь музыкально-педагогический багаж, накопленный ими в ходе предыдущей вокально-хоровой подготовки, спрогнозировать возможности его применения в последующей практической деятельности.

Курс «Хороведение» занимает особое место в цикле дирижерско-хоровых дисциплин. Современное состояние предмета рассматривается в единстве трех его составляющих: во первых изучение хорового исполнительства с точки зрения

анализа развития хорового искусства, психофизиологического механизма певческого процесса, развития вокально-хоровой культуры певцов хора, характеристики средств музыкальной выразительности хорового произведения; в третьих, овладение методикой и практикой работы с хором. Данный курс открывает цикл дирижерско-хоровых дисциплин и изучается на музыкально-педагогическом факультете в 1 семестре 1 курса. Теоретические знания, полученные студентами в курсе «Хороведения», реализуются впоследствии на практических занятиях по дирижированию, хоровому классу, хоровой и педагогической практике.

РЕЗУЛЬТАТ

Эффективность методики проведения репетиционной работы с хором, проявляющаяся в умении общаться с хоровым коллективом на занятиях и концертных выступлениях, во многом обусловлена уровнем сформированности знаний студентов по данной учебной дисциплине. Изучение курса «Хороведение» осуществляется на лекционных, семинарских и практических занятиях. В содержание лекционных занятий включены наиболее сложные и обьемные историко-теоретические и методические вопросы, составляющие основу курса. Задача семинарских занятий- закрепить полученные в ходе лекций знания, демонстрируя их уровень закрепления при проведении анализа хоровой партитуры, методы самостоятельной работы дирижера при подготовке фрагментов хоровой репетиций хоровых коллективов, студенты знакомятся с опытом ведущих хормейстеров Республики, а так же преподавателей-руководителей студенческих хоров, перерабатывая и усваивая лучшие их методические и педагогические приемы. Завершается изучение данной дисциплины устным экзаменом. В экзаменационные билеты включаются теоретические вопросы, задания по анализу фрагментов хоровой партитуры и по демонстрации системы вокально-хоровых упражнений и фрагментов разучивания произведений с хором.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как правило, первый вопрос билета посвящается истории хорового искусства, эволюции его жанров. Освещая второй вопрос, необходимо показать знания по теории хороведения, практике работы с хором, а так же дать характеристику особенностей хорового строя, и ансамбля. Ответ на третий вопрос должен продемонстрировать оббьем и количество выполненной студентом самостоятельной работы по подбору вокально-хоровых распеваний и

упражнений, составлению программы хорового концерта, предъявлению и обоснованию плана-проспекта хоровой репетиции.

REFERENCES

1. Андреева.Л. «Методика преподавания хорового дирижирования» -М 1969.

2. Т.С.Богданова «Основы хороведения»: учебное пособие -Минск:БГПУ

3. Шамахмудова.Б.В. «Хоровой словарь» Ташкент 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.