РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 3 78:78(Р4 78.6) «19»
Юстус Ирина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор Ульяновского государственного университета, [email protected], Ульяновск
Суетин Илья Николаевич
Старший преподаватель, аспирант, Ульяновский государственный университет, ilia. [email protected], Ульяновск
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ - УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XIX-СЕРЕДИНЕ XX ВЕКА
Ustus Iriiia Victorovna
Degree of doctor pedagogical sciences, professor Ulyanovsk state university, irincloud@ mail.ru, Ulyanovsk
Suyetin IVya Nicolaevych
Chief lecture, postgraduate, Ulyanovsk state university, [email protected], Ulyanovsk
PARAMILITARISM OF AVERAGE MUSICAL PROFESSIONAL EDUCATION IN SIMBIRSK GUBERNIYA - ULYANOVSK REGION IN THE END OF XIX-MIDDLE XX CENTURY
К концу XX века в России сложилась система музыкального профессионального образования, включающая три звена (начальное - среднее - высшее). Наиболее значимым для музыканта-профессионала является среднее звено, так как именно в нем закладывается основной фундамент дальнейшего развития специалиста. В настоящее время в стране существуют следующие типы музыкальных профессиональных учебных заведений среднего звена: музыкальное училище (колледж), музыкально-педагогический колледж, училище культуры (колледж искусств). В Ульяновской области подготовку специалистов по программам средне-специального образование осуществляют: Ульяновское музыкальное училище, Ульяновский музыкально-педагогический колледж № 2, Ульяновское училище культуры, Димитровградское музыкальное училище. Из чего следует, что музыкаль-
ное образование среднего звена в Ульяновской области имеет два направления: исполнительское и педагогическое.
К проблеме музыкального профессионального образования в России в XX веке обращались многие авторы. К ним можно отнести Б. С. Гейко, В. 3 Чахвадзе, К. П. Виноградова и многих других. Исследования в области музыкального образования в Симбирской губернии - Ульяновской области проводили: И. А. Каторгина, Н. В. Пугачева, С. Б. Петров и др. Несмотря на достоинства работ авторов, по многим вопросам существуют пробелы, в частности в области среднего музыкального профессионального образования в регионе. В этой связи необходимы более тщательные исследования в данной области - в этом актуальность статьи.
Бурное развитие музыкального профессионального образования в России пришлось на конец XIX - начало XX века. При поддержке Императорского Русского Музыкального общества во многих городах открывались музыкальные училища, где готовили музыкантов-исполнителей. Подобного учебного заведения в Симбирской губернии на тот момент еще не существовало и музыкальное профессиональное образование ограничивалось лишь педагогической направленностью. Документы Национального архива Республики Татарстан свидетельствуют о существовании в губернии учительских семинарий, которые подчинялись Министерству Народного Просвещения и относились к Казанскому Учебному Округу. В данных заведениях осуществляли подготовку учителей для народных школ и училищ (в том числе и по предмету «Пение»).
Симбирская чувашская учительская школа была открыта в 1868 году и преобразована в семинарию в 1908 году. Из сохранившихся программ по музыкально-учебным предметам можно сделать представление о качестве и объеме знаний получаемых учащимися. Автором программ по музыкальным дисциплинам в Симбирской чувашской учительской семинарии за 1912-1913 годы являлся учитель пения семинарии Федор Павлов. К изучаемым предметам относились: церковное пение, теория музыки, сольфеджио, гармония, история музыки в России, методика обучения пению в начальных школах, краткие сведения из истории церковного пения в России. Данный курс был рассчитан на три года обучения.
Учащиеся первого класса, при изучении предмета «церковное пение» пели на память осмогласные и неосмогласные песнопения одноголосно, такие как «Бог господь», «Тропари воскресные», «Хвалите имя Господне», «Величание», «Славославие великое» и др. По дисциплине «Теория музыки» проходились следующие темы: понятие о звуках; звук музыкальный и немузыкальный; свойства звуков; основные названия звуков; деление звуков на октавы; понятие о нотах и нотной системе; длительность нот; ноты с точками; различные виды пауз; понятие о ключах; понятие о размерах; группировка нот; понятие о тоне и полутоне; знаки повышения и понижения; диатонические и хроматические интервалы; понятие об интервалах; энгармонизм; понятие о гаммах; ступени гаммы; сродство гамм; квинтовый
круг. Курс сольфеджио включал: пение, отгадывание и записывание по слуху всех интервалов, входящих в состав диатонических гамм; пение мажорных и минорных гамм; записывание мелодий в простых размерах; пение с листа голосовых упражнений до трех знаков в пределах первой степени трудности.
Во втором классе продолжалось изучение тех же предметов, которые проходились на первом году обучения. По курсу «Церковное пение» продолжалось изучение песнопений. По отношению к первому классу увеличивалось их количество и объем. По теории музыки рассматривались новые темы: хроматическая гамма и ее правописание; понятие о консонансах и диссонансах; разрешение диссонансов; обращение интервалов; понятие о мелизмах; знаки сокращения нотного письма; тремоло; итальянская терминология; аккорды в тесном расположении; трезвучия и их обращения; секстаккорды; разрешение диссонирующих аккордов; понятие о строе; определение строя мелодии и пьесы; транспонировка. Курс сольфеджио включал: пение, отгадывание, записывание аккордов и их разрешений; пение с листа голосовых партий; записывание мелодий. Кроме того, появлялась новая для учащихся дисциплина - «Краткие сведения из истории церковного пения в России». Данный предмет состоял из следующих разделов: мелодическое пение; партесное пение; концертная эпоха; композиторы: С. И. Давыдов, М. С. Березовский; новый период гармонического пения; композиторы: Д. С. Бортнянский, П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, П. И. Чайковский; А. А. Архангельский и А. Д. Кастальский.
В третьем классе происходило усложнение программы, добавлялись новые предметы. По церковному пению учащиеся изучали хоровую литературу церковного православного пения, что состояло в чтении по четырехстрочной партитуре и гармоническому разбору духовно-музыкальных пьес следующих композиторов: Д. С. Бортнянского, П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова, А. А. Архангельского, С. И. Давыдова. На втором году обучения появлялась гармония. По данному предмету изучалось: диатонические гаммы и их сродство; хроматическая гамма; построение трезвучий на ступенях мажорной и минорной гамм; положение и расположение аккордов; голосоведение; трех и четырехгоглосное сложение; трезвучия, построенные на ступенях минорной гармонической гаммы; каденции. В курс лекций по предмету «История музыки в России» входили следующие разделы: музыка в России до М. И. Глинки; М. И. Глинка, А. Н. Серов и А. С. Даргомыжский; П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и М. П. Мусоргский. Также, в программу второго класса входила дисциплина «Методика обучения пению в начальных школах», где учащиеся проходили такие темы как «Значение пения общевоспитательное и художественное», «Цель и задачи школьному обучению пению», «Методы преподавания и их достоинства», «Начальные уроки», «Пение простых звуков», «Пение по слуху молитв и песен», «Обучение по нотам», «Организация хора», «Регент, его значение и обязанности», «Спевки», «Выбор репертуара» [2, с. 63-66].
Программы музыкальных предметов Симбирской чувашской учительской семинарии имеют логически-выстроенное содержание. Лекции построены таким образом, чтобы учащийся мог наиболее эффективно усваивать пройденный материал (от простого к сложному). В семинарии изучались предметы сугубо профессиональной напрвленности, такие как «Гармония», «Краткие сведения из истории церковного пения в России», «Методика обучения пению в начальных школах». На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что к началу XX века Симбирская чувашская учительской семинария являлась профессионально-ориентированным музыкальным учебным заведением педагогической направленности.
К подобным заведениям в Симбирской губернии до 1917 года относилась Порецкая учительская семинария, которая находилась в селе Порецком Алатырского уезда (основана в 1872 году) и Симбирская женская учительская семинария (открыта в 1916 году). Из отчета Порецкой учительской семинарии за 1889 год: «Пению обучает учитель начальной школы Старцев. Ученики ознакомлены с этим искусством вообще достаточно, а участвующие в церковном хоре очень хорошо, что привлекает в соборную церковь на все воскресные и праздничные богослужения лиц молящихся...» [5, 5]. Из отчета Симбирской женской учительской семинарии за 1916 год: «...из перечисленных предметов занятия велись по рисованию и пению. Уроки пения начались с первого ноября отчетного года под руководством преподавателя 1-й Мужской гимназии А. Т. Тимея; им был образован хор из учащихся, поющий вместе с учениками гимназии в церкви во время богослужения» [3, 3об]. Данные факты свидетельствуют не только об обучению церковному пению в данных заведениях, но и пропагандистской деятельности преподавателей по популяризации данного направления.
В Национальном архиве Республики Татарстан сохранилось историческое описание Порецкой учительской семинарии за 1911 год. Из документов известно: «Из искусств в семинарии преподаются пение, музыка и рисование. Наибольшей симпатией среди учащихся пользуется пение и музыка, как имеющая практическое приложение в дальнейшей служебной деятельности воспитанников, как будущих учителей в начальных училищах» [4, 6]. Также в данном учебном заведении существовали певческий и музыкальный классы в которых находились: сочинения по теории музыки, духовные и светские музыкальные сочинения, музыкальные инструменты, музыкальные сочинения для рояля и струнных инструментов. Резюмируя изложенное можно предположить, что в Порецкой учительской семинарии обучали игре на музыкальных инструментах. Это свидетельствует о наличии элементов исполнительского музыкального образования в данном образовательном учреждении.
Коренные изменения в области музыкального образования вообще и средне-специального в частности произошло после революции 1917 года и установления Советской власти. Музыкальные училища страны начинали по-новому смотреть на подготовку специалистов среднего звена. Пока-
зательным примером может служить музыкальное училище имени Гнеси-ных в Москве. К. П. Виноградов отмечает: «в первые же годы Советской власти с небывалой силой возросли культурные потребности широчайших слоев населения, возрос и интерес к профессиональному, в частности к музыкальному, образованию. Училище Гнесиных, как и другие учебные заведения, гостеприимно распахнуло двери перед талантливой молодежью самых различных социальных слоев. Процесс демократизации состава учащихся резко усилился. Именно в советское время особенно ярко проявился музыкально-общественный характер деятельности гнесинского училища, стало возможным подлинное служение культурным интересам широких масс. Помимо блестящего выполнения основной задачи - подготовки квалифицированных профессиональных кадров (для концертных организаций, оперных театров, радиовещания, учебных заведений), - училище развернуло музыкально-просветительскую деятельность в самых различных аудиториях...» [1, с. 16]. Впоследствии училище было преобразовано в музыкальную школу, а в 1920 году старшее отделение этой школы получило статус музыкального техникума. По аналогии с Московским музыкальным техникумом открывались музыкальные и художественные техникумы во многих городах страны. В Симбирской губернии первого ноября 1921 года начал работу Художественный техникум с тремя отделениями (изобразительного искусства, музыкальным, театральным) [6, 20]. Заведующим учебной части музыкального отделения был выбран А. Н. Остроградский. Преподавались следующие предметы: рояль, сольное пение, хоровое пение, музыкальный аккомпанемент, теория гармонии, сольфеджио, история музыки, скрипка, виолончель, дикция и декламация. В Государственном архиве Ульяновской области сохранились программы по различным дисциплинам Симбирского Художественного техникума, свидетельствующие о качестве получаемого в нем образования [7; 8].
Программа по истории музыки, составленная преподавателем техникума Ю. В. Курдюмовым, включала следующие разделы: «Музыка до Рождества Христова (преимущественно музыка эллинов)»; «Грегорианское пение»; «Средние века в ренессансе»; «Опера в 17 веке в Италии»; «Опера в 17 веке во Франции и Англии»; «Ж. Ф. Рамо»; «Комическая опера в 18 веке»; «К. В. Глюк. Французская опера в эпоху революции и Империи»; «Инструментальная музыка до 18 века»; «И. С. Бах и Г. Ф. Гендель с их предшественниками»; «Ф. Й. Гайдн и В. А. Моцарт»; «Л. В. Бетховен»; «Камерная и симфоническая музыка в Германии в 19 веке»; «Оперная музыка в Германии в 19 веке. К. М. Вебер. В. Р. Вагнер»; «Итальянская музыка в 19 веке»; «Д. Ф. Обер и Д. Мейербер»; «Г. Берлиоз»; «Ш. Ф. Гуно и другие французские оперные композиторы 19 века»; «С. Франк и его школа»; «Скандинавские, Испанские, славянские композиторы»; «Русская музыка до 18 века»; «Русская музыка до М. И. Глинки»; «М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов»; «П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и др.»
Также, Ю. В. Курдюмов преподавал музыкальную грамоту. В первый год обучения изучались элементарные сведения по теории музыки: гаммы, интервалы, аккорды. Учащимся давалось общее понятие о простейших музыкальных формах (период, двухколенный склад). На втором курсе изучались дальнейшие сведения по части грамоты: модуляция в близкие тональности, гармонический анализ музыкально-художественных произведений, простые и сложные песенные формы. Программа третьего года обучения включала: гармонизацию мелодий с применением мелодических фигураций, изучение сонатной формы, формы рондо, модуляции. Также, преподавателем уделялось внимание слуховым упражнениям с сочинением мелодий в форме периодов, изучению прикладных музыкальных форм (оперы, симфонии, арии и пр.), некоторых сведений по оркестровке. На четвертом курсе техникума учашимся музыкального отделения преподавались дополнительные сведения по гармонии и новейшие веяния в этой области (гармония Дебюсси, дополнительные сведения о музыкальных формах, оркестровка несложных пьес, анализ музыкальных произведений (фортепианных, камерных, оркестровых, смешанных).
Большое внимание уделялось классу хорового пения. В Симбирском Художественном техникуме существовал общий хор, в котором изучались народные песни (исполнение по слуху и по нотам, одноголосно и многоголосно), авторские музыкальные произведения. В этом хоре пели не только учащиеся с музыкального отделения, но и с других отделений. В хоре из лучших музыкальных сил техникума принимали участие исключительно музыканты. В репертуар входили народные песни в переложении русских композиторов, авторские хоровые музыкальные произведения, отрывки из опер (хоры).
Особый интерес представляет программа курса лекций по дикции и декламации, состоящая из следующих разделов: «Дикция» (звук, понятие о звуке, звуки гласные и согласные, практические упражнения: комбинация звуков (слога), скороговорка, хоровое чтение, шепот); «Дыхание» (понятие о правильном дыхании и его значении, постановка дыхания, практические упражнения: выдыхание на звуках, в порядке их прохождения в дикции; хоровое чтение гекзаметра; шепот и крик на дыхании); «Декламация» (понятие о декламации как об искусстве, значение правильного произношения и дыхания, выразительность чтения, темп, повышение и понижение голоса пауза, практические упражнения: хоровое чтение; чтение прозы, стиха, юмористических отрывков.
Также, в техникуме существовал класс сольного пения. У поступающих на данную специальность при поступлении проверялись голосовые данные, слух и элементарные понятия о музыке. Программа, составленная преподавателем Г. Г. Карповой была рассчитана на четыре года. В первый год изучались, несложные упражнения и нетрудные вокализы. На втором курсе упражнения и вокализы усложнялись. На третьем году обучения добавлялось пение гамм, арпеджио, нетрудных арий старого классического ре-
пертуара (причем от исполнения учащихся требуется не столько тонкость нюансировки, сколько умение правильно владеть голосом и дыханием). К окончанию техникума учащиеся должны были продемонстрировать тонкое художественное исполнение арий и романсов.
Программа по сольному пению преподавателя Е. Э. Блаэнина состояла из следующих тем: «Краткое знакомство с анатомией человека (полость живота, груди; строение гортани, рта и носа)»; «Понятие о дыхании, его виды и правильная постановка такового»; «Арпеджио на букву «А»»; «Закрытые звуки»; «Арпеджио на «Е», «Э», «И», «О», «У»»; «Нюансы (оттенки) и упражнения»; «Вокализы на букву «А» с наименованием нот»; «Легкие романсы русских и иностранных композиторов»; «Романсы средней трудности»; «Оперные арии»; «Дуэты, трио, квартеты».
Преподавателем по классу виолончели являлся Н. П. Лыбин. В программу курса входило изучение школы Дж. Лю (гаммы с четырьмя знаками мажорные и минорные), четыре позиции трети, хроментизм, гаммы для позиций большого пальца, упражнения в позициях большого пальца, арпеджио и гаммы в две октавы, штрихи. Также, учащиеся исполняли этюды Дж. Лю.
Программы по музыкальным предметам Симбирского Художественного техникума подтверждают наличие в губернии учебного заведения, где готовили профессиональных музыкантов. Отсутствие сведений о существовании подобного заведения ранее, дают основание предположить, что Симбирский Художественный техникум - первое учебное заведение среднего звена по подготовке исполнителей на музыкальных инструментах.
В 1928 году Симбирская губерния была переименована в Ульяновскую губернию и вместе с Пензенской, Самарской и Оренбургской вошла в состав новообразованной Средневолжской области (с 1929 года - Средне-волжский край; в 1935 году - Куйбышевский край; с 1936 года - Куйбышевская область). В составе области был создан Ульяновский округ из частей бывших трех уездов Ульяновской губернии (Ульяновского, Карсунского, Ардатовского) и большей части Мелекесского уезда Самарской губернии. С ликвидацией окружного деления г. Ульяновск стал городом областного подчинения и центром укрупненного Ульяновского района. Существующая ныне Ульяновская область создана 19 января 1943 года.
Новый период в развитии средне-специального музыкального образования Ульяновской области относится к послевоенным годам, и связан с открытием в 1947 году Культпросвет техникума (ныне Ульяновское училище культуры, Ульяновского музыкального училища (1958 год), Ульяновского музыкально-педагогического училища № 2 в 1964 году (ныне колледж), Ди-митровградского музыкального училища (1969 год). Именно эти заведения составляют основу подготовки специалиста-музыканта среднего звена в Ульяновской области на современном этапе.
Изучение работ исследователей и архивных документов позволяют сделать следующие выводы: Музыкальное профессиональное образование среднего звена в Симбирской губернии - Ульяновской области име-
ло два направления: педагогическое и исполнительское; Музыкально-педагогическое образования зародилось в конце XIX века и связано с деятельностью учительских семинарий (Симбирская чувашская учительская семинария, Порецкая учительская семинария, Симбирская женская учительская семинария); Подготовка музыкантов-исполнителей началась с открытием в губернии в 1921 году Художественного техникума; Деятельность ранее названных учебных заведений способствовала тому, что к середине XX века в Ульяновской области сложилась система подготовки музыканта-профессионала среднего звена.
Библиографический список
1. Виноградов, К. П. История музыкальных учебнрых заведений имени Гне-синых. [Текст] / К. П. Виноградов - М., 1981. - 325 с.
2. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф. 92, оп. 2, д. 17611.
3. НАРТ,ф. 92, оп. 2, д. 23903.
4. НАРТ, ф. 92,оп. 2, д. 15517.
5. НАРТ, ф. 92, оп. 1, д. 18104.
6. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), ф. Р-190, оп. 1, д. 375.
7. ГАУО, ф. Р-190, оп. 1, д. 378.
8. ГАУО, ф. Р-190, оп. 1, д. 407.