Научная статья на тему 'Подготовка специалистов для Чувашии в художественных вузах страны в 1941-1945 годы'

Подготовка специалистов для Чувашии в художественных вузах страны в 1941-1945 годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алжейкина Галина Владимировна

В настоящей работе автор обращается к историческому опыту художественного образования, его осмысления с позиций развития национального искусства. В статье на основе архивных материалов дается анализ предпосылок подготовки специалистов для художественных учреждений Чувашии. В трактовке событий 1941-1945 годов используется историко-культурный подход. Основное внимание уделяется организации и деятельности Чувашской студии актерского факультета Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского, а также Чувашской оперной студии при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Благодаря деятельности национальных студий в тревожные годы войны молодые таланты из Чувашии получали возможность постигать основы актерского и вокального искусства, наблюдать процесс работы мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов для Чувашии в художественных вузах страны в 1941-1945 годы»

УДК 378

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЧУВАШИИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ВУЗАХ СТРАНЫ В 1941-1945 ГОДЫ

Г.В. Алжейкина (г. Чебоксары, Российская Федерация)

Подготовлено при финансовой поддержке проекта РГНФ 14-11-21013

В настоящей работе автор обращается к историческому опыту художественного образования, его осмысления с позиций развития национального искусства. В статье на основе архивных материалов дается анализ предпосылок подготовки специалистов для художественных учреждений Чувашии. В трактовке событий 1941-1945 годов используется историко-культурный подход. Основное внимание уделяется организации и деятельности Чувашской студии актерского факультета Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского, а также Чувашской оперной студии при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Благодаря деятельности национальных студий в тревожные годы войны молодые таланты из Чувашии получали возможность постигать основы актерского и вокального искусства, наблюдать процесс работы мастеров.

Ключевые слова: художественное образование, подготовка специалистов.

SPECIALISTS TRAINING IN CHUVASHIA IN THE ART UNIVERSITIES

IN 1941-1945 IN THE USSR

G. V. Alzheykina (Cheboksary, Russian Federation)

Produced with the financial support of the RFH 14-11-21013

Abstract. In this research, the author refers to the historical experience of art education, the point o from the standpoint of the development of national art. Analyzes prerequisites for artistic training institutions in Chuvashia is based on archival materials. The historical- cultural approach is used to in the interpretation of the events of 1941-1945. The article focuses on the organization and activity of the Chuvash studio acting faculty which was based in the State Institute of Theatrical Arts named after A. V. Lunacharsky and in Chuvash opera studio at the Saratov State Conservatory named after L.V. Sobinova. During troubled war years young talents from Chuvashia had an opportunity to comprehend the basics of acting and vocal art processes, see the works of mastersthrough the activities of national studios.

Keywords: art education , training.

Создание условий для развития национального искусства, качественный и количественный подъем культуры отсталых национальностей - все это стало одной из приоритетных задач культурной политики государства в предвоенные годы. Замедленное развитие в этом направлении отмечалось в начале 1930-х годов. Качественный скачок могли обеспечить развитие материальной базы учреждений культуры и искусства, а также подготовка высококвалифицированных кадров.

Можно с уверенностью утверждать о наличии ряда предпосылок, обусловивших необходимость подготовки специалистов для Чувашии в художественных вузах страны. Прежде всего, это развитие сети художественных учреждений, особенно после 1936 года, когда в Чувашии была создана система организационного и методического руководства отраслью культуры. От темпов подготовки новых кадров работников культуры и искусств зависело дальнейшее расширение масштабов художественной работы в республике. В качестве еще одной предпосылки следует рассматривать коренное изменение всей практики работы по подготовке специалистов, которое было возможно при условии пристального внимания к этому вопросу государственных органов.

Необходимо учитывать увеличение объема художественного обслуживания в предвоенные годы. И сегодня впечатляют проекты тех лет по развертыванию и строительству зрелищных площадок с максимальной емкостью, по организации массовых зрелищ, по развитию передвижных форм работы с участием театров, музыкальных ансамблей, а также всеобщему охвату населения самодеятельным творчеством. В первые пятилетние планы закладывались контрольные показатели в области культуры и искусства. Так, например, в контрольных цифрах второй пятилетки предусматривалось создание в каждом крупном промышленном и сельскохозяйственном районе, в автономных национальных республиках и областях драматических театров с расчетом передвижного обслуживания районной периферии. В планы развития искусства включалось значительное расширение сети передвижных (для обслуживания районов) и стационарных национальных театров, а также создание национальных оркестров и хоровых ансамблей. В Чувашской АССР, например, планировалось создать два театра - передвижной музыкальный с базой в Чебоксарах и стационарный, а также второй крупный симфонический оркестр. Предполагалась также организация дополнительного хорового коллектива. Что касается концертных бригад, то их количество должно было

вырасти до трех. Художественных образовательных учреждений, дающих возможность получить высшее образование молодым дарованиям, в Чувашии не было. Подготовка специалистов со средним специальным образованием осуществлялась в Чебоксарском музыкально-театральном техникуме с 1929 года. Наиболее способные его выпускники стремились к повышению своего профессионального уровня и находили в этом моральную и финансовую поддержку республиканских государственных органов. Только в 1937 году в художественных вузах страны обучалось 13 студентов-стипендиатов от Чувашской АССР. Обучение осуществлялось в Московской государственной консерватории, Московском театральном институте им. А.В. Луначарского, Ленинградской академии художеств, Ленинградской государственной консерватории. Студенты из Чувашии получали образование по специальным инструментам - фортепиано, валторна, фагот, тромбон. Обучались режиссуре, хоровому дирижированию, живописи, сольному пению, музыкальному воспитанию, композиции. Материальные затруднения не становились помехой в получении высшего образования, все обучающиеся в вузах страны получали стипендию от республики в размере от 75 до 250 рублей [1, ф. 1581, оп. 1, д. 101, л. 363].

Насколько тяжело давалось руководству республики эти небольшие по сегодняшним временам выплаты, свидетельствует одно из писем начальника Управления по делам искусств при СНК Чувашской АССР А. Золотова. В нем в частности отмечалась важность подготовки кадров высшей квалификации для всех областей искусства, указывалась приоритетность художественных направлений, «решающих звеньев» в развитии искусства Чувашии [1, ф. 1581, оп. 1, д. 101, л. 365]. В этом вопросе Чувашская АССР отставала от соседних республик, и все проведенные ранее мероприятия в направлении подготовки художественных кадров высшей квалификации считались недостаточными. В то время как, от других национальных республик в центральных вузах обучались целые студии или факультеты, Чувашия пока не могла себе этого

позволить. Вместе с тем планировалось, что через 2-3 года республика сможет добиться успеха в этом направлении. В письме А. Золотова подчеркивалось, что все обучаемые в вузах студенты - будущие специалисты, которые необходимы республике для развития национального искусства и культуры.

Таким образом, Чувашская АССР из года в год расходовала средства на обучение художественных кадров высшей квалификации, выдавая студентам небольшие стипендии и оказывая наиболее способным, а также нуждающимся студентам другие виды материальной помощи. Подтверждением этому служит тот факт, что в 1936 году Управление по делам искусств Наркомпроса открыло специальный фонд для студентов художественных вузов в размере 17,4 тыс. рублей в год. Бюджетная комиссия ЦИК Чувашской АССР в феврале 1937 года утвердила размер этого фонда в 18,0 тыс. рублей.

Дальнейшее развитие сети художественных учреждений и организаций в условиях все еще слабо развернутой базы художественных образовательных учреждений выдвигало на первый план кадровые вопросы, так как расширение масштабов художественной работы полностью зависело от темпов подготовки новых кадров работников культуры и искусств. Так, по плану развития искусства в Чувашской АССР к 1942 году предусматривалось значительное увеличение художественно-артистического персонала. Предполагалось, например, что число дирижеров симфонического оркестра возрастет до восьми человек, а число артистов оркестров во всех видах театров последовательно увеличится с 12 до 60 [1, ф. 1581, оп. 1, д. 120, л. 4].

В формировании культурного потенциала республики важную роль играли имеющиеся художественные образовательные учреждения. Ранее речь шла о музыкальном училище. Контингент обучающихся в нем студентов планировалось увеличить к 1942 году почти вдвое - со 108 до 206; а в музыкальной школе - более чем в пять раз - с 88 в 1937 до 533 человек в 1942 году [1, ф. 1581, оп. 1, д. 120, л. 16].

Чувашии были необходимы профессиональные артистические кадры. В связи с этим в предвоенный 1940 год был объявлен набор в первую Чувашскую студию актерского факультета Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС). Год спустя был осуществлен набор студентов в Чувашскую оперную студию при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Но этим планам не суждено было реализоваться в связи с трагическими событиями Великой Отечественной войны. Судьбы этих двух чувашских студий похожи, взаимосвязаны и заслуживают более детального рассмотрения.

К 1940 году в ГИТИСе был накоплен опыт подготовки режиссеров и актеров для союзных и автономных республик нашей страны. Начиная с 1930 года, когда была набрана первая национальная мастерская молодежи из Северной Осетии, рядом с русскими студентами здесь получали театральное образование посланцы автономных республик. Набор в национальные мастерские ГИТИСа проводился по единому регламенту. Приблизительно за полгода до начала очередного учебного года в той республике, которой было представлено набрать студию для ГИТИСа, начиналась широкая подготовка, конкурсы, просмотры. Летом представители искусства республики и представители профессорско-преподавательского состава института проводили творческий конкурс в три тура. Затем поступающие сдавали экзамены и дальше - все как в любом другом вузе.

В 1941 году ГИТИС им. Луначарского был эвакуирован в Саратов. Учеба чувашских студентов была восстановлена после реэвакуации Чувашской студии ГИТИС в Москву в апреле 1943 года. Из Чебоксар в Москву были командированы 11 человек: П. Матюхин, В. Кузьмина, В. Савгачкина, З. Ярдыкова, А. Андреева, М. Еграшкина, Т. Ерусланова, Т. Егорова, А. Иванова и А. Лукьянова [1, ф. 1581, оп. 6, д. 26, л. 66]. Народный артист СССР М. Тарханов, будучи художественным руководителем ГИТИСа, взял студию под свое непосредственное руководство и в течение 1943-44 учебного

года руководил ее творческой работой. В документах говорится: «Встречи и беседы студентов студии с М. Москвиным-Тархановым произвели на них неизгладимое впечатление. Они останутся в памяти студентов на всю жизнь, всегда будут вдохновлять в их жизни и работе» [1, ф. 1581, оп. 6, д. 35, л. 6].

В основе метода М. Тарханова лежало раскрытие и воспитание индивидуальности актера. В то же время в творчестве его наиболее способных учеников отражалась личность самого мастера. Здесь речь идет не о копировании его приемов, а, по словам Я. Фельдмана, «о родстве творческих принципов, объединяемых славным именем учителя» [2, с.20]. М. Тарханов всячески поощрял самостоятельную работу в своих группах. «Важно научиться самостоятельно работать, не натаскиваться. Вы сами должны уметь все то, что не нужно, отбрасывать» [2, с. 19]. По окончании Великой Отечественной войны М. Тарханов был представлен к награждению Почетной грамотой Чувашской АССР. В 1947 году М. Тарханову было присвоено звание народного артиста Чувашской АССР. А в театральном сезоне 1947-48 годов в Чебоксарах шла его постановка переведенной на чувашский язык пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» - «Аса пула инкек».

В мае 1943 года под руководством М. Тарханова в Чувашской студии начала работать О. Якубовская в качестве доцента кафедры актерского мастерства. В связи с тяжелым заболеванием наставника чувашских студентов М. Тарханова, лично направлявшего работу студии, с октября 1944 года О. Якубовская приняла на себя руководство студией. Чувашская студия, руководимая Якубовской в 1944-45 учебном году, добилась значительного творческого и общекультурного роста. Работая над великим творением А. Грибоедова - комедией «Горе от ума», студийцы успешно справились с первым этапом своей работы, подготовив к весенней экзаменационной сессии 1-й и 3-й акты пьесы. Экзамен студии по актерскому мастерству актера, состоявшийся 2 июня 1945 года, свидетельствовал об отличной работе художественного руководителя студии О. Якубовской и остальных педагогов

студии. О. Якубовская в своей работе уделяла значительное внимание эстетическому, художественному воспитанию каждого студента, обладающего подлинным мастерством театрального искусства. Дирекция ГИТИСа в приказах по институту неоднократно выражала О. Якубовской благодарность за успешную работу в институте. Президиум Верховного совета Чувашской АССР в 1945 г. представил ее к почетному званию «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР».

Среди выпускников первой Чувашской студии ГИТИС - немало выдающихся деятелей театрального искусства Чувашии. В. Кузьмина в настоящее время является одним из ведущих мастеров сцены. Будучи не только известной актрисой, но и общественным деятелем, В. Кузьмина служит образцом для молодого поколения чувашских артистов. Она на протяжении своей артистической карьеры неоднократно удостаивалась почетных званий: «Заслуженная артистка Чувашской АССР», «Заслуженная артистка РСФСР», «Народная артистка РСФСР», «Народная артистка СССР», была награждена орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, «За заслуги перед Чувашской Республикой», медалями [3, с.391]. Огромное воспитательное воздействие на становление В. Кузьминой как актрисы и личности оказали сам М. Тарханов и его отношение к актерскому делу как к общественному служению, нравственные принципы этого художника-гражданина, его трудолюбие, требование инициативы, самостоятельности в поиске [4, с.22].

Выпускница студии З. Ярдыкова стала впоследствии режиссером, педагогом, была удостоена почетных званий «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР», «Заслуженный работник культуры РСФСР». Более десяти лет (с 1969 по 1982 годы) она возглавляла Чувашский государственный театр юного зрителя [5, с. 520]. Высоких наград и званий удостоились выпускники первой Чувашской студии ГИТИС Б. Марков [3, с. 520], В. Родионов [5, с. 352],

Н. Степанов [5, с. 388], М. Бикулова, Г. Мадеева [5, с. 256], П.И. Иванов [5, с. 180], Н. Терентьев [5, с. 400].

С именем Б. Маркова - выпускника первой Чувашской студии ГИТИС -связано основание музыкального театра в Чувашии. «Рождение музыкального коллектива вдохновило и композиторов республики. Это и понятно: исполнилась давняя мечта творцов чувашской музыки. Теперь их произведениям был широко открыт путь на сцену», - писал позже Б. Марков [6, с.6].

Чувашская национальная опера возникала из недр музыкально-драматического театра (музыкальная комедия «Хаваслёх», музыкальное оформление пьес «Айдар», «После бала» В. Кривоносова, музыка к спектаклям «Нарспи», «Чакка», «Тутим.р» Г. Лискова). Работа над первой чувашской оперой «Нарспи» была начата еще в июле 1936 года, во время пребывания в Чебоксарах ленинградского композитора В. Иванишина, автора «Чувашской симфонии». В отчете о деятельности чувашских композиторов за 1936 год документально зафиксировано начало работы по созданию первых чувашских опер: «Нарспи», «Сильби», и «Левендей» (название последней оперы было условным) [7, с.98-99].

Постановка 23 июня 1940 года первого акта и сцены свадьбы из второго акта первой чувашской оперы «Нарспи» приобрела государственный характер. Считая, что осуществление постановки «Нарспи» будет являться большим вкладом в развитие чувашской национальной культуры и заложит основу для дальнейшего развития чувашского оперного искусства, Совнарком Чувашской АССР постановил создать постановочную коллегию оперы. Начальнику Управления по делам искусств В. Ржанову поручили разработать детальный план подготовки к постановке оперы с тем, чтобы осуществить ее к 24-й годовщине Октября. Было решено увеличить состав Чувашского государственного ансамбля песни и пляски с 54 до 76 человек, выделить на приобретение новых костюмов на полный состав ансамбля 50 тыс. рублей и на

приобретение новых музыкальных инструментов для симфонического оркестра 45 тыс. рублей, предусмотреть расходы на постановку оперы «Нарспи» в размере 100,0 тыс. рублей. В целях подготовки исполнительских кадров для осуществления постановки оперы «Нарспи» и дальнейшего развития чувашского оперного искусства было решено организовать в 1941 году при музучилище хоровую студию на 60 человек, при театральном училище -балетную студию на 20 человек с годичным сроком обучения [1, ф. 1581, оп. 1, д. 197, л. 65-66].

В марте 1941 года монтаж оперы «Нарспи» прозвучал по Всесоюзному радио [8, с. 110]. В. Ржанов, начальник Управления по делам искусств, сетуя на нехватку специалистов в области музыкального искусства, В. Ржанов в письме В.Г. Иванишину отмечал:

Монтаж оперы «Нарспи» передавали из Москвы за час до начала открытия V сессии Верховного Совета Чувашской АССР. Поэтому я, как и многие другие, послушал только начало монтажа.

Среди делегатов сессии по поводу этой передачи шел оживленный разговор. Мы все довольны за Вашу и нашу удачу. Радуюсь, но в своем выступлении на сессии я вынужден был сказать: «Приходится сожалеть, что свою оперу не можем показать на месте, а слушаем из Москвы и Ленинграда» [1, ф. 1581, оп. 1, д. 294, л. 98].

Ю. Илюхин отмечает, что «появление первой чувашской оперы явилось стимулом для организации при Саратовской консерватории Чувашской оперной студии» [8, с. 110]. В подготовленных кадрах вокалистов нуждались и профессиональные коллективы Чувашии. Так, например, в предвоенном 1940 году проводилось обследование творческих коллективов республики, по итогам которого отмечалось отсутствие в хоре Чувашского государственного ансамбля песни и пляски драматических голосов. По итогам проверки были выявлены недостатки в работе ансамбля, среди которых - снижение исполнительской культуры, неверный подход к постановке голоса вокалистов. Поэтому

предлагались меры по повышению профессионально-художественного уровня коллектива. Численность хоровой группы ансамбля предполагалось довести до 60 человек, из этого состава выделить оперную группу, с которой вести работу по актерскому мастерству и постановке голоса, для чего пригласить квалифицированных педагогов [1, ф. 1581, оп. 1, д. 263, л. 26].

Создание первой национальной оперы «Нарспи» утвердило в сознании руководства республики необходимость организации в Чебоксарах музыкально-драматического театра (строительство здания на 1500 мест было запланировано еще в годы второй пятилетки). Процесс формирования музыкального театра от планов до его фактического создания занял более 20 лет. Одним из первых шагов на этом непростом пути стал набор в 1941 году в национальную оперную студию при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.

В начале войны Саратовская консерватория временно была объединена с Московской. Профессорско-преподавательский коллектив возглавил Г. Столяров, исполнявший обязанности директора консерватории после отъезда А. Гольденвейзера на Кавказ. Необходимо отметить, что благодаря стараниям Г. Столярова приказом № 587 от 3 октября 1941 Д.Д. Шостакович был зачислен в штат консерватории в качестве профессора композиторского факультета.

Эвакуация Московской консерватории продлилась до осени 1943 года, когда коллектив был окончательно воссоединен в Москве. В годы пребывания Московской консерватории в Саратове ее коллектив принял участие в организации полноценной учебной и концертной жизни в городе. Кроме концертов в большом и малом залах консерватории, бригады исполнителей выезжали для выступлений в части Красной Армии, военные госпитали и рабочие клубы. Неоценимую помощь оказывала консерватория художественным учреждениям Саратова. Например, в 1942 году Саратовский областной театр оперы и балета показал две новые постановки под руководством Г. Столярова - «Пиковую даму» и «Царскую невесту».

Студенты Чувашской оперной студии при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова должны были приступить к учебе осенью 1941 года. Но из-за резкого сокращения бюджета, связанного с началом войны, студия была распущена и возобновила свою работу лишь осенью 1943 года.

В феврале 1943 года Г. Столяров обращался в Управление по делам искусств при СНК Чувашской АССР с сообщением о возобновлении работы Чувашского национального отделения по подготовке мастеров вокального искусства. Из-за военного времени количество обучающихся студентов значительно сократилось. К началу 1943 года обучалось всего три студента: Р. Косова, В. Воробьева, Т. Николаева. Такое положение считалось неприемлемым для функционирования полноценного чувашского отделения, контингент которого предусматривался в количестве 20-25 человек. Поэтому было решено провести в Чебоксарах вступительные испытания для желающих обучаться в чувашской оперной студии. Для этого были приняты беспрецедентные меры. В условиях военного времени студенты студии по приказу начальника Управления по делам искусств при СНК РСФСР Н. Беспалова обеспечивались бесплатным обучением, общежитием и питанием. Для отбора талантливых студентов предусматривался выезд в Чебоксары специалистов - представителей консерватории [1, ф. 1581, оп. 1, д. 357, л. 14].

На письмо от 23 июня 1943 года № 71 директор Саратовской консерватории сообщал, что, получены указания начальника Управления по делам искусств при СНК РСФСР Н. Беспалова. В Чувашию командировались педагоги Саратовской государственной консерватории В. Егоров и Г. Евдокимова для проведения совместно с представителями Чувашии приемных испытаний. Их прибытие было назначено на 25 июля. Учитывая важность организации Чувашской национальной студии, руководство консерватории ходатайствовало о предоставлении отсрочки по призыву в Красную армию принятым в консерваторию 8-10 студентам [1, ф. 1581, оп. 1, д. 357, л. 10].

Для проведения приемных испытаний в Чувашии руководством Саратовской государственной консерватории рекомендовалось провести ряд мероприятий. Достойные кандидаты выбирались из талантливых участников художественной самодеятельности. Особое внимание обращалось на специальные способности - наличие музыкальных, голосовых и сценических данных. Все детали оговаривались в письме профессора Г. Столярова, которое приведем полностью:

Прошу вас в период май-июнь провести подготовительную работу по выявлению достойных кандидатов для поступления в национальное чувашское оперное отделение при Саратовской государственной консерватории, для чего рекомендую просмотреть участников художественной самодеятельности, домов культуры и Дома народного творчества. По проведению Вами этой работы, в июле месяце к Вам будет командирован наш представитель для окончательного зачисления кандидатов в отделение. Контингент приема предусмотрен в количестве 20-25человек. От поступающих требуется десятилетнее общее образование, наличие музыкальных способностей, голосовые и сценические данные (в виде исключения могут быть допущены лица с незаконченным образованием, но не ниже 7 классов). Все зачисленные обеспечиваются общежитием и прикрепляются к столовой консерватории [1, ф. 1581, оп. 1, д. 357, л. 12].

Незадолго до вступительных экзаменов в республиканских газетах на чувашском и русском языках были помещены объявления. В них сообщалось, что Чувашская оперная студия, открытая в 1941 году, фактически не функционировала, но в 1943-44 учебном году студия была восстановлена, и был объявлен набор. Учащиеся обеспечивались общежитием, стипендией в размере 150 рублей в месяц, столовой, хлебом 600 граммов в день. Срок обучения составлял 5 лет [1, ф. 1581, оп. 1, д. 357, л. 41].

Приказом Управления по делам искусств при СНК Чувашской АССР № 42 от 1 сентября 1943 года была создана комиссия для проведения приема в

Чувашскую оперную студию при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. В состав комиссии вошли А. Никитина, Ф. Лукин, Г. Лисков, А. Орлов-Шузьм, Л. Фейертаг, Э. Архипова, М. Орлова, В. Воробьев [1, ф. 1581, оп. 1, д. 357, л. 51].

Приказом Управления по делам искусств при СНК Чувашской АССР № 48 от 24 сентября 1943 года в Саратов на учебу в Чувашской оперной студии были направлены 16 человек [1, ф. 1581, оп. 6, д. 26, л. 100]. В письме директору консерватории Г. Столярову от 7 октября 1943 года Управлением по делам искусств при СНК Чувашской АССР сообщалось, что из принятых в Чувашскую оперную студию 15 человек выехали на учебу 12: М. Савушкина, И. Ксенофонтов, И. Владимиров, Г. Филиппов, П. Краснов, О. Никитин, З. Петрова, А. Табакова, Д. Виссарова, А. Павлова, Д. Хлебникова, О. Петрова. Кроме перечисленных, в студенты консерватории были зачислены А. Андронова, Н. Белова и Трофимов, которые задержались с выездом. Начальник управления А. Калган просил сообщить о прибытии студентов на место, о начале занятий. Одновременно сообщалось, что подбор студентов в студию будет продолжаться в течение года [1, ф. 1581, оп. 6, д. 26, л. 8].

В то же время было отправлено письмо в адрес Управления по делам искусств при СНК РСФСР, в котором отмечалось, что в Чувашскую оперную студию при Саратовской государственной консерватории было принято 17 человек, в том числе 5 мужчин и 12 женщин. Из принятых - 14 человек выехали и приступили к занятиям. Трое временно задержались [1, ф. 1581, оп. 6, д. 26, л. 9].

Осенью 1943 года в СНК Чувашской АССР К. Евлампьеву начальником Управления по делам искусств при СНК Чувашской А. Калган была направлена докладная, в которой в частности говорилось следующее:

В связи с восстановлением Чувашской оперной студии при Саратовской государственной консерватории 5-6 сентября нами был произведен набор в количестве 16 человек, которые выехали к 1^-43 года и приступили к

занятиям. При наличии одаренных голосом людей, Управление по делам искусств впредь будет продолжать прием в указанную студию, так как национальные курсы оперных артистов Чувашская республика до сих пор не имеет, а подготовка этих кадров является неотложной задачей. В целях лучшего материально-бытового состояния студентов Чувашской оперной студии прошу оказать помощь в организации дополнительного питания, а также обеспечения - одеждой и обувью в пределах возможного, как это делают другие братские республики [1, ф. 1581, оп. 6, д. 26, л. 16].

Положение студентов, приехавших учиться в консерваторию из сельских районов во время войны, конечно, было бедственным. Но Чувашия по мере возможностей постоянно поддерживала своих земляков. Так, 8 декабря 1943 года особо нуждающимся студентам чувашской оперной студии было переведено 8 тысяч рублей [1, ф. 1581, оп. 6, д. 26, л. 52].

Дополнительный набор в Чувашскую оперную студию при Саратовской государственной консерватории продолжался как в годы войны, так и по ее окончании. В 1948-1951 годах выпускники Чувашской оперной студии пополнили ряды артистов коллектива Чувашского государственного ансамбля песни и танца. Выпускником Чувашской оперной студии был певец, заслуженный артист Чувашской Республики А. Александров. С 1959 года он работал в Чувашском музыкально-драматическом театре им. К.В. Иванова. За время работы им было исполнено около 50 ролей и партий. В 1943-44 учебном году обучалась, но не смогла из-за болезни продолжить музыкальное образование народная артистка Чувашской Республики С. Михайлова. После окончания войны поступил и окончил Чувашскую оперную студию народный артист Чувашской АССР и РСФСР М. Денисов [9].

Анализ деятельности чувашских национальных студий был бы не полным при освещении вопросов подготовки специалистов за пределами республики. В военные годы в художественных вузах страны получали высшее образование чувашские композиторы. В 1942 году Ф. Лукин окончил Московскую ордена

Ленина консерваторию им. П.И. Чайковского. Приказом Управления по делам искусств при СНК Чувашской АССР № 27 от 17 июля он был назначен художественным руководителем Чувашского государственного ансамбля песни и пляски и был его главным дирижером до 1957 года [1, ф. 1581, оп. 6, д. 26, л. 100]. В первые годы войны на старших курсах композиторского факультета Ленинградской ордена Ленина консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова занимался Г. Хирбю. Через год после возвращения в Чебоксары, в 1944 году он возглавил вокальный ансамбль Чувашского радио [8, с.261]. С 1944 г. в Высшем училище военных дирижеров в Москве обучался А. Токарев [8, с.237]. Получив образование в художественных вузах страны в годы войны, молодые композиторы вернулись на родину, чтобы, постигая тайны композиторского мастерства, раскрывать свой талант, тем самым способствовать развитию национального искусства республики.

Подготовка специалистов в художественных вузах страны для республик Российской Федерации в настоящее время обусловлена преемственностью многих предыдущих поколений, в том числе и военного. Поэтому историко-культурное исследование педагогических явлений в Чувашии несомненно будет способствовать расширению возможностей изучения художественного образования в России.

Таким образом, в статье была рассмотрена деятельность Чувашской студии актерского факультета Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского, а также Чувашской оперной студии при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Учебный процесс в художественных вузах страны был организован таким образом, что молодые таланты из Чувашии получали возможность постигать основы драматического и вокального искусства, наблюдать процесс работы мастеров, могли оценить уровень их высоких художественных требований. Конечной целью каждой из этих студий являлось становление особой «мастерской», через которую должно было пройти поколение молодых чувашских актеров и певцов.

Значение чувашских национальных студий трудно переоценить, именно они на протяжение многих лет по окончании Великой Отечественной войны удовлетворяли потребности творческих коллективов Чувашии в профессиональных кадрах.

Источники:

1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). [State Historical Archive of Chuvash Republic. (SHA ChR). (In Russ.)]

2. Фельдман Я. Уроки Тарханова // Театральная жизнь. 1964. № 22 [Feldman Y. Tarkhanov's lessons // Teatral'naya zhizn'. 1964. № 22. (In Russ.)]

3. Чувашская энциклопедия: в 4 т. / Чуваш. гос. ин-т. гуманитар. наук; редкол.: В.Г. Григорьев и др. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. Т. 2. Ж-Л. 494 с. [Chuvash encyclopedia: 4 volumes / Chuvash State Institute of Humanities; editorial board: V.G. Grigor'ev and others. Cheboksary: Chuvash Book Publishers, 2008. V.2. Zh-L. 494 p. (In Russ.)]

4. Данилова Г.Д. Ученица Тарханова // Teatral'naya zhizn'. 1972. № 13. С. 22-24. [Danilova G.D. Tarkhanov's pupil// Theatrical life. 1972. № 13. p. 22-24. (In Russ.)]

5. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. 526 с. [Brief Chuvash encyclopedia. Cheboksary: Chuvash Book Publishers, 2001. 526 p. (In Russ.)]

6. Марков Б.С. Рождение музыкального театра Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1965. 98 с. [Markov B.S. Birth musical theater Chuvashia. Cheboksary: Chuvash Book Publishers, 1965. 98 p. (In Russ.)]

7. Алжейкина Г.В. Музыкальная культура Чувашии в 20-30-х годах ХХ века: монография. Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т. культуры и искусств, 2009. 262 с. [Alzheikina G.V. Chuvashia musical culture in the 20-30-ies of XX century: monographs. Cheboksary: Chuvash State Institute of Culture and Arts, 2009. 262 p. (In Russ.)]

8. Илюхин Ю.А. Композиторы Советской Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1978. 303 с. [Ilukhin Y.A. Soviet Chuvashia Composers. Cheboksary: Chuvash Book Publishers, 1978. 303p. (In Russ.)]

9. Евсеева И.С. Из истории Чувашской оперной студии при Саратовской государственной консерватории // Чувашское искусство: история и художественное наследие: сб. статей. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1988. С. 100-109. [Evseeva I.S. From the history of the Chuvash opera studio at Saratov State Conservatory// Chuvash art history and artistic heritage: collection of articles. Cheboksary: SRILLE, 1988. p.100-109. (In Russ.)]

References:

1. Gosudarstvennyj istoricheskij arkhiv Chuvashskoj Respubliki (GIA CHR).

2. Feldman Ya. Uroki Tarkhanova // Teatralnaya zhizn. 1964. № 22.

3. Chuvashskaya entsiklopediya: v 4 t. / Chuvash. gos. in-t. gumanitar. nauk; redkol.: V.G. Grigorev i dr. Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo, 2008. T. 2. Zh-L. 494 s.

4. Danilova G.D. Uchenitsa Tarkhanova // Teatralnaya zhizn. 1972. № 13. s. 22-24.

5. Kratkaya chuvashskaya entsiklopediya. Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo, 2001. 526 s.

6. Markov B.S. Rozhdenie muzykalnogo teatra Chuvashii. Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo, 1965. 98 s.

7. Alzhejkina G.V. Muzykalnaya kultura Chuvashii v 20-30-kh godakh XX veka: monografiya. Cheboksary: Chuvash. gos. in-t. kultury i iskusstv, 2009. 262 s.

8. Ilyukhin Yu.A. Kompozitory Sovetskoj Chuvashii. Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo, 1978. 303 s.

9. Evseeva I.S. Iz istorii Chuvashskoj opernoj studii pri Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii // Chuvashskoe iskusstvo: istoriya i khudozhestvennoe nasledie: sb. statej. Cheboksary: NIIYALIE, 1988. s. 100-109.

Зарегистрирована: 30.04.2014

Алжейкина Галина Владимировна (г.Чебоксары), Чувашский государственный институт культуры и искусств, доцент, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected] Alzheykina Galina V. (Cheboksary), Chuvash State Institute of Culture and Arts, associate professor, Candidate of pedagogic sciences. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.