СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 784:398
В. Ф. Кочеков
НАХОЖДЕНИЕ новых форм в ориентации РУССКОГО НАРОДНОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются новые формы работы в сфере русских народных инструментов, нацеленные на совершенствование народно-инструментального исполнительства. Раскрывается содержание направлений, способствующих значительному росту исполнительского мастерства музыкантов-народников региона, привлечению широкой слушательской аудитории к русской народной инструментальной музыке.
Ключевые слова: русские народные инструменты, народное искусство, оркестр, ансамбль, национальная музыкальная культура
The article considers new forms of work in the sphere of Russian folk instruments, aimed at mastering folk-instrumental performance. It discovers the content of trends, contributing into significant growing of performance mastership of folk musicians of the region, into attracting wide music audience to Russian folk instrumental music.
Keywords: Russian folk instruments, folk art, orchestra, ensemble, national musical culture
В настоящее время у специалистов-народ-ников вызывает большую озабоченность сегодняшнее состояние русского народного инструментального исполнительства. Проблемы, связанные с данным направлением, обозначились уже ко второй половине 80-х гг. прошлого столетия: «Малочисленность учащихся на отделениях народных инструментов в музыкальных школах тормозит подготовку специалистов в институте культуры, музыкальных и культурно-просветительных училищах, что в свою очередь влияет на развитие оркестров народных инструментов в музыкальных, общеобразовательных школах, дворцах и домах культуры» [2], авторы отмечали падение интереса к народным инструментам среди исполнителей [1, с. 123] и популярности среди слушателей, «утрату некоторых традиционных форм внутри самого жанра, что связано как с объективными, так и субъективными причинами» [9, с. 118].
С нашей точки зрения, это серьезная государственная проблема, вопрос не узкокорпоративный, а касающийся национальной культуры в целом. Нужна постоянная работа в данной сфере: «... функция культуры в наиболее широком ее понимании - синтез старого и нового, сплавление наследия и творчества» [10].
Музыканты-народники Челябинской области внесли огромный вклад в дело сохранения лучших традиций русской народно-инструментальной культуры. Одним из направлений данной работы является поиск новых форм в ориентации русского народно-инструментального исполнительства. Во многом благодаря этим формам наш регион занял достаточно прочные (в некоторых моментах передовые) позиции народно-инструментального исполнительства в российской народно-инструментальной культуре.
К новым формам нужно отнести первый в РСФСР абонемент «Исполнители на русских народный инструментах», созданный в Челябинске (70-е гг. XX в.) и оказавший мощное положительное влияние не только на музыкальную культуру Челябинской области, но и всего СССР. Вначале абонемент имел название «Звучат русские народные инструменты», с 1976 г. - «Мастера искусств - исполнители на русских народных инструментах».
К организации абонементного цикла была подключена музыкальная общественность. Созданный актив народников - весьма мощный рычаг в улучшении организации концертов на местах. Распространение абонементных книжек, организация творческих встреч, своевременное оповещение о предстоящих концертах - вот круг вопросов и основных задач актива, в лице заведующих отделениями народных инструментов музыкальных школ, училищ и кафедры народных инструментов института культуры.
Первый концерт абонементного цикла в Челябинске дали И. Шепельский, А. Хижняк, Н. Худяков - уральское трио баянистов, которые в течение последующих десяти сезонов подготовили 9 сольных программ, что является абсолютным рекордом не только в рамках данного абонемента, но и в истории жанра народных инструментов.
За три сезона после организации абонемента его слушателями стали более 3,5 тысяч человек.
Начиная с пятого сезона в рамках абонемента наряду с гастролерами начинают выступать челябинские музыканты-народники: домрист В. Жданов, баянист Б. Потеряев.
В 1975 г. Челябинская областная филармония совместно с Челябинским институтом культуры организовала в городах горнозаводской зоны абонементный цикл концертов-лекций. За три кон-
105
цертных сезона состоялось около двухсот концертов, на которых побывало более восьми тысяч горнозаводских слушателей.
С 6-го сезона стал постоянно действовать в городах области новый абонементный цикл концертов с челябинскими исполнителями-народни-ками, благодаря которым рамки абонемента значительно расширились. С мастерством баянистов (Н. Малыгина, Б. Потеряева, В. Бычкова), балалаечников (Ю. Мугермана, В. Медведева, Ш. Амирова), домристов (В. Жданова), дирижеров оркестров народных инструментов института культуры и музыкального училища (Б. Вороном и Л. Шкарупой), познакомились слушатели Златоуста, Аши, Минья-ра, Сатки, Катав-Ивановска и других точек горнозаводского района Челябинской области.
За семь сезонов проведено 56 концертов, на них побывало свыше тридцати тысяч слушателей.
С 8-го абонементного цикла большое внимание уделялось детской аудитории: проводились воскресные дневные концерты.
В конце 1970-х гг. на базе существовавшего абонемента были организованы циклы-спутники: оркестры и ансамбли, баян и аккордеон, домра и балалайка. Параллельно с ними в Челябинске был организован цикл концертов «Гитара и гитаристы» - первый подобный абонемент в СССР. Таким образом, на рубеже конца 70-х - начала 80-х гг. XX столетия в регионе одновременно существовало четыре абонементных цикла концертов в жанре народных инструментов.
В контексте абонемента народников было положено начало проведению концертов солистов Рос-концерта для учащихся сельских музыкальных школ.
За 10 лет в Челябинске побывали все ведущие исполнители-солисты и коллективы - свыше пятидесяти. Среди них баянисты: А. Скляров, А. Беляев, А. Сенин, В. Голубничий, В. Романько, В. Фильчев, В. Бесфамильнов, В. Бонаков, Ф. Липс, Г. Мамайков, Э. Митченко; балалаечники: А. Данилов, А. Марчаковский, В. Белецкий, В. Зажигин, В. Минеев, Е. Авксеньев, Е. Блинов, О. Гитлин, П. Нечепоренко; домристы: В. Круглов, В. Яковлев, С. Мусафина; аккордеонисты: П. Дранга,
Ю. Дранга, В. Еремеев и т. д.
Ежегодно проводилось 8 абонементных концертов. Всего состоялось 120 концертов (около 90 тысяч слушателей).
Значение и роль абонемента можно определить следующим образом:
1) представлял собой новую и дееспособную форму культивирования народно-инструментальной музыки;
2) организован впервые в Российской Федерации;
3) явился образцом для появления в других городах СССР;
4) традиционность, длительность существования - 10 лет (на протяжении 5 лет - единственный после Москвы);
5) массовость в охвате самых широких слоев населения;
6) постоянство аудитории (наполняемость залов);
7) выступавшие гастролеры-народники составляли профессиональный цвет СССР;
8) включение собственных творческих сил в абонемент;
9) появление абонементов-спутников;
10) организация впервые в СССР абонемента «Гитара и гитаристы»;
11) способствовал организации многих музыкальных мероприятий народной инструментальной музыки Челябинской области.
Самым значительным результатом челябинского эксперимента стало приобщение широких масс населения к народному инструментальному исполнительству, мощная пропаганда русских народных инструментов. В настоящее время в средствах массовой информации нет целенаправленной работы по организации каких-либо циклов передач, связанных с исполнительством на баяне, балалайке, домре, вообще отсутствует само это направление. Проводимые мероприятия в сфере русских народных инструментов (конкурсы оркестров и ансамблей, солистов музыкальных школ и т. д.), к сожалению, становятся все более «узкокорпоративными», недоступными для массовой аудитории. Налицо отсутствие системного, действенного выбора средств и методов для пропаганды русской национальной культуры, неотъемлемой частью которого являются русские народные инструменты, а как сказал Д. Медведев в 2011 г., будучи президентом России, в одном из обращений к Федеральному собранию: «Особое внимание должно уделяться русской национальной культуре. Это основной костяк развития всей нашей национальной культуры» [8].
Таким образом, опыт челябинского абонемента народников в настоящее время является актуальным и вполне применимым для практики народного инструментального исполнительства, расширения культурно'-массовых услуг для населения региона, примером целенаправленного, действенного пропагандистского и воспитательного направления.
Беспрецедентная по новизне, содержанию и значению работа, осуществляемая в г. Магнитогорске с 1983 г., явилась мощным толчком к значительному росту музыкальной культуры населения, подъему русского народного инструментального исполнительства. Речь идет о разработанной
А. Н. Якуповым уникальной системе управления музыкальным воспитанием (СУМВ). Одним из основных методологических подходов, используе-
106
мых музыковедом при разработке СУМВ, являлся системный подход, как наиболее действенный, эффективный и прогрессивный.
Среди основных задач созданной системы:
1) объединение и координация усилий учреждений музыкальной культуры, всех музыкантов и любительского актива, направленных на осуществление музыкального воспитания населения;
2) внедрение системного подхода к музыкальному воспитанию масс, обеспечение непрерывности этого процесса;
3) укрепление музыкальных традиций прошлого, создание новых;
4) рациональное использование материальноресурсной базы (залы, коллективы, кадры, частично финансы, реклама, инструменты);
5) преодоление межведомственных барьеров;
6) взаимодействие музыкантов с представителями других подсистем художественной культуры;
7) расширение зоны просветительской деятельности как отдельных учреждений, так и конкретных их работников на основе рационального использования творческих возможностей каждого музыканта;
8) выработка единых требований к качеству просветительской работы всех учреждений музыкальной культуры города;
9) воспитание кадров путем обмена опытом;
10) внедрение новых форм просветительской работы, совершенствование ее методологии.
Для реализации задач были созданы законодательные, руководящие, исполняющие и оперативные органы системы: художественный совет, бюро, социологическая лаборатория исследований музыкальной жизни города, секторы: учебный, творческий, организационный.
Практика функционирования в Магнитогорске данной системы убедительно подтвердила, что у музыкантов на местах есть значительный потенциал. СУМВ стал эффективным стимулятором музыкальной жизни города, принципом, объединяющим и направляющим усилия учреждений музыкальной культуры самых различных ведомств на приобщение каждого жителя к лучшим образцам музыкального искусства. Решая задачу внедрения системного подхода к осуществлению массового музыкального воспитания, музыканты в условиях объединения оказались способны влиять на звучащую среду, обеспечивать рост и качество музыкальных потребностей и культурно-досуговых услуг для населения, вплотную приблизиться к реализации дифференцированного подхода к различным формам музыкального воспитания. Кроме того, с управленческих позиций система поддерживала активность всех взаимодействующих сил, участвующих в процессе музыкального воспита-
ния, позволяла воздействовать на развитие музыкальной культуры, оказывать стимулирующее воздействие на микро- и макроклимат музыкальной жизни. Опыт работы учреждений музыкальной культуры г. Магнитогорска убеждает в том, что в условиях деятельности СУМВ у музыкантов появляется реальная возможность формировать музыкальные вкусы населения, строить их работу с учетом конечного результата. Данная система создает предпосылки для успешного функционирования профессиональных коллективов музыкального искусства, готовит почву для образования новых.
Результативность действия СУМВ проявилась и в стремительном развитии народного инструментального исполнительства, усовершенствовании системы подготовки музыкантов-народников по всем учебным звеньям, охвате любительским исполнительством значительных масс населения, мощной пропаганде русского народного инструментария, исполнительства на нем как в коллективном, так сольном вариантах.
Решение проблемы централизации всех сфер культуры, искусства, образования г. Магнитогорска позволило оптимизировать процессы, связанные с музыкальной пропагандой, воспитанием, образованием вообще и в области русских народных инструментов в частности. Единство позиций организаций и учреждений, участвующих в разработке и реализации СУМВ, позволило создать качественно новый образец мощного музыкального воспитательно-образовательного комплекса.
Представленный пример Магнитогорска, к сожалению, диссонирует с происходящими в настоящее время в сфере искусства и культуры региона. Обособление ведомств, отсутствие с их стороны понимания многих проблем, стремление к единоначалию в решении стратегических задач культуры и искусства порождает определенный хаос всей воспитательно-образовательной системы. Достаточно упомянуть перебрасывание школ искусств, музыкальных школ из ведомства культуры в ведомство образования и обратно, что привело только к отрицательному результату, ярко выраженным негативным последствиям.
Можно со всей определенностью утверждать, что в плане консолидации всех творческих сил сферы культуры, искусства, образования, консенсуса в выработке стратегии и тактики реализации многих задач в данной сфере, СУМВ г. Магнитогорска является примером, который в настоящее время не потерял своей актуальности.
К одной из новых форм русского народноинструментального исполнительства для Челябинской области можно отнести создание государственного оркестра русских народных инструментов «Малахит».
107
Оркестр «Малахит» - своеобразное явление Челябинской области в контексте общероссийского развития народно-инструментального исполнительства, так как определение данной области как периферии по отношению к центральной России мало предполагает наличие высокопрофессионального коллектива, это прерогатива крупнейших центральных городов.
В статусе профессионального коллектива «Малахит» работал с 1988 г. За короткий промежуток времени музыканты добились больших успехов и безусловного признания как местной, так и столичной публики. В 1993 г. коллектив получил статус государственного оркестра.
«Малахит» имеет свои особенные черты и по отношению к собственно народно-инструментальному исполнительству в следующем ракурсе: основная функция, сложившаяся в настоящее время для всех профессиональных оркестров русских народных инструментов - это концертное исполнительство. Рассматриваемый коллектив выгодно отличается от подобных. На первом месте в деятельности оркестра находится пропаганда русского народного творчества, русских народных инструментов, высоких образцов классического искусства: «...так, за 1998-1999 гг. под патронажем губернатора П. И. Сумина было сыграно более 80 концертов по городам, районам и селам области» [7, с. 133]. Это стратегия руководителя оркестра - народного артиста России Виктора Лебедева.
Концертными площадками «Малахита» были города Азербайджана, Казахстана, Италии, Португалии; самые престижные концертные залы нашей страны - Колонный зал Дома Союзов, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории. Впечатляет даже неполный перечень артистов, выступавших с оркестром: народные артисты СССР Е. В. Образцова, И. К. Архипова, И. Д. Кобзон, В. И. Пьявко, Л. А. Сметанников; народные артисты России Р. И. Ибрагимов, Л. Г. Рюмина, А. И. Стрельченко, С. Г. Захаров,
А. П. Литвиненко, С. Ф. Лукин, А. А. Цыганков и др.
В репертуаре оркестра вся русская народная оркестровая оригинальная музыка, переложения композиторов-классиков, современные произведения, эстрадные и легкие композиции. Обширнейший репертуар и его разнообразие позволяют музыкантам адаптироваться к любой публике.
Огромная просветительская и концертная деятельность «Малахита» не ограничивается только данными рамками. В. Г. Лебедеву принадлежит инициатива проведения таких концертов, как «Поют ученые Челябинска». Данный проект -явление совершенно новое в исполнительской практике. Это, несомненно, своеобразная форма социализации, когда ученые мужи, кандидаты и
доктора различных наук, из разных вузов города объединяются посредством вокального искусства, а государственный оркестр русских народных инструментов «Малахит» выступает инициатором и основным участником этого объединения. Регулярно проводятся концерты «Играют учащиеся музыкальных школ» в сопровождении данного коллектива.
Нам бы хотелось отметить необходимые слагаемые его возникновения в Челябинске:
1) значительный рост музыкальной культуры и искусства челябинской области;
2) признание центральных властей достаточно высокого профессионального уровня коллектива;
3) понимание и заинтересованность областной администрации в необходимости оркестра;
4) наличие музыкантов, соответствующих высокому статусу государственного оркестра;
5) наличие руководителя оркестра, сочетающего в себе профессиональные качества музыкан-та-дирижера и грамотного администратора.
Вполне приемлемо по отношению и к государственному оркестру русских народных инструментов «Малахит» высказывание доктора искусствоведения, известного ученого М. И. Имханицкого: «... многие из профессиональных оркестров русских народных инструментов стали заметным явлением всего отечественного музыкального искусства, примером и образцом для обширной сферы любительства» [4, с. 7-8]. Само существование такого профессионального коллектива высокого класса мастерства в «периферийном» городе позволяет делать некоторые выводы, связанные с этим непростым жанром, каким является народнооркестровое исполнительство.
В. Г. Лебедев - прекрасный дирижер, настоящий мастер управления оркестром. Пройдя все ступени обучения, получив основательную дирижерскую базу, он сумел создать этот коллектив. Формирование В. Г. Лебедева как дирижера началось в музыкальном училище, продолжилось в вузе и ассистентуре. Сама система подготовки включала целый комплекс специальных дисциплин. Если бы отсутствовали данные этапы дирижерской подготовки?.. Современные тенденции в сфере профессионального музыкального образования отделений народных инструментов носят негативный характер в отношении подготовки дирижеров, направлены на фактическую ликвидацию данной дисциплины, в то время как именно: «. от профессионального уровня нового поколения дирижеров народных оркестров, от их умения решать новые задачи будет зависеть будущее народно-оркестрового жанра в целом» [6, с. 93].
По многим новым направлениям своей работы челябинский центр народной музыки «Гармонь» стал значительным явлением для музыкальной
108
культуры Челябинской области. Это одно из активных, постоянно действующих региональных объединений гармонистов по всей стране.
К 80-м гг. прошлого столетия в масштабах страны сложилась ситуация, когда исполнительство на гармони совершенно выпало из поля зрения руководителей органов культуры, искусства, образовании. По сути, возродил ее новосибирский музыкант, энтузиаст и прекрасный организатор Геннадий Заволокин.
Организация центра народной музыки «Гармонь» в 1988 г. явилась оперативным откликом на происходящие события (бессменный руководитель центра В. А. Вольфович). В настоящее время центр - активно работающая организация, значение которой трудно переоценить. Среди задач центра:
1) сохранение традиций русского народноинструментального исполнительства;
2) пропаганда русского народного музыкального искусства;
3) выявление талантливых исполнителей инструментального и вокального жанров (Г. Зыков, Н. Вивчерук, И. Плешивцев, А. Голубев, А. Меньшиков, Ю. Кузьмин, В. Коновалов, Н. Ляпустин,
Н. Аношкина, Н. Попова, П. Солдатов, В. Ельцов, М. Журенков и мн. др.);
4) создание целой армии ансамблей гармонистов, среди которых: «Митрофановна», «Златые горы», «Бедовые ребята», «Уральская гармонь», «Уральский самородок», «Усть-катавская гармонь», «Уральская рябинушка» и др.;
5) создание нового песенного и инструментального репертуара;
6) систематическая и централизованная работа по организации мероприятий, связанных с народноинструментальным исполнительством, подготовкой и воспитанием гармонистов по всей области;
7) проведение фестивалей, конкурсов: «Поселковая гармонь», «Город - селу», «Расскажи мне, гармонь, о России», «С гармонью - в XXI век», «Играй, гармонь, звени, частушка» и т. д.;
8) создание новых концертных форм работы с публикой.
За самые короткие сроки своей деятельности центр «Гармонь» завоевал огромный успех у большого числа почитателей народного искусства во всей Челябинской области (в 1995 г. получен статус муниципального учреждения).
Деятельность центра - это отражение сложных процессов, происходящих в области культуры вообще и музыкальной культуры в частности, связующее звено между современностью и ценностями народного искусства, культурными богатствами предшествующих поколений, перспективами развития народного музыкального искусства. Таким
образом, рождается новый музыкальный продукт, соответствующий сегодняшнему дню.
Основные усилия работы организации направляются непосредственно на подготовку, воспитание гармонистов, создание новых коллективов, нового репертуара для гармони; осуществляются разнообразные мероприятия, способ-ствующие популярности данного вида исполнительства. Это существенное отличие от содержания работы российского центра «Играй, гармонь», ориентирующегося на большие концертно-зрелищные мероприятия.
Инновационный проект «Всероссийский детский конкурс исполнителей татарской и башкирской музыки» является уникальным для всей России, по нашим сведениям, проводится только в г. Челябинске. Конкурс стартовал в 1979 г. на базе Детской школы искусств № 7. Инициатором стал директор школы, председатель Челябинской областной организации «Центр татарской и башкирской культуры», народный артист Татарстана, заслуженный артист России М. А. Шарафутдинов. Организация данного проекта вызвана необходимостью выполнения социального заказа на сохранение, поддержку и развитие национального музыкального искусства в рамках дополнительного художественного образования детей.
Проблема сохранения и развития национальной музыкальной культуры тесно связана с современными условиями и требованиями развития музыкальной культуры в целом. Правовед М. Н. Ершов еще в 20-х гг. прошлого столетия отмечал: «Без национальной идеологии, без национального самосознания и национального воспитания нет нации, нет и государства» [3, с. 31].
При создании конкурса наиболее остро стоял вопрос о сохранении татарской и башкирской музыкальной культуры на Южном Урале; данные национальности составляют значительную часть населения Уральского края. В настоящее время конкурс поддерживает краеведческую деятельность не только Челябинской области, но всего Уральского региона; способствует пропаганде и развитию национальных музыкальных традиций, популяризации татарской и башкирской музыки, возрождению интереса к татаро-башкирской музыкальной культуре среди населения Южного Урала, приобщению детей и подростков к национальному культурному наследию. Содержание конкурса этим не ограничивается, цель - приобщение участников музыкального состязания к профессиональному национальному исполнительскому искусству: в программные требования конкурса входит обязательное условие исполнения двух произведений татарского или башкирского композиторов.
Особо следует подчеркнуть воспитательный аспект данного проекта:
109
- гуманизация обучения (направленность пропаганды национального искусства и образовательного процесса на конкретную личность учащихся);
- воспитание гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных основ личности у юных исполнителей;
- формирование и развитие у молодежи чувства толерантности, взаимообогащение и взаимопонимание между детьми различных национальностей.
Участники конкурса - учащиеся инструментальных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств. Уникальной возможностью проявления дарований детей в области национального исполнительского искусства является наличие ансамблиевого участия для однородных, смешанных, фольклорных составов инструменталистов. Наблюдается совершенно уникальная тенденция возрождения искусства исполнения на редких национальных инструментах - курае, думбыре, кыл-кубызе. Одним из значимых аспектов конкурса является многонациональный состав участников, проживающих в Уральском регионе и за его пределами (русские, украинцы, евреи, армяне и др.). Мы считаем, что это наивысший показатель уважения и понимания другой национальной культуры, традиций и обычаев. Особенно ценно, что постоянно выступают дети из мест компактного проживания татар и башкир, деревень и сел.
Программы участников отражают огромную перспективу развития профессионального мастерства юных исполнителей и формирование самобытного эстетического вкуса на примерах лучших образцов национального творчества.
Жюри формируется из ведущих специалистов татаро-башкирской культуры и искусства Уральского региона.
Оценивая результаты и содержание детского конкурса необходимо отметить глубокое освоение национальных музыкальных традиций, очевидный рост качества исполнения, расширение и обогащение исполняемого репертуара, а также высокий уровень динамики развития конкурса в целом. Данное мероприятие получило высокую оценку. ДШИ № 7 стала обладателем диплома лауреата Регионального этапа конкурса инновационных социальных технологий МУ дополнительного образования детей. М. А. Шарафутдинов был удостоен звания члена-корреспондента Международной академии общественных наук на основании огромных достижений в области культуры и искусства, большого вклада в проект РФ инновационных социальных технологий «Созидая во имя Великой России».
На протяжении всей истории статус конкурса возрастал: областной, региональный, всероссийский, с 2012 г. - международный. Постоянно расширяется «география» участников: это воспитанники школ искусств Республик Башкортостан, Татарстан, Курганской, Свердловской, Челябинской областей и т. д.
Отрадно отметить, что на протяжении десятилетий не только сформировался коллектив организаторов и энтузиастов-преподавателей, «болеющих» за сохранение и развитие общекультурных ценностей, но и ясно просматривается традиция преемственности в последующих поколениях, воспитанных в атмосфере творчества, созидания и любви к национальному искусству. Трудно переоценить значимость данного проекта: происходит постоянная переоценка задач и целей в условиях современных социально-общественных и нравственных потребностей. Круг идей, вектор перспектив, постоянно расширяющийся состав участников позволяют делать вывод о дальнейшем эффективном развитии мероприятия.
Рассмотренные проекты свидетельствуют о необходимости активного внедрения подобных мероприятий в процесс приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, взаимопониманию, толерантности и являются эффективным средством профессионализации исполнительских качеств юных музыкантов, развитием самого инструментального исполнительства. Таким образом, данное направление, созданное и успешно реализуемое в Челябинске, должно стать объектом пристального внимания со стороны других регионов России, как одного из эффективных средств решения многих задач, связанных с воспитанием подрастающего поколения.
Тема поиска новых форм в ориентации русского народно-инструментального исполнительства Челябинской области представлена впервые. Мы попытались обосновать необходимость активного использования новых форм, направленных на оптимизацию русского народного инструментального исполнительства. Проблема сохранения этого жанра в настоящее время стоит очень остро, так как наблюдаются негативные тенденции угасания интереса к баяну, балалайке, домре со стороны общественности. Но нужно четко представлять, что: «Русские народные музыкальные инструменты - неотъемлемые атрибуты русской национальной культуры. Без этих инструментов невозможно целостное представление об историческом, социальном, культурологическом аспектах развития фольклора, любительства, самодеятельности и профессионального искусства» [5, с. 5].
110
1. Биберган, В. Д. Наследие В. В. Андреева и проблемы развития оркестра русских народных инструментов / В. Д. Биберган // Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства: сб. науч. тр. - Л., 1988.
2. Ваганова, А. Играй, мой баян! / А. Ваганова, Ю. Ястребов // Челяб. рабочий. - 1981. - 16 мая.
3. Ершов, М. Н. Школа и национальная проблема: социально-педагогический очерк / М. Н. Ершов. - Харбин, 1926.
4. Имханицкий, М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России / М. И. Имханицкий. - М., 2008.
5. Кочеков, В. Ф. Народно-инструментальное искусство Южного Урала: моногр. Ч. I / В. Ф. Кочеков. -Челябинск, 2011.
6. Лавришин, В. И. Конкурсы дирижеров оркестров русских народных инструментов в системе подготовки дирижерских кадров / В. И. Лавришин // Народно-инструментальное искусство Урала и Сибири / Челяб. гос. акад. культуры и искусств: межвуз. сб. ст. Вып. 2. - Челябинск, 2005. - С. 92-120.
7. Мороз, В. Оркестр «Малахит»: вехи семнадцатилетнего пути / В. Мороз // Народно-инструментальное
искусство Урала и Сибири / Челяб. гос. акад. культуры и искусств: межвуз. сб. ст.
Вып. 2. - Челябинск, 2005. - С. 128-135.
8. Резчиков, А. «Особое внимание уделять русской культуре»: Дмитрий Медведев требует ускорить работу над базовым законом об основах национальной политики [Электронный ресурс] / А. Резчиков // Взгляд: деловая газета. - Режим доступа: http://vz.rU/politics/2011/1/17/461668.html.
9. Савин, В. В. О подготовке руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов в вузах /
В. В. Савин // Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства: сб. науч. тр. - Л., 1988. - С. 118-121.
10. Чурбанов, В. Почему культура главнее политики? / В. Чурбанов // Российская Федерация сегодня. -2000. - № 5. - С. 48-51.
Сдано 16.02.2012
111