Научная статья на тему 'Абонемент «Народников» уникальный челябинский эксперимент'

Абонемент «Народников» уникальный челябинский эксперимент Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОНЕМЕНТ / НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИСПОЛНИТЕЛИ / СЛУШАТЕЛИ / КОНЦЕРТ / ФИЛАРМОНИЯ / SUBSCRIPTION / FOLK INSTRUMENTS / PERFORMERS / AUDIENCE / CONCERT / PHILHARMONIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочеков В. Ф.

Данная статья раскрывает один из этапов истории развития русских народных инструментов на Южном Урале. Организация абонемента явилась смелым экспериментом в области русского народного инструментария. Первый в РСФСР абонемент стал уникальной формой пропаганды народных инструментов в музыкальной жизни не только Челябинской области, но и всей страны. Челябинский абонемент народников был взят за образец новой концертной деятельности во многих городах СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULISTS' SUBSCRIPTION A UNIQUE CHELYABINSK EXPERIMENT

This article reflects one of the development stages of Russian folk instruments in the South Ural. The organization of the subscription was a bold experiment in the Russian folk instruments sphere. The first subscription in the RSFSR (Russian Soviet Federative Socialist Republic) became the unique form of folk instruments propaganda in the musical life of not only the Chelyabinsk region, but throughout the country. Chelyabinsk populistssubscription was taken as a model of new concert activity in many cities of the USSR (Union of Soviet Socialist Republics.

Текст научной работы на тему «Абонемент «Народников» уникальный челябинский эксперимент»

УДК 78.03 (47)

В.Ф. Кочеков, доц. ГАКИ, г. Челябинск, E-mail: kp1967@mail.ru АБОНЕМЕНТ «НАРОДНИКОВ» - УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Данная статья раскрывает один из этапов истории развития русских народных инструментов на Южном Урале. Организация абонемента явилась смелым экспериментом в области русского народного инструментария. Первый в РСФСР абонемент стал уникальной формой пропаганды народных инструментов в музыкальной жизни не только Челябинской области, но и всей страны. Челябинский абонемент народников был взят за образец новой концертной деятельности во многих городах СССР.

Ключевые слова: абонемент, народные инструменты, исполнители, слушатели, концерт, филармония.

В настоящее время у специалистов-«народников» вызывает большую озабоченность состояние проблемы развития русских народных инструментов. По большому счету, эта проблема государственная. Она должна серьезно обеспокоить наших государственных мужей, ибо развитие русских народных инструментов - не узко корпоративная проблема, а одна из доминант нашей национальной культуры, не требующая отлагательств в решении. Без присутствия в нашей жизни русских народных музыкальных инструментов немыслимо все многообразие, колорит российской культуры, немыслимо само существование нации. На фоне происходящих перемен последних двух десятилетий отмечаются негативные процессы, связанные с русским народным инструментарием, образованием, пропагандой, воспитанием в сфере отечественных национальных струнных и клавишных музыкальных инструментов. На сегодняшний день четко прослеживается тенденция сокращения классов народных инструментов на всех ступенях обучения: начальном, среднем специальном, высшем. Подавляющее большинство поступающих в музыкальные школы, школы искусств не изъявляют особого желания учиться на народных инструментах: баяне, балалайке, домре. В плане художественной самодеятельности этот негативный процесс проявился в фактической ликвидации сети кружков по обучению игре на данных инструментах, в исчезновении огромного количества любительских оркестров и ансамблей соответствующей направленности. Конечно, все эти негативные моменты удобно было бы списать на общую нестабильность и сегодняшнюю неопределенность социальноэкономического развития российского государства. Вне всякого сомнения, экономика играет определяющую роль для всех надстроечных сфер - искусства, образования, культуры, идеологии. Но нельзя говорить о воспитании истинного патриота своей страны (а воспитание патриотизма неразрывно связано с народными инструментами как части национальной культуры), кивая на сложность экономических вопросов и при этом прилагая лишь минимум усилий для решения непростых задач по сохранению и развитию русского национального инструментального искусства. Но административные «верха» в сфере культуры и искусства, к сожалению, занимают именно такую позицию. А ведь мы знаем, что даже в тяжелейшие военные годы (1941 - 1945 гг.) правительство нашей страны уделяло существенное внимание вопросам культуры и искусства в целом, и народным инструментам в частности.

Есть различные пути и способы возрождения былого значения и популярности народных инструментов. Самое удивительное, что они давно известны, доказали свою безусловную состоятельность, большую эффективность и принесли огромную пользу в деле приобщения населения к русскому народному инструментарию. Если мы обратимся к сравнительно недавней истории музыкального развития Челябинской области, то одним из таких путей был, по сути, первый в Советском Союзе абонемент «Исполнители на русских народных инструментах».

Система концертных и театральных абонементов использовалась в российском искусстве еще до октябрьского переворота 1917 года. После 1917 года эта система сохранилась и получила повсеместное внедрение в концертную деятельность. Челябинская городская государственная филармония (с 1963 г. она стала областной) еще с 40-х годов прошлого столетия успешно практиковала систему абонементов в своей

деятельности. А в сезоне 1970/71 года в Челябинской областной филармонии был организован уже 21 абонемент.

Как свидетельствует анализ литературных источников и периодической печати [1; 2; 3], а также личное участие автора в музыкальной жизни г. Челябинска концертные выступления «народников-гастролеров» в Челябинске до 1968 года ничем осо-бенным не отличались от выступлений «народников» в других городов СССР. Два-три приезда «солистов-народников» были нормой концертной жизни города. Например, в Московском Центральном Доме железнодорожников и Львовской филармонии в начале 70-х годов прошлого столетия существовал смешанный абонемент, где выступления «народников» присутствовали в концертных программах наряду с представителями классического искусства. Подобные абонементы - смешанные абонементы для городов Челябинской области (№ 7 и № 8) - имелись в Челябинской областной филармонии уже в 1960-х годах. Абонемент № 7 (для жителей г. Магнитогорска) включал восемь камерных концертов: Народного артиста СССР, лауреата Государственных премий, профессора Л. Оборина (фортепиано); лауреата II Международного конкурса им. П.И. Чайковского и конкурса и конкурса им. М. Лонг М. Мдивани (фортепиано); Народного артиста Эстонской ССР, профессора Р. Алумэ (скрипка); Заслуженного артиста РСФСР П. Нечепоренко (балалайка). Абонемент № 8 - (для жителей г. Миасса): лауреата I Международного конкурса им. П. И. Чайковского Л. Власенко (фортепиано); Заслуженной артистки Украинской ССР, лауреата международного конкурса О. Пархо-менко (скрипка); лауреата международного конкурса С. Доренского (фортепиано); Заслуженного артиста РСФСР, лауреата всесоюзного конкурса А. Иванова-Крамского (гитара); лауреата международного конкурса А. Беляева (баян) и др.

В это же время был впервые организован и абонемент № 10 «Ансамбли и исполнители на народных инструментах». Этот абонемент явился своего рода предтечей последующих абонементов «специализированного» плана. Он достойно «прошел проверку на прочность» и тем самым определил стратегию и тактику нового для страны начинания. В этом абонементе выступали следующие исполнители: А. Беляев (электронный баян), П. Нечепоренко (балалайка), Ю. Казаков (многотембровый баян), Е. Авксентьев (балалайка).

По нашему мнению, для организации абонемента в Челябинске имелись все необходимые условия: наличие огромной аудитории, включающей целую армию самодеятельности, учащихся музыкальных школ, кружков и студий, просто любителей народной музыки, народных инструментов; мощная кафедра народных инструментов Челябинского государственного института культуры - кузница кадров «народников» и пропагандист русского народного искусства; четыре музыкальных училища. К отмеченным условиям можно также отнести заинтересованность администрации учреждения в организации подобных мероприятий.

Кроме того, важнейшим, если не ключевым, условием можно считать деятельность заведующего кафедрой народных инструментов Челябинского государственного института культуры Юрия Григорьевича Ястребова. Именно Юрий Григорьевич, истинный народник, прекрасный специалист, до глубины души болеющий за «народное дело», явился инициатором и организатором того большого, настоящего и, безусловно, нужного начинания и всех последующих мероприятий,

которые без преувеличения можно сказать, оставили яркий след в культуре и искусстве не только Южного Урала, но и всей огромной страны.

Повторимся, сказав, что до сезона 1970/71 года в стране не было сугубо «народного» абонемента, поэтому представители г. Челябинска явились зачинателями подобного мероприятия в СССР. Отсутствие опыта в его организации компенсировалось огромной энергией, энтузиазмом и административным талантом Ю.Г. Ястребова и его соратников по «народному делу». О том, что первый опыт оказался успешным, свидетельствуют все последующие годы существования абонемента. Он получил известность и в Росконцерте, и в Министерстве культуры РСФСР. Челябинский эксперимент нашел горячих сторонников в гг. Горьком, Свердловске, Астрахани и др. Авторитет первооткрывателей и престиж музыкальной культуры г. Челябинска был не только поддержан, но и всемерно развивался, совершенствовался общими усилиями.

С 1976 года абонемент стал называться «Мастера искусств - исполнители на русских народных инструментах».

Любое новое связано с ломкой старого, привычного, укоренившегося. Так было и с организацией абонемента «народников». Не случайно при всей заинтересованности, проявленной руководством филармонии, на первых порах было высказано немало сомнений: где найти столько исполнителей, пойдет ли слушатель, как составлять график приезда солис-тов-«гастролеров», работающих по календарным планам «трёх китов», какими являлись «Росконцерт», «Москонцерт» и «Союзконцерт»?

На наш взгляд, уже первые абонементные концерты опровергли все сомнения: налицо всегда переполненный зал, приподнятая праздничная атмосфера гудящего фойе и, конечно же, гром аплодисментов и оваций в адрес виновника торжества. Эта любовь к народным инструментам - одна из традиций музыкальной культуры г. Челябинска, города, который уже в 60-х годах прошлого столетия значился во всех каталогах по инструментоведению. Дело в том, что именно в нашем городе была предпринята одна из немногих в 20 веке попыток возродить искусство игры на древнерусском музыкальном инструменте гудке. Кстати сказать, мастерству квартета гу-дошников Челябинского тракторного завода аплодировали москвичи в 1948 году на всероссийском смотре художественной самодеятельности.

К организации абонементного цикла была подключена музыкальная общественность. Созданный актив любителей народной музыки - весьма мощный рычаг в улуч-шении организации концертов на местах. Распространение абонементных книжек, организация творческих встреч, своевременное оповещение о предстоящих концертах - вот круг основных задач, решавшихся активом в лице заведующих отделениями народных инструментов музыкальных школ, училищ и кафедры народных инструментов института культуры.

Первый концерт абонементного цикла в г. Челябинске дали Иван Шепельский, Анатолий Хижняк, Николай Худяков («Уральское трио баянистов»), которые в течение последующих десяти сезонов подготовили девять сольных программ, что является абсолютным рекордом не только в рамках данного абонемента, но и в истории жанра народных инструментов.

За три сезона после организации абонемента его слушателями стали более трех с половиной тысяч человек, на четвертый сезон было забронировано шестьсот мест.

Если говорить об итогах пяти лет существования абонемента «народников», то самыми существенными итогами, мы считаем, можно считать следующее: во-первых, участие челябинских исполнителей (домрист В. Жданов баянист Б. Потеряев); во-вторых, постоян-ство аудитории концертного зала филармонии; в-третьих, тот факт, что подобный цикл абонементных концертов на протяжении пяти лет существовал в единственном городе Российской Федерации, не считая г. Москвы.

Удачный дебют челябинских музыкантов, выступавших в пятом сезоне с известными в стране исполнителями, позволил дирекции филармонии продолжить данное начинание.

При этом абонементный цикл концертов явился школой исполнительского мастерства для челябинских музыкантов, выступавших с именитыми музыкантами.

В 1975 году Челябинская областная филармония совместно с институтом культуры организовали в городах горнозаводской зоны области абонементный цикл концертов-лекций. Так было положено начало организации систематических встреч челябинских музыкантов с учащимися профтехучилищ, общеобразовательных и музыкальных школ, с рабочими. Первые два сезона функционировал абонементный цикл «Звучат русские народные инструменты». Затем, следуя пожеланиям слушателей, этот цикл был видоизменен. Новый абонементный цикл - «Беседы о музыке и музыкантах», кроме встреч с исполнителями на народных инструментах, включал встречи с фортепианным трио, струнным квартетом, с солис-тами-скрипачами и пианистами областной филармонии. За три концертных сезона состоялось около двухсот концертов, на которых побывало более восьми тысяч горнозаводских слушателей.

С шестого сезона рамки абонемента значительно расширились за счет местных исполнителей. Стал постоянно действовать в городах области новый абонементный цикл концертов. С мастерством баянистов (Николаем Малыгин, Борис Потеряев, Владимир Бычков); балалаечников (Юрий Мугер-ман, Василилий Медведев, Шаукат Амиров); домристов (Валерий Жданов), дирижеров оркестров народных инструментов института культуры и музыкального училища (Борис Ворон, Леонид Шкарупа) познакомились слушатели гг. Златоуст, Аша, Миньяр, Сатка, Катав-Ивановск и др.

За семь сезонов было проведено пятьдесят шесть концертов, на них побывало свыше тридцати тысяч слушателей. Цифры довольно внушительные, чтобы еще раз опровергнуть пессимистические доводы об утрате былой славы и популярности народных инструментов.

Новинкой восьмого абонементного цикла явилось то, что если предыдущие семь лет его слушателями были учащиеся музыкальных школ и училищ, студенты института культуры, то в восьмом сезоне большое внимание уделялось детской аудитории, для которой проводились воскресные дневные концерты. Причем во многих детских музыкальных школах к участию в них привлекались и родители юных музыкантов.

Доступность восприятия исполняемых произведений, массовое распространение русских народных инструментов сделали вполне реальными планы выхода абонементных концертов на аудиторию учащихся профессиональнотехнических училищ города. Центральной концертной площадкой для этого стала сцена Дворца культуры профтехобразования «Смена». Кроме того была охвачена и студенческая аудитория - концерты народников проходили в актовых залах политехнического, медицинского, педагогического и других институтов.

Тот факт, что многие иногородние исполнители в течение действия абонемента «народников» побывали в Челябинске по нескольку раз, тоже свидетельствует, на наш взгляд, о его популярности и о желании ведущих солистов показать челябинским слушателям свои новые программы.

В развитие реализованной идеи в конце 1970-х годов на базе абонемента были организованы своего рода «циклы-спутники» по жанрам: «оркестры и ансамбли», «баян и аккордеон», «домра и балалайка». Параллельно с ними в Челябинске был организован цикл концертов «Гитара и гитаристы», явившийся, по существу, также первым среди такого рода абонементом в СССР. Таким образом, на рубеже конца 1970-х начала 1980-х гг. на Южном Урале одновременно существовало четыре цикла концертов в жанре народных инструментов

Десять лет существования абонемента подтвердило его жизнеспособность, популярность и необходимость. Реально наметились перспективы расширения его форм. «Отцом» челябинского абонемента - Ю.Г. Ястребовым уже разрабатывались новые схемы его работы. Предполагалось, что будет создан единый абонементный цикл народников от г. Москвы до г. Владивостока, когда тот или иной артист, отправляясь

по городам Дальнего Востока, Сибири или Урала, будет уверен в том, что все запланированные концерты будут выполнены, а все концертные залы будут заполнены.

В рамках деятельности абонемента «народников» также было положено начало выступлениям солистов Росконцерта для учащихся сельских музыкальных школ. Резонанс этого начинания был велик, так как посещение школ лауреатами международных конкурсов было событием из ряда вон выходящим.

Немного из области арифметики, играющей значительную роль в любом деле. Любая филармония имеет финансовые потребности, но несмотря на это, челябинский абонемент был самым доступным из всех известных абонементных циклов в народно-инструментальном жанре. Об этом можно сделать однозначный вывод, исходя из стоимости разового посещения, которое составляло в г. Челябинске всего 19 (!) , тогда как в Астрахани - 80-90 копеек, в Саратове - 70 копеек, Горьком - 60 -70 копеек (имейте ввиду, что денежное соотношение тех лет и нашего времени несопоставимо: рубль был достаточно «тяжел»).

Прежде чем стоимость билета абонементного цикла была доведена до полутора рублей, челябинский слушатель платил от трех до пяти рублей. Так было первые два сезона.

Организация дифференцированных абонементных циклов - необходимая задача. Исполнительских сил для организации подобных циклов в освещаемый период имелось вполне достаточно. Нужна была подготовленная база, необходимость создания «своей» аудитории для каждого цикла.

Разумеется, в одной статье невозможно решить весь комплекс вопросов животрепещущей проблемы, имеющей к тому же социальное звучание, проблемы, обладающей достоинством всеобщности. Ведь в современном искусстве нет более важной задачи, чем та, которая преследует цель сохранения и дальнейшего развития вековых традиций национальной культуры прошлого, культивирования и бытования ее в настоящем времени. А это прямой путь в завтрашний день народных инструментов, в их гарантированное и светлое будущее.

Каковы же итоги первого десятилетия абонемента? В Челябинске побывали практически все ведущие исполнители-солисты и коллективы (свыше пятидесяти). Ежегодно проводилось восемь абонементных концертов, плюс к этому еще два-три незапланированных кассовых выступления. Всего проведено свыше ста двадцати праздников народноинструментальной музыки. Посетителями абонементного цикла «Звучат русские народные инструменты» стали около девяноста тысяч человек. В числе постоянных слушателей -учащиеся музыкальных школ и трех специальных учебных заведе-ний (музыкальное, культурно-просветительское и музыкально-педагогическое училища), студенты института культуры, а также многочисленные участники художественной самодеятельности, организуемой при клубах и домах культуры. Концерты «народников» проходили не только в

Челябинске, но и в городах области: Аша, Бакал, Златоуст, Магнитогорск, Миасс, Миньяр, Сатка, что, несомненно, придавало общественный резонанс этому начинанию.

Значение и роль абонемента можно определить, по нашему мнению, в нижеследующем.

1. Была создана новая и дееспособная форма культивирования народно-инст-рументальной музыки.

2. Абонемент был организован впервые в России.

3. Немаловажным стало создание в г. Челябинске соответствующей базы, имелись все условия для организации абонемента.

4. Проявилась заинтересованность, как центральных, так и местных органов власти.

5. Абонемент явился образцом для организации в других городах СССР.

6. Значимы традиционность, длительность его существования - 10 лет (на протя-жении 5 лет - единственный после абонемента г. Москвы).

7. Имелась массовость работы абонемента, участием в его работе были охвачены самые широкие слои населения.

8. Аудитория и наполняемость концертных залов были постоянными.

9. Выступавшие «гастролеры-народники» являли собой цвет профессионального музыкального искусства СССР.

10. Позитивным был опыт включения в концертные программы выступлений собственных исполнителей.

11. Длительное существование абонемента «народников» способствовало появлению абонементов-«спутников».

12. Впервые в СССР был организован абонемент «Гитара и гитаристы».

13. Абонемент способствовал организации в Челябинской области многих музыкальных мероприятий народноинструментальной направленности.

Таким образом, можно утверждать об уникальной, созданной на Южном Урале, системе пропаганды народноинструментальной музыки.

К сожалению, после отъезда из г. Челябинска Ю.Г. Ястребова данная система не сохранилась, соответствующий опыт и богатые традиции пропаганды народно-инструментального искусства в 1980-е годы были утрачены. Но остался яркий пример, который и в настоящее время является актуальным и вполне применимым для практики народноинструментального исполнительства.

Таким образом, из всего сказанного логичен, по нашему мнению, вывод: челябинский эксперимент - яркий пример, который и в настоящее время является актуальным и вполне применимым для практики народно-инструментального исполнительства. Абонемент - это мощный фактор, способный возродить угасающий интерес к исконно национальным музыкальным инструментам. Данный вывод подтверждают челябинские музыканты и профессиональные исполнители-народники России, гастролирующие в Челябинске.

Библиографический список

1. Малыгин Н.Н. Звучат народные инструменты // Челябинский рабочий. - 1977. - 29 мая.

2. Синецкая Т.М. Челябинская филармония: люди и время (1937 - 2007). - Челябинск, 2007.

3. Ястребов Ю.Г. Баян, домра, балалайка // Челябинский рабочий. - 1971. - 11 июня.

Статья поступила в редакцию 24.06.09

УДК 658.512.3:744.4

А.В. Шолохов, аспирант СПГУТиД, г. Санкт-Петербург, Е-mail: mate63@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКА)

В статье дается обзор и анализ наружной печатной рекламы социальной направленности размещенной в Иркутске. Выявляется специфика функционирования подобных образов в ситуации диктата рекламодателей как визуализация их предпочтений, а так же анализ информационно-графической организации и художественных средств выразительности подобных рекламных конструктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.