Научная статья на тему 'Региональные гитарные центры ХХ В. : Классическая гитара в советской и Российской системах профессионального музыкального образования'

Региональные гитарные центры ХХ В. : Классическая гитара в советской и Российской системах профессионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
759
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИТАРНЫЙ ЦЕНТР / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / КЛАСС ГИТАРЫ / ГИТАРНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / GUITAR CENTER / MUSICAL EDUCATION / MUSICAL SCHOOL / CLASS GUITAR / GUITAR PERFORMANCE SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мавродиева Наталья Геннадиевна

В истории развития музыкальной педагогике по классу гитара определение методов и форм организации музыкального воспитания имеет субъективно произвольный характер. Проблема методов и организационных форм воспитания является одной из важнейших проблем теории и методики организации воспитания учащейся по классу гитара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL GUITAR CENTERS OF THE TWENTIETH CENTURY: CLASSICAL GUITAR IN THE SOVIET AND RUSSIAN SYSTEMS OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION

In the second half of the 20th century a system of training professionals in the field of guitar playing. The main need in training of professional guitarists-performers served as the need for higher education in this direction.

Текст научной работы на тему «Региональные гитарные центры ХХ В. : Классическая гитара в советской и Российской системах профессионального музыкального образования»

управления хозяйственной деятельностью предприятия, позволяет эффективно управлять финансовыми ресурсами, использовать инновационный потенциал, инвестиционные возможности и находить преимущества и недостатки в финансовой деятельности предприятия, сравнивать положение предприятия с конкурентами. Выбор финансовой стратегии предприятия является приоритетной задачей и актуальной проблемой, связанной с важностью принятия грамотных управленческих решений [13, c.186; 14].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Щесняк К.Е. Принципы формирования финансовой стратегии предприятия // Проблемы современной экономики. 2011. №1. С. 21.

2. Прокофьева Е.В. Финансовая стратегия субъектов малого предпринимательства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : защищена 05.03.2012 / Е.В. Прокофьева. -М.: Изд-во РГТЭУ, 2012. - С. 10.

3. Оводков Д.А. Финансовая стратегия предприятия и механизм ее разработки: Монография [Текст] / В.В. Гаврилов, Д.А. Оводков. Воронеж: Институт ИТОУР, 2008.

4. Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятий в условиях экономического кризиса // Аудит и финансовый анализ. 2011. №3. С. 28.

5. Клюева Е.Ю., Ерохин А.В. Финансовая стратегия предприятия в период экономической нестабильности / Е.Ю. Клюева, А.В. Ерохин // Системное управление. -2010. - №4. - С.3.

6. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2010. - 496 с.

7. Князева О.М. Методический подход к разработке финансовой стратегии корпорации : автореф. дис. ... канд. экон. наук : защищена 24.06.2010 / Л.А. Мочалова, О. М. Князева. - Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2010. - С. 9.

8. Бланк И.А. Финансовый менеджмент / И.А. Бланк. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2009. - 656 с.

9. Степаненко А.В. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия // Успехи современного естествознания. 2010. №4. С. 95.

10. Курилов К.Ю., Третьяк А.Г. Эмиссия акций как инструмент финансирования развития предприятий дилерской сети российских автопроизводителей // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 1[25]. С. 47-54.

11. Курилов К.Ю. Повышение рыночной капитализации как цель финансовой стратегии коммерческого предприятия // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 11-15.

12. Сидорова А.К. Понятие, сущность и факторы, влияющие на возникновение экономических рисков // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 30-32.

13. Аюпов А.А., Курилов К.Ю., Курилова А.А. Определение инструментов управления компанией, в зависимости от конкретной фазы долгосрочного экономического цикла // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1. С. 185-191.

14. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Система анализа деятельности предприятия с учетом влияния цикличности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 34-36.

CONCEPT OF FINANCIAL MANAGEMENT AND STAGES OF ITS FORMATION

© 2012

E.V. Latanova, student

A.A. Kurilova, doctor of economic sciences, professor of the department "Finance and credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In the article the relevance of the concept of financial strategy, describes the factors that influence the activity of the enterprise. Provides classification definitions of a financial strategy, chosen the most complete definition. The following describes the stages formation of financial strategies and substantiates the necessity choosing an effective financial strategy in accordance with the specifics of the enterprise.

Keywords: financial strategy, determining of the financial strategy, formation of the financial strategy, financial activities, choice of the financial strategy.

УДК 373.3/.5.016

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГИТАРНЫЕ ЦЕНТРЫ ХХ В.: КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА В СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ СИСТЕМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012

Н.Г. Мавродиева, аспирант кафедры «Народных инструментов»

Санкт-Петербургский государственный университет Культуры и Искусства им. Крупской

(СПбГУКИ), Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация: В истории развития музыкальной педагогике по классу гитара определение методов и форм организации музыкального воспитания имеет субъективно произвольный характер. Проблема методов и организационных форм воспитания является одной из важнейших проблем теории и методики организации воспитания учащейся по классу гитара.

Ключевые слова: гитарный центр; музыкальное образование; музыкальные школы; класс гитары; гитарная исполнительская школа.

В истории развития музыкальной педагогике по классу гитара определение методов и форм организации музыкального воспитания имеет субъективно произвольный характер. Проблема методов и организационных форм воспитания является одной из важнейших проблем теории и методики организации воспитания учащейся по классу гитара. Следует акцентировать свое внимание на отдельных методах различных школ гитарного искусства.

Уральский музыкальный колледж, при Уральской государственной консерватории им. Мусоргского М.П. (Г. Екатеринбург). Свердловский Мужской Хоровой Колледж (г. Екатеринбург), Свердловский Областной

музыкально-эстетический педагогический колледж (г. Екатеринбург), Магнитогорский музыкальный колледж им. М. И. Глинки (г. Магнитогорск), Березниковское музыкальное училище (г. Березники, Пермский край), Пермский музыкальный колледж (Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский музыкальный колледж»); Чайковское музыкальное училище (г Чайковский, Пермская обл.), Курганский областной музыкальный колледж им. Д. Д. Шостаковича (г. Курган), Орский Колледж Искусств (г. Орск, Оренбургская обл.)

Урал стал одним из крупнейших гитарных центров страны. Уральская государственная консерватория

им. М.П.Мусоргского стала творческим и научно-методическим центром региона. В 1963г. здесь была создана кафедра народных инструментов с классом гитары.

Консерватория обеспечила профессиональными кадрами учебные заведения всех трех ступеней музыкального образования в Свердловске (Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Кургане, Тюмени и др. городах. Класс гитары был в Челябинском государственном институте музыки им. П. И. Чайковского с отделением струнных инструментов.

Среднее звено музыкального образования Урала представляли Свердловское музыкальное училище им . П. И. Чайковского с отделением - инструменты народного оркестра (аккордеон, баян, гусли, домра, балалайка, гитара), Тюменское музыкальное училище с отделением народных инструментов и др.

В конце 50-60-хгг. расширилась сеть учебных заведений, программами которых предусматривалось музыкальное образование: институты культуры (Челябинск, Пермь), музыкальные, музыкально-педагогические и культурно-просветительные училища, музыкальные факультеты при пединститутах и педучилищах, детские школы искусств.

Уральский музыкальный колледж. Струнный отдел музыкальной школы-десятилетки был создан одновременно с открытием школы в 1943 году. Во многом открытие школы было связано с эвакуацией на Урал профессора П.С.Столярского, основавшего первую из таких школ в Одессе.

За все время существования десятилетки педагогами отдела поддерживались тесные контакты с кафедрой Уральской государственной консерватории. Неизменное присутствие профессоров консерватории в стенах школы и их участие в воспитательном процессе юных музыкантов, обеспечило принцип непрерывного образования учащихся. В разные годы на отделе работали Паверман М.И., Шварц Н.А., Мирчин Л.М., Ауздайчер М.И., Цомык Г.Д., Гашинский С.И., Мильштейн В.П., Петухов Д. и другие.

На протяжении многих лет работа отдела струнных инструментов связана с Московской государственной консерваторией им.П.И.Чайковского, результатом чего являются ежегодные поступления выпускников в столичный ВУЗ. Опытные педагоги отдела струнных инструментов осуществляют методическое руководство в ДМШ города и области.

Д. Д. Кочнев был первым гитаристом Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского. Выпускниками этого училища были гитарист-исполнитель Ю.К. Чесноков, гитарист-педагог В.М. Дерун, гитарист-педагог, обладающий собственной методикой подготовки исполнителей Ю. Чесноков. Яблоков М. С., исполнитель и педагог, написавший «Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары «Классическая гитара в России и СССР» и «Мастера гитары» вел большую просветительскую работу, которая популяризировала гитарное искусство. Выпускниками разных лет В. Деруна были А. Фраучи, В. Терво, А. Виницкий (Москва), В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Шувалов, В. Штыхван (Челябинск), М. Яблоков (Тюмень), Ю. Зюзин (Самара), В. Осипов, М. Белоглазов (Екатеринбург) и многие другие.

Класс гитары в Уральской консерватории вел А. В. Минеев - ученик по классу гитары профессора М.М. Гелиса. Учениками А. В. Минаева были: В. М. Дерун, Н.А.Комолятов, Н.А.Иванова-Крамская, Е.Баев и др.

В Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского класс гитары открылся в 1977 году, преподавал его В. В. Медведев (закончил Уральскую Государственную Консерваторию им. М. Мусоргского).

Музыкант-педагог В.М. Дерун, выпускниками которого были А. Фраучи, В. Терво, А. Виницкий (Москва), В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Шувалов, В. Штыхван

(Челябинск), М. Яблоков (Тюмень), Ю. Зюзин (Самара),

B. Осипов, М. Белоглазов (Екатеринбург) и многие другие.

Яблоков М. С. -автор исследования « «Духовная жизнь Тобольской губернии в конце XIX - начале XX века», Биографического музыкально-литературного словаря-справочника русских и советских деятелей гитары «Классическая гитара в России и СССР».

В. Ковба автор методики преподавания игры на классической гитаре [2]. Его «Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре» освещает принципы обучения, изложенные Эмилио Пухолем (1933) в его «Школе игры на шестиструнной гитаре» (М., 1986). Эта методика сформирована на основе принципов преподавания педагога Пухоля — Франсиско Тарреги [3].

Композиторы Урала пополнили репертуар классической гитары. Было издано несколько нотных сборников «Уральская коллекция», где собраны лучшие произведения уральских композиторов для гитары [4], например, Д.Милованов - автор пьес «Ностальгия» и «Экспромт» для гитары соло; О. Киселёв - гитарист, педагог и композитор, выпустивший два нотных сборника; Е. Поплянова автор музыка для гитары: Соната для гитары соло; «Адажио для Антонио Вивальди» для флейты, гитары и камерного оркестра; триптих для гитарного трио «Милонга. Танго. Румба.»; две прелюдии для флейты и гитары; детский альбом Юного гитариста; «Мелодии старого дилижанса»; книга о гитаре для начинающих музыкантов «Ветер играющий на струнах»; концерт для гитары и камерного оркестра [9].

На Урале сложилась своя гитарная исполнительская школа, как отдельных исполнителей, так и коллективов.

Ансамбль классических гитаристов «Трио гитаристов Урала»: В.Козлов, В. Ковба и Ш. Мухатдинов является инициатором и организатором международного фестиваля «Классическая гитара на Урале». Специально для «Трио гитаристов Урала» пишут свои произведения

C. Ильин, Д. Довгопол, Е. Поплянова (Россия), Паоло Белинатти (Бразилия), Атанас Уркузунов (Болгария), Веза Пельки (Финляндия) и другие. В исполнении трио звучат произведения А. Вивальди - Концерт A-dur; К. Монтеверди - Три мадригала; Де Калль - Трио «До-мажор» ор.26 в 4-х частях; Ф. Граньяни - Трио «Ре-мажор» ор.12 в 3-х частях; Р. Телеманн - Трио «Соль мажор» в трех частях; Ж. Бизе - Сюита из оперы «Кармен» в трех частях; Я. Сибелиус - «Грустный вальс»; П. Чайковский - Сюита из балета «Щелкунчик», Д. Довгапол - «Послеполуденный танец королевского хомячка»; П. Белинатти - Бразилиана; В. Козлов - Буффонада, Былина и праздник; А. Рябчиков - Башкирские эскизы; Е. Поплянова - Милонга, танго и румба; Н. Малыгин - «Не уезжай ты, мой голубчик»; С. Ильин - Июльские фрески в трех частях по картинам Пиросмани и др.

Ансамблевую игру музыканты Трио не ограничивали только своим коллективом. В. Козлов играл с флейтистом А. Абдурахмановым, музицировал с исполнителем на домре Т. Вольской, с балалаечником А. Быковым и другими. В. Ковба творчески сотрудничал с певицей И. Галеевой. Музыканты выступали в таких дуэтах, как гитара и скрипичный альт (Ш. Мухатдинов, Н. Татаринская)и др.

Самарское музыкальное училище им. Д. Г. Шаталова (г. Самара), Чебоксарское музыкальное училище им. Ф. П. Павлова (г. Чебоксары), Саратовский областной колледж искусств (г. Саратов), Саратовский областной колледж культуры им. Е. Н. Курганова (г. Саратов), Балашовское музыкальное училище (техникум) ( г. Балашов, саратовская обл.), Дзержинский музыкальный колледж (г. Дзержинск, Нижегородская область.), Нижегородский музыкальный колледж им. Балакирева (г Нижний Новгород), Казанское музыкальное училище (колледж) им. И. В. Аухадеева (г. Казань), Уфимское училище искусств (г. Уфа), Димитровградское музыкальное училище (г. Димитровград, Ульяновская

область) и др.

Развитие классической гитары в Воронеже тесно связано с именем Ю. В. Воронцова, который вел класс гитары в Воронежском государственном институте искусств.

Ю.В. Воронцов написал немало произведений для гитары, издал сборник, в который вошли пьесы собственного сочинения, переложения, обработки. Им был написан цикл романсов на стихи А. Кольцова, И. Никитина, С. Есенина, Р. Рождественского, В. Кубанева, Г. Луткова, А. Голубева, М. Шишлянникова и др., пьес для различных народных инструментов. Его книга «Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа» (1994), содержащую много интересных и ранее неизвестных фактов

Среди учеников Ю. В. Воронцова: Л. М. Конский, С. Н. Корденко, Л. В. Карпов и др.

Л.М. Конский подготовил учебно-методическое пособие для ДШИ и музыкальных училищ, где отражен многолетний педагогический опыт [5].

В конце 70-х в Воронежской области построили Бобровскую фабрику музыкальных инструментов с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц.

С 1992г. в Воронеже проходит Международный конкурс «Гитара в России».

Выпускники Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки внесли свой вклад в развитие классического гитарного искусства, например, педагоги В. Н. Митяков, А. А. Петропавловский и др.

Митяков В. Н.- музыкант, педагог, композитор. В. Митяков занимается композицией, вышел сборник его пьес для гитары. Некоторые композиторы пишут специально для Владимира Митякова. Например, москвич Г.Джапаридзе (сюита «Интервалы»), нижегородец А. Зеленский и другие. Часто выступает в дуэте с гитаристкой И. Черногоровой. В программе выступлений дуэта произведения А. Пьяццоллы, Ж. Бизе, М. де Фальи, Й. Мертца, Кватромано, С. Руднева. В репертуаре гитаристов: музыка Барокко — И. С. Бах, Д. Скарлатти, Ж. Б. Рамо; музыка XIX века — Дж. Россини, Ж. Бизе, Н. Паганини, Й. Мертц, испанские композиторы — М. де Фалья, И. Альбенис, Э. Гранадос, Х. Родриго, Ф. Таррега, аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, бразильских композиторов Э. Вилла-Лобоса и П. Беллинатти и др. [7].

А. А. Петропавловский гитарист, музыкальный педагог, ведет концертную деятельность как соло, так и в ансамбле с О. Петропавловской (фортепиано) и Р. Мамедкулиевым (гитара). Петропавловский А. А. -автор научных статей и методических работ, например, «Гитара в камерном ансамбле», «Музыкально-выразительные возможности гитары в камерном ансамбле». «Диалектика гитарного дуэта», «Некоторые особенности гитарного дуэта», «Начальное обучение в классе гитары в ДМШ»; «Гитара в камерном ансамбле: учебно-методическое пособие для студентов музыкальных вузов.

Митяков В. Н - организатор международного фестиваля и конкурса имени А. К. Фраучи; А. Петропавловский - организатор областного детского фестиваля-конкурса «Гитарный калейдоскоп» (г. Дзержинск Новгородской области) [8].

Мамедкулиев Р.- классический гитарист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаёт на кафедре народных инструментов НГК им. М. И. Глинки В репертуаре музыканта произведения от Баха до сочинений современных композиторов, собственные переложения произведений, написанных для других музыкальных инструментов. Для Р. Мамедкулиева был специально написан ряд произведений современными композиторами, в том числе Концерт №3 «Антони» для гитары с симфоническим оркестром Ф. Лемэгра, «^атаИсао» для гитары с камерным оркестром Е Е. Лебедевой и др. Помимо сольных выступлений Р. Мамедкулиев с 2004 20

года играет в дуэте с А. А. Петропавловским. Дуэтом Петропавловский - Мамедкулиев осуществлена запись на компакт-диск концертной программы «Avenida» с произведениями Луи Клода Дакена, Доменико Скарлатти, Энрике Гранадоса, Астора Пьяццоллы и Массимо Диего Пухоля [6].

В Оренбурге открыты две детские музыкальные школы — № 2 и № 3, создан Государственный русский народный хор, учреждено областное отделение Всероссийского хорового общества (в 1988 году переименовано в Музыкальное общество), сформирована композиторская группа (Г. Генделев, А. Цибизов, В. Лебедев). Приглашаются к сотрудничеству композиторы (Г. Пономаренко, В. Лаптев, А. Цибизов), создается соответствующий песенный репертуар.

В 1964 году в Оренбурге по решению местных властей и Министерства просвещения РСФСР образовано музыкально-педагогическое училище. В апреле 1997 года в Оренбурге открылся Государственный институт искусств, а училище стало музыкальным колледжем, вошедшим в структуру образованного вуза вместе с музыкальной школой. Так, в конце века в Оренбуржье завершилось формирование трёхуровневой системы музыкального образования (школа — колледж — вуз), призванной кардинально изменить ситуацию с подготовкой высокопрофессиональных музыкальных кадров в регионе [10].

Свой вклад в развитие классического гитарного искусства внесли выпускники Казанской государственной консерватории (академия) им. Н. Г. Жиганова. Профессиональных исполнителей классической гитары в консерватории готовили на кафедре народных инструментов.

Харисов В. В. - композитор и гитарист (г.Казань), совместно с Д. Бикчентаевым написал и выпустил самоучитель «Гитара для всех».

Харисов первым сделал обработки татарского фольклора для классической гитары. Среди сочинений В. Харисова: Симфония для оркестра, Поэма для оркестра и народных инструментов, Концерт для фортепьяно с оркестром, Концерт-поэма для фагота и струнных инструментов, инструментальные и вокальные произведения, музыка для театра и кино.

Некоторые произведения Виталия Харисова — Сонатина для гитары, Маленькая сюита для 4-х гитар, Четыре прелюдии для гитары, Концерт-симфония для флейты, гитары и струнных инструментов — изданы итальянским издательством VP MusicMedia.

На казанской студии «Сибирский тракт» были записаны и изданы три альбома с музыкой В. Харисова: «Моя улица» (1989, на стихи известных русских и зарубежных поэтов), «И ночь, и день» (август 1992, песни на стихи А. Блока, Б. Пастернака, М. Цветаевой, H. Гумилева, А. Ахматовой и др.), «Баллады бродячего тру-вэра» (записи 1989-1998 гг., песни на стихи Р. Бернса, В. Шекспира и др.).

Бикчентаев Д. А. пишет песни на стихи Ю.Мориц,

A.Вознесенского, Н.Тряпкина, М.Цветаевой, Г.Шпаликова, Б. Вахнюка, Б. Камянова, И. Доминича и других поэтов.

Нагорнов М. М. - гитарист, педагог, преподаватель кафедры народных инструментов. В Казанской консерватории преподаёт с 2010 г. Ведёт класс гитары. Ведёт активную концертную деятельность, выступая с сольными программами и в качестве солиста с творческими коллективами. Брал мастер-классы у Н. Комолятова (Россия),

B. Доценко (Украина), Ф. Виллы (Франция), З. Дукича (Хорватия), Д. Павловича (Венгрия).

Бегутов А. выступал с сольными программами в концертных залах Астрахани, Кисловодска, Махачкалы, Вологды, Самары, Тамбова, Москвы ; гастролировал в Финляндии, Бельгии, на Украине. автор и руководитель нескольких крупных проектов: «Гитарный абоне-Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1

мент», Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке", Международный конкурс им. М. Т. Высотского(Казань).

В 60-е годы их количество музыкальных школ увеличилось по сравнению с 1945 г. в десять раз. Это потребовало пересмотра существующих принципов работы школы, совершенствования методов, некоторого изменения содержания обучения в них.

Новосибирский музыкальный колледж им. А. Ф. Мурова (г. Новосибирск), Иркутский музыкальный колледж (г. Иркутск), Томский музыкальный колледж им. Э. В. Денисова (г. Томск), Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина (г. Омск), Алтайский государственный музыкальный колледж (г. Барнаул), Кемеровский музыкальный колледж (г. Кемерово), Бийский государственный музыкальный колледж (г. Бийск, Алтайский край) и др.

После войны открылись Хабаровская и Уссурийская культпросветшколы, восстановило свою работу Хабаровское музыкальное училище, в этих учебных заведениях велось преподавание на народных инструментах, сложилась база для становления музыкально-педагогической и исполнительской деятельности.

На Алтае одним из первых музыкантов-педагогов, поддержавших гитаристов в их стремлении учиться на профессиональной основе, был преподаватель Барнаульского музыкального училища Г.А. Иванов. В 1982 году в Алтайском государственном институте культуры на кафедре оркестрового дирижирования и народных инструментов был открыт класс гитары (преподаватель В.Г. Полянцев) [1].

Полянцевым В. Г. написаны учебно-методические пособия «Методы совершенствования музыкально-исполнительской техники гитариста», «Искусство игры на гитаре», сборник партитур для ансамблей народных инструментов.

В Новосибирске гитара начинает развиваться с открытием класса гитары в музыкальном училище в 1969 г. с приходом А.К.Орлова (композитор, гитарист-солист инструменталист, исполнитель старинных романсов, собственных сочинений, написанных на стихи поэтов: Л.Мей, И.Мятлев, А.Блок, С.Есенин, Р.Гамзатов,

A.Метелица и др. А.К.Орлов является инициатором Сибирского фестиваля гитарной музыки в Новосибирске, в котором участвовало боле 100 гитаристов, среди которых Ю.П. Кузин, А. Бурханов, М. Гольдорт, Н.Лебедева,

B.Горбач и др.

Кузин Ю. П., преподаватель отделения народных инструментов Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф.Мурова, заслуженный работник культуры организует и проводит Международный фестиваль-конкурс «Классическая гитара» для учащихся детских музыкальных школ и школ искусств, студентов средних и высших учебных заведений культуры и искусства. В программе Международного фестиваля-конкурса: конкурсные выступления участников, концерты ведущих отечественных и зарубежных гитарных исполнителей и ансамблей, мастер-классы и дискуссии по вопросам методики и современного состояния обучения игре на гитаре. Задачи Фестиваля-конкурса: популяризация современного исполнительства на классической гитаре, знакомство музыкальной общественности с традиционным и современным репертуаром, выдающимися отечественными и зарубежными исполнителями, достижениями современных гитарных школ; выявление одаренных и талантливых молодых исполнителей на классической гитаре; обмен опытом организации методики обучения игре на классической гитаре и современными достижениями гитарного исполнительского искусства; укрепление международных и общероссийских связей, направленных на развитие и совершенствование гитарного исполнительского искусства (методика обучения, репертуар, организация гитарных фестивалей, конкурсов и т.д.).

Ю. П. Кузин - автор книги «Азбука гитариста»-

авторской методики начального обучения игре на гитаре.

С конца 50-х гг. началось формирование системы музыкального образования и на Дальнем Востоке. Открывались музыкальные училища в г. Владивостоке (1957), Благовещенске (1960) с отделениями народных инструментов, в задачу которых входила подготовка музыкантов-педагогов для детских музыкальных школ.

В краевых филармониях появились первые профессиональные инструментальные ансамбли, солисты-инструменталисты. Активизация музыкальной жизни в регионе, которая была вызвана открытием музыкальных училищ, способствовала притоку на Дальний Восток значительного числа творческой интеллигенции.

Функционирование средних музыкальных учебных заведений, приток в регион выпускников центральных консерваторий - подготовили почву для открытия высшего учебного заведения. В 1962 г. во Владивостоке начал работу Дальневосточный педагогический институт искусств, где кафедра народных инструментов открылась несколько позже (1965) ввиду отсутствия специалистов.

Астраханский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского, Волгоградский муниципальный институт искусств им П. А. Серебрякова, Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Ставропольский краевой музыкальный колледж им В.И. Сафонова, Сочинский колледж искусств, Таганрогское музыкальное училище.

Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань, Ставрополь, Сочи, Махачкала, Владикавказ, Таганрог, Волжский, Нальчик.

У истоков Сочинского училища искусств стояли Ю. П. Агафонов, В. И. Абрашкин, Н. Л. Холианская, Ю. М. Казаков, И. М. Маевский и др.

Таганрогское государственное музыкальное училище, открытое в 1960г., возглавил Б. Ф. Роганов, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, Заслуженный работник культуры России.

Первый набор проводился на специальности: фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, теория музыки, хоровое дирижирование, вокал и составил 45 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становление училища связано с именами первых преподавателей - Т.А. Литвиновой, В.З. Логиновым, Н.Х. Альпер, Л.В. Садетовой, Б.Я. Садетовым, И.Д. Сапко, И.Л. Горбенко, Е.Л. Белой, В.О. Давидян, М.М. Венгеровской, И.Г. Торопов, В.И. Данильченко, Г.К. Вербицкий.

К середине 60-х годов коллектив преподавателей пополнился выпускниками Московской, Киевской, Горьковской и Бакинской консерваторий: В.А. Анин, Л.А. Холоденко, И.И. Малиновская, Л.Г. Крыштановская, В.П. Торская, М.М. Кузнецов, К.В. Волков, А.П. Шведин, О.И. Гировская, О.П. Колесниченко, Н.С. Синельникова, Н.Н. Гродзская, Ю.И. Красноперов, И.С. Малинко, В.Н. Блохин, В.Д. Малеев, А.А. Чернышев, В. Ковалева, Л.А. Венеровский, О.А. Демидина, Н.П. Сурков, Л.А. Билинская, А.Т. Сухоруков, Т.В. Чебанов.

С первых лет существования училища большое внимание уделялось развитию творческих коллективов, например, существовал оркестр народных инструментов (дирижер К.В. Волков).

С 1988 по 1994 годы училищем руководил Г. В. Галицкий. В 1988 году открылась новая специализация «Руководитель народного хора». В 2007 году училище переименовано в «Таганрогский музыкальный колледж». От 60 до 85% выпускников ежегодно поступают в высшие учебные заведения, в том числе Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, Российскую Академию Музыки имени Гнесиных, Санкт-Петербургскую, Ростовскую, Саратовскую, Астраханскую, Киевскую, Донецкую, Дрезденскую

консерватории, Высшую школу музыки и искусства в г. Франкфурт на Майне.

В 1961 году в Ростове-на-Дону в культпросветучи-лище открылось оркестровое отделение как специализация; были разработаны четырехгодичные программы обучения, практически не уступавшие по сложности соответствующим дисциплинам в музыкальных училищах. Наборы на указанные отделения достигали 300 человек. Педагогический коллектив Ростовского музыкального училища (далее РМУ) в послевоенные годы представляли: И. Шнейдер, В. Гладких, И. Лещенко, Г. Галкин, А. Крахоткина.

С открытием отделений народных инструментов в Таганрогском и Шахтинском муз.училищах, целом ряде музыкальных школ Ростовской области, появлением аналогичных специализаций на уровне музыкально-педагогического факультета в Таганрогском пединституте окончательно сложился комплекс необходимых и достаточных условий для формирования преемственной системы профессионального народно-инструментального образования «школа - училище - вуз» на Дону.

Основание в 1967 году Ростовского музыкально-педагогического института (далее РГМПИ) послужило импульсом к дальнейшему развитию гитарного исполнительства в областном центре и за его пределами. В августе 1967 года был осуществлен первый набор на факультет народных инструментов РГМПИ, по классу гитара. Зав. кафедрой А. Сахаровым намечались следующие направления её деятельности: учебные планы в соответствие с нормами консерваторского образования: академизация репертуарных требований, обеспечение преемственности в обучении музыканта-исполнителя на стадии начальной (ДМШ, ДШИ), средней специальной (училище) и вузовской (институт) подготовки, создание постоянно действующих форм учебно-методической помощи в рамках системы ШУВ.

С середины 60-х годов центр подготовки профессиональных кадров в области донского струнно-щипкового исполнительства переместился в музыкальное училище, где преподавали С. В. Цыганов, В. С. Шевченко, Н. В. Красавин, А. П. Колонтаев, затем первые выпускники РГМПИ В. К. Савченко, С. А. Пчелинцева, а позднее - А. К. Хлобыстин, П. П. Басенко. В дальнейшем определилась ведущая роль Ростовского музыкально-педагогического института, где в ту пору преподавали С. В. Цыганов, А. С. Данилов, В. В. Кривоносов, В. С. Шевченко.

Совершенствованием системы музыкального образования явилось создание Музыкального лицея (1991 г); ныне - Музыкальный колледж при РГК), объединяющего начальную и среднеспециальную ступени про-

фессионального образования; деятельность таких педагогов, как Л. Кривоносов (по его инициативе в 1973 году начал функционировать специальный класс гитары в Ростовском училище искусств), А. Хлобыстин и Ю. Лихачёв и др.

Необходимо отметить, что, несмотря на особенности рассмотренных нами гитарных школ и сложившихся традиций в области гитарного исполнительства и системы образования в этом направлении есть достаточно много актуальных и дискуссионных вопросов которые требуют внимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казанцев С.П. Слово о Красноярской гитаре. -Красноярск, 1981

2. Ковба, В. В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре [Текст] : учеб.-метод. пособие по дисциплине «Методика обучения игре на народных инструментах» для студентов, обучающихся по специальности 050900 Инструм. исполнительство / В. В. Ковба ; Челяб. гос. акад. культуры и искусства, Каф. оркестрового дирижирования. - Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2006. - 50 с. : нот. - Библиогр.: с. 50

3. Ковба, В. В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре : учеб.-метод. пособие / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; В. В. Ковба. — Челябинск, 2006. — 50с

4. Кочеков В. Ф. Становление академического исполнительства на классической шестиструнной гитаре в Челябинской области кандидат педагогических наук, доцент Челябинской Государственной академии культуры и искусств. На сайте Музыка и жизнь. Режим доступа http://www.rusnauka.com/22_PNR_2012/ MusicaAndLife/4_115240.doc.htm

5. Конский Лев. Музыканты, композиторы, гитаристы иллюстрированный биографический словарь http:// mp3gorod.rU/page11/page355/index.html

6. Мамедкулиев Р. Гитарный портал Кирилла Дудинского.

7. Музыканты, композиторы, гитаристы http:// mp3gorod.ru/page13/page437/index.html

8. Петропавловский А.А. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь http://www. abc-guitars.com/pages/petropavlovsky.htm

9. Трио гитаристов Урала. Музыканты, композиторы, гитаристы иллюстрированный биографический словарь http://mp3gorod.ru/page19/page552/index.html

10. Хавторин Б. Оренбург — «всем азиатским странам и землям. ключ и врата». — Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2010. — 704 с.

REGIONAL GUITAR CENTERS OF THE TWENTIETH CENTURY: CLASSICAL GUITAR IN THE SOVIET AND RUSSIAN SYSTEMS OF PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION

© 2012

N.G. Mavrodieva, student of the Department of Folk instruments»

Saint-Petersburg state University of Culture and Arts Krupskaya (University), St. Petersburg (Russia)

Annotation: In the history of music pedagogy in the class of guitar definition of methods and forms of organizing musical education is subjectively considered arbitrary. Problem of the methods and organizational forms of education is one of the most important problems of theory and methods of organization of education of students in the class of guitar. Keywords: guitar center; musical education; musical school; class guitar; guitar performance school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.