Научная статья на тему 'Русскоязычная ветвь узбекского музыковедения'

Русскоязычная ветвь узбекского музыковедения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
599
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА / THE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN / МУЗЫКА / MUSIC / ИСТОРИЯ / HISTORY / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / MUSICOLOGY / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / PERFORMANCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / ДИРИЖЁР / CONDUCTOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Насырова Юлдуз Мирхамедовна

Процессы развития узбекской музыкальной науки неразрывно связаны с русской школой музыкознания. Невозможно переоценить роль русскоязычной ветви музыковедения. Музыковедческие работы затрагивают огромный спектр проблем от вопросов изучения фольклора до композиторского творчества, истории и теории узбекской музыки. Музыкальная культура Узбекистана уникальное явление, обретшее наднациональное значение. В силу ряда исторических причин здесь слились воедино традиции восточной монодии и европейской полифонии, гамофонно-гармонический и одноголосный типы мышления. Новации современной музыки и современные техники композиции, пришедшие с Запада, легко ассимилировались, так как стали логическим продолжением творческого мышления, характерного для узбекской традиционной музыки. Изучение этого «богатства многообразия» задача интересная и вместе с тем сложная. Постижением тайн самобытности музыкального искусства Узбекистана занимаются музыковеды нашей Республики, значительный вклад внесен русскоязычной школой музыковедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русскоязычная ветвь узбекского музыковедения»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕТВЬ УЗБЕКСКОГО МУЗЫКОВЕДЕНИЯ Насырова Ю.М. Email: Nasirova1139@scientifictext.ru

Насырова Юлдуз Мирхамедовна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: процессы развития узбекской музыкальной науки неразрывно связаны с русской школой музыкознания. Невозможно переоценить роль русскоязычной ветви музыковедения. Музыковедческие работы затрагивают огромный спектр проблем - от вопросов изучения фольклора до композиторского творчества, истории и теории узбекской музыки. Музыкальная культура Узбекистана - уникальное явление, обретшее наднациональное значение. В силу ряда исторических причин здесь слились воедино традиции восточной монодии и европейской полифонии, гамофонно-гармонический и одноголосный типы мышления. Новации современной музыки и современные техники композиции, пришедшие с Запада, легко ассимилировались, так как стали логическим продолжением творческого мышления, характерного для узбекской традиционной музыки. Изучение этого «богатства многообразия» задача интересная и вместе с тем сложная. Постижением тайн самобытности музыкального искусства Узбекистана занимаются музыковеды нашей Республики, значительный вклад внесен русскоязычной школой музыковедения. Ключевые слова: Государственная консерватория Узбекистана, музыка, история, музыковедение, исполнительство, образование, композитор, дирижёр.

RUSSIAN LANGUAGE SCHOOL OF UZBEK MUSICOLOGY

Nasirova Yu-М.

Nasirova Yulduz Mirhamedovna - PhD in history of arts, Assistant Professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF THE MUSIC AND CRITICS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the processes of development of the Uzbek musical science are inseparable from the Russian school of musicology. It is impossible to overestimate the role of the Russian-speaking branch of musical science. Musicological works touch upon a huge range of problems - from the issues of studying folklore to the problems of compositional creativity, history and theory of Uzbek musical culture.

The music culture Uzbekistan unique phenomen, above national importance. On the strength of row of the history reasons here met in united traditions east monody and european poliphony, gomofon-harmonic and one voice type of the thinking. The novations of the modern music and modern technology to compositions, received with West, were easy assimilated, since become logical continuation of the creative thinking typical of uzbek traditional music. The study this "wealth of the variety" problem interesting and together with that complex. The understanding of the secrets existence music art Uzbekistan concern with the musicologists of our Republic, significant contribution is contributed by russian-language school of musicology. Keywords: the conservatory of Uzbekistan, music, history, musicology, performance, education, composer, conductor.

УДК 075 (071)

Свои первые шаги узбекское музыковедение сделало в конце XIX века. Этот период достаточно хорошо освещен в работах И.Н. Кареловой, Т.С. Вызго, Н.С. Янов-Яновской. Названные авторы отмечают, что уже в конце Х1Х века в Ташкенте «постоянно возникали литературные и музыкальные кружки... именно среди них оказались лица, живо

заинтересовавшиеся тогда еще не совсем знакомой им узбекской музыкой и положившие начало ее изучению» [1].

Среди них русские ученые-музыканты А.Ф. Эйхгорн, Н.Н. Миронов и чешский музыкант, работавший в России В.В. Лейсек. В Туркестан с концертами приезжали такие известные пианисты, как - В. Буюкли, Ф. Цареградский, Н. Карцева, Я. Залесская, М. Колпакова, М. Фелициант. Они давали концерты в Ташкенте, в зале Военного собрания (Окружной дом офицеров), Самарканде, Коканде, Намангане, Фергане.

В 1884 году в Ташкенте было создано Музыкальное общество, в которое входили местные поэты и музыканты - А. Дониш, К. Хорезми, С. Абдугаффоров, Фуркат, а также представители русской культуры В. Лейсек, Н. Миронов, А. Эйхгорн, В. Михалек др. Именно они впоследствии составили ядро группы первых музыкантов-педагогов и музыкантов-исследователей традиционной музыки Востока.

В 1907 году в «Русской музыкальной газете» вышла статья В.В. Лейсека, где он поднимает вопрос о создании в Ташкенте музыкального учебного заведения. Музыкант, всей душой полюбивший этот дикий и одновременно прекрасный край, был очарован его культурой, разнообразием инструментария, развитой культурой дворцового музицирования и богатством фольклорной музыки, многоцветием локальных стилей. В.В. Лейсик предложил систему обучения местных музыкантов, воспитанных на монодийной культуре. Он считал необходимым развивать у местных бастакоров (композиторов) навык многоголосного типа мышления.

В книге под общей редакцией Н.С. Янов-Яновской «Музыкальная критика в Узбекистане» рассмотрены этапы становления музыкально-публицистических жанров, дана их критическая оценка. Отметим, что, как и в советский период, так и в эпоху Независимости, ведущим языком музыковедения является русский. Целый ряд терминов и определений так и не находят своего точного аналога на узбекском языке. Так, например, интервал, альтерация, микрохраматика и т.д. [2].

Без преувеличения отметим, что в авангарде музыкальной науки стоят педагоги Государственной консерватории Узбекистана, это Alma mater для большинства видных деятелей музыкального искусства, это учебный и научный цент. В консерватории, на сегодняшний день, существуют три музыковедческие кафедры: кафедра Теории музыки, кафедра Восточной музыки и кафедра Истории музыки и критики. Именно на этих кафедрах сосредоточена работа по изучению традиционного наследия и композиторского творчества, исследуются проблемы исполнительского искусства и становления творческих школ.

Музыковедение - одна из интереснейших и сложнейших областей искусствоведения. Профессиональное становление музыковеда (период обучения как минимум 16 лет), его обучение и формирование требуют не только природной музыкальной одаренности, но и предполагают определенный тип мышления: умение логически мыслить, с математической точностью анализировать и моделировать музыкальные построения. Музыковед, как правило, тонкий знаток литературы и поэзии, живописи и архитектуры, археологии и истории. Словом, музыковед - это художник, «поверяющий алгеброй гармонию». Среди видных музыковедов республики назовем докторов искусствоведения - Р.С. Абдуллаева, Н.С. Янов-Яновскую, А.Н. Азимову, кандидатов искусствоведения - Т.А. Галовянц, В.З. Плунгян, Ю.М. Насырову, З.М. Мирхайдарову, И.Г. Галущенко, Ф.Ш. Мухтарова, Д.А. Мурадову, С.Б. Касымходжаеву, Э.У. Мамаджанову, Ш.Ш. Ганиханову.

Среди огромного спектра проблем музыковедения каждый из названных ученых выбрал наиболее близкое его сердцу направление. Так, Заслуженный деятель культуры, доктор искусствоведения, профессор Р.С. Абдуллаев, прекрасный знаток узбекского фольклора, автор ряда монументальных трудов, написанных на русском языке «Бойсун» и «Обрядовая музыка». В данных работах автор поднимает вопросы сохранения и развития памятников нематериального наследия, внесенных в список ЮНЕСКО.

Изучению фольклора посвящена работа доктора искусствоведения, профессора А.Н. Азимовой «Звуковой мир Каракалпаков».

Ярким представителем узбекского музыковедения, русскоязычной ветви является доктор искусствоведения, профессор Н.С. Янов-Яновская. Н.С. Янов-Яновская закончила теоретико-композиторский факультет Ташкентской государственной консерватории. Трудовую деятельность начала с должности музыкального редактора Инновещания Узбекского радио, являлась научным сотрудником НИИ Искусствознания, где защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музыка узбекского кино» и докторскую диссертацию на тему «Симфоническая музыка Узбекистана». Автор 6 монографий, более 160 статей. Обладатель звания «Женщина года» по версии ABI, США в 1992 г., награждена орденом «Дустлик» (2001 г.). Под ее руководством защищено более тридцати дипломных работ, 12 кандидатских и одна докторская диссертация - все на русском языке.

Работы профессора Натальи Соломоновны Янов-Яновской выделяются не только актуальностью и новизной проблем, они образец подлинно научного осмысления, логически выстроенного изложения. Отличительными чертами работ Н.С. Янов-Яновской являются четкость слога и ясность изложения материала. Ее научные работы отличает бесспорный литературный талант автора.

Продолжив теорию польского музыковеда З. Лиссы, Наталья Соломоновна защитила диссертацию и написала монографию о киномузыке Узбекистана. Ею проделана большая работа по изучению жанра симфонии в творчестве композиторов Узбекистана.

За последние 10 лет Н.С. Янов-Яновская написала такие монографические труды, как: «Икрам Акбаров», «Муталь Бурханов», «Памяти наших учителей» в соавторстве с Ф.М. Янов-Яновским.

Вопросам инструментальной музыки в Узбекистане, изучению композиторского творчества посвятила свои работы Т.А. Головянц. Тамара Аванесовна Головянц закончила теоретико-композиторский факультет Ташкентской государственной консерватории. Свой педагогический путь она начала в Ташкентском музыкальном училище им. Хамзы, а с 1966 по 2011 год работала в Государственной консерватории Узбекистана, где читала разработанные ею курсы Истории музыки народов мира, Современной музыки, Методику преподавания музыкально-исторических дисциплин, педагогическую практику, специализацию у музыковедов-историков, руководство курсовыми и дипломными работами, магистерскими и кандидатскими диссертациями.

Изучая проблемы, связанные с развитием композиторской школы Узбекистана, профессор Т.А. Головянц опубликовала ряд монографий и научных статей, среди которых выделяется «Камерно-инструментальная ансамблевая музыка Узбекистана». Одной из интереснейших сторон ее музыковедческой деятельности является интерес к французской музыке и ее связям с восточной культурой. «Восток в творчестве французских композиторов» - учебное пособие, вышедшее в 2008 году, освятило ранее неисследованные стороны творчества К. Дебюсси, М. Равеля и А. Жоливье. Настольной книгой музыковедов республики стал справочник «Композиторы и музыковеды Узбекистана», выпущенный в соавторстве с Е.С. Мейке.

В память о супруге, узбекском композиторе, в 2005 году была выпущена книга в соавторстве с И.Г. Галущенко «Совет Варелас. Жизнь в музыке».

Другой стороной многогранной натуры Т.А. Головянц является активное включение в общественную работу. Именно она стала инициатором проведения на базе Союза композиторов Узбекистана конкурса работ молодых музыкальных критиков. В темах для изучения, выбираемых учениками Тамары Аванесовны, всегда чувствуется нестандартность мышления, широта затрагиваемых проблем, стремление выйти на междисциплинарный уровень. Яркая и темпераментная личность педагога увлекает студентов научно-творческой инициативой, воспитывает в них активность, способность отстаивать собственные научные позиции, стремление к самостоятельным исследованиям. Из ее класса вышли известные ученые, снискавшие признание не только в нашей республике, но и за ее пределами. Это доктор искусствоведения, профессор Новосибирской консерватории М.Ю. Дубровская, кандидат искусствоведения, редактор

музыкальной редакции канала «Культура» К.Н. Урманова, плеяда педагогов, работающих в Государственной консерватории Узбекистана и музыкальных училищах.

Русскоязычному музыковеду В.З. Плунгян принадлежит право считаться основателем школы музыкальной журналистики Узбекистана. Вера Зиновьевна защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проделки Майсары» Сулеймана Юдакова (1961 г.), с 1964 года она преподавала в ГКУз, автор 13 монографий, посвященных истории узбекской музыкальной культуры и критики. Профессор В.З. Плунгян воспитала целую плеяду музыковедов-критиков, ею сформирована школа музыкальной журналистики. Среди ее учеников -кандидаты искусствоведения, доценты ГКУз Закия Мирхайдарова, Шойиста Ганиханова, Инесса Гульзарова, пресс-секретарь при правительстве России Андрей Семеркин, Заслуженный деятель СМИ России Людмила Осипова, директор Издательского дома Zamin Press Барно Икрамова, главные редакторы глянцевых журналов, издаваемых в Узбекистане, Лайло Расулова, Ирода Дадажанова и др. [3].

Большой вклад в развитие музыковедения вносят педагоги Государственной консерватории Узбекистана - это двуязычные музыковеды Р.С. Абдуллаев, Т.Б. Гафурбеков, А.Н. Азимова, И.Г. Галущенко, З.М. Мирхайдарова, С.Б. Касымходжаева, Ш.Ш. Ганиханова, Э.У. Мамаджанова, Г.А. Турсунова, И.С. Гульзарова, А.Г. Бударина; исполнители -

0.Ю. Юсупова, Г.Б. Калмыкова, Н.С. Лебедева, С.А. Гафурова; композиторы - Ф.М. Янов-Яновский, А.М. Мансуров, Х. Рахимов, Р. Абдуллаев, Д.Д. Амануллаева и др. Их научные интересы выходят на междисциплинарный уровень. Поднимаются такие проблемы, как: вопросы интертекста, музыкального содержания, проблема аналогии в культурологи, изучаются теория и история прикладных жанров, эстрадная музыка, музыка третьего направления, исследуются сочинения современных молодых композиторов Узбекистана, разрабатываются методики анализа музыкальных партитур, написанных в современных композиторских техниках.

Словом, русскоязычная ветвь узбекского музыковедения развивается и сегодня, она захватывает все сферы музыкального искусства - исполнительство, композиторское творчество, музыкальную педагогику, вопросы развития хорового и оркестрового исполнительства, проблемы вокального исполнительства. И в заключение хочется сказать, что при оценке процессов, происходящих в развитии культуры, необходимо учитывать факт того, чем они являются для своего времени. Возвращаясь к проблеме «культурного двуязычия», а сегодня, возможно, следует говорить о «культурном полиязычии», отметим, что современная модель мира требует от человечества наконец научиться говорить на одном языке. Несомненно, этот язык - Искусство.

Список литературы /References

1. Карелова И.Н. Вопросы музыкального образования в Узбекистане. Т., 1968.

2. Музыкальная критика в Узбекистане. Сборник статей под общей редакцией Н.С. Янов-

Яновской. Т., 1978.

3. Касымходжаева С.Б. Становление музыкального образования в Туркестане.

Автореферат кандидатской диссертации. Т., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.