_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________
композитор, заявив тему, начинает ее развитие. Но Бетховен поступил иначе. Он обрывает главную тему, отводит на второй план, снова и снова повторяет ее. Примерно на середине первой части симфонии побочная партия сменяет главную тему и звучит в до мажор, а в конце вновь с невероятной силой и энергией вступает главный мотив. Во второй части симфонии основной мотив повторяется в разных вариациях, в ней столько фортиссимо, что совершенно неожиданным оказывается переход к третьей части, открывающейся пианиссимо с постепенным нарастанием звука. Но это длиться недолго, вскоре вновь вступает грозный четырехзвучный мотив первой части, который становится доминирующим. Ближе к концу третьей части этот таинственный мотив повторяется, сопровождаемый звуком литавр. Начало четвертой части столь прекрасно, победно и торжественно, она замораживает душу слушателя до сих пор. Бетховен никогда не был склонен недооценивать свои произведения , однако у нас нет точных свидетельств о том, что он в полной мере сознавал гениальность Пятой симфонии. И все же, Пятую симфонию Бетховена можно без преувеличения назвать самым главным произведением европейской классической музыки.
Бетховен, вне всякого сомнения, величайший композитор всех времен и народов. По сравнению с творчеством Моцарта и Гайдна, двух самых знаменитых своих современников, написавших множество произведений в самых различных музыкальных жанрах, наследие Бетховена может показаться относительно скромным. Но что это за произведения! Ни одной лишней ноты, сплошь одни шедевры, причем все до сих пор исполняются и слушаются. Не проходит года, чтобы где-то в мире не исполнялся полный цикл симфоний, фортепианных концертов или фортепианных сонат (на самом деле, таких исполнений бывает несколько в год). Можно с уверенностью сказать, что музыка Бетховена вступает в резонанс с душой слушателя на более глубоком уровне, нежели музыка Моцарта, Гайдна и других композиторов. Неудивительно, что Бетховена часто изображают в виде некого божества. Именно такой Бетховен снисходит к нам - гордый, величественный, властный, непреклонный.
Список используемой литературы:
1. www. lucare. com/immortal
2. www.beethoven-haus-boon.de
3. madaboutbeethoven.com
©В.С. Васильева, 2015.
УДК 784.5
Владимирова Светлана Викторовна
старший преподаватель кафедры хорового дирижирования и народного пения Чувашского
государственного института культуры и искусств,
г. Чебоксары, РФ E-mail: [email protected]
ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА ЧУВАШСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА ПРИМЕРЕ А. ВАСИЛЬЕВА
Аннотация
В статье рассматривается процесс становления чувашской национальной композиторской школы и влияние на ее развитие выдающегося чувашского композитора А. Г. Васильева.
159
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________________
Ключевые слова
Симфония, чувашская симфоническая музыка, произведения чувашских композиторов, хоровая
музыка, хоровая жанровая картина.
Основной целью данной статьи стало расширение профессионального кругозора на основе изучения творчества чувашского композитора А.Г. Васильева.
Понятие о чувашской музыке как о некой целостности, определившемся явлении в ряду многообразных музыкальных культур мира появилось сравнительно недавно. С начала XX века чувашская музыка, по выражению композитора Ф.П. Павлова, была лишь «овражной песней». «Темные инородцы Поволжья», «народ, не просвещенный культурой» - так характеризовали чувашей в официальных документах. Музыка в то время была представлена народным творчеством. Ладовой основой чувашской музыки является пентатоника. Часто в песнях представлены 2-3 пентатонных лада, что ведет к расширению звукового состава до 6-7 звуков. В метроритме широко применяется переменный метр. Распевание отдельных слогов, а также мелизмы не характерны. Среди наиболее распространенных народных инструментов следует назвать - шахлич (дудка), волынки двух видов - шапар (из бычьего пузыря) и сарнай (из козьей кожи), вархан и палнай (язычковые), кёсле (гусли), параппан (барабан), ханкарма (бубен). Первые эксперименты в области гармонизации народных песен и первые сочинения чувашских композиторов появляются в начале ХХ века. Чувашская песня впервые начала звучать в многоголосной гармонии. Родоначальником этого дела был И.М. Дмитриев, учитель пения Симбирской чувашской школы, окончивший регентские классы придворной Певческой капеллы в Петербурге. Он гармонизовал в 1908 году хороводную песню «Пи^нё-пи^мен ^ырлашан» («За не спелой ягодкой») для смешанного хора в шестиголосном изложении. Можно сказать, что именно с этого времени начинается композиторская школа Чувашии. Период до 20-х годов, несмотря на всю краткость по сравнению с другими периодами истории чувашского музыкального искусства, имеет самостоятельное значение.
Период с 20-х годов ознаменован вторым поколением композиторов. За годы Советской власти в Чувашии создается развитая музыкальная культура. Выросли кадры национальных композиторов, певцов, инструменталистов. Возникли Государственный ансамбль песни и танца (1924 г.), Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова (1929 г.), Симфонический оркестр (1936 г.), Союз композиторов (1940 г.), хор Чувашского радио (1943 г.), Оперный театр (1950 г.), большое количество музыкальных школ и множество других заведений, занимающихся воспитанием и развитием культуры. Но на раннем этапе развитие профессиональной музыки начиналось в большинстве с произведений для хора.
С 30-х годов начинается новый этап в развитии музыкальной культуры Чувашии - период формирования основ профессионального искусства. Эту работу вместе с первыми чувашскими композиторами возглавили опытные русские музыканты, приехавшие в Чебоксары из Москвы - В.М. Кривоносов (1904-1941 гг.), И.В. Люблин (1906-1941 гг.), С.И. Габер (1896-1946 гг.). Они развернули активную педагогическую и музыкально-общественную деятельность. Под их руководством в музыкальном училище началась планомерная подготовка национальных кадров, в том числе и композиторских. С их именами связано создание концертной работы, первые национальные произведения крупной формы в области музыкального театра, симфонической и камерной музыки. В.М. Кривоносову принадлежит заслуга в воспитании нового поколения чувашских композиторов. Под его руководством делали первые шаги в композиции Г.Я. Хирбю (1911 г.), Ф.М. Лукин (1913 г.), В.А. Ходяшев (1918 г.), Ф.С. Васильев (1920 г.). Из сочинений вокально-симфонических жанров выделяются оратории «Самана» («Эпоха Октября», 1965 г.), «Ленин на Волге» (1970 г.), кантата «Родному народу» (1960 г.), сюита «Фронтовые эскизы» (1975 г.) Ф.С. Васильева, оратории «Ленин» (1951 г.), «Сказ о Чувашии» (1976 г.), вокально-симфоническая поэма «Памяти поэта» (1965 г.) А.В. Асламаса, «Патриотическая оратория» Г.Я. Хирбю (1970 г., на стихи М. Сеспеля), кантата «Песнь славы» В. А. Ходяшева (1950 г.), поэма «Породнение» М.А. Алексеева (1976 г.). Симфоническая музыка представлена произведениями А.М. Токарева (в том числе 4 симфонии - 1967, 1970, 1974, 1980 гг.), М.А. Алексеева (4 симфонии - 1961, 1964, 1971, 1977 гг.). Хирбю Г.Я., Ходяшев В.А., Васильев А.Г. так же создали ряд значительных инструментальных концертов и камерных произведений. В этот период на сцене Чувашского музыкального театра были поставлены оперы «Шывармань» (1960 г.), «Хамар ял» (1962 г.) Ф.С. Васильева; «Священная дубрава» (1976 г.) А.В. Асламаса; «Нарспи» Г.Я. Хирбю
160
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________
(1967 г.); «Чакка» (1972 г.) А.Г. Васильева и др.; балеты «Сарпике» (1970 г.), «Ар^ури» (1975 г.) Ф.С. Васильева [1, с. 255-256].
Основные тенденции в музыке Чувашии второй половины ХХ-го века с середины 80-х годов до нашего времени ознаменовывается появлением композиторов третьего поколения такими, как: Чекушкина Л. В., Григорьев Ю.П., Полковникова Т.В., Быренкова Л.Л., Салихова В.Г., Трифонов О. П.
Своеобразие чувашской композиторской школы состоит в том, что она, при своей безусловной молодости, успела накопить в своем «багаже» и оперы, и симфонии, и разнообразную камерную музыку. Наивысших художественных и технических результатов она достигла в последние десятилетия в хоровых и вокальных жанрах. Значительное влияние на ее становление оказало творчество выдающегося композитора Васильева Александра Георгиевича. Наработанный им за три десятилетия опыт - прекрасный материал для изучения старых понятий и осмысления процессов, происходящих на сегодняшний день в духовной культуре Чувашской Республики.
В чувашском музыкальном искусстве последней четверти ХХ века фигура А.Г. Васильева выделяется с первых его шагов музыкальной композиции благодаря его незаурядным творческим способностям и достижениям. А. Г. Васильев - представитель поколения национальной творческой интеллигенции, которое можно назвать «постшестидесятниками». В музыкальном искусстве Чувашии, так называемая, «оттепель» в духовной жизни СССР конца 50-х начала 60-х годов проявила себя запоздало по сравнению с Москвой и другими крупнейшими культурными центрами Советского Союза. Особенность Чувашии, как и других автономий в составе союзных республик, заключалась в новом пробуждении национального самосознания на фоне разрушения национального образования, культуры, шедших под флагами формирования «интернациональной» советской культуры. Именно в те годы на А.Г. Васильева особенно сильно повлияло творчество Д.Д. Шостаковича, в частности, цикл «Из еврейской народной поэзии». Под этим влиянием он написал вокальный цикл на стихи П.П. Хузангая. Московский период жизни А.Г. Васильева совпадает по времени с премьерами 14 и 16 симфоний Д.Д. Шостаковича, которые будоражили музыкальный мир пафосом и трагедийностью, никак не вписывавшихся в официальные каноны советского искусства. Многие не воспринимали музыку Д.Д. Шостаковича, некоторые пытались ограничивать исполнение его произведений (известно, что в 60-е года даже близкий друг композитора дирижер Е.А. Мравинский, так и не решился исполнять его 13-ю симфонию). Такие позиции к великому современнику повлекли за собой отношение юного чувашского музыканта к музыкальной драматизации образов, к углубленному психологизму. И именно в этом направлении он нашел лучший способ самовыражения.
Размышление о судьбе родного народа и его культуре отразились в дипломном сочинении А.Г. Васильева, в опере «Чакка» по поэме С. Эльгера «Под гнетом». Воплощая достаточно ординарную для советской оперы тему «проклятого прошлого», оппозицию двух национальных миров - господствующего и угнетаемого. Подчеркивая важность национальной темы, молодой композитор поставил на титульном листе своей партитуры псевдоним «Алмуш» - имя, заимствованное из книг по истории чувашей одного из царей Волжской Болгарии Х века (впоследствии он отказался от использования псевдонима).
На раннем и частично более зрелом этапах творчества Васильева А.Г. была ориентация не на хоровую, а на инструментально-сонатно-симфоническую музыку. Он создавал пьесы и циклы, сонаты для фортепиано, других инструментов, ансамблей, камерного оркестра, симфонические увертюры, поэму, оперу.
Предшественники, придерживавшиеся сходной жанровой ориентации: Геннадий Воробьев в 30-е годы и с 50-х Виктор Ходяшев, находились в исходно более выгодном положении. В отличие от А.Г. Васильева они уже с детства имели исполнительскую специализацию на фортепиано или скрипке. Именно поэтому все хоровые произведения Васильева А.Г. в самом подробном жанровом перечне, составленном к 80-м годам, не образовали даже самостоятельной группы, вошли в раздел «Вокальные сочинения».
К 1980 году Васильев был автором кантаты «Уяв», несколько сезонов исполнявшейся в программах Государственного ансамбля песни и танца Чувашии, имевшей большой успех и удостоенной республиканской молодежной премии.
За три с лишним десятилетия в списке его произведений появилась только одно хоровое сочинение «Таван ?ёршыв савса устерен» (опубликована в журнале «Таван Атал» в 1974 году ноябрьским номером, традиционно посвященному революционно-гражданской теме). Несмотря на тему, произведение лишь
161
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________
условно можно назвать массовой песней. Ремаркой «Sostenuto declamando» (васкамасар) композитор обращает внимание слушателя на жанровые истоки музыки - скорее ораториальные, нежели собственно песенные.
С начала 80-х годов жанровая картина его творчества кардинально меняется. Развиваясь, набираясь опыта, композитор «созревает», чтобы, наконец, не искать опоры своим идеям в системе мировой современной музыки (называемой art-музыкой), а пользоваться наиболее традиционным для национальной школы исполнительским аппаратом, т. е. хором. Суть в том, что к хоровым жанрам А. Васильев пришел не сразу - «так как делали предшественники», а своими идеями и выработанной в других жанрах композиторской техникой, не опробованной представителями традиционного направления. Которое при первом исполнении фрагментов из кантаты «Уяв» («Весенние хороводы»), вызвало у слушателей не однозначную реакцию, потому что композитор использовал самые современные авангардные методы (алеаторика, сонористика и др.)
Созданные в 80-х - 90-х годах хоровые сочинения, стали значительны в современном музыкальном искусстве Чувашии. Названия только наиболее значительных, часто исполняемых циклов Васильева А.Г. для хора без сопровождения: концерт в 6 частях «£урхи Уяв» («Весенние хороводы»); сюита в 7 частях «Самана утти» («Шаги эпохи»); цикл обработок народных песен в 5 частях «Вайа карти юррисем» («Песенные игры»); кантата в 3 частях «Аталпа тинес хушшинче» («Обретение земли»); цикл в 15 частях «Эс ?ук та - юррам та савак мар» («Без тебя жизнь моя печальна»); концерт в 4 частях «Селен эрни» («Бабье лето»); концерт в 5 частях «Алран кайми аки-сухи» («Поклонение земли и предкам»).
В этих и других произведениях Васильева А.Г. наиболее интересной стороной является своеобразность мышления композитора и его музыкального развития, которое в искусстве принято называть симфонизмом.
При этом традиционный для профессиональной чувашской школы, исполнительский аппарат - хор, как бы, заменил Васильеву симфонический оркестр. Замена оказалась, с одной стороны вынужденной, ввиду прекращения деятельности филармонического оркестра 40 лет назад, с другой стороны, А. Васильев с юности впитал высшие принципы мышления музыки европейской традиции, найдя им применение в национальном многообразии хорового звучания.
90-е годы в творчестве А.Г. Васильева - период обобщений богатого опыта в инструментальных и особенно в излюбленных им хоровых жанрах, время выхода на новый более высокий уровень достижений. Явлением в чувашской симфонической музыке стало «Приношение Ф. Павлову» (1992), написанное композитором к 100-летию со дня рождения одного из основоположников профессионального музыкального искусства Чувашии.
Фольклоризм Васильева А.Г. заключается в использовании народной музыки при создании своей. Здесь не было прямого влияния учителей. Среди ранних учебных сочинений отсутствовали обработки народной песни, он почти не прибегал и к цитированию народных мелодий и не подражал фольклорным образцам. Интерес к народной песне пробудился уже в 70-е годы, скорее всего через попытки реализовать главную проблему искусства - поиск новизны, новаторства.
Первые творческие эксперименты работы непосредственно с фольклорным материалом привели к появлению таких сочинений, как «Вторая соната» для фортепиано (1974 г.), а также, ряд произведений, созданных по заказу хоровых коллективов (кантата «Уяв» (1980 г.); «£аварни юррисем» (начало 80-х); хоровая «Поэма» на стихи П.П. Хузангая; «Алран кайми аки-сухи и др.). Фольклорная линия в его творчестве с тех пор не прерывается, меняется лишь характер и интенсивность непосредственных обращений к материалу, а в последнее десятилетие фольклор занимает основное место в его музыкальном сознании. Композитор открыл для себя как богатство и разнообразие народной мелодии, так и глубочайшую содержательность народной эстетики и философии, ею отраженной.
В последнее десятилетие одним из ведущих жанров в творчестве А. Г. Васильева стала хоровая музыка. Композитор с самого начала своей деятельности обращался к хору, но идейно-художественной значимости партитур, по новизне и глубине музыки, хоровой жанр, только сейчас занял исключительное положение в его творчестве. Думаю, что на это имеются веские причины и кроются они не только в личных симпатиях композитора к хору, но и в глубинных корнях, в традициях музыкального исполнительства чувашского народа. Общеизвестно, что чувашский народ издавна любил коллективное пение, что и явилось
162
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________
предпосылкой быстрого и естественного приобретения и вхождения в его музыкальное сознание тех или иных формах академического хорового исполнительства. Общеизвестно и то, что хоровая музыка тесно связана с национальным коллективным сознанием, утверждением единых национальных обычаев и, естественно, отражает существенные признаки жизнедеятельности единого народа.
А. Г. Васильев - композитор глубоко лирического склада дарования, а потому какие-то движения в развитии духовного в народе он воплощает через определенно конкретное явление и индивидуальновыстраданное переживание. Композитор передает эти личные чувства героев через хор, через многообразные, многосложные средства выразительности, доступные только хору. В последние тридцать лет он целеустремленно, неустанно изучал выразительные возможности хора, и сейчас можно утверждать, что он блестяще знает их и совершенно потрясающе использует в своих партитурах.
Хор Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца уже свыше двух десятилетий интенсивно работает с хоровыми произведениями А.Г. Васильева. Были здесь и миниатюры, и крупные хоровые циклы (кантата, поэма, сюита, многочастные циклы). Примеры произведений в программе Государственного академического ансамбля песни и танца: «Юрлап кана юрлап, мен парар?» («Спою, а что за песнь дадите?»), «Ике салтак юрри» («Две чувашские рекрутские песни»), «£урхи уяв» (Весенние хороводы), «Тухъя лирчене таканче» (Осыпались с тухйи кораллы), «Тари»
(Жаворонок). «Сама утти» (Шаги эпохи), «Вайа карти юррисем» (Песенные игры), «Аталпа тинес хушшинче» (Обретение земли), «Эс ?ук та - юррам та савак мар» (Без тебя песнь моя печальна).
Среди перечисленных произведений четко выделяются две группы: одна связана с театральносценической обрядностью, что, естественно, свойственно ансамблю народного начала в условиях концертной эстрады («Весенние хороводы», «Шаги эпохи», «Песенные игры»), а другая - с концертноакадемической формой («Жаворонок», «Обретение земли», «Без тебя песнь моя печальна»). А потому, некоторые исполняются как вокально-хореографические действия, а другие - в сугубо концертной форме.
Необходимо отметить, что композитор использует подлинный историзм, владеет культурным наследием своего народа. Если душа исполнителя не наполнена всем этим комплексом чувств, то он не сможет донести до слушателя глубокое содержание, заложенное в творчестве А. Г. Васильева.
Список используемой литературы:
1. Илюхин Ю. А. Композиторы Советской Чувашии : - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1982 - 320 с.
2. Кондратьев М. Г. О ритме чувашской народной песни : - М. : Чуваш. кн. изд-во, 1990 - 144 с.
3. Шахназарова Н. Г. Национальная традиция и композиторское творчество : - М. : Чуваш. кн. изд-во, 1992 - 187 с.
© С.В. Владимирова, 2015
УДК 78
Савадерова Анна Витальевна
профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования и народного пения Чувашского
государственного института культуры и искусств,
г. Чебоксары, РФ E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИРИЖИРОВАНИЯ КАК ВИДА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Аннотация
Статья посвящена историческому аспекту становления дирижерского искусства как самостоятельной музыкально-исполнительской специальности, а также вопросы генезиса профессии дирижера. В статье
163