Научная статья на тему 'Особенности организации музыкального профессионального образования в Народных консерваториях в России в начале XX века (на примере Симбирской губернии)'

Особенности организации музыкального профессионального образования в Народных консерваториях в России в начале XX века (на примере Симбирской губернии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
268
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGY / HISTORY / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суетин Илья Николаевич

В статье описаны особенности организации музыкального образования в Народных консерваториях в начале XX века в России, в частности в Симбирской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Суетин Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a description of peculiarities of musical education in Public conservatories at the beginning of 20th century in Russia especially in Simbirsk guberniya.

Текст научной работы на тему «Особенности организации музыкального профессионального образования в Народных консерваториях в России в начале XX века (на примере Симбирской губернии)»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДНЫХ КОНСЕРВАТОРИЯХ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

И.Н. Суетин

В статье описаны особенности организации музыкального образования в Народных консерваториях в начале XX века в России, в частности, в Симбирской губернии.

Ключевые слова:профессиональное образование, педагогика, история, музыкальное образование.

Peculiarities of musical education in Public conservatories at the beginning of 20th century in Russia (Simbirsk guberniya for example). There is a description of peculiarities of musical education in Public conservatories at the beginning of 20th century in Russia especially in Simbirsk guberniya.

Key words: professional education, pedagogy, history, musical education.

В начале XX века в России существовала определенная система классического музыкального профессионального образования. К 1912 году консерватории существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове. При активном участии и поддержке Императорского Русского музыкального общества во многих городах были открыты музыкальные училища. Несмотря на это, в 1906 году в Москве на базе Московского Общества Народных университетов была открыта Народная консерватория - совершенно новый для того времени тип учебного заведения. Постепенно Народные консерватории

организовывались и в других городах страны. Наибольшую активность эта тенденция приобрела в первые годы советской власти. В Симбирской губернии Народные консерватории были учреждены Губернским отделом народного образования в Симбирске (1918 год) и Сызрани (1919 год).

В настоящее время многие исследователи проявляют интерес к тенденциям в области общего и специального музыкального образования, имевшим место в начале XX столетия. В частности активно изучаются архивные материалы, относящиеся к организации музыкального образования в Народ-

ных консерваториях и деятельности государственных органов в этом направлении. Существуют неоднозначные позиции ученых в определении статуса подобных заведений, их целей и задач, а также степени получаемого в них образования. Помнению Г.А. Прасловой Народные консерватории совмещали в себе общее и профессиональное музыкальное образование. Автор отмечает: «Цель музыкального образования в Народных консерваториях - распространение музыкального образования в широких слоях населения. Основные задачи музыкального образования включали: подготовку народных учителей музыки и пения, общее музыкальное образование, ознакомление учащихся с русской народной музыкальной песней и церковным пением» [3, 149-150]. Т.В. Марчишина, опровергая выводы исследователей, приравнивающих Народные консерватории к уровню высших учебных заведений, считает, что Народные консерватории, продолжая традиции созданной в 1862 году М.А. Балакиревым Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, имеют своей целью дать общее музыкальное образование любителям музыки [2, 82]. Н.И. Иванова в своем диссертационном исследовании высказывает мысль о том, что «...хоровые классы в Московской Народной консерватории являлись практически творческой базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки. В них развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, готовились дирижерско-хоровые кадры.» [1, 65].

Неоднозначность авторов по этому вопросу вызывает интерес к дальней-

шим исследованиям по данной проблематике, в частности на региональном уровне. Для наиболее объективного вывода об особенностях организации музыкального образования в Народных консерваториях, а также их целях и задачах, необходимо сопоставить факты из различных источников.

Идея открытия Народной консерватории в Москве появилась еще в 1905 году. Инициатива принадлежала некоторым членам музыкальной комиссии при Императорском Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Ее учредителями являлись: Д.И. Аракчеев, Е.В. Богословский, И.А.Брызгалов, А.Т. Гречанинов, Д.И. Зарин, А.Н. Карасев, П.А.Карасев, Е.Э. Линева, А.Л. Маслов, С.И. Танеев, А.Г. Чесноков, Б.Л. Яворский, Н.А.Янчук, Ю.Э. Энгель. Было решено ввести Народную консерваторию в состав Московского Общества Народных университетов в качестве музыкальной секции. Позже Ю. Энгель в своем очерке отмечал: «Два года тому назад в Москве возникло новое по идее и названию учреждение - Народная консерватория. Подобно тому, как народный университет поставил своей задачей проводить в широкие массы научные знания, Народная консерватория задалась целью проводить в те же массы знания музыкальные. Естественно, что при такой общности основных задач оба учреждения слились в одно, и Народная консерватория при самом своем возникновении вошла в состав Народного университета в виде его музыкальной секции. Секция эта автономна и функционирует на основании инструкции, выработанной ее же членами и утвержденной общим собранием общества Народных университетов.» [6, 3]. Из материалов отчета Московского Общества

Народных университетов за 1906-1907 год видно, что общее собрание музыкальной секции делилось на несколько комиссий по отдельным специальным предметам: хоровая комиссия, комиссия по сольному пению, фортепианная комиссия, струнная комиссия, теоретическая комиссия. Можно предположить, что эти комиссии были подобием музыкальных кафедр, существовавших в то время в музыкальных ВУЗах. Отчет содержит инструкцию музыкальной секции (Народной консерватории) в которой говорится: «Музыкальная секция Московского Общества Народных университетов (Народная консерватория) имеет своею задачей распространение музыкальных знаний в возможно широких слоях населения Москвы и Московской губернии и содействие этому делу в пределах России. Для достижения этой цели секция устраивает общие и специальные музыкальные курсы, школы, концерты, лекции, оперные и другие представления и прочее, организует музеи, библиотеки, нотные и инструментальные склады, издает ноты, книги, брошюры, учебные пособия...» [4, 15-16]. Несколько иначе трактуются цели и задачи Народной консерватории в Уставе первой Народной консерватории Лифляндской губернии: «Народная консерватория учреждается для распространения музыкального образования в широких слоях населения, сделав таковое вполне доступным малосостоятельным его классам. Основной задачей Народной консерватории, одновременно с развитием хоровых классов и подготовкой народных учителей музыки и пения, и наряду с общим музыкальным образованием, должно являться изучение и ознакомление учащихся с народной музыкой, песней и церковным пение. Спе-

циальные и общие классы и аудитории Народной консерватории открываются по мере надобности и в зависимости от числа учащихся.» [5, 3-4].

Неоднозначный подход к организации учебной деятельности существовал внутри самой Московской Народной консерватории. Ю. Энгель, описывая ее деятельность, отмечал: «.постепенно среди членов Народной консерватории все больше определялись два течения, наметившихся уже при самом ее основании. Одни (большинство) полагали, что основная задача Народной консерватории - хоровые классы (общее музыкальное развитие масс). Сольные (специальные) классы -если только поставить преподавание в них на необходимую высоту - требуют таких затрат, что сколько-нибудь широкая организация их непосильна для Народной консерватории; понизить же необходимый уровень преподавания или повысить плату до крупных размеров, окупающих дело, - недопустимо, так как и то, и другое противоречит основной идее учреждения. Другие члены музыкальной секции (меньшинство) выдвигали на первый план и сольные классы, предлагая для расширения их ряд мер, которые сводились к понижению уровня преподавания и увеличению платы.» [6, 5-6].

Подобные процессы происходили и в Симбирской губернии. Симбирская Народная консерватория была учреждена в мае 1918 года. Из документов Государственного архива Ульяновской области известно: «.открытием в Симбирске народной консерватории имелось ввиду предоставить возможность широким слоям городского населения вообще и пролетариату в особенности, за доступную плату получать серьезное музыкальное образование.; открытие

в Симбирске народной консерватории отвечает назревшей потребности в доступном музыкальном образовании. Состав учащихся - преимущественно демократический. За последнее время наблюдается поступление в консерваторию рабочих с фабрик и заводов, домашней прислуги.» [7, 2]. Аналогично обстояло дело в Сызрани: «Сызранская народная консерватория имеет целью широкое распространение музыкального образования во всех его видах и ставит своей задачей общедоступность изложения и изучения музыкальных предметов и достижение наибольшего развития учащихся при их личной самодеятельности. В целях обслуживания эстетических интересов населения устраивает общедоступные музыкальные собрания, концерты, организует народные хоры, музыкальные кружки и общества, открывает курсы для подготовки музыкально-образованных деятелей, руководителей Народных хоров, учителей музыки и пения для школ 1 и 2 ступеней, издает брошюры и периодические издания по вопросам, связанным с деятельностью Консерватории» [8, 6].

Обращает на себя внимание некоторое отличие в определении целей и задач Народных консерваторий в различных городах, хотя прослеживается и общее.

Активную деятельность по организации музыкального образования в Симбирской Губернии вели А.В.Абутков (заведующий Симбирской Народной консерваторией) и Я.Г. Медин (заведующий Сызранской Народной консерваторией). Из письма А.В. Абут-кова: «.для того чтобы вопрос музыкального образования был поставлен на должную высоту, и чтобы ему было дано правильное направление, необхо-

димо уделить самое серьезное внимание делу организации музыкальных учебных заведений и их педагогической деятельности у нас в губернии...; достижение педагогических задач мыслимо только при наличии компетентных специалистов. Помимо своего профессионально-образовательного ценза, они должны обладать педагогическим талантом, уметь сжато, полно и понятно излагать и сообщать свой запас знаний и опыта. Пробуждение интереса в учащемся к изучаемому предмету, привлечение аудитории к совместной игре - организации класса ансамбля, организация оркестров духового, кон-цертно-сольного и симфонического, соединение разрозненных учеников по классу пения в хор - таковы задачи преподавательской работы в Народной консерватории.; полагаю, что только в руках широко-просвещенных музыкантов-педагогов, с высшим консерваторским образовательным цензом, удастся достигнуть скорейших положительных результатов в деле правильного музыкального образования.» [7, 16-18].

Для преподавания в консерваториях привлекались лучшие образовательные ресурсы губернии. Первыми преподавателями Симбирской консерватории вместе с А.В. Абутковым стали известные Симбирские педагоги, музыканты и певцы: И.И. Волков (композиция), Г.Г. Карпова и Н.Н.Манвелова (вокал), Е.М. Савелова-Созентович и Н.С. Косарин (фортепиано), С.М. Лонгер (скрипка), Н.Т. Лыбин (виолончель), Ф.П. Яковлев (флейта), М.Ф. Белов (кларнет) и др. В документах Государственного архива Ульяновской области содержатся сведения о штате преподавательских работников Сызранской Народной консерватории за 1919 год [8, 8]. Из 17 преподавателей, преподававших к тому

моменту в данном учреждении, 7 имели высшее музыкальное профессиональное образование, 7 средне-специальное образование. Многие закончили ведущие музыкальные профессиональные учебные заведения России и зарубежья. К числу их относятся: Московская консерватория, Рижский музыкальный институт, Берлинская академия, Музыкальный институт в Варшаве, Петербургская консерватория, Казанское музыкальное училище, Виленс-кое музыкальное училище, Ростовское музыкальное училище, Пензенское музыкальное училище, Вальморская учительская семинария. Большинство преподавателей имели стаж работы от 5 до 20 лет. Можно предположить, что в условиях того времени, кадровый состав Народных консерваторий Симбирской губернии вполне соответствовал уровню профессиональных учебных заведений.

Планы этих учебных заведений имели программы по следующим дисциплинам: пение, фортепиано, скрипка, виолончель, элементарная теория, гармония, сольфеджио, обязательное фортепиано, история музыки, эстетика, духовые инструменты. В Сызранской Народной консерватории существовал музыкально-образовательный класс, в котором помимо вышеназванных предметов изучались вопросы музыкальной пропедевтики (в виде лекций), энциклопедия, психология, физика (акустика), физиология голосовых органов и рук. Из специальных классов существовал регентский и дирижерский. Также, в Симбирской Народной консерватории планировалось открыть классы игры на народных инструментах: мандолина, гитара, балалайка, гусли. Из документа Государственного архива Ульяновской области: «.хотя в консерваториях

обычного типа игра на народных инструментах не преподается, но в консерватории «Народной» желательно было бы ввести такое преподавание, ибо спрос на него со стороны пролетариата довольно большой» [7, 3]. Идея введения народных инструментов в учебный план учебного заведения является поистине новаторской для начала XX века.

Также, педагоги-музыканты Симбирской губернии вели активную деятельность по разработке программ, лекций, методической литературы. В фондах Государственного архива Ульяновской области сохранилась программа курса лекций по истории русской музыки, заведующего Симбирской Народной консерваторией А.В.Абуткова, с музыкальными иллюстрациями [7, 7]. Программа состоит из следующих раз-делов:Исторические сведения о музыке наших предков; Народные инструменты; Русская народная песня и ее особенности; Неблагоприятные условия, при которых происходило развитие русской музыки; Начало западного влияния на русскую музыку; Итальянская придворная опера в Петербурге; Эпоха русских дилетантов: Титов, Алябьев, Варламов, Гурилев, Дюбюк; Светские сочинения Бортнянского; Верстовский и его оперы; М.И.Глинка, его биография, творчество и значение в истории музыкального искусства в России; Разбор и оценка произведений Глинки; Даргомыжский и Серов.Из содержания программы видно, какое серьезное внимание отводилось данному предмету. Лекции имеют хронологическую последовательность. Рассматриваются особенности развития русской музыки с древнейших времен и до современности (до 1918 года). В них изучается творчество не только наиболее известных композиторов (Глинка, Чайковский и

др.), но и творчество менее известных музыкантов (Титов, Серов, Ипполитов-Иванов). В музыкальных иллюстрациях принимали участие преподаватели консерватории. Подобный подход и изложение материала характерны для профессионально-ориентированного учебного заведения.

Разруха и гражданская война стали причиной того, что образование в Народных консерваториях губернии было преимущественно платным, хотя есть факты благотворительности со стороны преподавателей. Из документов архива: «.к сожалению не все желающие обучаться музыке имеют возможность поступить в число учеников, ибо уплата в 22 рубля в месяц для многих представляется обременительной; принимать же учеников бесплатно нет никакой возможности, ибо в таком случае не окажется источника для уплаты вознаграждения преподавателю. Тем не менее, в настоящее время в консерватории имеется 2 бесплатных ученика, которых преподаватели согласились обучать даром, ввиду исключительных способностей этих учеников» [7, 2]. Несомненно, отсутствие должного государственного финансирования подобных заведений тормозило развитие музыкального образования в регионе и послужило причиной закрытия Народных консерваторий в губернии к 1920 году.

Анализ и обобщение различных фактов по данному вопросу, а также изучение литературы и архивных документов позволяют сделать следующие выводы: Народные консерватории являлись экспериментальным проектом по организации музыкального образования в стране в начале XX века; открытая в 1906 году Московская Народная консерватория являлась отправной точ-

кой и способствовала распространению данного течения в провинциальных городах России; в отличие от классических музыкальных учебных заведений, образование в Народных консерваториях имело массовый характер; преподавательский состав и программное обеспечение Народных консерваторий носят черты профессионального учебного заведения; решающее значение в развитие музыкального профессионального образования в Симбирской губернии в XX веке сыграла деятельность преподавателей Народных консерваторий в Симбирске и Сызрани; отсутствие необходимого финансирования и гражданская война препятствовали сохранению подобных заведений как в столичных городах, так и в провинции.

Литература:

1. Иванова Н.И. Историко-педагоги-ческий анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков: Дис. .канд. пед. наук. - Чебоксары, 2004. - 243 с.

2. Марчишина Т.В. История профессионального музыкального образования на юге Дальнего Востока России (1880-1970 гг.): Дис. .канд. искусствоведения. - Владивосток, 2004. - 222 с.

3. Праслова Г.А. Музыкальное образование в России ^1-начало XXI века): учеб. Пособие. - СПб., 2007. - 229 с.

4. Материалы для отчета за первый учебный год: 1906-1907 / Московское общество народных университетов. Муз. Секция. Нар консерватория. - М., 1907. - 17 с.

5. Устав 1-ой Народной консерватории Лифляндской губ. Рига, 1912. - 12 с.

6. Энгель Ю.Д. Народная консерватория: [Очерк] / Ю.Энгель М., 1908. - 15 с.

7. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), ф. Р-190, оп.1, д.23.

8. ГАУО, ф. Р-190, оп.1, д.140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.