ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОРОВОГО ИСКУССТВА Шукуров Ж.Т. Email: [email protected]
ШукуровЖуракул Тилаувович - Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, профессор, кафедра национального пения, факультет народного творчества, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье анализируются произведения, созданные на основе народного музыкального наследия для хора «a'capella», и циклы ряда крупных хоровых произведений, созданных выдающимися узбекскими композиторами как М. Бурханов, Б. Умиджанов и М. Бафоев. Особое внимание уделяется деятельности хормейстера и дирижера Б. Умиджанова, который добился оригинального исполнения народных музыкальных наследий, обогатив их многолосием. Изучается история создания и деятельность национального хорового коллектива, который играет значимую роль в развитии национального хорового искусства в Узбекистане.
Ключевые слова: поэзия, мелодия, дух, чувство, музыкальное наследие, композитор.
PRINCIPLES OF NATIONAL CHORAL ART Shukurov J.^
Shukurov Jurakul Tilauvovich - Honored Artist of the Republic of Uzbekistan, Professor, DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING, FACULTY OF FOLK ART, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article analyzes the works created on the basis of the folk musical heritage for the a'capella choir and the cycles of a number of large choral works created by prominent Uzbek composers like M. Burkhanov, B. Umidzhanov and M. Bafoev. Particular attention is paid to the activities of the choirmaster and conductor B. Umidzhanov, who achieved the original performance of folk musical heritage, enriching them with polyphony. The history of the creation and activities of the national choir collective is studied, which has a significant role in the development of the national choral art developing in Uzbekistan.
Keywords: poetry, melody, spirit, feeling, musical heritage, composer.
УДК 7.072.2
Известно, что поэт и композитор являются сотрудником и единомышленником. Один из них выражает свои естественные ощущения, мысли посредством искусства слова, другой -языком мелодий. Тот факт, что глубокая содержательность и впечатлительность стихотворения заставляет читателя, также завораживающая музыка даёт наслаждение, духовную силу и пищу человеку. Это говорит о том, что поэзия и музыка издавна неразделимы друг с другом. Приличная поэзия придаёт крылья музыке, в свою очередь приятная мелодия поможет завораживать сердце. Чарующая мелодия своим волшебством как прелестное стихотворение воспевает самые сокровенные чувства. Подобная приятная мелодия имеет национальный дух, а также выражает общечеловеческие чувства.
В данной статье речь ведётся о песне, которая является основной частью музыкальной культуры нашего народа. Надо сказать, что основу музыкального наследия нашего народа составляет одноголосное, унисонное пение, в нашей стране не характерно было коллективное многоголосное исполнение. Этот вид музыкального искусства появился в нашей стране в 30-40 годы ХХ века и постепенно развивался. Необходимо отметить, что коллективное исполнительство применялось у нас не только на практике, но и превратилась в традицию нашего народа. Песни радения мусульманских сектантов, свадебные песни «Ёр-ёр», исполняемые женщинами, весёлые и задорные, весенние и игровые песни детей «Бойчечак» («Подснежник»), «О; теракми - кук терак» («Ты выбирай белый или зелёный тополь»), свадебные песни парней «Ёр, ёр, ёроне» и ряд другие песни этому могут быть примером. Однако они исполнялись не в многоголосие, а в одноголосном, т.е. унисонном варианте. Многоголосные хоровые песни начали исполнять прежде всего на музыкально-драматических и комедийных спектаклях, в массовых сценах затем в операх «Буран» Сергея Василенко и
Мухтара Ашрафи, «Лейли и Меджнун» Рейнгольда Глиэра и Талибджана Садыкова и в других, которые были обработаны на основе народных песен.
В 1952 году при Узбекской государственной филармонии формируется новый творческий коллектив, хоровая капелла, которому суждено было сыграть огромную роль в музыкальной жизни Республики. Её организатором, художественным руководителем и главным дирижёром был назначен известный в республике музыкант-хормейстер, доцент кафедры хорового дирижирования Ташкентской государственной консерватории Сергей Александрович Валенков, а хормейстером - выпускник дирижёрско-хорового факультета Ташкентской государственной консерватории Абдукаххор Султанов. Теперь хоровое произведения без сопровождения, т.е. «а'саре11а», непосредственно было связано с коллективом хоровой капеллы. Однако для творческого процесса этого коллектива необходим был ряд произведений. Для осуществления этой цели, руководство коллектива хоровой капеллы обращается с просьбой к известному композитору, автору гимна Узбекистана Мутал Бурханову, чтобы он сочинил что-либо новое для этого исполнительского коллектива. Так, в 1952 году появились на свет прекрасные хоровые миниатюры композитора - «Хоры без сопровождения» (обработки шести народных песен).
В 1954 году произведение было издано издательством «Уздавнашр» в виде отдельной книги. После того, как эти произведения были исполнены и были испытаны коллективом хоровой капеллы, и только тогда некоторые композиторы, как Сабир Бабаев, Икром Акбаров, затем Мардон Насимов и другие тоже начали создавать свои произведения в этом направлении. Необходимо отметить, что, кто бы не был автором этих произведений, они были близки к стилю обработанных произведений М.Бурханова. Потому сегодня композитора Муталя Бурханова можно по праву считать основателем узбекского хорового искусства в жанре «а'саре11а». Однако, основанием коллектива хоровой капеллы и созданием композиторами ряд хоровых произведений для данного коллектива нельзя сказать, что проблема многоголосного национального хорового искусства была решена. С одной стороны этому может служить причиной отсутствие образованных кадров в области хорового исполнительства, а с другой стороны - в коллективе работали непрофессионалы. Основная проблема в исполнении связана с произношением букв, отражением тонов в мелодии. Если у хора с хорошей звучностью плохая дикция, т.е. хор плохо, неясно произносит слова, то, несомненно, пострадают яркость передачи сочинения, с одной стороны, и художественность впечатления - с другой. Исполняемое сочинение звучит и цельно, и стройно, и даже выразительно, но в чем его смысл - понять трудно, так как нельзя разобрать слова, которые поет хор. Это, бесспорно, существенный недостаток в смысле художественного впечатления и яркости передачи [2, 25]. Дело в том, что в Европе музыкальные произведение исполняются в темперированном строе, а узбекские народные песни в основном исполняются в не темперированном, т.е. на естественном натуральном строе.
Всем известно, что лады в узбекских национальных музыкальных инструментах как танбур и дутар разделены с помощью узелков, сделанных из кишок, потому что при надобности их место расположение можно было изменить. Когда исполняют маком Бузрук, лад меняется на основании изменения места расположения кишечных узелков, такое же повторяется, когда исполняют маком Рост и т.п. Отсюда вывод, лады узбекской народной музыкальной наследии не помещаются на темперированных строях. С сожалением нужно констатировать, что дети раннего возраста привыкают слушать музыку, основанную на темперированном строе, а затем от них требуется исполнение национальной музыки и песни на натуральном строе. Это обстоятельство требует размышления о решение вышесказанной проблемы.
Для того чтобы разрешить данную проблему, связанную с хоровым искусством руководства республики приходило к выводу о создании нациолнального профессионального хорового коллектива. Так, в 1960 году при Государственном комитете радио и телевидения Республики было организован новый коллектив хора, у которого состав артистов был набран из национальных кадров, которые могли исполнять музыкальное наследие в народном духе. Этому коллективу художественным руководителем и главным дирижёром был назначен талантливый хормейстер Батыр Умиджанов, успешно окончивший факультет «Хорового дирижирования» Ташкентской государственной консерватории, который прошёл путь от артиста хора до должности хормейстера в государственной хоровой капелле, под руководством С.Валенкова. Этот коллектив начал активно пропогандировать по радио и телевидении национальные хоровые произведении и внес свой активный вклад в формировании и популязировации данного нового вида искусства. Искуссный дирижёр, известный композитор, народный артист Узбекистана Б.Умиджанов стал не только художественным руководителем и главным дирижёром этого коллектива, но и создателем его репертуара. Он уподобил песни коллективному исполнению не только узбекского народа, но и таджикского, азербайжанского, казахского, киргизского,
уйгурского, татарского и много других восточных народов многоголосному хоровому исполнению, и на их основе создал свои оригинальные произведения. Как твердит П.Г. Чесноков « пассивность и механичность - враги дирижера не только в исполнении, но ив процессе выучивания сочинения. Правда, в процессе выучивания, особенно в его начальной стадии, много чисто механической работы. Дирижер должен оживить ее интересными приемами, основанными на детально разработанном подготовленном плане. Чем больше требуется механической работы в начальном периоде выучивания, тем изощреннее должны быть у дирижера способы заинтересовать хор, вызвать в нем желание работать и находить удовлетворение в познавании и изучении нового сочинения» [2, 159]. Основной целью коллектива и его руководителя Б. Умиджанова явилось оригинальное исполнение народного музыкального наследия, обогатив его многолосием. В короткое время коллектив и его руководитель со славным трудом добились огромных творческих достижений. За концертную деятельность и пропоганду национальной хоровой культуры коллнетив хора в 1982 году был удостоен почётного звания "Заслуженный исполнительский коллектив Республики". Художественному руководителью и главному дирижёру коллектива Б. Умиджанову присвоено высокое звание "Народный артист Узбекистана". В течение 33 лет Б.Умиджанов руководил коллективом и затем руководство коллективом передал своим ученикам. В годы независимости авторитет коллектива ещё больше возрос. Коллектив активно участвует во всех правительственных, торжественных мероприятиях, как "Мустакиллик (Независимость)", "Навруз" (Новый год), разные юбилейные торжества исторических, выдающихся личностей, юбилеи исторических городов, фестивалей разного направления, спортивных мероприятий и и т.д. Кроме этого коллектив представил своим слушателям ряд крупных произведений знаменитого композитора Мустафо Бафоева, как хоровая симфония "Состояние Алишера Навои" на слова А. Навои, поэму-кантату "Аллома" (Учёный) на слова народного поэта Узбекистана Жамала Камала, ряд ораторий "Слёзы Роксаны" на слова Хамид Алимжана, "Зардуштийлар маросими" (Ритуалы огнепоклонников) и другие, крупные циклы для хора без сопровождения композитора Бахрулла Лутфуллаева, как "Сарахбори Дугох и 6 тарона"(из макома "Дугох" Бухарского Шашмакома), "Разлука", хоровая симфония "Берег души" (на слова народного поэта Узбекистана Сирожиддин Саид) Дилором Омонуллаевой, триптихи "Чёрноглазая"(слова З. Бобура) и "Любовные черты" (Слова А.Навои) композитора Фарход Алимова, оратории "Абдухолик Гиждувоний" и "Почтенный Бахоутдин Накшбанд" композитора Хабибулла Рахимова и много других произведений.
Это свидетельстует о том, что коллектив остаётся верным своей выбранной традиции национального хорового исполнения. С 1997 года коллектив активно участвует в концертных программах открытия Международного фестиваля "Шарк тароналари", которое проводится раз в два года в городе Самарканде. Особенно на открытии фестиваля в 2003 и 2005 годах коллективом был исполнен цикл "Мавриги" без сопровождения в обработке Ж. Шукурова, "Сарахбори дугох" из Бухарского Шашмакома совместно с коллективом ансамбля макомистов имени Юнус Ражаби. В 2017 году исполнили ораторию "Етти пир" (Семь мудрецов) известного композитора, деятеля искусств Республики Узбекистан, лауреата госсударстенной премии имени Абдулла Кадири, профессора Мустафо Бафоева на стихи Шодмон Сулаймона, в 2019 году на 60-летнем юбилейном концерте ансамбля "Маком" имени Юнуса Раджаби с хоровым произведением без сопровождения "Сегох" на слова поэта Хуршид, обработанный композитором Б. Умиджановым, что лишний раз доказывает успешное продолжение коллективом своей творческой деятельности.
Таким образом, можно отметить что, принципы национального хорового исскусства и исполнительское мастерство коллектива сохраняют традиции и усовершенствуются.
Список литературы / References
1. Егоров А. Основы хорового письма. Ленинград. "Искусство", 1939. 171 с.
2. Чесноков П.Г. Хор и управление им. Москва. Музгиз. 1961. 241 с.
3. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Москва. Музгиз, 1957. 106 с.
4. Ушкарёв А. Основы хорового письма. Москва, Музыка, 1986. 171 с.
5. Ручьевская Е.А. Слово и музыка. Ленинград, Музгиз., 1960. 56 с.
6. ШукуровЖ. Жамоа ижрочилиги ва услубиёти. Тошкент, Янги нашр, 2012. 141 б.
7. Янов-Яновская Н.С. Муталь Бурханов. Тошкент, 2001. 87 с.
8. Шукуров Ж. Бадиий жамоалар билан ишлаш услубиёти. Тошкент, Турон-Идбол., 2019. 215 б.