УДК 37.01-055.2(470.344)(091)
А.Л. ЕФИМОВ
РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЧУВАШИИ: ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Ключевые слова: концепция чувашского женского образования, гендерное воспитание, земская школа, женская гимназия, Министерство народного просвещения, Казанский учебный округ, Женское отделение Симбирской чувашской учительской школы, И.Я. Яковлев, историография, источниковая.
Дан обзор опубликованной литературы по истории становления и развития женского образования в Чувашии с 1860-х годов по 1917 г., характеризуются источники по его изучению.
A.L. EFIMOV
DEVELOPMENT OF FEMALE EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY CHUVASHIYA:
THE LITERATURE AND SOURCES Key words: the concept of the Chuvash female education, gender education, zemscaya school, a female grammar school, the Ministry of national education, the Kazan educational district, Female branch of Simbirsk Chuvash teacher's school, I.J.Jakovlev, a historiography, base of sources.
Female education is an independent branch of education arisen in connection with unequal social standing of the woman. On a modern stage of the Russian society one of the actual problems is the problem of education. Nowadays questions of female education at a regional level are insufficiently investigated. In given article we undertake attempt to give the historiographic review of the available not numerous literature and the analysis bases of a problem of female education in one of national regions of pre-revolutionary Russia of second half XIX - the beginning of XX centuries in Chuvashia for the first time in a regional historiography.
Женское образование - самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины. Долгое время считалось незыблемым, что место женщины - у домашнего очага, под покровительством отца или мужа, и образование может лишь испортить ее характер. В связи с этим к женскому образованию относились неоднозначно, что обусловило появление ряда проблем в этой области.
На современном модернизационном этапе российского общества одной из актуальных является проблема образования. Обращение к истории образования с целью извлечения полезного опыта прошлого представляется весьма необходимым как с теоретической, так и практической точки зрения. На сегодняшний день вопросы женского образования на региональном уровне являются недостаточно изученными.
В историографии данной проблемы можно выделить два этапа: 1) вторая половина XIX в. - 1917 г.; 2) 1917 г. - начало XXI в.
На первом этапе вопрос о женском образовании, так же как и женский вопрос в целом, привлек к себе внимание российское общества в 50-60-е годы XIX в. Это было связано, с одной стороны, с распространением либеральных идей о равноправии и общественной пользе и, с другой стороны, с изменениями в социальном положении значительной части людей. Формирование системы женского образования проходило на фоне столкновения взглядов сторонников женского равноправия во всех сферах духовной жизни и консерваторов, отрицавших необходимость замены закрытых сословных женских учреждений учебными заведениями иного рода. Пионером постановки вопроса о важности изменений в системе женского образования в России был выдающийся русский хирург и педагог Н.И. Пирогов. В 1856 г. в журнале «Морской сборник» им была опубли-
кована статья «Вопросы воспитания», где подчеркивалась необходимость коренных изменений в системе женского образования [19].
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы Х1Х в. несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на первом месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.
С 1864 г. разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 г. в Санкт-Петербурге по проекту Н.А. Вышнеградского было создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение - Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 г. - гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища Министерства народного просвещения (МНП) с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 г. училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 г. открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 г. в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные заведения.
XIX в. обнаружил множество проблем в гендерном образовании и воспитании, основными из которых являлись его устройство по сословному принципу, оторванность от жизни, косность, иноязычность обучения. Имелись различные мнения и проекты по их осуществлению.
Особый интерес в раскрытии проблемы представляют материалы (справки), представленные И.Я. Яковлевым в Казанский учебный округ по запросу государя в Министерство народного просвещения: 1) соображения по поводу высочайшей его императорского величества отметки об образовании инородцев-чувашей; 2) проект положения о женском при Симбирской чувашской учительской школе училища для подготовки учительниц; 3) проект штата женского при Симбирской чувашской учительской школе училища для подготовки учительниц; 4) список двухклассных училищ МНП, при которых возможно открыть женские отделения. Анализируемые документы ценны тем, что они содержат богатый материал, характеризующий глубину и масштабность просветительной деятельности И.Я. Яковлева, его видение проблем женского образования своего времени. Документы вбирают в себя и развивают дальше основные идеи и положения И.Я. Яковлева, которые он высказывал ранее в отчетах о своей деятельности, докладных записках, представлениях в Министерство народного просвещения и учебный округ, в Святейший Синод по вопросам школьного образования. Наиболее характерными из них являются «соображения о мерах к развитию просвещения в чувашском населении Казанского учебного округа» (август 1876), представление в Казанский учебный округ об открытии двухклассного чувашского женского училища (февраль 1878 г.), докладная записка обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву (1891 г.), ходатайство перед учебным округом о выделении средств на содержание женского училища при Симбирской чувашской школе (ноябрь 1892 г.) и др. Истории создания и развития женского училища при Симбирской чувашской школе И.Я. Яковлев посвятил несколько работ, в которых подробно освещается становление жен -ского образования [27, 15, 43].
В 1919-1920 гг., в начале второго историографического этапа, в Казани были опубликованы труды чувашского историка и этнографа Н.В. Никольского. К числу важнейших его трудов относится книга «Основы инородческого просвещения», где автор анализирует просвещение чувашей в дореволюци-
онный период, в том числе и среди женского населения [26]. Ученый приводит следующий факт: в 1747 г. в Ядринский Архангельский монастырь была определена чувашка с. Штанашево Курмышского уезда Екатерина Андреева Силь-дека, которая нам известна как первая женщина-чувашка, обучавшаяся при монастырской школе [13].
В этот же период вышли в свет брошюры о становлении чувашской советской школы Ф.Т. Тимофеева «Несколько слов о чувашской школе» [39], М.П. Петрова «О Симбирской чувашской школе и Иване Яковлевиче Яковлеве: Краткий очерк» [28], А.Т. Трофимова «Народное образование в Чувашии за 15 лет», в которых частично затрагиваются вопросы просвещения чувашских женщин [40].
С середины 1930-х - до середины 1950-х годов, хотя в республике уже имелись первые вузы и научно-исследовательские учреждения и была налажена систематическая подготовка кадров историков и педагогов, крупных исследований по истории народного образования среди чувашей еще не было создано. Обобщенные сведения по данному вопросу в основном печатались в юбилейных сборниках [20; 3]. В 1948 г. вышла монография А.Ф. Эфирова «Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири», в которой затрагиваются некоторые аспекты исследуемой нами темы [44].
В вышедшей в 1958 г. книге М.П. Макарова «Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш» [22], автор в четвертой главе отдельным параграфом исследует открытие и развитие женского отделения в Симбирской чувашской школе. Автором по документам Государственного архива Ульяновской области определены количественные показатели учащихся-девочек в последней трети XIX в. Другой чувашский исследователь, И.Я. Яковлев (Саламбек) в книге «Симбирская чувашская школа и ее роль в просвещении чуваш» дает оценку роли школы в Симбирске в просвещении чувашского населения [45].
Опыт работы чувашской советской школы до конца 1950-х годов обобщен в книге Н.С. Степанова [38]. Развитие народного образования за последующие годы в республике рассмотрено в работах Н.Е. Егорова и Г.С. Сидорова [12, 35].
Целенаправленное изучение истории женского образования в Чувашии началось с 1960-х годов. К.С. Сидорова в своей статье «Зачатки женского образования в Чувашии в первой половине XIX века» [34] показывает первые шаги властей по просвещению чувашских женщин, приводит примеры обучения девочек в приготовительных классах при уездных училищах.
П.А. Сидоров в статье «Сравнительная характеристика грамотности чувашского населения по данным переписей 1897 и 1926 гг.» [36] анализирует состав грамотных по десятилетним возрастным группам. По его данным, грамотность среди женщин Казанской губернии по переписи 1897 г. составляла лишь 1,6%, по Симбирской губернии - 1,3%, а по переписи 1926 г. грамотных женщин населения Чувашии было около 20%.
Особую ценность в исследовании обозначенной проблемы составляют статьи Л.М. Гавриловой [7; 8]. Автором исследованы центры подготовки педагогических кадров для женщин, указывается число учителей-женщин в школах различных типов в чувашских уездах.
Статья Д.С. Филипповой также посвящена женскому образованию [41].
А.С. Марков, Н.Г. Краснов в статье «О состоянии чувашского женского образования в дореволюционный период» [21], анализируя имеющиеся к тому периоду работы и архивные материалы, приходят к выводу, «что история возникновения и развития чувашского женского образования в дореволюционный период не являлась предметом специального исследования» Их работа призвана в какой-то степени восполнить этот пробел.
В 1978 г. в Чебоксарах издан буклет, посвященный 100-летию женского педагогического образования в Чувашии [16].
В 1980-х - конце XX в. появляется ряд новых исследований, посвященных дореволюционным женским гимназиям. Первой гимназией, которая была открыта в Чувашии, стала Алатырская женская гимназия, начавшая свое существование в качестве женского училища II разряда 27 декабря 1860 г. Страницам истории этого учебного заведения посвящена работа А.В. Арсентьевой «История Алатырской женской гимназии» [1]. В исследовании собран богатый фактический материал, который позволяет получить представление о деятельности гимназии. Автор подробно останавливается на вопросах финансирования, деятельности попечительского совета; показывает, как со временем менялась плата за обучение, рассматривает роль начальниц гимназии, отмечает трудности, возникшие с преобразованием прогимназии в гимназию.
В числе гимназий, действовавших на территории Чувашии, была также Яд-ринская женская гимназия, история которой начинается с 1906 г., когда в городе Ядрине была создана женская прогимназия, которая положила начало подготовке педагогических кадров из женщин в одном из отдаленных уголков Чувашии. Изучению особенностей организации и развития данного учебного заведения посвятила свою работу И.И. Демидова. В статье «Ядринская женская гимназия» историк раскрывает учебно-организационную сторону жизни гимназии, знакомит читателя с учебными планами и предметами, расписанием занятий, укладом жизни учебного заведения [11]. Большое внимание уделяется преподавательскому составу, характеризуется образовательный уровень педагогов. Приводится численный состав учащихся и преподавателей, который постоянно менялся. Автор подробно останавливается и на преподавании отдельных предметов.
Деятельность Чебоксарской женской гимназии отражена в публикациях
В.Ф. Питерновой. На основе документов фонда гимназии Государственного исторического архива Чувашской Республики она описывает повседневную жизнь учебного заведения, приводит данные о членах попечительского совета, характеризует состав учениц [29, 30].
Участие предпринимателей Чувашии в деле становления и развития гимназического образования показано в статье И.И. Демидовой «Вклад предпринимателей Чувашии в развитие женского гимназического образования (конец XIX - начало XX вв.)» [10].
В коллективной статье А.В. Арсентьевой, И.И. Демидовой, Н.Я. Поповой «И.Я. Яковлев о женском воспитании» [2] в тезисной форме анализируется вклад чувашского просветителя в развитие женского образования. В ней приводятся данные, что в 1869 г. на территории Чувашии было 58 чувашских школ, где обучалось 2080 чувашских детей, из них девочек составляло 13%. В 1911 г. в 718 городских и сельских школах обучалось уже 945 девочек, что составляло 24,6% от общего числа учащихся. В статье авторами справедливо указывается, что поворот в сторону образования чувашских женщин начался после создания И.Я. Яковлевым в 1868 г. Симбирской чувашской школы и начавшего с 1878 г. функционировать на средства просветителя женского отделения при ней. Узаконение в 1881 г. этого отделения, преобразование его в 1890 г. в женское училище с последующим приданием ему с 1901 г. статуса двухгодичных, в 1912 г. - трехгодичных позволило значительно продвинуть вперед дело подготовки педагогов из женщин. Авторы утверждают, что за годы существования школы выпущено 387 профессионально подготовленных учительниц. 10 воспитанниц СЧУш еще до революции получили высшее образование. Авторы статьи справедливо отмечают, что подготовкой женских педагогических
кадров осуществлялась и через специальные учебные заведения: Казанскую земскую женскую учительскую школу (62 выпускницы работали в пределах Чувашии), единицы чувашских девушек получали педагогическое образование в стенах Казанской Мариинской женской гимназии, И.Я. Яковлев и его сподвижники, понимая необходимость всестороннего развития женской части населения, с целью ее привлечения ее к школе, много делали для их обучения разнообразным умениям. Так, в 1916 г. в Чебоксарском уезде при учебных заведениях было 15 рукодельных классов, в которых обучалось 546 девочек, в Цивильском уезде действовали 13 рукодельных классов, в них обучались 273 учащихся, в Ядринском уезде в 1912 г. в 10 училищах обучалось 356 девочек.
В статье Г.Н. Плечова «Концепция чувашского женского образования в социально-педагогической системе И.Я. Яковлева» [31] справедливо указывается, что «теория и практика чувашского женского образования И.Я. Яковлева является составной и органичной частью его общей концепции народного просвещения». Первой попыткой комплексного изучения истории развития школьного образования в Чувашии в XIX-ХХ вв. является монография Л.А. Ефимова Школы чувашского края в XIX-ХХ вв. [14]. В ней автор с новейших позиций освещает развитие школьного образования чувашей, рассматривает вопросы подготовки педагогических кадров для чувашских школ, в том числе и для женского населения, как на территории самой республики, так и в диаспоре.
В монографии профессора Т.С. Сергеева «Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность» [33] прослеживаются основные вехи жизни и деятельности педагога-демократа второй половины Х!Х в, инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова, стоявшего у истоков женского образования в Чувашском крае, раскрывает его роль в просвещении народов Поволжья.
Важной источниковой базой в исследовании данной проблемы являются воспоминания и мемуарная литература. Они, несомненно, помогают понять многие дополнительные положения, которые не видны в содержании документов и цифрах статистики. В книге «Моя жизнь: Воспоминания» И.Я. Яковлев сообщает много интересного из истории чувашского женского просвещения, предпринятого и осуществленного им в русле своей многогранной просветительской деятельности. Одной из ярких страниц в творческой биографии И.Я. Яковлева выступает его деятельность по организации и развитию женского просвещения в Чувашском крае. «Я знал о тяжелом положении чувашской женщины в деревне, которое мало чем разнится от такого же положения русской крестьянской женщины, - пишет он. - ... Мне казалось несправедливым, чтобы в то время, когда для чуваш-мужчин открывалась дорога к просвещению, женщины чувашки оставались бы в невежестве» [46]. Родоначальницей национального гимназического образования по праву можно считать Симбирскаую чувашскую школу И.Я. Яковлева, которая для чувашского народа стала «и университетом, и академией, и консерваторией, и театром [4].
В сборнике документов и материалов «Школы нового типа» рассматривается гимназическое образование в историческом аспекте. Интерес представляют извлечения из документов о деятельности Ядринской женской гимназии в 1906-1918 гг. [43].
Неоценимую ценность в изучении данной проблемы представляет сборник «И.Я. Яковлев в воспоминаниях современников» [18]. Сюда входят мемуары современников И.Я. Яковлева, воспитанниц женского училища при Симбирской чувашской школе Е.А. Долговой, А.В. Васильевой, М.Т. Трубиной, А.Т. Ворфоломеевой, У.Д. Шумиловой, А.И. Токсиной, А.И. Петровой-Афа-
насьевой, Л.Г. Лаврентьевой, Ф.М. Михайловой, Р.Г. Золотовой и др., которые воссоздают картину тех лет - становление и развитие женского образования в дореволюционной Чувашии.
Переписи населения и школ позволяют определить состоянии грамотности женского населения в исследуемый период. Особый интерес представляют школьные обследования и однодневные переписи начальных школ, позволяющие снять срез школьной жизни на определенный момент. В последней трети XIX - начале ХХ в. было проведено всего 3 школьных обследования, это переписи: 20 марта 1880 г., 1 января 1894 г., и однодневная перепись начальных школ Российской империи 18 января 1911 г. [5, 17, 24, 25, 37]. Из статистических материалов ценные сведения по образовательному уровню чувашских женщин содержит работа В.П. Рожнова «Статистика Чувашии периода капитализма [32].
Особый интерес представляет разнообразная делопроизводственная документация фондов Государственного исторического архива ЧР (ГИА ЧР) и Национального архива Республики Татарстан (НА РТ). Отдельные материалы научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН) позволяют проследить историю женского образования в Чувашии. Наибольшую информацию содержат материалы фондов ГИА ЧР [8] - фонды инспекторов (народных училищ: 213 - Цивильского уезда, 215 - Чебоксарского уезда, 219 - Ядринского уезда, 210 - Алатырского уезда, 501 - чувашских школ Казанского учебного округа); уездных училищных советов (503 - Цивильского, 504 - Чебоксарского, 511 - Ядринского, 499 - Алатырского), уездных отделений Казанского епархиального училищного совета (228 - Чебоксарского, 229 - Цивильского, 230 - Ядринского), женских гимназий (209 - Алатырской, 214 - Цивильской, 217 - Чебоксарской, 221 - Ядринской) и реальных училищ (208 - Алатырского, 220 - Ядринского). Ценные материалы содержат также фонды НА РТ: 160 (директор народных училищ Казанского учебного округа), 977 (училищный комитет) [23], ГА УО (Государственного архива Ульяновской области) [6]: ф. 99 - инспектор народных училищ, ф. 932 - директор народных училищ Симбирской губернии, документы которых позволяют выявить основные этапы в развитии женского школьного образования в Чувашском крае в дореволюционный период, содержание учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Чувашии.
Из группы опубликованных актов необходимо выделить законодательные и другие нормативные акты Российской империи, регламентировавшие деятельность всех типов учебных заведений в стране. Ценный материал представляют материалы периодической печати, прежде всего статьи организаторов и участников образовательного процесса, опубликованные на страницах «Журнала Министерства народного просвещения». Отдельные сведения о дореволюционном женском образовании в Чувашском крае в 20-30-х годах XX в. появились в журналах «Чувашский край», «Народное просвещение», «Нижегородский просвещенец», «Коммунистическое просвещение, «Просвещение национальностей», в газетах «Канаш», «Ё£ хёрарамё» (Работница), «Трудовая газета» и т.д.
Изучение и использование опубликованной литературы, наличие источниковой базы позволяют создать цельное исследование, раскрывающее историю становления и развития женского образования в Чувашском крае во второй половине XIX - начале ХХ вв.
Литература
1. Арсентьева А.В. История Алатырской женской гимназии (1858-1917) / А.В. Арсентьева // Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1997. С. 194-202.
2. Арсентьева А.В. Учебные заведения в образовательном пространстве Чувашии конца \VII-XX века / А.В. Арсентьев, А.П. Петрянкина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 504 с.
3. В братской семье народов СССР. Чебоксары: Чувашиздат, 1950. 258 с.
4. Волков Г.Н. Судьба Патриарха: роман-эссе / Г.Н. Волков. Чебоксары. 1998. 350 с.
5. Вестник Европы. 1913. № 4. С. 350.
6. ГА УО (Государственный архив Ульяновской области). ФФ. 99, 932.
7. Гаврилова Л.М. Интеллигенция Чувашии в первой половине XIX века / Л.М. Гаврилова // Исследования по истории Чувашии дооктябрьского периода: сб. статей. Чебоксары, 1985. С. 31-52.
8. Гаврилова Л.М. Учителя средней и начальной школы Чувашии во второй половине XIX -начале XX вв. / Л.М. Гаврилова // Социально-экономическое развитие Чувашии в период капитализма. Чебоксары, 1987. С. 32-55.
9. ГИА ЧР (Государственный исторический архив Чувашской Республики). Ф. 213, 215, 219, 210, 501, 503, 504, 511.
10. Демидова И.И. Вклад предпринимателей Чувашии в развитие женского гимназического образования (конец XIX - начало XX вв.) / И.И. Демидова // Предпринимательство Поволжья. Чебоксары, 1998. С. 212-219.
11. Демидова И.И. Ядринская женская гимназия / И.И. Демидова // Вопросы истории культуры народов Среднего Поволжья. Чебоксары, 1993. С. 72-83.
12. Егоров Н.Е. К новым рубежам знаний. Народное образование в Чувашии на новом этапе развития / Н.Е. Егоров. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. 231 с.
13. Ефимов Л.А. Аликовская средняя школа имени И.Я. Яковлева / Л.А. Ефимов. Чебоксары, 2004. С. 29.
14. Ефимов Л.А. Школы Чувашского края в XIX-XX вв. / Л.А. Ефимов. М.: РИЦ «Альфа», 2004. 536 с.
15. Женское училище при Симбирской чувашской учительской школе // Симбирские губернские ведомости. 1893. № 77, 78, 79.
16. Женскому педагогическому образованию в Чувашии 100 лет: буклет / авт.-сост. А.С. Марков, Н.Г. Краснов, Л.А. Емелькин, М.В. Илларионова. Чебоксары, 1978.
17. Журнал Министерства народного просвещения. 1917. № 5. С. 24.
18. И.Я. Яковлев в воспоминаниях современников / подг. текста и ком. В.Я. Канюкова: пре-дисл. И.П. Прокопьева. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1968. 150 с.
19. Константинов Н.А. История педагогики: учеб. для педвузов / Н.А. Константинов, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева. М.: Государственное учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1956. 217 с.
20. 20 лет ЧАССР. Чебоксары, 1940.
21. Марков А.С. О состоянии чувашского женского образования в дореволюционный период / А.С. Марков, Н.Г. Краснов // Вопросы истории Чувашии периода феодализма и капитализма. Чебоксары: ЧНИИ, 1979. Вып. 93. С. 163-175.
22. Макаров М.П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш / М.П. Макаров. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. 160 с.
23. НА РТ (Национальный архив Республики Татарстан). Ф. 160, 977.
24. Начальное народное образование / ред. Фальборк и Чернолусский. Т. 1. Перепись населения 1897 г. СПБ., 1897.
25. Население Чувашской АССР. По материалам переписи 1926 года. Чебоксары, 1927.
26. Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения / Н.В. Никольский. Казань, 1919.
27. Очерки возникновения женского при Симбирской чувашской школе училища // Церковные ведомости. 1893. № 11. С. 893-902.
28. Петров М.П. О Симбирской Чувашской школе и Иване Яковлевиче Яковлеве. Краткий очерк / М.П. Петров. Чебоксары, 1928. 95 с.
29. Питернова В.Ф. Поведение всех учениц найдено отличным: (О Чебоксарской женской гимназии). Страницы истории / В.Ф. Питернова // Чебоксарские новости. 1992. 25 апреля.
30. Питернова В.Ф. Принимались дети всех сословий / В.Ф. Питернова // Советская Чувашия. 1994. 24 декабря.
31. Плечов Г.Н. Концепция чувашского женского образования в социально-педагогической системе И.Я. Яковлева / Г.Н. Плечов // Вестник Чувашского педагогического института. 1998. № 2. С. 28-46.
32. Рожнов В.П. Статистика Чувашии периода капитализма / В.П. Рожнов // История и культура Чувашской АССР: сборник статей. Чебоксары, 1971. Вып. 1. С. 156-198.
33. Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность / Т.С. Сергеев. М.: Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. 392 с.
34. Сидорова К.С. Зачатки женского образования в Чувашии в I половине XIX в. / К.С. Сидорова // Учёные записки ЧГИИ. Чебоксары, 1979. Вып. 93. С. 158-161.
35. Сидоров Г.С. Всеобщее среднее образование молодежи в Чувашской АССР в 1966-1970-х гг. / Г.С. Сидоров. Чебоксары, 1975. 151 с.
36. Сидоров П.А. Сравнительная характеристика грамотности чувашского населения по данным переписей 1897 и 1926 гг. / П.А. Сидоров // Ученые записки ЧНИИ. Вып. XXII. Чебоксары, 1963. С. 20.
37. Статистический временник Российской империи // Сельские училища в Европейской России и Привисленских губерниях. СПб., 1884.
38. Степанов Н.С. Очерки истории чувашской советской школы / Н.С. Степанов. Чебоксары, 1959. 164 с.
39. Тимофеев Ф.Т. Несколько слов о чувашской школе / Ф.Т. Тимофеев. Чебоксары: Чуваш. отд-е Госиздата, 1921. 24 с.
40. Трофимов А.Т. Народное образование в Чувашии за 15 лет. 1920-1935 / А.Т. Трофимов. Чебоксары, 1935. 45 с.
41. Филиппова Д.С. Роль И.Я. Яковлева и Симбирской учительской школы в просвещении чувашских женщин / Д.С. Филиппова // ЧНИИ. Вып. 42. Чебоксары, 1969. С. 47-54.
42. Чувашская учительская школа в Симбирске и женское училище при школе // Православный благовестник. 1893. № 11. С. 23-40.
43. Школы нового типа: сборник документов и материалов. Вып. 1. Чебоксары, 1992. 87 с.
44. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири / А.Ф. Эфиров. М.: Учпедгиз, 1948. 280 с.
45. Яковлев И.Я. Симбирская чувашская школа и ее роль в просвещении чуваш / И.Я. Яковлев. Чебоксары, 1959. 144 с.
46. Яковлев И.Я. Моя жизнь. Воспоминания / И.Я. Яковлев. М.: Республика, 1997. 450 с.
ЕФИМОВ АЛЕКСЕЙ ЛЬВОВИЧ - аспирант кафедры истории отечества, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
EFIMOV ALEXEY LVOVICH - post-graduate student of faculty of a history of fatherland, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.