Научная статья на тему 'Формирование профессионально-академического исполнительства в дуэте баянистов (30-е гг. Xix - 70-е гг. Xx В. )'

Формирование профессионально-академического исполнительства в дуэте баянистов (30-е гг. Xix - 70-е гг. Xx В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
573
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ДУЭТ / ГАРМОНЬ / БАЯН / РЕПЕРТУАР / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / АРАНЖИРОВКА / ГАРМОНИСТ / БАЯНИСТ / ENSEMBLE / DUET / HARMONICA / ACCORDION / REPERTOIR / PERFORMING / ARRANGEMENT / HARMONIST / ACCORDIONIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бережной Владислав Юрьевич

Исследуется два периода формирования профессионально-академического исполнительства в дуэте баянистов. 30-е гг. XIX в. - середина XX в. характеризуются массовым производством различного типа гармоник. Одновременно с появлением гармони в России зарождается дуэтная форма исполнительства. В это время преобладали гармонисты-любители, которые спонтанно объединялись в дуэты. В конце XIX в. из большого количества ансамблей начинают выделяться наиболее талантливые. Среди них дуэт братьев Брызгаловых, братьев Пахновых, братьев Козловых, а также дуэт П. Ф. Жукова и Н. Ф. Монахова. Выступали музыканты чаще на уличных мероприятиях, а в исполнительских программах превалировали бытовые жанры, связанные с активизацией мускульных ощущений окружающих, созданием атмосферы активного проведения досуга. Уровень исполнительства в этот период был низким. С появлением хроматической гармони, которая позже станет называться баяном, начинается переход от предыстории к профессиональному периоду. В начале второго периода большой популярностью пользуется дуэт А. Н. Орлова и Д. Н. Васильева, который знаменует новую ступень развития ансамблевого исполнительства. Отбираются лучшие модели гармоник и запускаются в массовое промышленное производство. В музыкальных техникумах открываются классы баяна и ансамбля. Проводятся многочисленные конкурсы исполнителей на гармониках. Аранжировки классических произведений, выполненные участниками дуэтов, публикуются в нотных изданиях. Широкую популярность завоевывает дуэт монотембровых баянов А. А. Шалаева и Н. А. Крылова. Произведения и аранжировки А. А. Шалаева прочно закрепляются в концертной и педагогической практике и остаются актуальными в настоящее время. Также анализируются обработки народных песен и танцев, в том числе аранжировка Танца Анитры из оркестровой сюиты Э. Грига. Таким образом, первый период является исключительно любительским и характеризуется такими факторами, как отсутствие профессионального образования, преобладание дуэтов разнотипных гармоник, бытовой репертуар, довление вариационных форм, приоритет танцевальных форм. Более интенсивный рост профессионального исполнительства демонстрирует второй период. Он характеризуется следующими чертами: появляется и широко распространяется баян, постепенно заменяя гармонь, открываются классы баяна и ансамбля в средних и высших учебных заведениях, возрастает количество профессиональных монотембровых дуэтов и повышается их исполнительский профессионализм, создается академический репертуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бережной Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND ACADEMIC PERFORMANCE IN A DUET ACCORDION PLAYER (30ies XIX - 70ies XX century)

In the article the two periods of formation of professional and academic performance of the bayan duet are studied. The first period (1830s mid 1920s) is characterized by mass production of various types of accordions. Simultaneously with the appearance of accordions in Russia the duet form of performance was founded. At this time the amateur accordion-players prevailed who spontaneously united in duets. At the end of the XIX century the most talented duets began to stand out from a large number of ensembles. Among them there were the duos of the brothers Bryzgalov, the brothers Pahnov, the brothers Kozlov, and the duo of P. Zhukov and N. Monakhov. The musicians mostly performed in the street, and in the performing programs the popular genres, associated with muscular activity, dominated the others, what created an atmosphere of active leisure. The level of performance in this period was low. With the emergence of the chromatic accordion, which would later become known as "the bayan”, the transition from prehistory to the profession-functional period begins. At the beginning of the second period the duo A. Orlov and D. Vasiliev was very popular, and this duet marks a new stage in the development of ensemble performance. The best models of the accordions are selected and launched into mass manufacturing. The music colleges offer classes of bayan and the classes of the accordion ensemble. Numerous competitions of accordion-players are held. The arrangements of classical pieces performed by duets participants are published in printed music. The duo of A. Shalaev and N. Krylov, played the split solo accordions, becomes widely popular. Compositions and arrangements by A. Shalaev have been firmly fixed in the concert and teaching practice and remain relevant today. The article also analyzes the arrangements of folk songs and dances, as well as the arrangement of Anitra's Dance from Grieg`s Orchestral Suite. Thus, the first period is purely amateur and is characterized by such factors as a lack of professional education, the prevalence of different types of accordion duets, common repertoire, domination of variation forms, a priority of dance forms. The second period shows us the more intensive growth of professional performance. It is characterized by the following features: the bayan is widely spread and gradually replaces the accordion, classes of the bayan and ensemble are created in the secondary schools and higher educational institutions, the number of professional single mode duets increases and their performing professionalism is improved, theacademic repertoire.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-академического исполнительства в дуэте баянистов (30-е гг. Xix - 70-е гг. Xx В. )»

УДК 786

В. Ю. Бережной

аспирант,

Российская государственная специализированная академия искусств

E-mail: kupians@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В ДУЭТЕ БАЯНИСТОВ (30-е гг. XIX - 70-е гг. XX в.)

Исследуется два периода формирования профессионально-академического исполнительства в дуэте баянистов. 30-е гг. XIX в. - середина XX в. характеризуются массовым производством различного типа гармоник. Одновременно с появлением гармони в России зарождается дуэтная форма исполнительства. В это время преобладали гармонисты-любители, которые спонтанно объединялись в дуэты. В конце XIX в. из большого количества ансамблей начинают выделяться наиболее талантливые. Среди них дуэт братьев Брызгаловых, братьев Пахно-вых, братьев Козловых, а также дуэт П. Ф. Жукова и Н. Ф. Монахова. Выступали музыканты чаще на уличных мероприятиях, а в исполнительских программах превалировали бытовые жанры, связанные с активизацией мускульных ощущений окружающих, созданием атмосферы активного проведения досуга. Уровень исполнительства в этот период был низким. С появлением хроматической гармони, которая позже станет называться баяном, начинается переход от предыстории к профессиональному периоду.

В начале второго периода большой популярностью пользуется дуэт А. Н. Орлова и Д. Н. Васильева, который знаменует новую ступень развития ансамблевого исполнительства. Отбираются лучшие модели гармоник и запускаются в массовое промышленное производство. В музыкальных техникумах открываются классы баяна и ансамбля. Проводятся многочисленные конкурсы исполнителей на гармониках. Аранжировки классических произведений, выполненные участниками дуэтов, публикуются в нотных изданиях. Широкую популярность завоевывает дуэт монотембровых баянов А. А. Шалаева и Н. А. Крылова. Произведения и аранжировки А. А. Шалаева прочно закрепляются в концертной и педагогической практике и остаются актуальными в настоящее время. Также анализируются обработки народных песен и танцев, в том числе аранжировка Танца Анитры из оркестровой сюиты Э. Грига.

Таким образом, первый период является исключительно любительским и характеризуется такими факторами, как отсутствие профессионального образования, преобладание дуэтов разнотипных гармоник, бытовой репертуар, довление вариационных форм, приоритет танцевальных форм.

Более интенсивный рост профессионального исполнительства демонстрирует второй период. Он характеризуется следующими чертами: появляется и широко распространяется баян, постепенно заменяя гармонь, открываются классы баяна и ансамбля в средних и высших учебных заведениях, возрастает количество профессиональных монотембровых дуэтов и повышается их исполнительский профессионализм, создается академический репертуар.

Ключевые слова: ансамбль, дуэт, гармонь, баян, репертуар, исполнительство, аранжировка, гармонист, баянист

Для цитирования: Бережной, В. Ю. Формирование профессионально-академического исполнительства в дуэте баянистов (30-е гг. XIX - 70-е гг. XX в.) / В. Ю. Бережной // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 95-101.

В настоящее время дуэт баянистов как наиболее мобильная форма ансамблевого музицирования является широко распространенным не только в концертной деятельности, но и в процессе обучения в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Эволюцию развития дуэтной формы исполнительства в нашей стране можно условно разделить на три исторических периода: первый - 30-е гг. XIX в. - конец 20-х гг. XX в., второй - конец 20-х - 70-е гг. XX в., и третий -80-е гг. XX в. - начало XXI в.

95

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

В. Ю. Бережной

Формирование профессионально-академического исполнительства...

В 30-е гг. XIX в. в России начинается массовое производство ручных гармоник. Инструменты изготавливались во многих городах империи (Тула, Саратов, Ливны, Елец, Бологое, Касимов, Вологда, Москва и др.), впоследствии и название они получили по той местности, в которой были сделаны. Производство гармоник быстро развивалось, а методических пособий по обучению игре на инструменте и учебных заведений долгое время не существовало. Но несмотря на это зарождение дуэтной формы исполнительства начинается одновременно с появлением гармоник.

В рассматриваемый период в концертной практике преобладали гармонисты-любители, которые часто объединялись в дуэты. Они выступали на всевозможных увеселительных уличных мероприятиях (ярмарках, демонстрациях, шествиях и пр.), а также в ресторанах, цирках и на других сценических площадках. Зачастую объединение в дуэты происходило спонтанно, а игра на инструменте каждого из участников носила соревновательный характер.

В 90-е гг. XIX в. из большого количества непрофессиональных гармонистов стали выделяться особо одаренные (дуэты братьев Брызгаловых, Пахновых и Козловых из Саратова) [8, с. 23].

Исполняя репертуар, гармонисты часто были вынуждены изменять характер той или иной пьесы. По этому поводу музыковед В. В. Бычков пишет: «...русская песня подвергалась значительным искажениям по причине ограниченных возможностей левой руки (готового аккомпанемента) как самого существенного недостатка инструмента и вследствие этого невозможности правильной гармонизации музыкального материала» [2, с. 8]1.

Резкий, звонкий, пронзительный тембр гармоней, настраиваемых мастерами без камертона, на слух, не позволял музыкантам вы-

1 Конструктивная особенность правой клавиатуры диатонических гармоней также не позволяла исполнять плавную мелодическую линию из-за ее прерывистости. К такому типу инструментов относятся, например, венские гармони русского и немецкого строя, которые при нажатии одной и той же клавиши или кнопки издают различные звуки при разжиме и сжиме меха [10, с. 13].

Несовершенная конструкция готового аккомпанемента также являлась одной из причин, по которой В. В. Андреев не включил гармонику в состав Великорусского оркестра при его формировании [См.: 6, с. 214].

ступать на серьезных сценических площадках, а лишь ограничиваться «пленэром», поскольку в дуэте и более многочисленных ансамблях нестройность звучания только усиливалась. Исследователь М. И. Имханицкий подчеркивает: «Внимание же к гармоническим функциям аккордов было еще явно недостаточным. Порой наблюдалось полное несовпадение мелодии с ее сопровождением на левой клавиатуре - вместо требуемой тоники могла быть помещена доминанта или субдоминанта и наоборот» [4, с. 127]. Все вышесказанное свидетельствует о том, что уровень исполнительства на гармониках в XIX в. был низким.

Первый дуэт гармонистов (П. Ф. Жуков и

Н. Ф. Монахов), выступавший на профессиональной эстраде, был организован в Санкт-Петербурге в 1896 г.2. Им исполнялись попурри из русских народных и малороссийских песен, мазурки Г. И. Венявского и М. И. Глинки, марш Садовского, «Цыганское попурри», «Светит месяц», полька П. Ф. Жукова, «Выйду ль я на реченьку», «По улице мостовой» и др. [См. 8, с. 60].

Отметим, что репертуар ограничивался прикладными бытовыми жанрами, связанными с активизацией мускульных ощущений окружающих, созданием атмосферы активного проведения досуга.

В начале XX в. в Москве был организован дуэт, в состав которого входили Иван Соловьев и Геннадий Бруев. Исполняемый репертуар, который насчитывал около ста произведений, они записывали на грампластинки3. Записи ансамбля в то время считались лучшими, их использовали многие музыканты при обучении игре на гармонике по слуху [См.: Там же, с. 66].

Репертуар дуэта составляли пьесы куплетного склада. Один из участников ансамбля исполнял многократно и в неизменном ви-

2 Николай Монахов (народный артист РСФСР, 1932 г.) в молодости играл в дуэте гармонистов, но в дальнейшем стал ведущим актером драматического театра им. М. Горького.

3 Репертуар составляли народные песни и пляски («Ах вы, сени», «Вниз по матушке по Волге», «Камаринская», «Деревенская», «Барыня»), а также польки («Букет», «Бабушка-дедушка», полька В. Варшавского), марши («Тоска о прошлом», «Дни нашей жизни»), бальные танцы («Дирижабль», бальный казачок), большое количество вальсов сентиментального характера и др. Пьесы из репертуара этого дуэта позже заимствовали другие ансамбли.

96

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

В. Ю. Бережной

Формирование профессионально-академического исполнительства...

де мелодию, а второй вел четкий басо-аккордовый аккомпанемент. Трактовка пьес носила импровизационный характер.

Также был известен в этот период (1911— 1918) дуэт Мироновых из Саратова, который выступал на концертах для широкой публики. Он играл на двухрядных хроматических, специально предназначенных для ансамблевой игры гармонях. Пьесы музыканты разучивали по нотам и расписывали партии самостоятельно.

Таким образом, первый период дуэтной формы исполнительства можно охарактеризовать как исключительно любительский. Ему свойственны следующие признаки:

1) отсутствие профессионального образования у исполнителей;

2) большое количество дуэтов разнотипных гармоник;

3) бытовой репертуар;

4) полное преобладание вариационных форм;

5) приоритет танцевальных форм.

С появлением в 1897 г. гармони, в которой правой трехрядной хроматической клавиатуре соответствовал полный хроматический набор басо-аккордового аккомпанемента (в 1907 г. инструмент стал называться баяном), начинается новый этап в развитии дуэтного исполнительства1. Уже в 20-е гг. XX в. баян все больше распространяется и завоевывает популярность в нашей стране, тем самым начиная постепенно вытеснять различные виды гармошек. Баяном до этого называли диатонические кларнетные и азиатские гармони, с одновысотной настройкой металлических язычков. Трехрядные хроматические баяны производились как с готовой, так и с левой выборной клавиатурой, но популярность и широкое распространение получили лишь инструменты с готовыми аккордами. Их голоса стали настраивать в унисон, из-за чего тембр становился приглушенным и чистым. Эти инновации позволили исполнителям особенно

1 В конце XIX - начале XX в. Я. Ф. Орланский-Титаренко, П. А. Розмыслов и др. способствовали тому, чтобы баяном назывались хроматические трехрядные инструменты с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента [4, с. 192].

широко развить дуэтную форму музицирования прежде всего для передачи многоголосия русской лирической песни.

В конце 20-х гг. XX в. на Всесоюзной выставке гармоник отобрали лучшие модели, что позволило стандартизировать их и запустить в массовое промышленное производство. В 1929 г. П. Стерлигов изготовил баян с переключателем с готовой на выборную клавиатуру. Однако этот инструмент не мог быть востребованным в силу недостаточно высокого общего уровня гармонико-баянного исполнительства.

В 1920-е гг. пользовался большой популярностью дуэт баянистов А. Н. Орлова и Д. Н. Васильева, творческая деятельность которого продолжалась четверть века. Важно отметить, что данный ансамбль знаменует новую ступень развития. Это было уже не чисто любительское творчество хотя бы потому, что с 1926 г. дуэт сопровождал театральные постановки во МХАТе. Режиссеры театра в рассматриваемый период очень серьезно относились к музыкальному оформлению спектаклей. Ансамбль исполнял как бытовую, так и специально созданную композиторами для постановок музыку. Позже концертная деятельность дуэта велась в филармонии. Сравнивая концертные программы вышеупомянутых дуэтов, необходимо подчеркнуть, что в их репертуар в большинстве своем вошли аранжировки классических произведений, среди них различные сочинения В.-А. Моцарта, П. И. Чайковского, А. Дворжака, С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра. Эти аранжировки для дуэта баянистов, выполненные А. Орловым, исполнялись по нотам [См.: 8, с. 134].

Также с 1926 г. в музыкальных техникумах во многих крупных городах открываются классы баяна. В программу обучения был включен и класс ансамбля. По всей стране проводятся многочисленные конкурсы исполнителей на гармониках. В это время начинают появляться профессиональные монотембровые дуэты. Несмотря на то что ансамблисты уже стали играть серьезную музыку, появились письменная традиция и образовательные заведения, тем не менее исполнительской школы еще не существует. Даже заслу-

97

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

В. Ю. Бережной

Формирование профессионально-академического исполнительства...

женная артистка государственных академических театров Е. И. Збруева высказывалась: «Гармонь все еще не завоевала того места, которое ей по праву могло принадлежать, если бы существовала серьезная школа, если бы существовали специальные (не самодеятельные) переложения крупных произведений для этого инструмента и если бы не было дрянных “гармошек”» [7, с. 30].

В 1930-е гг. участники концертирующих дуэтов свой исполнительский репертуар публикуют в различных баянных сборниках. Так, например, в нотных изданиях 1937 г. были напечатаны переложения классических произведений Ф. Шуберта, Э. Грига, П. И. Чайковского и др., выполненные В. и Н. Тюриковы-ми, а также И. И. Гладковым. При сравнении оригинала и аранжировки для двух баянов третьей части («Танец Анитры») из оркестровой сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига важно отметить, что наблюдается тенденция к редукции, иными словами, упрощение текста оригинала, тем самым образуется более простой тип гомофонной фактуры. Мы видим, что это проявляется в большей мере в подголосочной ткани.

Многочисленные конкурсы и смотры исполнителей на народных инструментах, которые проходили в 1930-х гг., позволяли отбирать наиболее талантливых музыкантов-народников.

После Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах в Москве (1939 г.) участники Н. Ризоль и И. Журомский (дуэт баянистов) объединяются с дуэтом Марии и Раисы Белецких в квартет [9, с. 3-4]. В процессе творческой деятельности Н. Ри-золь создает большое количество аранжировок для квартета, а также, зная о репертуарном голоде баянистов, делает инструментовки для дуэта, трио, секстета и октета.

Всенародную известность получает дуэт баянистов А. А. Шалаева и Н. А. Крылова, существовавший с 1943 по 1978 г. Его творческая деятельность началась в ансамбле песни и пляски ПВО, а с 1963 г. коллектив переходит в Москонцерт. В это время ансамбль также начинает выступать с Л. Г. Зыкиной.

В репертуаре этого дуэта наибольшую известность получили как обработанные А. А. Ша-

лаевым вариации и фантазии на темы русских народных песен и танцев, так и созданные им оригинальные миниатюры. М. И. Имханицкий пишет: «Сама манера игры названных ансамбли-стов была весьма близкой к фольклорной: та же затейливость, непринужденная легкость в исполнении орнаментальных вариаций, что и у народных гармонистов, тот же задор в плясовых с постепенным ускорением темпа и т. д.» [5, с. 230].

Исполняемый репертуар («Трепак», «По-лосынька», «В путь», «Русская метелица», «Молдавский танец», «На горе-то калина» и др.) этого дуэта прочно закрепляется в концертной и педагогической практике и продолжает быть актуальным и в настоящее время.

В 1968 г. А. А. Шалаев создает «Концертное аллегро» для двух баянов, а в 1970 г. выпускает нотный сборник «Избранные произведения для двух баянов», в который вошли такие оригинальные произведения, как «Концертино», полька «Веселые часы», «Вальсэлегия», «На стадионе», фантазия на темы революционных песен.

«Концертино» имеет сонатную форму и построено на народной ладово-интонационной основе [3, с. 27]. Это первое оригинальное произведение для дуэта баянов, написанное отечественным композитором в академической сонатной форме.

В созданном репертуаре А. А. Шалаев органично соединил мелодизм и импровизационность народной музыки с традициями русской классической школы. Также «помимо своих виртуозных возможностей баян в звучании дуэта приобретает широкую вокальную распевность мелодической линии и кантиленное хоровое многоголосие» [1, с. 115]. В данном случае имеется в виду, что в дуэте отсутствует поворот мех, и это создает более длительное дыхание, близкое вокальному, ансамблево-фольклорному пению.

Между тем в обработках народных мелодий А. А. Шалаева в партии правой руки появляются интересные линии, каноны, различные имитации, тема и орнаментальное варьирование, звучание двух тем одновременно, проведение мелодии в басу, т. е. используются самые разные виды сочетаний обеих партий.

98

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

В. Ю. Бережной

Формирование профессионально-академического исполнительства...

Например, «Молдавский танец» начинается таинственным, взволнованным в свободном темпе вступлением. В нем автор обработки использует необычное сочетание темы и гармонического фона в нижнем регистре на тремоло мехом. В дальнейшем одно из проведений мелодии излагается каноном. Ритмический рисунок также разнообразен. Особенно ярко это наблюдается в кульминации танца, когда виртуозная кружевная вариация сопровождается акцентированным ритмом на слабых долях тактов, тем самым подчеркивая национальный колорит. В заключительном разделе применяется принцип расширения мелодии на вариационном фоне.

Одной из наиболее ярких аранжировок А. А. Шалаева на протяжении нескольких десятилетий является обработка русской народной песни «Ах ты, зимушка-зима» (под авторским названием «Русская метелица»), наполненная красочно яркими картинами русской зимы. Непростые в исполнительском понимании восходящие и нисходящие хроматические пассажи эффектно наполняют образное содержание этой обработки. Далее в стремительном темпе мелодия в нижнем регистре изложена на гармоническом фоне, который исполняется на тремоло мехом в верхнем регистре, тем самым имитируя бубенцы. Сочетание темы и вариации, поочередно проводящееся в быстром темпе в партии первого и второго баяна, также требует хорошей технической подготовки обоих ансамблистов. В этой аранжировке А. А. Шалаев использует обширный комплекс средств художественной выразительности. К ним относится разнообразие динамических оттенков, тембра, темпа, тональных отклонений, исполнительских приемов. Таким образом, мы видим, что в обработках А. А. Шалаева появились:

1) развитая многоголосная ткань;

2) особая фигурация сродни русским кружевницам, резчикам по дереву;

3) новые, более разнообразные ритмические рисунки.

Творческое наследие А. А. Шалаева, состоящее из обработок народных мелодий и танцев, обусловлено музыкально-историческими тенденциями послевоенного времени, когда вопрос о претворении фольклора в профессиональное творчество приобрел особую актуальность. Исполнительское искусство этого дуэта (участники играли на монотембровых баянах) характеризуется глубиной осмысленности целого, максимальным воплощением средств художественной выразительности, а также виртуозностью исполнения.

Вследствие этого период с 1926 по 1970 г. продемонстрировал значительный рост профессионального дуэтного исполнительства. Этому способствовали следующие причины:

1) баян все больше распространяется в нашей стране и постепенно заменяет гармонь;

2) открываются классы баяна и ансамбля в средних, а позже и в высших музыкальных учебных заведениях;

3) возрастает количество профессиональных монотембровых дуэтов и повышается их исполнительский профессионализм;

4) создается академический репертуар, основу которого составляют аранжировки зарубежной и русской классики, произведения советских композиторов, а также востребованные и в наши дни обработки и оригинальные произведения, выполненные А. А. Шалаевым.

Таким образом, рассмотренный нами 140летний путь развития дуэтного исполнительства делится на два периода: любительский (более продолжительный) и профессиональный. Первый характеризуется тем, что в то время преобладали дуэты разнотипных гармоней, участники которых исполняли лишь бытовой репертуар. Второй - обусловлен развитием дуэтного исполнительства на монотембровых баянах с левой клавиатурой готовых аккордов и созданием профессионального академического репертуара.

1. Баян и баянисты: сб. ст. / сост. и ред. Ю. Т. Акимова. - Москва: Совет. композитор, 1981. - Вып. 5. - 132 с.

2. Бычков, В. В. История отечественной баянной и зарубежной аккордеонной музыки / В. В. Бычков. - Москва: Композитор, 2012. - 160 с.

99

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

В. Ю. Бережной

Формирование профессионально-академического исполнительства...

3. Васильев, О. П. Баян в современном камерном ансамбле: образные и тембровые поиски отечественных композиторов (последняя треть XX начало XXI века): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / О. П. Васильев. - Саратов, 2012. - 241 с.

4. Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб. пособие / М. И. Имханицкий. -Москва: РАМ им. Гнесиных, 2006. - 520 с.: ил.

5. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие для муз. вузов и училищ / М. И. Имханицкий. - Москва: РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.: ил., нот. ил.

6. Имханицкий, М. И. Становление струнно-щипковых инструментов в России: учеб. пособие для муз. вузов и училищ / М. И. Имханицкий. - Москва: РАМ им. Гнесиных, 2008. - 370 с.: ил., нот. ил.

7. Максимов, Е. И. Ансамбли и оркестры гармоник: пособие для рук. самодеятельных коллективов / Е. И. Максимов. - Изд. перераб. и доп. - Москва: Совет. композитор, 1974. - 175 с.

8. Мирек, А. М. .И звучит гармоника / А. М. Мирек. - Москва: Совет. композитор, 1979. - 176 с.

9. Ризоль, Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов (на основе опыта квартета баянистов Киевской филармонии) / Н. Ризоль. - Москва: Советский композитор, 1986. - 224 с.: ил.

10. Розенфельд, Н. Г. Гармони, баяны, аккордеоны: учебник для техникумов / Н. Г. Розенфельд, М. Д. Иванов. -Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Легкая индустрия, 1974.

Получено 08.09.2014

V. Berezhnoy

post-graduate student, The Russian State Specialized Academy of Arts E-mail: kupians@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL AND ACADEMIC PERFORMANCE IN A DUET ACCORDION PLAYER (30ies XIX - 70ies XX century)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. In the article the two periods offormation of professional and academic performance of the bayan duet are studied. The first period (1830s - mid 1920s) is characterized by mass production of various types of accordions. Simultaneously with the appearance of accordions in Russia the duet form of performance was founded. At this time the amateur accordion-players prevailed who spontaneously united in duets. At the end of the XIX century the most talented duets began to stand out from a large number of ensembles. Among them there were the duos of the brothers Bryzgalov, the brothers Pahnov, the brothers Kozlov, and the duo of P. Zhukov and N. Monakhov. The musicians mostly performed in the street, and in the performing programs the popular genres, associated with muscular activity, dominated the others, what created an atmosphere of active leisure. The level of performance in this period was low. With the emergence of the chromatic accordion, which would later become known as "the bayan", the transition from prehistory to the profession-functional period begins.

At the beginning of the second period the duo A. Orlov and D. Vasiliev was very popular, and this duet marks a new stage in the development of ensemble performance. The best models of the accordions are selected and launched into mass manufacturing. The music colleges offer classes of bayan and the classes of the accordion ensemble. Numerous competitions of accordion-players are held. The arrangements of classical pieces performed by duets participants are published in printed music. The duo of A. Shalaev and N. Krylov, played the split solo accordions, becomes widely popular. Compositions and arrangements by A. Shalaev have been firmly fixed in the concert and teaching practice and remain relevant today.

The article also analyzes the arrangements of folk songs and dances, as well as the arrangement of Anitra's Dance from Grieg's Orchestral Suite.

Thus, the first period is purely amateur and is characterized by such factors as a lack of professional education, the prevalence of different types of accordion duets, common repertoire, domination of variation forms, a priority of dance forms.

100

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

В. Ю. Бережной

Формирование профессионально-академического исполнительства...

The second period shows us the more intensive growth of professional performance. It is characterized by the following features: the bayan is widely spread and gradually replaces the accordion, classes of the bayan and ensemble are created in the secondary schools and higher educational institutions, the number of professional single mode duets increases and their performing professionalism is improved, theacademic repertoire.

Keywords: ensemble, duet, harmonica, accordion, repertoir, performing, arrangement, harmonist, accordionist

For citing: Berezhnoy, V. Formation of Professional and Academic Performance in a Duet Accordion Player (30ies XIX - 70ies XX Century) / V. Berezhnoy // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. -2015. - № 3 (43). - P. 95-101.

Reference

1. Bayan i bayanisty [Bayan and Bayan-players] / comp. and ed. Iu. Akimova. - Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1981. - Vol. 5. - 132 p.

2. Bychkov, V. Istoriya otechestvennoy bayannoy i zarubezhnoy akkordeonnoy muzyki [History of Domestic Bayan and Foreign Accordion Music] / V. Bychkov. - Moscow: Kompozitor, 2012. - 160 p.

3. Vasilev, O. Bayan v sovremennom kamernom ansamble: obraznye i tembrovye poiski otechestvennykh kompozi-torov (poslednyaya tret' XX nachalo XXI veka) [Bayan in Contemporary Chamber Ensemble: the Search for Imaginative and Timbre Domestic Composers (Last Third of the XX Beginning of the XXI Century)] /

O. Vasilev. - Saratov, 2012. - 241 p.

4. Imhanitsky, M. Istoriya bayannogo i akkordeonnogo iskusstva [History Bayan and Accordion Art] / M. Imhanitsky. - Moscow: Gnessin Russian Academy of Music, 2006. - 520 p.

5. Imhanitsky, M. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh [History of Playing Russian Folk Instruments] / M. Imhanitsky. - Moscow: Gnessin Russian Academy of Music, 2002. - 351 p.: il., Music. il.

6. Imhanitsky, M. Stanovlenie strunno-shchipkovykh instrumentov v Rossii [Becoming Stringed-Plucked Instruments in Russia] / M. Imhanitsky. - Moscow: Gnessin Russian Academy of Music, 2008. - 370 p.

7. Maksimov, E. Ansambli i orkestry garmonik [Ensembles and Orchestras of Harmonics] / E. Maksimov. -Ed. rev. and add. - Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1974. - 175 p.

8. Mirek, A. ...I zvuchit garmonika [...And Harmonic Sounds] / A. Mirek. - Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1979. - 176 p.

9. Rizol, N. Ocherki o rabote v ansamble bayanistov (na osnove opyta kvarteta bayanistov Kievskoy filarmonii) [Essays on the Work in the Bayan Ensemble (Based on the Experience of the Kiev Philharmonic Bayan Quartet)] / N. Rizol. - Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1986. - 224 p.

10. Rozenfeld, N. Garmoni, bayany, akkordeony [Garmony, Bayans, Accordions] / N. Rozenfeld, M. Ivanov. -Ed. 2nd, rev. and add. - Moscow: Legkaya industriya, 1974.

Received 08.09.2014

101

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.