УДК 781(470.344)
Арябкина Ирина Валентиновна
доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Капранова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары
ar_irina@rambler.ru, sycheva08@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЧУВАШИИ
Историко-теоретический материал, касающийся истории становления музыкально-педагогического образования в Чувашии, включает достаточно обширную информацию, которая, между тем, нуждается в обобщении и систематизации, что позволит выявить ее тенденции и перспективы на будущее. Данная статья посвящена раскрытию некоторых аспектов становления музыкальной педагогики в Чувашии, касающихся истории просвещения, народных музыкальных традиций, опыта первых чувашских музыкантов-педагогов, композиторов, собирателей национального чувашского фольклора.
Ключевые слова: просветительская деятельность чувашских композиторов, музыкально-педагогическое обра-
зование, чувашская национальная культура.
Одним из основополагающих положений музыкальной педагогики является ориентация на современные требования с учетом исторического опыта. Именно поэтому современное музыкальное образование должно быть, с одной стороны, основано на новых достижениях культуры, стремиться к осмыслению возникающих проблем с позиций современного научного знания, новых целей и задач и, с другой стороны, учитывать историко-педагогические и музыкальные традиции российского народа, и в том числе региональные.
Образование как процесс введения формирующейся личности в культуру является связующей нитью между достижениями прежних поколений в вопросах обучения и воспитания и будущим развитием человеческого общества. Именно образование нуждается в постоянном совершенствовании, обогащении, выработке новых, гуманистических по своей сути, парадигм, основанных на бесценном многовековом опыте.
Музыкальное искусство с незапамятных времен решает сложные задачи формирования человека Культуры, наделенного способностью воспринимать, оценивать и исполнять музыкальные произведения, творчески интерпретировать лучшие музыкальные образцы разных эпох и народов. В этом процессе важная роль принадлежит актуализации мощного воспитательного потенциала музыки как вида искусства, что требует поиска эффективных педагогических технологий, методов, форм и средств.
Большой потенциал в данном контексте заложен в богатом историко-теоретическом материале, касающемся истории музыкального образования в Чувашии. Он включает достаточно обширную, бесценную для современного музыкального образования информацию, которая, однако, представлена разрозненно, недостаточно системно. В настоящее время требуют более полного осмыс-
ления и обобщения исторические этапы, тенденции и перспективы развития чувашского музыкального искусства.
Истории развития музыкального образования, музыкальной культуры чувашского народа посвятили свои исследования А.И. Иванов-Эхвет, Ю.А. Илюхин, М.Г. Кондратьева, С.М. Михайлов, Н.В. Никольский, И.Я. Яковлев и др. Научно-практический интерес представляют высказывания русских и зарубежных музыковедов, краеведов, историков, поэтов и писателей об отношении чувашей к музыке, песенному творчеству, исполнительской деятельности. Подтверждением тому являются труды Н.Г. Гарин-Михайловского, В. Д. Дмитриева, Г.И. Комиссароой, В.А. Мошкова, А.Ф. Риттиха, В. А. Сбоева.
Несомненную педагогическую ценность представляют труды современных ученых и педагогов: Ю.А. Дмитриевой, Л.В. Кузнецовой, Р.М. Таймасо-вой, В. А. Телепова и др.
Известно, что культура любого народа развивается в соответствии с едиными для всего человечества законами. При этом национальное многообразие материальной и духовной сторон культуры, ее особенности и самобытность зависят от конкретных геополитических условий, в которых происходит формирование того или иного народа. Духовная культура зависима не только от материальной культуры, но и от политической организации общества. Поэтому смена общественно-экономической формации, как правило, влечет за собой изменения типа культуры.
Музыкальная педагогика не сразу стала самостоятельной областью научных знаний. Однако именно идеи музыкальной педагогики пронизывают практически всю древнерусскую культуру: устное народное творчество, певческое искусство и живопись, бытовые традиции, обычаи и обряды; содержатся в сохранившихся до нашего времени летописях, житиях, советах, изречениях и реко-
© Арябкина И.В., Капранова О.В., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
293
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
мендациях по воспитанию подрастающего поколения. Их изучение помогает проследить преемственность общественно-исторического опыта от периода возникновения всеобщего элементарного начального образования, городских начальных и церковно-приходских школ до открытия классических мужских и женских гимназий, высших женских курсов, реальных училищ, пансионатов, консерваторий. В названных видах учебных заведений акцентировалось внимание на умственном развитии, формировании нравственных качеств обучающихся, подготовку их к трудовой деятельности. Всему этому в немалой степени способствовало музыкальное обучение.
Достижения именно этих учебных заведений легли в основу системы музыкального образования в Симбирской чувашской учительской школе (под руководством И.Я. Яковлева). Она вобрала в себя следующие основные направления музыкально-педагогического образования учителей: 1) развитие светского и религиозного певческого образования;
2) теоретическую и методическую подготовку;
3) формирование исполнительской культуры. Это позволило многим выпускникам Симбирской чувашской учительской школы реализовать свои таланты в активной плодотворной музыкально-педагогической, искусствоведческой и исполнительской деятельности, внести серьезный вклад в развитие чувашской музыкальной культуры как части богатейшей российской культуры.
И. Я. Яковлев справедливо отмечал, что процессы глубоких преобразований тем глубже «охватывают трудящиеся массы», чем глубже происходит «процесс культурных преобразований» [8, с. 186]. Ученый отмечал также социокультурную и педагогическую значимость исторической памяти, которая позволяет нам возвратиться «к ранним истокам этих преобразований», возникшим благодаря «деятельности тех передовых мыслителей и лиц, которые неустанно трудились, чтобы сделать знания, культуру достоянием народа, вывести его из темноты и невежества, возвысить духовно и нравственно» [8, с. 186]
Значительный вклад в музыкальную культуру Чувашии внесли как профессиональные, так и самодеятельные композиторы, музыканты-исполнители, многие из которых занимались и активной педагогической деятельностью. Среди них: А.В. Асламас, А.Г. Васильев, Ф.С. Васильев, В.М. Кривоносов, Ф.М. Лукин, И. Люблин,
A. Орлов-Шузьм, Г. С. Максимов, Т.И. Фандеев,
B.А. Ходяшев, Г.Я. Хирбю и многие другие [1; 2; 4; 6]. Их творчество стало одним из важнейших культурообразующих факторов для развития чувашской музыкальной педагогики.
В музыкальном образовании подрастающего поколения трудно переоценить роль народных традиций, фольклора, представляющих собой ком-
плекс культурных ценностей региона, содержащих богатый материал для понимания национальных особенностей чувашского народа. Именно фольклор стал основой композиторского творчества первых чувашских композиторов, и в том числе В.П. Воробьева, Ф.П. Павлова, С.М. Максимова, Г.Г. Лискова. Ими были созданы первые музыкальные произведения, основанные на материале чувашского фольклора, которые явились не только важнейшим этапом становления профессиональной национальной композиторской школы, но и внесли существенный вклад в развитие чувашской музыкальной педагогики.
К сожалению, изучению наследия первых чувашских национальных композиторов в настоящее время уделяется недостаточно внимания в современном образовательном процессе региона, вследствие чего молодое поколение не вполне понимает их непреходящую ценность во вневременном этнокультурном контексте. Для молодых людей зачастую национальная музыкальная культура не становится естественной потребностью ввиду отсутствия специфического «музыкально-средового фактора», поскольку национальные музыкальные феномены пока еще не являются приоритетными в содержании музыкального образования Чувашии.
В данном контексте совершенно очевидна необходимость переосмысления в современных условиях бесценного наследия В.П. Воробьева, Г.Г. Лискова, С.М. Максимова, Ф.П. Павлова и других первых профессиональных чувашских композиторов при разработке и реализации музыкально-педагогических программ, учебников, методических пособий. Это продиктовано необходимостью более активного изучения и внедрения в образовательный процесс национального музыкального наследия в силу его значительной художественной ценности, глубины, неисчерпаемости и обращенности в будущее.
Одним из важнейших принципов современного музыкального образования является принцип системно-деятельностного освоения музыкальной культуры своего народа, органично входящей в сокровищницу российской и мировой музыкальной культуры, поскольку музыкальная культура народа - это культура родного дома, родного края, это культура малой Родины.
Органичное включение в учебно-воспитательный процесс лучших образцов чувашской композиторской и народной музыки способствует развитию устойчивого положительного отношения детей и молодежи к чувашскому искусству, воспитывают у них чувство гордости за свой народ, формируя в каждом обучающемся человека Культуры. Поэтому при подборе музыкального репертуара педагогу-музыканту следует руководствоваться принципом связи национальной чувашской музыки с жизнью современной Чувашии, что предпо-
294
Вестник КГУ ^ 2018
лагает использование на занятиях музыкальным искусством произведений национальных композиторов, основанных на традиционной народной культуре. Эта музыка должна занимать достойное место в содержании музыкального образования на всех ступенях образовательной системы: в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных и музыкальных школах, средних профессиональных организациях музыкального направления, высших музыкальных (музыкально-педагогических) учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации педагогов-музыкантов.
Рассматривая историю становления педагогических взглядов чувашских композиторов начала XX века (В .П. Воробьева, Г.Г. Лискова, С.М. Максимова, Ф.П. Павлова и др.) и их роль в современной музыкальной педагогике, необходимо учитывать тот факт, что в основе их композиторского творчества лежат самобытные чувашские народные песни, что актуализирует необходимость обращения к разнообразию жанров национальной песенной культуры.
Таким образом, анализ истории развития чувашской культуры, становления музыкальной педагогики в соотнесении с социально-политическими процессами в чувашском крае позволяет заключить, что формирование педагогических взглядов В.П. Воробьева, Г.Г. Лискова, С.М. Максимова, Ф. П. Павлова происходило под влиянием:
- бытования и массовой востребованности национальных музыкальных традиций чувашского народа, в «сердцевине» которых лежит песенная традиция;
- русской православной традиции, которая способствовала развитию церковно-хорового искусства Чувашии;
- значительного количества исследований (В.А. Мошкова, В.А. Сбоева, А.Ф. Риттиха, А. А. Фукс) о музыке чувашского народа, серьезные установки на изучение особенностей чувашской музыкальной культуры (песен, народных инструментов (Н.В. Никольский) и т.п.);
- деятельности Симбирской чувашской учительской школы (под руководством И.Я. Яковлева как «кузницы» национальных педагогических кадров с высоким уровнем музыкальной подготовки,
владеющих на высоком уровне методикой музыкального воспитания в школах.
Библиографический список
1. Автобиография Лискова Григория Григорьевича // НА ЧГИГН. - Отд. VI. - Ед.хр. 200. -Инв. № 653.
2. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары: Чувашгиз, 1958. - 295 с.
3. Илюхин Ю.А. Музыкальное воспитание и обучение в СЧУШ. - Чебоксары: ЧГИГН, 1969. -Вып. 42. - С. 104-116.
4. Максимов С.М. Чувашские народные песни. - М., 1964. - 7 с.
5. Кузнецова Л. В. Национальная культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования. - Чебоксары: КЛИО, 2000. - 276 с.
6. Павлов Ф.П. Собрание сочинений. Т. 2. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971. - 318 с.
7. НА ЦГА ЧР. - Ф. 502. - Оп. 1. - Д. 1.
8. Яковлев И.Я. Письма / сост. Н.Г. Краснов. -Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1985. - 366 с.
References
1. Avtobiografiya Liskova Grigoriya Grigor'evicha // NA CHGIGN. - Otd. VI. -Ed.hr. 200. - Inv. № 653.
2. Volkov G.N. CHuvashskaya narodnaya pedagogika. - CHeboksary: CHuvashgiz, 1958. -295 s.
3. Ilyuhin YU.A. Muzykal'noe vospitanie i obuchenie v SCHUSH. - CHeboksary: CHGIGN, 1969. - Vyp. 42. - S. 104-116.
4. Maksimov S.M. CHuvashskie narodnye pesni. -M., 1964. - 7 s.
5. Kuznecova L.V Nacional'naya kul'turnaya sreda v obshcheobrazovatel'noj shkole: teoriya i praktika formirovaniya. - CHeboksary: KLIO, 2000. -276 s.
6. Pavlov F.P. Sobranie sochinenij. T. 2. -CHeboksary: CHuvashknigoizdat, 1971. - 318 s.
7. NA CGA CHR. - F. 502. - Op. 1. - D. 1.
8. YAkovlev I.YA. Pis'ma / sost. N.G. Krasnov. -CHeboksary: CHuvash. kn. izd-vo, 1985. - 366 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
295