Научная статья на тему 'Казанская баянная исполнительская школа: Василий Павлович Плетнев'

Казанская баянная исполнительская школа: Василий Павлович Плетнев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
341
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.П.ПЛЕТНЁВ / V.P. PLETNEV / КОНЦЕРТНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР / НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FOLK INSTRUMENTAL ART / БАЯН / ACCORDION / КАЗАНСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / KAZAN CONSERVATORY / КАФЕДРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / THE CHAIR OF FOLK INSTRUMENTS / БАЯННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ACCORDION PERFORMING SCHOOL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС / INTERNATIONAL COMPETITION / CONCERT-INSTRUMENTAL GENRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлев В. И.

В статье представлены некоторые, наиболее значимые, факты жизненной и творческой биографии В.П. Плетнева первого заведующего кафедрой народных инструментов Казанской государственной консерватории, одного их создателей казанской баянной исполнительской школы. Он характеризуется как яркая, неординарная личность, обладающая высокой профессиональной и общечеловеческой культурой, исключительной порядочностью, бескорыстием, желанием прийти на помощь ученикам, коллегам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN ACCORDION PERFORMING SCHOOL: VASILY PAVLOVICH PLETNEV

Some of the most significant facts of the life and creative biography of V.P. Pletnev (the first head of the chair of folk instruments in the Kazan State Conservatory, one of the founders of the Kazan accordion performing school) are given in the article. He is characterized as a bright, extraordinary personality, having a high professional and universal culture, exceptional decency, unselfishness and desire to help pupils and colleagues.

Текст научной работы на тему «Казанская баянная исполнительская школа: Василий Павлович Плетнев»

Искусствоведен ие

УДК 39; 908

В.КЯковлев

КАЗАНСКАЯ БАЯННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА: ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ ПЛЕТНЕВ

В статье представлены некоторые, наиболее значимые, факты жизненной и творческой биографии В.П. Плетнева - первого заведующего кафедрой народных инструментов Казанской государственной консерватории, одного их создателей казанской баянной исполнительской школы. Он характеризуется как яркая, неординарная личность, обладающая высокой профессиональной и общечеловеческой культурой, исключительной порядочностью, бескорыстием, желанием прийти на помощь ученикам, коллегам.

Ключевые слова: В.П.Плетнёв, народно-инструментальное искусство, концертно-инструментальный жанр, баян, Казанская консерватория, кафедра народных инструментов, баянная исполнительская школа, международный конкурс.

Valeri I. Yakovlev KAZAN ACCORDION PERFORMING SCHOOL: VASILY PAVLOVICH PLETNEV

Some of the most significant facts of the life and creative biography of V.P. Pletnev (the first head of the chair of folk instruments in the Kazan State Conservatory, one of the founders of the Kazan accordion performing school) are given in the article. He is characterized as a bright, extraordinary personality, having a high professional and universal culture, exceptional decency, unselfishness and desire to help pupils and colleagues.

Key words: V.P. Pletnev, folk instrumental art, concert-instrumental genre, accordion, Kazan Conservatory, the Chair of Folk Instruments, accordion performing school, international competition.

Василий Павлович Плетнев (1928-1983 гг.) принадлежит к тому замечательному поколению представителей народно-инструментального искусства середины XX века, которое успешно продолжая традиции основоположников баянного концертно-инструментального жанра И.Я.Паницкого и П.АГвоздева, заложило фундамент, основы нового профессионального здания -отечественной баянной академической школы, ныне общеизвестной и общепризнанной во всем мире.

В истории исполнительства на народных инструментах России имя В.П.Плетнева неразрывно связано и взаимодействует, с одной стороны, с именами первых педагогов - основоположников кафедры народных инструментов института имени Гнесиных - известных музыкантов-исполнителей, композиторов, методистов-исследователей АС.Илюхина, Н.Я.Чайкина, Ю.Н.Шишакова, АЕ.Онегина, а с другой - с именами целой плеядой деятелей баянного исполнительского искусства - выпускников института им. Гнесиных 50-60-х годов - ААСуркова, С.М.Колобкова, Н.В. Мотова, П.И.Говорушко, В.Р. Завьялова, Е.И.Максимова, Ю.Т.Акимова, В.П.Кузовлева, НАЧерняева, Е.И.Колобова, АВ.Тихонова, В.Ф Белякова, Б.М.Егорова, Ю.В.Бардина, и др., которые явились основателями региональных баянных исполнительских школ.

В.П.Плетневу выпала особая роль. Он стал создателем кафедры народных инструментов в Казанской государственной консерватории - первом высшем музыкальном учебном заведении в национальных - втономных еспубликах Российской Федерации. Впервые в истории музыкальной культуры страны в Казани появилась возможность представителям, прежде всего, Республик Волго-Уральского региона - Татарстана, Башкортостана, Республики Марий Эл, Удмуртии, Мордовии, Чувашии, Коми-Пермяцкого и Коми-Зырянского автономных округов - получить высшее музыкальное профессиональное образование по специальности (направлению) народно-инструментальное искусство.

В.П.Плетнев - один из основателей казанской баянной исполнительской школы. В этом сложном процессе он ярко проявил себя как талантливый баянист-исполнитель, замечательный интерпретатор оригинальных сочинений для баяна, переложений произведений русских, отечественных композиторов, композиторов Татарстана. Велико значение В.П.Плетнева - педагога-исследователя, композитора, организатора учебного процесса.

К сожалению, вплоть до настоящего времени, жизненный и творческий путь В.П.Плетнева в истории исполнительства на народных инструментах России, Татарстана, учебной, научной и публицистической литературе представлены недостаточно. Опубликованы немногочисленные работы с упоминаниями о В.П.Плетневе, в которых содержатся краткие сведения о В.П.Плетневе [3; 4; 5; 6; 7; 8]. Отсутствует анализ его исполнительской и педагогической деятельности, не изученными остаются его методические работы. Кроме того, до настоящего времени остаются неизвестными (невостребованными) для многих баянистов-исполнителей и педагогов, для широкой слушательской аудитории оригинальные сочинения В.П.Плетнева для баяна, его многочисленные переложения для баяна произведений русских, отечественных и зарубежных композиторов, сочинений композиторов Татарстана, Среднего Поволжья.

Подобная фрагментарность в изученности жизни и деятельности В.П.Плетнева во многом объясняется, по нашему мнению, удивительной скромностью, как самого В.П.Плетнева, так и членов его семьи - жены Ольги Дмитриевны и сына Михаила Васильевича, долгие годы трепетно и бережно сохранявшие память об этом замечательном человеке и музыканте.

В этой связи, знаменательным стал день 26 октября 2017 года. В этот день в Москве Михаил Васильевич Плетнев безвозмездно передал в дар Казанской государственной консерватории любимый в семье Плетневых инструмент - готово-выборный баян Василия Павловича, изготовленный одним из лучших баянных мастеров страны московским мастером Ф.Фигановым. Кроме того, в дар консерватории была передана знаменитая плетневская коричневая кожаная папка (неизменный педагогический атрибут казанского периода жизни и деятельности В.П.Плетнева), с неизвестными ранее документами и нотным материалом. Все эти бесценные раритеты - реликвии переданы в музей Казанской консерватории как память о В.П.Плетневе.

Знакомство с архивными материалами, хранящимися в Казанской государственной консерватории, в семейном архиве Плетневых, свидетельствуют о многогранной и насыщенной исполнительской и педагогической деятельности В.П.Плетнева: как музыкант-исполнитель, он был связан с концертными организациями, как педагог - со средними и высшими музыкальными учебными заведениями.

Волей судьбы В.П.Плетневу пришлось жить и работать в разных городах России - Ярославле, Архангельске, Саратове, Казани, Коломне, Москве. И, как свидетельствуют материалы, в каждом из этих городов жизненная, творческая траектория его деятельность выстраивались по-разному. В одних городах В.П.Плетнев учился, получал первые музыкально-исполнительские и педагогические навыки, в других - он совершенствовал свое профессиональное исполнительское и педагогическое мастерство, в третьих городах проходила повседневная жизнь В.П.Плетнева, его активная творческая работа, утверждались, претворялись в реальность разработанные им в разные годы методико-педагогические принципы. При этом, особо следует подчеркнуть, везде где бы ни жил и работал В.П. Плетнев, он вносил свой весомый вклад в развитие отечественной народно-инструментальной культуры.

Учитывая эти важнейшие факторы в музыкальной судьбе В.П.Плетнева в его жизненном и творческом пути целесообразно выделить три основополагающих периода: первый период -«Становление музыканта-исполнителя и педагога: Ярославль - Архангельск»; второй период -«Академическая жизнь музыканта: Саратов - Казань»; третий период - «Время ожиданий и надежд: Коломна - Москва».

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы представить только лишь некоторые, наиболее значительные факты жизненной и творческой биографии В.П.Плетнева, сыгравшие важную роль в формировании его личности - человека и музыканта.

В.П.Плетнев прожил относительно недолгую (55 лет), но глубокую по смыслу, насыщенную многообразными музыкальными событиями творческую жизнь. Коренной волжанин, он родился 14 марта 1928 года в деревне Вёртлово Красносельского района Костромской области. С детства В.П. Плетнев познал трудности крестьянской жизни. Любимыми в семье Плетневых были народные песни, игра на народных инструментах - гармонике, балалайке.

Именно с гармоникой в 1945 году Василий Павлович приехал в Ярославль для поступления в музыкальное училище имени Л.В.Собинова. О своем первом педагоге по специальности Ю.П.Егорове он вспоминал с особой теплотой и уважением.

По-видимому, столь удачный выбор педагога по специальности, а также яркие музыкальные способности В.П.Плетнева, его большое трудолюбие, настойчивость, пунктуальность и усидчивость в работе, предопределили серьезное, профессиональное направление в его дальнейшей музыкальной деятельности. За четыре года обучения в музыкальном училище в классе Ю.П.Егорова В.П.Плетневу

удалось достичь хороших результатов в исполнительстве на баяне: освоить разнообразный по характеру репертуар, различные приемы звукоизвлечения и звуковедения, приобрести мелкую и аккордовую технику, навыки чтения с листа и игры по слуху, навыки транспонирования. Все это позволило В.П.Плетневу убедительно выступить на государственном экзамене по специальности и, что особо важно подчеркнуть, получить приглашение на работу в профессиональный коллектив.

После окончания Ярославского музыкального училища в 1949 году В.П.Плетнев был призван в армию. Его направили в Архангельск, в Ансамбль красноармейской песни и пляски Архангельского военного округа. Служба в армии (1949-1955 гг.) оказала большое влияние на формирование молодого музыканта. Здесь начали вырабатываться плетневская методика занятий, исполнительский стиль сольных выступлений. В ансамбле Красноармейской песни и пляски Архангельского военного он познакомился со своей будущей женой Ольгой Дмитриевной -прекрасной пианисткой-концерт-мейстером (впоследствии - концертмейстер вокальной кафедры Казанской консерватории и Татарского оперного театра). В Архангельске у них родился сын -Михаил Васильевич Плетнев (1957 год) - выдающийся пианист и дирижер, народный артист России, лауреат государственных премий, создатель и главный дирижер Российского Национального оркестра.

После демобилизации из армии В.П.Плетнев остался в Архангельске, работал солистом филармонии и преподавал в музыкальном училище.

В 1955 году В.П.Плетнев поступил в ГМПИ им. Гнесиных (на заочное отделение) по специальности - в класс известного исполнителя, педагога, композитора АЕ.Онегина, по дирижированию - в класс В.Л.Дегтяренко, дирижера Государственного симфонического оркестра СССР, педагога Московской консерватории.

В 1960 году, после окончания ГМПИ им. Гнесиных, Василия Павловича пригласили на работу в Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова. В Саратове ВЛ.Плетнев активно занимался педагогической и концертно-исполнительской деятельностью. В Саратовской консерватории в его классе учился Валерий Петрович Ломако - дипломант Всесоюзного конкурса артистов эстрады, будущий профессор, заведующий кафедрой народных инструментов, ректор Саратовской консерватории.

Спустя многие годы В.П.Ломако в одном из своих писем коллегам кафедры народных инструментов Казанской консерватории с теплотой вспоминает о саратовском периоде творческой деятельности В.П.Плетнева, в частности, об одном из его концертов: «На пятом курсе мы занимались в классе В.П.Плетнева, замечательного баяниста, в высшей степени интеллигентного и образованного человека. Его концерт в Большом зале Саратовской консерватории, где он выступал как солист и в ансамбле с альтистом АДелиникайтисом, вызвал чувство восхищенного уважения к исполнительской культуре, содержательности программы, выстроенности каждого произведения, точности и ясности средств артикуляции».

В июле 1961 года ректором Казанской консерватории, народным артистом СССР, профессором Н.ГЖигановым В.П.Плетнев был приглашен на работу на новую кафедру народных инструментов.

Казанский период деятельности В.П.Плетнева (1961-1973 гг.) - наиболее плодотворный в его музыкально-академической, творческой биографии.

В течение трех лет В.П.Плетнев возглавлял кафедру народных инструментов Казанской консерватории (с 1961 по 1964 годы). За этот небольшой период, совместно с педагогами -баянистами АВ.Тихоновым и НАЧерняевым, педагогом по дирижированию АГ.Пироговым, педагогом по инструментоведению Ц.Вамбой, он сумел эффективно наладить учебный процесс в классах по специальности, ансамбля (именно в эти первые годы существования кафедры, ансамбль стал важнейшей специальной дисциплиной и был включен программу государственных экзаменов), дирижирования и инструментоведения.

В.П.Плетневым были разработаны педагогические требования «технических» зачетов, академических концертов, экзаменационные требования. Многое из того, что было заложено и введено в учебный процесс В.П.Плетневым в первые годы функционирования кафедры, не потеряло практической значимости и сохранилось до настоящего времени.

Особого внимания заслуживает деятельность В.П. Плетнева как педагога специального класса.

Как отмечают многие педагоги консерватории, студенты, В.П.Плетнев - яркая, неординарная личность. Его характеризуют интеллигентность, высокая культура, исключительная порядочность, бескорыстие, желание прийти на помощь ученикам, коллегам. В работе с учениками В.П.Плетнев был тактичен, уважителен. Его отличало педагогическое умение объяснять ученикам даже очень сложные проблемы простым, доступным языком.

Немаловажное значение в работе с учениками Василий Павлович придавал художественно-эстетическому осмыслению изучаемых произведений. На уроках он постоянно приводил многочисленные примеры из литературы, поэзии, живописи. В своей педагогической практике широко использовал один из важнейших принципов музыкальной педагогики - показ на инструменте: характер фразировки, стилистические, артикуляционные особенности произведений. В.П.Плетневу было чуждо навязывание ученику своей трактовки произведения, своего мнения, он стремился воспитать в учениках самостоятельность мышления. При этом роль педагога видел в том, чтобы помочь ученику в этом сложном музыкально-психологическом процессе.

Большое внимание в своей педагогической деятельности Василий Павлович уделял подготовке и проведению классных концертов, в которых он видел важнейшее звено в подготовке будущих исполнителей и педагогов. Он тщательно готовился к ним, проводил предварительные прослушивания, анализировал выступление каждого ученика, каждого ансамбля.

Особое место в работе со студентами Василий Павлович уделял проблемам репертуара, переложениям для баяна фортепианных, скрипичных, органных, клавирных, вокальных и оркестровых произведений. Несомненно, подобное стремление постичь произведения разных стилей, эпох, жанров было вызвано необходимостью, с одной стороны, восполнить репертуар баянистов высокохудожественными произведениями, с другой, раскрыть богатейшие возможности баяна. Им сделаны переложения для разных по составу ансамблей баянов многих произведений, в том числе: ДД.Шос-такович «Праздничная увертюра», И.С.Бах «Органная хоральная прелюдия», АИ.Хачатурян «Танец Эгины» из балета «Спартак», АХолминов «Полифоническая песня». Наряду с произведениями рус-ских и зарубежных классиков он вводит в реперпуар баянистов произведения композиторов Та-тарстана: М.Музаффаров «Шесть легких пьес» - переложение для выборного баяна, АКлючарев «Адажио» и «Воинственный танец» из балета «Горная быль» - переложение для квартета баянов, Н. Жиганова «Вальс» - переложение для двух баянов.

За время работы в Казанской консерватории Василий Павлович Плетнев создает свои произведения: «Сюита» для баяна («Фуга», «Скерцо», «Тема с вариациями», «Марш» (1969 г.)), «Бурлаки» -композиция из двух волжских народных песен (1970 г.). Кроме того, им создано учебное пособия для студентов-заочников, включающее «5 Этюдов» для баяна, «Этюды-вариации» (1963 г.) и др.

Значима и во многом показательна в Казанской консерватории концертно-исполнительская деятельность В.П.Плетнева. Он один из первых выступил с сольными программами не на готовом (в левой руке) баяне, как это было принято в то время, а на новом по конструкции - готово - выборном баяне мастера Ф.Фиганова - во многом экспериментальном в то время инструменте, получившем в дальнейшем профессиональное признание во всем музыкальном мире.

Первый концерт В.П.Плетнева в Казанской консерватории состоялся 20 декабря 1961 года. В его исполнении прозвучали произведения Л.В.Бетховена, Ф.Шопена, Дж.Верди, М.М.Ипполитова-Иванова, авторские обработки народных мелодий.

Последний клонцерт В.П.Плетнева состоялся 20 июня 1973 года. В первом отделении концерта прозвучали произведения И.С.Баха «Чакона», «Органная прелюдию и фуга» ля-минор, несколько клавирных сочинений. Во втором отделении - фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года» (транскрипция для готово-выборного баяна В.П.Плетнева), оригинальное сочинение АН.Холминова - «Сюита» в четырех частях.

Этот концерт прошел с болшим успехом. В.П.Плетнев продемонстрировал высокое баянное академическое исполнительское мастерство, безупречный, высокохудожественный музыкальный вкус, отточенную в мельчайших деталях филигранную технику, разнообразие и богатство артикуляционных выразительных средств.

Поразили масштабность и зрелость программы В.П.Плетнева. Ярко и убедительно прозвучала «Чакона» И.С.Баха (транскрипция В.П.Плетнева). Ему удалось выявить и представить монументальность, величие и глубину баховской мысли.

Особого внимания заслуживает транскрипция и исполнение на баяне В.П.Плетневым фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», сочинения, которое до настоящего времени весьма редко исполняется баянистами на концертной эстраде (не считая исполнение отдельных пьес). В исполнении этого сочинении В.П.Плетнев предстал перед слушателями не только как блестящий исполнитель, но и как блестящий мастер транскрипции, переложения, прекрасно знающим и владеющим баянным и фортепианным исполнительским искусством.

«Сюита» АН.Холминова - одно из сложнейших сочинений для баяна, не поддающееся временным трансформациям, в исполнении В.П.Плетнева прозвучало по-русски тонко, певуче,

проникновенно, выразительно и вместе с тем динамически гибко, фактурно насыщенно, эмоционально возвышенно и взволновано, виртуозно, с подлинным блеском.

В казанский период деятельности В.П.Плетнев воспитал многих педагогов, исполнителей, в настоящее время известных в Татарстане, Поволжье. Среди них: АААминев - профессор Казанского государственного института культуры и искусств, В.И.Цветков - директор Альметьевского музыкального училища, Г.Д.Шаронов - доцент Казанского музыкально-педагогического института, Е.А. Федоров - главный дирижер Ульяновского оркестра народных инструментов, М.И.Устинов -доцент Казанского государственного института культуры и искусств, Р.Ф.Халитов - кандидат искусствоведения, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, В.И.Яковлев -доктор исторических наук, профессор Казанской государственной консерватории и многие другие.

Таким образом, Василий Павлович Плетнев внес огромный вклад в создание казанской баянной исполнительской школы. В.П.Плетнев, благодаря своему таланту, трудолюбию во многом определил перспективу ее дальнейшего развития.

В 1973 году В.П.Плетнев переехал в Москву. Его отъезд был связан с обучением сына Михаила в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.

В последующие годы В.П. Плетнев плодотворно работал, вел концертно-исполнительскую, педагогическую деятельность в Первом Московском областном музыкальном училище (Коломна), а затем в музыкальном училище им. Октябрьской революции (Москва).

Пристального внимания этого периода жизни и деятельности В.П. Плетнева, заслуживают его научно-методические разработки и, в частности, учебно-методическое пособие «Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна», созданное им совместно (в соавторстве) с известным педагогом, исполнителем, доцентом института им. Гнесиных ААСурковым и опубликованное в Москве, в 1977 году. Как показывает последующая музыкальная практика, данное учебное пособие сохранило свою актуальность, оно является неотъемлемой («настольной книгой») для многих баянистов-исполнителей и педагогов в решении сложных репертуарных проблем [ 2 ].

Умер Василий Павлович Плетнев 23 октября 1983 года. Похоронен он в Москве, на Кунцевском кладбище.

Память о В.П.Плетнева в Казанской консерватории жива. 16 декабря 1988 года, в год 60-летия В.П.Плетнева в Казанской консерватории состоялся концерт - встреча, на которую были приглашены Ольга Дмитриевна и Михаил Васильевич Плетневы. В тот вечер звучали произведения В.П.Плетнева, воспоминания родных и коллег.

14 марта 2018 года исполнилось 90 лет со дня рождения В.П.Плетнева. К этой знаменательной дате были приурочены Международный конкурс исполнителей на народных инструментах имени Василия Павловича Плетнёва, публикация нотного сборника, Гала-концерт, а также заседание круглого стола.

Важно подчеркнуть, в конкурсных программах обязательными для баянистов было избрано произведение В.П.Плетнева, его обработка русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени», а также переложение В.П.Плетнева фортепианного произведения П.И.Чайковского «Приглашение на трепак».

Нотное издание «В.П.Плетнев. Произведения для баяна» было подготовлено в качестве приношения к Международному конкурсу имени Василия Павловича Плетнева. В издание вошли оригинальные сочинения, обработки народных мелодий и переложения В.П.Плетнева для баяна -соло и ансамблей [1].

С большим успехом прошел заключительный Гала-концерт Международного конкурса имени Василия Павловича Плетнёва. Здесь состоялась «мировая премьера» - была исполнена «Татарская рапсодия» М.В.Плетнева для баяна и симфонического оркестра, посвященная отцу - Василию Павловичу Плетневу. Солист - баянист - лауреат международных, Всесоюзного и Всероссийского конкурсов, заведующий кафедрой народных инструментов Казанской консерватории, профессор, заслуженный артист Республики Татарстан Абузар Анварович Файзуллин. Дирижер - народный артист России, лауреат государственных премий Михаил Васильевич Плетнев.

14 марта, в день рождения В.П.Плетнева, состоялось заседание круглого стола на тему «Василий Павлович Плетнев в контексте современных проблем музыкального исполнительского искусства и педагогики». На этом заседании выступили ученики, коллеги В.П.Плетнева с воспоминаниями о юбиляре, о его педагогической, концертно-исполнительской деятельности, о его высоких нравственных, человеческих качествах.

Кроме того, на заседании круглого стола были обсуждены результаты Международного конкурса имени Василия Павловича Плетнева, а также насущные проблемы исполнительства на

народных инструментах, в частности, проблемы репертуара для народных инструментов, интерпретация произведений старинных мастеров и многие другие.

В обсуждении результатов Международного конкурса имени Василия Павловича Плетнева приняли участие члены жюри конкурса: выдающиеся музыканты-исполнители и педагоги, народные артисты России - баянист Ф.Р.Липс, профессор РАМ им. Гнесиных; домрист - ААЦыганков, профессор РАМ им. Гнесиных, балалаечник - Ш.С.Амиров, профессор Уральской консерватории, а также цитрист - Уилфрид Шарф (Австрия), мандолинист - Алон Сариэль (Германия), домбрист -Орынбай Каригулович Дуйсен, профессор Казахского национального университета искусств (Казахстан) и др.

Выступавшие на заседании круглого стола, многие из которых лично знали В.П.Плетнева, отметили глубокий вклад, основополагающую роль В.П.Плетнева в создании казанской баянной исполнительской школы, кафедры народных инструментов Казанской консерватории, получивших ныне широкое признание в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Литература

1. Плетнев В.П. Произведения для баяна I Сост. В.И.Яковлев, ААФайзуллин, АДХамидуллин. - Казань, 2018. - 184 с.

2. Сурков A.A. Плетнев В.П. Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна. М., 1977.

3. Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных. Сборник статей и материалов.- М., 2000. - С. 240-241.

4.Яковлев В.И. Бережение родников 11 «Казань», 2005. № 5. - С. 102-103.

5. Яковлев В.И. Методика обучения игре на баяне (аккордеоне). - Казань, 2014. - 64 с.

6. Яковлев В.И. Первые педагоги кафедры народных инструментов II Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. Вып.2. - Казань, 2005. - С. 155 -160.

7. Яковлев В.И. Плетнев Василий Павлович II Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова. 1945-2010. Краткий биографический справочник от А до Я. - Казань, 2011. - С. 175.

8. Яковлев В.И. Роль Казанской консерватории в формировании и развитии исполнительства на народных инструментах в Среднем Поволжье II Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути. Материалы Международной научно-практической конференции, Казань. 2 октября 2010 года. - Казань, 2011. - С. 48-S4.

References

1. Pletnev V.P. Proizvedeniya dlya bayana | Sost V. I. Yakovlev, A. A. Fayzullin, A. D. Khamidullin. - Kazan', 2018. - 184 s.

2. Surkov A.A., Pletnev V.P. Perelozheniye muzykal'nykh proizvedeniy dlya gotovo-vybornogo bayana. M., 1977.

3. Fakul'tet narodnykh instrumentov Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh. Sbornik statey i materialov.-M., 2000. - S. 240-241.

4.Yakovlev V.I. Berezheniye rodnikov |I «Kazan'», 2005. № 5. - S. 102-103.

5. Yakovlev V.I. Metodika obucheniya igre na bayane (akkordeone). - Kazan', 2014. - 64 s.

6. Yakovlev V.I. Pervyye pedagogi kafedry narodnykh instrumentov || Iz pedagogicheskogo opyta Kazanskoy konservatorii: Proshloye i nastoyashcheye. Vyp.2. - Kazan', 200S. - S. 1SS -160.

7. Yakovlev V.I. Pletnev Vasiliy Pavlovich 11 Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N.G. Zhiganova. 194S-2010. Kratkiy biograficheskiy spravochnik ot A do YA. - Kazan', 2011. - S. 17S.

8. Yakovlev V.I. Rol' Kazanskoy konservatorii v formirovanii i razvitii ispolnitel'stva na narodnykh instrumentakh v Srednem Povolzh'ye 11 Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya: 6S let tvorcheskogo puti. Materialy Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Kazan'. 2 oktyabrya 2010 goda. - Kazan', 2011. - S. 48-S4.

УДК 008(091):78.03

З.Н.Сайдашева

ТАТАРСКАЯ ЭСТРАДНО-БЫТОВАЯ ПЕСНЯ: ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ

В современной музыкальной культуре наряду с фольклором и профессиональным творчеством сформировался ещё один «пласт» (Конен), в котором основное значение занимает жанр песни: «народно-бытовая», «эстрадно-бытовая», «эстрадно-концертная» и т.д. В татарской музыкальной культуре бытовая песня сформировалась на рубеже XIX-XX вв., отвечая жизненным интересам и эстетическим вкусам различных общественных слоев городских татар. В статье прослеживается развитие татарской бытовой и эстрадной песни за счет музыкальных драм С.Сайдашева, появления в послевоенном быту новых жанров - вальсовой песенки, танго, баркаролы. Говорится о роли в пропаганде бытовых и эстрадных песен оркестра О.Лундстрема (до 1958 г.), радиокомитета, телевидения, вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), театральных спектаклей, грампластинок, аудиозаписей, публикаций текстовых сборников песен.

Ключевые слова: народно-бытовая, эстрадно-бытовая песня, вальсовая песенка, танго, баркарола, шоу-бизнес, фестиваль «Узгэреш жиле" ("Ветер перемен").

Zemflra N. Saidasheva TATAR POP-HOUSEHOLD SONG: HISTORY AND DEVELOPMENT

In modern musical culture, along with folklore and professional creativity, another "layer" (Konen) was formed, in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.