УДК 93/99 ББК 63.3(2)
Е.В. АГАЕВА, О.А. ДАНИЛОВА, Р.В. МИХАЙЛОВА
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЧУВАШИИ В 20-30-е ГОДЫ XX ВЕКА
Ключевые слова: театральное искусство, творчество, творческая деятельность, интеллигенция, духовная культура.
В статье рассматривается эволюция чувашского театрального искусства. Начался этот процесс с переезда из Казани в Чебоксары любительского передвижного театра. За двадцатилетие в молодой республике выросла уже целая сеть театров. Этому способствовало в первую очередь создание национальной автономии. Были заложены основы национального культурного строительства. 19201930-е годы являются противоречивыми в нашей истории, однако именно в эти годы советским правительством проводятся мероприятия для духовного развития населения. Культуру в массы несли Чувашский и Русский драматический театры. Однако из-за ряда причин Чувашский театр был на грани закрытия. Только благодаря группе энтузиастов театр удалось отстоять. Исключительно важный вклад в развитие театрального искусства Чувашии внесли специалисты высокого класса И.С. Максимов-Кошкинский и И.А. Слободской. На развитие Чувашского национального театра оказала влияние культура других народов России, в особенности русского. Но и труппа Русского драматического театра перенимала опыт и традиции у актеров Чувашского театра. Благодаря подготовке кадров режиссеров и актеров в музыкально-театральном техникуме, театральной студии и за пределами республики были открыты помимо двух действующих театров Театр юного зрителя и четыре колхозных театра, которые внесли большой вклад в популяризацию театрального искусства и общее развитие чувашской культуры. Со второй половины 20-х годов постоянно росли государственные дотации на содержание театров. С 1936 г. в республике стали проходить театральные фестивали, собиравшие не только профессиональные, но и любительские коллективы. В республике выросла целая плеяда известных артистов. Однако процесс формирования и профессионального роста национальной творческой интеллигенции был довольно сложным из-за чрезмерной идеологизации общества, когда подавлялась творческая индивидуальность. Все же творческий прогресс в Чувашии в этот период был неоспоримо существенным.
Чувашская автономная область была образована постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 24 июня 1920 г. Она объединила районы компактного расселения чувашей Казанской и Симбирской губерний. Население восприняло этот факт как признание его полноправия. В регионе росла сеть учреждений культуры (дома культуры, дома просвещения). Чувашское советское искусство, несмотря на недостаток национальных, творческих кадров, нехватку средств, быстро развивалось.
В 1921 г. Чувашский передвижной театр переехал из Казани в Чебоксары. Это стало важным событием в развитии чувашской национальной культуры и искусства. Он стал одним из первых национальных театров в стране, созданных после революции, получившим государственную субсидию. И.С. Максимов-Кошкинский, основавший первый чувашский национальный театр, к этому моменту вывел труппу, состоявшую из учащейся молодежи, на профессиональный уровень.
В 1922 г. в Чебоксарах открывается еще один театр - Русский драматический. Два театра активно сотрудничали, часто актеры чувашской труппы принимали участие в спектаклях Русского театра и наоборот. И.А. Слобод-
ской, режиссер Русского театра, ставил спектакли и для Чувашского. Ф.А. Романова считает, что «творчество И.А. Слободского... - это одна из тех славных страниц преемственности русской театральной культуры чувашским театром, которыми богат каждый этап в истории чувашского театра» [12. С. 32]. Исследователь Л.М. Смолянинова отмечает благотворное влияние Чувашского театра на русскую труппу: «Чувашская труппа имела солидный опыт профессиональной работы, определенные традиции театрального коллектива» [13. С. 42]. Исследователь Л.М. Смолянинова одной из первых выступила против общепринятой идеи «старшего брата» в советском театральном искусстве. Действительно, чувашская труппа в начале 20-х гг. представляла собой сложившийся профессиональный коллектив, имевший определенные традиции, заложенные в 1918 г. в Казани. Она имела положительное влияние на недавно сформировавшийся коллектив Русского драматического театра ЧАО, который ежегодно набирал труппу. Состав русской труппы до 1937 г. менялся ежегодно, актеров приглашали по договорам только на один сезон [4].
Трудности испытывал и коллектив Чувашского театра. В Чебоксарах не было ни одного концертного или театрального зала. Чувашский театр разместился в кирпичном здании бывшего мочального склада, где проработал несколько десятилетий. Искусствовед Ф.А. Романова, опираясь на свидетельства современников, писала, что вначале в зрительном зале пол был земляной, обычные скамейки заменяли кресла, сцена была без «круга» [11. С. 60]. Перевод театра на хозрасчет с мая 1922 г. привел к тому, что в 1923-1926 гг. чувашский театр существовал на грани развала. В труппе постоянно работали 5-6 актеров, другие вынужденно совмещали актерскую деятельность с другой работой [10. С. 41]. Зал был незаполненным, не как в Казани. Спектакли шли от случая к случаю, возможно, из-за низких дотаций, а также давления на актеров и режиссеров со стороны органов власти. Мастерство актеров приходило в упадок, не хватало кадров. Театр сохранился только благодаря таким патриотам театра, как И.С. Максимов-Кошкинский и И.И. Илл-рионов. И.С. Максимов-Кошкинский, все силы направлявший на создание чувашского киноискусства, написал для театра несколько пьес. Первый чувашский театровед И.И. Илларионов, выступая в печати и на совещаниях, боролся за сохранение Чувашского театра. Часто в адрес авторов пьес и коллектива театра выдвигались обвинения в том, что в национальных пьесах, уже вошедших в репертуар театра, слишком натурально воспроизводятся быт и жизнь народа, присутствует явная буржуазно-националистическая тенденция, чтобы фальсифицировать дореволюционную историю чувашского народа. Специальным решением бюро Чувашского обкома ВКП(б) в феврале 1926 г. осудило пьесу «Последние дни Булгарского царства», ее сняли с репертуара [11. С. 60]. М.Ф. Юрьев являлся автором этой исторической трагедии, он же был режиссером и исполнителем главной роли. Национальный театр лишился современно мыслящего драматурга. Д.Д. Данилов полагал, что уход М.Ф. Юрьева привел к развалу театра, и только с осени 1928 г. театр смог восстановить работу [6. С. 221-222].
Несмотря на опасность гибели театра, власти не занимались проблемами театрального искусства. Лишь с приходом новых людей на руководящие партийные посты изменилось отношение к театральному делу. В русле тра-
диционной большевистской критики Д.Д. Данилов отмечал: «Обком ВКП(б) до смены руководства в 1926 г. никак не реагировал на состояние этого участка национально-культурного строительства Чувашии... В результате коллектив артистов распался. Руководитель труппы главный режиссер т. Максимов-Кошкинский перешел на работу в кино, работа театра приостановилась. И только при новом руководстве обкома ВКП(б) Государственный театр Чувашии вновь становится на ноги и значительно укрепляется» [6. С. 220].
В течение нескольких лет вопрос о Государственном чувашском театре шел по инстанциям. М.Г. Кондратьев отмечал в своей статье, что 14 октября 1926 г. он обсуждался на коллегии агитпропотдела Чувашского обкома ВКП(б), 20 декабря 1926 г. рассматривался в Наркомпросе республики, а в марте 1927 - на 2-м Всечувашском съезде Советов. Вместе с тем Агитпром ЦК ВКП(б) в мае 1927 г. в Москве, опередив действия властей на местах, провел специальное совещание о развитии театрального дела в стране. В соседней Татарии властью тут же были приняты соответствующие меры. Уже 14 июня бюро Татарского обкома ВКП(б) приняло резолюцию о недооценке развития национальной культуры [8. С. 42].
Вскоре в Чувашии тоже были предприняты более решительные действия. 2 ноября 1927 г. постановлением правительства ЧАССР при театре образована драматическая студия. Совнаркомом Чувашской АССР 10 сентября 1928 г. принято постановление «О мерах по улучшению работы Чувашского национального театра». В нем было признано, что упадок театрального дела в ЧАССР связан с отсутствием системы в руководстве, слабым финансированием, непринятием мер к подготовке новых кадров [9. С. 164]. Чувашский театр все это время находился на грани закрытия.
Во второй половине 20-х гг. в развитие театрального дела в Чувашии большой вклад внес П.Н. Осипов, который, будучи врачом, оказался талантливым драматургом, актером, режиссером. В репертуаре появился ряд постановок на актуальные темы о жизни, быте чувашского народа: «Сатурпа Илем» И.М. Максимова-Кошкинского, «Кужар» П.Н. Осипова, «В суде», «В деревне» Ф.П. Павлова. На этих национальных постановках рос и развивался творческий коллектив Чувашского театра и колхозные театры, а также сотни самодеятельных театральных кружков [1].
Повышению профессионального уровня Чувашского театра способствовало улучшение материально-финансового положения, а также решение вопроса о подготовке актерских кадров для театра. В труппу пришли Н.С. Айз-ман, Н.П. Виноградов, Т.С. Бурашникова (Тани Юн), Г.В. Парне, П.С. Медников. Некоторые актеры были направлены на учебу в Москву (Н.П. Виноградов - в ГИТИС, У.Т. Тимофеева - в студию В.Э. Мейерхольда). Единодушное признание зрителей получили крупные постановки Чувашского театра, созданные во второй половине 20-х - 30-е гг., эти спектакли сыграли важную роль в воспитании молодежи Чувашии.
В 1929 г. на Всечувашском съезде краеведов Чувашский театр подвергся критике за отсутствие пьес на современные темы. Так, на съезде чувашских писателей в 1930 г. был обсужден специальный доклад «Состояние чувашской драматургии и театра и их современные задачи» [7]. Вскоре для исправления существующего положения в театре были постановлены лучшие произведения классической и современной русской и чувашской драматургии: пьесы «На дне» А.М. Горького, «Платон Кречет» А.П. Корнейчука в постанов-
ке Г.В. Парнэ, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Нарспи» К.И. Иванова, «Чакка» (инсценировка поэмы С.В. Элгера «Под гнетом»). Они явились большим достижением реалистического сценического искусства. Коллектив Чувашского театра проявил огромное мастерство в постановке этих спектаклей. Успешно трудились режиссеры: ученик К.С. Станиславского Е.А. Токмаков, выпускники ГИТИСА Л.Н. Родионов и К.И. Иванов. Важным было и то, что в труппу театра пришла молодежь из театрального училища и студий: Б.А. Алексеев, И.О. Молодов, Л.Ф. Семенов, Е.В. Шорникова и другие. Эта группа к концу 1930-х гг. образовала основное ядро театра. В 1933 г. театр получил звание академического. И.С. Максимов-Кошкинский был удостоен звания народного артиста Чувашской АССР, К.Е. Егоров, Г.В. Парне, О.И. Ырзем - заслуженных артистов Чувашской АССР. Это были первые почетные звания в республике.
Работая долгое время в одном помещении, чувашские режиссеры и актеры в 1930-е гг. перенимали опыт у своих русских коллег. Известные мастера русской сцены И.А. Слободской, Е.А. Муратов, Е.А. Токмаков, Б.Э. Прау-дин, Г.А. Морев провели большую работу по подготовке чувашских актеров. С 1937 г., когда режиссером русской труппы стал Е.А. Токмаков, коллектив обрел свое творческое лицо. С первых дней своего назначения режиссер в обоих коллективах проводил огромную учебно-воспитательную работу, каждая репетиция у него превращалась в урок мастерства актера.
Правительство республики не остановилось на открытии двух театров. В 1932 г. в Чебоксарах открылся Театр юного зрителя благодаря значительному содействию Московского и Ленинградского ТЮЗов. Его особенность заключалась в том, что он должен был быть доступен юному зрителю. М.Н. Фейертаг и Э.Д. Фигнер, педагоги музыкально-театрального техникума, создали новый коллектив. Они явились инициаторами специального курса в техникуме, который готовил будущих актеров ТЮЗа. Первый состав ТЮЗа включал 19 актеров-студийцев, большинство из них приехали из деревень [5]. 3 апреля 1933 г. они дали первый спектакль. С 1935 г. ТЮЗ начал ставить спектакли одновременно на чувашском и русском языках.
С 1934 г. после постановления Наркомпроса РСФСР «О развертывании сети колхозно-совхозных театров» в республике были созданы передвижные колхозные театры в с. Батырево (в 1940 г. театр переехал в с. Комсомольское), пос. Козловка, Ядрине и Мариинском Посаде. Первыми организаторами театров были К.Е. Егоров, В.М. Михайлов, С.К. Смирнов. Ядро трупп составляли профессиональные актеры - выпускники музыкально-театрального техникума, а также талантливые участники художественной самодеятельности, все же профессиональных актеров недоставало. М.Я. Кокки, И.О. Молодов, другие опытные режиссеры ставили спектакли для четырех колхозных театров. Эти театры не достигли высокого мастерства, но пользовались любовью и симпатиями зрителей отдаленных районов республики, которые не имели возможности выезжать в столицу.
В 1930-е гг. чувашское театральное искусство развивалось в соответствии с атмосферой того времени, в репертуар театров вошли пьесы драматургов Б.В. Лавренева, Н.А. Островского, Н.Ф. Погодина, К.А. Тренева. В театре ставились пьесы чувашских авторов: «Кужар» и «Айдар» П.Н. Осипова, «Килет» М.Д. Трубиной, «Анюк и Ванюк» С.Ф. Фомина и др.
Государственные и партийные органы, осуществляя жесткий контроль за деятельностью творческих работников, все же уделяли большое внимание формированию национальной творческой интеллигенции, развитию искусства в национальных республиках. С каждым годом увеличивались ассигнования на содержание учреждений искусства в республике. На содержание Чувашского академического и Русского драматического театров (когда они были вновь взяты на государственную дотацию) в 1924 г. было выделено 5 тыс. руб., а в 1937 г. - уже 295 тыс. руб. [3]. Финансирование колхозных театров увеличилось в 4 раза: в 1936 г. они получили от государства 120 тыс. руб., а в 1939 - 246 тыс. В то же время повышался доход от колхозных театров. В 1936 г. он составлял 16,4 тыс., а в 1939 г. - 96 тыс. руб. Но для «кочующих» артистов главным было то, что они несли искусство в массы, в сельскую глушь. В театрах республики в 1936 г. работало более 150 человек. Управлением по делам искусств были приглашены из Ленинграда 25 профессиональных актеров на постоянную работу в целях повышения творческого уровня спектаклей [2].
Проведение в 1936 г. I республиканского театрального фестиваля и в 1939 г. I республиканского фестиваля колхозных театров способствовало популяризации театрального искусства, его развитию. В фестивалях участвовали не только профессиональные коллективы, но и многочисленные творческие самодеятельные коллективы со всей республики.
Таким образом, 1920-1930-е годы стали периодом формирования и профессионального роста театров. Театральное искусство в Чувашии за два десятилетия стремительно поднялось на новый качественный уровень. Профессиональной стала и режиссура. Несмотря на чрезмерную идеологизацию общества, творческий прогресс в республике в эти годы был существенным.
Литература
1. Агаева Е.В., Данилова О.А. Творческая интеллигенция накануне и в годы Великой Отечественной войны // Агроэкологические и организационно-экономические аспекты создания и эффективного функционирования экологически стабильных территорий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017. С. 578-582.
2. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 1581. Оп. 1. Д. 35. Л. 18.
3. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 1581. Оп. 1. Д. 93. Л. 324.
4. ГИА ЧР. Ф. 1581. Оп. 2. Д. 113. Л. 20.
5. ГИА ЧР. Ф. 1898. Оп. 1. Д. 7. Л. 43.
6. Данилов Д.Д. Советская Чувашия: Национально-культурное строительство. М.: Соцэкгиз, 1933. 267 с.
7. История Чувашии новейшего времени. Кн. 1. 1917-1941 / ЧГИГН. Чебоксары, 2001. 262 с.
8. Кондратьев М.Г. Художественная культура Чувашии 1920-х: структура и эволюция // Художественная культура Чувашии: 20-е годы XX века / ЧГИГН. Чебоксары, 2005. 259 с.
9. Культурное строительство в Чувашской АССР. Кн. 1. 1917-1937. Чебоксары: Чувашкни-гоиздат, 1965. 398 с.
10. Романова Ф.А. Актерское искусство Чувашского театра периода его формирования (1918-1928 гг.) // Ученые записки / ЧНИИ. Чебоксары, 1975. 256 с.
11. Романова Ф.А. Театр, любимый народом. Очерки истории Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова (1918-1988). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1988. 261 с.
12. Романова Ф.А. Чувашский драматический театр в 1917-1925 годах // Ученые записки / ЧНИИ. Чебоксары, 1967. Вып. 35. 128 с.
13. Смолянинова Л.М. Русский театр в Чувашии (1920-1925) // Чувашское искусство / ЧНИИ. Чебоксары, 1973. Вып. 2. 196 с.
АГАЕВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ДАНИЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, психологии и философии, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
МИХАЙЛОВА РЕНАТА ВАСИЛЬЕВНА - доктор философских наук, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).
E. AGAEVA, O. DANILOVA, R. MIKHAILOVA
DEVELOPMENT OF THEATRICAL ARTS IN THE CHUVASH REPUBLIC IN THE 20-30-IES OF XX CENTURY
Key words: theatrical art, creativity, creative activity, the intelligentsia, spiritual culture.
The article describes the evolution of the Chuvash theatrical art. This process began when an amateur fit-up theater moved from Kazan to Cheboksary. During twenty years a whole network of theaters grew in the young Republic it was promoted above all others by the creation of the national autonomy. The foundations of national cultural structure were laid. 1920-1930-ies are contradictory in our history, but it is in these years that the Soviet government carried out activities for spiritual development of the population. The Chuvash and the Russian drama theaters brought culture to the masses. However, because of a number of reasons, the Chuvash Theater was on the verge of closing. Only thanks to the efforts of a group of enthusiasts it was possible to advocate the theater. An extremely important contribution to the development of theatrical art in Chuvashia was made by high-class specialists, I.S. Maksimov-Koshkinsky and I.A. Slobodskoy. The development of the Chuvash national theatre was influenced by the culture of other peoples of Russia, especially the Russians. But the troupe of the Russian drama theater took over the experience and traditions from the actors of the Chuvash Theater. Thanks to training staff to become directors and actors at the music and theater college, in the theater studio, as well as outside the Republic, a young spectator theater and four collective farm theaters were opened in the Republic in addition to two functioning theaters. These theaters made a great contribution to popularization of theatrical art and overall development of the Chuvash culture. Beginning with the second half of the 20s, state subsidies for maintenance of theaters were constantly growing. From 1936 the Republic hosted theater festivals, which gathered not only professional groups, but amateur groups as well. A whole galaxy of famous artists grew in the Republic. However, the process of formation and professional growth of the national creative intelligentsia was quite difficult because of excessive ideologization of the society, when creative individuality was suppressed. Yet creative progress in Chuvashia during this period was undeniably significant.
References
1. Agaeva E.V., Danilova O.A. Tvorcheskaya intelligentsiya nakanune i v gody Velikoi Otechest-vennoi voiny [Creative intelligentsia on the eve and during the great Patriotic war]. In: Agroekolo-gicheskie i organizatsionno-ekonomicheskie aspekty sozdaniya i effektivnogo funktsionirovaniya ekolo-gicheski stabil'nykh territorii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Agroecological and organizational-economic aspects of creation and effective functioning of ecologically stable territories»]. Cheboksary, Chuvash State Agricultural Academy Publ., 2017, pp. 578-582.
2. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 1. Dokument 35. List 18 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 1. Dokument 35. P. 18].
3. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 1. Dokument 93. List 324 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 1. Dokument 93. P. 324].
4. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1581. Opis' 2. Dokument 113. List 20 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1581. Anagraph 2. Dokument 113. P. 20].
5. Gosudarstvennyi istoricheskii arhiv Chuvashskoi Respubliki. Fond 1898. Opis' 1. Dokument 7. List 43 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives 1898. Anagraph 1. Dokument 7. P. 43].
6. Danilov D.D. Sovetskaya Chuvashiya: Natsional'no-kul'turnoe stroitel'stvo [Soviet Chuvash: National-cultural development]. Moscow, 1933, 267 p.
7. Istoriya Chuvashii noveishego vremeni. Kn. 1. 1917-1941. [The history of the Chuvash Republic of modern times. Book 1: 1917-1941]. Cheboksary, 2001, 262 p.
8. Kondrat'ev M.G. Khudozhestvennaya kul'tura Chuvashii 1920-kh: struktura i evolyutsiya [Artistic culture of the Chuvash Republic of the 1920s: the structure and evolution]. In: Khudozhestvennaya kul'tura Chuvashii: 20-e gody XX veka. [Artistic culture of Chuvashia: 20s of 20th century]. Cheboksary, 2005, 259 p.
9. Kul'turnoe stroitel'stvo v Chuvashskoi ASSR. Kn. 1: 1917-1937. [Cultural construction in the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic. Book 1: 1917-1937]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1965, 398 p.
10. Romanova F.A. Akterskoe iskusstvo Chuvashskogo teatra perioda ego formirovaniya (19181928 gg.) [Actor's art of the Chuvash theatre of the period of its formation (1918-1928)]. In: Uchenye zapiski [Scientific notes]. Cheboksary, 1975, 256 p.
11. Romanova F.A. Teatr, lyubimyi narodom. Ocherki istorii Chuvashskogo gosudarstven-nogo akademicheskogo dramaticheskogo teatra im. K.V. Ivanova (1918-1988) [Theatre, loved by the people. Essays on the history of the Chuvash state academic drama theatre. K.V. Ivanov (1918-1988)]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1988, 263 p.
12. Romanova F.A. Chuvashskii dramaticheskii teatr v 1917-1925 godakh [Chuvash drama theater in the years 1917-1925]. Uchenye zapiski [Scientific notes]. Cheboksary, 1967, issue 35, 128 p.
13. Smolyaninova L.M. Russkii teatr v Chuvashii (1920-1925). [Russian theatre in the Chuvash Republic (1920-1925)]. In: Chuvashskoe iskusstvo [Chuvash art]. Cheboksary, Chuvash research Institute Publ., 1973, issue 2, 196 p.
AGAEVA EKATERINA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of General Disciplines Department, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary ([email protected]).
DANILOVA OLGA - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Pedagogy, Psychology and Philosophy Department, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
MIKHAILOVA RENATA - Doctor of Philosophy, Head of General Disciplines Department, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Формат цитирования: Агаева Е.В., Данилова О.А., Михайлова Р.В. Становление и развитие театрального искусства в Чувашии в 20-30-е годы XX века // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 2. - С. 5-11.