Научная статья на тему 'Вклад русской интеллигенции в развитие театрального искусства Дагестана в 20-30-е годы ХХ века'

Вклад русской интеллигенции в развитие театрального искусства Дагестана в 20-30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
397
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интеллигенция / театр / творчество / ДАГЕСТАН / русская культура / intellectuals / Theater / Creation / Dagestan / Russian culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нагиева Мадина Курбанисмаиловна

Отражается вклад русской интеллигенции в становление и развитие театрального дела в Дагестане, роль русского музыкально-драматического театра им. М. Горького в создании и деятельности национальных театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the contribution of Russian intelligentsia in formation and development of theatrical business in Daqestan, the role of Russian musical-dramatic theatre of Gorki in creation and work of national theaters.

Текст научной работы на тему «Вклад русской интеллигенции в развитие театрального искусства Дагестана в 20-30-е годы ХХ века»

УДК 94

ВКЛАД РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА В 20 - 30-е годы ХХ века

© 2009 г. М.К. Нагиева

Институт истории, археологии и этнографии The Institute of History, Archeology and Ethnography

Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center of RAS,

367030, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75 M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367030

Отражается вклад русской интеллигенции в становление и развитие театрального дела в Дагестане, роль русского музыкально-драматического театра им. М. Горького в создании и деятельности национальных театров.

Ключевые слова: интеллигенция, театр, творчество, Дагестан, русская культура.

The article reflects the contribution of Russian intelligentsia in formation and development of theatrical business in Daqestan, the role of Russian musical-dramatic theatre of Gorki in creation and work of national theaters.

Keywords: intellectuals, theater, creation, Dagestan, Russian culture.

В современный период, когда происходит формирование новых нравственных ориентиров, назрела необходимость обращения к культурному потенциалу страны и республики. Проникновение в регионы русской культуры в 20-30-е гг., несомненно, позитивно сказалось на всех областях развития многонационального Дагестана. Русская интеллигенция внесла весомый вклад в формирование социально-культурных основ, заложенных в изучаемый период и получивших дальнейшее развитие в последующие годы.

Основной целью данной статьи является освещение на основе анализа широкого спектра разнохарактерных источников и литературы наиболее значимых проблем развития театрального искусства в Дагестане в первые годы советской власти. Исходя из этого, опираясь на накопленный историографический опыт, нами предпринята попытка осветить деятельность русской интеллигенции в развитии театрального дела в республике, которая лишь фрагментарно освещена в работах А.А. Абилова, Г.Ш. Каймаразова, Г. Султановой и др.

В 20-30-е гг. XX в., когда в Дагестане окончательно утвердилась советская власть, были начаты кардинальные экономические и социально-культурные преобразования. Этот период выделяется организацией мероприя-

тий по развитию новой системы образования, учреждений науки, культуры и искусства, впечатляющими успехами во всех областях социально-культурной жизни народов Дагестана, большим вкладом русской интеллигенции в эти позитивные изменения и результаты.

Первые годы после установления советской власти являются важными в истории становления театральной культуры Дагестана. Театр периода начала 20-х гг. XX в. был представлен в основном любительскими коллективами, у которых не было ни достаточных материальных средств, ни постоянного состава. Газетные сообщения тех лет свидетельствуют о том, что на предприятиях, в молодежных организациях, в воинских частях и рабочих клубах возникали многочисленные театрально-художественные кружки.

Отдел народного образования Порт-Петровска объявил набор в драматическую студию, в которой предполагалось изучение истории литературы и искусства, драмы и кукольного театра, пластики, грима, режиссуры, овладение навыками изготовления костюмов и декораций [1, с. 80].

На съезде заведующих Темирхан-Шуринским, Порт-Петровским и Дербентским отделами и подотделами искусств в июне 1920 г в числе других рассматривались и вопросы о содержании и ремонте существующих теат-

ральных зданий, о передаче цирка в ведение подотдела по народному образованию Съезд постановил: взять на государственное содержание артистов и служащих театров [1, с. 80].

Местные органы, занимавшиеся вопросами театрального строительства, сталкивались с большими трудностями. Долгое время не была налажена работа театральной секции, все еще оставался нерешенным и вопрос о государственном театре в Петровске. Существовавшая труппа профессиональных артистов нуждалась в значительном пополнении и обновлении, а здание театра, переданное от частных владельцев отделу народного образования, требовало капитального ремонта [2, л. 84].

Летом 1920 г. труппа Порт-Петровского театра пополнилась артистами А. Светлановым, Н. Решетовой, А. Дагмаровой, Н. Орловым, Л. Луценко, Т. Петуховой и режиссером С. Аргутинской [2, л. 92].

С осени 1920 г. значительная работа по организации театрального дела была проделана отделом просвещения Дербентского ревкома. Из местных любителей был сформирован первый советский театр с тремя труппами: русской, горско-еврейской и тюркской [2, л. 141]. Подотдел искусств Дербентского ревкома отмечал большие трудности в работе татской и тюркской трупп, связанные в основном с отсутствием кадров, и счел необходимым создать Народный дом искусств для профессиональной подготовки лиц, желающих обучаться искусству, музыке и т.д. Открытие Дома искусств, впоследствии названного Домом Эрлиха, состоялось 12 августа 1920 г. При Доме искусств, который стал центром культурной жизни города, и работал только что созданный театр. Руководил им приехавший из Москвы Б.Н. Тарасенко, который реорганизовал русскую труппу и создал драматическую студию. Для оформления спектаклей был приглашен выпускник Мюнхенской академии художеств К. Митников-Ковылин. Спектакли как русской, так и местных трупп посещались охотно. Только за полтора месяца работы Дома искусств было показано 27 спектаклей, из которых тринадцать давались бесплатно. Много хороших отзывов появилось в печати о постановке молодого театра [2, л. 141, об.].

Многие партийные документы тех лет содержат материал по организации театрального дела в республике. Так, в отчетном докладе обкома X областной партконференции ставилась задача создания театральных коллективов для основных народностей республики [3, л. 106]. Второй вседагестанский съезд Советов, который состоялся в декабре 1922 г., наряду с другими важнейшими вопросами социально-экономического строительства Дагестана обсуждал проблемы культурного строительства в целом и развития театрального искусства в частности [3, л. 106]. Опыт, накопленный в предшествующие годы в театральном строительстве, позволил Нарком-просу наметить конкретный план перспективного развития многонационального профессионального театра.

С 1925 г. в республике начинает работать русский драматический театр, который стал замечательной школой для молодого театрального искусства Дагестана. В эти же годы создается первая театральная студия для подготовки артистов национального театра, педагогами

и воспитателями которой были представители русского советского театра. И в дальнейшем подготовка артистов для театров Дагестана проводилась через специальные национальные студии при художественных вузах Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Еревана, Баку. Выделение внеконкурсных мест в художественные вузы страны стало оправдавшей себя формой подготовки национальной творческой интеллигенции.

Одним из важных факторов подготовки национальной интеллигенции стала активная деятельность представителей творческой интеллигенции других народов, особенно русского, на поприще молодого искусства республики. Нередко первыми режиссерами, художниками в театрах, профессиональными деятелями в музыкальной культуре, изобразительном искусстве, педагогами и наставниками молодой дагестанской художественной интеллигенции были представители русского народа. Их деятельность, творческие поиски способствовали пробуждению собственных сил, выявлению одаренной молодежи [4, с. 55-56].

Щедро делился своими знаниями с молодыми дагестанскими актерами народный артист РСФСР, главный режиссер Дагестанского государственного академического театра, как назывался в 1926-1927 гг. русский театр, Н.Н. Синельников [5, с. 2]. Вместе с ним в Дагестане работали народные артисты СССР М.И. Царев, В.И. Флоринский, Г.А. Белов, народный артист Азербайджанской АССР Н.П. Байков, народные артистки РСФСР О.В. Арди-Светлова, О.А. Жизнева, заслуженная артистка РСФСР Е. Страхова, А.Ф. Сольникова, А.И. Медведева, В.С. Лянче, Н.Н. Лунда, Е. Боррени [6, с. 29]. Режиссеры были приглашены в основном из крупных театральных центров, например, Н. Маргари-тов - из Тифлисского, А. Дарвишев - из Харьковского Краснозаводского рабочего театра, Б. Травин - из Ростовского [6, с. 47].

В конце 20-х гг. после отъезда Н. Синельникова Махачкалинский театр набирает новую труппу, которую возглавила режиссерская коллегия в составе основного режиссера Л. Полонского, художественного руководителя А. Арди и режиссеров Г. Невского, В. Бардина и М. Смоленского [1, с. 133].

Художниками-постановщиками в Русском драматическом театре работали в 20-30-е гг. Нарцев и В. Воскресенский, И. Дедуль, А. Чебурахов, Э. Вюрфельт, А. Янин, К. Цигвинчев, А. Горелкин, В. Шишканов и др. [7, с. 27].

За короткий срок театр завоевал большой авторитет среди трудящихся республики. Спектакли пользовались большим успехом. Уже в первом театральном сезоне 1925-1926 гг. спектакли русского театра посетило 50 тыс. зрителей [8].

С начала 1925 г. Наркомпрос на базе Русского театра открывает 6-месячную театральную студию. Руководили ею артисты Н.Т. Шатров и Б.П. Байков [9, л. 286]. Более 80 учеников изъявило желание учиться сценическому мастерству. Но со временем осталось чуть более 30 человек - по-настоящему желающих посвятить себя национальному театру. С апреля 1926 г. студия была переведена в г. Буйнакск, так как возникли трудности с по-

мещением для занятий. Однако с января 1927 г. она вновь возвратилась в Махачкалу и, объединившись с музыкальным техникумом, стала называться музыкально--театральным техникумом. Основными педагогами были артисты и режиссеры русского театра [6, с. 40, 42].

Во второй половине 30-х гг. в русский театр пришли талантливые артисты, отдавшие ему много лет жизни и весь свой опыт и умение. Интересные, яркие постановки режиссеров В. Петрова и А. Григорина, В. Аксенова, Н. Иванова, А. Верховенского, Л. Самборской создали хорошую репутацию и постоянного зрителя театру. Многие спектакли тех лет отличаются художественной завершенностью, хорошим профессиональным уровнем.

В 1935 г. художественным руководителем театра стал А.С. Сафронов, труппа пополнилась артистами Л. Рома-нычевой, О. Ордынской, Н. Володиным, В. Даровой, М. Босовым, В. Богдановским, И. Мурским, Н. Тихомировым, А. Яблочкиным и др. Из старого состава остались артисты И. Адарский, В. Игорева, Т. Романова и др. Репертуар театра приобрел при А. Сафронове последовательность. Живые, выразительные характеры создали артисты Н. Иванова, А. Скуратов, М. Леонович [6, с. 86]. В конце 30-х гг. режиссерами театра были также А.С. Верховский, П.В. Джапаридзе, А.П. Васильев [1, с. 254].

Яркими, насыщенными, интересными постановками, добротными режиссерскими работами и актерскими образами были ознаменованы 1940 - 1941 гг. Новый художественный руководитель театра Л.С. Самборская привнесла свежую струю в его деятельность, очередными режиссерами вместе с ней работали Н. Шевелев, И. Церетелев, художником - Ю. Бабичев, заведующим музыкальной частью - композитор М. Плот-кин. Л. Самборская пригласила в театр целый ряд новых артистов: Симонова, Ладыжинского, Даля, Мигановича, Лихачеву и др. [6, с. 120].

Из состава артистов прошлых лет продолжали работать уже ставшие популярными С. Токарь, С. Зухо-вицкий, С. Долич, Л. Баум, Д. Лович, Л. Легостаева, А. Козлов [6, с. 121].

Большой признательности, доброго слова заслуживают прежде всего артисты-ветераны Г. Апиткин, Р. Быкова, Е. Боррени, Р. Кулик-Терновская, В. Богдановский, М. Дагестанова, Т. Дагмарова, В. Камаев, Г. Мартини, А. Коленкин, Н. Коробов, Л. Калюжная, О. Лобачевская, А. Рено, В. Шаныгин, Л. Ясиновский, К. Бога-чева, И.И. Карбовский, В.М. Рустамова и многие другие [5, с. 5, 10, 18].

Одним из создателей первого национального кумыкского драматического театра является Н.Т. Шатров [10, с. 11]. В 1931 г. театр уже выступал на краевой олимпиаде искусства народов Северного Кавказа в г. Ростове-на-Дону и занял первое место [11, с. 135].

В начале 1935 г. по решению областного комитета партии и правительства на основе самодеятельных театров были созданы лезгинский, лакский, аварский и азербайджанский театры, в которые вошли наиболее одаренные участники художественной самодеятельности. Организация пяти национальных театров была огромным событием в культурной жизни республики [12, с. 128]. В

репертуар театров включались переводные пьесы советских драматургов, лучшие произведения классической русской и западноевропейской драматургии, повышался художественный уровень постановок театров и сценическое мастерство артистов.

Художественным руководителем аварского театра назначили П.П. Шияновского, который после окончания Московского института театральных искусств в 1939 г. был направлен на работу в Дагестан [12, с. 128].

На развитие лезгинского театра и драматургии оказали большое влияние передовая русская и азербайджанская культуры. Ведь географическая близость с Азербайджанской ССР народов Дагестана, непрерывающиеся культурные связи, сходство музыкального и песенного эпоса обоих народов играли огромную роль.

В начале 1935 г. состоялось торжественное открытие лакского театра. Его коллективу в постановке спектаклей «Мешеди Ибад», «Ашиг Гариб», «Аршин -мал-алан» оказали немалую помощь деятели культуры Азербайджана. Постановку спектакля «Честь» грузинского драматурга Мдивани осуществил воспитанник Тбилисского театрального института П.В. Джапаридзе [13, с. 41].

В годы довоенных пятилеток на дагестанских сценах были поставлены такие произведения, как «Плоды просвещения» Л. Толстого, «Медвежья свадьба» А. Луначарского, «Последняя жертва» А. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «На дне» М. Горького, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Скупой рыцарь» А. Пушкина. На сценах национальных театров Дагестана успешно шли пьесы замечательных деятелей культуры Азербайджана и Грузии: Д. Джабарлы «Се-виль», У Гаджибекова «Аршин-мал-алан», Ширванзаде «Намус» и др. [13, с. 41]. Эта работа имела огромное значение в деле приобщения дагестанцев к передовой культуре русского и других братских народов, способствовала дальнейшему развитию культуры народов Дагестана, укреплению дружбы и интернациональных связей.

С 1930 по 1940 г. кумыкский театр поставил 698 спектаклей и дал 225 концертов, которыми было обслужено 700 тыс. человек. Лезгинский театр, совершая гастрольную поездку по Южному Дагестану, за 4 месяца 1939 г. показал местным жителям лезгинских районов 105 спектаклей, которые посетили 28 тыс. зрителей [12, с. 129].

Всего театрами республики в 1939 г. было поставлено 1195 спектаклей и концертов, которые посмотрели 330 тыс. человек [12, с. 129].

Советское государство повседневно заботилось об укреплении материальной базы драматических театров, улучшении условий для творческого роста актеров. В 1939 г. на содержание драмтеатров Дагестана было ассигновано более 1 млн 400 тыс. рублей [14].

Большую роль в театральной жизни республики играли также гастролирующие коллективы. Так, летом 1936 г. в Дагестане выступал Московский театр оперы, который показал 18 оперных спектаклей в Махачкале («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кармен» и др.), дал вечер отрывков из опер в Буйнакске [15]. Летом и осенью в помещении Государственного театра выступа-

ла оперная и балетная труппа из Москвы под руководством заслуженной артистки РСФСР В. Кригер, артисты Московского драматического театра Центрального клуба железнодорожников и Московского мюзик-холла. Зрители послушали оперы «Фауст», «Князь Игорь», «Севильский цирюльник». Были показаны балетные спектакли «Корсар», «Соперницы» и др. Гастролировал в республике и краевой колхозно--совхозный театр, который выступил в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и показал пьесы «На дне» М. Горького, «Платон Кречет» А. Корнейчука и др. [16].

Множество интересных встреч состоялось у дагестанского зрителя в эти годы с артистами и театральными деятелями из разных городов страны, представлявшими различные виды и жанры сценического искусства. Это было проявлением процесса взаимообогащения и взаимовлияния искусств, присущего советскому многонациональному искусству с первых лет его становления и развития.

Дагестан к 1940 г. имел 6 национальных театров, каждый из них обслуживал одну из местных народностей. Ни один из театров не имел достаточно подготовленного, квалифицированного, художественно-творческого состава. Коллективы комплектовались из лучших участников художественной самодеятельности [17, л. 23]. Единственной возможностью повышения квалификации театральных кадров в Дагестане была организация кратковременных (3-4-месячных) студий при Дагестанском государственном театре. Впервые такие студии были открыты в 1937 г. [18, л. 15]. Каждый театр в течение трех месяцев занимался теоретически и практически при Дагестанском государственном театре. Занятия приносили большую пользу, они дали толчок к дальнейшему развитию театрального искусства в республике [18, л. 69].

Совнарком ДАССР обратился в правительство РСФСР с просьбой обязать Управление по делам искусств при СНК РСФСР принять на учебу в 1939/40 учебном году в художественную школу при ГИТИСе 35 человек из аварского театра, так как по своей творческой подготовке, художественный состав театра являлся самым слабым [18, л. 152].

Для повышения общекультурного уровня актеров национальных театров в 1940 г. были открыты 2-месячные республиканские курсы. Также в течение 19391940 гг. Управление по делам искусств при СНК РСФСР посылало квалифицированных мастеров в национальные театры Дагестана для оказания практической помощи в постановке новых пьес и организации учебной работы в них [18, л. 117, 118].

Новых творческих успехов театры достигли в 1940 г., когда трудящиеся республики отмечали 20-летие со дня установления Советской власти. В этом году ими было поставлено 1139 спектаклей с охватом более 260 тыс. человек [19, л. 32]. Отмечая заслуги театров Дагестана в осуществлении культурной революции, правительство республики в дни юбилея многим присвоило почетные звания народных и заслуженных артистов ДАССР. Артисты Б. Мурадова, А. Курумов, А. Курбанов (кумыкский театр), С. Агабалаев, С. Велиханов, З. Мусаева (лезгинский театр), З. Набиева (аварский театр), А. Джалилов

(лакский театр) получили широкую популярность в народе.

Как отмечалось в постановлении СНК ДАССР «О состоянии и развитии искусства Дагестана», принятом в феврале 1940 г. [1, с. 257], заметный творческий рост национальных театров был обусловлен приходом в художественное руководство квалифицированных режиссеров с высшим театральным образованием. Невиданный размах также обрело самодеятельное творчество народов Дагестана.

В исследуемые годы первые организационные мероприятия советской власти сыграли важную роль в формировании дагестанского многонационального театра, русский драматический театр им. М. Горького по-прежнему остается творческой лабораторией для растущего национального театрального искусства. Поучительными были постановки произведений Н. Гоголя, А. Островского, В. Шекспира, М. Горького и т.д. Большую помощь в этих постановках оказывали русские актеры и режиссеры.

Вместе с тем перед работниками искусства республики стоял ряд серьезных проблем. Самая большая из них - отсутствие в национальных театрах достаточного количества квалифицированных специалистов. Их частая смена и текучесть кадров требовали безотлагательного решения. Остро стоял вопрос обеспечения театров профессиональной режиссурой. Организованное в 1936 г. Управление по делам искусств было призвано решать комплексные задачи организационных и творческих проблем дагестанского театрального искусства.

Таким образом, 20-30-е гг. XX в. явились важным этапом в становлении и развитии театрального искусства в молодой многонациональной республике. Большую роль в развитии профессиональной театральной культуры в Дагестане сыграла деятельность русской интеллигенции.

Литература

1. Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941 гг. М., 1987.

2. Центральный Государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф. Р.-34. Оп. 1. Д. 41.

3. Там же. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 7.

4. Магомедов Д. Профессиональное искусство Дагестана. Махачкала, 1972.

5. Султанова Г. 50 лет Русскому дагестанскому музыкально-драматическому театру им. М. Горького. Махачкала, 1976.

6. Султанова Г. Многонациональный театр Дагестана. Очерки истории. 1917-1941 гг. Ч. I. Махачкала, 1993.

7. Путерброт Э. Театральные художники Дагестана: сб. статей об искусстве. 1972-1993. Махачкала, 1998.

8. Красный Дагестан. 1926. 6 окт.

9. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 4510.

10. Рустамов Г. Театральные россыпи. Махачкала, 1975.

11. Каймаразов ГШ. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.

12. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959.

13. Вагабов М.В. Интернациональные связи народов Дагестана. Махачкала, 1968.

14. Дагестанская правда. 1939. 12 авг.

15. Там же. 1936. 8 авг.

16. Там же. 1936. 21 сент.

17. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 4129.

18. Там же. Ф. Р.-168. Оп. 18. Д. 85.

19. Там же. Ф. Р.-716. Оп. 5. Д. 28.

Поступила в редакцию

11 марта 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.