ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАРОДНЫХ КОНСЕРВАТОРИЯХ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
И.Н. Суетин
В статье описаны особенности организации музыкального образования в Народных консерваториях в начале XX века в России, в частности, в Симбирской губернии.
Ключевые слова:профессиональное образование, педагогика, история, музыкальное образование.
Peculiarities of musical education in Public conservatories at the beginning of 20th century in Russia (Simbirsk guberniya for example). There is a description of peculiarities of musical education in Public conservatories at the beginning of 20th century in Russia especially in Simbirsk guberniya.
Key words: professional education, pedagogy, history, musical education.
В начале XX века в России существовала определенная система классического музыкального профессионального образования. К 1912 году консерватории существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове. При активном участии и поддержке Императорского Русского музыкального общества во многих городах были открыты музыкальные училища. Несмотря на это, в 1906 году в Москве на базе Московского Общества Народных университетов была открыта Народная консерватория - совершенно новый для того времени тип учебного заведения. Постепенно Народные консерватории
организовывались и в других городах страны. Наибольшую активность эта тенденция приобрела в первые годы советской власти. В Симбирской губернии Народные консерватории были учреждены Губернским отделом народного образования в Симбирске (1918 год) и Сызрани (1919 год).
В настоящее время многие исследователи проявляют интерес к тенденциям в области общего и специального музыкального образования, имевшим место в начале XX столетия. В частности активно изучаются архивные материалы, относящиеся к организации музыкального образования в Народ-
ных консерваториях и деятельности государственных органов в этом направлении. Существуют неоднозначные позиции ученых в определении статуса подобных заведений, их целей и задач, а также степени получаемого в них образования. Помнению Г.А. Прасловой Народные консерватории совмещали в себе общее и профессиональное музыкальное образование. Автор отмечает: «Цель музыкального образования в Народных консерваториях - распространение музыкального образования в широких слоях населения. Основные задачи музыкального образования включали: подготовку народных учителей музыки и пения, общее музыкальное образование, ознакомление учащихся с русской народной музыкальной песней и церковным пением» [3, 149-150]. Т.В. Марчишина, опровергая выводы исследователей, приравнивающих Народные консерватории к уровню высших учебных заведений, считает, что Народные консерватории, продолжая традиции созданной в 1862 году М.А. Балакиревым Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, имеют своей целью дать общее музыкальное образование любителям музыки [2, 82]. Н.И. Иванова в своем диссертационном исследовании высказывает мысль о том, что «...хоровые классы в Московской Народной консерватории являлись практически творческой базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки. В них развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, готовились дирижерско-хоровые кадры.» [1, 65].
Неоднозначность авторов по этому вопросу вызывает интерес к дальней-
шим исследованиям по данной проблематике, в частности на региональном уровне. Для наиболее объективного вывода об особенностях организации музыкального образования в Народных консерваториях, а также их целях и задачах, необходимо сопоставить факты из различных источников.
Идея открытия Народной консерватории в Москве появилась еще в 1905 году. Инициатива принадлежала некоторым членам музыкальной комиссии при Императорском Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Ее учредителями являлись: Д.И. Аракчеев, Е.В. Богословский, И.А.Брызгалов, А.Т. Гречанинов, Д.И. Зарин, А.Н. Карасев, П.А.Карасев, Е.Э. Линева, А.Л. Маслов, С.И. Танеев, А.Г. Чесноков, Б.Л. Яворский, Н.А.Янчук, Ю.Э. Энгель. Было решено ввести Народную консерваторию в состав Московского Общества Народных университетов в качестве музыкальной секции. Позже Ю. Энгель в своем очерке отмечал: «Два года тому назад в Москве возникло новое по идее и названию учреждение - Народная консерватория. Подобно тому, как народный университет поставил своей задачей проводить в широкие массы научные знания, Народная консерватория задалась целью проводить в те же массы знания музыкальные. Естественно, что при такой общности основных задач оба учреждения слились в одно, и Народная консерватория при самом своем возникновении вошла в состав Народного университета в виде его музыкальной секции. Секция эта автономна и функционирует на основании инструкции, выработанной ее же членами и утвержденной общим собранием общества Народных университетов.» [6, 3]. Из материалов отчета Московского Общества
Народных университетов за 1906-1907 год видно, что общее собрание музыкальной секции делилось на несколько комиссий по отдельным специальным предметам: хоровая комиссия, комиссия по сольному пению, фортепианная комиссия, струнная комиссия, теоретическая комиссия. Можно предположить, что эти комиссии были подобием музыкальных кафедр, существовавших в то время в музыкальных ВУЗах. Отчет содержит инструкцию музыкальной секции (Народной консерватории) в которой говорится: «Музыкальная секция Московского Общества Народных университетов (Народная консерватория) имеет своею задачей распространение музыкальных знаний в возможно широких слоях населения Москвы и Московской губернии и содействие этому делу в пределах России. Для достижения этой цели секция устраивает общие и специальные музыкальные курсы, школы, концерты, лекции, оперные и другие представления и прочее, организует музеи, библиотеки, нотные и инструментальные склады, издает ноты, книги, брошюры, учебные пособия...» [4, 15-16]. Несколько иначе трактуются цели и задачи Народной консерватории в Уставе первой Народной консерватории Лифляндской губернии: «Народная консерватория учреждается для распространения музыкального образования в широких слоях населения, сделав таковое вполне доступным малосостоятельным его классам. Основной задачей Народной консерватории, одновременно с развитием хоровых классов и подготовкой народных учителей музыки и пения, и наряду с общим музыкальным образованием, должно являться изучение и ознакомление учащихся с народной музыкой, песней и церковным пение. Спе-
циальные и общие классы и аудитории Народной консерватории открываются по мере надобности и в зависимости от числа учащихся.» [5, 3-4].
Неоднозначный подход к организации учебной деятельности существовал внутри самой Московской Народной консерватории. Ю. Энгель, описывая ее деятельность, отмечал: «.постепенно среди членов Народной консерватории все больше определялись два течения, наметившихся уже при самом ее основании. Одни (большинство) полагали, что основная задача Народной консерватории - хоровые классы (общее музыкальное развитие масс). Сольные (специальные) классы -если только поставить преподавание в них на необходимую высоту - требуют таких затрат, что сколько-нибудь широкая организация их непосильна для Народной консерватории; понизить же необходимый уровень преподавания или повысить плату до крупных размеров, окупающих дело, - недопустимо, так как и то, и другое противоречит основной идее учреждения. Другие члены музыкальной секции (меньшинство) выдвигали на первый план и сольные классы, предлагая для расширения их ряд мер, которые сводились к понижению уровня преподавания и увеличению платы.» [6, 5-6].
Подобные процессы происходили и в Симбирской губернии. Симбирская Народная консерватория была учреждена в мае 1918 года. Из документов Государственного архива Ульяновской области известно: «.открытием в Симбирске народной консерватории имелось ввиду предоставить возможность широким слоям городского населения вообще и пролетариату в особенности, за доступную плату получать серьезное музыкальное образование.; открытие
в Симбирске народной консерватории отвечает назревшей потребности в доступном музыкальном образовании. Состав учащихся - преимущественно демократический. За последнее время наблюдается поступление в консерваторию рабочих с фабрик и заводов, домашней прислуги.» [7, 2]. Аналогично обстояло дело в Сызрани: «Сызранская народная консерватория имеет целью широкое распространение музыкального образования во всех его видах и ставит своей задачей общедоступность изложения и изучения музыкальных предметов и достижение наибольшего развития учащихся при их личной самодеятельности. В целях обслуживания эстетических интересов населения устраивает общедоступные музыкальные собрания, концерты, организует народные хоры, музыкальные кружки и общества, открывает курсы для подготовки музыкально-образованных деятелей, руководителей Народных хоров, учителей музыки и пения для школ 1 и 2 ступеней, издает брошюры и периодические издания по вопросам, связанным с деятельностью Консерватории» [8, 6].
Обращает на себя внимание некоторое отличие в определении целей и задач Народных консерваторий в различных городах, хотя прослеживается и общее.
Активную деятельность по организации музыкального образования в Симбирской Губернии вели А.В.Абутков (заведующий Симбирской Народной консерваторией) и Я.Г. Медин (заведующий Сызранской Народной консерваторией). Из письма А.В. Абут-кова: «.для того чтобы вопрос музыкального образования был поставлен на должную высоту, и чтобы ему было дано правильное направление, необхо-
димо уделить самое серьезное внимание делу организации музыкальных учебных заведений и их педагогической деятельности у нас в губернии...; достижение педагогических задач мыслимо только при наличии компетентных специалистов. Помимо своего профессионально-образовательного ценза, они должны обладать педагогическим талантом, уметь сжато, полно и понятно излагать и сообщать свой запас знаний и опыта. Пробуждение интереса в учащемся к изучаемому предмету, привлечение аудитории к совместной игре - организации класса ансамбля, организация оркестров духового, кон-цертно-сольного и симфонического, соединение разрозненных учеников по классу пения в хор - таковы задачи преподавательской работы в Народной консерватории.; полагаю, что только в руках широко-просвещенных музыкантов-педагогов, с высшим консерваторским образовательным цензом, удастся достигнуть скорейших положительных результатов в деле правильного музыкального образования.» [7, 16-18].
Для преподавания в консерваториях привлекались лучшие образовательные ресурсы губернии. Первыми преподавателями Симбирской консерватории вместе с А.В. Абутковым стали известные Симбирские педагоги, музыканты и певцы: И.И. Волков (композиция), Г.Г. Карпова и Н.Н.Манвелова (вокал), Е.М. Савелова-Созентович и Н.С. Косарин (фортепиано), С.М. Лонгер (скрипка), Н.Т. Лыбин (виолончель), Ф.П. Яковлев (флейта), М.Ф. Белов (кларнет) и др. В документах Государственного архива Ульяновской области содержатся сведения о штате преподавательских работников Сызранской Народной консерватории за 1919 год [8, 8]. Из 17 преподавателей, преподававших к тому
моменту в данном учреждении, 7 имели высшее музыкальное профессиональное образование, 7 средне-специальное образование. Многие закончили ведущие музыкальные профессиональные учебные заведения России и зарубежья. К числу их относятся: Московская консерватория, Рижский музыкальный институт, Берлинская академия, Музыкальный институт в Варшаве, Петербургская консерватория, Казанское музыкальное училище, Виленс-кое музыкальное училище, Ростовское музыкальное училище, Пензенское музыкальное училище, Вальморская учительская семинария. Большинство преподавателей имели стаж работы от 5 до 20 лет. Можно предположить, что в условиях того времени, кадровый состав Народных консерваторий Симбирской губернии вполне соответствовал уровню профессиональных учебных заведений.
Планы этих учебных заведений имели программы по следующим дисциплинам: пение, фортепиано, скрипка, виолончель, элементарная теория, гармония, сольфеджио, обязательное фортепиано, история музыки, эстетика, духовые инструменты. В Сызранской Народной консерватории существовал музыкально-образовательный класс, в котором помимо вышеназванных предметов изучались вопросы музыкальной пропедевтики (в виде лекций), энциклопедия, психология, физика (акустика), физиология голосовых органов и рук. Из специальных классов существовал регентский и дирижерский. Также, в Симбирской Народной консерватории планировалось открыть классы игры на народных инструментах: мандолина, гитара, балалайка, гусли. Из документа Государственного архива Ульяновской области: «.хотя в консерваториях
обычного типа игра на народных инструментах не преподается, но в консерватории «Народной» желательно было бы ввести такое преподавание, ибо спрос на него со стороны пролетариата довольно большой» [7, 3]. Идея введения народных инструментов в учебный план учебного заведения является поистине новаторской для начала XX века.
Также, педагоги-музыканты Симбирской губернии вели активную деятельность по разработке программ, лекций, методической литературы. В фондах Государственного архива Ульяновской области сохранилась программа курса лекций по истории русской музыки, заведующего Симбирской Народной консерваторией А.В.Абуткова, с музыкальными иллюстрациями [7, 7]. Программа состоит из следующих раз-делов:Исторические сведения о музыке наших предков; Народные инструменты; Русская народная песня и ее особенности; Неблагоприятные условия, при которых происходило развитие русской музыки; Начало западного влияния на русскую музыку; Итальянская придворная опера в Петербурге; Эпоха русских дилетантов: Титов, Алябьев, Варламов, Гурилев, Дюбюк; Светские сочинения Бортнянского; Верстовский и его оперы; М.И.Глинка, его биография, творчество и значение в истории музыкального искусства в России; Разбор и оценка произведений Глинки; Даргомыжский и Серов.Из содержания программы видно, какое серьезное внимание отводилось данному предмету. Лекции имеют хронологическую последовательность. Рассматриваются особенности развития русской музыки с древнейших времен и до современности (до 1918 года). В них изучается творчество не только наиболее известных композиторов (Глинка, Чайковский и
др.), но и творчество менее известных музыкантов (Титов, Серов, Ипполитов-Иванов). В музыкальных иллюстрациях принимали участие преподаватели консерватории. Подобный подход и изложение материала характерны для профессионально-ориентированного учебного заведения.
Разруха и гражданская война стали причиной того, что образование в Народных консерваториях губернии было преимущественно платным, хотя есть факты благотворительности со стороны преподавателей. Из документов архива: «.к сожалению не все желающие обучаться музыке имеют возможность поступить в число учеников, ибо уплата в 22 рубля в месяц для многих представляется обременительной; принимать же учеников бесплатно нет никакой возможности, ибо в таком случае не окажется источника для уплаты вознаграждения преподавателю. Тем не менее, в настоящее время в консерватории имеется 2 бесплатных ученика, которых преподаватели согласились обучать даром, ввиду исключительных способностей этих учеников» [7, 2]. Несомненно, отсутствие должного государственного финансирования подобных заведений тормозило развитие музыкального образования в регионе и послужило причиной закрытия Народных консерваторий в губернии к 1920 году.
Анализ и обобщение различных фактов по данному вопросу, а также изучение литературы и архивных документов позволяют сделать следующие выводы: Народные консерватории являлись экспериментальным проектом по организации музыкального образования в стране в начале XX века; открытая в 1906 году Московская Народная консерватория являлась отправной точ-
кой и способствовала распространению данного течения в провинциальных городах России; в отличие от классических музыкальных учебных заведений, образование в Народных консерваториях имело массовый характер; преподавательский состав и программное обеспечение Народных консерваторий носят черты профессионального учебного заведения; решающее значение в развитие музыкального профессионального образования в Симбирской губернии в XX веке сыграла деятельность преподавателей Народных консерваторий в Симбирске и Сызрани; отсутствие необходимого финансирования и гражданская война препятствовали сохранению подобных заведений как в столичных городах, так и в провинции.
Литература:
1. Иванова Н.И. Историко-педагоги-ческий анализ развития музыкального образования в Чувашии второй половины XIX-XX веков: Дис. .канд. пед. наук. - Чебоксары, 2004. - 243 с.
2. Марчишина Т.В. История профессионального музыкального образования на юге Дальнего Востока России (1880-1970 гг.): Дис. .канд. искусствоведения. - Владивосток, 2004. - 222 с.
3. Праслова Г.А. Музыкальное образование в России ^1-начало XXI века): учеб. Пособие. - СПб., 2007. - 229 с.
4. Материалы для отчета за первый учебный год: 1906-1907 / Московское общество народных университетов. Муз. Секция. Нар консерватория. - М., 1907. - 17 с.
5. Устав 1-ой Народной консерватории Лифляндской губ. Рига, 1912. - 12 с.
6. Энгель Ю.Д. Народная консерватория: [Очерк] / Ю.Энгель М., 1908. - 15 с.
7. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), ф. Р-190, оп.1, д.23.
8. ГАУО, ф. Р-190, оп.1, д.140.