Научная статья на тему 'Особенности творчества композиторов Чувашии (20-30-е годы ХХ века)'

Особенности творчества композиторов Чувашии (20-30-е годы ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
571
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLIGENTSIA / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL ART / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / MUSICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данилова Ольга Алексеевна, Агаева Екатерина Васильевна

Статья посвящена осмыслению музыкального творчества интеллигенции Чувашии в 20-30-е гг. ХХ в., истории становления профессионального музыкального искусства Чувашии. Выявлены особенности творчества композиторов Чувашии, достижения республики в области музыкального искусства. Показано, что на творческую деятельность композиторов Чувашии оказывали влияние политические, экономические условия, национально-культурные традиции, так как каждая национальная республика в советский период имела свою специфику, условия, особенности формирования творческой интеллигенции. Истоки музыкального творчества чувашского народа обнаруживаются в древнейшем синкретическом искусстве, соединявшем слово, музыку и действие. Отмечено, что музыкальные традиции, сформировавшиеся в Симбирской чувашской учительской школе, были одним из решающих факторов развития национального искусства, становления музыкального образования в Чувашии. Ведущей тенденцией в развитии национального искусства в дооктябрьский период была его демократическая направленность (опора на фольклорное богатство своего народа, творческое использование достижений прогрессивной русской культуры, реалистическое отображение действительности). Это послужило основой для развития музыкальной культуры чувашского народа в новых исторических условиях на новых идейно-художественных принципах. Произведения первых чувашских композиторов Ф.П. Павлова, В.П. Воробьева, С.М. Максимова, Г.Г. Лискова являлись, в основном, обработкой народных песен. Ф.П. Павлов во второй половине 1920-х гг. написал ряд оркестровых произведений, освоил новые инструментальные и хоровые формы. Для музыкальной культуры Чувашии в 1920-е гг. характерна большая активность снизу, а также подъем хорового движения в чувашских уездах. Ф.П. Павлов и С.М. Максимов стремятся к поиску национального репертуара, при этом национальное начало ассоциируется с революционным. Чувашская национальная музыка должна была следовать определенным критериям, не противоречить социалистическим идеям. Композиторы республики опирались на песенное творчество чувашского народа. Особенностью творчества чувашских композиторов являлось соединение революционного текста с темами старинных народных песен. 1930-е годы в истории развития чувашской культуры, особенно в области национальной музыки это период большого подъема, активной творческой работы художественной интеллигенции республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY FEATURES OF CHUVASIA’S COMPOSERS (20-30s OF THE XX CENTURY)

The article is devoted to understanding musical creativity of the Chuvash Republic intelligentsia in the 20-30s of the XX century, development of professional musical art of the Chuvash Republic. The author reveals peculiarities in creative works of Chuvashia composers, achievements of the Republic in the field of musical art. It is shown that the creative activity of Chuvashia composers was influenced by political, economic conditions, national and cultural traditions, as each national Republic in the Soviet period had its own specifics, conditions, features of creative intelligentsia formation. The origins of musical creativity of the Chuvash people are found in ancient syncretic art that combined word, music and action. It is noted that musical traditions formed in Simbirsk Chuvash teachers’ school were among decisive factors in the development of national art, formation of musical education in Chuvashia. The leading trend in the development of national art in the pre-October period was its democratic orientation (reliance on folklore wealth of the people, creative use of achievements of progressive Russian culture, realistic representation of reality). This served as the basis for the development of musical culture of the Chuvash people in the new historical conditions on new ideological and artistic principles. The works of the first Chuvash composers F.P. Pavlov, V.P. Vorobyov, S.M. Maksimov, G.G. Liskov were mainly musical adaptation of folk songs. F.P. Pavlov in the second half of 1920s wrote a number of orchestral pieces, developed new choral and instrumental forms. The musical culture of the Chuvash Republic in the 1920s is characterized by high activity from below as well as by the rise of choir movement in the Chuvash counties. F.P. Pavlov and S.M. Maksimov were committed to seeking a national repertoire; at this the national origin was connected with the revolutionary one. The Chuvash national music had to meet certain criteria, not to contradict socialist ideas. Composers of the Republic relied on Chuvash folk songs. The peculiarity of Chuvash composers' creativity consisted in connecting a revolutionary text with themes of old folk songs. The 1930s in development of the Chuvash culture, especially in the field of national music is a period of a huge rise, active creative work of art intelligentsia of the Republic.

Текст научной работы на тему «Особенности творчества композиторов Чувашии (20-30-е годы ХХ века)»

УДК 93/99:39(470) ББК 63.3:63.5

О .А. ДАНИЛОВА, Е.В. АГАЕВА

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ ЧУВАШИИ (20-30-е годы ХХ века)*

Ключевые слова: творчество, интеллигенция, творческая деятельность, духовная культура, музыкальное искусство, музыкальное творчество.

Статья посвящена осмыслению музыкального творчества интеллигенции Чувашии в 20-30-е гг. ХХ в., истории становления профессионального музыкального искусства Чувашии. Выявлены особенности творчества композиторов Чувашии, достижения республики в области музыкального искусства. Показано, что на творческую деятельность композиторов Чувашии оказывали влияние политические, экономические условия, национально-культурные традиции, так как каждая национальная республика в советский период имела свою специфику, условия, особенности формирования творческой интеллигенции. Истоки музыкального творчества чувашского народа обнаруживаются в древнейшем синкретическом искусстве, соединявшем слово, музыку и действие. Отмечено, что музыкальные традиции, сформировавшиеся в Симбирской чувашской учительской школе, были одним из решающих факторов развития национального искусства, становления музыкального образования в Чувашии. Ведущей тенденцией в развитии национального искусства в дооктябрьский период была его демократическая направленность (опора на фольклорное богатство своего народа, творческое использование достижений прогрессивной русской культуры, реалистическое отображение действительности). Это послужило основой для развития музыкальной культуры чувашского народа в новых исторических условиях на новых идейно-художественных принципах. Произведения первых чувашских композиторов Ф.П. Павлова, В.П. Воробьева, С.М. Максимова, Г.Г. Лискова являлись, в основном, обработкой народных песен. Ф.П. Павлов во второй половине 1920-х гг. написал ряд оркестровых произведений, освоил новые инструментальные и хоровые формы. Для музыкальной культуры Чувашии в 1920-е гг. характерна большая активность снизу, а также подъем хорового движения в чувашских уездах. Ф.П. Павлов и С.М. Максимов стремятся к поиску национального репертуара, при этом национальное начало ассоциируется с революционным. Чувашская национальная музыка должна была следовать определенным критериям, не противоречить социалистическим идеям. Композиторы республики опирались на песенное творчество чувашского народа. Особенностью творчества чувашских композиторов являлось соединение революционного текста с темами старинных народных песен. 1930-е годы в истории развития чувашской культуры, особенно в области национальной музыки - это период большого подъема, активной творческой работы художественной интеллигенции республики.

Национальные особенности духовной культуры чувашского народа проистекают от конкретных условий, в которых происходило его формирование. Творчество, как созидательная деятельность человека, эволюционирует, проявляясь в различных видах [5]. Истоки музыкального творчества чувашского народа можно обнаружить в древнейшем синкретическом искусстве, соединявшем слово, музыку и действие. Народная музыка сопровождает праздники, семейные и календарные обычаи, обряды, молодежные и детские игры. Связь музыки, хореографии, поэзии присутствует и в традиционных хороводных играх. Народная музыка отличается неповторимым своеобразием

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Чувашской Республики в рамках научного проекта № 17-13-21009.

мелодических образов. Исполнение песен многих жанров сопровождается игрой на специфически национальных, а также заимствованных у русских и других народов музыкальных инструментах [8. С. 254]. Русский писатель Н.Г. Гарин-Михайловский, описывая весенний праздник низовых чувашей, на котором он присутствовал в 1900 г., писал: «...Это было такое оригинальное пение и зрелище, какое я никогда не видел. То есть видел на сцене, в балете, опере. Но это не был ни балет, ни опера, а жизнь» [8. С. 219].

Музыкальные традиции, сформировавшиеся в Симбирской чувашской учительской школе, были одним из решающих факторов становления музыкального образования в Чувашии, развития национального искусства. Основатель и руководитель школы в течение полувека, выдающийся чувашский педагог, демократ и просветитель И.Я. Яковлев считал музыку и пение «могучим средством воспитания», одним из главных предметов обучения учащихся. И.Я. Яковлев полагал, что при обучении пению и музыке обязательными являются преподавание элементарных музыкальных сведений, голосовые упражнения, игра на скрипке, участие в хоровом пении. В школе ученики старшего класса в течение двух учебных годов обучались игре на скрипке как необходимому средству при обучении пению. Выпускники школы (было подготовлено еще в дореволюционное время для работы среди чувашского населения около тысячи учителей и учительниц) должны были не только сами уметь петь, но и организовать хор и руководить им [9. С. 129]. Они сыграли большую роль в становлении музыкального образования, в деле просвещения чувашского народа. В Симбирской чувашской учительской школе получили образование и воспитание первые чувашские композиторы Ф.П. Павлов и С.М. Максимов. Учебный план школы включал церковное пение, при этом ученики изучали сольфеджио, элементарную теорию музыки. В школе Яковлева применялась особая методика обучения и воспитания, основанная на национальных особенностях.

Ведущей тенденцией в развитии национального искусства в дооктябрьский период была его демократическая направленность (опора на фольклорное богатство своего народа, творческое использование достижений прогрессивной русской культуры, реалистическое отображение действительности). Это послужило основой для развития музыкальной культуры чувашского народа в новых исторических условиях на новых идейно-художественных принципах.

Создание Чувашской автономной области положило начало объединению национальных творческих сил. 1920-1941 гг. - важнейший этап в развитии чувашского искусства, музыкальной жизни республики. В 1920-е гг. идет процесс формирования государственной политики в области развития национального художественного творчества. Наряду с сочинениями Ф.П. Павлова и С.М. Максимова становятся известными обработки чувашских народных песен композиторами русской школы Я.В. Прохоровым, Н.И. Аладовым, Г.Г. Ло-бачевым. Позже появляются первые сочинения В.П. Воробьева. В 1920 г. организован первый национальный хор со своим репертуаром (его участники вошли позднее в Государственный хор), регулярно дающий концерты. В это же время возникает музыкальная школа (в Поволжском регионе одна из первых). На базе музыкальной школы впоследствии создано музыкальное училище, ставящее задачи формирования национальных кадров, появляются

музыкальные классы в Цивильске и Ядрине. Они использовали традиции и опыт Симбирской чувашской учительской школы [1. С. 87].

Становлению профессионального музыкального искусства Чувашии способствовала деятельность секций областного и уездных отделов народного образования, усилия Ф.П. Павлова, воспитанника Симбирской чувашской школы. Он возглавлял музыкальную секцию при Областном отделе народного образования, руководил Чувашским национальным хором, который впрочем вскоре распался, не получив достаточной поддержки. Но он собрал небольшой хоровой коллектив для того, чтобы представить в 1923 г. Чувашскую автономную область на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. Хор успешно гастролировал в течение полутора месяцев, в это же время состоялась грамзапись чувашских музыкальных произведений. В 1924 г. В.П. Воробьев, учитель и хоровой дирижер, вместе с Ф.П. Павловым организовал первый профессиональный коллектив -Чувашский государственный хор, создав свое первое сочинение для хора в этом же году. В 1929 г. хор с большим успехом выступил в Москве, в дальнейшем сыграв большую роль в пропаганде чувашской музыки, произведений чувашских композиторов в Чувашии и в стране. В газете «Правда» от 13 июля 1929 г. была дана высокая оценка деятельности хора: «Хор показал замечательные по звучности и необычайной мелодике чувашские песни Павлова, Воробьева и др., которые привели слушателей к всеобщему восторгу» [4]. В.П. Воробьев видел в опоре на традиции народного песенного творчества один из естественных путей развития современного музыкального искусства Чувашии, в своем сочинении он использовал напевы фольклорной гостевой песни. Произведения первых чувашских композиторов Ф.П. Павлова, В.П Воробьева, С.М. Максимова, Г.Г. Лискова являлись, в основном, обработкой народных песен. Ф.П. Павлов во второй половине 1920-х гг. написал оркестровые произведения, освоил крупные хоровые и инструментальные формы.

Национальная чувашская музыка и ее исполнители привлекли внимание после того, как С.М. Максимов организовал «Этнографические концерты» в 1926-1930 гг. Ему удалось добиться статуса Государственной капеллы (1927) для Национального хора музыкальной школы, он провел ее гастроли в Москве, Нижнем Новгороде. В условиях идеологического диктата в музыкальном творчестве обращалось внимание на идейное содержание, а художественной форме отводилась менее важная роль, тем не менее музыкальное искусство прогрессировало, ежегодно появлялись новые произведения. С.М. Максимов в 1927 г. создал марш для духового оркестра, Ф.П. Павлов - балетную фантазию и множество лирических песен. Большую популярность приобрели народные песни в обработке С.М. Максимова. В 1920-е гг. основным направлением развития музыкального творчества стала революционная и советская тематика в целях коммунистического воспитания трудящихся. Но особенностью творчества чувашских композиторов являлось соединение революционного текста с темами старинных народных песен. Например, сочинение Ф.П. Павлова «Вперед под Красным знаменем» основано на подражании народной мелодике.

Следует отметить многогранность творчества многих деятелей культуры в 1920-е гг. В музыкальном искусстве Ф.П. Павлов - композитор, дирижер, драматург, педагог, критик; С.М. Максимов - композитор, музыкант-исполни-

тель, организатор музыкального образования, ученый-фольклорист; В.П. Воробьев - композитор, фольклорист, дирижер, педагог. С одной стороны, эпоха побуждала творческие личности к самовыражению, с другой стороны, это самовыражение было ограничено всевозможными штампами. Однако в музыкальном искусстве Чувашии лидирующее положение в этот период занимали личности, сформировавшиеся на волне демократического подъема двух первых десятилетий ХХ в., что обусловило независимость их взглядов по отношению к советской власти. Для Ф.П. Павлова была очевидна связь «новой истории чувашской музыки» (после 1917 г.), с предшествующим периодом [9. С. 256-257].

Для музыкальной культуры Чувашии в 1920-е гг. характерна большая активность снизу, а также подъем хорового движения в чувашских уездах. Лидеры движения, прежде всего Ф.П. Павлов и С.М. Максимов, стремятся к поиску национального репертуара, при этом национальное начало ассоциируется с революционным, поскольку пробуждено революцией [1. С. 90]. Чувашская национальная музыка должна была следовать определенным критериям, требованиям. В ходе строительства социализма вслед за ущемлением политических свобод искусство стало подвергаться жесткой критике. Известное постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» не коснулось чувашского музыкального искусства, так как Союз композиторов Чувашии возник в 1940 г. Но и в художественном творчестве композиторов в 1930-е гг. утвердились жесткие каноны. В 1931 г. Музыкальному совету республики было предписано просмотреть весь национальный песенный материал с точки зрения выдержанности, идейности, музыкальности, изъять вредные, музыкально неценные произведения [7. С. 203-204]. Тем не менее тридцатые годы в развитии чувашской культуры, особенно в области национальной музыки, оцениваются Ю.А. Илюхиным как период роста активной творческой деятельности художественной интеллигенции республики [6. С. 66].

Композиторы республики, исследовав песенное творчество чувашского народа, записали более 3 тыс. песен. Активными собирателями народного песенного фольклора были В.П. Воробьев, записавший более 800 песен, Ф.П. Павлов - 200 песен, Г.Г. Лисков - 300 [2].

Большую роль в подготовке чувашских профессиональных музыкантов сыграло открытие в 1929 г. музыкального техникума. Чувашскими композиторами Ф.П. Павловым, В.П. Воробьевым, С.М. Максимовым, Г.Г. Лисковым при помощи русских педагогов И.В. Люблина, В.М. Кривоносова, С.И. Габера, А.М. Ростиславина были заложены основы профессионального музыкального искусства в Чувашии.

Русские композиторы создавали произведения в жанрах, до этого мало используемых чувашскими - это камерно-инструментальные пьесы на народные темы, оркестровые произведения, музыка для театральных постановок с использованием симфонического оркестра и хора. С.И. Габером были заложены основы школы исполнительства на духовых инструментах. Молодые композиторы Ф.М. Лукин, Г.С. Лебедев, А.Г. Орлов-Шузьм, Г.Я. Хирбю заявляют о себе в области национальной музыки.

В 1932 г. из первых выпускников музыкального училища был создан симфонический оркестр, единственный в Поволжье. Дирижер С.И. Габер сыграл большую роль в формировании оркестра как ведущего профессиональ-

ного творческого коллектива. В.М. Кривоносов, дирижер и автор сочинений в области чувашской симфонической музыки, являлся активным участником оркестра, который состоял из преподавателей и студентов Чувашского музыкального техникума, а позже и из высококвалифицированных московских и ленинградских музыкантов. Симфонический оркестр отличала не только плодотворная концертная деятельность в столице и районах республики, но и выступления в Москве, Челябинске, Горьком, других городах. Он участвовал в постановке спектаклей в Чувашском академическом театре. Работа оркестра способствовала росту творческой активности чувашских композиторов в области симфонической музыки. Г.В. Воробьев написал симфонию, В.М. Кривоносов несколько значительных симфонических произведений на чувашские народные темы. Ленинградец В.Г. Иванишин создал первую национальную симфонию «Чувашская», а также первую национальную оперу «Нарспи».

Организация симфонического оркестра, а затем открытие Чувашской государственной филармонии, объединившей Государственный хор и симфонический оркестр, свидетельствовали о несомненном росте профессионального музыкального мастерства в республике.

В 1937-1938 гг. органами НКВД были репрессированы музыканты-профессионалы с консерваторским образованием или с большим практическим опытом С.И. Габер, С.М. Максимов, И.В. Люблин, виолончелист Л.Э. Остен-Сакен, скрипач В.Я. Замыко, певец А.Я. Порубиновский и др. Со стороны партийных органов над оставшимися представителями музыкальной интеллигенции - В.П. Воробьевым и Г.Г. Лисковым, а также несколькими молодыми композиторами, был установлен жесткий контроль, контроль в области творчества. В 1940 г. их объединяют в Союз композиторов - общественно-творческую организацию композиторов и музыковедов Чувашии, подразделение Союза композиторов СССР под руководством Г.Г. Лискова. Эта организация способствовала творческому росту профессионального мастерства композиторов, появлению художественно значимых произведений. На 11 января 1940 г. в республике было 15 композиторов, формально объединенных в творческий союз [3].

1920-1930-е гг. стали периодом развития исполнительского и композиторского мастерства, периодом развития национального музыкального творчества, появления национальной школы профессиональной музыки. Были достигнуты значительные успехи в сборе и обработке музыкального фольклора, а молодым чувашским композиторам удалось сохранить традиции чувашской народной музыки.

Литература

1. Агаева Е.В., Сергеев Т.С. Формирование творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски. 2-е изд., доп. и перераб. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. 154 с.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 1581. Оп. 2. Д. 188. Л. 13.

3. ГИА ЧР. Ф. 1581. Оп. 1. Д. 207. Л. 21.

4. ГИА ЧР. Ф. 1581. Оп. 2. Д. 93. Л. 310.

5. Данилова О.А., Агаева Е.В. Творческий досуг и его связь с трудом // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 80-летию со дня рождения заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации, почетного гражданина Чувашской республики Аркадия Павловича Айда-ка (02 июня 2017 г.). Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017. С. 531-534.

6. Илюхин Ю.А. Развитие чувашской советской музыки // Учен. зап. / ЧНИИ. Чебоксары, 1967. Вып. 35. 160 с.

7. История Чувашии новейшего времени. Кн. 1: 1917-1941 / ЧГИГН. Чебоксары, 2001. 261 с.

8. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. 1985. 303 с.

9. Павлов Ф.П. Собр. соч.: в 2 т. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.

ДАНИЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (olgadanilova20@rambler.ru).

АГАЕВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (agaeva.ek@yandex.ru).

O. DANILOVA, E. AGAYEVA

CREATIVITY FEATURES OF CHUVASIA'S COMPOSERS (20-30s of the XX century)

Key words: creativity, intelligentsia, creative activity, spiritual culture, musical art, musical creativity.

The article is devoted to understanding musical creativity of the Chuvash Republic intelligentsia in the 20-30s of the XX century, development of professional musical art of the Chuvash Republic. The author reveals peculiarities in creative works of Chuvashia composers, achievements of the Republic in the field of musical art. It is shown that the creative activity of Chuvashia composers was influenced by political, economic conditions, national and cultural traditions, as each national Republic in the Soviet period had its own specifics, conditions, features of creative intelligentsia formation. The origins of musical creativity of the Chuvash people are found in ancient syncretic art that combined word, music and action. It is noted that musical traditions formed in Simbirsk Chuvash teachers' school were among decisive factors in the development of national art, formation of musical education in Chuvashia. The leading trend in the development of national art in the pre-October period was its democratic orientation (reliance on folklore wealth of the people, creative use of achievements of progressive Russian culture, realistic representation of reality). This served as the basis for the development of musical culture of the Chuvash people in the new historical conditions on new ideological and artistic principles. The works of the first Chuvash composers F.P. Pavlov, V.P. Vo-robyov, S.M. Maksimov, G.G. Liskov were mainly musical adaptation of folk songs. F.P. Pavlov in the second half of 1920s wrote a number of orchestral pieces, developed new choral and instrumental forms. The musical culture of the Chuvash Republic in the 1920s is characterized by high activity from below as well as by the rise of choir movement in the Chuvash counties. F.P. Pavlov and S.M. Maksimov were committed to seeking a national repertoire; at this the national origin was connected with the revolutionary one. The Chuvash national music had to meet certain criteria, not to contradict socialist ideas. Composers of the Republic relied on Chuvash folk songs. The peculiarity of Chuvash composers' creativity consisted in connecting a revolutionary text with themes of old folk songs. The 1930s in development of the Chuvash culture, especially in the field of national music is a period of a huge rise, active creative work of art intelligentsia of the Republic.

References

1. Agaeva E.V., Sergeev T.S. Formirovanie tvorcheskoi intelligentsii Chuvashii: problemy i poiski. 2-e izd., dop. i pererab. [Formation of the creative intelligentsia of Chuvashia: problems and searches. 2nd ed.]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2008, 154 p.

2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 2. Document 188. List 13 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 2. Document 188. P. 13].

3. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 1. Document 207. List 21 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 1. Document 207. P. 21].

4. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 1581. Opis' 2. Document 93. List 310 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 2. Document 93. P. 310].

5. Danilova O.A., Agaeva E.V. Tvorcheskii dosug i ego svyaz's trudom [Creative leisure and its connection with work]. Ratsional'noe prirodopol'zovanie i sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie sel'skikh territorii kak osnova effektivnogo funktsionirovaniya APK regiona: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashchennoi 80-letiyu so dnya rozhdeniya zasluzhennogo rabotnika sel'-skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii, pochetnogo grazhdanina Chuvashskoi respubliki Arkadiya Pavlovicha Aidaka (02 iyunya 2017 g.). [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Rational nature management and socio-economic development of rural areas as the basis for the effective functioning of the agro-industrial complex of the region»]. Cheboksary, Chuvash State Agricultural Academy Publ., 2017, pp. 531-534.

6. Ilyukhin Yu.A. Razvitie chuvashskoi sovetskoi muzyki [Development of Chuvash Soviet music]. In: Uchen. zap. [Scientific notes]. Cheboksary, 1967, iss. 35, 160 p.

7. Istoriya Chuvashii noveishego vremeni. Kn. 1: 1917-1941 [History of Chuvashia of modern times. Vol. 1: 1917-1941]. Cheboksary, 2001, 261 p.

8. Ocherki istorii kul'tury dorevolyutsionnoi Chuvashii [Essays on the history of the culture of pre-revolutionary Chuvashia]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1985, 303 p.

9. Pavlov F.P. Sobranie sochinenii: v2t. [Collected Works. 2 vols.]. Cheboksary, Chuvash-knigoizdat Publ., 1971.

DANILOVA OLGA - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of General Studies Department, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary (olgadanilova20@rambler.ru).

AGAEVA EKATERINA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of General Studies Department, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary (agaeva.ek@yandex.ru).

Формат цитирования: Данилова О.А., Агаева Е.В. Особенности творчества композиторов Чувашии (20-30-е годы ХХ века) // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 2. - С. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.