Научная статья на тему 'Учебные заведения г. Казани и их роль в формировании кадров марийских музыкантов'

Учебные заведения г. Казани и их роль в формировании кадров марийских музыкантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАНЬ / KAZAN / ИНОРОДЧЕСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / NON-RUSSIAN TEACHERS' SEMINARY / РЕГЕНТСКИЕ КУРСЫ / ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / IMPERIAL RUSSIAN MUSIC SOCIETY / КОНСЕРВАТОРИЯ / CONSERVATORY / REGENT COURSES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыкина Ю. Ю.

В статье рассматривается роль Казани как культурнообразовательного центра для народа мари, где в дореволюционные годы происходило формирование марийской интеллигенции. Отдельное внимание уделяется деятельности Казанского отделения Императорского Русского музыкального общества по музыкальному просвещению населения, которое сыграло большую роль в воспитании будущих деятелей культуры мари, а также Казанской государственной консерватории, ставшей в ХХ в. кузницей для воспитания кадров марийских музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the role of Kazan as a cultural and educational centre for the Mari people where Mari intelligentsia was developing in the pre-revolutionary years. The author pays special attention to the Kazan branch of the Imperial Russian Music Society as a musical enlightener for the population which has played a significant role in educating future Mari artists and musicians, as well as to Kazan State Conservatory which began to have paramount importance in training Mari musicians in the 20th century.

Текст научной работы на тему «Учебные заведения г. Казани и их роль в формировании кадров марийских музыкантов»

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ г. КАЗАНИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВ МАРИЙСКИХ МУЗЫКАНТОВ

Ю. Ю. Цыкина

148

Аннотация. В статье рассматривается роль Казани как культурно-образовательного центра для народа мари, где в дореволюционные годы происходило формирование марийской интеллигенции. Отдельное внимание уделяется деятельности Казанского отделения Императорского Русского музыкального общества по музыкальному просвещению населения, которое сыграло большую роль в воспитании будущих деятелей культуры мари, а также Казанской государственной консерватории, ставшей в ХХ в. кузницей для воспитания кадров марийских музыкантов.

Ключевые слова: Казань, инородческая учительская семинария, регентские курсы, Императорское Русское Музыкальное Общество, консерватория.

Summary. The article examines the role of Kazan as a cultural and educational centre for the Mari people where Mari intelligentsia was developing in the pre-revolutionary years. The author pays special attention to the Kazan branch of the Imperial Russian Music Society as a musical enlightener for the population which has played a significant role in educating future Mari artists and musicians, as well as to Kazan State Conservatory which began to have paramount importance in training Mari musicians in the 20th century.

Keywords: Kazan, non-Russian teachers' seminary, regent courses, Imperial Russian Music Society, conservatory.

Вначале ХХ в. Марийский край, будучи удален от центра, был экономически отсталым. В дореволюционное время практически все представители марийской интеллигенции получили образование в Казани, которая была для народов Поволжья и Приура-лья образовательно-культурным центром. Крупный языковед, этнограф, исследователь тюркских народов, ординарный профессор сравнительного языкознания Н. Ф. Катанов (18621922) по этому поводу справедливо заметил: «Казань для инородцев такой

же центр, каким является для русских Москва» [1, с. 23].

В начале века в Казани издавались 3 газеты, 9 журналов, работало 5 библиотек, при них 2 библиотеки-читальни. Два театра, один музей знакомили жителей Казани с шедеврами мировой и отечественной культуры [2, с. 145]. С 1804 г. крупным научным и образовательным центром стал Университет. А для представителей нерусского населения, желающих стать учителями и нести свет знания простому народу, такая возможность предостав-

лялась в Казанской инородческой учительской семинарии. В этом учебном заведении, помимо общеобразовательных предметов, особое внимание уделялось изучению основ церковного пения и управления хором. Особое внимание хоровому пению уделялось в семинарии в период работы в ней С. В. Смоленского (до 1889 г.) [1, с. 83]. К началу ХХ в. музыкальное воспитание в этом учебном заведении потеряло былую интенсивность [там же, с. 90]. Однако подготовка «инородцев» по музыкальным дисциплинам все же оставалась достаточно фундаментальной. Даже на вступительных испытаниях в это учебное заведение помимо арифметики, русского языка, Закона Божьего, истории и географии абитуриенты показывали знания азов церковного пения [6, ф. 93, оп. 1, д. 835, л. 47]. Преподаватель пения был также и регентом семинаристско-го церковного хора, по его назначению и под его личным наблюдением воспитанники управляли хором в церкви. Когда учащиеся разделялись в храме на церковно-славянских и инородческих, от учителя требовалось посильное участие и содействие регентам этих хоров. Особо отмечалось, что пение - важный и обязательный для всех воспитанников семинарии предмет, поэтому и прием в Семинарию следовало проводить по испытаниям голоса, слуха и знакомства с пением. Курс этот проходился в классах по С. В. Смоленскому (цифирная метода), а пение в церкви -по его же партитуре [там же, ф. 93. оп. 1, д. 899, л. 19].

Инородческие хоры занимались по особому расписанию. Также строго определялся порядок пения и чтения на инородческих языках в процессе

богослужения [там же, ф. 93, оп. 1, д. 78, л. 56]. В расписании также был определен порядок репетиций инородческих, в том числе и черемисских хоров. Например, в первом полугодии 1910-1911 гг. он был следующим: Сентябрь 13-14 - церковно-славянский хор 25-26 - черемисский хор

Октябрь 16-17 - черемисский хор

Ноябрь 6-7 - черемисский хор Декабрь

4-5 - все хоры по особому распи-са нию

11-12 - черемисский хор [9, ф. 93, оп. 1, д. 1044, л. 50].

Изучение азов музыкальной грамоты, посильное участие в хоровом пении позволяло учащимся Семинарии стать всесторонне развитыми личностями, в том числе и в области музыки, а также, если это было необходимо, заниматься регентской практикой, шире - музыкальным творчеством. Так, В. А. Мухин, окончивший это учебное заведение в 1906 г., впоследствии много внимания уделял вопросам музыкального образования и культурного просвещения мари, достаточно компетентно анализируя музыкальные произведения марийских композиторов. Н. А. Сидушкин (выпуск 1909 г.) впоследствии стал видным профессиональным марийским композитором.

Закономерно, что у учеников и преподавателей Семинарии возник интерес и к фольклору, ведь учились в Семинарии представители различных народностей России. С 1902 г. преподаватель Казанской учительской семинарии Николай Иванович Суворов стал заниматься записями народных

149

марийских песен, которые посылал в Финляндию, в Финно-Угорской общество - «8иотаЫз-"^п1атеп Яеига» [4, с. 3-4], однако изданы эти песни в то время не были. В 1908 г. увидел свет первый сборник марийских песен. Его автор - также выпускник Казанской инородческой учительской семинарии 1898 г., сын крестьянина деревни Бадаевой Казаковской волости, Бирского уезда, Уфимской губернии мариец А. Аптриев. Еще во время учебы в Семинарии он, обладая хорошим слухом, управлял черемисским хором [3, ф. 93, оп. 1; ф. 642, оп. 1, д. 1, л. 3]. Песни черемис Бирского и Срапуль-ского уездов были записаны им, когда в 1905-1907 гг. он практиковал в должности учителя, и были доставлены в Переводческую Комиссию при Управлении Казанского Учебного округа. Перевод текстов на русский язык сделан в 1908 г. Николаем Федоровичем Катановым [там же, ф. 642, оп. 1, д. 1, л. 1]. Русский вариант этих песен в 1908 г. был напечатан в журнале Казанского археологического общества [5, ф. р. 1151, оп. 1, д. 10, л. 143]. В этом же году Типолитография Императорского Университета выпустила два варианта этого сборника: на черемисском (тираж 600 экземпляров) и русском (тираж 300 экземпляров) языках.

В 1904 г. отделение Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО) приобрело у Р. А. Гуммерта, видного общественного деятеля Казани, его музыкальную школу, основанную еще в 1891 г. На ее основе было создано Казанское музыкальное училище. Уже в 1904 г. в школе занималось свыше 280 учащихся. Курс был девятилетним. Но из-за высокой платы большинство учащихся прекращало свою

учебу, поэтому с 1905 по 1916 гг. удалось выпустить всего 126 человек [3, ф. 93, оп. 1; ф. 642, оп. 1, д. 1, л. 16-17].

Музыкальное училище и находящиеся при нем регентские курсы сыграли большую роль в деле подготовки марийских музыкантов. Особенно следует отметить регентские курсы, которые существовали на специальные средства, ассигнованные Губернским Комитетом Попечительства о народной трезвости, а затем музыкального училища Казанского отделения Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО). В течение учебного года в помещении классов устраивались ученические вечера и экзамены. Учащиеся хорового и оркестрового классов выступали публично в ученических концертах музыкального училища Казанского Отделения ИРМО [3, ф. 642, оп. 1, д. 2, л. 118]. Хор учащихся регентских классов выступал самостоятельно в общедоступных концертах Казанского отделения Императорского Русского музыкального общества, например, в Первом симфоническом собрании 5 марта 1908 г. [там же, л. 10об.]. Летом того же года были устроены музыкальные собрания на Казанской Международной выставке, на которой играл в концерте оркестр отделения. В Казанском музыкальном училище были организованы драматическая и оперная труппы, результатом чего стала постановка силами учащихся оперы Вебера «Фрейшютц» 13 марта 1909 г. Произведение было разучено и поставлено директором музыкального училища Р. А. Гуммертом. Исполнение сольных партий было поручено ученикам оперного класса старшего преподавателя музыкального училища, артиста Императорских театров М. И. Михайлова. Оркестр в значительной степени состоял из учеников музы-

кального училища и регентских классов [там же, ф. 642, оп. 1, д. 2, с. 61].

Казанское отделение Императорского русского музыкального общества устраивало многочисленные концерты, на которых исполнялись лучшие произведения зарубежной и русской музыкальной классики. [там же, ф. р. 2812, оп. 1, д. 55, л. 3]. Высокий уровень исполнителей помогал воспитывать музыкальный вкус учащихся музыкального училища и регентских курсов, пробуждал в них стремление к самосовершенствованию. А участие их в концертах способствовало воспитанию у них практических навыков.

Среди выпускников первого поколения регентов (1907 г.) следует выделить В. М. Васильева, в будущем - крупнейшего марийского ученого-этнографа. В апреле 1909 г. состоялся 3-й выпуск регентов. Всего окончило курс 19 человек, из которых 13 человек были выходцами из Казанской губернии, остальные 6 - из других губерний. Среди выпускников курсов был и будущий основоположник марийской профессиональной музыки И. С. Ключников-Палантай. В его личном деле имеется следующая запись: «Ключников Иван 23 года из крестьян Чебоксарского уезда Казанской губернии. Окончил двухклассное городское училище. Сведения об успеваемости: Годовой балл о прилежании - 5 Церковный Устав - 4 Церковное пение - 5 Гармония 5 (устно), 5 (письменно) Скрипка - 3+

Дирижирование хором - 5 Общий вывод - весьма хорошо. Сведения о дальнейшей судьбе -Регент в селе Усолье Пермской губернии [там же, ф. 642, оп. 1, д. 2, л. 118об]».

В 1909-1910 гг. завершил обучение на курсах Яков Андреевич Ишпайкин (Эшпай), в дальнейшем - видный марийский профессиональный композитор. В его личном деле указывалось: «Годовой балл о прилежании - 5 Церковный Устав - 5 Церковное пение - 4 Гармония 3 (устно), 5 (письменно) Скрипка - 3

Дирижирование хором - 4. Сведения о дальнейшей судьбе -Продолжает свое музыкальное образование в Казанском музыкальном училище ИРМО [там же, ф. р. 2812, оп. 1, д. 55, л. 5об]».

Необходимо еще раз упомянуть тот факт, что обучение в музыкальном училище было платным и плата была достаточно высокой. Благодаря ходатайству С. В. Рахманинова, имевшего, как вице-председателю ИРМО, беседу с Дирекцией Казанского отделения ИРМО, музыкальному училищу была выделена материальная помощь в размере 5050 рублей [там же]. Это дало возможность покрыть дефицит, получившийся вследствие крайне тяжелых результатов симфонического 'Л сезона и необходимости принятия на средства отделения расходов по содержанию регентского класса. А для Я. А. Эшпая выпала исключительная возможность бесплатно продолжить обучение в Казанском музыкальном училище и получить профессиональное музыкальное образование.

После Октябрьской революции в Казани создаются новые музыкальные учебные заведения. В 1918 г. в Казани открылись музыкальные курсы, организатором и руководителем которых стал В. М. Айонов, бывший военный капельмейстер. В 1919 г. на базе музыкального училища была создана двух-

152

ступенная музыкальная школа. Заведующим школой стал виолончелист Р. Л. Поляков - воспитанник Петроградской консерватории.

Музыкальные курсы позволили создать в 1919 г. Центральную Восточную музыкальную школу, преобразованную в 1921 г. в Восточную консерваторию (директором был В. М. Айонов).

В Положении о Казанской восточной консерватории, утвержденном Совнаркомом 26 июля 1921 г., указывалось:

«1. Казанская восточная консерватория есть единственное учено-учебное музыкальное учреждение для Татреспублики и Востока России по образцу европейской консерватории со всеми прерогативами их.

Цели и задачи консерватории:

2. Казанская восточная консерватория имеет нижеследующие цели и задачи:

а) систематически изучить и развить музыкальное творчество народов Востока России, приобщить народы Востока к культурному музыкальному миру путем воспитания их на началах народной музыки в связи с преподаванием современного искусства в общем масштабе;

б) приготовлять музыкально образованных деятелей во всех областях музыкального искусства и преимущественно в области восточно-музыкального творчества;

в) самым широким образом популяризировать музыкальное творчество народов Востока.

VI. Финансирование

1. КВК содержится на средства Татнаркомпроса.

2. Научные собрания и научно-этно гра фическая ассоциация.

3. При КВК происходят научные

собрания всех преподающих в ней для докладов и обсуждения вопросов, имеющих музыкальный и музыкально-этнографический характер.

4. При ВК имеется постоянное ученое учреждение под названием научной музыкально-этнографической ассоциации из специалистов по соответствующим дисциплинам.

5. Музыкально-этнографическая ассоциация собирает, изучает и популяризирует песнетворчество народов Востока.

6. ...издает научные труды как ВК в виде отдельных произведений, так и особых журналов на русском и восточных языках.

7. Отношение к народному комиссариату просвещения: для постановки контакта с высшими учебными заведениями Татреспублики в состав худсовета консерватории входит представитель научного отдела Наркомпроса.

8. .все отчеты и научные работы ВК, равно как и планы курсов, посылаются для сведения в научный отдел Наркомпроса

9. При приеме в техникумы приоритеты - татарам и нацменам» [там же, ф. 6831, оп. 1, д. 1, л. 7].

Консерватория имела два факультета - исполнительский (фортепиано, вокал, оркестровые инструменты) и музыкально-этнографический (музыкальный фольклор народов Поволжья, история музыки, теоретические предметы).

В 1922 г. Восточная консерватория и музыкальная школа объединились в Восточный музыкальный техникум. Директором стал А. А. Литвинов (1861-1933).

Учебное заведение готовило музыкантов по 12 специальностям: рояль, скрипка, виолончель, сольное пение,

флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, контрабас. Срок обучения был 6 лет для школьников, 5 лет - с 17 летнего возраста. Выпускникам присваивались следующие квалификации: 1) преподаватель средней школы; 2) оркестровый музыкант; 3) работник эстрады [там же, ф. 6831, оп. 1, д. 1, л. 1].

В 1922 г. в техникуме были студенты-мари: 1 юноша, 1 девушка [там же, л. 2]. К сожалению, мы не располагаем сведениями, кто конкретно учился в этом учебном заведении.

При техникуме имелись общеобразовательные музыкальные курсы для взрослых и ДМШ. В 1927 г. музыкальный и художественный техникумы объединились в художественно-театральный, который в 1931 г. реорганизован в татарский техникум искусств.

В связи с ростом влияния Российской Ассоциации пролетарских музыкантов на систему профессионального обучения в конце 1920-1930-х гг., техникум стал испытывать определенные трудности. В 1930 г. были объединены театральное, художественное училища и музыкальный техникум. Главной задачей в это время стала не подготовка квалифицированных музы-кан тов-про фес сионалов, а выпуск инструкторов-массовиков. Все же в 1934 г. Казанское музыкальное училище вновь становится самостоятельным учебным заведением. Директором был назначен И. В. Аухадеев. Однако в это время в Казанском музыкальном училище не было учащихся-мари, поскольку в 1931 г. был открыт Марийский музыкально-театральный техникум.

Во второй половине ХХ века огромную роль в подготовке деятелей марийского музыкального искусства стала играть Казанская государственная кон-

серватория. Это учебное заведение было создано в 1945 г. по инициативе видного татарского композитора Н. Г. Жиганова. 14 марта 1945 г. в Москву на имя Председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова было направлено письмо с просьбой об открытии в республике консерватории, подписанное Председателем Президиума Верховного Совета Татарии Г. Динмухаме-товым., Председателем Совнаркома Татарии С. Шарафеевым, Секретарем ОК ВКП(б) С. Маловым [там же, ф. 93, оп. 1; ф. 642, оп. 1, д. 1, л. 50]. На основании решения СНК СССР за № 6068 от 13 апреля 1945 г. учебное заведение было открыто. Факультетов было 5: Фортепианный, оркестровый, вокальный, теоретико-композиторский, ди-рижерско-хоровой [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 3, л. 1]. Директором был назначен Н. Г Жиганов. Здание в центре города, выделенное для КГК правительством, нуждалось в капитальном ремонте, который и был произведен с октября 1945 по март 1946 гг.

При открытии консерватории отсутствовали какое-либо оборудование и музыкальные инструменты. В течение 1945-1946 гг. консерватория приобрела 12 роялей, 14 пианино и небольшое количество оркестровых инструментов, в которых консерватория имела большую нужду. Была также приобретена необходимая мебель для аудиторий и зала.

Большая работа была проделана для укомплектования библиотеки и читального зала, для которых были выделены 2 большие, светлые аудитории, однако ощущался недостаток учебников по истории русской и зарубежной музыки, гармонии и сольфеджио, немецкому языку, было мало политической и художественной литературы, а

153

154

этого материала нельзя было найти в торговой сети. В библиотеке практически отсутствовала педагогическая и художественная литература для духовых инструментов. Сложности были и профессорско-преподавательским составом. За счет приглашения высококвалифицированных специалистов из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Баку и использования местных сил удалось решить и эту проблему [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 152, л. 1].

К началу учебного года количество студентов доходило до 75 человек. К концу года количество осталось 65 студентов, из них было 23 участника Великой Отечественной войны [там же, л. 2].

Занятия по специальности на всех факультетах начались 1 ноября, по всем остальным дисциплинам - 15 ноября ввиду затянувшегося ремонта, неукомплектованности педагогического персонала, недостатка оборудования и других трудностей организационного периода.

Несмотря на временные трудности, в конце учебного года, 1 июля, был проведен отчетный концерт, в котором участвовали студенты, получившие «отлично» по специальности. 16 февраля 1946 г. приказом № 26 Комитета по делам искусств при СНК СССР утвержден Совет консерватории в составе 16 человек [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 152, л. 3].

Консерватория быстро сложилась и окрепла: в 1948 г. она участвовала в смотре консерваторий, Всесоюзных смотрах студентов-вокалистов и композиторов в 1948-1949 гг. В 1951 г. при консерватории было создано творческое музыкально-научное общество студентов. Следует отметить, что членом бюро общества стал и будущий

выдающийся марийский композитор А. Б. Луппов, в то время студент первого курса, а также автор монографии «Очерки марийской советской музыки» Л. Н. Казанская.

Целью Общества было: «содействие в работе КГК по повышению качества подготовки специалистов и в овладении студентов передовой наукой и искусством на основе марскистско-ленинской теории;

. привлечение студентов к участию в развитии современной музыкальной науки и искусства путем разработки ими отдельных научных и творческих тем» [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 281, л. 3].

Уже за 10 лет существования коллектив консерватории дал стране 200 молодых музыкантов (в том числе чувашские композиторы Ф. Васильев и Т. Фандеев) [там же, л. 1].

Если первый прием в основном делала Казань, то уже со следующего года начался приток абитуриентов из училищ соседних республик. Первый выпуск дал стране 39 музыкантов. За 10 лет силами педагогов и студентов было дано свыше 500 концертов, на которых присутствовало свыше 100 тыс. слушателей [там же, ф. 969, оп. 1, д. 28, л. 10].

Следует отметить некоторых студентов консерватории, выпускников Йошкар-Олинского музыкального училища, отличившихся особыми успехами в учебе и творческой деятельности. Так, А. Б. Луппов успешно выступил на молодежном пленуме ССК СССР, состоявшемся в 1958 г. в Москве. Все произведения получили весьма благожелательную оценку слушателей [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 354, л. 11].

В том же году, в отчете о проведении государственных экзаменов за

1958 г. председатель государственной комиссии Г. Коган отметил выдающееся дарование выпускника консерватории, будущего автора первой марийской оперы «Акпатыр» Э. Н. Сапаева. «Общий уровень выпуска - профессионально крепкий, но средний; выдающиеся дарования обнаружены только среди певцов (Ишбуляков, Краснов) и композиторов (Э. Сапаев). Отрадно отметить, что среди лучших выпускников - несколько татар и ...представителей других республик Поволжья (композитор Сапаев) [там же, ф. 6832, оп. 2, д. 39, л. 1]».

С конца 1950-х гг. преподаватели консерватории стали курировать Йошкар-Олинское музыкальное училище. Так, в 1959 г. преп. И. Г. Хали-тов ездил в Йошкар-Олу для ознакомления с работой класса виолончели в музыкальном училище и оказания необходимой методической помощи. Студент струнного факультета А. Малиновский играл в первом отделении концерта, организованного преподавателями и студентами консерватории [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 354, л. 21].

В 1961 г. при Казанской консерватории была открыта лаборатория по изучению музыки народов Поволжья. В Приказе Министерства культуры РСФСР за № 403 от 18.05.61 указывалось, что на лабораторию возлагаются задачи собирания, обработки, изучения, подготовки и публикации документов и материалов, образцов профессионального и народного музыкального творчества, характеризующих опыт и современную практику музыкального творчества татарского, чувашского, мордовского, башкирского, марийского и удмуртского народов. Открытие

лаборатории стало большим стимулом для систематического изучения музыкальной культуры автономных республик Поволжья [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 354, л. 1].

С конца 1960-х гг. появляются публикации, посвященные проблемам марийской музыки. В 1969 г. увидел свет сборник статей, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и 50-летию Татарской АССР, среди которых статьи «Первая марийская опера «Акпатыр» О. К. Егоровой, «КГК и марийская музыкальная культура» А. Б. Луппова [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 354, л. 15]. О. К. Егорова продолжила работу по исследованию марийской профессиональной музыки: была закончена ее статья «Полифония в опере Э. Сапаева "Акпатыр"» и прочитан доклад на теоретической конференции «Марийская народная песня в первой марийской опере "Акпатыр" Э. Сапаева», в октябрьском журнале № 10 «Советская музыка» напечатан очерк о творчестве композитора А. Луппова [там же, л. 51]. В том же году была проведена Всесоюзная студенческая научно-теоретическая конференция «Народное музыкальное творчество и проблемы развития национальных культур», в которой приняли участие преподаватели кафедры О. К. Егорова и А. Г. Юсфин [там же, л. 52].

В конце 1960-1970-е гг. сотрудничество Казанской консерватории и Йошкар-Олинского музыкального училища активизируется. Так, в конце 1968 г. и.о. доцента В. А. Столов дал сольный концерт из произведений Рахманинова, Метнера, Скрябина и концерт в Йошкар-Оле с оказанием методической помощи музыкальному училищу, в которой приняла участие и

155

156

и.о. профессора И. С. Дубинина. В декабре 1968 г. в зале музыкального училища г. Йошкар-Олы состоялся концерт из произведений студентов-композиторов, в котором прозвучала 2 часть Концерта В. П. Куприянова, будущего марийского композитора, выпускника Йошкар-Олинского музыкального училища [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 561, л. 38]. В апреле 1969 г. Оркестр народных инструментов консерватории под руководством А. В. Тихонова провел концерт для общественности г. Йошкар-Олы. Коллектив оркестра и его руководитель были награждены Почетной грамотой Министерства культуры Марийской АССР и Горкома комсомола г. Йошкар-Олы [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 584, л. 44].

В октябре 1969 г. состоялась методическая конференция преподавателей струнно-смычковых отделов ДМШ и музыкальных училищ Среднего Поволжья, в работ которой приняло участие более 100 преподавателей ДМШ и музыкальных училищ [там же, с. 36]. С оказанием методической помощи в Йошкар-Олинское музыкальное училище выезжали преподаватели всех факультетов консерватории.

В 1971 г. кафедрой истории музыки и композиции был разработан вопрос об организации фольклорных экспедиций студентов-музыковедов и композиторов. Часть студентов композиторов была включена в состав фольклорно-этнической группы КГУ и филиала АН СССР [там же, л. 19]. В этом же учебном году по инициативе кафедры истории и теории музыки совместно с сектором искусств Института языка, литературы и истории им. Ибрагимова Ан СССР и музыковедческой комиссией

СК ТАССР в декабре 1971 г. был проведен научно-методический семинар молодых музыковедов, посвященный проблемам собирания, каталогизации и публикации музыкального фольклора [там же, ф. 6832, оп. 1, д. 668, л. 43]. Фольклорные экспедиции, в которых принимали участие студенты теоретико-композиторского факультета, стали поводиться регулярно, каждое лето. В 1975 г. при подведении итогов летней фольклорной экспедиции студентов-композиторов в районы Татарии, Марийской АССР, Ульяновской области под руководством зав. кабинетом музыки народов Поволжья Ш. Х. Ша-рифуллина были отмечены будущие марийские композиторы А. В. Не-знакин, С. Н. Маков, В. А. Захаров [там же, л. 14]. Так консерватория вносила свой вклад в дело сохранения музыкального фольклора народов Поволжья.

Активно работала и Кафедра композиции, которая приняла участие во Всесоюзном фестивале студентов-композиторов в Ленинграде. Были исполнены произведения Б. Нухова, Ш. Тимербулатова, А. Яш-молкина, которые были высоко оценены в обсуждении после фестиваля На конкурсе (1975 г.) произведений студентов - композиторов в Москве студент КГК Б. Нухов стал лауреатом за цикл хоров на стихи поэтов-антифашистов [7, с. 11].

В 1970-1980-е гг. помощь Йошкар-Олинскому музыкальному училищу приобрела целенаправленный характер. Педагоги консерватории активно знакомились с работой учебного этого заведения, проводили ряд открытых уроков, читали лекции, руководили проведением государственных экзаменов.

Одной из наиболее актуальных проблем этого периода стала проблема расширения и обогащения педагогического репертуара и включение в него произведений композиторов Поволжья. Этому была посвящена в 1977 г. конференция - смотр «Произведения композиторов Поволжья в педагогическом репертуаре. В ней приняла участие и делегация из Йошкар-Олы [7, с. 68].

Таким образом, Казанская государственная консерватория играла огромную роль в образовательном, культурт-ворческом, научном, методическом пространстве, оказывая неоценимую помощь марийском музыкальному искусству. Для большинства марийских музыкантов различных специальностей это учебное заведение стала alma mater. Всего за 1945-1985 гг. Казанскую государственную консерваторию окончили 19 выпускников-пианистов (хронологически первый выпускник фортепианного факультета 1956 г. -А. Б. Луппов), 16 струнников (первая выпускница - Л. В. Сергеева 1958 г.), 15 духовиков (первый выпускник -А. М. Орехов, 1959 г.), 11 композиторов (первый выпускник- Э. Н. Сапаев, 1958 г.), 17 музыковедов (первая выпускница - Р. В. Артищева.), 12 Вокалистов (первая выпускница - Е. А. Коновалова, 1955 г.), 11 дирижеров хора (первая выпускница - О. Б. Ярускина, 1954 г.), 5 народников (первый выпускник - И. И. Иванов, 1967 г.). Таким образом, за 40 лет существования Казанской консерватории это учебное заведение окончило 106 человек, что является существенной цифрой для сравнительно небольшой Марийской Республики.

В настоящее время Казанская государственная консерватория также

играет существенную роль в подготовке кадров для профессионального музыкального искусства Республики Марий Эл. Однако, с открытием в 1998 г. Факультета культуры и искусств в Марийском государственном университете, часть выпускников Йошкар-Олинского музыкального училища (ныне - Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И. С. Палантая) продолжает учебу в родном городе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. - Казань, 2000.

2. Города России в 1904 году. - СПб., 1906.

3. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ).

4. Акрет муро / Песни предков // 8иотаЫз-"^гПатеп 8еига = Финно-Угор Ушем. - Хельсинки, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ).

6. Казанская государственная консерватория (1945-1995). - Казань, 1998.

7. Хайрутдинов А. Предисловие // Казанская государственная консерватория (1945-1995). - Казань, 1998. ■

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.