УДК 378
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПОВОЛЖЬЕ (К 95-ЛЕТИЮ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
И.Н. Суетин
Аннотация. В статье описаны особенности становления и развития музыкального профессионального образования в Чувашской Республике в результате получения данной территорией статуса национальной автономии (увеличение числа национальных музыкально-педагогических кадров за счет их миграции из других регионов страны, расширение сети учебных заведений музыкального профиля и создание многоступенчатой непрерывной системы подготовки специалистов, появление профессиональных музыкальных коллективов и концертных организаций).
Ключевые слова: педагогика, история, музыкальное профессиональное образование.
DEVELOPMENT OF MUSICAL PROFESSIONAL EDUCATION IN
VOLGA REGION (TO THE 95 YEARS ANNIVERSARY OF CHUVASH REPUBLIC)
I. Suyetin
Abstract. The author describes the features of becoming and development of musical professional education in Chuvash Republic due to the receipt by this territory of the status of national autonomy (increase of number of national musical-pedagogical shots through their migration from other regions of country, expansion of network of educational establishments of musical profile and creation of multi-stage continuous system of preparation of specialists, appearance of professional musical collectives and concert organizations).
Keywords: pedagogy, history, musical professional education.
Исторически сложилось, что территорию Поволжья населяли многочисленные этнические группы (русские, татары, чуваши, мордвы и др.). Тем не менее закрепление административно-территориальных границ и появление обособленных национальных центров произошло только после Октябрьской революции. В 1920 году были образованы Татарская АССР, Чувашская автономная область (с 1925 года - Чувашская АССР), Марийская автономная область (с 1936 года -Марийская АССР). В 1928 году в составе Средне-Волжской области был образован Саранский (Мордовский) округ (с 1930 года -Мордовская автономная область, с 1934 года -Мордовская АССР). На этом фоне шел процесс интенсивного развития национальных культур и возникла острая потребность в национальных педагогических кадрах (в частности, музыкального профиля). В результате в XX веке сформировались системы музыкального профессионального образования в ряде республик Поволжья. С одной стороны, они являлись частью общероссийской системы, с другой - имели особые национальные черты. В настоящей статье необходимо обосновать, каким образом национально-территориальные процессы
повлияли на развитие музыкального профессионального образования в Чувашской Республике.
Известно, что добровольное соединение Чувашского народа с Россией произошло в середине XVI века [2, с.73]. При этом формирование чувашской интеллигенции началось только в 70-е годы XIX века. Связано это было с появлением национальных учебных заведений на различных территориях государства. К началу XX века учительские семинарии существовали в Симбирске и Казани. Также подготовка национальных кадров велась в учительских институтах таких городов, как Оренбург, Уфа, Казань [2, с.78]. Следует отметить, что обучение воспитанников в подобных образовательных учреждениях осуществлялось на высоком профессиональном уровне. В этой связи показательным примером может служить Симбирская чувашская учительская школа (СЧУШ), открытая в 1868 году благодаря активной деятельности педагога И.Я. Яковлева [1;2;5]. В данной школе учились значимые для чувашской музыкальной культуры
композиторы (Федор Павлов, Степан Максимов, Григорий Лисков, Тимофей Парамонов и др.). Известно, что многие воспитанники СЧУШ стали
квалифицированными педагогами, были награждены государственными наградами и удостоены почетных званий Чувашской АССР и РСФСР [2, с.113-116]. Качество подготовки специалистов в данном учебном заведении
подтверждают литературные источники и архивные документы. Особенно ярко выглядит деятельность выпускников, а впоследствии преподавателей школы С.М. Максимова, П.Ф. Павлова, И.С. Степанова [1;3;4]. В Национальном архиве Республики Татарстан сохранился список преподавателей учебного заведения за 1914 год, согласно которому учителем пения являлся ее выпускник С.М. Максимов [7, Л.58]. Необходимо отметить, что профессиональная ориентация учащихся являлась одним из важных направлений в учебно-воспитательном процессе данного учебного заведения, для работы в школе оставлялись наиболее одаренные ученики.
Одним из направлений в работе преподавателей СЧУШ была разработка учебных программ. Автором программ по музыкальным дисциплинам в Симбирской чувашской учительской школе в 1911 — 1913 годах являлся учитель пения Ф.П. Павлов. В соответствии с данной программой предусматривалось изучение церковного пения, теории музыки, сольфеджио, гармонии, истории музыки в России, методики обучения пению в начальных школах, кратких сведений из истории церковного пения в России. Данный курс был рассчитан на три года обучения. В первом классе основное внимание уделялось теории музыки и сольфеджио, в результате чего учащийся усваивал простейшие музыкальные термины, упражнялся в развитии слуха и чтении нот с листа, получал первый опыт в пении молитв. Во втором классе по вышеназванным предметам учебный материал усложнялся. Также учащиеся начинали изучать историю церковного пения в России. В третьем классе появлялся ряд новых предметов: «Гармония», «История музыки в России», «Методика обучения пению в начальных школах». Наиболее важной для будущих учителей пения являлась методика, так как на этом предмете учащиеся получали практические навыки по организации и работе с церковным хором [6, Л.63-66; 7, Л.2-2°б]. Анализ ряда программ позволяет утверждать, что в данном учебном заведении существовал комплекс
музыкальных предметов, материал осваивался с постепенным усложнением и имел логическую последовательность.
Также особенностью СЧУШ являлось то, что учащиеся могли проходить на ее базе педагогическую практику. Подтверждением этому является сохранившаяся в документах Национального архива Республики Татарстан программа по церковному пению для
двухклассного мужского приходского училища за 1912/1913 учебный год, составленная учителем пения И.С. Степановым, которое существовало при школе [6, Л.159о6]. Прохождение педагогической практики в стенах учебного заведения позволяло эффективно сочетать усвоение теоретического материала с последующим применением полученных знаний и умений в обстановке урока с учениками.
С появлением чувашской автономии (1920 год) начались процессы, связанные с интенсивным развитием национальной культуры, концентрацией в прошлом рассредоточенных национальных
педагогических кадров в едином центре и, как следствие, формированием национальной системы музыкального профессионального образования.
В 1920 году по инициативе приехавшего в Чебоксары Ф.П. Павлова (в прошлом выпускник и преподаватель СЧУШ) в городе была открыта первая в истории Чувашии музыкальная школа. На базе данного учебного заведения стали формироваться
профессиональные музыкальные коллективы (в 1924 году был организован ученический хор, а с 1927 года данный коллектив по инициативе С.М. Максимова (ранее учился и преподавал в СЧУШ) был преобразован в Государственную капеллу). К 1929 году музыкальная школа смогла выпустить достаточное количество специалистов, что позволило открыть в республике музыкальный техникум [2, с.139]. В 30-е годы педагогический коллектив техникума пополнился профессиональными
музыкантами, прибывшими из Москвы (С.И. Габер, В.М. Кривонос, И.В. Люблин). На этом фоне в Чебоксарах появились новые творческие коллективы, пропагандирующие чувашское музыкальное искусство
(Чувашский государственный симфонический оркестр, Чувашский государственный хор, Государственный духовой оркестр, камерные коллективы) [2, с.140]. Потребность в кадрах музыкального профиля возрастала.
Закономерным являлось расширение сети детских музыкальных школ. Если в 50-е годы существовало 6 подобных учреждений, то к концу XX века их число возросло до 47-ми [2, с.142]. Для восполнения потребностей республики в учителях музыки для общеобразовательных школ был открыт музыкально-педагогический факультет на базе Чувашского государственного
педагогического института (1964 год) [2,
с.140]. Подготовка музыкантов-исполнителей с высшим образованием стала осуществляться в 1995 году в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова на кафедре искусств. Позднее был открыт Чувашский государственный институт культуры и искусств, на базе которого появились аспирантура и диссертационный совет по музыкальному направлению [2, с.144-145]. Таким образом, завершился процесс формирования национальной системы непрерывного музыкального
профессионального образования.
В настоящее время в Чувашской Республике успешно функционируют: Чувашская государственная академическая капелла, Чувашская государственная филармония, Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца,
Чувашский государственный камерный оркестр старинной и современной музыки, Чувашский государственный театр оперы и балета, учебные заведения различного уровня (Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова, детская музыкальная школа имени С.М. Максимова и др.) [2, с.194-195]. Необходимо отметить, что снабжение кадрами осуществляется преимущественно за счет внутренних ресурсов. Все это стало возможным благодаря появлению
национального обособленного центра, интенсивному развитию культуры Чувашского народа, диверсификации музыкального профессионального образования и
формированию национальной системы подготовки специалистов музыкального профиля.
Литература:
1. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки: Замечательные люди Чувашии - Чавашсен Чапла ^ыннисем / Н.Г. Краснов. - 2-е изд., доп. -Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2007. - 486 с.
2. Иванова Н.И. Историко-педагогический анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX - XX веков: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Иванова Наталия Ивановна. - Чебоксары, 2004. - 243 с.
3. Кондратьев М.Г. Степан Максимов. Время. Творчество. Масштаб личности / М.Г. Кондратьев. - Чебоксары: Фонд ист.-культуролог. исслед. им. К.В. Иванова, 2002. - 333 с.
4. Павлов Ф.П. Собрание сочинений. Поэзия. Драматургия. Проза. Очерки, ст., рец. письма и воспоминание. Примечания / Ф.П. Павлов; редакционная коллегия: К.Д. Кириллов и др.; авт. предисл. К.Д. Кириллов, В.Г. Родионов. - НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чувашской ССР. - 2-е доп. изд. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1992. - 574 с.
5. Сидоров Г.С. Развитие педагогических традиций И.Я. Яковлева в подготовке современных учителей / Г.С. Сидоров // Тезисы докладов к Республиканской научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения И.Я. Яковлева и 120-летию Симбирской чувашской школы. - Чебоксары, 1988. - С. 3-5.
6. Дело с программами, пройденными в Симбирской чувашской учительской школе и в находящихся при ней мужского и женского двухклассных училищ и на женских педагогических курсах в 1912 - 1913 годах / Национальных архив Республики Татарстан (НАРТ). - Ф. 92. - Оп. 2. - Д. 17611. - Л. 63-66, 159°б.
7. Отчет о состоянии Симбирской чувашской учительской семинарии и находящихся при ней мужского и женского двухклассного училища за 1913 год / Национальных архив Республики Татарстан (НАРТ). - Ф. 92. - Оп. 2. - Д. 17994. - Л. 2-2, 58.
Сведения об авторе:
Суетин Илья Николаевич (г. Ульяновск, Россия); кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный университет, e-mail: piazzolla73@gmail.com
Data about the author:
I. Suyetin (Ulyanovsk, Russia) candidate of pedagogic sciences, associate professor at Ulyanovsk State University, e-mail: piazzolla73@gmail.com