Научная статья на тему 'История музыкальной культуры юга Дальнего Востока (1950-60-е годы)'

История музыкальной культуры юга Дальнего Востока (1950-60-е годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
641
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Барашок Ирина Викторовна

The history of musical live of Far East, mainly started with opening of the musical schools and then larger specialized educational institutions, is revealed in the article. The author considers exactly that assisted to influx of the creative intelligentsia into the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История музыкальной культуры юга Дальнего Востока (1950-60-е годы)»

КУЛЬТУРА

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (1950—1960-е годы)

Ирина Викторовна БАРАШОК,

аспирантка Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

До середины 50-х — начала 60-х годов культурные запросы дальневосточной публики удовлетворялись в основном за счет гастрольно-концертной деятельности, а также художественной самодеятельности, которая, к сожалению, не отличалась высоким художественным уровнем (причина этому — недостаток квалифицированных руководителей). Средства массовой коммуникации также расширили возможности приобщения к лучшим образцам мировой и отечественной культуры. С открытием телевизионных центров в городах Дальнего Востока началась эра профессионального телевидения. Появились литературно-художественные, музыкальные программы. Тем не менее остро ощущался недостаток профессионализма в художественной культуре в целом и в музыкальной в частности. Как отмечала Т.В. Марчишина в своем исследовании: «Обстановка 30-х и 40-х годов привела к тому, что музыкальный потенциал огромного региона оставался крайне маломощным. В 1939 г. прекратил работу Владивостокский музыкальный техникум, в военные годы приостановил свою работу Хабаровский музыкальный техникум»1, который вновь открылся лишь в 1949 г. Хабаровская (1947) и Уссурийская (1948) культпросветшколы не готовили специалистов-му-зыкантов. Выпускникам присваивалась квалификация организатора клубной работы. Таким образом, за 20 лет численность специалистов с музыкальным образованием в регионе не изменилась: в 1939 г. — 760 чел., в 1956 г. — 774 чел. По данным переписи, на Дальнем Востоке в 1959 г. только 24% музыкантов имели высшее и среднее специальное образование2.

На XX съезде партии говорилось о совершенствовании культурно-просветительной работы среди населения. Периодическая печать тех лет отмечала: «Дома культуры, клубы, библиотеки, красные уголки должны стать опорными базами партийных организаций в проводимой ими массово-политической и культурно-просветительной работе»3. При решении этой задачи на первый план выдвигалась проблема подготовки музыкантов, так как культурно-просветительным учреждениям требовались квалифицированные руководители музыкальных кружков. В силу своей мобильности, транспортабельности народные инструменты, в частности баян, стали самыми востребованными. В домах народного творчества городов Хабаровска и Владивостока открылись ускоренные курсы по подготовке баянистов. Так, на курсах во Владивостокском Доме народного творчества только в 1957 г. было подготовлено 163 баяниста4. В условиях сельской местности открывались годичные школы по обучению игре на баяне. В начале 60-х годов на телевидении функционировала заочная школа игры на баяне5.

Подготовка творческой интеллигенции для дальневосточного региона началась в 1957 г. В городе Владивостоке было открыто музыкальное училище. 15 августа 1957 г. создана комиссия по приему студентов на отделение народных инструментов в составе: Головня Н.Е., Махнырь М.А., Москвин А.С. По классу баяна было принято 12 чел. План приема на народное отделение предусматривал 15 чел. Недобор объяснялся слабой музыкальной подготовкой абитуриентов. Поступающие в училище не имели базы музыкальной школы. Люди шли в основном из самодеятельности. Из 12 поступивших на первый курс только два человека окончили детскую музыкальную школу — Г.С. Мишуров и В.Т. Семененко6.

Ощущалась также нехватка педагогов-баянистов. Один штатный педагог имел нагрузку 60 часов. Специалистов балалаечников и домристов не было7. В 1959 г. класс домры возглавил А.Н. Коробейников, который являлся и первым руководителем оркестра народных инструментов. Музыкант-самоучка, беззаветно преданный своему делу, он в короткий срок обучил игре на струнных инструментах баянистов и смог подготовить оркестр к отчетному концерту училища. В 1960 г. руководство оркестром взял на себя директор училища Д.Г. Иванов (дирижер-хоровик по специальности). С приездом в 1962 г. из Новосибирской консерватории Ошарова А.К. в училище был открыт класс балалайки. А.К. Ошаров к тому времени уже имел опыт ансамблевой игры в оркестре народных инструментов Новосибирского телерадиокомитета и ему было поручено руководство оркестром8.

В практике музыкальных учебных заведений существовала давняя традиция проведения отчетных концертов. Как правило, в начале 1960-х годов отчетные концерты проходили в г. Владивостоке и являлись своеобразным итогом проделанной работы. Творческие коллективы, представленные на этих концертах, были разнообразны по составу9.

Музыкальное училище в г. Хабаровске к этому времени уже имело свою историю и ощутимо влияло на развитие культуры в дальневосточном регионе, решало многие вопросы по подготовке специалистов. Так, в 1950-е годы в учебную программу училища был введен еще один предмет — «клубное дело». Выпускники народного и духового отделения в те годы в основном шли работать в самодеятельность, а также пополняли педагогический штат культпросветшкол и музыкальных училищ. Среди первых преподавателей народного отделения музыкального училища г. Благовещенска, открытого в 1960 г., были и выпускники Хабаровского училища — А.И. Усольцев, Э.Н. Лебедев, В.И. Гора.

Как и во Владивостокском музыкальном училище, первый набор учащихся состоял только из баянистов (было принято 16 чел.)10. В течение 1961/62 учебного года был создан оркестр народных инструментов в составе 18—20 чел. Его первый руководитель — В.И. Гора. Перед музыкантами-баянистами стояла сложная задача освоения сразу двух инструментов — баяна и струнных (балалайка, домра). Значительно оживилась работа на отделении с приездом выпускника московского института им. Гнесиных В.П. Гусакова. Под его руководством оркестр начал исполнять довольно сложные произведения для симфонического состава: сцена «Улица просыпается» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Менуэт» из симфонии И. Гайдна, «Жалоба Ингрид» из музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», вступление к опере «Травиата» Д. Верди. Об одном из отчетных концертов, где была представлена новая программа оркестра, газета «Амурская правда» писала: «Заслуженный успех выпал на долю отделения

народных инструментов. Оркестр выступил с большим репертуаром. Слушатели были очарованы мастерским исполнением произведений Д. Верди, Э. Грига, С. Прокофьева»11.

С открытием музыкального училища концертная жизнь в городе активизировалась. Преподаватели, творческие коллективы училища стали постоянными участниками различных культурно-досуговых мероприятий. Музыкальное училище г. Благовещенска в начале 60-х годов было единственным специальным образовательным учреждением в Амурской области и стало базой для формирования творческих коллективов филармонии. Один из них — секстет народных инструментов под руководством В.И. Гора. Ансамбль создан на базе педагогического училища в 1960 г. Первые участники коллектива — преподаватели училища и музыканты-любители. С 1961 г. в состав коллектива входили преподаватели и студенты музыкального училища: В.И. Гора, Э.Н. Лебедев, А.С. Кочерга, Л.Б. Израйлов, В.В. Силименев, А.С. Курбатов. В дальнейшем состав ансамбля изменялся. В первый же год своего существования ансамбль приобрел большую популярность у студенческой молодежи, рабочих и служащих, стал постоянным участником городских концертов. После успешного выступления на Всероссийском конкурсе артистов эстрады в г. Хабаровске жюри конкурса рекомендовало дирекции Амурской филармонии привлечь ансамбль для концертной работы12. Начались гастрольные поездки по городам и селам Амурской и Читинской областей. Секстет проводил большую просветительную работу по пропаганде инструментальной музыки и песенного творчества русского народа. Ансамбль участвовал в музыкальном оформлении спектаклей Амурского театра драмы. Режиссер театра С. Богорад неоднократно приглашал ансамбль для участия в спектаклях-сказках: «По щучьему велению», «Царь-водокрут», «Ай, болит», «Большой Иван»13.

В концертных программах коллектива значительное место занимала музыка амурских композиторов А. Ривлина, Е. Лыткина, Г. Пиджукова, Н. Лошманова. Пропагандируя музыку местных композиторов, ансамбль способствовал тому, что творчество амурчан вышло за рамки области и стало достойно представлять музыкальную культуру Дальнего Востока. Так, например, песня композитора Е. Лыткина «Цвети, земля амурская» «прошагала» с ансамблем народных инструментов, который в то время аккомпанировал Амурскому хору, до заключительных концертов в Москве14.

Еще одна интересная страница в жизни ансамбля. Основной состав коллектива составил костяк оркестра хореографического ансамбля «Ровесник». Бессменным руководителем ансамбля на протяжении более 20 лет являлся заслуженный работник культуры России В.В. Белоглазов. Именно по его просьбе В.И. Гора в 1968 г. создал оркестр народных инструментов, который и по настоящее время является неотъемлемой частью хореографического коллектива. Руководитель детского коллектива В.В. Белоглазов всегда отмечал значительную роль оркестра народных инструментов в росте и становлении хореографического ансамбля. Соприкосновение танцоров с «живой» музыкой способствовало воспитанию хорошего музыкального вкуса, формировало эстетическое отношение к окружающей жизни15.

Другим образовательным учреждением, которое существенно влияло на культурную жизнь в Амурской области, было педагогическое училище. Еще с середины 1920-х годов здесь велось преподавание русских народных инструментов. Традицией стало проведение отчетных концертов, участие в городских и областных

смотрах художественной самодеятельности. В начале 50-х годов в училище функционировало два состава оркестра народных инструментов. Один состав — это старшие курсы под руководством Б.М. Бекренева, а другой — подготовительная группа, которой руководил Б.Т. Степанов. Обучение игре на народных инструментах входило в единый учебный процесс училища, в котором велась подготовка учителей пения. Преподаватели музыки развернули большую работу по созданию оркестров народных инструментов, ансамблей. Это благотворно влияло на воспитание у учащихся правильного музыкального вкуса, приобщало к музыкальной культуре, выявляло и развивало творческие наклонности16. В архивных документах мы находим «...вменить в обязанность учащимся выпускных классов вести хор и оркестр народных инструментов в начальных классах школ»17.

Активизация музыкальной жизни в регионе, которая была вызвана открытием музыкальных училищ, способствовала притоку на Дальний Восток значительного числа творческой интеллигенции. Это были выпускники консерваторий, полные энтузиазма и энергии молодые музыканты. Среди них выпускники Киевской консерватории И.Т. Шепельский, А.А. Хижняк, Н.С. Худяков, которые прибыли на дальневосточную землю со своим творческим коллективом — трио баянистов. Приезд выпускников класса профессора М.М. Гелиса, основателя первой кафедры народных инструментов, было значительным событием в музыкальной жизни региона и имело до некоторой степени символичное значение. Ведь Дальний Восток — регион, где значительный процент населения составляли выходцы с Украины. Трио баянистов — это ученики украинской школы народного исполнительства. Киевляне внимательно следили за первыми шагами своих воспитанников. Газета «Радяньска культура» писала в те дни: «Молодые музыканты начали работу в далеком, но таком родном для нас крае. На берегах Амура зазвучали звуки чудесных украинских песен»18. Знаменательным является и тот факт, что трио было первым профессиональным коллективом в области народно-инструментального искусства, продемонстрировавшим возможности академического музицирования при исполнении лучших образцов классических произведений таким инструментом, как баян, который долгое время осознавался «музыкальным орудием» легкой бытовой музыки19. Будучи коллективом Хабаровской филармонии, ансамбль баянистов объездил с концертами весь Дальний Восток, Сибирь, Урал20.

Годы плодотворной творческой работы на Дальнем Востоке стали для ансамбля периодом становления его как концертного коллектива. Была выработана своя исполнительская манера, исполнительский почерк, определился репертуар ансамбля. Дальний Восток стал отправной точкой в судьбе будущего прославленного коллектива — Уральского трио баянистов, завоевавшего международную славу. Факт пребывания на дальневосточной земле трио баянистов имел огромное значение и для развития народно-инструментального искусства, в частности, школы баяна в регионе как эталона исполнительского мастерства.

Функционирование культурно-просветительных, музыкальных училищ, приток в регион выпускников центральных консерваторий — все это способствовало оживлению культурной жизни в регионе и подготовило почву для открытия высшего учебного заведения. Приказом Министерства культуры РСФСР № 151 от 14.01.1962 г. во Владивостоке был открыт Дальневосточный педагогический институт искусств21. Открывшийся вуз сконцентрировал в своих стенах высокий творческий потенциал преподавателей — выпускников центральных вузов

страны, которые начали подготовку специалистов высшей квалификации для всего Дальнего Востока. Проводившаяся в те годы политика планового распределения кадров способствовала их «приживлению» на дальневосточной земле22.

На музыкальном факультете в первый учебный 1962/63 год было всего 57 студентов и 13 преподавателей. Функционировали четыре специальных кафедры — фортепиано, хорового дирижирования, сольного пения и оркестровых инстру-ментов23. Кафедры народных инструментов ввиду отсутствия преподавателей не было. Один единственный преподаватель по классу баяна (выпускник Кишиневской консерватории А.Е. Новиков) работал в составе кафедры хорового дирижирования24. К 1965 г. из выпускников Горьковской, Новосибирской консерваторий, Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных сложился педагогический состав народной кафедры. Об этом знаменательном событии в жизни народно-инструментального исполнительства свидетельствует архивный документ. Л.М. Пятых, в те годы проректор по учебной и научной работе, объявил: «В этом учебном году у нас будет функционировать не отделение баяна, а отделение народных инструментов с классом балалайки, домбры, баяна. Расширяется профиль работы и творческие возможности этого отделения»25.

К середине 1960-х годов на кафедре народных инструментов сосредоточились значительные творческие силы: Ю.Г. Ястребов, Б.Г. Осипов, В.П. Гусев,

А.Е. Новиков, М.В. Мишанич, Ю.В. Никитин26. Кафедра стала центром педагогической и методической работы, повысилось качество концертной жизни в области народно-инструментального искусства. 1965 год отмечен еще одним знаменательным событием. Это год рождения оркестра народных инструментов. Художественным руководителем и дирижером был назначен В.П. Гусев, ныне художественный руководитель оркестра народных инструментов Новосибирского телевидения и радио, заслуженный деятель искусств РСФСР. В.П. Гусев — музыкант, обладающий тонким развитым музыкальным вкусом и дирижерской одаренностью. В первом составе оркестра было 28 чел. Из них всего пять струнников, три домриста и два балалаечника. В состав оркестра входили и преподаватели, что способствовало созданию творческой атмосферы в коллективе27. С самых первых концертов оркестр активно включился в музыкальную жизнь Приморского края. В его программе звучали лучшие образцы произведений русской, советской и зарубежной музыки: Вивальди — концерт ля минор, Гайдн — менуэт из Восьмой симфонии, Дебюсси — «Менестрели», Аренский — «Фантазия на темы Рябинина»28 и др.

Несмотря на то, что к середине 1960-х годов на юге Дальнего Востока функционировали два музыкальных, три культурно-просветительных училища, по-прежнему острой оставалась проблема подготовки кадров для расширявшейся сети культурно-простветительных учреждений. Нуждалась в кадрах и система детского музыкального образования. Процесс формирования единой системы обучения школа — училище — вуз только начался. В этих условиях основной проблемой была проблема набора29.

Для ее решения музыкальные училища разработали систему проведения конкурсов среди музыкальных школ. Институт искусств также подключился к организации конкурсов среди музыкальных училищ дальневосточного региона. Конкурсы, творческие соревнования наглядно демонстрировали успехи в подготовке народников, «высвечивали» недостатки, способствовали повышению исполнительского мастерства и во многом определяли дальнейшее его раз-

витие. Начало проведения конкурсов было положено в 1965 г. С этого времени они проводятся регулярно с интервалом в два года.

После открытия средних учебных заведений, вуза искусств на Дальнем Востоке у дальневосточников появилась возможность участия в этих творческих соревнованиях. Так, одним из первых дальневосточников, который выступил за пределами региона, был В.Т. Семененко (в настоящее время профессор Академии искусств). В 1959 г. будучи учащимся 2-го курса Владивостокского музыкального училища он принял участие в конкурсе исполнительского мастерства учащихся музыкальных училищ Сибири и Дальнего Востока в г. Новоси-бир ске30. Александр Тимошенко, выпускник Хабаровского музучилища, в дальнейшем известный композитор-народник, стал лауреатом этого же конкурса в 1963 г.31 В 1969 г. учащиеся Владивостокского музыкального училища А. Цапля (баян) и Н. Мельничук (аккордеон) приняли участие во Всероссийском конкурсе учащихся музыкальных училищ — исполнителей на народных инструментах в г. Иваново, а студенты Института искусств В. Волохов (баян), Г. Ежков (баян), В. Ментузов (домра) приняли участие во Всероссийском конкурсе исполнительского мастерства на народных инструментах студентов вузов России в г. Ново-сибирске32. Таким образом, постепенно музыканты-народники стали вливаться в общее пространство профессиональной музыкальной культуры Дальнего Востока, демонстрируя при этом высокий уровень исполнительского мастерства.

Характер идеологической политики на Дальнем Востоке определялся близостью к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, что в свою очередь диктовало необходимость развития социально-культурной инфраструктуры и способствовало расширению сети музыкально-образовательных учреждений. В 1968 г. было открыто музыкальное училище в г. Находке. Возглавил его выпускник кафедры народных инструментов Института искусств Н.В. Каменев. В отличие от первого педагогического состава музыкального училища г. Владивостока, в который входили музыканты со средне-специальным образованием, «костяк» отделения народных инструментов находкинского училища составляли выпускники консерваторий и Дальневосточного института искусств. Это следствие возросшего творческого потенциала в регионе.

В 1968 г. открылся Хабаровский государственный институт культуры. Перед вузом ставилась цель обеспечения региона квалифицированными специалистами, способными реализовать основные концептуальные направления со-цио-культурной и досуговой деятельности33.

В приказе Министерства культуры РСФСР № 421 от 5 июня 1968 г. об открытии института содержатся строки и об организации кафедры народных инстру-ментов34. Творческие традиции, заложенные первым педагогическим составом, поддерживаются и развиваются на протяжении многих лет. В первый учебный год основания на кафедре работали представители двух школ — Ленинграда и Москвы. Это первый зав. кафедрой Г.А. Петров, Л.П. Подоба, А.К. Королев,

В.К. Галахов, А.И. Буравлев, Г.В. Москвитина, П.С. Новосельский35. На базе кафедры были созданы учебные коллективы — оркестр народных инструментов, первым руководителем которого был Герман Александрович Петров. Оркестр баянов возглавила Любовь Павловна Подоба. Эти коллективы стали базой для подготовки самодеятельных руководителей оркестров народных инструментов, а также непременными участниками всех городских культурно-массовых мероприятий. Активную концертную деятельность вели и педагоги кафедры36.

В результате уже в первый год стало возможным участие студентов и преподавателей в концертной деятельности города. Так, в марте 1968 г. прошел первый отчетный концерт преподавателей и студентов института перед трудящимися г. Хабаровска37. Кроме педагогической и концертной деятельности педагогам кафедры приходилось совершать поездки по дальневосточному региону в качестве членов жюри различных смотров, фестивалей, конкурсов, олимпиад. В результате таких поездок рождались темы будущих научных работ. Сферой научных интересов Г.С. Мишурова стало традиционное инструментальное творчество ульчей, нанайцев, удэгейцев, орочей. Общение с народными музыкантами-ба-лалаечниками преподавателя В.К. Галахова подтолкнуло его к осмыслению процессов взаимодействия, взаимопроникновения культур народов-переселенцев, в результате чего родилось самобытное народно-инструментальное искусство Дальнего Востока.

Г.С. Мишуров и В.К. Галахов стали первыми аспирантами-заочниками столичных вузов. В дальнейшем ими были защищены кандидатские диссертации и написаны монографии: Мишуров Г.С. «Самобытное искусство народов Дальнего Востока», Галахов В.К. «Искусство балалаечников Дальнего Востока».

В 1960-е годы Хабаровское училище искусств не сдавало своих позиций в развитии народно-инструментального исполнительства. До 1964 г. в училище работала плеяда талантливых баянистов-педагогов — П. Мажаров, Ю. Трофимов. Не прошла бесследно, хотя и непродолжительная, педагогическая деятельность И. Шепельского, А. Хижняка и Н. Худякова. После окончания Саратовской консерватории в Хабаровск приезжает В.А. Никиточкин и возглавляет в училище отделение народных инструментов. С этого времени вся жизнь талантливого музыканта связана с народно-инструментальным искусством Дальнего Востока. Педагогическая деятельность В.А. Никиточкина поистине достойный вклад в музыкальную культуру Дальнего Востока. Он вырастил плеяду замечательных музыкантов-народников. Из его класса вышло 11 лауреатов краевых, зональных, республиканских конкурсов38.

Талантливым организатором и руководителем оркестров народных инструментов в Хабаровском крае был Б.К. Ушаков. Руководил он не только самодеятельными оркестрами, но и учебными. Выпускник Московского музыкального училища им. Гнесиных свою творческую деятельность начал в Биробиджанском культурно-просветительном училище; в 1963 г. приказом по Хабаровскому краевому управлению культуры был переведен в училище искусств и стал руководителем оркестра.

Дальневосточное инструментальное исполнительство всегда страдало от недостатка народников-струнников. Не одно поколение балалаечников воспитал Б.К. Ушаков, навсегда привив любовь к этому народному инструменту своим ученикам. Оркестр народных инструментов училища под руководством Б.К. Ушакова достиг за короткий срок высокого технического и исполнительского уровня. Особое внимание он уделял репертуару, осознавая, что от того, насколько высок художественный уровень исполняемых произведений, будет зависеть и формирование художественного вкуса будущих исполнительней и руководителей оркестров русских народных инструментов в музыкальных школах. В своих концертных программах оркестр исполнял не только обработки русских народных песен, но и крупные произведения. Многие из них были аранжированы руководителем коллектива.

Организация в музыкальных, культпросветучилищах, вузах творческих коллективов самого разного состава — ансамблей, оркестров народных инструментов, баянов — повлекла за собой рост численности коллективов художественной самодеятельности. На смену музыкантам-любителям пришли профессионалы.

На смотрах художественной самодеятельности наметилась тенденция качественного роста коллективов инструментальной музыки, а также усложнение репертуара, в котором наряду с жанрами бытовой, «легкой» музыки стали звучать и классические произведения39. Показателен в этом плане оркестр народных инструментов РДК с. Приамурского (Хабаровский край) под руководством Н. Брагина. Интересно складывался репертуар коллектива, для которого хабаровским композитором В. Симоновым была написана «Праздничная увертюра», а Б. Ужа-нов сделал переложение «Танца воронят» Н. Менцера и «Танца с палками» на нанайские темы из танцевально-игровой сюиты. Постоянную методическую помощь оказывал оркестру преподаватель училища Б.К. Ушаков40.

Во Владивостоке при Доме культуры им. Дзержинского УВД Приморского крайисполкома с 1950-х годов функционировал оркестр народных инструментов под управлением П.М. Метелева. Участники коллектива не знали нотной грамоты и занимались по цифровой системе. С 1962 г. коллектив возглавил А.К. Оша-ров. С приходом музыканта-профессионала изменилась методика оркестровой работы, улучшилось звучание оркестра. В 1966 г. художественное руководство оркестром переходит к выпускнику Ленинградского государственного института культуры В.В. Подмаскину. С этого времени и на протяжении двадцати с лишним лет он был бессменным руководителем коллектива. Любовь к народной музыке объединяла в единый коллектив людей самых разных профессий: рабочих, инженеров, врачей, студентов, учащихся. Интересен и возрастной состав оркестра: самому младшему было двенадцать лет, а старшему — 75. По количественному составу это был самый большой оркестр среди самодеятельных инструментальных коллективов. Качественное состояние любого коллектива можно проследить по концертной программе. В репертуар этого оркестра входили не только обработки русских народных песен, наигрышей, но и оригинальные произведения, написанные для оркестра народных инструментов41.

При высших учебных заведениях начали открываться факультеты общественных профессий с отделениями хора, народных инструментов. Так, в Хабаровске в Педагогическом институте функционировал факультет общественных профессий, на котором занималось 300 студентов I и II курсов42. В Педагогическом институте г. Благовещенска В.В. Силименовым (преподаватель музыки педучилища) был организован оркестр народных инструментов. Основу его составили выпускники педагогического училища43.

Таким образом, конец 50-х — 60-е годы XX в. являются этапами становления профессионального музыкального образования в области народно-инструментального исполнительства, в результате чего была создана база подготовки не только музыкантов-исполнителей, но также педагогов и руководителей оркестров народных инструментов в музыкальных школах и культурно-просветительных учреждениях. Формирование системы музыкального образования, в частности в народном инструментализме, было плодом целенаправленной политики государства на Дальнем Востоке. И если в начале 1960-х годов рост числа музы-кантов-педагогов шел за счет прибывавших из центра специалистов, то к началу 1970-х в области народно-инструментальной культуры сформировалась своя дальневосточная школа. Исполнительство на народных инструментах заняло достойное место в музыкальной культуре региона.

1 Марчишина Т.В. Музыкальное образование на Дальнем Востоке в 50-е годы XX века // Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Материалы Всерос. науч. конф. 25—26 апр. 2001 г. Вып. 8. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002. С. 113.

2 Там же.

3 Красное знамя. Владивосток, 1956. 14 марта.

4 ГАПК. Ф.Р-1259, оп. 1, д. 68, л. 2.

5 Там же. Д. 285, л. 43.

6 Барашок И.В. Становление и развитие системы музыкального образования в жанре народных инструментов в Приморье. Владивосток, 1987. С. 5.

7 ГАПК. Ф. Р-1406, оп. 1, д. 2, л. 2.

8 Барашок И.В. Становление и развитие системы музыкального образования в жанре народных инструментов в Приморье. С. 6.

9 Там же. С. 3.

10 ГААО. Ф.Р-1509, оп. 1, д. 1, л. 17.

11 Амурская правда. Благовещенск, 1962. 12 мая.

12 Гора В.И. Русские инструменты в Приамурье. Благовещенск, 1994. С. 33.

13 Амурская правда. 1967. 28 апр.

14 Гора В.И. Русские инструменты в Приамурье. С. 36—38.

15 Там же. С. 31—32.

16 Там же. С. 25.

17 ГААО. Ф. Р-100, оп. 1, д. 1, л. 16.

18 Ястребов Ю.Г. Уральское трио баянистов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. С. 50.

19 Тихоокеан. звезда. Хабаровск, 1964. 2 июня.

20 Ястребов Ю.Г. Уральское трио баянистов. С. 58.

21 Дальневосточная государственная академия искусств: воспоминания и материалы. Владивосток: ДВГАИ, 2002. Вып. 1. С. 3.

22 Гончаренко В.А. Начало // Дальневосточная государственная академия искусств: воспоминания и материалы. Владивосток: ДВГАИ, 2002. Вып. 1. С. 6.

23 Федотов ВА. Самая дальняя консерватория страны // Высшее образование на Дальнем Востоке: история современность, будущее: Материалы науч. конф. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. С. 47—48.

24 ГАПК. Ф. Р-1566, оп. 1, д. 37-а, л. 1.

25 Там же. Д. 83, л. 1.

26 Там же. Д. 37-а, л. 31.

27 Лоншакова Т. История создания и развития оркестра русских народных инструментов ДВПИИ. Владивосток, 1985. С. 6.

28 Низовский Г.Я. Современное народно-инструментальное исполнительство Приморья. М., 1993. С. 11.

29 ГАПК. Ф. Р-1566, оп. 1, д. 167, л. 1.

30 Низовский Г.Я. Баянисты и аккордеонисты Приморья: справочник. Владивосток: Дальнаука, 1999. С. 5.

31 Басурманов А.П. Баянное и аккордеонное искусство: справочник. М.: «Кифара», 2003. С. 139.

32 Низовский Г.Я. Баянисты и аккордеонисты Приморья. С. 5.

33 Романов В.Т. Струн вещих пламенные звуки (из истории становления музыкально-педагогического факультета ХГИИК). Хабаровск: ХГИИК, 2003. С. 14.

34 ГАХК. Ф.Р-782, оп. 1, д. 1, л. 1.

35 Там же. Л. 43.

36 Там же. Д. 26, л. 3.

37 Там же. Д. 9, л. 2.

38 Никитин А.А. Музыканты Дальнего Востока (Хабаровский край). Хабаровск, 2001. С. 92—93.

39 ГАХК. Ф.Р-868, оп. 1, д. 25, л. 29.

40 Там же. Ф.Р-1812, оп. 1, д. 27, л. 5.

41 Документальный фонд музея им. В.К. Арсеньева. Ф. 147, оп. 1, д. 6.

42 Бенсман Э.Г. Культурное строительство в Хабаровском крае. Хабаровск, 1965. С. 51.

43 Гора В.И. Русские инструменты в Приамурье... С. 28.

SUMMARY: The history of musical live of Far East, mainly started with opening of the musical schools and then larger specialized educational institutions, is revealed in the article. The author considers exactly that assisted to influx of the creative intelligentsia into the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.