9. Рукописный фонд профессора Н.В. Никольского. История. Этнография. Фольклор: Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. Отд. I. Ед. хр. 159. Инв. № 4705-4745. Л. 232-234.
10. СалминА.К Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.
11. Тимофеев Т.Г. Тахарьял. Этнографические очерки, фольклорные материалы, дневниковые записи, письма и воспоминания. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2002. 431 с. (на чув. яз.).
СЕМЁНОВА ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА - аспирантка кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tanya-010383@mail.ru).
SEMENOVA TATIANA VITALIEVNA - post-graduate student of Archaeology, Ethnography and Regional History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 371.12.018.46(470.344)(091)) “18/19”
Л.Н. ТОХТИЕВА
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЧУВАШСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ*
Ключевые слова: школьное учительство; педагогические курсы, учительские собрания и съезды.
Представлены отдельные аспекты профессиональной подготовки учителей для школ Чувашии.
L.N. TOHTIEVA
TEAECHERS’ TRAINING AND SKILL UPGRADING IN CHUVASHIA AT THE END OF THE END OF XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES
Key words: school teaching, pedagogic courses, teachers’meeeting and conferences.
Separate aspects of professional teachers' training in school of Chuvashia.
В условиях модернизации российского общества проблемы школьного образования являются особенно важными. К злободневным вопросам в современных условиях следует отнести анализ профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в дореволюционной истории нашей республики.
Некоторые аспекты формирования учительских кадров и их деятельность на территории Чувашии освещены в работах современных ученых Г.А. Александрова, А.В. Арсентьевой, Л.М. Гавриловой, Н.М. Ивановой, Д.Е. Егорова, Л.А. Ефимова и некоторых других. Однако проблема деятельности учительства в регионе не была предметом специального исторического исследования, в результате чего недостаточно изученными остаются профессиональная деятельность, повседневная жизнь учителей, их условия труда, взаимоотношения с учениками и родителями, общественностью. В этой связи актуальным является рассмотрение профессиональной подготовки школьного учительства в дореволюционный период. Изучение опыта предшествующих поколений позволит педагогам республики двигаться вперед значительно быстрее с учетом как достижений, так и ошибок прошлого.
Школьное учительство - особая социально-профессиональная группа, сформировавшаяся в России в основном во второй половине XIX - начале XX вв. Учителя, по мнению Л.М. Гавриловой, являлись «самым многочисленным и быстрорастущим...» сообществом [3. С. 32], по убеждению Г.А. Александрова, «наиболее сформированным отрядом дореволюционной чувашской интеллигенции» [1. С. 3]. Педагоги выполняли наиболее важные социальные функции -воспитание и обучение, формирование жизненных ценностей новых поколений. Первоначально лица, осуществлявшие учительские обязанности как на территории Российской империи в целом, так и Чувашском крае в частности, не имели никакой специальной подготовки. Это были более или менее грамотные люди из среды духовенства или светские лица, закончившие какое-либо учебное заведение или получившие домашнее образование. В школах в основном ра-
* Исследование выполнено в рамках госконтракта № 16.740.11.0408 «Ретроспектива процессов модернизации государственного управления в Чувашии (60-е гг. XIX - 30-е гг. XX вв.)».
ботали выпускники удельных училищ, волостные писари, отставные солдаты, исключенные семинаристы либо случайные люди, не имеющие определенной подготовки [5. С. 103-104]. После 1868 г. для желающих занять учительскую должность обязательным был экзамен (испытание) на звание учителя. Требования к уровню образования школьных наставников постепенно повышались, складывалась гибкая система специального педагогического образования.
Во второй половине XIX - начале XX вв. происходило постепенное увеличение числа городских и сельских школ, в связи с чем наблюдалась потребность в педагогических кадрах. Так, по данным В.П. Рожнова, в 1860 г. насчитывалось 42 сельские школы и 14 - городских, а в 1900 г. - 596 и 31 соответственно [7. С. 161, 172-173].
Учительство в то время представляло собой довольно пеструю социальную группу как по социальному происхождению, так и по уровню образования, профессиональной квалификации. Учителя городских школ, составлявшие меньшинство, обладали сравнительно высокой квалификацией. Более половины преподавателей сельских школ не имели специальной педагогической подготовки. Возможность получить высшее или среднее образование, устроиться на работу в более привилегированное учебное заведение, как правило, имели выходцы из дворян, чиновничества, духовенства и состоятельные горожане. Подавляющее большинство учителей начальных сельских школ были детьми крестьян и сельского духовенства.
Центрами подготовки учителей для Казанского учебного округа во второй половине XIX в. стали учебные заведения Казани, Оренбурга, Самары, Симбирска, Уфы. Некоторые представители чувашского народа учились в Московском, Санкт-Петербургском, Парижском, Варшавском, Сорбонском университетах, в духовных семинариях и т.д.
Важная роль в подготовке педагогических кадров принадлежала Казанскому университету. Здесь за 1880-1916 гг. высшее образование смог получить 91 выходец из Чувашского края [4. С. 21]. При этом следует отметить, что в Казанском университете в дореволюционный период так и не сложилась цельная система подготовки к преподавательской деятельности. Выпускники университета становились учителями благодаря хорошему знанию предметов, мировоззренческим установкам, личным качествам. По данным В.П. Рожнова, в 1858 г. из 13 учите-лей-предметников городских училищ Чувашского края 3 человека окончили Казанский университет, 8 - гимназии, 1 - уездное училище и 1 имел домашнее образование. По образовательному уровню учителей лучше других выглядело Чебоксарское училище, где из 4 учителей-предметников работали 2 учителя с университетским образованием и 2 - со средним (гимназия) [2. С. 7].
Учителей для Чувашского края готовили и в средних учебных заведениях Казани - духовной семинарии, учительском институте, низших педагогических учебных заведениях - инородческой семинарии, земской женской школе. Так, в 1849 г. в штате Ядринского училища состояли три выпускника Казанской семинарии - К. Соколов, А. Николаев и Д. Органский, а также И. Муромцев, выпускник Казанской гимназии, А. Константинов, выпускник Санкт-Петербург-ского института Гатчинского воспитательного дома, и И. Михайлов, учившийся во 2-й Казанской гимназии. В 1902 г. в училище г. Цивильска работали: Н.Н. Волжанин и А.Н. Храмцов, выпускники Казанского учительского института; А.П. Василевский, выпускник Казанской духовной семинарии и А.П. Мансуров, выпускник Казанского городского четырехклассного училища [2. С. 7]. По данным Л.А. Ефимова, в Чебоксарском уезде в 1876 г. находилось 4 городских и 24 сельские школы, в которых преподавали 27 законоучителей и 31 учитель. Большая часть учителей имела специальное образование: 8 че-
ловек окончили Казанскую земскую учительскую школу, 4 - неполный курс Казанской учительской семинарии, 2 - педагогические курсы при Казанском уездном училище, 2 - другие низшие педагогические заведения [5. С. 109]. Все законоучители были священниками и окончили Казанскую духовную семинарию. В начальных школах Ядринского и Цивильского уездов по состоянию на 1886 г. из 215 учителей окончили Казанскую учительскую семинарию 13 человек, Казанскую земскую женскую семинарию - 13, Симбирскую чувашскую школу - 10, Казанскую духовную семинарию - 67, остальные - уездные двухклассные и другие начальные училища [5. С. 109].
Особым учебным заведением, центром распространения педагогических знаний, передовых методик обучения в сельских школах Поволжья являлась чувашская школа в Симбирске (1868 г.), основанная И .Я. Яковлевым и преобразованная в учительскую (1890 г.). Здесь за дореволюционное время было подготовлено около одной тысячи учителей [5. С. 122]. В Порецкой учительской семинарии - первом педагогическом заведении на территории Чувашии (1872 г.) - подготовлено 765 учителей [5. С. 107]. С 1914 г. начинает свою деятельность Шихранская учительская семинария.
Обучение в Симбирской чувашской школе было трехклассным (шестилетним). Преподавались предметы: закон божий, русский и церковнославянские языки, главные основания геометрии, земледелие, черчение и рисование, история, география, главные сведения понимания явлений природы, чистописание и пение, ремесла и гимнастика. Теоретическое изучение педагогики сочеталось с практикой, которая проходила в начальном училище: посещение занятий, проведение уроков, знакомство с методической литературой. Воспитанники Симбирской учительской школы были призваны не только учительствовать, но и проводить просветительскую работу среди сельского населения, организовывать библиотеки, народные чтения, распространять сельскохозяйственные знания, создавать мастерские. Таким образом, по мнению Л.А. Ефимова, деятельность чувашских учителей впервые приобретала статус гражданской профессии, а сельские школы становились важным социальным институтом для подготовки грамотных и равноправных граждан России [5. С. 119].
В конце XIX - начале XX вв. ситуация с педагогическими кадрами в Чувашском крае изменилась. Педагогическое образование стало отличаться большой вариативностью и систематичностью. Появление педагогических классов при женских гимназиях, епархиальных училищах и в духовной семинарии, а также специальных педагогических учебных заведений (учительских семинарий и Казанского учительского института) привели к значительному увеличению численности учителей и повышению качества их образования. Так, в 1914 г. в уездах насчитывался 871 учитель, стоит отметить, что % из них - чуваши [1. С. 5].
Система переподготовки учителей в этот период состояла из проводившихся регулярно курсов, педагогических съездов и собраний. С 1896 по 1904 г. в Казанской губернии действовало 16 таких курсов, 7 из них - в Чувашском крае. Например, в 1897 г. в Цивильске были организованы месячные педагогические курсы для совершенствования приемов преподавания предметов по программе Н.И. Ильминского. Для церковных школ в 1898 г. были организованы педагогические курсы при Чебоксарском духовном училище. Их слушателями стали учителя одноклассных церковно-приходских школ и школ грамоты из 7 уездов Казанской губернии: Чебоксарского, Цивильского, Ядринского, Тетюшского, Козьмодемьянского, Чистопольского и Царевококшайского. Летом 1901 г. 10 учителей по рекомендации Цивильского уездного епархиального отделения были отправлены на педагогические курсы в г. Казань [6. С. 38]. 1 июля 1902 г. при Чебоксарском городском училище открылись постоянно
действующие педагогические курсы [6. С. 39]. Слушатели курсов знакомились с важнейшими сведениями по общеобразовательным предметам, с дидактикой и методикой начального обучения, посещали и проводили пробные уроки с последующим их разбором преподавателями училища.
Однако курсы не могли решить проблему масштабной подготовки педагогов. Во-первых, их проведение было дорогостоящим мероприятием. Во-вторых, далеко не все желающие имели возможность посещать их.
В начале XX в. стали применяться новые формы педагогического образования с целью предоставления учителям возможности обменяться опытом, поделиться методическими наработками. Так, в 1905 г. в Чебоксарском уезде были устроены учительские собрания, которые проходили во внеучебное время под председательством уездного наблюдателя. Всего было проведено 3 собрания и каждое в новой школе: Шершульской, Сотниковской церковноприходских школах и Липовской школе грамоты. Собрания оказались достаточно плодотворными: некоторые суждения приняли форму постановлений и были занесены в особые протоколы. Главной обсуждаемой темой оказалась проблема обеспечения церковных школ [6. С. 39].
Большую помощь в педагогической деятельности оказывали уездные учительские съезды. В их работе могли принять участие все учителя данного уезда. Например, в 1882 г. был проведен первый съезд в Цивильске, в следующем году - в Ядринском и Козьмодемьянском уездах.
На первом съезде учителей в г. Цивильск присутствовало 23 педагога, кроме того, явились 2 учителя Ядринского уезда. Участниками сьезда были изложены письменные сведения о состоянии их училищ. Прослушано и проанализировано 11 уроков, обсуждены вопросы: продолжительность учебного года, расписание уроков. Рекомендовались меры по улучшению успеваемости. Главным средством для привлечения в школу детей было признано «сердечное отношение учителей к ним и вообще к учебному делу». Учитель должен был сблизиться с учениками и крестьянами, поставить себя так, чтобы крестьяне относились к нему с доверием, как к своему помощнику в воспитании детей. Относительно привлечения в школу девочек было решено так: «Не стеснять девочек четырехлетним курсом обучения, и допустить для того на первое время двухгодичный курс. Средством для привлечения в школу служило пение молитвы на чувашском языке и рукоделие. Что касается возраста детей, принимаемых в школу, то считать нормальным для крестьянских малышей с 9 лет» [5. С. 95].
В работе первого съезда учителей Чебоксарского уезда, проходившего в с. Бичурино (июнь 1883 г.), принимали участие учителя 18 чувашских, 6 марийских и 5 русских школ. Руководили съездом директор народных училищ Казанской губернии И.А. Износков, инспектор чувашских школ И.Я. Яковлев и инспектор училищ Казанской губернии В.А. Казаринов. В качестве методистов прибыли И.С. Бюргановский (по чтению, письму и арифметике), Л.П. Петров (по пению), оба из Симбирской чувашской школы. Съезд признал недостаточным 3-годичный курс обучения инородцев и требовал введения 4-летнего курса. Он рекомендовал обучение русской грамоте со второго года; принял систему двух отделений при 4-летнем курсе обучения. Педагоги настаивали на введении чтения книг на родном языке. Решения съезда нашли широкую поддержку среди педагогической общественности того времени.
На съезд учителей Ядринского уезда, работавшего с 1 по 10 августа 1883 г. в с. Апиково, прибыли 25 учителей из Ядринского уезда и 5 педагогов из чувашских школ Козьмодемьянского уезда. Руководили работой съезда инспектор чувашских школ учебного округа И .Я. Яковлев и инспектор 3-го участка Казанского учебного округа П.И. Беляев, а также член училищного совета от Ядринского
уездного земства священник П.М. Сартов. Обсуждались проблемы, связанные с постановкой учебного процесса в школе, в частности обучение грамоте, чтению, правописанию, церковнославянскому языку, арифметике, преподавание Закона Божия и пения. По предложению И.Я. Яковлева вновь был включен вопрос о привлечении девочек в школу. Учителей волновали вопросы о дисциплине, наградах и поощрениях, ученических и учительских библиотеках, учебных пособиях и др. Во время съезда опытные педагоги проводили открытые уроки во временной школе из 14 чувашских детей, устроенной при Аликовском двухклассном училище.
По каждому обсужденному вопросу принимались важные решения и рекомендации. Например, участники съезда пришли к выводу о необходимости открытия при сельских училищах воскресных повторительных классов для учеников, окончивших в них курс. Но, чтобы «возбудить в них более интереса и расположить их к воскресным занятиям, необходимо, кроме повторения пройденного, сообщить им в форме бесед и другие полезные знания по русской истории и географии» [3. С. 49].
Любопытно, что на уездном съезде самими учителями был решен вопрос о начале учебного года. При этом устанавливались разные сроки в зависимости от времени окончания полевых работ. На съезде также было предложено открыть по одной учительской библиотеке на уезд.
Об участии преподавателей Чувашского края в работе учительских съездов и краткосрочных педагогических курсов частично можно судить по материалам анкетирования в 1903-1904 гг. Наиболее активно в работе педагогических курсов участвовали педагоги Цивильского и Ядринского уездов, в работе съездов - учителя Чебоксарского и Ядринского уездов [3. С. 50]. Оказалось, что процент участвовавших лиц среди учителей школ духовного ведомства выше, чем среди преподавателей земских школ. Так, из учителей земских школ в работе названных курсов участвовали 29,6% (236 из 796 учителей), из преподавателей школ духовного ведомства - 45,6% (438 учителей из 960). Данный факт, по мнению Л.М. Гавриловой, был обусловлен не только низким уровнем квалификации учителей церковных школ, но и необходимостью их идеологической обработки. Основное внимание на педагогических курсах, проводимых духовным ведомством, уделялось изучению «наилучших методов обучения детей Закону Божию» [3. С. 50].
Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. возросшая армия учителей Чувашского края становилась полноценной социальной группой. В этот период в преподавании начинает преобладать светский характер обучения, на место священника приходит подготовленный педагог, говорящий на родном языке учащихся и потому близкий им по духу и культуре [6. С. 40]. В целом происходят качественные изменения профессионального облика школьного учителя.
Литература
1. Александров Г.А. Чувашская интеллигенция: истоки. Чебоксары: Чувашия, 1997.198 с.
2. Арсентьева А.В. Учительство городских училищ Чувашского края: личности, судьбы, повседневная жизнь // Вестник Чувашского университета. 2006. № 5. С. 3-15.
3. Гаврилова Л.М. Учителя средней и начальной школы Чувашии во второй половине XIX - начале XX вв. // Социально-экономическое развитие Чувашии в период капитализма. Чебоксары: ЧНИИ, 1987. С. 32-55.
4. Гаврилова Л.М. Подготовка кадров интеллигенции Чувашии в учебных заведениях Казани во второй половине XIX- начале XX вв. // Вопросы истории Чувашии периода капитализма. Чебоксары: ЧНИИ, 1986. С. 3-34.
5. Ефимов Л.А. Школы Чувашского края вХ1Х-ХХ вв. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. 536 с.
6. Иванова И.П. Начальная народная школа и учительство во второй половине XIX - начале XX вв. в Чувашском крае // Вестник Чувашского университета. 2006. № 5. С. 33-41.
7. Рожнов В.П. Статистика Чувашии в период капитализма // История и культура Чувашской АССР. Чебоксары: ЧНИИ, 1971. Вып. 1.С. 137-196.
ТОХТИЕВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - соискатель учёной степени кандидата исторических наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чувашия (toklarisa@yandex.ru).
TOHTIEVA LARISA NIKOLAEBHA - competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.