Научная статья на тему 'Диверсификация отечественного музыкального профессионального образования в условиях миграционных процессов 1941-1945 годов'

Диверсификация отечественного музыкального профессионального образования в условиях миграционных процессов 1941-1945 годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суетин Илья Николаевич

В данной статье рассматриваются особенности диверсификации отечественного музыкального профессионального образования в условиях миграционных процессов 1941-1945 годов; в работе актуализированы имена столичных и провинциальных музыкантов-практиков периода Великой Отечественной войны; исследование содержит сведения о профессиональной деятельности эвакуированных из западных регионов страны музыкантов-педагогов и музыкантов-исполнителей (ведущих преподавателей консерваторий Киева, Москвы и Ленинграда) в музыкально-образовательных учреждениях Поволжья, Урала и Средней Азии; в работе доказан факт воздействия крупнейших отечественных композиторских, педагогических и исполнительских школ на формирование региональных (провинциальных) систем подготовки кадров музыкального профиля; данная статья может способствовать выработке эффективной стратегии развития отечественного музыкального профессионального образования XXI веке с учетом исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Суетин Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация отечественного музыкального профессионального образования в условиях миграционных процессов 1941-1945 годов»

YAK 378(470)"19":78(091) ББК 74.03(2)6+85.31 г

И.Н. СУЕТИН

I.N. SUYETIN

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 1941-1945 ГОДОВ

DIVERSIFICATION OF NATIONAL MUSICAL VOCATIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF MIGRATION PROCESSES IN 1941-1945

В данной статье рассматриваются особенности диверсификации отечественного музыкального профессионального образования в условиях миграционных процессов 1941-1945 годов; в работе актуализированы имена столичных и провинциальных музыкантов-практиков периода Великой Отечественной войны; исследование содержит сведения о профессиональной деятельности эвакуированных из западных регионов страны музыкантов-педагогов и музыкантов-исполнителей (ведущих преподавателей консерваторий Киева, Москвы и Ленинграда) в музыкально-образовательных учреждениях Поволжья, Урала и Средней Азии; в работе доказан факт воздействия крупнейших отечественных композиторских, педагогических и исполнительских школ на формирование региональных (провинциальных) систем подготовки кадров музыкального профиля; данная статья может способствовать выработке эффективной стратегии развития отечественного музыкального профессионального образования в XXI веке с учетом исторического опыта.

This article examines the specifics of the diversification of national musical vocational education in the context of migration processes in 1941-1945; in the work the names of metropolitan and provincial musicians-practitioners of the period of the Great Patriotic War are actualized; the study contains the information on professional activities of musicians, teachers and musicians who were evacuated from the western regions of the country (leading teachers of conservatories in Kiev, Moscow and Leningrad) in musical and educational institutions of the Volga region, the Urals and Central Asia; in the work the fact of influence of the largest national composer, pedagogical and performing schools on the formation of regional (provincial) systems for musicians training is proved; this article can contribute to the development of an effective strategy for the development of Russian musical vocational education in the 21st century, taking into account historical experience.

Ключевые слова: история, диверсификация образования, миграционные процессы, музыкальное профессиональное образование.

Key words: history, diversification of education, migration processes, musical vocational education.

В годы Великой Отечественной войны вынужденная миграция населения носила массовый характер. Основные перемещения граждан страны были связаны с призывом в армию, эвакуацией государственных учреждений вместе с трудовыми коллективами, бегством гражданского населения с оккупированных территорий, возвращением с фронта военных. Среди вынужденных мигрантов были и музыканты, тем самым данные процессы затронули сферу музыкального профессионального образования. Так, в 19411945 годы были закрыты или перемещены вглубь страны многие учебные заведения музыкального профиля, уходили на фронт и возвращались с фронта учащиеся и педагоги.

Диверсификация образования - это сложный и многоаспектный процесс, в результате которого в нем происходят изменения, прежде всего структурные. В частности, можно говорить о том, что оно становится многоуровневым,

подготовка профессиональных кадров начинает включать несколько ступеней, учебные заведения приобретают многофункциональность, расширяется спектр образовательных услуг, а образовательные программы начинают предусматривать вариативность и гибкость [7]. Данная статья призвана обосновать диверсификацию отечественного музыкального профессионального образования в условиях миграционных процессов 1941-1945 годов, что может способствовать эффективной кадровой стратегии музыкально-образовательных учреждений страны в условиях миграционных процессов XXI века.

В результате военных действий происходила эвакуация педагогических коллективов музыкально-образовательных учреждений из западных регионов страны. В момент приближения немецких захватчиков к Ленинграду (1941 год) было принято решение эвакуации консерватории, музыкального училища и музыкальной школы в г. Ташкент [10]. В результате установилось тесное сотрудничество между преподавателями двух педагогических школ. В частности, музыканты из Ленинграда заинтересовались музыкальной культурой и искусством Узбекской Республики. В результате такого содружества была издана книга «Пути развития узбекской музыки» (гл. ред. - С. Гинзбург). Необходимо отметить, что оставшиеся в блокадном Ленинграде преподаватели и студенты продолжали учебно-научную, концертную, культурно-просветительскую деятельность. Интенсивную работу по созданию трудов о русской и советской музыке, проблемах эстетики и теории музыкального искусства осуществлял профессор вуза Б. Асафьев. Также в числе значимых монографий изданных в этот период можно назвать книгу о зарубежном музыкальном искусстве Р. Грубера. Многие преподаватели активно осуществляли концертно-просветительскую деятельность (А. Каменский, З. Лодий, А. Оссовский и др.).

Была серьезно нарушена работа Киевской консерватории. Многие студенты и преподаватели принимали активное участие в обороне города, выступали в качестве артистов на фронтах. Немало педагогов и исполнителей погибло в боях (П. Дьяконов, В. Дьяченко, Я. Левин, А. Лиходий, В. Пресич, К. Шипович и др.). Для сохранения педагогического коллектива на правительственном уровне было принято решение об эвакуации учебного заведения в г. Свердловск. В числе приехавших преподавателей оказались ведущие профессора вуза: М. Гелис, Д. Евтушенко, Г. Коган, А. Луфер, Е. Сливак и др. В этот период были созданы знаменитые музыкальные произведения (кантата-симфония «Украина моя» А. Штогаренко, опера «Ледовое побоище» Г. Таранова и др.), проводилась активная концертно-просветительская работа в воинских подразделениях и госпиталях. Также преподаватели Киевской консерватории в годы войны оказали влияние на музыкальные учебные заведения городов Средней Азии (Душанбе, Ташкента, Фрунзе), способствуя укреплению педагогических и исполнительских взаимосвязей между музыкантами республик СССР [5]. Консерватория в Свердловске пополнилась также преподавателями из Ленинграда, Москвы, Одессы [11]. В результате молодой вуз сформировал высокие критерии в профессиональной подготовке учащихся, был укреплен его кадровый состав. Благодаря слиянию различных педагогических, научных и исполнительских школ страны, установились прочные академические традиции учебного заведения.

Литературные источники подтверждают, что в результате военных действий 1941-1945 годов штаты учебных заведений музыкального профиля городов Поволжья (Саратова, Ульяновска, Казани, Горького и др.) пополнили педагоги-музыканты, эвакуированные из Москвы и Ленинграда [2, 4, 8, 9].

Часть коллектива Московской консерватории вошла в состав вуза в Саратове, что оказало значительное влияние на музыкальное профессиональное образование данного региона. С середины осени 1941 года проводилась активная работа приезжих преподавателей по различным направлениям и специальностям Саратовской консерватории (инструментально-исполнительскому, историко-теоретическому, композиторскому). Особо необходимо отметить организаторскую деятельность по работе вуза в условиях военных действий

народного артиста А. Гольденвейзера, профессора Г. Столярова и др. К числу их заслуг можно отнести обеспечение педагогического коллектива необходимыми условиями, сохранение ценных профессиональных кадров, осуществление общественно-просветительской и концертной деятельности в военных частях и госпиталях, на предприятиях, в образовательных учреждениях. В частности, в результате сотрудничества преподавателей-москвичей и музыкантов-саратовцев была произведена перегруппировка классов, установлено расписание занятий студентов, введена твердая учебно-производственная дисциплина и др. При участии преподавателей Московской консерватории были организованы концертные поездки на Западный, Брянский, Карельский участки фронта, прошли концерты в военных госпиталях Саратова, проводилась работа в деле организации фронтовой самодеятельности и радиотрансляции. В этой связи можно отметить таких преподавателей как А. Власов, братья М. и А. Готлиб, Г. Дмитревский, В. Зайц, М. Затуловский, А. Иохелес, Я. Киппен, Г. Литинский, Т. Логовинский, Б. Лятошинский, А. Малюта, Е. Милькович, В. Нильсен, Д. Осипов, Я. Рабинович, Б. Реентович, Я. Слободкин, В. Соколов, М. Томашевский, Н. Шацкая, А. Шацкес, Г. Юдин и др. Преподаватели Московской консерватории способствовали повышению музыкально-культурного уровня Саратова. Регулярно проводились концерты симфонической и камерной музыки с участием выдающихся дирижеров: Л. Гинзбурга, А. Сатановского, Г. Столярова. В качестве солистов выступали А. Шацкес, Л. Лукомский, А. Сатановский, Б. Радугин, С. Кнушевицкий и М. Затуловский. Большую популярность приобрел музыкальный лекторий с участием преподавателей Московской консерватории. С докладами выступали выдающиеся теоретики: доктора искусствоведения Г. Коган, Я. Миль-штейн, Б. Яворский; декан фортепианного факультета А. Николаев; доценты Б. Берлин, В. Берков, Ю. Келдыш, Л. Кулаковский, Б. Левик, Т. Логовинский, И. Мартынов, М. Михайлов, В. Протоповов, И. Рабинович; профессора И. Ду-бовский, Т. Ливанова, И. Рыжкин, В. Ферман [9].

Положительную роль для музыкального профессионального образования г. Ульяновска сыграли эвакуированные ленинградские и московские педагоги: Б. Заборовская, А. Шмидт-Шкловская, Е. Сурминский и др. [4, 6]. Учитывая то, что значительное число ульяновских преподавателей музыкально-образовательных учреждений пополнили ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (Д. Капустин, Л. Ренне, В. Гекторов, П. Крю-ченков, Ю. Козловских, П. Частиков, П. Семенов, А. Загуменков, А. Ивченко, Н. Глебов, Б. Минеев, А. Подольский, В. Кусов, П. Сахарцев, В. Тонкош-курый и др.), приезд столичных специалистов был остро необходим. Осуществляя преподавательскую деятельность в музыкально-образовательных учреждениях города, они передавали свой уникальный опыт местным музыкантам. В частности, сформированные ими кадры вошли в штат Ульяновской культурно-просветительной школы, которая появилась в 1947 году. Таким образом, в Ульяновской области была сформирована двухуровневая система подготовки музыкально-образовательных кадров. Многие направления образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса данного учебного заведения (повышение профессионального уровня преподавательских кадров, учебная и методическая работа, внеклассная работа, трудоустройство выпускников и др.) также подтверждает влияние московской и ленинградской школ на развитие музыкального профессионального образования в Ульяновской области.

Если рассмотреть отчет школы за 1948/1949 год, можно обнаружить, что уровень образования педагогического состава был очень высоким (из трех преподавателей музыкальных дисциплин все имели высшее специальное образование) [15, Л. 41]. Это подтверждает качественную работу руководителей учреждения по подбору квалифицированных кадров, что позволяло повысить эффективность обучения учащихся.

В соответствии с учебным планом (согласно отчету школы за 1949/1950 учебный год) на хоровом отделении изучали следующие предметы: фортепиано, основы советского искусства, хоровой класс, постановка голоса, дирижирование, чтение хоровых партитур, баян, музыкальная грамота, сольфеджио, гармония, музыкальная литература, организация и методика работы коллективов художественной самодеятельности, учебная практика по хоровой самодеятельности и др. [12, л. 11-17]. Сочетание подобного набора предметов говорит об исполнительской направленности учебного заведения и о высоких требованиях в подготовке учащихся.

Следует отметить, что в рамках изучения отдельных дисциплин преподавателями учебного заведения использовались собственные авторские наработки и методики. Интерес вызывает подход, который применялся в 1956/57 учебном году по курсу «Содержание и методика работы хорового кружка». В основу метода входил анализ хоровых произведений. При разборе партитур теоретический материал демонстрировался иллюстрацией на инструменте и голосом. Сложнейшие в гармоническом и полифоническом отношении сочинения (Танеева, Чайковского и др.) разбирались очень подробно - тема, сюжет, какими музыкальными средствами отобразил композитор ту или иную мысль произведения. При практике подбора репертуара иллюстрировались революционные и исторические песни, былины, обрядовые и бытовые песни. Этим повышался интерес учащихся на уроках. На практических занятиях учащиеся получали опыт работы с хором (составление хоровой партитуры, разучивание пьесы с хором). Определенных успехов добились преподаватели в классе постановки голоса. Следует отметить, что значительное количество времени было отведено разучиванию сольных и ансамблевых вокальных произведений, в результате чего происходило развитие у учащихся музыкального слуха, ритма, памяти, закрепление музыкальной грамоты, расширение репертуара, общее музыкальное развитие. Систематически производилось повторение пройденного материала, закрепление знаний, умений и навыков. В своей работе преподаватели использовали такие методы, как убеждение, разъяснение, порицание, внушение идей о необходимости и беспредельности совершенствования знаний и мастерства, разъяснение важности и необходимости усвоения предмета. В репертуаре учащихся были русские народные песни, народные песни других народов, песни советских композиторов, произведения русских и зарубежных классиков. В качестве наглядности в обучении применялись личные показы преподавателя, схемы, фотографические снимки из книг, посещение концертов филармонии. Эффективность подобного подхода подтвердили итоги экзамена (15 человек сдали предмет на «отлично» (68,2%), 7 человек - на «хорошо» (31,8%)) [13, л. 19-25]. Подобное изложение материла, применение своеобразных методов и приемов, качество знаний учащихся подтверждают профессиональный подход преподавателей учебного заведения.

Интересен опыт, накопленный преподавателями отделения народных инструментов. Особенностью являлось то, что принятые на первый курс учащиеся распределялись на группы и прикреплялись к определенному преподавателю. Часть из них обучались на струнно-щипковых инструментах, остальные на баяне. В репертуар изучаемых произведений включались русские народные песни и танцы, этюды. Для развития техники использовались также гаммы и упражнения на различные виды техники. Каждому учащемуся в течение года необходимо было изучить по 10-15 пьес. В ходе обучения практиковались ансамбли (дуэты, трио, квартеты) и оркестры. К примеру, преподавателем Антипиным был создан оркестр с участием учащихся других преподавателей (домристов и баянистов). Согласно отчету, на выступлениях оркестр прозвучал ярко и музыкально [13, л. 26-28]. Следует отметить, что прохождение обязательного программного материала и авторские находки преподавателей способствовали прочному усвоению знаний и приобретению необходимых профессиональных навыков учащимися, расширению их кругозора и репертуара.

Совершенствовалась методическая работа учебного заведения. Проводились заседания, на которых зачитывались доклады преподавателями. К примеру, в 1949/50 учебном году комиссией народных инструментов обсуждались следующие вопросы: «Некоторые вопросы методики преподавания баяна в условиях культурно-просветительной школы», «Развитие музыкальной выразительности при игре на баяне у начинающих учащихся», «Работа в помощь преподавателю в подготовке аккомпаниаторов для хора, учебной и производственной практики», «Работа по подбору репертуара для учащихся», «Индивидуальный подход к обучающимся с целью более глубокого изучения основных положений игры на баяне» и др. [12, л. 29]. Вопросы охватывали широкий спектр проблем, которые могли возникнуть в учебно-воспитательном процессе. Положительный опыт впоследствии был использован преподавателями на практике. Также для оказания помощи молодым преподавателям Ульяновской культурно-просветительной школы и обмена опытом в работе по инициативе учебной части проводились взаимопосещения уроков с последующим их обсуждением, благодаря чему выявлялись положительные и отрицательные моменты в работе преподавателей. К примеру, во время посещения уроков комиссией народных инструментов в 1956/57 учебном году выяснилось, что педагоги в основном правильно понимали свою задачу по воспитанию музыкальных навыков игры на народных инструментах. Все преподаватели имели специальную подготовку и владели инструментами, были знакомы с основными методическими требованиями и умело применяли их на практике [13, л. 28]. Подобный опыт способствовал, с одной стороны, контролю за работой педагогического состава, с другой - обмену опытом и повышению квалификации начинающих преподавателей.

Особое внимание уделялось внеклассной работе. К примеру, в 1956/1957 учебном году в школе работали следующие кружки: хорового пения, сольного пения и малых вокальных ансамблей, оркестр народных инструментов, ансамбли народных инструментов [13, л. 28]. Факультативные занятия способствовали углубленному изучению многих музыкальных предметов и дополнительному опыту в работе с музыкальными коллективами.

Миграционные процессы 1941-1945 годов оказали влияние на музыкальное профессиональное образование Республики Татарстан. Преподавателями Казанского музыкального училища стали приезжие преподаватели Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. Гнесиных: Е. Бекман-Щербина, М. Гнесин, В. Конен, И. Миклашевская, В. Рошковская, С. Скребков и др. [3]. Первый штатный состав Казанской государственной консерватории (была открыта в 1945 году) был укомплектован эвакуированными в годы войны музыкантами из Москвы и Ленинграда. Это композитор и дирижер М.А. Юдин, пианисты М. Берлин-Печникова и М. Пятницкая, композиторы и музыковеды А. Бормусов, Ю. Виноградов, М. Музофаров, Х. Терегулова и др. [1]. Особо можно отметить М. Юдина, который возглавил кафедру хорового дирижирования и класс композиции. После войны преподаватель остался в учебном заведении на постоянной основе и преподавал такие дисциплины как гармония, полифония, анализ форм, композиция и др. Следует отметить, что с появлением в г. Казани консерватории система подготовки музыканта профессионала в Республике Татарстан стала трехуровневой (школа - училище - вуз).

Миграционные процессы продолжались и после окончания Великой Отечественной войны. В основном это было связано с возвращением военных на прежние места жительства. При этом руководители музыкально-образовательных учреждений Поволжья активно участвовали в этих процессах. Архивные источники подтверждают, что ректор Казанской государственной консерватории (КГК) Н.Г. Жиганов вел переговоры с командующими войсками военных округов и другими руководителями оборонного ведомства о возвращении учащихся и преподавателей, находящихся в рядах Рабоче-

крестьянской Красной армии, а также и о распределении национальных кадров для республики: Н.Г. Зуевича - преподавателя КГК по классу фагота, Ф.Б. Каримова - студента Ленинградского музыкального техникума, М.Г. Ла-тыпова - преподавателя КГК по классу трубы, Х. Файзуллина - выпускника Московской консерватории, А.З. Бакирова - выпускника Казанского музыкального училища по классу композиции, И.Г. Шамсутдинова - члена Союза Советских композиторов Татарстана и др. [14, л. 2-14]. Все это было вызвано необходимостью консолидации профессиональных кадров (в том числе, национальных) на территории Республики Татарстан, что способствовало качественному развитию музыкального профессионального образования на данной территории.

На основе изучения и сопоставления фактологического материала можно сделать следующие выводы:

- в результате военных действий 1941-1945 годов была нарушена работа многих учебных заведений музыкального профиля страны (музыкальных школ, музыкальных училищ, консерваторий), так как ушло на фронт значительное число музыкантов (преподавателей, студентов) и немало из них погибло;

- слаженные действия органов государственной власти по эвакуации педагогических коллективов ведущих вузов страны (Москвы, Ленинграда, Киева) в восточные регионы страны позволили сохранить преподавательский персонал учебных заведений, что способствовало укреплению педагогического состава музыкально-образовательных учреждений в городах Поволжья, Урала, Средней Азии;

- благодаря активным действиям руководителей музыкально-образовательных учреждений успешно решался вопрос возвращения с фронта специалистов музыкального профиля, что способствовало консолидации кадров в областях и республиках страны после Великой Отечественной войны;

- в результате миграции музыкально-образовательных кадров появились новые учебные заведения, тем самым региональные системы музыкального профессионального образования стали двух- и трехуровневыми;

- в результате тесного взаимодействия между преподавателями музыкально-образовательных учреждений разных регионов страны произошло взаимообогащение и обмен опытом между различными педагогическими, исполнительскими и научными школами.

Данная статья не исчерпывает всех аспектов, связанных с диверсификацией отечественного музыкального профессионального образования в результате миграционных процессов 1941-1945 годов. Многие проблемы имеют перспективу для дальнейших исследований.

Литература

1. Из педагогического опыта Казанской консерватории: прошлое и настоящее [Текст] : сб. науч. тр. / Казанская консерватория. - Казань, 1996. - 228 с.

2. Казак, С. Горьковскому музыкальному училищу 100 лет (1873-1973) [Текст] / С. Казак, С. Лемберская. - Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1972.

3. Казанская государственная консерватория [Текст] : (1945-1995) / А.Н. Хай-рутдинов [и др.] ; М-во культуры Рос. Федерации. Каз. гос. консерватория. -Казань : Каз. гос. консерватория, 1998.

4. Каторгина, И.А. Музыкальная культура Симбирска-Ульяновска. XX век [Текст] / И.А. Каторгина. - Ульяновск : Изд-во УлГУ, 2005. - 511 с.

5. Киевская государственная ордена Ленина консерватория им. П.И. Чайковского [Текст] / сост.: А.И. Малоземова, Н.В. Попова. - Киев : Муз. Украины, 1988.

6. Музыкальный словарь Симбирска-Ульяновска [Текст] / Федеральное агентство по образованию, Ульяновский гос. технический ун-т ; сост. И.А. Катор-гина. - Ульяновск : УлГТУ, 2008.

7. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.] ; под ред. В.И. Загвя-зинского, А.Ф. Закировой. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. -343 с.

8. Развитие музыкального образования в Татарстане [Текст] : сб. док-ов / отв. сост. Л.В. Горохова ; сост.: О.В. Федотова, Н.А. Шарангина ; под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. - Казань : Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2011. - 288 с.

9. Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912-2012 : энциклопедия / М-во культуры Саратовской области: Саратовская государственная консерватория ; отв. ред. О.Б. Краснова. - Саратов : Изд. ИП Вез-метинова, 2012. - 444 с.

10. Серебряков, П. Ленинградской консерватории 100 лет : статьи и документы // Советская музыка. - 1962. - № 9. - С. 88-109.

11. Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского [Текст] : сб. статей / ред.-сост.: Е.Н. Федорович, Л.К. Шабалина ; гл. ред. Е.Н. Федорович. - Екатеринбург, 2009. - 595 с.

12. Годовые отчеты о работе Ульяновского культурно-просветительного училища за 1960/1961, 1961/1962 учебные годы [Текст] // Государственный архив Ульяновской области (далее ГАУО). Ф. Р-3049. Оп. 3. Д. 12. Л. 11-17, 29.

13. Годовой отчет о работе Ульяновской областной культурно-просветительной школы за 1956/1957 учебный год [Текст] // ГАУО. Ф. Р-3049. Оп. 3. Д. 3. Л. 19-28.

14. Переписка с кабинетом по делам искусств при СНК СССР, Татарским ОК ВКП(б), командующими военными округами и другими организациями по демобилизации военнослужащих из рядов Советской армии и зачислении их в Казанскую консерваторию за 1945 год [Текст] // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. Р-6832. Оп. 1. Д. 6. Л. 2-14.

15. Сметы расходов и штатные расписания Ульяновской областной культурно-просветительной школы на 1947-1948 годы [Текст] // ГАУО. Ф. Р-3239. Оп. 1. Д. 1. Л. 41.

References

1. From the pedagogical experience of the Kazan Conservatory: past and present: sb. sci. tr. / The Kazan Conservatory. Kazan, 1996. 228 p.

2. Cossack S., Lemberskaya S. Gorkovsky musical school for 100 years (18731973). Gorky, Volga-Vyatka Publishing House, 1972.

3. Kazan State Conservatory [Text]: (1945-1995) / A.N. Khairutdinov [and others]; Culture of the Russian. Federation. Kaz. state. conservatory. Kazan: Kaz. state. Conservatory, 1998.

4. Katorga I.A. Musical Culture of Simbirsk-Ulyanovsk. XX century. Ulyanovsk, 2005, 511 p.

5. Kiev State Order of Lenin Conservatory. P.I. Tchaikovsky / Comp: A.I. Malozemova, N.V Popova. Kiev, The Muses. Ukraine, 1988.

6. The musical dictionary Simbirsk-Ulyanovsk / Federal Agency for Education, Ulyanovsk State. technical university; comp. I.A. Katorgin. Ulyanovsk: UlSTU, 2008.

7. Pedagogical dictionary: Textbook. allowance for stud. supreme. training. establishments / [B.H. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova, T.A. Strokova, etc.]; Ed. IN AND. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova. Moskaw, Publishing Center "Academy", 2008, 343 p.

8. Development of musical education in Tatarstan: Collection of documents / Otv. comp. L.V Gorokhov; comp.: O.V. Fedotova, N.A. Sharangina; under the Society. Ed. DI. Ibragimova. Kazan: The Main Archival Office under the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan, 2011, 288 p.

9. Saratov State Conservatory. L.V. Sobinova: 1912-2012: Encyclopedia / M-in the culture of the Saratov region: Saratov State Conservatory; otv. Ed. ABOUT. Krasnov. Saratov, Izd. F.E. Vezmetinova, 2012, 444 p.

10. Serebryakov P. Leningrad Conservatory for 100 years: (articles and documents) // Soviet music, 1962, No. 9, pp. 88-109.

11. Ural State Conservatory named M.P. Musorgsky: collection of articles / ed. by E.N. Fedorovich. Ekaterinburg, 2009, 595 p.

12. Annual reports on the work of the Ulyanovsk Cultural and Educational School for 1960/1961, 1961/1962 academic years. State Archive of Ulyanovsk region (GAUO). F. P-3049. Op. 3. D. 12. L. 11-17, 29.

13. Annual report on the work of the Ulyanovsk Regional Cultural and Educational School for the 1956/1957 academic year. GAUO. F. P-3049. Op. 3. D. 3. L. 19-28.

14. Correspondence with the Cabinet for Arts under the Council of People's Commissars of the USSR, the Tatar OC of the All-Union Communist Party (Bolsheviks), the commanders of military districts and other organizations for the demobilization of servicemen from the ranks of the Soviet Army and enrolling them in the Kazan Conservatory for 1945, The National Archives of the Republic of Tatarstan . F.R-6832. Op. 1. D. 6. L. 2-14.

15. Estimates of expenses and staff schedules of the Ulyanovsk regional cultural and educational school for 1947-1948. GAUO. F. P-3239. Op. 1. D. 1. L. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.