Научная статья на тему 'Вклад педагогов-музыкантов А. В. Абуткова и Э. Я. Гаека в развитие музыкального профессионального образования в России и за рубежом в XX веке'

Вклад педагогов-музыкантов А. В. Абуткова и Э. Я. Гаека в развитие музыкального профессионального образования в России и за рубежом в XX веке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HISTORY / EMIGRATION / PEDAGOGICAL HERITAGE / MUSICAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суетин Илья Николаевич

В статье рассматривается профессиональная деятельность педагогов-музыкантов А. В. Абуткова и Э. Я. Гаека в России и за рубежом в XX веке. Автор концентрирует внимание на их педагогических достижениях и последствии в результате эмиграции утраченных возможностей для развития отечественного музыкального профессионального образования. В статье обосновывается влияние А. В. Абуткова и Э. Я. Гаека на развитие музыкального профессионального образования в России и в эмиграции, а также конкретизируются потенциально возможные результаты их деятельности на родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Суетин Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF TEACHERS-MUSICIANS A.V. ABUTKOV AND E.Y. HAJEK TO THE MUSIC EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA AND ABROAD IN THE XX CENTURY

The article deals with the professional activity of teachers-musicians A. V. Abutkov and E. Y. Hajek in Russia and abroad in the XX century. The author draws attention to their pedagogical achievements and how their emigration resulted in the lost opportunities for the domestic musical professional education development. The article proves the influence of A. V. Abutkov and E. Y. Hajek on the development of musical professional education in Russia and in emigration. It also describes potentially possible results of their work at home.

Текст научной работы на тему «Вклад педагогов-музыкантов А. В. Абуткова и Э. Я. Гаека в развитие музыкального профессионального образования в России и за рубежом в XX веке»

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION

УДК/UDC 37:78

И. Н. Суетин I. Suetin

ВКЛАД ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ А. В. АБУТКОВА И Э. Я. ГАЕКА В РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В XX ВЕКЕ

CONTRIBUTION OF TEACHERS-MUSICIANS A.V. ABUTKOV AND E.Y. HAJEK TO THE MUSIC EDUCATION DEVELOPMENT IN RUSSIA AND ABROAD

IN THE XX CENTURY

В статье рассматривается профессиональная деятельность педагогов-музыкантов А.В. Абуткова и Э.Я. Гаека в России и за рубежом в XX веке. Автор концентрирует внимание на их педагогических достижениях и последствии в результате эмиграции утраченных возможностей для развития отечественного музыкального профессионального образования. В статье обосновывается влияние А.В. Абут-кова и Э. Я. Гаека на развитие музыкального профессионального образования в России и в эмиграции, а также конкретизируются потенциально возможные результаты их деятельности на родине.

The article deals with the professional activity of teachers-musicians A. V. Abutkov and E. Y. Hajek in Russia and abroad in the XX century. The author draws attention to their pedagogical achievements and how their emigration resulted in the lost opportunities for the domestic musical professional education development. The article proves the influence of A. V. Abutkov and E. Y. Hajek on the development of musical professional education in Russia and in emigration. It also describes potentially possible results of their work at home.

Ключевые слова: история, эмиграция, педагогическое наследие, музыкальное профессиональное образование.

^ywords: history, emigration, pedagogical heritage, musical professional education.

Революция 1917 года в России и связанные с ней изменения в политической системе государства повлекли отток за рубеж граждан, оппозиционно настроенных к новой власти. Как известно, первая волна русской эмиграции (1918 год — начало Второй мировой войны) была достаточно массовой, в результате чего из страны уехала или была выслана значительная часть творческой интеллигенции (писатели, артисты, художники и др.). Покинули родину выдающиеся композиторы, исполнители, певцы. Подобные процессы затронули как столичные города, так и провинцию.

В начале XXI века причиной эмиграции выступают скорее экономические факторы, но потеря для страны уникальных специалистов имеет схожие черты с подобными процессами прошлого, что является актуальным. В настоящей статье рассмотрим жизненный путь педагогов-музыкантов Алексея Влади-

мировича Абуткова (Симбирская губерния] и Эмиля Ярославовича Гаека (Саратовская губерния], чтобы оценить их вклад в развитие музыкального образования в России и за рубежом и негативные последствия их эмиграции для отечественного музыкального профессионального образования XX века. Научная новизна исследования состоит в актуализации организаторской деятельности и педагогического наследия А. В. Абуткова и Э. Я. Га-ека, а также конкретизации утраченных возможностей для отечественного музыкального профессионального образования вследствие эмиграции данных специалистов. Данный анализ призван способствовать выработке эффективной кадровой стратегии образовательных организаций музыкального профиля в России в настоящем и будущем.

А. В. Абутков родился в Симбирской губернии. В 1907 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. Следует подчеркнуть, что его преподавателями были выдающиеся теоретики, исполнители, композиторы (А. Глазунов, А. Лядов, Н. Римский-Кор-саков, Н. Соловьев и др.]. К значительным трудам А. В. Абуткова этого периода можно отнести кантату «Рай и Пери» (1907] и учебное пособие «Руководство к изучению контрапункта, канона и фуги» (1913] [3]. Таким образом, к моменту переезда в Симбирскую губернию (1915] А. В. Абутков являлся хорошо подготовленным специалистом в области музыкального исполнительства и педагогики.

К основному направлению работы А. В. Абуткова в период жизни в Симбирске следует отнести педагогическую деятельность. По его инициативе в мае 1918 года в городе была открыта народная консерватория [4]. Из документов Государственного архива Ульяновской области следует, что «... открытием в Симбирске народной консерватории имелось в виду предоставить возможность широким слоям городского населения вообще и пролетариату в особенности за доступную плату получать серьезное музыкальное образование.; открытие в Симбирске народной консерватории отвечает назревшей потребности в доступном музыкальном образовании» [8, Л. 2].

Для преподавания в образовательном учреждении требовались квалифицированные кадры. Первыми преподавателями вместе с организатором А. В. Абутковым стали местные педагоги, музыканты и певцы: М. Ф. Белов (кларнет], И. И. Волков (композиция], Г. Г. Кар-

пова и Н. Н. Манвелова (вокал], Н. С. Коса-рин и Е. М. Савелова-Созентович (фортепиано], Н. Т. Лыбин (виолончель], С. М. Лонгер (скрипка], Н. Т. Лыбин, Ф. П. Яковлев (флейта] и др. [3]. Следует отметить, что именно от правильной кадровой политики руководителя учебного заведения зависели качество знаний и уровень подготовки обучаемых.

Учебно-воспитательный процесс Симбирской народной консерватории включал разные виды деятельности, прежде всего изучение и освоение различных дисциплин (пение, фортепиано, скрипка, виолончель, элементарная теория, гармония, сольфеджио, обязательное фортепиано, история музыки, эстетика, духовые инструменты и др.]. В данном учебном заведении существовали также классы игры на народных инструментах: мандолине, гитаре, балалайке, гуслях. Из документа Государственного архива Ульяновской области известно: «. хотя в консерваториях обычного типа игра на народных инструментах не преподается, но в консерватории «народной» желательно было бы ввести такое преподавание, ибо спрос на него со стороны пролетариата довольно большой» [8, Л. 3]. Идея использования народных инструментов как обучающих средств была вызвана потребностью общества и являлась новаторской для начала XX века.

Руководитель учебного заведения А. В. Абутков вел активную деятельность по разработке программ, лекций, методической литературы. В фондах Государственного архива Ульяновской области сохранилась его программа курса лекций с музыкальными иллюстрациями по истории русской музыки [8, Л. 7]. Из содержания программы видно, какое серьезное внимание отводилось данному предмету. Лекции имеют хронологическую последовательность. Рассматриваются особенности развития русской музыки с древнейших времен и до современности (до 1918 года]. В них изучается творчество не только наиболее известных композиторов (М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.], но и творчество менее известных музыкантов (М. М. Ипполи-това-Иванова, А. Н. Серова, Н. А. Титова и др.]. В музыкальных иллюстрациях принимали участие преподаватели консерватории.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Симбирская народная консерватория являлась своего рода центром музыкального образования и музыкальной культуры губернии. Ее закрытие в 1919 году [2]

(одна из возможных причин — арест А. В. Абут-кова за «антисоветскую деятельность» и его вынужденный отъезд сначала в Европу, а впоследствии в Южную Америку [6]) повлекло невосполнимый ущерб для музыкального профессионального образования. Необходимо отметить, что музыкальные учебные заведения подобного уровня в Ульяновской области (образована в 1943 году из значительной части Симбирской губернии) начали появляться только во второй половине XX века: Ульяновское музыкальное училище (1958), Димитров-градское музыкальное училище (1969). Одним из решающих факторов подобных процессов следует назвать отсутствие на исследуемой территории активиста-организатора, подобного А. В. Абуткову, что в особенности для провинции является актуальным (дефицит квалифицированных кадров).

Известно, что начатое на родине было с успехом продолжено в эмиграции. В провинции Мендоса в городе Хенераль Альвеар (Аргентина) Абутковым была организована консерватория «Шуберт» (1928). В число предметов образовательного учреждения входили музыкально-теоретические курсы, пение, композиция, игра на инструментах (фортепиано, скрипке, виолончели, гитаре, тромбоне, бан-данеоне). Кроме педагогической деятельности, А. В. Абутков занимался методической работой и сочинительством. В эмиграции он опубликовал книгу «Руководство по гармонии», сочинил несколько сотен симфонических, хоровых, вокальных, камерно-инструментальных произведений. С момента открытия данного учебного заведения и до смерти А. В. Абуткова (1945) выпускниками стали около 200 профессиональных музыкантов [6; 7]. Следует отметить, что период эмиграции пришелся на зрелые годы, когда его опыт организаторской и педагогической деятельности достиг высокого качественного уровня. Если предположить, что все это удалось бы воплотить на родине, можно представить совершенно иной ход истории развития музыкального образования, просвещения и культуры Симбирской губернии (Ульяновской области в XX веке).

Э. Я. Гаек родился в Чехии. Окончил Пражскую консерваторию (класс фортепиано Й. Иранека, класс композиции А. Дворжака). После ее окончания совершенствовался в Берлине у К. Анзорге, который являлся учеником Ф. Листа. Был приглашен в Саратов для работы в музыкальном училище, а после от-

крытия Саратовской консерватории (1912) был принят на должность преподавателя данного учебного заведения. В этот период интенсивная педагогическая работа сочеталась с насыщенной концертной деятельностью. Помимо выступлений в качестве солиста Э. Я. Гаек являлся дирижером симфонического оркестра консерватории, с которым готовились сложные программы. В частности в 1913 году впервые в Саратове был исполнен Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. В 1914 году Э. Я. Гаек получил российское подданство, а в 1917 году художественный совет консерватории избрал его на должность профессора. В классе Э. Я. Гаека обучались многие известные впоследствии музыканты (например, Н. М. Цыганова). В 1917 году он был назначен исполняющим обязанности директора консерватории, однако политическая нестабильность в государстве подтолкнула его к отъезду за рубеж (1921) [1]. Вскоре Саратовская консерватория была преобразована в музыкальный техникум (1924). Тем самым учебное заведение потеряло статус музыкального вуза, а система музыкального профессионального образования Поволжья стала включать только две ступени (школа — суз). Восстановление образовательной организации в правах консерватории произошло лишь в 1935 году.

Упадок в деле музыкального просвещения и образования Саратовской губернии этого периода связан с общими процессами реформирования страны, однако определенные негативные последствия вызваны и тем, что Россию покинули такие специалисты высокого уровня, как Э. Я. Гаек.

В эмиграции Э. Я. Гаек изначально поселился в Чехии, где работал концертмейстером выдающегося скрипача Я. Кубелика. Однако педагогические и организационные навыки, сложившиеся у него за годы работы в Саратове, он применил в Сербии, где с 1928 года возглавлял сначала Белградскую музыкальную школу «Станкович», а с 1937 года Белградскую музыкальную академию. Являясь профессором академии, он воспитал целую плеяду высококлассных исполнителей, лауреатов международных конкурсов. Благодаря высокому профессионализму и авторитету организатора Э. Я. Гаек вывел фортепианные классы академии на мировой уровень. Педагогической работой он занимался до 1963 года. Востребованность Э. Я. Гаека подтверждается также тем, что он неоднократно являлся чле-

ном жюри международных конкурсов в городах Восточной Европы (Бухаресте, Варшаве, Праге]. Его справедливо называют основоположником профессионального музыкального образования Югославии [5]. Вышеизложенный материал позволяет представить утраченные возможности в деле подготовки музыкантов-практиков Саратовской губернии (Саратовской области в XX веке].

Анализ различных источников по теме исследования позволил сделать следующие выводы: педагоги-музыканты А. В. Абутков и Э. Я. Гаек внесли значительный вклад в развитие музыкального профессионального образования как в России, так и за рубежом. В XX веке эмиграция специалистов такого уровня негативно повлияла на развитие отечественной школы подготовки специалиста музыкального профиля, так как были не использованы потенциально возможные результаты их профессиональной деятельности. Таким образом, на современном этапе необ-

ходимо осуществлять эффективную кадровую политику с учетом исторического прошлого как на федеральном, так и региональном уровнях.

1. Из истории Саратовской консерватории / М-во культуры Сарат. обл.; Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Саратов: Изд-во Сарат. консерватории, 2004. 180 с.

2. К закрытию народной консерватории // Заря. 1919. 14 нояб.

3. Каторгина И. А. Музыкальная культура Симбирска-Ульяновска. XX век. Ульяновск, 2005. 512 с.

4. Народная консерватория // Известия Симбирского Совета рабочих и крестьянских депутатов. 1918. 8 окт.

5. Саратовская консерватория (1912-2012). Вехи, события, лица : моногр. Саратов: Саратовская гос. консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2012. 288 с.

6. Толстовец и композитор // Симбирский курьер. 2012. 7 апр.

7. Янушевская Л. Симбирский аргентинец Алехо Абутков // Мономах. 2012. № 2 (69). С. 34-37.

8. Переписка губоно с Симбирской народной консерваторией, 1918-1919 годы // Государственный архив Ульяновской области. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 23. Л. 2-3, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.