Научная статья на тему 'Музыкально-театральное искусство Чувашии: некоторые аспекты изучения вопроса'

Музыкально-театральное искусство Чувашии: некоторые аспекты изучения вопроса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
470
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ ЧУВАШИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЕЙ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЧУВАШСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / DRAMATICAL THEATERS OF CHUVASHIA / PERFORMANCE'S MUSICAL DESIGN / MUSICAL AND THEATRICAL ART / CHUVASH COMPOSERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бушуева Любовь Ивановна

В статье представлен краткий обзор исторического развития обширного и вместе с тем малоизученного пласта художественной культуры одной из республик Волго-Уральского региона, связанного с музыкальным оформлением спектаклей в профессиональных драматических театрах Чувашии. Особенности зарождения и становления чувашского театрального искусства рассмотрены комплексно, в контексте театральной и музыкальной культуры. Охарактеризованы первые спектакли, состоявшиеся на любительской сцене, народные обряды, описанные этнографами, историками, литературоведами, послужившие основой для становления театрального искусства и основные направления развития музыкально-театрального процесса. Особое внимание уделено первым спектаклям, с которых начиналась деятельность профессиональных театров. Упомянуты наиболее известные постановки и создатели музыки, выделены яркие моменты спектаклей, их характерные черты, прослежена история самых значительных для театральных коллективов постановок, неоднократно возобновлявшихся на сцене, подробно проанализировано их музыкальное оформление. Существующие материалы систематизированы в хронологическом порядке по театрам, композиторам и жанрам. В современном этапе развития выделены показательные тенденции, проанализированы значимые явления последних лет, названы ведущие режиссеры и театральные композиторы, музыкальные оформители и их работы. В статье затронуты актуальные для понимания истории и современного периода развития театрального искусства темы, решение которых способно повлиять как на деятельность каждого театра, так и на театральную музыку Чувашской Республики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical and theatrical art of Chuvashia: some aspects of the study

The article presents a brief overview of the historical development of a vast and at the same time little-studied layer of artistic culture of one of the republics of the Volga-Ural region, associated with the musical design of performances in professional drama theaters of Chuvashia. Features of origin and formation of the Chuvash theatrical art are considered in a complex, in the context of theatrical and musical culture. The first performances held on the Amateur stage, folk rites described by ethnographers, historians, literary critics, which served as the basis for the formation of theatrical art and the main directions of development of the musical and theatrical process are characterized. Special attention is paid to the first performances, from which the activity of professional theaters began. The most famous performances and creators of music are mentioned, highlights of performances, their characteristic features are highlighted, the history of the most significant productions for theater groups, repeatedly renewed on the stage, their musical arrangement is analyzed in detail. The existing materials are systematized in chronological order by theatres, composers and genres. At the present stage of development, the indicative trends are identified, the significant phenomena of recent years are analyzed, the leading directors and theater composers, music designers and their works are named. The article touches upon the topics relevant to the understanding of the history and the modern period of the development of theatrical art, the solution of which can affect both the activities of each theater and the theatrical music of the Chuvash Republic as a whole.

Текст научной работы на тему «Музыкально-театральное искусство Чувашии: некоторые аспекты изучения вопроса»

УДК 792

Л. И. Бушуева

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЧУВАШИИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА

узыкальный театр - явление емкое и многогранное, своеобразно преломляющееся в каждой национальной культуре. Соответственно многопланово и понятие театральной музыки, вне которой немыслима постановка спектакля любого формата - от оперного до драматического. Чувашия, где жанровые и стилевые устремления в искусстве тесно сопряжены с этнической самобытностью, демонстрирует разнообразные формы музыкальных поисков в театральной сфере. Развиваясь ускоренным путем, за относительно небольшой период времени - менее чем столетие, в республике появилось и утвердилось несколько профессиональных и любительских коллективов для разных категорий зрителей, в репертуаре которых представлены практически все виды музыкально-театрального творчества. Не обошли нашу культуру стороной и новшества, внедряющиеся постепенно в постановки последних лет.

Вхождение театральной музыки в культурную среду Чувашии происходило через любительский театр. С конца XIX в. на любительской сцене в уездных городах Чувашии Алатыре, Чебоксарах, Мариинском Посаде, Цивильске, Ядрине ставились отрывки из пьес русской драматургии, детские оперы, сцены из классических опер с декорациями и в костюмах [1]. Процесс освоения театра, неотделимый от развития музыкальной культуры, шел также активно в Казани и Симбирске. В возглавляемой И. Я. Яковлевым Симбирской чувашской учительской школе учащиеся на литературно-музыкальных вечерах показывали инсценировки рассказов и фрагменты из пьес русских писателей, бытовые сцены из жизни чувашской деревни. Много отзывов вызвала постановка отрывков из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» в исполнении солистов, хора и оркестра, состоявшаяся в 1913 г.

Для театроведов очевиден факт, что чуваши не имели национального фольклорно-

© Л. И. Бушуева, 2018

го театра. Яркие явления театральной мировой культуры, подобные театру Кабуки в Японии, феерии и комедии дель арте -в Италии, балагану и райку - в России, вертепу — на Украине, в Чувашии не могли быть представлены, поскольку «чувашская игровая культура и искусство остановились на стадии "предтеатра"» [6, с. 115].

Театральная культура Чувашии восходит к народным обрядам, связанным с календарным и семейно-бытовым циклом, сельскими работами, насыщенными песнями и драматическим действием. Проведение многих празднеств: сурхури (рождество), нартукан (рождение солнца), шуйт-тан эрни (бесовские игры), туй камичё (свадебная комедия) и других, содержало элементы театрализации и не раз описывалось восхищенными очевидцами - этнографами, историками, литературоведами. Среди этих впечатлений привлекают внимание высказывания, в которых народные обрядовые игры поставлены в один ряд с традиционными исторически сложившимися видами музыкально-театрального искусства.

Первое из них принадлежит русскому писателю, автору очерков «В сутолоке провинциальной жизни» Н. Г. Гарину-Михайловскому. В его оценке чувашский хоровод по силе эстетического воздействия и совершенству не уступает жанрам классической музыки: «Подойдя, девушки взялись за руки, составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное и пение и зрелище, какое я никогда не видал. То есть я видел на сцене, в балете, в опере. Но это был ни балет и ни опера, а жизнь...

На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой - здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых весталок.

Что оперы, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках?» [4, с. 150].

Другое меткое определение сделал народный поэт Чувашии П. П. Хузангай,

удивленный на празднике в родной деревне выразительным и своеобразным исполнением свадебных песен: «Кунти халах опералла юрасем юрлать (Здешний народ по-оперному песни поет)» [7, с. 14].

Неудивительно, что народная игровая культура легла в основу первых театральных представлений для чувашского населения, поставленных многочисленными драматическими кружками и студиями в городах Казань, Симбирск, Уфа, Бугуруслан, Белебей, в селах и деревнях Чебоксарского уезда в послереволюционные годы. Музыкальное оформление спектаклей происходило в русле общих поисков национальных драматических театров того времени. Пьесы русских и чувашских авторов подбирались или создавались таким образом, чтобы показать картины крестьянского быта на фоне фольклорных обрядов и игр. Использовался один из наиболее распространенных приемов, называемый «музыкой по ходу действия» [2, с. 7] или сюжетно-моти-вированной музыкой, когда сам текст пьесы уже подсказывал введение определенных музыкальных номеров.

Вместе со спектаклями в один вечер проводились концерты, на которых звучали чувашские песни, иногда показывались театрализованные постановки народных обрядов. Актеры любительской труппы чаще всего были и артистами хора. На этих вечерах пропагандировались идеи нового политического строя. Почти одновременно, с разницей в несколько месяцев в конце 1917 - начале 1918 г. в таком направлении разворачивалась деятельность созданной Ф. П. Павловым любительской труппы и хора в с. Акулево Чебоксарского уезда и Чувашского советского передвижного театра в Казани под руководством режиссера И. С. Максимова. Руководил хором в с. Акулево Ф. П. Павлов, в Казани — студент юридического факультета Казанского университета, выпускник Казанской духовной семинарии Т. Д. Алексеев. Наряду с аутентичным фольклором хоры исполняли обработки Ф. П. Павлова и С. М. Максимова. Подобные спектакли-концерты особенно часто проводились в различных населенных пунктах Поволжья в 1919-1921 гг. [10].

В этом ряду выделяется музыкальное оформление двух постановок, представленных в первые годы существования Чувашского государственного драматического театра им. К. В. Иванова. Много воспоми-

наний сохранилось о пьесе «Не так живи, как хочется» А. Н. Островского, с премьеры которой в 1918 г. началась его деятельность в Казани. В фойе пел чувашский хор, в зале выступал духовой оркестр, во время спектакля звучали песни, играла гармонь. В другой постановке этого же театра 1922 г. - драме «Ялта» (В деревне) принимал участие сам Ф. П. Павлов как драматург, композитор и музыкант. Посвятив много времени репетициям, помогая себе игрой на скрипке, он ввел в текст пьесы сольные и хоровые номера на основе национального фольклора, привлек для участия в массовых сценах Чувашский государственный хор. На долгие десятилетия пьеса закрепилась в репертуаре театра, а работа автора над музыкальным оформлением и по сей день служит образцом редкого и органичного слияния драматургии и музыки.

Благодаря переезду в 1920 г. Чувашского театра в Чебоксары, появилась возможность привлекать к оформлению спектаклей и репетициям с актерами профессиональных музыкантов. Среди причастных к театру лиц во второй половине 1920-х гг. упоминается первый профессиональный чувашский певец И. В. Васильев, композитор

B. П. Воробьев, один из первых организаторов коллектива в Казани, прекрасный скрипач П. Н. Осипов.

В 1930-е гг. в постановки театра впервые начинает вводиться специально созданная для спектаклей авторская музыка молодых преподавателей Чувашского музыкально-те-атрального техникума В. М. Кривоносова и И. А. Люблина. Их сочинения аранжирует и исполняет с симфоническим оркестром

C. И. Габер. Еще одним автором, приступившим к оформлению спектаклей, стал Г. Г. Лисков. Театр конца 1930-х гг. невозможно представить без творческой поддержки режиссера Е. А. Токмакова, окончившего Московское музыкально-драматическое училище Филармонического общества и обучавшегося в Петербургской консерватории.

Открывшаяся в 1942 г. в театре должность заведующего музыкальной частью и дирижера театрального оркестра способствовала раскрытию творческого дарования В. А. Ходяшева, крупнейшего в Чувашии театрального композитора 1940-1990-х гг. Много постановок было оформлено другими композиторами старшего поколения: Ф. М. Лукиным, Г. С. Лебедевым, А. В. Ас-ламасом, Ф. С. Васильевым, А. М. Токаре-

вым, Г. Я. Хирбю, А. Г. Орловым-Шузьм. В послевоенные годы наряду с драматическими спектаклями в репертуаре театра большое место занимает жанр музыкальной комедии. Вслед за А. Г. Орловым-Шузьм («Когда расцветает черемуха»), к нему обращались Т. И. Фандеев («Три свадьбы»), А. В. Асламас («Сваха из Шоршел»), Г. Я. Хирбю («Выйди, выйди за Ивана» и Ф. С. Васильев («В Анаткасах»).

В 1922 г. в Чебоксарах создается второй профессиональный коллектив - Русский драматический театр. Его появлению предшествовала деятельность любительских трупп в уездных городах Симбирского уезда, игравших комедии с пением и танцами, героические драмы, сопровождаемые пением революционных песен и гимнов, водевили, спектакли для детей. В Чебоксарах действовал самодеятельный кружок, организованный в 1918 г. поклонником театрального дела П. П. Бондаревым. Участники постановок представляли пьесы русских авторов на идеологических митингах, в качестве музыкального оформления вводились современные популярные песни и романсы. В 1920-е гг. Русский театр существовал уже как филиал Чувашского театра и долгое время делил с ним одну сцену. О музыкальном оформлении постановок 1920-1940-х гг. известно мало, в основном это были спектакли с подобранной музыкой, которая порой не соответствовала настрою пьесы и потому чаще всего не удовлетворяла критиков.

С середины 1940-х гг. можно говорить уже о постоянном взаимодействии театра с чувашскими композиторами и музыкантами. Наиболее плодотворно сотрудничал с театром В. А. Ходяшев, создавший, начиная с 1944 г. музыку к семнадцати постановкам. С ним работали многие режиссеры, критики заслуженно отдавали должное его музыкальному вкусу и фантазии. Композитор всегда мог найти соответственную происходящему действию интонацию — от проникновенной лирики до героических призывов, тактично сочетая авторскую музыку с фрагментами из классических произведений, например, в постановке «Нашествие» Л. Леонова: «Нельзя завершить разговор о пьесе, не упомянув о ее музыкальном оформлении. Заслуженный деятель искусств ЧАССР В. А. Ходяшев много сделал для усиления успеха театра. Музыка Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, Шопена

не просто сопровождает спектакль - она сливается с переживаниями героев, дополняет их, то подчеркивая их трагедийность, то придавая спектаклю мажорную окраску» [3]. Помимо В. Ходяшева, в 1940-1980-е гг. с театром работали композиторы С. М. Максимов, Ф. С. Васильев, А. В. Асламас, А. Г. Орлов-Шузьм, А. М. Михайлов, пиа-нист-концертмейстер Чувашской государственной филармонии Д. Ф. Караяниди, виолончелист П. Ф. Филиппов.

Чувашскому театру юного зрителя, начавшему свою деятельность в 1932 г., осуществлять музыкальное сопровождение спектаклей было значительно легче: с первых дней своей работы на несколько лет он обрел постоянного автора в лице молодого преподавателя музыкально-театрального техникума В. М. Кривоносова. Творческая дружба связывала музыканта с первым художественным руководителем Э. Д. Фейер-таг и преподавателем по актерскому мастерству М. Н. Фигнер, с ними же были выполнены его первые постановки. «Пробой пера» для начинающего композитора стал детский спектакль «4 ООО ООО авторов» А. Бруштейн и В. Зона в исполнении артистов Русского театра, затем уже в ТЮЗе были поставлены «Бодрая сила» и «Матрос и школяр». В практике театров такого рода уже сложились определенные традиции звукового оформления, от которых В. Кривоносое решил не отступать. В его спектаклях звучали яркие, запоминающиеся, мелодичные песни в сопровождении шумового оркестра, в качестве инструментов использовалось все: «губные гармошки, расчески, барабан, бухгалтерские счеты, бутылки с налитой на разном уровне водой и т. д.» [9, с. 65].

После шестилетнего перерыва театр возобновил свою деятельность в 1947 г. постановкой пьесы «Сын полка» В. П. Катаева. С коллективом активно сотрудничали многие композиторы: сказку «Аленький цветочек» озвучил С. М. Максимов, в 1950-1980-е гг. в программах неоднократно упоминались фамилии А. В. Асламаса, Ф. С. Васильева, А. Г. Орлова-Шузьм, Г. Я. Хирбю, В. А. Ходяшева, А. М. Токарева. В 1980-1990-е гг. ставились пьесы с музыкой музыкантов-баянистов Ю. Д. Ку-дакова и А. С. Сергеева.

Возникновение Чувашского государственного театра кукол в 1945 г. ознаменовалось постановкой спектакля М. В. Иор-

данского «Сказка про репку». В спектакле было много музыки, этот стиль оформления выдерживался долгие годы. Созданию театра предшествовали постановки различных кружков, среди которых выделяется премьера кукольного спектакля «Рис» Р. М. Ландис в ТЮЗе в 1933 г. с музыкой для шумового оркестра В. М. Кривоносова. Вслед за ним уже в послевоенные годы музыку для спектаклей создавали многие композиторы старшего поколения: Г. С. Лебедев, А. Г. Орлов-Шузьм, Г. Я. Хирбю, Т. И. Фандеев, А. В. Асламас, В. А. Ходяшев. Ряд спектаклей успешно озвучил Ю. Д. Кудаков.

Занимая важное место в творчестве композиторов старшего поколения, музыка к постановкам драматических театров в 1940-1980-е гг. все же оставалась на втором плане, уступая первенство опере, балету и оперетте. Повышенный интерес композиторов к этим жанрам стимулировала позиция первого режиссера Чувашского музыкального театра Б. С. Маркова, считавшего своим долгом ставить на национальной сцене прежде всего сочинения чувашских авторов. Также развивались в этот период и другие виды театрального искусства — водевили и музыкальные сказки.

Период конца XX - начала XXI столетия значительно расширил существовавшие ранее возможности драматических театров по музыкальному оформлению спектаклей. В многообразии новых постановок можно условно выделить некоторые показательные для данного этапа тенденции общего порядка, находящие преломление на современной национальной сцене. Заметно возросло значение синтеза действия и музыки, декорационного оформления, света и цвета. В процессе создания спектакля наряду с композитором важной творческой фигурой предстает аранжировщик, профессионально владеющий широкими возможностями в передаче всевозможных оттенков звука, предоставляемых синтезатором и другими видами современной музыкальной техники.

Активнее начали вводиться развернутые музыкальные номера: песни, хоры, инструментальные эпизоды, вступления и заключения, лейтмотивы и лейтинтонации -сквозные, пластические и собственно музыкальные. Мизансцены уже не обязательно сопровождает музыкальное звучание - достаточно уместной ритмической партитуры,

играющей не менее выразительную роль. Подобным своеобразным характерным штрихом прозвучало метрическое сопровождение в спектакле «Кровавая свадьба» Чувашского академического драматического театра: «Огромную трудность для постановки представляет сцена Луны и Смерти. Режиссер спектакля довольно умело подготовил зрителя к восприятию сцены. Он вывел действующих лиц картины - трех дровосеков - за ее пределы. Ударами барабанов они возвещают о начале драматического действия, безмолвными наблюдателями появляются в трагический момент свадьбы. Те же глухие удары завершают спектакль» [8].

Возросшая роль режиссерских решений в оформлении спектаклей иногда приводит к появлению постановочных импровизаций на заданную драматургом тему, где литература используется как модель для сюжетных, психологических или философских построений. В стремлении сделать такой спектакль зрелищным и ярким, наполненным игрой смыслами, понятиями и символами музыка, танец и пластические композиции занимают особое место. Эти виды искусств совсем не обязательно должны находиться друг с другом в гармонии -иногда известные классические музыкальные композиции намеренно погружаются в причудливую, откровенно противоречащую им по стилю сценографию, костюмы и словесный текст.

Режиссерские фантазии подобного рода среди постановок последних лет нередко можно встретить на сцене Русского драматического театра в работах режиссера С. С. Юнганса, и в частности, в спектакле «Чехов CLUB». Сам принцип его постановки, организованной по подобию различных телевизионных шоу, предполагает некую «мешанину» без разбора: многократное перевоплощение актеров в разнохарактерные роли, сочетание различных контрастных смысловых фрагментов, на первый взгляд, не связанных между собой единой идеей. Впечатление, что именно эта неразбериха и бесконечная суета многоликих героев и являются истинным смыслом спектакля, усиливает музыкальное оформление - такое же пестрое и разнообразное, как и все остальное в пьесе. Музыке, танцу и сценографии здесь отведена особая роль - артисты много двигаются и танцуют, причем танцуют достаточно динамично, в разных стилях, быстро переходя из роли в роль и ме-

няя по ходу действия костюмы, и этим стремительным темпом спектакль еще более напоминает кино, нежели театр. В нем, как и в других постановках режиссера, много музыки, акцентирующей главную, лирическую нить повествования. С. Юнган-су обычно хорошо удаются финальные сцены, поддержанные мощным эмоциональным зарядом музыкального звучания -здесь же ощущение финала несколько теряется в многоцветном калейдоскопе разнохарактерных впечатлений.

Многие современные режиссеры предпочитают озвучивать спектакли сами, доверяя своему музыкальному вкусу и пользуясь безграничными возможностями Интернета. Эта традиция живет и процветает во многих работах В. Н. Яковлева (Чувашский драматический театр им. К. В. Иванова), Б. И. Носовского, В. А. Красотина и С. С. Юнганса (Русский драматический театр), нередко к оформлению спектаклей привлекаются актеры. По гармоничности, ощущению музыкальности такие постановки зачастую не уступают специально созданным авторским сочинениям. Подобные представления есть в каждом коллективе, но в наиболее показательной форме это заметно в спектаклях самого молодого в республике Чувашского государственного экспериментального театра драмы, созданного в 1986 г. на основе мим-театра «Дождь». Создавая сценарии пьес «Этот Странный!», «Бабочка», «Ха-ха по-черно-му», «Клоуны и привидения», режиссер В. Н. Проворов использует в них музыку, полностью взятую им из личного архива и из Интернета, компонуя ее чаще всего из эстрадных источников, поп- и рок-музыки. В этих представлениях сложный комплекс из пластики, жестов, мимики и хореографии, подчиняющийся принципам сценического развития, озвучивается музыкой, выполняющей самые разнообразные функции: фоновую, прикладную, и нередко -конкретно шумовую.

Не только востребованной, но и еще более привлекательной, чем прежде, становится для театров музыка, созданная специально по заказу, для конкретных спектаклей чувашскими композиторами. Современное театральное музыкальное искусство представлено ярким созвездием композиторских имен, вошедших в чувашскую культуру в 1980-1990-е гг. Новые условия для творчества, совпавшие с крупны-

ми изменениями в общественной жизни начала 1990-х гг., свободой взглядов и мнений во многих областях культуры, значительно повлияли на переосмысление отношения авторов к традиционным академическим жанрам. На фоне отчетливо выраженного спада интереса к оперному и балетному музыкальному театру композиторы открыли для себя перспективы в сфере музыки для драматических театров. Для Н. Н. Казакова, В. Г. Салиховой, Л. В. Чекушкиной и А. П. Галкина театр стал не только подходящей альтернативой реализации их творческих возможностей, но и постоянным местом работы - в определенные годы каждый из упомянутых авторов в разных театральных коллективах занимал официальную должность заведующего музыкальной частью.

Одним из первых обратился к театральной музыке Н. Н. Казаков. Отвечая за музыкальное оформление в Чувашском театре юного зрителя им. М. Сесепеля (1994—1997) и создавая музыку к его спектаклям, он успешно сотрудничал с Чувашским государственным академическим драматическим театром им. К. В. Иванова. В активе композитора более 40 постановок, среди них -значимые для чувашского искусства спектакли «Айдар» П. Н. Осипова, «Ежевика вдоль плетня» и «Ужин после полуночи» Б. Б. Чиндыкова. Театральная музыка наряду с эстрадой стала важнейшим направлением его творчества, в этой области вместе с драматургами нового поколения Б. Б. Чиндыковым и А. А. Тарасовым, авторами произведений с современной тематикой и своеобразной эстетикой, были созданы наиболее известные его сочинения и одержаны убедительные творческие победы, отмеченные крупными государственными наградами. Самобытность музыкального языка и оригинальность мышления композитора, одинаково хорошо владеющего фольклорным языком и современными звуковыми средствами, не раз были отмечены театральной критикой: «Раздвигая пределы пространства, режиссер совмещает человека со всем мирозданием, могучим космосом. Эта планетарность измерения -и в сценографии, в бездонности черного звездного неба (художник В. Федоров), и в великолепной музыке Н. Казакова с ее ирреальностью, неземными, таинственными интонациями - голосом космоса, который звучит почти постоянно» [5, с. 34].

Другим постоянным автором музыки к спектаклям Чувашского государственного академического драматического театра им. К. В. Иванова является Ю. П. Григорьев. На рубеже веков заметным явлением в театральной жизни стали пьесы с его музыкой: «Плач девушки на заре» Н. И. Сидорова, «Бабушка Праски внука женит» А. С. Чебанова, «Прощальный круг печальных журавлей» А. А. Тарасова и О. Н. Тур-гай. Композитор создает музыку к водевилям, комедиям, трагедиям, в равной мере владея стилистикой разных жанров. Многие из этих спектаклей балансируют на грани драматических и музыкальных, отражая одну из показательных современных тенденций — стремление к синтетичности.

В последние десятилетия за каждым из чувашских композиторов негласно «закрепился» определенный театральный коллектив. Если в 1990-е гг. практически все классические и современные сказочные постановки (общим числом более 50) в Чувашском государственном театре кукол оформляла В. Г. Салихова, то после ее ухода эту нишу прочно занял А. П. Галкин. Сюжеты всемирно известных сказок «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «Репка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Маша и медведь», «Умка», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Конек-Горбунок», «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», «Морозко», «Три поросенка» обрели воплощение на сцене, превратившись с помощью композитора в увлекательные музыкальные истории, развернутые до масштабов полноценных детских 40-минутных спектаклей. Музыка в них предстает важнейшим средством развития, она объединяет спектакль в единое целое, превращая его из скромной сказочки по сути в мюзикл.

Идея создания детского театрального репертуара в жанре музыкальной сказки находит продолжение в сочинениях А. Галкина, поставленных в Чувашском государственном театре оперы и балета -балете «Пюрнеске», новогодних спектаклях «Али-Баба» и «Дюймовочка». Композитор также постоянно сотрудничает с Чувашским государственным академическим драматическим театром им. К. В. Иванова, создав ряд спектаклей в жанре музыкальной комедии: «Ханума» А. Цагарели, «Моя Ж6Н8. Хуанита» Н. И. Сидорова, «Женись, сынок, женись» А. Попова. Все многочисленные творения А. Галкина

в театральной области объединяет то, что его оформление, деликатно расставляющее акценты в важнейших поворотах сюжета, выстроено по законам собственной музыкальной драматургии, развивающейся параллельно содержанию спектакля.

Плодотворными оказались результаты длительного творческого союза Л. В. Че-кушкиной с Чувашским государственным театром кукол и, особенно, с Чувашским государственным театром юного зрителя им. М. Сеспеля. Вот уже более десяти лет почти во всех спектаклях ТЮЗа, поставленных режиссерами С. А. Васильевым и И. А. Дмитриевым, звучит музыка композитора - всегда запоминающаяся, мелодически яркая, национально окрашенная. В ней нет однообразия, поскольку в каждом спектакле музыкальное оформление решено очень индивидуально. Умение ненавязчиво передать подтекст спектакля, усилить его атмосферу и внутреннюю напряженность при помощи фоновой и конкретной музыки, в которой большое место занимают омузыкаленные шумы, отличают постановки «По следам Первоптицы» и «Творящее слово». В сказке «Снежная королева» (2016) активно используются элементы сквозного музыкального развития. Хороши своей лаконичностью и правдивостью музыкальные фрагменты мелодрамы «Ален Делон», вызывающие, пожалуй, только один вопрос: а где же, собственно, французский тон и французская музыка, напрямую ассоциирующиеся с названием пьесы? В ином ключе решено оформление спектакля «Серебряное войско». Это весьма значительная авторская работа, где очень много музыки, звучащей органично и естественно, формирующей облик спектакля, и выполняющей самые разнообразные функции: от фонового и прикладного значения до характеристики героев, которые в важнейшие сюжетные моменты уже не говорят, а поют.

Подобные спектакли, в той или иной степени отходя от драматического театра, приближаются к мюзиклу - жанру, который в последние годы все чаще ставится на театральных подмостках, и соответственно, все чаще упоминается на страницах мировой и российской прессы. В свете этой тенденции премьера в 2016 г. мюзикла Ю. П. Григорьева «Во мне душа Пи-хампара» в Чувашском государственном академическом драматическом театре

им. К. В. Иванова стала закономерной и вполне естественной. Как давно ожидаемое явление, она вызвала споры о достоинствах и недостатках как самого сочинения, так и постановки. Горячее обсуждение первого в нашем искусстве образца сложного в постановочном отношении жанра, к тому же невольно наталкивающего на сравнения с российскими и зарубежными аналогами, и особенно, с другим известным национальным спектаклем этого направления - рок-оперой «Нарс-пи», в обсуждениях все же обрело некую объективную истину, убедительно прозвучавшую в словах председателя Союза композиторов Чувашии Н. Н. Казакова: «К постановке нового чувашского мюзикла, бесспорно, отношусь трепетно и положительно - надо ставить мюзиклы как можно больше! Не могу сказать, что "Пигамбар" получился "супер", но для того, чтобы получилось "супер", надо в этой области заниматься десятилетиями. Я поддерживаю и понимаю людей, занимающихся настоящим творчеством... Радуюсь, что появляются новые драматурги и композиторы, которые берутся за мюзиклы, потому что этот жанр непростой, для артистов очень сложный - нужно танцевать и петь одновременно, оттого и фонограммы появляются. Но если театры будут ставить мюзиклы регулярно, то со временем наши артисты непременно научатся одновременно петь и танцевать» [11].

Итак, в театрах Чувашии представлены практически все существующие сегодня в мировой практике виды музыкально-теат-рального искусства - опера, оперетта, балет, водевиль, трагедия, комедия, мюзикл, мелодрама. Находясь в общем русле ведущих тенденций, национальная культура на современном этапе развивается все же достаточно самостоятельным путем. К сожалению, почти не используются в музыкальном оперном театре богатые возможности синтеза и дифференциации жанров, приводящие к появлению и постановке таких разновидностей, как опера-драма, драмбалет, камерная опера, камерный балет. Отсутствуют также постановки, соединяющие в себе признаки традиционных автономных жанров: балет-симфония, опера-балет, балет-оратория. Нет монооперы, но есть видеоопера. Идея масштабных театрализованных представлений 1930-х гг. в наше время почти исчезла, пожалуй, в некоторой степени к ней приближается постановка «Авалхи сас» на сцене Чувашской государственной филармонии.

Представленный обзор только намечает возможные пути разработки большого пласта культуры, содержащего много неисследованных материалов и немало актуальных тем, заслуживающих должного внимания и серьезного изучения. Их решение воспринимается как одна из назревших тенденций современного национального искусства, способных существенно повлиять и на деятельность каждого театра, и на театральную музыку Чувашии в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова М. Ю. Музыкальная культура уездных городов Чувашского края // Ренессанс Поволжья: Конец XIX - начало XX вв. - период духовного возрождения народов. - Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гума-нит. наук, 2008. - С. 167-180.

2. Бегак Е. Музыкальное оформление спектакля: Беседы с руководителями театральной художественной самодеятельности. - М.: Госкультпросветиздат, 1952. - 55 с.

3. Бройтман Б. Спектакль о непобедимых: «Нашествие» Л. Леонова на сцене Русского драматического театра // Сов. Чувашия. -1964. - 9 февр.

4. Гарин-Михайловский Н. М. Из очерков «В сутолоке провинциальной жизни» // Русские писатели о чувашах. - 2-е изд. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2009. - С. 143-153.

5. Данилова Г. Росла ежевика вдоль плетня // Театр, жизнь. - 1990. - № 16. - С. 34-35.

6. Дмитриев И. А. К истории взаимосвязей народного и профессионального театрального искусств // Чувашское искусство. Вып. 2. - Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гума-нит. наук, 1996. - С. 113-161.

7. Кондратьев М. Г. Чувашская музыкальная литература. Тема I: Чувашская народная музыка. - Чебоксары: Метод, кабинет по учеб. заведениям Минкультуры ЧАССР, 1982. - 32 с.

8. Романова Ф. Встреча с Гарсиа Лоркой // Сов. Чувашия. - 1974. - 30 мая.

9. Романова Ф. Чувашский театр юного зрителя (1932-1940 годы) // О чувашском искусстве. Вып. 75. - Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук, 1977. - С. 54-95.

10. Хроника важнейших событий музыкального искусства Чувашского края // Ренессанс Поволжья: Конец XIX - начало XX вв. - период духовного возрождения народов. - Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гума-нит. наук, 2008. - С. 253-254.

11. Янгаров Э. Мюзикл под фонограмму... Принимаем?! - URL: https:// www.idelreal.org/a/28123956.html_(дата обращения: 10. 04. 2018).

REFERENCES

1. Abramova M. Yu. Musical culture of county towns of Chuvashia. Renessans Povolzhya: Konets XIX - nachalo XX vv. - period dukhovnogo vozrozhdeniya narodov [Renaissance of the Volga region: the end of XIX - the beginning of XX centuries - the period of spiritual revival of nations]. Cheboksary, 2008, pp. 167-180.

2. Begak V. Muzykalnoe oformlenie spektaklya [The performance's musical design]. Moscow, 1952. 55 p.

3. Brojtman B. Performance about invincible: "Invasion" of L. Leonov on the stage of the Russian dramatical theater. Sovetskaya Chuvashiya [Soviet Chuvashia], 1964, 9 February.

4. Garin-Mikhajlovskij N. M. From essays "In hustle of provincial life". Russkie pisateli o chuvashakh [Russian authors about chuvashes]. Cheboksary, 2009, pp. 143-153.

5. Danilova G. Blackberry grow along hurdle. Teatralnaya zhizn [Theatrical life], 1990, (16): 34-35.

6. Dmitriev I. A. To history of relationship between folk and professional theater art.

Chuvashskoe iskusstvo [Chuvash art]. Cheboksary, 1996, pp. 113-161.

7. Kondratiev M. G. Chuvashskaya muzykalnaya literatura. Tema 1: Chuvashskaya narodnaya muzyka [Chuvash musical literature. Subject 1: Chuvash folk music]. Cheboksary, 1982. 32 p.

8. Romanova F. A meeting with GarcHa Lorka. Sovetskaya Chuvashiya [Soviet Chuvashia], 1974, 30 May.

9. Romanova F. The chuvash youth theater (1932-1940's). O chuvashskom iskusstve [About chuvash art]. Cheboksary, 1977, pp. 54-95.

10. The chronicle of the most important events of musical art of Chuvashia. Renessans Povolzhya: Konets XIX - nachalo XX vv. -period dukhovnogo vozrozhdeniya narodov [Renaissance of the Volga region: the end of XIX - the beginning of XX centuries - the period of spiritual revival of nations], Cheboksary, 2008, pp. 253-254.

11. Yangarov E. H. Myuzikl pod fonogrammu... Prinimaem?! [The musical with phonogram-Accepted?!]. Available at: ttps:// www.idelreal.org/a/28123956.html (Accessed 10 April 2018).

Музыкально-театральное искусство Чувашии: некоторые аспекты изучения вопроса

В статье представлен краткий обзор исторического развития обширного и вместе с тем малоизученного пласта художественной культуры одной из республик Волго-Уральс-кого региона, связанного с музыкальным оформлением спектаклей в профессиональных драматических театрах Чувашии. Особенности зарождения и становления чувашского театрального искусства рассмотрены комплексно, в контексте театральной и музыкальной культуры.

Охарактеризованы первые спектакли, состоявшиеся на любительской сцене, народные обряды, описанные этнографами, историками, литературоведами, послужившие основой для становления театрального ис-

Musical and theatrical art of Chuvashia: some aspects of the study

The article presents a brief overview of the historical development of a vast and at the same time little-studied layer of artistic culture of one of the republics of the Volga-Ural region, associated with the musical design of performances in professional drama theaters of Chuvashia. Features of origin and formation of the Chuvash theatrical art are considered in a complex, in the context of theatrical and musical culture.

The first performances held on the Amateur stage, folk rites described by ethnographers, historians, literary critics, which served as the basis for the formation of theatrical art and the main directions of development of the musical and theatrical process are

кусства и основные направления развития музыкально-театрального процесса. Особое внимание уделено первым спектаклям, с которых начиналась деятельность профессиональных театров. Упомянуты наиболее известные постановки и создатели музыки, выделены яркие моменты спектаклей, их характерные черты, прослежена история самых значительных для театральных коллективов постановок, неоднократно возобновлявшихся на сцене, подробно проанализировано их музыкальное оформление. Существующие материалы систематизированы в хронологическом порядке по театрам, композиторам и жанрам.

В современном этапе развития выделены показательные тенденции, проанализированы значимые явления последних лет, названы ведущие режиссеры и театральные композиторы, музыкальные оформители и их работы. В статье затронуты актуальные для понимания истории и современного периода развития театрального искусства темы, решение которых способно повлиять как на деятельность каждого театра, так и на театральную музыку Чувашской Республики в целом.

Ключевые слова: драматические театры Чувашии, музыкальное оформление спектаклей, музыкально-театральное искусство, чувашские композиторы.

characterized. Special attention is paid to the first performances, from which the activity of professional theaters began. The most famous performances and creators of music are mentioned, highlights of performances, their characteristic features are highlighted, the history of the most significant productions for theater groups, repeatedly renewed on the stage, their musical arrangement is analyzed in detail. The existing materials are systematized in chronological order by theatres, composers and genres.

At the present stage of development, the indicative trends are identified, the significant phenomena of recent years are analyzed, the leading directors and theater composers, music designers and their works are named. The article touches upon the topics relevant to the understanding of the history and the modern period of the development of theatrical art, the solution of which can affect both the activities of each theater and the theatrical music of the Chuvash Republic as a whole.

Keywords: dramatical theaters of Chuvashia, performance's musical design, musical and theatrical art, chuvash composers.

Бушуева Любовь Ивановна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник искусствоведческого направления Чувашского государственного института гуманитарных наук E-mail: [email protected]

Bushueva Lubov Ivanovna, Candidate of Art Criticism, senior researcher of the Art Criticism Department at the Chuvash State Institute of Humanitarian Sciences E-mail: [email protected]

Получено 25.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.