УДК 785+784:398
В. А. Виноградов
И. Ф. Оркина
доцент, соискатель, кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования, Алтайский государственный институт культуры Е-шаП: vva1951@yandex.ru
доцент, соискатель, кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования, Алтайский государственный институт культуры E-mail: ira.orkina@yandex.ru
БАЯННЫЕ ОБРАБОТКИ А. А. ТИМОШЕНКО: К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕИНТОНИРОВАНИЯ
НАРОДНЫХ МЕЛОДИЙ
Рассматриваются баянные обработки народных мелодий А. А. Тимошенко. Анализируются тенденции в эволюции жанровых основ тематического материала. В художественном переинтонировании фольклорных первоисточников обозначена преемственность по отношению к традициям инструментального и хорового народного творчества. Выявляются наиболее характерные черты композиционного строения, фактуры в обработках. Отмечается активное использование А. А. Тимошенко художественно-выразительных средств современной академической музыки, постепенное усложнение содержательной, ладотональной сферы.
Ключевые слова: творчество А. А. Тимошенко, обработки, фактура, жанр, стиль, народно-инструментальные традиции
Для цитирования: Виноградов, В. А. Баянные обработки А. А. Тимошенко: к проблеме художественного переинтонирования народных мелодий / В. А. Виноградов, И. Ф. Оркина // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 2 (58). - С. 100-106.
В настоящее время оригинальная музыка для баяна располагает огромным количеством произведений, написанных композиторами в разных направлениях: академическом, эстрадном, бытовом. В каждом из них есть свои достижения. Сонаты, концерты, сюиты, полифоническая музыка получили широкое признание в среде исполнителей, музыковедов, композиторов. Обработки народных мелодий Н. Чайкина, В. Подгорного, И. Паницкого, В. Семенова, Е. Дербенко, Г. Шен-дерева и др. стали уже классическим наследием в баянной музыке. Они активно используются в педагогическом и концертном репертуаре студентов консерваторий, вузов культуры, музыкальных колледжей, училищ, ДМТТТ
Первые обработки и переложения народных песен для баяна появились в репертуарных сборниках 1930-х гг. - в период становления профессионального обучения игре на инструменте. В середине 1960-х гг. началось активное освоение
готово-выборного баяна. Оно обусловило возможность расширить жанровый фонд, позволило усложнить ладогармоническую основу, метроритмическую структуру, фактуру сочинений для баяна. Этому способствовали органологические свойства современного многотембрового баяна: динамико-тембровое богатство, большой звуковой объем, виртуозно-технические данные.
На данном этапе в баянных обработках поиск выразительных средств продолжается. Основные методы связаны с обновлением формальных структур, насыщением музыкального языка под влиянием достижений исполнительского мастерства баянистов.
Отдельные аспекты композиторского творчества А. А. Тимошенко неоднократно привлекали к себе внимание исследователей-музыковедов, исполнителей, педагогов-методистов. В разной степени глубины они рассмотрены в научных работах М. И. Имханицкого [6], В. В. Быч-
100
кова [4], А. П. Басурманова [1], Ф. Р. Липса [7], В. Р. Завьялова [5], диссертационных исследованиях В. В. Новожилова [8], С. М. Платоновой [9], статьях Ю. В. Брусенцева [2; 3], Л. Г. Сафонова [10] и др.
Цель статьи - рассмотреть особенности стиля, фактуры, формы, обработок народных мелодий А. А. Тимошенко, определить их художественное своеобразие с учетом традиций народно-инструментальной культуры.
Творческие методы (процесс переинтонирования) композиторов-баянистов в создании обработок на темы народных песен имеют ряд особых черт. Прежде всего они проявляются в тесной взаимосвязи выразительных ресурсов баяна с фактурными обогащениями, орнаментацией тем и мелодических оборотов. Исходным моментом для этого служит жанрово-стилевое многообразие самого фольклора, заключающее в себе большую обобщенность и многозначность. Это предоставляет композиторам широкий выбор различных способов трактовки тематического материала.
Одним из наиболее ярких и самобытных композиторов, пишущих для баяна, считается Александр Афанасьевич Тимошенко.
В настоящей статье выделяется сравнительно небольшая группа вопросов, связанных с художественной обработкой (переинтонированием) народной песни, оригинально и убедительно решенных А. Тимошенко:
1) тематическая индивидуализация фактуры как важного компонента стиля в обработках народных песен;
2) преемственные связи с традициями народно-инструментальной культуры;
3) новаторские черты обработок А. Тимошенко и их связь со стилистическими тенденциями современной музыки.
Все указанные проблемы группируются вокруг главной, раскрывающей образные качества фактуры в обработках Тимошенко.
Нам представляется, что одна из характерных черт стилистических отличий сочинений Тимошенко от музыки других композиторов, пишущих обработки для баяна в форме темы с вариациями, - приобретение фактурой
рельефного, тематически индивидуализированного значения. Изменилось и обогатилось само ее существо: она не ограничивается функцией общей основы изложения. Акцентируется тематически образный смысл фактуры, когда каждый ее компонент, каждый голос, каждая деталь музыкальной ткани играет характеристическую роль.
Эта особенность стиля обработок А. Тимошенко выросла из предпосылок, которые были ранее заложены и исторически развивались в народном и профессиональном искусстве. Их органический синтез проявляется в фугированной имитации, полифонизации самой фактуры с тенденцией к ее усложнению, в раскрытии всех богатств выразительных средств инструментальной традиции музицирования на гармонике.
Историческое развитие искусства гармонистов и усовершенствование конструкции самого инструмента знаменовало собой новый шаг в области фактурного изложения тематического материала и способствовало рождению нового инструментального стиля, который прежде всего выразился в обработке народных мелодий. Постепенно в обработках обнаруживаются новые черты и тенденции современной музыки. Толчком этому послужило создание более совершенных инструментов, в частности, разных модификаций баяна, быстрый рост исполнительского мастерства музыкантов. Эти факторы заострили внимание композиторов на тематическом выделении всех элементов фактуры, на создании особо рельефной, объемной «стереоскопической фактуры», иногда обладающей программной образной характерностью. Важным признаком этого стиля явилась также тенденция к насыщению сопровождающих голосов фактуры (партии левой руки) самостоятельным тематическим значением.
В этом смысле обработки народных мелодий А. А. Тимошенко обладают рядом индивидуальных особенностей, придающих им яркую новизну и оригинальность. Впервые на уровне современного профессионального искусства в баянной фактуре воспроизводятся формы изложения народной инструментальной музыки, хоровой и
101
сольной манеры народного пения. Они стали открытием в баянной музыке, потому что в этом жанре композитор отразил своеобразие народного миропонимания, позволившего найти необыкновенное и новое в самом простом. Конкретность музыкального воплощения сочетается с необычной для этого жанра силой образного обобщения.
Лаконичность, концентрированность музыкально-поэтических и хореографических образов народно-песенных напевов и плясовых мелодий очень близки индивидуальным творческим склонностям А. Тимошенко -композитора, ставшего великолепным мастером замечательных миниатюр.
Многие обработки композитора имеют форму предельно малого вариационного цикла, и в этом случае в создании небольших вариационных циклов сказались традиции самих народных жанров, с одной стороны, а с другой - воздействие творчества П. Чайковского, А. Лядова, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева. В качестве примера достаточно вспомнить «8 русских народных песен» для симфонического оркестра А. Лядова, переложение русских народных песен для фортепиано в четыре руки П. Чайковского.
Обработки А. Тимошенко появились в результате последовательных и целеустремленных поисков в реализации всех богатств художественно-выразительных средств, заложенных в потенциальные ресурсы многотембрового готово-выборного баяна. Многочисленные обработки в виде темы с вариациями уже не удовлетворяли не только концертирующих баянистов, но и обучающихся на таких инструментах. Будучи прекрасным исполнителем-солистом и студентом института им. Гнесиных, А. Тимошенко написал свою первую обработку на тему известной народной песни «У ворот, ворот» (1968), которая быстро получила широкое признание среди баянистов и слушателей, положительно оценивших труд молодого композитора.
Одним из важнейших в ряду художественных завоеваний обработок А. Тимошенко является создание своеобразного баянного инструментального стиля, возникшегося на основе творческого преломления слуховых впе-
чатлений и наблюдений за звучанием народной музыки. Тонко ощущая специфику баянного изложения, Тимошенко в своих обработках наполняет его звуковыми красками, отражающими характерные черты народных инструментов, народной манеры хорового пения, бытового ансамблевого музицирования. Вместе с тем баянная фактура в обработках А. Тимошенко вызывает ассоциации и со звучанием оркестра народных инструментов, камерных ансамблей. Здесь сказывается профессиональная эрудиция композитора.
Уместно вспомнить, что А. Тимошенко по образованию еще и дирижер. Он успешно изучал искусство дирижирования в период обучения в институте им. Гнесиных. Эта специфическая дирижерская направленность владения партитурой народного оркестра, несомненно, сыграла определенную роль в формировании самобытного стиля его обработок.
Рассмотрим подробнее обработки, созданные Тимошенко для баяна соло, наиболее ярко отображающие характерную звучность народных инструментов. Тремолирующие звуки по интервалам мелодической линии, имитирующие струнные народные инструменты, особенно выразительны во вступительных тактах обработки «Пивна ягода» (т. 1-6; пример 1).
Тимошенко отлично знает народные наигрыши и специфику народно-инструментального аккомпанемента к сольной или хоровой песне. И если обратиться к его обработкам, связанным с переинтонацией хороводной песни (переход в темповом отношении с медленного звучания к быстрому), то можно обнаружить их в изобилии. Прежде всего это касается имитации инструментальных наигрышей с использованием специфических приемов игры, как, например, в концертных пьесах на тему русских народных песен «У ворот, ворот», «Пивна ягода», «Тимо-ня» и др.
В фактуре ряда обработок («Лучинушка», «Это было давно», «Посею лебеду на берегу») претворены выразительные средства народного хорового пения: одноголосный запев подчеркивается «вступлением хора» за счет уплотнения звуковой ткани. В целях утвер-
102
ждения выразительности и значительности отдельных фраз и целых мелодических линий используются многообразные формы дублирования, столь типичные для звучания народного хора. Экспрессия унисонного или октав-ного удвоения в различных голосах всегда направлена на решение художественной задачи: внутренне обогатить мелодический образ народного напева средствами именно народного искусства. Об этом можно в полной мере судить по второй вариации пьесы «Меж крутых бережков» (т. 23-26; пример 2).
В обработках Тимошенко можно отметить несколько вариантов «оркестровой» трактовки проводимых вариаций.
1. Преломление фактур бытовых ансамблей народных инструментов (удвоение голосов, аккордов, перекличка и т. д.).
2. Эпизодическое проникновение в фактуру принципов оркестровки народного оркестра в виде «инкрустации». Имеется в виду, что контрастное сопоставление регистров, перекличка гармонических созвучий, частая смена типа тематического изложения и степень его плотности придают обработкам оркестровое дыхание, колорит. «Инкрустирование» оркестровых фрагментов в типичной баянной фактуре может носить характер перекличек голосов, построенных в виде свободной имитации («Тимоня», т. 24-30; пример 3).
Это типичный оркестровый диалог групп или отдельных инструментов оркестра. Сочетание камерных масштабов с оркестровой динамичностью - один из важных принципов в обработках А. Тимошенко.
Композитор охотно использует прием резкого сопоставления фактур на грани частей формы песенного напева, как например, в обработке «Ах вы, сени, мои сени» (т. 38-45; пример 4).
В этой связи нельзя не рассмотреть очень интересный, но вместе с тем сложный вопрос, характеризирующий образное богатство обработок Тимошенко. Они носят определенно выраженный программный характер. Программные ассоциации в значительной мере предопределяются поэтическим содержанием народных песен, ясно прослеживаются линии
как выразительной, так и изобразительной программности. Обе линии часто переплетаются между собой. В свою очередь в изобразительной программности можно различать пейзажно-изобразительные и жанрово-изобразительные разновидности.
Основными носителями программности являются так называемые говорящие фразы в виде диалога. Тимошенко ими пользуется многообразно: то в виде подхвата мелодической линии, то в виде имитации подголоска. Прекрасным примером тому служит изложение мелодии в обработке «Посею лебеду на берегу». Вариативное изложение темы в разных голосах слухом воспринимается как «зрительная перспектива».
Черты жанрово-изобразительной программности особенно четко выступают, когда воспроизводятся картины народно-бытовых сцен. Практически все быстрые части обработок имитируют лихую пляску, в которой ярко проявляются элементы народного юмора, удали («Ах вы, сени, мои сени», т. 1-12).
К пейзажной звукописи можно отнести короткое вступление к обработке «Утушка луговая» (т. 1-8), воссоздающее картину утреннего рассвета, умиротворенности, тишины, покоя (пример 5).
Подведем некоторые итоги. Баянные обработки народных мелодий А. Тимошенко дают живую картину самобытного баянного инструментального стиля, демонстрируют тесные связи с народной инструментальной и певческой культурой. Созданные им миниатюры явились важной вехой на пути созревания композиторского дарования, стали лабораторией формирования и утверждения его художественных принципов.
Художественное переинтонирование народных мелодий в творчестве А. Тимошенко имеет ряд позитивных моментов: позволяет более четко увидеть тенденции развития жанра обработки в баянной музыке, расширяет круг представлений о трактовке музыкальных форм, обогащает репертуарный список в кон-цертно-исполнительской и учебно-педагогической практике.
103
Нотные примеры
1. «Пивна ягода» (т. 1-6)
2. «Меж крутых бережков» (т. 23-26)
3. «Тимоня» (т. 24-30)
104
В. А. Виноградов, И. Ф. Оркина
Баянные обработки А. А. Тимошенко: к проблеме художественного переинтонирования народных мелодий 4. «Ах вы, сени, мои сени» (т. 38-45)
5. «Утушка луговая» (т. 1-8)
1. Басурманов, А. П. Баянное и аккордеонное искусство: справочник / А. П. Басурманов. - Москва : Кифара, 2003. - 558 с.
2. Брусенцев, Ю. В. Неистовый романтик баяна / Ю. В. Брусенцев // Тимошенко А. Сочинения для баяна. Вып. 1 [Ноты]. - Воронеж : Издат. дом Алейниковых, 2006. - С. 3.
3. Брусенцев Ю.В. [Вступительная статья] / Ю. В. Брусенцев // Тимошенко А. Сочинения для баяна. Вып. 2 [Ноты]. - Воронеж: Издат. дом Алейниковых, 2008. - С. 3.
4. Бычков, В. В. Баянная музыка России / В. В. Бычков. - Челябинск, 1997. - 216 с.
5. Завьялов, В. Р. Баянное искусство / В. Р. Завьялов. - Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 1995. - 128 с.
6. Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб. пособие / М. И. Имханиц-кий. - Москва : РАМ им. Гнесиных, 2006. - 520 с.
7. Липс, Ф. Р. Кажется, это было вчера / Ф. Р. Липс. - Москва : Музыка, 2009. - 336 с.
8. Новожилов, В. В. Претворение русского инструментального фольклора в современной музыке для баяна (конец 1950-х - 1980-е годы): автореф. дис. ... канд. искусствоведения / В. В. Новожилов. -Москва, 1996. - 24 с.
9. Платонова, С. М. Новые тенденции в современной советской музыке для баяна 1960 первая половина 1980-х годов: автореферат дис. ... канд. искусствоведения / С. М. Платонова. - Вильнюс, 1998. - 23 с.
10. Сафонов, Л. Г. Александр Афанасьевич Тимошенко: Творческий портрет. / Л. Г. Сафонов // Народно-инструментальное искусство Воронежа : сб. ст. / ред.-сост. В. Р. Завьялов,. М. Ф. Швецов. - Воронеж : ВГИИ, 1993. - Вып. 1. - С. 85-93.
Получено 20.05.2019
105
V. Vinogradov
I. Orkina
Docent, Applicant of the Department of Folk Instrument and Orchestral Conducting, Senior lecturer, Altai State Institute of Culture E-mail: vva1951@yandex.ru
Docent, Applicant of the Department of Folk Instrument and Orchestral Conducting, Senior lecturer, Altai State Institute of Culture E-mail: ira.orkina@yandex.ru
ADAPTATIONS FOR BUTTON ACCORDEON BY A. A. TIMOSHENKO: TO THE PROBLEM OF FOLK TUNES ARTISTIC REINTONING
Abstract. The article is devoted to the folk tunes adaptations by A. A. Timoshenko. The author analyzes tendencies in genre fundamentals of thematic material evolution. The main trends in the evolution of style, types of texture, the use of artistic and expressive means of modern multi-timbre ready-elected accordion are analyzed. The relevance of the article lies in the need to identify the specifics of the artistic reintoning of folklore in the works for the button accordion, the systematization of compositional techniques used in Bayan treatments. Continuity in relation to the traditions of folk instrumental and singing art is designated as the main trend of the genre development. The identification of the most characteristic features of morphogenesis, themes, texture, rhythm arranged by A. A. Timoshenko. There is an active composer using trends in the development of classical music, the complication meaningful, are a sphere of original compositions for accordion.
Keywords: creativity of A. A. Timoshenko, adaptations, constructive features of Bayan, texture, genre, style, folk-instrumental traditions
For citing: Vinogradov V., Orkina I. 2019. Adaptations for Button Accordeon by A. A. Timoshenko: to the Problem of Folk Tunes Artistic Reintoning. Culture and Arts Herald. No 2 (58): 100-106.
1. Basurmanov A. 2003. Bayannoe i akkordeonnoe iskusstvo [Accordion and accordion art]. Moscow: Kifara. (In Russ.)
2. Brusentsev IU. 2006. Violent romantic Bayan. A. Timoshenko. Sochineniia dlia baiana. Vyp.1 [A. Tymoshenko. Works for accordion. Issue 1]. Voronezh: Publishing house Aleinikovykh. P. 3. (In Russ.).
3. Brusentsev IU. 2008. [Introductory article] A. Timoshenko. Sochineniia dlia baiana. Vyp. 2 [A. Tymoshenko. Works for accordion. Issue 2]. Voronezh: Publishing house Aleinikovykh. P. 3. (In Russ.).
4. Bychkov V. 1997. Bayannaya muzyka Rossii [Bayan music of Russia]. Chelyabinsk: Versiya. 216 p. (In Russ.).
5. Zavialov V. 1995. Baiannoe iskusstvo [Bayan art ]. Voronezh: Voronezh state University. (In Russ.).
6. Imkhanitskii M. 2006. Istoriia baiannogo i akkordeonnogo iskusstva [History of accordion and accordion art: tutorial]. Moscow: RAM im Gnesinykh. (In Russ.).
7. Lips F. 2009. Kazhetsya eto bylo vchera... [I think it was yesterday...]. Moscow: Muzyka. (In Russ.).
8. Novozhilov V. 1996. Pretvorenie russkogo instrumentalnogo folklora v sovremennoy muzyke dlya bayana (konets 1950-kh -1980-e gody) [The implementation of Russian instrumental folklore in modern music for Bayan (late 1950s -1980s)]. Moscow. (In Russ.).
9. Platonova S. 1998. Novye tendentsii v sovremennoy sovetskoy muzyke dlya bayana 1960-e - 1-ya polovina 1980-kh godov [New trends in modern Soviet music for Bayan: 1960 - first half of the 1980s]. Vilnius. (In Lithuania).
10. Safonov L. 1993. Alexander Afanasievich Tymoshenko: Creative portrait. Narodno-instrumentalnoe iskusstvo Voronezha. Vyp. 1 [Folk-instrumental art of Voronezh. Issue 1]. Voronezh: Voronezh state Institute of arts. P. 85-93. (In Russ.).
Received 20.05.2019
References
106