Научная статья на тему 'О роли личности Д. Г. Шаталова в развитии профессионального музыкального образования в Самарской области'

О роли личности Д. Г. Шаталова в развитии профессионального музыкального образования в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
485
59
Поделиться
Ключевые слова
Д.Г.ШАТАЛОВ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / D.G.SHATALOV

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Сапожников Павел Иванович

В данной статье освещаются основные вехи жизненного и творческого пути Дмитрия Георгиевича Шаталова, определяются его заслуги в укреплении системы подготовки квалифицированных музыкальных кадров региона, в достижении расцвета народно-инструментального исполнительства. Анализируются наиболее характерные педагогические принципы Шаталова и присущие ему методы воспитания музыкантов-исполнителей.

ABOUT THE ROLE OF D.G.SHATALOV IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION IN SAMARA REGION

This article is devoted to the main periods of the life and creative activities of D.G.Shatalov. It shows his merits in strengthening the system of training skilled musicians of the region to achieve great mastery of folk instrumental performance. In this article are analyzed the most characteristic principles of Shatalov and his own methods of upbringing musicians-performers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О роли личности Д. Г. Шаталова в развитии профессионального музыкального образования в Самарской области»

УДК 78

О РОЛИ ЛИЧНОСТИ Д.Г.ШАТАЛОВА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2013 П.И.Сапожников

Тольяттинская консерватория

Статья поступила в редакцию 18.02.2013

В данной статье освещаются основные вехи жизненного и творческого пути Дмитрия Георгиевича Шаталова, определяются его заслуги в укреплении системы подготовки квалифицированных музыкальных кадров региона, в достижении расцвета народно-инструментального исполнительства. Анализируются наиболее характерные педагогические принципы Шаталова и присущие ему методы воспитания музыкантов-исполнителей.

Ключевые слова: Д.Г.Шаталов, Самарская область, музыкальное образование, народные музыкальные инструменты.

"Один из наиболее значительных и плодотворных этапов развития музыкального образования в Самарской области теснейшим образом связан с творческой, педагогической и организаторской деятельностью Дмитрия Георгиевича Шаталова. Годы работы Д.Г.Шаталова директором Самарского (Куйбышевского) музыкального училища (1954 -1977) совпали с периодом бурного расцвета отечественного профессионального музыкального образования. Это был период необычайного подъёма массового любительского и профессионального исполнительства на народных инструментах, обусловившего необходимость интенсификации процесса подготовки исполнителей, руководителей самодеятельности, преподавателей. Наметившиеся ещё в довоенный период тенденции академизации народно-инструментального исполнительства активно развивались во всех крупных областных центрах России. Куйбышевское музыкальное училище становилось музыкально-образовательным центром всего средне Волжского региона.

Жизнь и деятельность Д.Г.Шаталова теснейшим образом были связаны с развитием музыкальной культуры Самарской (Куйбышевской) области. Его богатый жизненный и творческий путь был насыщен событиями и фактами, свидетельствующими о глубокой преданности музыке, стремлении к достижению вершин исполнительского мастерства. Благодаря чуткому вниманию к ученикам и, в то же время, высочайшей степени требовательности, он добивался великолепных результатов, поднимая исполнительство на народных инструментах до академических высот.

В биографии Дмитрия Георгиевича Шаталова, как в зеркале, отражаются судьбы многих музыкантов-народников российской провинции, прошедших путь от самодеятельности до высокого профессионализма. Его жизнь охватывает два наиболее значительных периода становления и развития

профессионального музыкального образования в сфере народно-инструментального искусства.

К первому из них следует отнести 20 - 30-е годы XX столетия. В это время стремительно расширяется круг любителей игры на гармониках различного вида и струнно-щипковых народных инструментах, активно развивается самодеятельное ансамблево-оркестровое и сольное исполнительство, появляются профессиональные концертирующие коллективы и солисты. В совокупности, всё это обусловило острую необходимость в обеспечении квалифицированными кадрами создаваемых повсюду кружков, студий, музыкальных школ. Данное обстоятельство послужило определяющим фактором активного введения народных инструментов в программы средних специальных музыкальных учебных заведений. «Уже в 1918 году в Петрограде были созданы курсы для инструкторов по народному музыкальному образованию, а в 1921 году утверждены положения о музыкальных техникумах, в которых большое место отводилось подготовке музыкантов-народников»1.

Ко второму периоду развития народно-инструментальной исполнительской культуры принято относить первое и последующие послевоенные десятилетия, когда популярность народных инструментов на волне возвышения национального и патриотического самосознания ещё более возрастает. «Гармонь и баян, гитара и балалайка, домра и мандолина постоянно звучали в городских парках культуры и отдыха, на народных гуляньях, на сельских посиделках и вечёрках, служили важнейшим средством организации досуга миллионов людей»2.

Именно в эти десятилетия в полной мере раскрываются музыкально-исполнительские, творческие и организаторские способности Д.Г.Шаталова - выдающегося деятеля в сфере музыкального образования, композитора и педагога, исполнителя-баяниста, руководителя творческих коллективов.

Сапожников Павел Иванович, профессор Тольяттинской консерватории, декан музыкально-исполнительского факультета ТК. E-mail: pavels48@yandex. ru

1 Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. - М.: 2002.- С. 183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Там же. - С. 225.

Обратимся к некоторым наиболее значимым фактам и событиям его жизненного пути.

Дмитрий Георгиевич Шаталов родился 7 ноября 1915 года в большой крестьянской семье российской глубинки, в селе Грачёвка Кинельского района Куйбышевской области. С ранних лет маленького Дмитрия окружала музыка. Игре на гармони его научил дедушка, который в молодости был неплохим гармонистом, а к старости стал заниматься ремонтом и изготовлением этих, пользовавшихся в то время необычайной популярностью в Самарском регионе, народных инструментов. О данном факте биографии Шаталова сообщается в газете «Волжский комсомолец» за 1 ноября 1937 года: «Внуку дед делал маленькие гармошки, на которых и обучал его. Митя быстро воспринимал несложную дедовскую музыку.. ,»3.

В семье Шаталовых на гармони, кроме деда и внука Дмитрия, играли его отец Георгий и старший брат Василий. О том, что наиболее музыкально одарённого Митю нужно учить, настаивала мама. Старшая дочь Дмитрия Георгиевича, Заслуженный работник культуры РФ Наталья Файн вспоминает: «У отца было много братьев и сестёр, семья была большая. Все, что называется, самородки, все талантливые...Папу с самого детства как-то отмечали»4.

Обучаясь в сельской общеобразовательной школе, Дмитрий не переставал самостоятельно развивать своё искусство игры на гармони, и уже с пятого класса был активным участником клубной самодеятельности. Дальнейшие события в жизни и поступки Д.Г.Шаталова характеризуют волевые черты его характера, проявлявшиеся в стремлении посвятить себя музыкальному искусству. Поступив после шестого класса на второй курс сельскохозяйственного рабфака, уже через год он понимает, что учится не по призванию и уходит на учительскую работу, мечтая стать профессиональным музыкантом.

Переломным моментом, главным толчком в повороте судьбы Д.Г.Шаталова, стал примечательный случай. В один из весенних тёплых вечеров, идя по улице, Дмитрий услышал льющиеся из репродуктора волшебные звуки баяна. Исполнялась непонятная в то время для него, но завораживающая музыка. «Он много раз слушал музыку по радио, но такой ни разу не слышал. Дмитрий остановился и стоял, как зачарованный. С этих пор баян не стал выходить у Дмитрия из головы»5. Накопив денег, Дмитрий Шаталов приобретает свой первый баян. Имея навыки игры на гармони, он быстро осваивает новый инструмент и осенью 1936 года поступает в Куйбышевское музыкальное училище, сдав приёмные экзамены на отлично. Обучение исполни-

3 Михвер. Музыкант // Волжский комсомолец, 1937, 1 ноября, № 145.

4 ИгнашовА.В. Баянист, педагог, композитор... // Самарские судьбы. Самара: 2008. - №12. - С. 31 - 32.

5 Михвер. Музыкант . .

тельству на баяне теперь осуществлялось на академической основе под руководством преподавателя Леонида Дмитриевича Фёдорова - одного из первых в Самаре музыкально грамотных педагогов-баянистов. «Он учил учеников на хороших обработках народных песен, на классических произведениях, переложения которых делал самосто-ятельно»6.

Годы учёбы в музыкальном училище стали для Д.Г.Шаталова первыми шагами на пути профессиональной музыкальной подготовки. Здесь был заложен основательный фундамент для дальнейшего развития навыков в овладении академической музыкальной культурой. О высоком исполнительском уровне Шаталова свидетельствует программа государственного выпускного экзамена, включавшая, наряду с другими произведениями, Вторую венгерскую рапсодию Ф.Листа.

По окончании в 1941 году Куйбышевского музыкального училища, Д.Г.Шаталов был распределён как молодой специалист в Мордовский государственный ансамбль песни и пляски. На имя Шаталова пришёл вызов из консерватории, однако, как сообщает в своих биографических сведениях сам Дмитрий Георгиевич, «.продолжить музыкальное образование в вузе помешала война»7. Началась длительная гастрольная деятельность Д.Г.Шаталова (1941 - 1946) в качестве артиста ансамбля -солиста-баяниста, аккомпаниатора, конферансье, затем и руководителя концертной бригады. Деятельность ансамблей такого рода - так называемых концертных бригад - во время войны, в тыловой или прифронтовой обстановке отличалась мобильностью исполнительских составов. «Они группировались вокруг баяна или аккордеона (реже - вокруг гитары), ибо это были единственные инструменты с универсальными возможностями нестационарного применения как в соло, так и в аккомпанемен-те»8. Об одной из первых поездок концертной бригады на Калининский фронт в подшефную «Мордовскую» дивизию в составе правительственной делегации Мордовии Д.Г.Шаталов впоследствии вспоминал: «Нельзя забыть ту атмосферу радости, патриотической приподнятости и благодарности, которую вызывали у воинов наш приезд, а затем и наши концерты»9.

В суровых условиях военного времени Д.Г.Шаталов совершенствовал своё искусство игры на баяне, шлифовал артистическое мастерство, накапливал опыт руководства музыкальным коллективом.

6 Андреева Г.И., Панкова В.А. История развития народного отдела - класса баяна ДМШ № 2 / Обл. метод. кабинет по учебн. заведениям искусства и культуры Самарской области.- Самара: 1999. - С. 4.

7 Автобиография Д.Г.Шаталова / Семейный архив Шаталовых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. - М.: 2002.- С. 216 - 217.

9 Шаталов Д.Г. По фронтовым дорогам / Рукопись из се-

мейного архива Шаталовых. - С. 4.

Огромное количество концертных выступлений, живое общение с обширной аудиторией способствовали формированию у него высокохудожественных критериев в музыкальном творчестве, ясного понимания значения для народа музыкально-исполнительского искусства. Таким образом была заложена основа для высоконравственных эстетических убеждений Дмитрия Шаталова, остававшихся неизменными на протяжении всей его послевоенной деятельности на музыкально-педагогическом поприще. Не случайно после окончания войны, с 1946 года Д.Г.Шаталов становится преподавателем по классу баяна и заведующим отделением народных инструментов, а с 1954 года его назначают директором Куйбышевского музыкального училища.

Вскоре после оформления на работу в музыкальное училище, продолжая повышать свой профессиональный уровень, Дмитрий Георгиевич поступает в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. В этом вузе в 1948 году, впервые в России, открылся факультет народных инструментов. Это событие ознаменовало начало нового этапа развития народно-инструментального исполнительства на уровне высшего музыкального образования. При поступлении в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, Д.Г.Шаталов был определён в класс Н.Я.Чайкина, известного к тому времени композитора и педагога. Обучаясь у маститого музыканта, Дмитрий Георгиевич значительно укрепил свои позиции в композиторском мастерстве, а также как баянист-исполнитель и дирижёр оркестра. В 1955 году Дмитрий Георгиевич успешно завершает своё обучение, возглавляя к тому времени Куйбышевское музыкальное училище.

Находясь на посту директора, Д.Г.Шаталов внёс огромный вклад в дело совершенствования музыкального образования области. Выпускники Куйбышевского музыкального училища, стали показывать высокие результаты на конкурсах молодых исполнителей, что давало им возможность беспрепятственно поступать в центральные музыкальные вузы. В исторической справке, посвящённой 60-летию Куйбышевского музыкального училища (1962 г.) помещены статистические данные о контингенте, состоянии учебного процесса, о концертной деятельности и музыкально-просветительской работе коллектива преподавателей и учащихся среди населения за четыре довоенных года и два послевоенных десятилетия. Так в период с 1937 по 1941 годы контингент учащихся составлял всего 178 человек, в 1953 году - 222, а в период с 1954 по 1959 годы - 253 человека. С открытием в 1960 году заочного и в 1962 году вечернего отделения по вокальной специальности контингент учащихся состоял из 453 человек10. Таким образом, в начале 60-

10 Шаталов Д.М. Историческая справка Куйбышевского музыкального училища. - ГАСО. Ф. Р. - 1902, оп. 1.- С. 3.

х годов прошлого века наблюдалось расширение числа молодых людей, охваченных профессиональным музыкальным образованием, по сравнению с 1953 годом более чем в два раза. Эти показатели явились результатом активизации учебно-воспитательной, музыкально-просветительской деятельности педагогического коллектива музыкального училища.

В сфере концертной и музыкально-просветительской деятельности Куйбышевского музыкального училища в 50-х и 60-х годах также наблюдается значительный прогресс. Концертные выступления коллективов училища - оркестров, хоров, ансамблей, а также отдельных солистов-исполнителей становились неотъемлемой частью музыкальной жизни города и области. В отчёте, посвящённом 60-летию Куйбышевского музыкального училища Д.Г.Шаталов отмечал: «50-е годы характеризуются большой музыкально-общественной работой училища. Постоянно действует музыкальный лекторий, который дал десятки лекций-концертов в городе (клубы, Суворовское училище) и в районах области (Кинельский РДК, Дубовый Умёт, Отрадное, Сельхозинститут) Темы лекций-концертов: «Как слушать и понимать музыку», «Музыка доглинкинского периода», «Музыкальные жанры и формы» и другие. Многие концерты-лекции были посвящены жизни и творчеству русских, советских и зарубежных композиторов»11.

В 60-х и 70-х годах в училище усиливается преподавательский состав, ведётся подготовка квалифицированных кадров со средним специальным музыкальным образованием по специальностям фортепиано, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты, вокал, хоровое дирижирование. Осуществляется подготовка преподавателей детских музыкальных школ, концертмейстеров, артистов оркестра, ансамбля и хора, скрипачей, виолончелистов, духовиков, исполнителей на струнных щипковых народных инструментах и баянистов. Кроме того, училище готовит руководителей ансамбля народных инструментов, хора в общеобразовательных школах, преподавателей истории и теории музыки.

Заботой о музыкально-эстетическом воспитании молодого поколения проникнуты многие начинания, реализованные под руководством Д.Г.Шаталова. Так, в 1960 году училищем совместно с филармонией была открыта воскресная музыкальная школа на общественных началах в селе Дубовый Умёт. В этой школе проводилось обучение музыкальной грамоте, игре на фортепиано, скрипке, баяне. В этом же году в училище был создан Университет музыкальной культуры, где велась большая работа по пропаганде музыкального искусства среди населения. Д.Г.Шаталов в своём отчёте сообщает: «В 1962 г. силами преподавателей и учащихся

11 Шаталов Д.М. Историческая справка...- ГАСО. Ф. Р. -1902. оп. 1.- С. 3 - 4.

дано 75 концертов, 29 из них проведены в зале училища, остальные 46 - проводились в школах,

библиотеках, агитпунктах, в районах области и

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т.п.»12.

Реализуя свои организаторские и педагогические способности в музыкальном училище, Дмитрий Георгиевич находил время активно участвовать в развитии художественной самодеятельности города. В 1947 году им был создан молодёжный оркестр баянистов при Доме культуры имени Революции 1905 года, который успешно функционировал на протяжении более двух десятилетий, участвуя в многочисленных музыкальных фестивалях и конкурсах, в концертной жизни региона. Своими впечатлениями от игры руководимого Д.Г.Шаталовым оркестра делится журналист С.Николаева в статье «Красиво звучит песня...» (газета «Волжский комсомолец» за 20 марта 1960 года): «Когда слушаешь, как они играют, то думаешь: сколько затрачено сил и труда, сколько нужно было иметь терпения и любви к своему делу, чтобы создать такой коллектив, научить этих мальчиков и девочек любить и понимать музыку, научить их играть»13.

В обширном репертуаре оркестра были не только оркестровые обработки народных мелодий, выполненные Д.Г.Шаталовым, но и музыка зарубежных и отечественных композиторов - Ш.Гуно (вальс из оперы «Фауст»), Ж.Бизе (увертюра к опере «Кармен»), А.Хачатуряна (танец Эгины из балета «Спартак»), И.Дунаевского (обработка песни «Пути-дороги») и др. О высоком исполнительском уровне оркестра баянистов Д.Г.Шаталова говорят его успешные выступления в 1954 году на Московском фестивале самодеятельных художественных коллективов. По результатам концертных выступлений на фестивале, оркестр Шаталова, как лучший из принимавших участие коллективов, был рекомендован к поездке с концертами в города-герои Киев и Ленинград. А затем, продолжая совершенствовать исполнительское мастерство, коллектив Д.Г.Шаталова стал лауреатом Шестого областного фестиваля и победителем межобластного конкурса в 1957 году.

К заслугам Д.Г.Шаталова следует отнести открытие в 1963 году бесплатной детской музыкальной школы при училище, в которой обучалось 70 человек по разным специальностям. Большое значение имела шефская деятельность в общеобразовательных школах № № 81, 13, 5, 37, 42, где создавались хоры, устраивались праздники, регулярно организовывались слушания музыки, проводились детские утренники. В детском доме № 1 был создан оркестр народных инструментов, велась работа по обучению воспитанников игре на балалайке и домре. В своей организационной и учебно-воспитательной работе Д.Г.Шаталов руководствовался

12 Шаталов Д.М. Историческая справка. - С. 5 - 6.

13 Николаева С. Красиво звучит баян // Волжский комсомолец. 1960, 22 марта. - С. 3).

прежде всего идеей повышения качества подготовки специалистов. В этой связи особое внимание он уделял укреплению кадрового потенциала училища. Бережно сохраняя в коллективе высокопрофессиональных музыкантов старшего поколения (Л.Д.Фёдоров, А.И.Алло и др.), Дмитрий Георгиевич принимал на работу и всячески поддерживал талантливую молодёжь, в том числе выпускников Куйбышевского училища, закончивших консерватории в центральных городах России (Е.М.Ла-кирев, А.М.Кац и др.).

В 1960 - 70-е годы в области повсеместно открывались детские музыкальные школы, музыкальные студии. В связи с этим обострялась ситуация с обеспеченностью новых учебных заведений квалифицированными музыкальными кадрами. Для выхода из сложившегося на периферии положения с кадрами, было принято решение об увеличении приёма на все отделения музыкального училища, соответственно, расширился до ста человек и педагогический коллектив. Особое внимание уделялось развитию системы подготовки музыкантов-профессионалов на отделении народных инструментов, так как в Куйбышевской области, как и в других регионах России, наиболее распространёнными в народе инструментами были баян, аккордеон, домра и балалайка, а также соответствующее ансамблевое и оркестровое исполнительство.

Приведённые сведения о музыкальном образовании в Самаре послевоенных десятилетий свидетельствуют о крупномасштабных преобразованиях в этой сфере, об активной работе преподавательского состава как непосредственно в учебной, так и в общественной, музыкально-просветительской деятельности в масштабах области и всего региона Средней Волги. Многие инициативы по созданию сети музыкального образования принадлежали Д.Г.Шаталову. Благодаря его настойчивости и силе убеждений, руководством области было принято решение об открытии в 1969 году Тольяттинского музыкального училища. По рекомендации Дмитрия Георгиевича первым директором был назначен его воспитанник - выпускник Куйбышевского музыкального училища по классу баяна Борис Николаевич Абрамов, проработавший на этом посту до 1980 года.

В продолжение реализации инициированных Шаталовым акций, в 1972 году открывается музыкальное училище в Сызрани (ныне Сызранский колледж искусств и культуры имени О.Н.Нос-цовой). Директором также был назначен один из талантливых учеников Шаталова, баянист Вячеслав Куликов. В стенах этого учебного заведения подготовлено свыше 1500 музыкантов, работников культурно-просветительного фронта, которые успешно трудятся как в области, так и за её пределами.

Благодаря высокому музыкальному профессионализму, качествам руководителя, среди которых особо выделялись высокая требовательность, строгость и справедливость в отношениях с подчинён-

ными, Д.Г.Шаталову удалось воплотить в жизнь многие благотворные начинания и перспективные проекты, поднять подготовку в Самаре (Куйбышеве) молодых музыкантов до уровня лучшей в стране. «Дмитрий Георгиевич умел заинтересовать коллектив масштабными задачами, создавая благоприятные условия для реализации творческих возможностей педагогов. Требовательный пуританин по складу характера, он превыше всего ставил интересы дела, которому служил. В принципиальных вопросах был объективен и справедлив, внушал чувство надежности своим подчиненным»14.

Вышесказанное о Д.Г.Шаталове подтверждают сохранившиеся воспоминания. Так, Н.Я.Бердю-гина, в статье «Из истории музыкального образования Самары» пишет: «Он, в полном смысле этого слова, был главою учебного заведения, имевшего репутацию подлинно академического учебного заведения со своим неповторимым лицом. Шаталов собрал и сохранил в коллективе первоклассных музыкантов-энтузиастов, работавших не только в училище, но и в школах, на радио, в филармонии, театре оперы и балета»15.

По воспоминаниям профессора Ю.П.Арнаутова, ученика Д.Г.Шаталова, как руководитель он исповедовал самый главный принцип: «если я принял решение, я несу за него ответственность»16- Профессор Поволжской социально-гуманитарной академии А.М.Кац, воспитавшая более сотни музыкантов, среди которых свыше 60-ти лауреатов международных, всероссийских, региональных конкурсов, вспоминая первые годы работы в музыкальном училище, отмечает: «... Решающую роль в моей профессиональной ориентации сыграл тогдашний директор Куйбышевского музыкального училища Дмитрий Георгиевич Шаталов.»17.

Являясь видной фигурой в музыкальном мире Поволжья, Шаталов систематически участвовал в радио и телепередачах, выступал со статьями в периодической печати по проблемам развития культуры, музыкального образования. По его инициативе в Самаре (Куйбышеве) с 1962 года проводится Всероссийский конкурс молодых пианистов и композиторов имени Дмитрия Кабалевского, лауреатами которого неоднократно становились студенты музыкального училища. По существу, Дмитрием Георгиевичем и его соратниками-единомышленниками в послевоенное время было не только

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 История училища. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mus-college-shatalov.narod.ru/history.htm (Дата обращения 12.02.2013)

15 Бердюгина Н.Я. Из истории музыкального образования Самары // Профессиональное музыкальное искусство России / Материалы Всероссийской научной конференции 26 апреля, 2011 г. - Самара: 2012. - С. 65.

16 Арнаутов Ю.П. Воспоминания об учителе. Интервью. -Тольятти: 2007.

17 Кац А.М. «Честно говоря, своих учеников я не считала» // Самарские известия. 2010, 22 июня. № 108 (5817) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://samarskie-izvestia.ru/document/8789 (12.02.2013)

возрождено музыкальное училище, но и музыкальное образование в области в целом, так как была заложена прочная основа для его дальнейшего развития. В этом заключается основное значение плодотворной деятельности Д.Г.Шаталова. В 1993 году в знак признания его заслуг Самарскому музыкальному училищу было присвоено имя Д.Г.Шаталова.

Обратимся далее к педагогической сфере деятельности Д.Г.Шаталова. Рассмотрим наиболее характерные особенности его работы с учащимися и методы преподавания. К основным достижениям Шаталова-преподавателя следует отнести, прежде всего, подготовку музыкантов-исполнителей, ставших впоследствии лауреатами международных конкурсов, видными деятелями музыкального искусства. Среди них заслуженные артисты Российской Федерации В.В.Авралёв, профессора В.В.Фильчёв, Ю.П.Арнаутов, заслуженные работники культуры Российской Федерации В.В.Ириков, возглавлявший с 1985 по 2002 годы Самарское музыкальное училище, профессор Самарской государственной академии культуры и искусства

B.П.Максимов, а также лауреаты конкурсов Поволжья - А.Аристов, А.Левит, В.Куликов и многие другие.

Выпускники класса Шаталова, получившие среднее специальное образование по классу баяна, будучи всесторонне и основательно подготовленными, успешно продолжали своё обучение в центральных музыкальных высших учебных заведениях страны, в том числе по другим специальностям. Ярким примером в этом отношении является исполнительская и музыкально-педагогическая деятельность известных современных дирижёров-симфонистов Юрия Клементьева и Петра Грибанова.

Сопоставляя, по воспоминаниям учеников, его методы работы в классе с требованиями современной музыкальной педагогики, можно убедиться в том, что в занятиях со студентами он, опережая своё время, во многом был прогрессивно мыслящим педагогом-новатором. Призвание к учительству, как мы могли убедиться по вышеизложенным страницам биографии, доминировало в облике Шаталова с молодых лет, когда он только начинал работать учителем музыки в школе. Годы учёбы в музыкальном училище и концертно-просве-тительская деятельность значительно развили и укрепили его педагогический талант. Обучение в Музыкально-педагогическом институте имени Гне-синых (1951 - 1955), на заре его создания, когда там профессорско-преподавательский состав был сформирован из видных представителей российского музыкального искусства (Г.Г.Нейгауз,

C.Е.Фейнберг, А.И.Ямпольский и др.), также не прошли даром для Шаталова-педагога.

В освоении музыкально-исполнительского искусства во главу угла он ставил глубокое проникновение в художественный образ, достижение максимальной выразительности в донесении музы-

кальной мысли при важнейшей, но подчинённой роли технических средств её воплощения. В процессе следования этим критериям, колоссальное значение придавалось работе над звуком. Именно такие прогрессивные тенденции отечественной музыкальной педагогики того времени, не утратившие и в наше время своей актуальности, лежали в основе преподавательской деятельности Д.Г.Шаталова, о чём свидетельствуют успехи его учеников. «Он делал все возможное, - вспоминал Ю.П.Арнаутов, - чтобы встать на очень точные позиции российской, русской (тогда советской) исполнительской школы и, естественно, понимал свои задачи в этом плане как руководитель среднего специального учебного заведения»18.

По свидетельству журналиста А.В.Игнашова, «и самого Шаталова, и его учеников отличало особенное отношение даже не к музыке, а к звуку. Музыкант, прошедший его школу - явление особое»19. В занятиях с учащимися Шаталов воспитывал в них чувство ответственности и требовал предельной ясности и конкретности в работе над нотным текстом разучиваемого произведения. «В 1962 году я поступил в музыкальное училище, в класс Дмитрия Георгиевича Шаталова, - вспоминает дирижёр, заслуженный артист России Георгий Клементьев. -<.. .> Как педагог он был порой придирчив, но всегда очень глубок в работе с учениками. Не пропускал малейшей неточности, всегда был для меня примером величайшего служения музыке, ответственности за своё дело. <.> Дмитрий Георгиевич умел так жёстко сказать, что потом трудно было собрать волю в кулак. Но эта его жесткость была залогом успеха его учеников.. ,»20.

О строгости и требовательности Д.Г.Шаталова пишет кандидат искусствоведения Наталья Эскина: «Мы его страшно боялись, хотя голоса на нас он никогда не повышал. <...> При Шаталове в музу-чилище во всём был порядок»21 . В то же время, она отмечает его человеческие качества: «Он не делал открытых замечаний. Только теперь я начинаю ценить то душевное, непоказное тепло, которое от него исходило»22. Пользуясь среди педагогов и студентов репутацией «строгого шефа», Шаталов, тем не менее, всегда был очень чутким и заботливым наставником. С выпускниками Куйбышевского музыкального училища он ездил в Москву, чтобы морально их поддерживать и помогать в подготовке к вступительным экзаменам в музыкально -педагогический институт имени Гнесиных, в консерваторию. В Москве знали, что у Шаталова в училище готовят не узких специалистов - только пианистов, баянистов или балалаечников, - а широко образованных музыкантов.

18 Арнаутов Ю.П. Воспоминания об учителе ....

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Игнашов А.В. Баянист, педагог, композитор. // Самарские судьбы. - Самара: 2008. - №12. - С. 31 - 35.

20 Там же. - С. 34.

21 Там же. - С. 34.

22 Там же. - С. 34.

В своей преподавательской деятельности он стремился расширять кругозор учащихся, воспитывал в них предельно уважительное отношение к музыке, а постижение основ исполнительского мастерства ставил главной целью для начинающих музыкантов. И в этом он был убеждённым сторонником дидактического принципа воспитывающего и развивающего обучения, используя в своей работе методы, направленные на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, интеллигентности, на формирование навыков культуры поведения, дисциплинированности, на развитие самостоятельности, инициативы в творческом труде. В работе с учениками, Д.Г.Шаталов развивал их познавательные и творческие способности, приучал к аналитическому мышлению в процессе изучения музыкального произведения, используя методические приёмы сравнения, обобщения, выделения главного, что способствовало формированию умения самостоятельно делать выводы.

Кандидат исторических наук Н.П.Храмкова, участница оркестра баянистов при Клубе имени Революции 1905 года, которым, как уже отмечалось, долгое время руководил Д.Г.Шаталов, вспоминает: «Сначала мы играли музыку, составленную из русских народных песен. Наш репертуар постепенно усложнялся. Были мелодии в обработке Шаталова: Даргомыжский, Мусоргский, Рубинштейн -наша концертная деятельность была очень насыщенной. Перед тем, как начать разучивать то или иное произведение, Дмитрий Георгиевич долго и подробно рассказывал нам о композиторе, о том, как создавалось это произведение, о чём оно. Как он горел идеей в этот момент!...»23. Характерной чертой преподавательской деятельности Шаталова было его стремление к пробуждению у начинающих музыкантов интереса к новым явлениям, происходящим в музыкальном искусстве, к изучению появляющихся новых сочинений, особенно в сфере музыки для баяна.

Премьеры сочинений крупной формы для баяна в Самаре представляли ученики Шаталова. Причём, характерным было то, что он не позволял играть циклические произведения не полностью, а отдельными частями. Так В.В.Ириков одним из первых исполнил на выпускном экзамене только что появившуюся Концертную сюиту для баяна Н.Я.Чайкина ^-тоП в 4-х частях. Будущий директор Сызранского музыкального училища Вячеслав Куликов заканчивал училище исполнением 1 -го концерта для баяна К.Мяскова. Виталием Максимовым впервые в Самаре был исполнен Первый концерт для баяна с симфоническим оркестром Н.Я.Чайкина; Виктором Фильчевым - Концерт-поэма А.Репникова; Юрием Арнаутовым - Концерт для баяна с симфоническим оркестром Ю.Ши-шакова; Аркадием Левитом - Концерт В.Ди-кусарова. О приобщении учащейся молодёжи к но-

23 Там же. - С. 35.

вым веяниям в музыкальном мире свидетельствуют проходившие в училище по инициативе Шаталова многочисленные встречи с гастролирующими в Куйбышеве (Самаре) музыкантами и музыкальными коллективами. Так, по воспоминаниям воспитанников Куйбышевского музыкального училища, одним из впечатляющих и запоминающихся событий стала творческая встреча с ансамблем старинной музыки «Мадригал» и его основателем, легендарным композитором и клавесинистом Андреем Волконским.

Ещё одной характерной чертой Шаталова-педагога являлась его проницательность как психолога в процессе приёма учащихся в свой класс. Он видел в будущем ученике не просто музыкальные способности, но и то, что «это тот тип, который будет заниматься всю свою жизнь, не бросит»24. Одной из особенностей педагогического дарования Шаталова было то, что на сцену он выпускал своих учащихся только после того, как они начинали полностью понимать смысл предъявляемых к ним требований, уверенно и свободно исполнять те или иные произведения. Этот процесс мог продолжаться длительное время - и полгода, и год, в зависимости от стараний учеников, их стремления к концертному выступлению, которое в этом случае играло мощную стимулирующую роль и становилось фактором поощрения, вознаграждения за труд.

Добиваясь поставленных целей в занятиях с учеником, Шаталов в определённом смысле нарушал программные требования, часто игнорируя сроки сдачи технических зачётов, академических концертов. В то же время, его методы воспитания музыкантов-исполнителей действительно соответствовали принципу дифференцированного подхода, что, в конечном счёте, давало блестящие результаты. В работе с молодыми музыкантами он преследовал главную цель - внушить учащимся мысль о том, что музыкальное исполнительство — это владение и управление звуком, что баян - уникальный музыкальный инструмент, служащий средством самовыражения в искусстве. В решении задач технического порядка (аппликатура, смена движения меха, штрихи, приёмы игры и т.д.), он, как правило, придерживался методов проблемного обучения, вовлекая ученика в процесс поиска верного решения на основе нескольких предложенных вариантов.

Отдельного внимания заслуживает работа Д.Г.Шаталова в классе над полифоническими произведениями. Своим учащимся он прививал понимание того, что «полифония - это горизонталь», добиваясь от начинающих музыкантов усвоения данной установки, особенно при исполнении фуг. Подтверждением сказанного о склонности Шаталова к воспитанию самостоятельности в творческой работе, говорят и другие факты из его преподавательской деятельности. Так, учащемуся, овладевшему основами исполнительской техники на I -

24 ИгнашовА.В. Баянист, педагог, композитор..

II курсах, доверялось самостоятельно поработать над выбором учебной программы каждого следующего учебного полугодия и представить её преподавателю в нескольких вариантах для окончательного решения. Тем самым, он учил самостоятельно мыслить.

О высокой требовательности к себе, к трудовому коллективу и учащимся, говорит не только исключительно ответственное отношение Шаталова к составлению отчётной документации, но и тщательная подготовка к публичным выступлениям. «Он всегда очень переживал за слова, которые нужно произносить публично. Зная его много лет, не помню такого случая, чтобы его речь при выступлении была непонятной, невыразительной, смазанной»25. О воспитании такой же ответственности у своих воспитанников говорит любопытный случай из биографий В.В.Фильчёва и Ю.П.Арнаутова. В 1968 году они стали лауреатами конкурса Поволжья, который в то время был единственным в Союзе для баянистов и аккордеонистов. «Готовимся мы к концерту на телевидении, - вспоминал этот случай Юрий Арнаутов, - Шаталов говорит: «Там вопросы будут задавать, ты обдумал, что будешь говорить?» «Да ладно, Дмитрий Георгиевич, скажу что-нибудь» ответил я. Как он на меня накинулся! «Ты что себе позволяешь? Ты понимаешь, что это телевидение? Чтобы завтра на листе мне принёс свои слова, и чтобы всё было написано, что ты будешь говорить, если зададут вопросы». Естественно, я принёс то, что он просил»26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неординарность личности Д.Г.Шаталова проявлялась в процессе работы со студентами училища на протяжении всего курса обучения. И даже в подготовке программы к выпускному экзамену он допускал радикальные изменения трактовки исполняемых произведений. «Что он творил перед экзаменом! Последние репетиции, уже думаешь, вот-вот, «на взлёте» - он меняет всю концепцию музыкального произведения, приговаривая при этом: «это чтобы ты вздрогнул»»27.

В рамках изложенного выше материала невозможно исчерпывающе отразить заслуги Д.Г.Шаталова в строительстве системы музыкального образования в Самарском регионе, глубину его педагогического таланта. Тем не менее, говоря о его роли в становлении и развитии профессионального музыкального образования, на основании содержания данной статьи можно сделать следующие два основных вывода: 1) незаурядные музыкальные данные и личностные качества Дмитрия Георгиевича Шаталова были успешно реализованы в сложный исторический период послевоенного восстановления и дальнейшего успешного развития музыкального образования в Самарской (Куйбышевской) области; 2) заложенные Д.Г.Шаталовым пе-

25 Там же.

26АрнаутовЮ.П. Воспоминания об учителе..

27 Там же.

дагогические традиции в сфере профессионального музыкального образования стали прочным фундаментом для дальнейшего развития и совершенство-

вания народно-инструментального исполнительского искусства региона Среднего Поволжья.

ABOUT THE ROLE OF D.G.SHATALOV IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION IN SAMARA REGION

© 2013 P.I.Sapozhnikov°

Manucipial Budjet Educational Institution Higher Professional Education «The Togliatti Conservatory»

This article is devoted to the main periods of the life and creative activities of D.G.Shatalov. It shows his merits in strengthening the system of training skilled musicians of the region to achieve great mastery of folk instrumental performance. In this article are analyzed the most characteristic principles of Shatalov and his own methods of upbringing musicians-performers. Key words: D.G.Shatalov, Samara Region, musical education, folk instruments.

o

Sapozhnikov Pavel Ivanovich, Professor of the Togliatti Conservatory, Dean of the faculty of music performance. E-mail: pavels48@yandex. ru