Научная статья на тему 'ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА В НАУЧНОЙ И РЕДАКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.Б. ГАФУРБЕКОВА'

ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА В НАУЧНОЙ И РЕДАКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.Б. ГАФУРБЕКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
186
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / МУЗЫКОВЕД / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР / ЖАНР / УЧЕНЫЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамахмудова Барно Валиевна

Хоровое искусство в Узбекистане является неотъемлемой частью музыкальной культуры, постоянно развиваясь как в исполнительстве, так и в композиторском творчестве. Различные жанры хоровой музыки занимают достаточно большой удельный вес в музыкальном искусстве республики. Изучение хоровой культуры является важной сферой музыкальной науки Узбекистана. Благодаря трудам учёных музыковедов мы имеем ценные исследования в области истории и теории хоровой культуры, развития хорового искусства. Чтобы полноценно выпустить и опубликовать качественное учебное пособие или статью необходима помощь музыковеда. И в этом плане в редактировании учебных пособий, работ различных жанров, посвящённых хоровой музыке, важная роль принадлежит заслуженному деятелю искусств Узбекистана, доктору искусствоведения, профессору Т.Б.Гафурбекову. Он на протяжении своей плодотворной, многогранной научной деятельности занимался и вопросами хоровой культуры, как на уровне фольклора, так и как исследователь профессионального хорового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHORAL CULTURE OF UZBEKISTAN IN SCIENTIFIC AND EDITORIAL ACTIVITIES OF T.B.GAFURBEKOV

Choral art in Uzbekistan is an integral part of musical culture, constantly developing both in performance and in composing. Various genres of choral music occupy a fairly large proportion in the musical art of the republic. The study of choral culture is an important area of musical science in Uzbekistan. Thanks to the works of learned musicologists, we have valuable research in the history and theory of choral culture, the development of choral art. To fully release and publish a high-quality textbook or article, the help of a musicologist is needed. And in this regard, in the editing of textbooks, works of various genres dedicated to choral music, an important role belongs to the Honored Art Worker of Uzbekistan, Doctor of Art History, Professor T.B. Gafurbekov. Throughout his fruitful, multifaceted scientific activity, he also dealt with issues of choral culture, both at the level of folklore and as a researcher of professional choral art.

Текст научной работы на тему «ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА В НАУЧНОЙ И РЕДАКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.Б. ГАФУРБЕКОВА»

ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА УЗБЕКИСТАНА В НАУЧНОЙ И РЕДАКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.Б. ГАФУРБЕКОВА Шамахмудова Б.В. Email: Shamakhmudova17160@scientifictext.ru

Шамахмудова Барно Валиевна - профессор, кафедра хорового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: хоровое искусство в Узбекистане является неотъемлемой частью музыкальной культуры, постоянно развиваясь как в исполнительстве, так и в композиторском творчестве. Различные жанры хоровой музыки занимают достаточно большой удельный вес в музыкальном искусстве республики. Изучение хоровой культуры является важной сферой музыкальной науки Узбекистана. Благодаря трудам учёных музыковедов мы имеем ценные исследования в области истории и теории хоровой культуры, развития хорового искусства. Чтобы полноценно выпустить и опубликовать качественное учебное пособие или статью необходима помощь музыковеда. И в этом плане в редактировании учебных пособий, работ различных жанров, посвящённых хоровой музыке, важная роль принадлежит заслуженному деятелю искусств Узбекистана, доктору искусствоведения, профессору Т.Б.Гафурбекову. Он на протяжении своей плодотворной, многогранной научной деятельности занимался и вопросами хоровой культуры, как на уровне фольклора, так и как исследователь профессионального хорового искусства.

Ключевые слова: искусство, культура, музыковед, исследователь, творчество, фольклор, жанр, ученый.

CHORAL CULTURE OF UZBEKISTAN IN SCIENTIFIC AND EDITORIAL ACTIVITIES OF T.B.GAFURBEKOV Shamakhmudova B.V.

Shamakhmudova Barno Valievna - Professor, DEPARTMENT OF CHORAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: choral art in Uzbekistan is an integral part of musical culture, constantly developing both in performance and in composing. Various genres of choral music occupy a fairly large proportion in the musical art of the republic.

The study of choral culture is an important area of musical science in Uzbekistan. Thanks to the works of learned musicologists, we have valuable research in the history and theory of choral culture, the development of choral art.

To fully release and publish a high-quality textbook or article, the help of a musicologist is needed. And in this regard, in the editing of textbooks, works of various genres dedicated to choral music, an important role belongs to the Honored Art Worker of Uzbekistan, Doctor of Art History, Professor T.B. Gafurbekov. Throughout his fruitful, multifaceted scientific activity, he also dealt with issues of choral culture, both at the level of folklore and as a researcher of professional choral art.

Keywords: art, culture, musicologist, researcher, creativity, folklore, genre, scientist.

УДК 078

Много монографий, очерков, научных статей о хоровом искусстве и хоровом творчестве. Среди них труды Т.С .Вызго, А.Я. Коральского, В.С Виноградова, А.Х. Джаббарова, В.З. Плунгян, Т.Б. Гафурбекова, Н.С. Янов-Яновской, И.Г. Галущенко, Ч. Насыровой, Э. Мамаджановой. Эта сфера творчества нашла своё

отражение и в трудах дирижёров-хормейстеров, среди которых видные хормейстеры - А.А. Егоров, М.Н. Семёнов, В.И. Князятов, Е.А. Гудкова, А.Б. Васильева, В.Ф. Кальтман Э.А. Мелик-Карамян, А.Х. Хакимова, Л.Х. Джумаева, Н.А. Бахритдинова, Н.С. Шарафиева, Е.В. Нечаев.

Т.Б. Гафурбекову принадлежат статьи о хоровой культуре и её деятелях в энциклопедиях Узбекистана, в таких, как Узбекистан Миллий Энциклопедияси (12тт), энциклопедия «Ташкент» (Т.,1983, второе издание дополненное, 2009), а также в Музыкальном Энциклопедическом Словаре (изданном в Москве), в различных коллективных трудах, в периодической печати, где он непосредственно затрагивает самые насущные и актуальные вопросы хорового искусства. Его выступления на различных Международных конференциях и конгрессах горячо принимались и были всегда актуальны поднятыми в них проблемами.

На теоретическом симпозиуме III Международной музыкальной Трибуны Азии в 1973году в Алма-Ате, он наглядно представил хоровое творчество композиторов Узбекистана, работающих в жанре а cappella - Муталя Бурханова, Сабира Бабаева, Икрама Акбарова, Батыра Умиджанова. Особенно вызвал огромный интерес его рассказ о творчестве Муталя Бурханова и его принципах подхода к обработке мелодий. На форуме были мастерски исполнены впервые его обработки двух народных песен для смешанного хора - иранской «Гуле Гандум» и курдов Ирана «Дамкул-Дамкул» хоровым коллективом Узгостелерадио под управлением Народного артиста Узбекистана Батыра Умиджанова, солистка - Народная артистка Узбекистана Лайло Шарипова. В них фольклорные интонации органично переплетаются с оригинальной музыкой композитора. «Этот удачный пример позволил Т.Гафурбекову убедительно продемонстрировать один из возможных путей создания эстетически ценной хоровой партитуры на основе древней монодической культуры» [1, 123]1 из краткого обзора дискуссий на форуме. Муталь Бурханов очень уважал Тухтасина Батыровича и отзывался о нём как «исследователе и активном единомышленнике» [2, 45]2 его творчества.

Впервые им поднимается проблема хоровых обработок в статье «Об обработках узбекского песенного фольклора» в сборнике «История и современность. Проблемы музыкальной культуры Узбекистана, Туркмении и Таджикистана» М.,1972, где сделан анализ обработок Муталя Бурханова, Икрама Акбарова, Сабира Бабаева. В этой статье затронуты важные стороны проблемы музыкального фольклора как существенного фактора на пути становления узбекской профессиональной музыки. В книге «Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества» довольно большой раздел посвящён обработкам песенного фольклора, где наряду с а капельными обработками исследуются музыкально-сценические жанры. В монографии «Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке» в главе «Мобильные ресурсы монодии в творчестве композиторов Узбекистана» ставятся актуальные проблемы хорового творчества, где в качестве образца приводится партитура поэмы «Касиды Алишеру Навои» М.Бурханова - говорится, «что она художественно и профессионально убедительно доказывает априорную истину о неограниченности путей равноакцентного синтезирования монодийного и многоголосного письма с сохранением стилистики каждого из них» [3, 92].3 Верные суждения высказаны о позитивных сдвигах в развитии узбекской хоровой музыки. Интересны его наблюдения о творчестве современных композиторов Мустафо Бафоева, Мирхалила Махмудова.

1 Музыкальная Трибуна Азии (Алма-Ата,1973) М.,1975., с.123.

2 В.З.Плунгян, И.Г.Галущенко. Тухтасин Гафурбеков. Т., 1999., с. 45.

3 Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. Т.,1987., с 92.

Т.Б. Гафурбеков является специальным редактором целого ряда учебных пособий педагогов-хормейстеров по хоровому искусству и образованию. Назову наиболее основные, фундаментальные, которые вышли в свет: Н.И.Казиев. «Хор дирижёрлиги хрестоматияси». («Хрестоматия по дирижированию») 4-й том, Е.В.Нечаев. «Хоровая аранжировка» на узбекском и русском языках, А.Х.Хакимова. «Профессиональное вокальное музицирование в Центральной Азии. (Древние века, средние века)», среди них и «Хоровой словарь», выпущенный в 2009 году мной. Благодаря кропотливой и скрупулёзной работе Тухтасина Батыровича как специального редактора, эти труды приобрели совершенные формы и стали незаменимыми в учебно-педагогической практике.

Необходимо отметить, что редактирование - это особый вид музыковедческой деятельности имеющий свою специфику, свои особые формы работы, знакомство с которыми происходит у каждого автора в процессе общения с редактором. В своём докладе хочу поделиться личным опытом, воспринятым от Т.Б.Гафурбекова в период подготовки к изданию моего «Хорового словаря», материал для которого собирала в течение многих лет. Я обратилась к Тухтасину Батыровичу за редакторской помощью, зная его прекрасную, высокопрофессиональную специальную редактуру «Мусина лугати» Ильяса Акбарова, вышедшего в свет в двух изданиях и словаря-справочника «Композиторы и музыковеды Узбекистана» Т.А.Головянц и Е.Мейке, опубликованного в 1999году.

Основные принципы Гафурбекова как редактора хороведческой литературы в работе с автором можно охарактеризовать следующим образом:

1. тщательная точность фактологических сведений;

2. чистоплотность цитирования используемого чужого материала, наличие обязательных ссылок на источники;

3. использование научной терминологии, принадлежащей видным учёным музыковедам, в том числе и Т.Б. Гафурбекову;

Говоря об использовании научной терминологии, Тухтасин Батырович как редактор всегда требовал точного осмысления научных терминов и их формулировок, отражающих наиболее ясно данный термин или понятие, а также при их переводе с русского языка учитывать правила узбекского, излагать доступно и толково для читателей.

Известны на сегодняшний день привнесённые Т.Б. Гафурбековым такие термины как: изустно-профессиональная музыка, монодическая обработка-монообработка, монодийное самовыражение, макомность, внутривосточная культура, первоинтонирование, поливосточный, полимонодия, эстрадизация фольклора. Важно, что эти термины имеют отношение и к вокально-хоровой культуре, применяются исследователями хоровой музыки в трудах различного жанра от студенческих курсовых работ до диссертационных исследований.

Как специальный редактор Тухтасин Батырович оказывает авторам очень ценные консультации в плане отбора материала для исследований, руководствуясь принципом его художественной ценности, практической востребованности. При этом Гафурбеков проявляет удивительно глубокие знания хоровой культуры, её специфики, которые поражают авторов, труды которых редактирует учёный.

Музыковед В.З. Плунгян, в своей книге о Т.Б. Гафурбекове даёт характеристику его обширным знаниям и называет его учёным-энциклопедистом. И действительно, Тухтасин Батырович - подлинный учёный-энциклопедист, который досконально и глубоко знает не только хоровую, но и другие музыкальные культуры.

Постоянное внимание учёного к народному творчеству, в том числе хоровому, обращение к национальным музыкальным традициям, говорит об уникальности его энциклопедических знаний. Он очень компетентно вникал в хоровую специфику, задавал вопросы, принимал живое участие и с потрясающей точностью сконцентрировал внимание автора на самом главном, на сущности данной проблемы.

Тухтасин Батырович требовательный редактор - тщательно, буквально вчитывался в каждое слово, вникал во все детали текста.

Работа редактора очень сложна своими специфическими особенностями. Специальный редактор вкладывает огромный интеллектуальный труд, отвечает за грамотность изложения текста, литературного стиля, качество выпускаемого издания и несомненно благодаря кропотливой редакторской работе мой «Хоровой словарь» приобрёл законченный и совершенный вид.

Таким образом, научно-редакторская деятельность Т.Б. Гафурбекова имеет важное методологическое значение не только для хорового музыковедения, но и для других видов исполнительского музыкознания, а также и для искусствоведения вообще.

Список литературы /References

1. Музыкальная Трибуна Азии (Алма-Ата,1973). М., 1975.

2. Плунгян В.З., Галущенко И.Г. Тухтасин Гафурбеков. Т., 1999.

3. Гафурбеков Т. Творческие ресурсы национальной монодии и их преломление в узбекской советской музыке. Т., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.